Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-10-28 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Народ Божий облечен миссией свидетельствовать тем, кто находится вне Царства, и поддерживать общение с теми, кто в нем. Однако не утихают споры о сути и форме этого свидетельства. Должны ли христиане призывать неверующих к покаянию и внутреннему преображению, которое следует за принятием веры? Или же понятие духовной свободы точнее сформулировано современным богословием освобождения, которое требует также ликвидировать социальное и экономическое неравенство и восстановить права различных эксплуатируемых и угнетаемых групп населения? Хотя и та, и другая крайность имеют своих сторонников, истина, вероятно, лежит где-то посередине. На основании притч мы можем отстаивать по меньшей мере четыре принципа.
1. Царство Божье не осуществится вполне, пока люди не вступят в истинные отношения с ним, однако подлинное ученичество выходит за рамки индивидуального благочестия: оно стремится поразить зло во всех видах, в каких оно только проявляется, в мире, то есть индивидуальное, социальное и политическое зло.
Притчи ярко иллюстрируют двойственную природу Царства. Молитва мытаря — классический образец покаяния («Боже, помилуй меня, грешного» — Лк 18:12), но фарисей в той же самой притче осужден за высокомерие по отношению ко всем, кого он считает «ниже» себя. Блудный сын также готов исповедать свои грехи, но отец принимает его с такой горячностью, что сын не успевает даже договорить до конца свое признание. Кульминация притчи сосредотачивается не на необходимости покаяния для очевидного грешника, а па обязанности «праведного»: не считать кого-либо заведомо ниже себя.
В притче о двух сыновьях Иисус ясно дает понять, что исполнение важнее обещания; исповедание веры бессмысленно
|
без сопутствующих дел послушания (Мф 21:28-32). Большинство притчей шокируют первоначальную аудиторию именно потому, что настаивают на позитивном приятии отверженных Израиля. Бог становится на сторону бедных (Лк 16:19-31), вдовы (Лк 18:1-8), мытаря (Лк 18:9-14) и блудницы (Лк 7:41-43) против религиозной элиты, которая считает себя вправе пренебрегать этими категориями людей.
Более того, Иисус намекает на последующее приятие язычников в Царство Божье (Мф 21:43, Мк 4:32, Мф 13:37). Он делает героями своих притчей представителей низших и презираемых слоев общества — женщин, пастухов (Лк 15:1-10). В притче о добром самарянине Он не только выводит в качестве положительного героя наиболее ненавистного евреям человека, но и предлагает образец всеохватывающего сострадания к физическим потребностям человека, без которого немыслима полномасштабная картина Царства. Маршалл приходит к выводу, что учение о Царстве начинается с личного преображения, но с необходимостью приводит к социальным действиям. «Таким образом (Царство) становится символом надежды для всех, подавляемых обществом».
Какого рода поддержку должен народ Божий оказывать социально обездоленным?
2. С другой стороны, в притчах Иисуса, да и вообще в его учении, мы не находим никаких призывов к насильственным, революционным действиям, которые в лучшем случае приводят к замене одного зла другим. Иисус недвусмысленно отвергает «путь зелотов», а вместо этого велит своим последователям молиться, чтобы Господь исправил несправедливость (Лк 18:1-8). Отмщение принадлежит Господу, и попытка взять его в свои руки означает покушение на власть Бога. Вновь и вновь притчи подчеркивают, что окончательное исправление неправды мира сего не наступит до Судного дня.
Вступление к притче о богатом глупце («Кто поставил Меня судить или делить вас?» — Лк 12:14) предполагает, что даже сам Иисус отказывался вмешиваться в мирские распри о власти и богатстве.
|
3. Но опять же, настойчивая вдова продолжает взывать к корыстному судье с упорством, которое вынуждает его, наконец, проявить справедливость. Поскольку все земные власти - от Бога (Рим 13:1), народ Божий вправе использовать любые ненасильственные средства (лишь бы. не вступать в какой-либо греховный компромисс) и с их помощью исправлять общественные пороки.
Собственное служение Иисуса представляет тот образец по мощи и поддержки нуждающимся, которому должны подражать все христиане. Однако Иисус не только оказывал индивидуальную помощь по мере необходимости, — Он пророчески обличал грехи могущественных людей своего времени. Христианин обязан и сегодня с такой же откровенностью заступаться за угнетенных и отверженных, требуя от властей мира сего более ответственного и сострадательного поведения. Народ Божий не может рассчитывать, что образ жизни Царства распространится за пределами общины почитающих Господа, но они могут представить этот образец для других и способствовать созданию таких обще ственных структур и проведению такой политики, которая отражала бы попечение Бога о социальной справедливости.
Чоан-Сенг Сонг четко и выразительно решает эту проблему с позиции страдающих христиан Азии. Обсуждая притчу о виноградарях (Мф 20:1-16), Сонг поясняет, что Царство Божье — «это сила, которая творит добро, проявляет милосердие и воплощает любовь». Поскольку бедные люди испытывают больше неудовлетворенных потребностей, им отводится особое место в Царстве:
Бог стоит на их стороне, признает их своими, защищает их права. Словом и делом Он показывает, что главное в его служении — превратить власть, угнетающую и эксплуатирующую бедняков и бессильных, во власть, которая будет защищать их и о них заботиться. Здесь Иисус неизбежно вступает в конфликт с институтами и структурами политической мирской власти411.
С такой же позиции раздается голос из Африки: «Режим (то есть Царство), которое описывает Иисус, существует не эфемерно в облаках, но принимает форму жизни и общества, которое строится здесь и сейчас на основах свободы, справедливости и братства». Этот «режим» не сводится к Церкви. «Итак, Царство Божье реально присутствует среди нас всюду, где люди позволяют Духу Божьему руководить своей жизнью и где миротворцы и алчущие, и жаждущие правды трудятся во имя Господне46.
|
4. Вероятно, наиболее неожиданный урок, который мы извлекаем из притчей, задавшись вопросом о роде социальной справедливости, во имя которой должны бороться христиане, - это открытие, что Бог чрезвычайно интересуется проблемами экономического неравенства. Хотя богатый глупец и богач, отказывавший в помощи Лазарю, осуждены не за свое богатство как таковое, очевидно, что отказ поделиться излишками с другими людьми наиболее откровенно демонстрирует отсутствие истинных отношений с Богом (Лк 12:16-21; 16:19-31).
И напротив, несправедливый управитель удостоился похвалы за ловкое распоряжение деньгами, поскольку сумел помочь другим (а заодно и самому себе!), хотя бы и на материальном уровне (Лк 16:8). Похвалив этого управителя, Иисус высказывает сожаление о том, что его последователи не обнаруживают такой же мудрости, используя свое имущество на дела милосердия и духовного поиска (ст. 9). Если они не научатся распоряжаться деньгами, вряд ли сумеют распорядиться и сокровищами духовными (ст. 10-12)! И наконец: деньги — главный соперник Бога в борьбе за души людей (ст. 13).
Из этих текстов нельзя вывести последовательную экономическую систему. Скажем, доверив своим слугам различные суммы, хозяин затем хвалит их за удачное капиталовложение (Мф 25:14-30, ср. Лк 19:11-27), хотя обсуждавшиеся выше тексты предполагают, что правильнее всего попросту раздать все имущество или часть его. Однако заблуждаются и те, кто находит в Евангелиях проповедь капитализма, и те, кто превращает Христа в провозвестника
Bakole wa Uunga Paths of Liberation: A Third World Spirituality. Maryknoll: Orbis, 1984, 80-81.
социализма47. Иисус вовсе не подвергает сомнению трудовую этику обступивших его крестьян и не говорит, что они слишком мало места оставляют в своих расчетах суверенной власти Бога48. Христиане могут жить праведно при любой экономической системе, но только с тем условием, что свои личные ресурсы они будут использовать согласно Писанию.
Облегчение материальной нужды и физических страданий — ключевой аспект Царства Божьего, но к этому его правление не сводится. Эндрю Керк хорошо формулирует систему ценностей Царства:
|
Царство воплощает Божий замысел создать для людей новую жизнь, сделав возможными новый вид человеческого общества, новые семьи и группы людей. В нем сочетается возможность личных отношений с Иисусом и ответственность человека за то, чтобы разумно управлять природой в целом; ожидание глубоких перемен здесь и сейчас; реалистичное осознание того сопротивления, на которое наталкиваются Божьи замыслы; сотворение новых человеческих отношений и окончательное освобождение Богом всей природы от греха и тления4'1.
17 Можно сопоставить, например, Ronald Н. Nash Poverty and Wealth. Westches-ter. III.: Crossway. 1986. и Brian Griffiths The Creation of Wealth. London: Hod-der & Stoughton; Downers Grove: IVP, 1984, с Jose Miranda Marx and the Bilde. Maryknoll: Orbis, 1974: London: SCM, 1977, и Jacques EUul Money and Power. Downers Grove: IVP, 1984.
4S Против: Douglas E. Oakman Jesus and the Economic Questions ofHis Day. Lewis-lon, N. Y., and Queenston, Ont.: Edwin Mellen, 1986. Самое сбалансированное исследование притчей Иисуса на предмет экономических теорий мы находим в David Seccombe Possessions and the Poor in Luke.-Acts. Linz: Studien zum Neuen Testament und seiner Umwelt, 1982.
4 'J Andrew Kirk A Neiv Wrdd Coming. London: Marshall, Morgan &: Scott [= The Good News of the Kingdom Coming. Downers Grove: IVP], 1983, 47. Ср.: John Gladwin God's People in Gnd's World. Leicester: IVP, 1979; Downers Grove: LVR 1980, 132.
'" R. T. France The Chuich and the Kingdom of God: Some Hermeneutical Issues, в Bäh lical Interpretation and the Church, ed. D. A. Carson. Exeter: Paternoster, 1984; Nashville: Thomas Nelson. 1985, 30-44.
Итак, сегодня борьба за Царство включает устранение социальной несправедливости — аспект, о котором христиане часто забывают. Вместе с тем, установление Царства отнюдь не сводится к такого рода социальной программе, как предполагают некоторые лозунги50.
Царство и Израиль
Соотношения между Царством и Церковью в притчах Иисуса предполагают прехилиазм, но в глазах многих людей прехилиазм приравнивается к диспенсационализму, хотя исторический или классический прехилиазм мог бы похвастаться гораздо большей древностью, чем это учение. Одна из ключевых гипотез диспен-сационализма заключается в том, что Израиль как парод отверг предложенное Иисусом Царство, и только тогда Иисус начал учить о Церкви, зачастую прибегая к притчам, которые приоткрывали «тайну» (век Церкви), до тех пор остававшуюся совершенно скрытой.
По мнению диспенсационалистов, наиболее явно такую последовательность обнаруживает Евангелие от Матфея: Израиль решительно отвергает Царство к концу главы 12, а в главе 13 Иисус начинает говорить о тайне Царства притчами. Разумеется, Матфей отражает все шрастающую враждебность еврейских властей по отношению к Божьей вести, по тщательное исследование проповеди Иисуса опровергает большинство наблюдений традицисптого дисптсациопализлш.
Во-первых, вплоть до ареста и казни Иисуса мы не находим ни единого текста, где было бы сказано, что народ Израиля в целом (или хотя бы его вожди неким официальным актом, от лица всего народа) отвергает учение Христа. Мф 11-12 приводит резкие слова отдельных людей и групп евреев, которым Иисус отвечает с не меньшей суровостью. В то же время многие евреи следовали за Христом, в том числе и на последнем этапе его служения (торжественный въезд в Иерусалим, Мф 21:1-11).
|
Даже собственное добавление Матфея к притче о злых виноградарях, где Иисус предупреждает: «Царство Божье отнимется у вас и будет отдано eÖvei («народу»), приносящему плоды его» (Мф 21:43), — обращено специально к первосвященникам и фарисеям (ср. ст. 23 и 45). Вызывающий споры термин eövEi (он переводится «язычники», если стоит во множественном числе, но не в единственном, как здесь) не следует понимать политически или географически, ведь люди, которым Иисус передоверяет Царство, не составляют геополитического единства.
Поскольку виноградник — привычная метафора Израиля, «злых виноградарей» можно и нужно понимать ограничено, как вождей Израиля, а притча не уточняет, будут ли новые арендаторы набраны из числа евреев или язычников. Однако в ту пору, когда составлялись Евангелия, обе возможности были открыты, а потому в глазах евангелистов переход виноградника к арендаторам любого eövei означает, что после смерти Сына Божьего «истинный Израиль» отождествляется с совокупностью христиан.
Исследование других притчей не приводит нас к иным выводам. Гости, отказавшиеся от приглашения на пир или на свадьбу, — это отдельные евреи, отвергшие Иисуса. Новые гости, занявшие их место, как и работники одиннадцатого часа, не обязательно должны (хотя и могут) означать язычников, — это вполне могут быть евреи, услышавшие призыв. Бесплодная смоковница (Лк 13:6-9) может означать народ Израиля или его вождей, но даже если принять первое значение, предсказанная здесь гибель (в свете ст. 1-5) скорее означает подавление восстания против римлян в 70 году н. э., нежели суд Божий над государством Израиль в какой-либо момент, начиная с земной жизни Христа и далее.
В притче о детях на площади оплакивается позиция «рода сего» (Мф 1:16), но вряд ли Иисус осуждает заодно и своих учеников-евреев. Несколькими стихами далее он уточняет, что разграничение проводится между мудрыми века сего и смиренными духом (11:25). Притча о двух сыновьях (Мф 21:28-32) представляет наилучшее опровержение мнения, будто Господь осуждал народ в целом, за исключением лишь немногих евреев, принявших Иисуса как Мессию: и принимающие, и отвергающие оказываются двумя группами евреев (еврейские вожди — мытари и блудницы). Считать первую группу символом народа в целом, а вторую — группой индивидуумов значит уничтожить тщательно выстроенную симметрию рассказа.
Кроме того, диспенсационалисты переоценивают разрыв между Мф 12 и 13. Иисус не впервые начинает говорить притчами в Мф 13 (ср. Мф 7:24-27 и пар.; 11:16-19 и пар.), и нельзя утверждать, будто лишь позднейшие притчи посвящены Царству или Церкви, или что здесь Он както различает Царство Небесное и Царство Божье. Рассказ о мудром и глупом строителях, примыкающий к Нагорной проповеди, обращен конкретно к ученикам (5:1), и здесь речь идет о том здании, которое они возводят на основании его учения.
Иисус прибегает к притчам и для того, чтобы наставить учеников о Царстве, и для того, чтобы скрыть истину от посторонних. За пределами главы 13 Иисус почти нигде у Матфея не обращается к своим оппонентам с притчами, а потому утверждение, будто с этой главы начинается существенный сдвиг в форме проповеди или ее стратегии, оказывается несостоятельным. Мы попросту не располагаем достаточным материалом для сопоставления. Новый элемент, который в Мф 13 выделяется как «тайна», — это не установление Церкви и не отсрочка Царства, но фактприсутствия Царства Божьего в настоящем, однако присутствие еще не полновластное. Даже некоторые религиозные вожди евреев (Иосиф Аримафейский и Никодим) позитивно откликаются на призыв Христа как до этой прокламации, так и после.
Далее, сами диспенсационалисты расходятся в мнениях относительно того, в какой момент Царство окончательно отнимается у Израиля (если не в конце Мф 12, как насчет Деян 2 или 13, или 18, или 28?), то есть ни один из этих текстов не может служить четкой границей эпохи, после которой Царство передается иным народам.
Как ни странно, нынче диспенсационалисты имеют больший, чем другие христиане, успех в отношениях с евреями, поскольку часть их эсхатологии составляет восстановление Израиля как политического государства. При этом многие не замечают, что их интерпретация событий I века отличается куда более резкой антисемитской направленностью, нежели основная христианская традиция, ведь диспенсационалисты утверждают, что Бог осудил народ в целом, а не каждого человека в соответствии с его реакцией на Иисуса. Впрочем, сегодня любые христианские деноминации подвергаются с разных сторон обвинениям в антисемитизме.
Та (форма проповеди Царства, которую мы находим, в притчах, позволяет нам видеть в Иисусе пророка не более (по и не менее) радикального, чем его ветхозаветные предшественники, когда речь заходит об осуждении вождей Израиля''7. Более радикальная весть прозвучит лишь тогда, когда мы обратимся к последнему вопросу, намеченному в этой главе: что говорят притчи о личности самого Иисуса, о его понимании своей миссии?
ХРИСТОЛОГИЯ
'7 Большинство еврейских исследований Иисуса почти не затрагивают притчи. Чаще всего отмечается особое понимание благодати и необычные примеры ее. Некоторые считают это реакцией на Закон, другие — проявлением многообразия в иудаизме I века. См. Donald A. Hagner ТЫ Jewish Reclamation oj Jesus. Grand Rapids: Zondervan, 1084, 106-108, а о Царстве в целом - 133-170.
В отличие от исследований учения о Царстве, из которых ни одно не обходится без рассмотрения притчей, христология строится совершенно иначе. Огромное количество работ, посвященных изучению личности и дел Христа, совершенно не упоминает притчи. По-видимому с точки зрения многих ученых, притчи ничего не добавляют к нашему пониманию того, кем был Иисус или кем Он себя считал. В ряде исследований эта предпосылка формулируется открыто. Густав Аулен говорит от лица авторитетной группы современных комментаторов, заявляя, что Иисус в лучшем случае верил, что через Него Бог осуществляет свое дело:
Когда Иисус в притчах отстаивает свои поступки, Он, как мы уже указывали, говорит о том, как действует Бог. Из этого не следует, будто Иисус подставляет себя на место Бога, но Он, несомненно, считает себя избранным орудием нового Божьего порядка.
В таком случае мы должны были бы увидеть в притчах великого учителя или пророка, пусть даже величайшего в истории Израиля, но все же просто-напросто верующего иудея, позволяющего Духу действовать в Нем и использовать Его, как угодно Богу.
Однако на всем протяжении христианской традиции лишь немногие комментаторы разделяли такую позицию. Огромное большинство с первых же веков находили в множестве образов притчей глубочайшее христологическое учение. Даже сегодня кое-кто из комментаторов видит в некоторых персонажах притчей портреты самого Иисуса. Хотя существенно громче раздаются голоса, отвергающие подобное отождествление, эти ученые тоже находят в притчах по крайней мере имплицитную христо-логию. В последнем разделе этой главы мы опишем и оценим три различные позиции, к которым можно свести все разнообразие интерпретаций, от мнения, будто в притчах можно найти разве что смутный намек на мессианство, до убеждения, что Иисус открыто провозглашает себя здесь Мессией. Сначала мы рассмотрим два противоположных конца этого спектра, а потом — более умеренную середину.
Эксплицитная христология?
Докритическая экзегеза не только постоянно истолковывала притчи как ajuiezojmu, но и безусловно принимала основных персонажей различных историй за символы самого MucycdP*. К числу наиболее общепринятых отождествлений относятся приравнивания Иисуса к доброму самарянину, к пастуху, ищущему заблудшую овцу, к сеятелю и к жениху в притче о десяти девах. Некоторые комментаторы видели такого рода намек и в сокровище, спрятанном в поле,,п, и в ценной жемчужине1'1, и в каком-либо из безымянных рыбаков, перебирающих попавшую в сеть рыбу62, и в устроителе пира1'4. Последние примеры наглядно показывают, как набожность берет верх над трезвой экзегезой.
Сокровище и жемчужина, естественно, означают Царство, но хотя для христиан средоточие Царства — Иисус, Царство не сводится к Нему. Мф 13:49 однозначно называет рыбаков, сортирующих улов, ангелами. Поскольку брачный пир у Матфея строится по образцу пира, описанного Лукой, несмотря на суще ственпые различия в этих двух текстах, отнесенных к разным ситуациям в служении Христа, устроителем пира в обоих случаях должен быть Господь. Если Христос вообще представлен в этих притчах, то образом сына — персонажем, который лишь бегло упомянут в Мф 22:1 и вовсе отсутствует у Луки.
54 О самом раннем (доникейском) периоде истолкования притчей см. особ.: Maurice F. Wiles Early Exegesis of the Parables. SfT 11, 1958, 287-301. Защиту этой древней христологии см.: Leslie W. Barnard To Allegorize or not to Allego- na?? ST 36, 1982, 1-10.
''" Ириней Против язычников IV, xxvi, 1.
1,1 Климент Александрийский Пикет, фрагм. V
''" Ориген Комментарий к Матфей X, 11-12.
Августин Проповеди по тексту Нового Завета 62.
1,4 Так, соответственно. Birger Gerhardsson The Good Samaritan — The Good Shep Лете/? Lund: Gleerup, 1958; Jacques Duponl Ea parabole de la brebis perdue.Greg49, 1968. 265-287; Rudolf Schnackenburg God's Rule and Kingdom. New York: Herder & Herder, 1963, 151; Fred L. Fisher Jesus and His Teachings. Nashville: Broad-man, 1972, 89.
Давние уподобления Иисуса самарянину, пастуху, сеятелю или жениху все еще мелькают порой в ученых текстах64. Последние три отождествления возникают естественно, поскольку Иисус приравнивается к центральной фигуре притчи. Но согласно тем методам интерпретации, которые мы наметили в этой работе, эти ключевые фигуры должны в первую очередь символизировать Бога, а не Иисуса. Если тут и имеется христология, то отнюдь не эксплицитная. Что касается самарянина, он не является авторитетной фигурой, хотя и оказывает помощь раненому, подобно тому, как Иисус часто проявляет сострадание и исцеляет больных. Но если принимать самарянина за Христа, уничтожается главная задача притчи — переформулировать понятие «ближний» так, чтобы включить в него даже ненавистного врага. Вряд ли комментаторам имеет смысл идти таким путем.
Другие современные комментаторы предлагали иные аллегорические отождествления. Иисуса находили даже в столь неожиданных образах, как строитель башни и воинственный царь, человек, нашедший сокровище или жемчужину, и даже в образах блудного сына и путника, замертво брошенного в канаву!65 В первых двух парах притчей подобное соотношение еще можно понять: Иисус учел цену своего служения, прежде чем приступить к миссии искупления, и готов был пожертвовать всем ради спасения людей. Но контексты этих притчей предполагают скорее, что Иисус показывает ученикам, что им придется принести в жертву и ради чего они должны будут принести жертву, следуя за Ним.
Знаменитая теория Карла Барта, приравнявшего Иисуса к блудному сыну, компенсирует часто отмечавшийся недостаток образов искупления в притчах. Но вряд ли можно ожидать, чтобы в какой-либо ограниченной группе высказываний Иисуса были отражены все богословские темы, да и рассуждения Барта о человеческой природе опираются на весьма сомнительную предпосылку о причастности Христа греху66. А с человеком, брошенным
в См., соответственно: J. D. М. Derrett Nisi Dominus Aedificaverit Dornum: Towers and Wars (Lk XIV 28-32). NovT 19, 1977, 249-258; Jeffrey A. Gibbs Parables of Atonement andAssurance: Matthew 13:44-46. CTQbX, 1987, 19-43; Karl Barth Christian Dogmatics, vol. 4.2. Edinburgh: Т. & T. Clark, 1958, 21-25; Hermann Binder Das Gleichnis vom Imrmherzigen Samariter. TZ 15, 1959, 176-194.
'6 Dale Moody The Wordoflruth. Grand Rapids: Eerdrnans, 1981, 419, заявляет: «Карл Барт обнаружил у Иисуса "падшую человеческую природу", и именно это, дескать, имел в виду Павел, когда говорил, что Сын Человеческий явился в подобии человеческой плоти. Д. М. Бейли нельзя упрекнуть в излишней суровости за то, он приравнивает эту гипотезу к ереси адопционизма». Сам Муди уверен, что «безгреховная человеческая природа Иисуса и делает Его единственным истинным человеком из всех, когда-либо живших на земле».
в канаву, Иисуса роднит только то обстоятельство, что Он был отвергнут еврейской элитой и принят «сомнительными» людьми. Однако ученикам не пришлось спасать или поддерживать Иисуса, так что сходство исчерпывается слишком быстро и остается неубедительным. Словом, не стоит исходить из предположения, будто все персонажи и объекты в притчах Иисуса изображают исключительно Его самого. Как мы уже не раз указывали, прежде всего эти образы указывают на Бога, народ Божий и врагов Бога.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!