Магия без слез. Письмо №1, 27 января 1944 года e.v. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Магия без слез. Письмо №1, 27 января 1944 года e.v.

2022-11-14 26
Магия без слез. Письмо №1, 27 января 1944 года e.v. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1943 году Алистер Кроули встретил женщину, которая, будучи наслышана о его обширных познаниях и опыте, попросила помочь ей разобраться в оккультных, спиритических и практических вопросах

Результатом этого случайного знакомства стала их переписка. В дальнейшем Кроули просил и других задавать ему подобные вопросы. Таким образом, удалось собрать более восьмидесяти писем, которые сегодня издаются под заголовком который выбрал Кроули, - "Магия без слез".

Кроули не сберег своих ранних писем к той женщине, встреча с которой, собственно, послужила началом этой книги, и поэтому было невозможно включить их в тот вариант, который он сам планировал опубликовать. К счастью, они все-таки сохранились и сейчас добавлены во введение к этой книге. Они публикуются в той оригинальной форме с обычным для Кроули приветствием и прощанием, которые он использовал во всех своих письмах.

Первоначально Кроули собирался назвать эту книгу "АЛИСТЕР ОБЪЯСНЯЕТ ВСЕ", и даже посылал друзьям и ученикам соответствующее письмо с просьбой предложить свои темы для обсуждения.

АЛИСТЕР ОБЪЯСНЯЕТ ВСЕ

__________

"Автор "КНИГИ ТОТА" был чрезвычайно удовлетворен количеством признательных писем, полученных главным образом от женщин, которые благодарили его за то, что он "избегал непонятного языка", "написав все настолько ясно, что даже я, со своим ограниченным умом, смогла понять или как мне, по крайней мере, кажется".

Тем не менее и несмотря на это! На протяжении многих лет Мастер Терион чувствовал необходимость написать своего рода учебник для тех, кто только начинает изучать Магию и вспомогательные дисциплины, или просто интересуется этим, может быть и с намерением начать все это изучать. Он всегда стремился изъясняться так, чтобы смысл был понятен самому обычному образованному человеку, но даже те, кто понимает его очень хорошо и близок к его работе, признают, что ему не всегда это удавалось.

Но хватит о диагнозе - перейдем к лечебным средствам!

Одному гению, вдохновленному богами, недавно пришло в голову, что загадка в какой-то степени может быть отгадана старым проверенным способом, который использует доктор Брюер в своем "Путеводителе по наукам", то есть, если кандидаты напишут Мастеру письма с вопросами, своего рода проблемами, возникающими при изучении Магии у этих самых кандидатов, и ответы они получат в форме писем. "Что это?", "Почему мне следует беспокоиться об этом?", "По каким законам это происходит?", "Как это применять?", "Как начать?" и тому подобные вопросы.

Этот план был приведен в действие; идея заключалась в том, чтобы осветить изучаемые вопросы со всех возможных сторон. Использовался разговорный язык; а если специальных терминов нельзя было избежать, то они объяснялись максимально обстоятельно; пока вопрошающий не был удовлетворен содержанием письма, оно не включалось в эту подборку. Порядка семидесяти писем были написаны к настоящему моменту, но кажется, что еще существуют определенные пробелы в аргументации, подобно тем белым пятнам на карте мира, которые выглядели заманчивыми еще пятьдесят лет назад.

Этот письмо - по сути дела просьба о сотрудничестве и поддержке. Список, кратко обозначающий тему каждого из уже написанных писем, прилагается. Если вам кажется, что какая-то из этих тем поможет вам найти ответы на ваши вопросы, вам незамедлительно будет выслана печатная копия... Если вы хотите узнать что-то сверх этого списка, пришлите свой вопрос (изложенный наиболее полно и ясно)... Если не случится непредвиденных обстоятельств, вы получите ответ менее чем через месяц... В конечном итоге предполагается выпустить эту подборку в виде книги".

_______

Это было сделано сейчас

Карл Гермер Frater Saturnus X Frater Superior, O.T.O.
Январь, 1954 e.v. Hampton, N.J.

Магия без слез. Введение.

Алистер Кроули

Письмо №А

Марта 1943 года e.v.

 

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Мне доставило большую радость уяснить из нашей с вами вчерашней беседы, что вы серьезно вознамерились приступить к Великой Работе со всей надлежащей решимостью. Ваши критические замечания относительно предыдущего опыта, который вы приобрели в своих приключениях, необыкновенно разумны и справедливы. Как я и обещал, пишу вам это письмо, чтобы прояснить некоторые практические вопросы, которые мы не успели обсудить и которые в любом случае, по моему мнению, лучше решить в переписке.

 

1. Очень важно, чтобы вы поняли мою личную позицию. Относиться ко мне как к учителю не то чтобы совершенно неверно, но такой подход чреват заблуждениями; по-моему, более уместное определение — соученик или, если угодно, товарищ по несчастью[1].

Вершиной всей моей жизни стала так называемая Каирская Работа, описанная вплоть до мельчайших подробностей в «Равноденствии богов». В то время «Книга Закона» большей частью оставалась для меня совершенно непонятной, и многое в ней (особенно третья глава) внушало мне крайнюю неприязнь. Я боролся с этой книгой долгие годы; но она оказалась непобедимой.

Полагаю, с моей стороны не будет беспочвенным хвастовством заявить, что своими личными исследованиями я внес чрезвычайно важный и ценный вклад в изучение магии и мистицизма в целом — прежде всего, своей работой по сведению воедино различных философских систем и, в особенности, по соотнесению системы «И цзин» с каббалой. Но заверяю вас, что труды всей моей жизни, даже будь они умножены тысячекратно, не стоили бы и малой доли того, что стоит один-единственный стих из «Книги Закона».

Думаю, вам следует приобрести «Равноденствие богов» и сделать «Книгу Закона» предметом своего постоянного изучения. Если мои личные труды и могут быть вам полезны, то лишь как подспорье в истолковании этой книги.

2. Возможно, позднее вам понадобятся «Восемь лекций по йоге»; на этот случай я откладываю для вас экземпляр.

3. Что касается О.Т.О., я думаю, что смогу найти для вас машинописные копии всех официальных документов. Я дам их вам прочитать, если найду, и вы сможете решить, желаете ли вы присоединиться к Ордену как посвященная третьей степени. Соответственно, если ваш ответ будет утвердительным, я пройдусь с вами по сценариям ритуалов и объясню, что все это значит, а заодно и сообщу по-настоящему тайные и важные знания, которыми не владеет обычное масонство.

4. Гороскоп… вообще-то я этого не люблю, хотя по договоренности с Великим Казначеем О.Т.О.[2] в достойных внимания случаях все-таки составляю гороскопы, если от меня того потребуют. Так или иначе, натальную карту я предпочитаю хранить у себя — на тот случай, если произойдет какое-то важное событие, за толкованием которого желательно будет обратиться к гороскопу.

 

А теперь перейдем к другому вопросу, по-настоящему важному. В сущности, единственному (не считая «Книги Закона»), который в нашей битве всегда остается на передовой. Как я уже говорил вам вчера, первейшее и необходимое условие заключается в том, чтобы посвятить Великой Работе всего себя и все, чем ты владеешь, безо всяких исключений и оговорок. Об этом следует помнить постоянно, для чего и нужно практиковать «Liber Resh vel Helios, sub figura CC». Есть и другая версия этих поклонений, чуть более полная; но тех, что приводятся в тексте [«Магии в теории и на практике»] будет вполне достаточно. Важно только не забывать. Знакам и жестам, которыми должны сопровождаться слова, я вас научу.

Кроме того, трапезы желательно предварять следующим диалогом. Отстучите 3—5—3 и скажите: «Твори свою волю: таков да будет весь Закон». После этого человек, сидящий на другом конце стола, должен спросить: «В чем твоя Воля?» Вы отвечаете: «Моя Воля — есть и пить». Он: «С какой целью?» Вы: «Чтобы укрепить свое тело». Он: «С какой целью?» Вы: «Чтобы выполнить Великую Работу». Он: «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей». Вы, стукнув один раз, отвечаете: «Приступим». Если же вы садитесь за стол в одиночестве, сделайте из этого монолог. Отстучите 3—5—3, и произнесите только реплики, начинающиеся со слов «Твори свою Волю…», «Моя Воля…», «Чтобы укрепить…», «Чтобы выполнить…», «Любовь есть…». Стукните один раз и приступайте к трапезе.

Важность этих маленьких церемоний и регулярного их исполнения невозможно переоценить, равно как и необходимость как можно точнее придерживаться положенного времени. Вы не должны постесняться встать посреди оживленной магистрали — грузовики там или нет, неважно, — чтобы прочесть поклонения вовремя[3]; не должны побояться укорить своего гостя — или хозяина дома, где вы гостите, — если окажется, что он не знает своих реплик в упомянутом диалоге.

Возможно, эти практики дают такую превосходную подготовку именно потому, что они на первый взгляд так пустячны и тривиальны. Но они действительно развивают в нас сосредоточенность, осознанность, силу воли, отвагу перед лицом общества и великое множество других добродетелей.

По примеру идеальных леди я приберег самый лакомый кусочек напоследок. Решительно необходимо завести магический дневник и писать в него ежедневно. Начните с рассказа о своей жизни, вернувшись в прошлое до самого рождения и даже дальше, к вашей родословной. Практика, к которой вы, возможно, захотите обратиться позже, — та, что описана в пунктах 27—28 «Liber Thisarb, sub figura CMXIII», — предписывает найти ответ на вопрос «Как так вышло, что я попал сюда, в это место и время, и занимаюсь именно этим делом?» Как вы узнаете из указанной книги, это станет первым шагом к открытию того, кто вы есть на самом деле, и, в конечном счете, поможет восстановить память о прошлых воплощениях.

Поскольку приезжать в город вы можете лишь изредка и нерегулярно, позвольте предложить вам план, уже опробованный на деле и доказавший свою полезность, а именно, еженедельный обмен письмами. К такому способу в свое время прибег Элифас Леви, наставлявший барон Спедальери, и эти письма стали одной из самых интересных его работ. Задавайте вопросы, которые вас интересуют, а я постараюсь отвечать на них по мере возможности. Разумеется, от случая к случаю я буду добавлять незапланированные замечания, если того потребуют наблюдение за вашими успехами и изучение вашего магического дневника. Записи в дневнике, как вы понимаете, следует делать через страницу, оставляя половину каждого разворота для комментариев; и нам с вами нужно будет условиться о регулярной передаче дневника на просмотр.

 

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

Братски,

666

[1] Цель такого подхода — в том, чтобы по возможности избежать поклонения со стороны учеников, окрашенного религиозным благоговением. Ведь метод Телемы — это, по существу, научный метод. Кроули как никто умел протыкать мыльные пузыри Преклонения перед Святыми Гуру, и здесь он еще выражается на редкость тактично. Сама эта проблема и ее решение бесподобно изложены в главе 40 «Книги лжей». — М.М.

[2] В то время Великим Казначеем О.Т.О. был Карл Иоганн Гермер. Сам он превосходно владел астрологией, но, что любопытно, настоял на том, чтобы гороскопы составлял Кроули; по-видимому, что считал, что Кроули превосходит его как астролог. — М.М.

[3] Увы! Подобные идеалистические советы — не для нас, а лишь для наших далеких потомков. На практике поклонения следует произносить вслух всегда, когда есть такая возможность, но если вы находитесь на людях, можно прочесть их про себя, приложив к губам большой или указательный палец (в зависимости от вашей степени или просто от того, как вам больше нравится). Важно лишь не забывать о них — никогда, ни при каких обстоятельствах!

Кроме того, следует понимать, что стоянки солнца привязаны не ко времени, которое показывают часы, а к так называемому местному времени или, точнее говоря, к небесному меридиану. За полдень следует считать тот момент, когда солнце в вашей местности проходит через меридиан (а что при этом вы видите на часах, значения не имеет). И если вы, предположим, находитесь на вершине горы, то Солнце будет восходить гораздо раньше, а заходить — гораздо позже, чем в долине. Так же обстоит дело и с небоскребами. — М.М.

Алистер Кроули

Письмо №1

27 января 1944 года e.v.

 

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Очень приятно слышать, что эта переписка идет вам на пользу, хотя и печально сознавать, что из-за нее вам суждено лишиться популярности. Ваши друзья быстро заметят, что бессмысленное пустословие вас больше не впечатляет, — и возненавидят вас за это, и примутся распускать о вас лживые сплетни. Но оно того стоит.

Да, с вашими мозгами все в порядке; нужно только выработать привычку немедленно требовать уточнений. (Кто-то говорит: «Реинкарнация». Что он под этим подразумевает? Кто-то говорит: «Будет только естественно предположить, что…» Что значит «естественно», и что стоит за этим предположением?) Упражняйтесь в критике такого рода и записывайте, что происходит. Через неделю-другую случится чудо: вы обнаружите в себе, ни много ни мало, совершенно новые мозги! Нужно только, чтобы это вошло в привычку, — чтобы ни одна муха не могла пролететь мимо ваших строгих часовых.

На самом деле хотелось бы, чтобы вы пошли еще дальше и приучились уточнять смысл даже самых простых и обычных слов. Изучайте историю слова, обращаясь к «Этимологическому словарю» Скита. Например, pretty [англ. «милый, прелестный»] значит «коварный, обманчивый», а hussy [англ. «девица; женщина легкого поведения»] — это всего-навсего «домохозяйка», housewife. Забавно еще, что tabby [англ. «полосатая кошка» или «старая дева, старая сплетница»] происходит от имени принца Хаттаба, внука основателя династии Омейядов, — говорят, в его честь назывался квартал шелкоторговцев в Багдаде, где продавали дорогой муаровый шелк. Вскоре у вас разовьется способность мгновенно различать, имеется ли у привычного слова какой-нибудь скрытый смысл или нет.

Что касается А?А? и т.д.: вы приняли благородное решение, но у меня уже готово для вас письмо с ответом на один вопрос, задать который было не только можно, но и нужно — ввиду того, какие несметные орды «Тайных Учителей», «Махатм» и так далее суетятся со всех сторон в надежде отвлечь внимание от глупостей, которые на каждом шагу творят их верные приспешники.

 

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

Братски,

666

 

P. S. О Высшем Я, или «Боге внутри нас», я напишу отдельно и подробно. Этот вопрос требует тщательно подготовки: слишком уж легко в нем запутаться.

 

Письмо 1

Что такое магия?

 

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Что такое магия? Зачем вообще нужно ее изучать и заниматься ею? Очень естественный, самоочевидный вопрос — из тех, что возникают сразу, как только мы беремся за какой бы то ни было предмет. И, само собой, я должен ответить на него абсолютно четко и ясно. Не бойтесь, я сумею изложить все необходимое настолько лаконично и, в то же время, полно, настолько убедительно и, в то же время, доступно, насколько это вообще мне под силу. По крайней мере, с вами не придется ни тратить время на разговоры о том, чем магия не является, ни вдаваться в историю того, как этим словом стали обозначать пустые фокусы и ложные чудеса — наподобие тех, какими различные шарлатаны и жулики (разумеется, не только в лоне католической церкви) по сей день продолжают пичкать жадную до зрелищ толпу благочестивых болванов.

Так что для начала я сыграю в Эвклида и утру вам нос Определением, Постулатом и Теоремами, которые приводятся в моем исчерпывающем (но, увы, чересчур сложном и чересчур специальном) Трактате по этому предмету1.

Итак!

 

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

II. ПОСТУЛАТ

III. ТЕОРЕМЫ

У каждого человека — свой путь, зависящий отчасти от его собственной личности, а отчасти — от естественного и необходимого для него окружения. Всякий, кто отклоняется от своего пути (либо из-за того, что не понимает сам себя, либо под давлением внешних сил), вступает в конфликт с порядком Вселенной и, соответственно, испытывает страдания.

(Пример. Человек может вообразить, будто его долг — действовать в соответствии с неким вымышленным образом собственного «я», а не исследовать свою истинную природу. Например, женщина может обречь себя на страдания до конца своих дней, ошибочно сочтя, будто любовь для нее важнее положения в обществе, или наоборот. Одна живет с нелюбимым мужем, хотя на самом деле была бы счастлива с милым в шалаше; другая, поддавшись романтическим бредням, решается на тайный побег с возлюбленным, тогда как истинное наслаждение ей доставляет только роль светской дамы. Или, например, какой-нибудь мальчик мечтает стать моряком, а родители заставляют его учиться на врача. Понятно, что занятия медициной не принесут ему ни успехов, ни счастья.)

Наука позволяет нам извлекать пользу из единства Природы посредством эмпирического приложения определенных принципов, суть взаимодействия которых относится к иному порядку идей, выходящему за пределы наших нынешних представлений.

(Пример. Мы умеем освещать города, действуя сугубо эмпирическими методами. Мы не знаем, что такое сознание и как оно связано с работой мускулов; мы не знаем, что такое электричество и как оно связано с генерирующими его машинами. Наши методы основаны на расчетах с использованием таких математических понятий, которые не имеют соответствий в известной нам Вселенной).

12. Человек ничего не знает о природе своего собственного бытия и своих возможностей. Даже представление о присущих ему ограничениях основано лишь на прошлом опыте, и с каждым шагом на пути прогресса границы власти человека расширяются. Таким образом, нет оснований ставить теоретические пределы 5 тому, чем может на самом деле являться человек и на что он способен.

(Пример. Поколение тому назад считалось, что человек никогда не сможет установить химический состав звезд и что это невозможно даже с теоретической точки зрения. Известно, что наши органы чувств способны воспринимать лишь самую малую часть всего диапазона возможных колебательных частот. Но современные инструменты позволили нам косвенными методами регистрировать некоторые колебания, лежащие за пределами нашего восприятия, и даже ставить на службу человеку их особые свойства (как, например, произошло с лучами Герца и Рёнтгена6). Тиндаль7 не исключает, что человек в любой момент может научиться воспринимать и использовать на практике все мыслимые и немыслимые колебания. Проблема Магии — это проблема открытия и использования доселе неизвестных природных сил. Мы знаем, что они существуют, и не должны сомневаться в том, что могут появиться психические или физические инструменты, которые дадут нам возможность взаимодействовать с этими силами.)

Каждый человек в той или иной степени сознает, что его личность охватывает несколько уровней бытия (даже если он полагает, что более тонкие элементы его личности — всего лишь проявления процессов, протекающих в его плотной оболочке). Можно предположить, что этот же принцип устройства простирается и на всю природу.

(Пример. Человек отличает зубную боль от вызывающих ее процессов гниения. Неодушевленные предметы чувствительны к воздействию определенных физических сил — например, электричества или тепла. Но ни мы сами, ни эти предметы (насколько нам известно) не способны к осознанному непосредственному восприятию подобных сил. Таким образом, все материальные объекты так или иначе взаимодействуют с силами, недоступными непосредственному восприятию; и ничто не мешает нам воздействовать на материю этими тонкими энергиями с таким же успехом, с каким мы воздействуем на нее с помощью самой материи. Ведь используем же мы магнитную силу для перемещения железных предметов, а солнечные лучи — для воспроизводства изображений!)

Человек способен быть всем тем, что он воспринимает, и пользоваться всем этим, ибо все, что он воспринимает, в определенном смысле является частью его самого. А следовательно, он может подчинить своей индивидуальной Воле всю осознаваемую им Вселенную.

(Пример. Человеку доводилось использовать понятие Бога, чтобы регламентировать свое поведение, чтобы приобрести власть над ближним, чтобы оправдать свои преступления и ради бесчисленного множества прочих целей — в том числе, чтобы осознать самого себя Богом. Человеку доводилось использовать иррациональные и мнимые математические понятия для создания различных механизмов. Человеку доводилось использовать свою нравственную силу, чтобы повлиять на поведение других существ — не только людей, но и диких животных. Человеку доводилось даже эксплуатировать поэтический талант в политических целях.)

Применение любой данной силы оказывает влияние на все уровни бытия, присущие объекту, к которому приложена эта сила, — независимо от того, к какому из этих уровней данная сила приложена непосредственно.

(Пример. Если я ударю человека кинжалом, то окажу воздействие не только на его тело, но и на его сознание, — несмотря на то, что кинжал как таковой не воздействует на сознание непосредственно. Сходным образом, силой мысли я могу так повлиять на разум другого человека, что вызову в этом человеке или в окружающих его людях серьезные физические изменения.)

Человек может привлечь к себе любую силу Вселенной, превратив себя в приспособленное для нее вместилище, установив с нею связь и создав такие условия, чтобы эта сила текла к нему естественным образом, повинуясь своей природе.

(Пример. Если я хочу получить чистую питьевую воду, я рою колодец в том месте, где есть подземный источник; я укрепляю стенки колодца, чтобы вода не протекала; и, наконец, дожидаюсь, пока вода наполнит колодец в соответствии с законами гидростатики.)

Взаимоотношения любого человека со Вселенной, по существу, не имеют меры и предела: стоит лишь человеку полностью отождествиться с какой бы то ни было идеей, его уже ничем не измеришь. Однако возможности использования этой силы ограничены интеллектуальными способностями человека и свойствами окружающих его людей.

(Пример. Когда человек влюбляется, весь мир становится для него безграничной и неизменной любовью. Но это мистическое состояние не передается другим людям: окружающих такой человек либо забавляет, либо раздражает. Он может распространить на других людей — при помощи своих психических и физических способностей — лишь то воздействие, которое оказала на него любовь. Так, Катулл, Данте и Суинберн превратили свою любовь в мощную движущую силу для всего человечества благодаря своей способности облекать мысли об этом предмете в форму музыкальной и выразительной речи. А Клеопатра и прочие сильные мира сего повлияли на судьбы множества людей, позволив себе принимать политические решения в согласии с велениями любви. Как бы ни преуспел Маг в обретении связи с тайными источниками природных энергий, использовать эти энергии он может лишь в той степени, в какой это позволяют его умственные и нравственные качества. Беседа Мухаммеда с Джабраилом повлекла за собой столь далеко идущие последствия лишь потому, что Мухаммед стал государственным мужем и военачальником и подчинил себе арабов. Герц открыл волны, которые мы теперь используем для беспроводного телеграфа, но его открытие оставалось бесплодным до тех пор, пока не преломилось в умах и желаниях других людей, которые смогли понять его смысл и перенести его в практическую область с помощью механических и экономических инструментов.)

Каждый человек имеет право вершить свою собственную Волю, не опасаясь, что она вступит в противоречие с Волями других людей, — ибо если человек находится на своем надлежащем месте, то вина в любом конфликте лежит не на нем, а на тех, кто вступает с ним в противоречие.

(Пример. Если бы какому-нибудь Наполеону и впрямь было суждено править Европой, его не следовало бы порицать за стремление осуществить свои права. Противостоять ему было бы ошибкой. Всякий поступающий так погрешил бы против собственной судьбы, если только судьба не предначертала ему извлечь урок из поражения. Солнце движется в космическом пространстве беспрепятственно. Закон Природы уделяет каждой звезде свою орбиту. Столкновение говорит лишь о том, что то или иное небесное тело сбилось со своего пути. Что же до человека, который идет надлежащим ему путем, то, чем увереннее он действует, тем меньше вероятность, что другие встанут ему поперек дороги. Своим примером он будет помогать другим людям найти собственный путь и следовать им. Каждый человек, ставший Магом, помогает другим достичь того же самого. Чем тверже и увереннее поступь людей и чем быстрее такое поведение превращается в общепринятую норму морали, тем меньше становится конфликтов и недоразумений, осложняющих жизнь человечества.)

 

Ну что ж, на этом первый урок закончен.

По-моему, мне удалось осветить наш предмет достаточно подробно; по крайней мере, я изложил все, что могу сказать, когда передо мной ставят задачу проанализировать этот вопрос серьезно.

Однако у слова «магия» есть и другой, более узкий и привычный смысл, в котором его можно употреблять, не отклоняясь слишком уж далеко от вышеизложенной философской позиции. Можносказать так:

«Магия — это изучение и применение форм энергии, а) более тонких, чем обычные физико-механические ее разновидности, и б) доступных лишь тем, кого можно назвать (в том или ином смысле) “посвященными”». Боюсь, что это прозвучит как obscurum per obscurius10; однако это один из тех случаев (с которыми мы в ходе наших исследований, скорее всего, столкнемся еще не раз), когда смысл высказывания вполне понятен по существу, но ускользает от нас тем успешнее, чем точнее мы пытаемся его выразить.

Если бы в своих попытках прояснить это определение мы принялись составлять перечни исторических и легендарных событий или случаев из собственного опыта, с тем чтобы классифицировать одни из них как подлинно магические, а другие — нет, стало бы только хуже. Мы столкнулись бы со множеством пограничных примеров и запутались бы окончательно.

Но, коль скоро я уж упомянул об истории, возможно, имело бы смысл перейти сразу к последней части вашего вопроса и составить для вас краткий обзор магии прошлого, настоящего и будущего — как она видится мне изнутри.

Чему учат пресловутые «Учителя», или «Мастера»? Чего они пытаются достичь? Чем занимались в прошлом? Какими средствами добиваются своих целей?

По случаю у меня оказался очерк, написанный месье Жераром Омоном из Туниса11 лет двадцать тому назад и отвечающий на все эти вопросы с достаточным знанием дела. Я постарался перевести его с французского, надеюсь, не слишком подкрепив при этом правоту старой истины — traduttore, traditore12. Теперь я его отредактирую, разделю (как Галлию) на Три Части13, и перешлю вам.

 

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

Братски,

666

 

 

1 Имеется в виду часть III «Книги Четыре», более известная под названием «Магия в теории и на практике». Далее следует большой отрывок из «Введения» к этой книге.

2 «Царская водка» — смесь концентрированных азотной и соляной кислот, растворяющая большинство металлов и, в том числе, золото.

3 Имеется в виду знаменитая фреска «Тайная вечеря», которая была написана в 1495—1497 гг., но уже в начале XVI века начала осыпаться. Столь быстрая порча объясняется воздействием влаги, проступавшей изнутри стены, на масляные краски, которые Леонардо использовал для этой работы в порядке эксперимента, отказавшись от обычных в то время техник фресковой и темперной росписи. Вскоре фреска была объявлена «непоправимо испорченной», и полностью отреставрировать ее так и не удалось.

4 «Книга Закона», I:3.

5 Исключая (может быть) только случаи логически абсурдных вопросов, наподобие тех, что обсуждалисхоласты применительно к «Богу».Примеч. А. Кроули.

6 «...лучи Герца и Рёнтгена» — радиоволновый диапазон электромагнитного излучения и рентгеновские лучи. Электромагнитные волны впервые зарегистрировал в 1887—1888 гг. немецкий физик Генрих Рудольф Герц (1857—1894), по фамилии которого впоследствии была названа стандартная единица частоты колебаний — Герц (Гц); результаты, полученные Герцем, легли в основу развития беспроводной телеграфии и радио. Рентгеновское излучение открыл в 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рёнтген (1845—1923), удостоившийся за это достижение первой в истории Нобелевской премии по физике (1901). В 1912 году было установлено, что рентгеновские лучи не отличаются от радиоволн и от светового излучения ничем, кроме длины волны (или, по выражению Кроули, «колебательной частоты»).

7 Тиндаль, Джон (1820—1893) — английский физик и альпинист, член Лондонского королевского общества, преемник Майкла Фарадея на посту надзирателя за зданием и лабораториями Королевского института.

8 См. «Liber III vel Jugorum» (Кроули, Магия в теории и на практике, указ. соч., стр. 644—647).

9 Ниблик — клюшка с тяжелой широкой железной головкой, которой посылают мяч вверх. Метка — горка песка, на которую кладут мяч для первого удара. Брасси — деревянная клюшка с медной пластиной на внешней стороне головки. Впадина (песчаная) — искусственное препятствие на поле для гольфа.

10 Лат. «разъяснение неясного посредством еще более неясного».

11 Жерар Омон — один из псевдонимов Кроули, взятый по имени реального лица, тунисца Жерара Омона, который был учеником Кроули и перевел некоторые его работы на французский. Очерк, о котором идет речь, в действительности написан самим Кроули и составляет письма №№6, 7 и 8.

12 Известный итальянский каламбур, означающий «переводчик — предатель».

13 Шуточная аллюзия на первую фразу «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря — произведения, с которого традиционно начиналось изучение латыни в школах («Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части…».

 

Магия без слез. Письмо №2.

Алистер Кроули

Алистер Кроули

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

 

Раздражение в вашем последнем письме очень естественно! Вы пишете:

«Но зачем? К чему вся эта сложная символика? Почему не сказать прямо, что вы имеете в виду? Предмет и без того достаточно сложен — так неужели он станет яснее, если надеть на него маску? Я довольно неплохо знаю вас и не сомневаюсь, что вы не стали бы подсовывать мне какой-нибудь ханжеский вздор насчет “неизреченного”, насчет того, что человеческий язык не способен выразить подобные Тайны, и что для изложения новой системы мышления необходимо выстроить новый язык; разумеется, мне известно, что именно так пришлось поступить в случае с химией, высшей математикой да и почти всеми техническими науками, но я чувствую, что у вас в запасе имеется какое-то другое, более глубокое объяснение.

В конце концов, почти все, чему я хочу у вас научиться, было известно многим великим умам человечества на протяжении многих веков. Правда, каббала — это действительно особый язык, но достаточно древний; нового материала, который можно добавить в эту структуру, не так уж много. И все-таки — зачем было с самого начала изобретать этот символический жаргон?»

Вы сформулировали свой вопрос замечательно; вот, я думаю над ним, и я далеко не уверен, что объяснение которое я собираюсь дать, вас устроит или хотя бы окажется мало-мальски убедительным! В крайнем случае мне останется заявить, что мерило нашей правоты — практический опыт: все зависит от того, насколько успешно избранная форма выражения мысли до сих пор служила и продолжает служить нашим целям.

Но чтобы дать вам полноценный ответ, придется вернуться к началу и переформулировать исходную проблему. Только прошу вас, не подумайте, будто я уклоняюсь от вашего вопроса или в излюбленной манере ирландцев отвечаю на него своим, — хоть я и отдаю себе отчет, что это может выглядеть именно так.

Давайте же сформулируем исходную проблему иначе: мы стремимся к Истине; мы желаем подступиться к Реальности как можно ближе; и мы желаем выявить и обсудить подходящие средства для достижения этой цели.

Очень хорошо; давайте начнем с самых простых из всех возможных вопросов — и, в то же время, самых трудных: «Что есть то-то и то-то?», «Что мы знаем?» и прочих, которые следуют из этих естественным образом.

Я вижу дерево.

Я слышу его — шелест листьев или скрип ствола на ветру.

Я прикасаюсь к нему — оно твердое.

Я обоняю его — и слышу едкий запах.

Я пробую его на вкус — оно горькое.

Теперь всю информацию, поступившую от этих пяти чувств, следует связать воедино, хотя во всем мире не найдется двух человек, которые получили бы при этом один и тот же результат. Логика, при помощи которой мы строим комплексное представление о дереве, дырявее любой губки.

Но я забегаю вперед; сначала нужно проанализировать одно простое впечатление. «Я вижу дерево». Это явление называется «точечным событием». Это встреча двоих: наблюдателя и наблюдаемого. Само по себе точечное событие — отдельное и простое; однако и наблюдатель, и наблюдаемое, вне всякого сомнения, сложны. И точечное событие не говорит нам ничего ни о первом, ни о втором: оба они, как показали Герберт Спенсер и еще бог весть сколько других исследователей, непознаваемы, а событие это самодостаточно, изолировано и единично. Оно, безусловно, произошло; это Реальность, отрицать которую невозможно. Но доказать это мы не можем, потому что оно ни разу не повторялось в точности. И что еще более обескураживает, так это то, что на передачу впечатления от глаза к сознанию (а в ходе передачи оно может измениться тысячей разных способов), уходит какое-то время, и, следовательно, в реальности существует лишь память о точечном событии, а не само это событие. Что же это в таком случае за Реальность, в которой мы так уверены? Очевидно, что названия ей нет, потому что она единична: ничего подобного не случалось прежде и не случится в будущем! Если мы собираемся хоть как-то обсуждать ее, необходимо придумать ей имя, и это имя (как и все на свете имена) неизбежно окажется всего лишь символом.

Но даже и в этом случае, как часто указывали другие, все, что нам остается, — это «регистрировать поведение наших инструментов». Впрочем, и это не слишком помогает: выбранный нами символ обозначает уникальное явление, доступное только нашему собственному восприятию, а, следовательно, не имеет значения для наших ближних. Но на практике, разумеется, схожие, хотя и не в точности такие же, точечные события случаются со многими из нас, и потому мы можем построить символический язык. Мои воспоминания о вышеупомянутой загадочной Реальности похожи на ваши в достаточной мере, чтобы мы с вами могли согласиться: они принадлежат к одному классу.

Но, помимо этого, я предлагаю вам задуматься о самом строении языка как такового.

За исключением звукоподражательных и некоторых других немногочисленных слов, никакой логической связи между предметом и звучанием его имени нет. «Гав-гав» — куда более рациональное имя, чем «собака», тогда как последнее — чистая условность: в английском языке эта условность выглядит как dog, у других народов — как chien, hund, cane, kalb, kutta и так далее. Как вы и сами видите, милое мое дитя, всё это — символы, и спорить тут бесполезно!

Но и это еще не все. Если мы захотим выразить мысль в письменной форме, нам придется сесть и сотворить святую каббалу из ничего. Почему кривая линия, разомкнутая справа, должна обозначать шум океана, а разомкнутая сверху — тот же звук, который я произношу, когда обращаюсь к вам1? Более того, все эти совершенно произвольные символические значки соединяются друг с другом столь же символическими и произвольными способами, чтобы мы могли выразить с их помощью определенн


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.