О причинах попущения Божиего на то, чтобы христиане искушались, или испытывались — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

О причинах попущения Божиего на то, чтобы христиане искушались, или испытывались

2022-11-14 24
О причинах попущения Божиего на то, чтобы христиане искушались, или испытывались 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, христианину необходимо несомненно верить, что все, что посылается Богом на тесном пути, ведущем в Царствие небесное, дается Им для его спасения.

Игнатий Брянчанинов (Т.5, гл.35): «Все скорби, наносимые нам человеками, постигают нас не иначе, как по Божию попущению, к нашей существенной пользе. Если б эти скорби не были нам необходимо нужны, Бог никак не попустил бы их».

Амвросий Оптинский (собрание писем к мирянам): «Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испыта­ния добро твердо не бывает. Вся­кий христианин чем-либо да ис­пытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разны­ми нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедстви­ем или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры и надежды и любви Божией, то есть к чему человек более скло­няется, к чему более прилепля­ется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин через по­добные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся».

Сейчас кратко скажем о том, каковы причины попущения Божия. В общем эти причины заключаются в следующем:

Феофан Затворник (Письмо 469): «Горестей на земле более, чем радостей. То и другое посылает Бог, то для возбуждения от нравственного усыпления, то для пресечения неправостей и грехов, то для покаянного их очищения, то для возвышения покорности Богу, все устрояющему, для подания повода явить мужество и терпение во славу Божию и другие высокие добродетели».

А если говорить подробнее о причинах, то они таковы:

1.Для христианина, ведущего внимательную духовную жизнь, подобные испытания позволяют видеть свое сердце, т.е. есть ли в нем добродетели: смирение, терпение, кротость и т.д., или в нем живут гнев, саможаление, обида, желание отомстить и т.д.

Феофан Затворник (Письмо 544): «…неприятности Бог попускает для испытания и нам самим показания, насколько прочно наше доброе внутреннее направление…».

Иоанн Златоуст (т.2, ч.1, бес.4): «Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе».

Амвросий Оптинский (собрание писем к мирянам): «Преподоб­ный Макарий Египетский пи­шет, что Господь попускает лука­вому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нераде­нию, а старались жить внима­тельно и осторожно. Во-вторых, чтобы через искушения смиря­лись и не высокоумствовали, че­му без борения и искушения вражеского люди легко подвер­гаются. В-третьих, люди через искушения делаются более опыт­ными и искусными и более твер­дыми».

Авва Зосима (Собеседования): «Почему, кто хочет и ищет уврачеваться, тому необходимо перетерпевать, что налагает на него врач, с молчанием, хотя и болезненным. Ведь и больной телом не сладким почитает терпеть сечения и прижигания, или принимать чистительное; но убежден будучи, что без этого невозможно избавиться от болезни, отдает себя в руки врача, с уверенностью, что чрез эту малую предлежащую ему боль избавится от сильного внутреннего расстройства и долговременной болезни. Прижигатель же Иисус-Христов есть тот, кто причиняет обиды и вред».

Феофан Новоезерский (Наставления. Ст.200): «Бог нарочно посылает огорчения, чтобы довести нас до совершенного незлобия. Были люди, которые просили Бога: Господи, пошли мне оскорбленье; а когда найдет, они не снесут. После плачут, раскаиваются и опять просят, и когда снова найдет, опять не снесут, и снова готовятся переносить. И так посылается им до того, пока они достигнут до младенческого смирения. А если не будем сносить обидных слов, то это не полезно для душ наших: "Смирихся, и спасе мя"».

Феофан Новоезерский (Наставления. Ст.268): «Господь наказывает нас, любя: "Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами" (Евр.12,7). А в чем состоит это наказание? В попущении искушений: когда обидят тебя, оскорбят, уничижат, все это должно претерпеть и молиться: "Господи! даждь ми терпение!"».

(О пользе скорбей для внутреннего человека подробнее скажем еще позже)

2. Что касается злоречия, то часто Господь попускает клевету для нашего блага в будущем.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, ч.2, §423): «Любящим Бога все содействует ко благу, — говорит апостол (Рим 8:28). Им клевета и по­ношение в пользу милостью Божией обраща­ется. Целомудренного Иосифа женская клеве­та в темницу ввергла, но так он на высокую честь вознесен, и всю страну ту от голода спас (Быт гл. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бе­жал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх.2:15, 22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх.3:2—7 и след.). Давиду святому много наве­тов делал злоречивый язык, но так он к молитве возбуждался и много Богодухновенных псалмов в пользу Церкви Святой сочинил. Даниила кле­вета в ров ввергла на съедение львам, но непо­винность заградила уста зверей и прославила его более прежнего (Дан.6:16—28)».

Претерпевшему зло, благо будет не только в этом веке, но и в будущем.

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «Благодари же Бога за внешнее бесчестие: потерпевший бесчестие здесь не подвергнется ему в том веке. «Принял вдвое за все грехи свои» (Ис.40,2). «Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис.26, 12)».

Нил Синайский (Письма. П.3.50): «Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляют его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди. А Бог попускает многим оскорблять праведника, до­ставляя ему случай к приобретению вечной и приснопамятной славы, воздаваемой за перенесение чрезмерных скорбей. Посему, когда праведник, недоумевая, скажет Богу: для чего, Владыка мой, все «гонители мои» укрепляются на меня (Пс.12, 5)? Для чего, Владыка мой, «стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс.9, 22), тысячекратно оскорбленного и утружденного? Для чего «подвергал себя ранам всякий день» бедственной жизни моей (Пс.72, 14)? Когда сие и подобное сему скажет праведник, ответит ему Бог, изрекший у Пророка: «возопиешь, и Он скажет: `вот Я!» (Ис. 58, 9). Так ответит верному и от сердца возведшему к Нему взоры рабу, и скажет: для того попустил Я тебе много скорбеть и обременяться бедствиями, чтобы соделать тебе «в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4, 17). Для сего-то и опи­сываются, и на самом деле бывают «много скорбей у праведного» (Пс.33, 20)».

3. Иногда Господь попускает нам незаслуженные обиды и скорби для нашего наказания.

Нравственное Богословие (Грехи против 9-ой заповеди, грех: Излишнее смущение кого либо собственным духом от клевет и оттого, что имеет он много напрасных врагов): «…клеветники и враги нередко бывают для нас вместо бича или кары от Самого Бога: Бог знает через кого нас наказать. И вот клеветы и вражды то напоминают нам о виновности нашей в других случаях».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, ч.1, О терпении): «Когда мы подвергаемся скорби, Бог видит это. Это совершается не только по Его попущению, но и по Его всесвятому промышлению о нас. Он попускает нам потомиться за грехи наши во времени, чтоб избавить нас от томления в вечности. Часто случается, что тайный и тяжкий грех наш остается неизвестным для человеков, остается без наказания, будучи прикрыт милосердием Божиим; в это же время, или по истечении некоторого времени, принуждены бываем пострадать сколько-нибудь, вследствие клеветы или придирчивости, как бы напрасно и невинно. Совесть наша говорит нам, что мы страдаем за тайный грех наш! Милосердие Божие, покрывшее этот грех, дает нам средство увенчаться венцем невинных страдальцев за претерпение клеветы, и вместе очиститься наказанием от тайного греха. Рассматривая это, прославим всесвятой Промысл Божий, и смиримся пред ним».

Николай Сербский (Избранные письма к духовным детям. П. 26): «Ответ одному заключенному, который жалуется на несправедливость: Говоришь, что ты не виноват в том, за что осужден. В ночной драке на улице погиб человек. Убийцы быстро разбежались, а ты случайно оказался около мертвеца, когда подоспела охрана. Тебя схватили и признали виновным. Сейчас ты сокрушаешься о неправде людской. Клянешься, что ты осужден безвинно. Получив от тебя первое письмо, я просил поведать о всей твоей жизни, и ты это сделал. Прочитав второе письмо, я воскликнул: "Ты заслужил наказание!" Человек, ты заслуженно получил это тяжкое наказание, если не именно за это преступление, то, наверняка, за все остальные твои преступления. Всевидящий Судия знал и множество других проступков твоих, но по милости Своей скрыл их от возможных свидетелей на земле, ожидая твоего покаяния. Но ты и не каялся, и не исповедался, и Богу не молился, и не причащался. Напротив, ты продолжал тайно творить зло и был готов убить любого, кто бы твоим нечестивым делам воспрепятствовал. Только за жестокость по отношению к жене своей ты заслужил каторгу. Она не подавала на тебя в земной суд, но ее рыдания предстали пред Божиим Судом. Чтобы отвратить тебя от злых дел и вернуть на праведный путь, чтобы заставить вспомнить о душе, о смерти и грядущем Страшном Суде, Судьботворец привел тебя в ту ночь на место преступления. Тебя схватили и осудили на каторгу. Твой случай живо напоминает мне судьбу великого святителя христианского Ефрема Сирина. В молодости Ефрем много грешил, но ни за один грех не был осужден. Между тем, случилось так, что воры украли у его соседа овцу. Сосед заподозрил Ефрема и подал на него в суд. И Ефрем, совершенно невиновный в этой краже, оказался в темнице. Огорченный неправдой людскою, Ефрем начал причитать и взывать к Богу. Находясь в камере с другими преступниками, он в разговоре с ними стал интересоваться, за что другие попали в тюрьму. Он спрашивал по очереди каждого, и один ему говорил одно, другой - другое. В их проступках Ефрем узнал свои грехи, за которые его никто не наказал. Тогда дух его отрезвел, и он понял, что попал в темницу не из-за украденной овцы, но из-за многих других проступков своих. Сокрушаясь, Ефрем покаялся перед Господом и стал плачевно молить Бога простить ему тайные грехи его, продолжая, в то же время, благодарить Его за то, что оказался в тюрьме. Вскоре его освободили, признав невиновным. Этот случай совершил переворот в душе Ефрема. Темница приняла его как грешника, а выпустила на волю как святого».

4. Также злоречие может быть и для предостережения от возможных наших грехов.

Нравственное Богословие (Грехи против 9-ой заповеди, грех: Излишнее смущение кого либо собственным духом от клевет и оттого, что имеет он много напрасных врагов): «…(клеветы и вражды могут приводить) нас своею грубостью в испуг, предостерегают от тех самых преступных дел, в которых нас завиняют и к которым может быть мы уже и бы­ли близки, о которых может быть уже мы и помышляли. В самом деле, если всмотримся в свою жизнь внима­тельнее, то не найдем ли, что от некоторых пороков нас спасла клевета, которая уже приписала нам эти по­роки, как действительность? Мы только имели сильное расположение к этим самым порокам, а тут и накры­ла нас людская клевета, которая таким образом вывела нас из состояния беспечности, вразумила нас противостать соблазну, хоть клеветник и остается сам по себе, — тем же неблагонамеренным и злым человеком. В таком слу­чае нам остается со смирением и преданностью к Промыслу Божию сказать: «да благоухает пред Богом жерт­ва» (1Цар.26,19)».

5. Гонения – это испытания нашей веры.

Киприан Карфагенский (Книга о падших): «Господь хотел испытать Свою семью, и так как продолжительный мир повредил учение, преданное нам свыше, то сам небесный Промысл восстановил лежащую и, если можно так выразиться, почти спящую веру. При этом в то время как мы заслуживали большее, всемилостивый Господь расположил все так, чтобы случившееся казалось более испытанием, чем гонением».

Ефрем Сирин (О терпении): «…душа унывающая, нерадивая и ослабевающая в надежде окажется действительно не любящей Бога. Различные же скорби и искушения показывают, которые души до­стойны и которые недостойны, которые имеют веру, надежду и терпе­ние и которые не имеют; так что, если души окажутся во всем благоискусными, верными и достойными, претерпевшими до конца и сохра­нившими упование веры, то, сподобившись избавления по благодати, по всей справедливости сделаются они наследницами Царствия».

6. Выше мы подробно говорили о том, как вели себя христианки при попытке их изнасиловать. И вот, что говорят святые о причинах попущения Божия в таких случаях.

Августин Блаженный (О граде Божием. 1,28): «А если спросите, почему дозволено, то знайте, что есть некое высшее провидение Творца и Промыслителя мира, и «непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его» (Рим. 11, 33). Тем не менее, спросите чистосердечно вашу душу, не слишком ли возгордились вы благом вашей чистоты, воздержания или целомудрия и, увлекшись человеческими похвалами, не позавидовали ли некоторым даже и в этом? Не обвиняю в том, чего не знаю, и не слышу, что на ваш вопрос отвечают вам сердца ваши. Однако если бы они ответили, что это так, то не удивляйтесь, что вы утратили то, чем думали нравиться людям, и остались при том, чего людям показать нельзя. Если желания грешить у вас не было, в таком случае вам была ниспослана божественная помощь, чтобы вы не утратили божественной благодати; но вы подверглись человеческому поруганию, чтобы не любили человеческой славы. Утешьтесь, малодушные, и тем и другим: в одном испытанные, от другого очищенные; в том оправданные, в этом исправленные. Те же из вас, сердца которых ответят, что они никогда не превозносились благом или девства, или вдовства, или супружеской верности, но «последовали смиренным» (Рим. 22, 16); дару Божию радовались со страхом, не завидовали чьему-либо превосходству в той же чистоте и святости, но, презирая человеческую похвалу, обыкновенно тем более расточаемую, чем менее желают того, что заслуживает похвалы, — и те, которые таковы, если подверглись насилию варварского сладострастия, пусть не нарекают на то, что так дозволено; пусть не думают, что Бог не придает этому значения, если дозволяет такое, чего никто не делает безнаказанно. Есть, так сказать, своего рода грузы злых вожделений, которые нынешним тайным Божественным Судом оставляются безнаказанными и откладываются до Суда последнего, явного. Но весьма возможно, что такие, хорошо сознающие, что их сердца никогда надменно не превозносились благом чистоты, и, тем не менее, испытавшие на своей плоти враждебное насилие, имели некоторую тайную сладость, которая могла бы перейти в горделивое высокомерие, если бы они … избежали этого унижения. И вот, как некоторые восхищаются смертью, чтобы злоба не изменила ум их (Прем. 4, 2), так и у этих похищается нечто насилием, чтобы их смирения не изменило счастье. Таким образом, и те и другие, и уже гордившиеся, что не испытали ничьего постыдного прикосновения к своей плоти, и те, которые могли возгордиться, если бы не подверглись враждебному насилию, — и те и другие не чистоты лишились, а научились смирению; первые освободились от уже существовавшей гордости, последние — от гордости угрожавшей».

7. Отцы называют еще и другие причины попущения Божия подвергаться искушениям:

Амвросий Оптинский (собрание писем к мирянам): «попус­кает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от ми­ролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горде­ливых и самолюбивых, как ска­зано в Евангелии: «Не мир при­шел Я принести на землю, но меч» (см. Мф.10, 34)».

Марк Подвижник (Слово 6): «…из случающегося с нами печального ничто не постигает нас неспра­ведливо, но все бывает по праведному суду Божию. Иные терпят за свои злые дела, а иные за ближнего…».

Как видим, у Бога много причин, попускающих искушения, и не зависимо от того, известны они людям или нет, все они – для блага человека. И этому надо верить несомненно!

 

Ответы на различные заблуждения относительно скорбей праведников

 

Хотя сейчас мы говорим о правых суждениях, но приведем некоторые заблуждения людей о скорбях праведников и действиях Божиих, т.к. это поможет и тем, у кого были подобные вопросы и тем, кто еще раз желает увидеть милость и благость Божию, посылающую нам скорби.

Блаж. Августин (О 83 различных вопросах. В.82): «1. Многие ропщущие на учение Божие поднимают вопрос, когда видят, что праведные часто претерпевают тяжкие стра­дания во время этой жизни, (а именно) как будто вследствие этого нет для них никакой пользы от их служения Богу, пос­кольку или претерпевают они безразлично общие тяготы: и телесные, и от убытков, поношений и всего прочего, что смертные считают злом, или же даже больше других стра­дают ради слова Божия и праведности, которые вызывают у тяжко грешащих беспокойное возмущение, или клевету, или ненависть к проповедникам (слова Божия). Им мы ответим, что если бы эта жизнь была у людей единственной, то вовсе не глупым показалось бы, что праведная жизнь или ничем не полезна, или даже вредна. Хотя не будет недостатка и в тех, кто так сравнит сладость праведности и внутреннюю радость от нее со всеми телесными трудностями и страданиями, пе­реносимыми человеческим родом вследствие условий своей смертности, и со всем возбуждаемым несправедливо против праведно живущих из-за их праведности, что, (даже и) не принимая во внимание надежды на будущую жизнь, охотнее и радостнее будут страдать из любви к истине, чем роскошно пиршествовать от желания опьянения.

2. Но есть и те, кто полагают, что Бог несправедлив, когда видят праведных в скорбях и тягостях, или же, по крайней мере, если не дерзают называть Бога несправедливым, то или считают, что Он не заботится о людских делах, или что од­нажды установил Он необходимость судеб, вопреки которой даже и Сам ничего не делает, чтобы не оказалось, что непосто­янство нарушает установленный Им порядок вещей. А неко­торые думают нечто другое, (а именно), что Бог, бессильный в отношении чего-либо, не способен удалить от праведных этих зол. И здесь должно ответить, что не оказалось бы ника­кой праведности в людях, если бы Бог не заботился о людских делах. Ибо вся та человеческая праведность, которой челове­ческая душа может как придерживаться, поступая правильно, так и лишаться, греша, не запечатлевалась бы в душе, если бы не было некоей неизменной праведности, которая во всей ее полноте обретается праведными, когда они обращаются к ней, и во всей ее полноте оставляется грешниками, когда они от­вращаются от ее света. Эта неизменная праведность воистину принадлежит Богу, и Он не простирал бы ее для просвещения обращающихся к Нему, если бы не заботился о людских делах. Если же Он позволяет, чтобы праведные переносили тягости, поскольку не желает поступать вопреки установленному Им порядку вещей, то и Сам не праведен, — не потому, что же­лает соблюдать Свое установление, но поскольку этот самый порядок вещей установил Он таким образом, что праведные подвергаются незаслуженным наказаниям. А всякий, кто по­лагает, что Бог бессилен в некотором отношении отвратить зло, претерпеваемое праведными, — безумствует, ибо не по­нимает, что как непозволительно называть Бога несправедли­вым, так непозволительно и отрицать, что Он всемогущ.

3. Когда, сообразуясь с обстоятельствами затронутого вопроса, все это вкратце установлено (ведь (только) вполне пагубному нечестию свойственно сомневаться, что есть Бог, и что Он справедлив и всемогущ), то нет никакой более ве­роятной причины того, что праведные люди в этой жизни по большей части несут тяготы, как та, что это (происхо­дит), поскольку служит им на пользу. Ведь одна праведность свойственна ныне людям, (служа) для приобретения вечного спасения, а другая должна была быть предоставлена человеку, находившемуся в раю, для того чтобы удержать и не упустить то же самое вечное спасение. Ибо как праведность Божия состоит в том, чтобы предписывать полезное и воздавать на­казания непокорным, а награды покорным, так праведность человеческая — повиноваться полезным предписаниям. Но поскольку что для тела — здоровье, то для души — блаженс­тво, то подобно тому, как в отношении тела одни лекарства прописываются, чтобы не лишиться доброго здоровья, а другие — чтобы восстановить утраченное, так и в отношении всего положения человека, одни заповеди были даны спер­ва, чтобы не лишился он бессмертия, а другие предлагаются ныне, чтобы вновь приобрел это бессмертие. И что касается телесного здоровья, то, если кто-то не исполняет предписа­ний врача, необходимых для поддержания доброго здоровья, он впадает в некую болезнь и получает другие предписания, чтобы смог исцелиться. И этих предписаний часто оказыва­ется недостаточно, когда болезнь серьезна, если не будет при­бавлено врачом некоей помощи, по большей части тягостной и приносящей страдания, однако служащей к восстановле­нию здоровья. Поэтому и выходит, что человек, хотя и подчи­няется уже врачу, однако все еще терпит страдания не только от самой еще не излеченной болезни, но также и от помощи врача. Точно так же человек, пав вследствие греха в болез­ненную и бедственную смертность этой жизни, поскольку не захотел вначале подчиниться хранившей вечность и соблю­давшей здоровье заповеди, сделавшись больным, получил но­вые заповеди. И если он подчиняется им, то не напрасно уже зовется живущим праведно, однако страдания, до сих пор им претерпеваемые, переносит он или по причине не излечен­ной еще самой болезни, или вследствие помощи лекарства. И к этой помощи относится сказанное: «Ибо Господь кого любит, поражает, бьет же всякого сына, которого принимает». А те, кто, не исполняя в высшей степени спасительных заповедей, живут неправедно, вновь и вновь увеличивают свои болез­ни. Они даже и в этой жизни или от самих своих болезней терпят бесчисленные тяготы несчастий и страдания, или до­полнительными наказаниями сострадательно уведомляются в каком зле они пребывают, чтобы то, что не здорово, было поражено и страдало, и они, обратившись к лечению, стали здоровы по благодати Божией. И если пренебрегут всем этим, то есть заповедями слов и страданий, то стяжают себе после этой жизни справедливое вечное осуждение. И потому лишь тот может сказать, что все это происходит несправедливо, кто, полагая, что существует лишь та смертная жизнь, которую ве­дем мы ныне, не верит в предсказанное Богом грядущее. И таковой понесет тяжелейшие кары за упорное пребывание в грехах и свое неверие».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.