Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-28 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вероятно, наилучший подход к христологии притчей формулирует та группа ученых, которая принимает имплицитную хри-стологию, описанную выше, но не останавливается на этом. Не отрицая присутствие Бога Отца за всеми ключевыми фигурами притчей Иисуса, мы вполне можем утверждать, что Иисус часто добивался того, чтобы аудитория в том или ином смысле отождествила Его с Отцом. То есть основной набор метафор описывает в первую очередь Бога, но эти образы используются в притчах так, чтобы вторичное их значение применялось к Иисусу.
75 Leonhard Goppelt Theology of the Nim) Testament, vol. 1. Grand Rapids: Eerdmans;
London: SPCK, 1981, 131.
В отличие от теории эксплицитной христологии, этот подход не видит в различных персонажах притчей символы исключительно — или главным образом — Иисуса, но, выходя за пределы обсуждавшейся выше теории имплицитной христологии, этот методпризнает, что Иисус рассчитывал па прямое (просится на язык: «аллегорическое»71') применение некоторых образов к себе па уровне значений второго порядка.
Вероятно, лучшее изложение этой теории «имплицитной непосредственно (здесь и далее выделено мною. — К. Б.) выраженной христологии» приводится в малоизвестной статье Филипа Псина. Поскольку Пейн использовал термин «христология» в более узком значении — определение Иисуса как Христа или Мессии, — а не в более широком и общепринятом, когда христология включает любое знание о личности Иисуса, он предпочитает говорить о «имплицитных притязаниях Иисуса па божественность в притчах».
Пейн рассматривает десять часто встречающих в притчах образов, которые в Ветхом Завете традиционно применяются к Богу. Сюда относятся образы сеятеля, начальника на сборе урожая, скалы, пастуха, жениха, отца, даятеля прощения, владельца виноградника, Господа и Царя. В некоторых случаях эти образы не предполагают иного представления о Христе, отличающегося от приведенной выше концепции Аулена: Иисус действовал как представитель Бога. Признавая это, Пейп, однако, подчеркивает, что в целом эти образы вызывают представление о фигуре гораздо более значимой, нежели прежние пророки и представители Бога.
|
7 " Как у Е. J. Tmslcy Parables and the Self-Auvreiiess of Jesus. Ch()4. 1971, 18-26.
Никогда пророки не применяли к себе символы, относящиеся к Богу, с такой последовательностью, с какой это делает Иисус, и никто из них ни разу не пытался утверждать, будто совершает именно то, что, по Писаниям, делает сам Бог. Однако в притчах Иисус прощает грехи, кладет начало Царству, сеет Слово в сердцах людей, милосердно принимает в присутствие Бога недостойных грешников, ищет и находит заблудших овец, предвидит Страшный суд и отделяет тех, кто войдет в Царство, от тех, комутуда путь заказан. Наконец, многие образы в притчах Иисуса сосредоточены не на том, что Он делает, а на том, кто Он есть: жених, пастырь добрый, вернувшийся царь, хозяин виноградника, поступающий со своим добром, как ему вздумается, господин, имеющий власть награждать верных и наказывать лукавых. Пейн завершает свои рассуждения так: «Сам факт, что Иисус столь часто применял к себе образы и символы, предназначенные для Бога, подтверждает теорию, что Он считал себя, по крайней мере, в каком-то смысле, Богом».
Дж. Рэмси Майкле также видит Иисуса в различных персонажах притчей. Он признает, что христологическое истолкование притчей обычно соотносится с позднейшим этапом христианской мысли, но берется доказать обратное — что Иисус изначально отождествлял себя с определенными персонажами своих притчей и рассказывал притчи именно для того, чтобы побудить слушателей к таким же ассоциациям. К числу примеров относятся добрый пастырь, женщина, ищущая монету, сеятель, жнец, отделяющий плевелы от пшеницы, владелец виноградника и жених.
|
Но Майкле заходит еще дальше и высказывает предположение, что в некоторых притчах Иисус мог отождествлять себя с второстепенными персонажами. Очевидно, в притчах о брачном пире и о великом пнре, о злых виноградарях, о хозяине и воре если Иисус и отождествляется с кем-либо из персонажей, то с сыном, слугой или вором, а не с фигурой хозяина. Можно ли сделать из этого более общий вывод и в других случаях также искать Иисуса в образах подчиненных?
Одна из центральных идей проповеди Иисуса — Он пришел, чтобы послужить, а не чтобы Ему служили (Мк 10:25 и пар.). Майкле предполагает, что Иисус мог отождествляться поочередно с различными персонажами той или иной притчи. Например, в притче о пшенице и плевелах Он вполне мог изначально отождествлять себя со слугами, которые спрашивали хозяина, как поступить с урожаем, а ближе к концу «Сын Человеческий» — тот, кто сеет доброе семя (Мф 13:37).
Или взять притчу о блудном сыне: Христос «может разделить горе ожидающего отца, только если сперва поставит себя па местообиженного старшего сына»8". И опять же, подобно слугам, которые отважились вложить деньги своего господина в притчах о талантах и о минах, Иисус знал, что Его миссия требует «рискнуть всем ради погибающих овец Израиля, ради мытарей и блудниц, к которым Он был послан». Местами Майкле заходит слишком далеко, но в целом его версия позволяет разглядеть весьма существенную истину: если притчи имплицитно указывают на божественность Иисуса, то столь же полно они обрисовывают и Его человеческую природу.
Дополнительные детали также помогают попять, что притчи сосредоточены не столько на Боге, сколько на той невероятной власти, па которую притязает Иисус. В притче о двух строителях критерием для приговора становится, применяют ли люди «эти слова Мои» (Мф 7:24). Ветхозаветный пророк мог бы выразиться точно так же, но было бы ясно, что говорит он не от своего имени, а от имени Господа. Высказывание Иисуса устанавливает непосредственную связь между Ним и Богом.
Гак же и суд, обещанный в завершении притчи о детях на рыночной площади, будет основан на реакции людей на Иисуса — Сына Человеческого (Мф 11:19). Сын Человеческий в притче о пшенице и плевелах — не обычный человек, а тот, кто имеет власть над ангелами и посылает их судить людей (Мф 13:37). Заключение притчи о неправедном судье показывает, как роль судьи исполняет сам Сын Человеческий (Лк 18:8).
|
Если сеятель в одноименной притче — естественный образ Иисуса (по крайней мере, во втором значении), то столь же естественный образ — земледелец, посеявший втайне растущее зерно, и тот, кто посеял семя горчицы, и женщина, заквасившая тесто81. Притча о работниках в винограднике, — по крайней мере, в нынешнем ее виде, — это прямой ответ ученикам Иисуса, спросившим, какая награда им причитается за то, что они следуют за Ним (Мф 19:27). Притчи о воюющем царе и о строителе башни также показывают цену не просто принадлежности к семье Божьей, но ученичества (Лк 14:33).
Разумеется, большинство этих истолкований можно отнести на счет позднейшей евангельской традиции, но в первой части книги я уже доказывал, что подобные «переадресации» не имеют под собой почвы. Даже если следовать строжайшему методу анализа традиций и признавать аутентичным лишь тот материал, который по происхождению явно древнее Марка и по стилю предполагает семитский оригинал, все равно мы находим сильные доводы в пользу христологической интерпретации притчей уже на самых ранних этапах традиции84.
ю Dahl Parables of Growlh, 162, 166.
14 Hubert Frankemölle Hai Jesus sich selbst verkündet; Christalogische Implikationen in den vor matkinischen Parablen Bibel and Leben 13, 1972, 184-207.
к ' Ср.: Payne Jesus' Implied Claim, 18: «Эти символы Бога, которые Иисус в притче применяет к самому себе, не истолковываются в Евангелиях как притязания на божественность. По этой причине мы можем быть уверены, что эти символы не представляют собой позднейшие богословские вставки». Та же логика применяется к другим аспектам синоптической христологии в Е F. Bruce The Backgmund to the Son of Man Sayings, в Christ the Lord, cd. H. H. Rowdon. Leicester and Downers Grove: IVP, 1982, 50-70, и D. A. Car-son Christdogical Ambiguilies in the Gospel of Matthew. Ibid., 97-114.
Теория имплицитной христологии, которую мы отстаиваем в этой главе, вполне может оказаться не менее точным способом передачи того, что намеревался сказать исторический Иисус, чем любая другая. С одной стороны, эти намеки остаются достаточно глухими и двусмысленными, чтобы не было надобности приписывать их ранней Церкви. Возникшее после воскресения желание прославить Иисуса осуществлялось бы более эксплицитно8'. Но, с другой стороны, вряд ли можно считать случайным столь поразительное, столь частое сопряжение образов, предназначенных для Бога, с личностью и делами Иисуса. Сам Иисус, несомненно, пытался с помощью этих метафор намекнуть на свое небесное происхождение, хотя и не раскрывал его в подробном дискурсе'.
|
ВЫВОДЫ
Хотя многие ученые недооценивают притчи как доктрипаль-пый источник, в этих текстах содержится неисчерпаемый источник богословских прозрений. Они раскрывают природу Бога и суть ученичества, предупреждают о неизбежном суде над всем человечеством. Это учение кратко формулируется в виде проповеди Царства Божьего: личностное, динамическое правление Бога во всем мире, созидающее общину верных, которая постарается воплотить в жизнь заповеди, данные творению.
Иисус споим служением положил начало Царства, но его полное осуществление откладывается па неопределенный срок. Цар ство — это правление Бога и земной уклад, личное преображение и социальная реформа. Царство больше Церкви, но оно включает в себя всех, кто истинно входит в народ Божий. Нет свидетельств того, чтобы Иисус предлагал Израилю Царство как политическое, понятие, Он призывал всех людей самого разного происхождения, слушавших его слова (сначала иудеев, а также язычников), откликнуться и стать его учениками.
Тем самым Иисус вынуждал слушателей задаться вопросом о его личности и понимании своей миссии. Кто сей, кто призывает людей не только к Богу, по и к самому себе? Кто Он. притязающий па власть прощать грехи, отменять Моисеевы ритуалы, судить, кому быть оправданным, а кому отверженным в последний день? Притчи Иисуса поднимают христологические проблемы в более завуалированном виде, нежели другие разделы евангельской традиции, по, тем не менее, здесь эти проблемы такжеприсутствуют. Постоянно обращаясь к традиционным метафорам Бога для оправдания собственных поступков, Иисус не приравнивает себя к персонажам своих притчей напрямую, как в аллегории, но предлагает слушателям задуматься: если различные персонажи притчей обозначают Бога, а Иисус действует подобно Богу, значит, в каком-то смысле Иисус берет на себя прерогативы Бога.
Это, конечно же, отнюдь не Халкидонский символ веры. Но было бы затруднительно истолковывать слова Иисуса, не предполагая при этом, что Он видел в себе нечто большее, чем просто человека. Каждый сам для себя решает, как отнестись к такому самоощущению Иисуса. Был ли Он безумен или намеренно вводил людей в обман, или в самом деле был Сыном Божьим? Последний вариант кажется гораздо более правдоподобным, нежели первые два. Если его учение о суде истинно, то каждый, внимающий притчам, принимает важнейшее в жизни решение: сделаться ли учеником Иисуса.
|
ВЫВОДЫ К ЧАСТИ ВТОРОЙ
К
ак и в конце части первой, выводы из данного раздела книги будут распределены по нескольким группам. Сначала — выводы, затрагивающие истолкование отдельных притчей, затем — синтез того учения, которое содержится в притчах.
Отдельные притчи
1. Одиннадцать притчей имеют простую триадическую структуру. В них насчитывается по три персонажа, и с каждым персонажем связана своя «мораль». Из трех персонажей один -хозяин или авторитетная фигура, символизирующая Бога, а два других — подчиненные, обозначающие народ Божий и его противников. К числу таких притчей относятся Мф 11:16-19 и пар.; 13:24-30, 36-43; 13:47-50; 21:28-32; 24:45-51 и пар.: 25:1-13, Лк 7:41-43; 15:4-7 и пар.; 15:8-10; 15:11-32 И 16:19-31.
2. Десять притчей Иисуса имеют сложную триадическую структуру. Хотя на первый взгляд в них обнаруживается дополнительный персонаж или более сложная структура, нежели в простых триадических притчах, в конце концов и в них выявляются три основные темы, проистекающие из поступков трех главных персонажей или групп персонажей. К числу таких текстов относятся Мф 18:23-35; 20:1-16; 22:1-14; 25:14-30. Мк 4:3-9, 13-20 и пар.; 12:1-12 и пар., Лк 10:25-37; 14:15-24; 16:1-13 и 19:11-27.
3. Девять притчей имеют диадическую структуру. В них два главных персонажа и две основные темы. В двух притчах мы видим прямое противопоставление. Они напоминают простые триадические притчи, но без авторитетной фигуры. Это Мф 7:24-27 и пар. и Лк 18:9-14. В шести притчах действуют хозяин и только один подчиненный; они похожи на простые триадические притчи за вычетом одного подчиненного персонажа. К числе таких притчей относятся Мк 4:26-29, Лк 11:5-8; 12:16-21; 13:6-9; 17:7-10 и 18:1-8. Последняя притча не подпадает ни под одну из перечисленных категорий. В ней также содержатся два персонажа, и с ними связаны две отдельные темы, но сама притча столь коротка, что напрашивается попытка свести обе темы к одной формуле. Это текст Мф 24:43-44 пар. 4. В шести притчах имеются только один главный персонаж и одна основная тема. Это Мф 13:44; 13:45-46, Лк 13:18-19 и пар.; 13:20-21 и пар., 14:28-30 и 14:30-32. Многие еще более короткие тексты, которые обычно не включаются в число притчей, напоминают по форме эти сжатые притчи.
Синтез учения притчей
1. Иисуса более всего волнуют три темы: благодать Божья, требования к ученикам и опасность непослушания. Анализируя притчи предложенным выше методом, мы находим множество идей для каждой из этих сфер.
2. Центральная тема, объединяющая все уроки притчей, — это разговор о Царстве. Царство относится и к настоящему, и к будущему. Оно включает в себя и правление, и совокупность общественных институтов, подразумевает и личное преображение, и социальную реформу. Царство нельзя приравнивать к Израилю и к Церкви, это — динамическая сила личного откровения Бога о самом себе, проявляющегося в создании общины людей, служащих Иисусу в каждом аспекте своей жизни.
3. Учение притчей затрагивает вопрос о личности самого Иисуса. Кто Он, своим учением притязающий прощать грехи, изрекающий Божье благословение на парий современного Ему общества, утверждающий, будто окончательный приговор зависит от того, принимает человек Его или отвергает?! В притчах христологические притязания звучат намеком, не столь прямо, как в некоторых других слоях евангельской традиции, но, тем не менее, они, безусловно, присутствуют. Как раз за-вуалированность этих притязаний в притчах подтверждает их аутентичность.
1. 4. Притчи Иисуса содержат имплицитные притязания на божественность. Иисус отождествляет себя с авторитетными фигурами притчей, которые со всей очевидностью представляют Господа еврейских Писаний. Его аудитория имела возможность принять такие притязания и поклониться Иисусу или отвергнуть его притязания как нелепые или даже богохульные. Во всяком случае, к притчам Иисуса невозможно отнестись равнодушно, «с легким интересом». Первоначальную аудиторию они, словно меч, рассекли на учеников и врагов. Таким же образом они продолжают функционировать и ныне.
УКАЗАТЕЛЬ ССЫЛОК НА БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ1
Ветхий Завет | Судьи | 89:5 96, 324 |
1:8 729 | 103:12 305 | |
Бытие | 9:7-15 57 | 117:22 85, 267 |
15 220 | 117:22сл. 269 | |
22 173, 187 | 2-я Царств | 118:120 230 |
25:27 268 | 12:1-7 797 | 120:4 81 |
12:1-10 57 | ||
Исход | 14:1-17 57 | Притчи Соломона |
29:2 70 | 12:7 276 | |
3-я Царств | 28:5-15 245 | |
Левит | 16:4 242 | |
18:5 246 | 20:39-42 57 | Екклесиаст |
19:18 246 | 2:1-11 284 | |
26:9 70-71 | 4-я Царств | 2:5 62 |
26:31 129 | 4:9-10 57 | 2:15 62 |
23:27 729 | 5:2 67 | |
Второзаконие | 5:10 67 | |
2:24 67 | 2-я Паралипоменон | |
6:4 92 | 28:5-15 245 | Песнь Песней |
6:4-5 245 | 1:1 65 | |
6:5 246 | 2-я Ездры | 1:9 65 |
8:16 202 | 4:26-32 247 | |
10:17 260 | Премудрость Иису- | |
20 91 | Иов | са, сына Сирахова |
20:5-8 97 | 4:14 230 | 11:19-20 284 |
20:5-9 250 | 10:16 230 | |
20:19 267 | 23:13-17 230 | Исайя |
21:15-22 97 | 31:24-28 284 | 1:7-9 729 |
28 91 | 5 266 | |
Псалмы | 5:1сл. 269 | |
Навин | 13:1 284 | 5:1-7 57, 266 |
6:5 729 | 48 284 | 5:2 269 |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!