Знание о скорбях и их пользе — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Знание о скорбях и их пользе

2022-11-14 26
Знание о скорбях и их пользе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак, выше были приведены учения о причинах попущения Божиего скорбных ситуаций, и мы видели, что все они во благо нам. И сейчас мы продолжим вопрос о пользе скорбей и кратко перечислим их полезные свойства.

1. В Писании приводятся различные виды неприятных ситуаций, например:

Феофан Затворник (Толков. на посл. римлянам. 8,35):«Кто нас разлучит от любви Божией: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» «Скорбь ли, или теснота». Будто оглавление всего неприязненного любителям Бога о Христе Иисусе: «скорбь» — более с внутренней стороны, — как неприязнь отражается в сердце; а: «теснота» — более со внешней, относительно тела и внешнего положения. — «Гонение» — и в семействе, и в обществе восстают и не хотят терпеть, чтобы между ними жил такой; и или прямо выгоняют, или притеснениями и неприязнями самого заставляют убежать. И убегает, — нередко ни с чем и в чем был; следствием чего неизбежным бывает «глад и нагота» — кормиться нечем, одеться не во что. Но это еще не все: гонители не успокаиваются изгнанием и лишением всего, — ищут побить и убить; от этого беда неотступно висит над головою, — того и гляди схватят, измучат и убьют. Так всюду почти бывало в частной жизни».

Что касается скорби, как тяжелого душевного состояния, или печали, то в духовных учениях выделяется несколько видов скорби:

Первый – скорбь от бедственных обстоятельств (пожар, засуха, болезни и т.п.),

второй – скорбь от злоречия и злодействия других людей (в ситуациях, в которых ты не был виноват),

третий – скорбь от злоречия и злодействия других людей (в ситуациях, в которых ты был виноват),

четвертый – скорбь о видимых бедах других людей,

пятый – скорбь о душевных бедах других людей,

шестой – скорбь о своих душевных болезнях, или о грехах.

К нашей теме относятся все эти виды скорби, кроме первой.

Сейчас мы скажем о том, какая должна быть скорбь у того, кого незаслуженно обижают.

Вначале отметим, что существует два типа скорби: правильная и неправильная. Правильная скорбь о себе, это – скорбь о своих грехах. В данном же случае, человек невиновен в том, в чем его обвиняют и кажется, что скорбь о своих грехах не должна касаться его сердца. Но знание, что ты много прегрешал в других случаях, вызывает правильную скорбь.

Неправильная скорбь о себе может быть от саможаления, от обиды, от уязвленного самолюбия и т.д. Подобные чувства не должны быть в том, кто невиновен, потому что если он и был невиновен в той ситуации, о которой злоречили, то становится виновен при переживании от действия своего оскорбленного самолюбия, которое позже может перерасти в печаль, отчаяние, злопамятство, месть и т.д. (об этом еще будет сказано позже)

Далее. Таким душам, которых злословят и незаслуженно гонят, Господь дал обетования о будущем блаженстве и заповедал радоваться, надеясь на него.

Феофан Затворник (Пс.118, ст.134): « В отвращение такого злого влияния клеветы на делателей добродетели и Христос Господь, воодушевляя ревнителей ее, в конце прибавил: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5,11-12)».

Иоанн Златоуст (т.4, Три беседы о Давиде и Сауле, бес.3): «О тебе кто-нибудь сказал худое, назвал тебя блудником и прелюбодеем? Если это … ложь, посмейся над этим; …если не сознаешь, оставь без внимания; лучше же (сказать), не только посмейся и оставь без внимания, но и радуйся и веселись, по слову Господа, повелевающего так делать: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Матф.5,11,12); и еще: «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лук.6,22,23)».

Но стоит признать, что не все мы можем радоваться злоречиям и злым действия в наш адрес, т.к. это очень высокая мера чистоты сердца, но оставаться беспечальными – мы, все христиане, обязаны. Отметим, что слово «беспечальный» означает «не поддающийся неправильной скорби», а это значит - немалодушный, не обижающийся, не печалящийся о том, что к тебе плохо относятся или плохо говорят.

Беспечалие строится на чистоте совести, которая может оправдаться пред Богом тем, что этого греха человек не делал.

Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, бес.19): «Те, кто слышит о себе дурные речи, должны оставаться беспечальны, потому они не будут давать ответа за то, что сказал худо другой».

Амвросий Оптинский (Письма к монашествующим. п.335): «…если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, - зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится».

Иннокентий Пензенский (Письма, п.17): «Меня же обвиняют и другие, и я начинаю обвинять себя сам; то­лько благодарю Господа, что не в том, в чем подозревают. Приятно, насколько могу объяснить,— приятно слышать обвинение в том, к чему отнюдь не причастен, и в чем успокаивает совесть. Если бы во всем так успо­каивала совесть, как в некоторых вещах, за кои обвиня­ют, то решился бы терпеть с радостью не только ущерб чести, но и здоровью, и более того, только бы Господь не оставил».

Итак, будучи неповинными, праведники все равно страдали, но их страдание было подобно страданию Христа.

Лука Крымский (Проповеди на Евангельские темы. В мире скорбны будете): «Господь был чужд по духу большинству народа, Его не понимали, называли обманщиком и льстецом, слугой веельзевула (см. Мф.12:24). Он должен был терпеть общение с врагами, ненавидящими Его, злобно покушавшимися на Его жизнь. Трудно было Ему, тоска и скорбь переполнили Его сердце, и вырвались из груди горькие слова: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас»(Мф.17:17)? Не только Господь Иисус Христос страдал от этой тоски. О праведном Лоте, племяннике праотца нашего Авраама, читаем мы в Послании апостола Петра, что, живя в Содоме, он тяготился жизнью среди людей неистово развратных, ибо сей праведник, живя с ними, ежедневно мучился праведной душой, видя дела беззаконные. А из Послания апостола Павла к коринфянам вы знаете об общей судьбе апостолов и всех провозвестников Евангелия Христова: «Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор. 4:9). Посмешищем, зрелищем служат они для мира, не знающего Христа, над ними издеваются, их гонят, а Ангелы с великой радостью и благоговением взирают на их святой подвиг. Безумием сочли речь апостола Павла афиняне в ареопаге. Правитель Фест крикнул: «Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (Деян.26:24). Что мог возразить Павел? «Мы безумны Христа ради» (1Кор. 4:10). И о Господе Иисусе Христе говорили, что Он вышел из Себя, что бес в Нем, что Он безумствует. «Даже доныне терпим голод, и жажду, и наготу, и побои и скитаемся» (1Кор. 4:11). Это ли не вражда мира? «Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор.4:13)».

(об этом мы еще скажем подробнее в следующей главе)

2. Скорбные испытания служат нам для познания себя и очищения, а злоречие в нашу сторону является лекарством.

Феофан Затворник (Письма, п. 1046): «(Клевета) - грязь, но грязь лечебная».

 Илия Екдик (Цветособрание): «Укор возбуждает энергию в душе, а похвала расслабляет ее и делает ленивою на добро».

Георгий Задонский (Письма. 1.140): «Что есть в желудке, познается чрез рвотное, а что есть в сердце, добро или зло, познается чрез оскорби­тельное искушение».

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п. 17): «Веруй, что бесчестья и укоризны суть лекарства, врачующие гордость души твоей, и молись об укоряющих тебя, как об истинных врачах (души твоей), будучи уверен, что тот, кто ненавидит бесчестие - ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его - тот убегает кротости».

Отечник Игнатия Брянчанинова (Повести из жития старцев… п.44): «Некоторый брат тем был веселее духом, чем более бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют нам средства к преуспеянию, а похваляющие нас вредят душам нашим».

Итак, во-первых, человек, встречаясь с клеветой или другим злоречием, лишний раз может рассмотреть свои чувства и желания и, возможно, увидит то, чего не видел в себе ранее.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 94): «Злословие и бесчестие бывает тебе к ис­кушению сердца твоего, которым показывает­ся, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев, — таков бывает человек, принявший до­саду, каков в сердце имеется. … Если кротость в сердце имеет­ся, легко стерпишь поношение. Если в сердце имеется злость, от поношения последует огонь ярости и желание мщения, а от злословия — зло­словие. И так поношение и клевета учит тебя состояние сердца своего познавать и исправлять».

Итак, злоречие может подвигнуть душу к большему самопознанию, видению своих ошибок, сокрушению, частой памяти о Боге, к живой молитве и т.п.

Во-вторых, при правильной реакции на злоречие человек приобретает опыт смирения и терпения.

Марк Подвижник (Слово 1, п.49): «Поношение человеческое причиняет сердцу скорбь, но для терпящего оно бывает причиною чистоты».

Феофан Затворник (Письмо 378): «…неприятное посылается во благо: для очищения, для смирения, для укрепления доброго нрава и упования на Бога».

Иоанн Златоуст (т.10,ч.2, бес.26): «…скорбь искореняет высокомерие, отсекает всякое нерадение, приучает к терпению, обнаруживает ничтожество дел человеческих и приводит к великому любомудрию. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, властолюбие, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокомерие, гнев, и весь остальной рой (душевных) недугов».

Иоанн Лествичник (Лествица, гл. О втором обольщении): «Небольшой огонь смягчает много воска: часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца».

В-третьих, при правильной реакции злоречие помогает избавляться от честолюбия, гордости и т.п..

Максим Исповедник (Главы о любви. Сотн.1, п.30): «Когда тебе тяжко от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение, промыслительно изгнано из тебя тщеславие».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 94): «Злоречием и клеветой смиряемся; само­мнение, высокоумие фарисейское и гордость, как высокий идол, в сердце нашем низлагает­ся. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны, пакости» плоти нашей «делающий», что­ бы «не превозносилась», но покорялась духу сми­рения (2Кор.12:7)».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве. кн.1, § 267): «Враги наши нас смиряют, гордость, тщес­лавие и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание себя самих и немощи нашей, побуждают нас к молитве усердной, и так, хотя не с этим добрым намерением гонят нас, ду­шевными благами обогащают нас, если злобу их любовью побеждаем».

Итак, правильное перенесение скорбей приносит духовную прибыль.

Паисий Святогорец (Духовная борьба. Ч.2, гл.1): «Геронда, бывает, что какая-нибудь сестра возводит на меня напраслину, а я не могу перенести этого (как должно) и охладеваю по отношению к ней. (Ответ) — Погоди немного! Чему учит нас Церковь? Как надо поступать в подобных случаях? И сама ты в каком случае получаешь большую пользу? Хорошо, допустим, дело действительно обстоит так, как ты говоришь, — то есть ты не виновата. Ну так что же: если с тобой обошлись несправедливо, ты получаешь прибыль. А та сестра, которая, желая себя оправдать, возвела на тебя напраслину, впоследствии почувствует угрызения совести, будет каяться и относиться к тебе с большей любовью. Таким образом, оттого, что с тобой обошлись несправедливо, происходит не одно добро, а сразу два или три. Тем самым тебе дается благоприятная возможность разбогатеть и из цыганки-оборванки стать благородной барышней. Отчего же ты хочешь и дальше цыганить (оставаться побирушкой), когда Бог дает тебе возможность разбогатеть и делиться своим богатством с другими?».

Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.5, гл.1): «Геронда, если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, то это терпение очищает его от страстей? — Она ещё спрашивает! Да оно его не просто очищает, оно его дистиллирует! Разве есть что-то выше такого терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там он исполняет свой малый "канон". И если такой человек искренне покается, то он спасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страдание человек оплачивает свой счёт в вечности? С радостью претерпевайте любую скорбь. Скорби, которые причиняют нам люди, более сладки, чем те сладкие "сиропы", которыми поят нас те, кто нас любит. Посмотри, ведь в заповедях блаженства Христос не говорит: "Блаженны вы когда похвалят вас", но "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать" (Мф.5,11) и вдобавок "всячески неправедно злословить". Когда человек подвергается неправедному поношению, он откладывает духовные сбережения в небесную сокровищницу. А если поношения, которым он подвергся, заслужены, то он расплачивается со своими грехами. Поэтому мы не только безропотно должны терпеть того, кто нас искушает, но и чувствовать к нему благодарность, потому что этот человек даёт нам благоприятную возможность потрудиться в любви, в смирении, в терпении».

3. Также скорбь восстанавливает память о Боге, страх Божий и учит надеяться на Бога.

Марк Подвижник (Слово 1, п.57): «Пусть всякая невольная скорбь научает тебя помнить о Боге, и ты не будешь иметь недостатка в побуждении к покаянию».

Марк Подвижник (Слово 2, п.150): «Познавший истину не противится скорбным приключениям. Ибо знает, что они приводят человека к страху Божию».

Макарий Египетский (Беседа 27): «Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога».

Игнатий Брянчанинов (Т.5, гл.35): «(Скорби) нам необходимы, чтоб мы усмотрели Промысл Божий, бдящий над нами, и стяжали живую веру в Бога, являющуюся в нас тогда, когда мы научимся из многочисленных опытов, что из скорбей и затруднительных обстоятельств изъемлет нас всегда всесильная десница Божия, а не наши ухищрения».

4. Скорби учат любить и прощать обижающих.

Игнатий Брянчанинов (Т.5, гл.35): «(Скорби) нам необходимы для того, чтоб мы имели случай прощать ближних и тем получить отпущение собственных своих согрешений. … Они нам необходимы для того, чтоб мы приобрели любовь к врагам, чем окончательно очищается сердце от яда злобы и соделывается способным к любви Божией, к приятию особенной, обильной благодати Божией».

Итак, христиане, внимающие себе и борющиеся со своими страстями, хорошо знают все добрые плоды скорбных ситуаций и благодарят за них Бога.

Иоанн Златоуст (т.2, ч.1, бес.4): «Бог может и сегодня же прекратить все бедствия; но Он не прекратит скорби, пока не увидит, что мы очистились, пока не увидит, что в нас произошла перемена и (наступило) покаяние твердое и непоколебимое. И золотых дел мастер не вынимает золота из горна, пока не увидит, что оно хорошо не очистилось. Так и Бог не отведет этой тучи, пока совершенно не исправит нас».

Иоанн Златоуст (т. 2, ч.1, бес. 1): «…скорби содействуют святым к тому, чтобы быть кроткими и смиренными, а не надмеваться от знамений и заслуг, и что поэтому Бог попустил быть им, послушай, как относительно этого самого говорят и пророк Давид и Павел. Первый говорит: "благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс. 118:71), а второй, сказав, что восхищен был на третье небо и вознесен в рай, прибавил: "и чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился"(2Кор. 12:7). Что яснее этого?».

Иоанн Златоуст (т.1, К тому же Стагирию, сл.2): «…если ты будешь иметь такое убеждение (в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу), то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».

Но, как известно, несмотря на такую великую пользу скорбей, они могут одним людям доставлять пользу, а другим – погибель.

Игнатий Брянчанинов (т.5, гл.23): «…на рабов Божиих искушения и скорби действуют душеспасительно, доставляя им возможность совершать возвышеннейшие евангельские заповеди, последовать Христу, взяв крест свой, соделываться ближайшими учениками Господа. Напротив того, скорби и искушения действуют гибельно на сынов погибели! Зло низлагает их; они не умеют победить его и прежние свои законопреступления навершают новыми законопреступлениями. Так, один из разбойников, распятых близ Господа, дополнил на кресте свои злодеяния богохульством (Лк. 23:39)».

(О том, как грешник воспринимает скорбные обстоятельства и как скорби ведут к еще большим падениям, будет сказано в 4-ой главе)

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.