Банкротство сельскохозяйственных организаций — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Банкротство сельскохозяйственных организаций

2022-10-28 27
Банкротство сельскохозяйственных организаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций

Правила параграфа 3 гл. IX Закона (ст. 177-179) предусматривают особенности банкротства сельскохозяйственных организаций. Пункт 1 статьи определяет критерии, при соответствии которым юридические лица признаются сельскохозяйственными организациями для целей Закона, а п. 2 статьи - критерии, при соответствии которым рыболовецкие артели (колхозы) подпадают под действие установленных особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций. Подобные критерии были определены в п. 1 и 2 ст. 139 Закона 1998 г. о банкротстве, но при этом были установлены зеркально иные процентные доли выручки от реализации соответствующей продукции в общей суммы выручки: 50% - для сельскохозяйственных организаций и 70% - для рыболовецких артелей (колхозов).

Понятие сельскохозяйственных организаций для целей Закона является специальным. В законодательстве РФ также используется понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем имеющее различное содержание, в частности, в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"*(213), главе 26.1 части второй НК РФ, Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"*(214). При этом следует иметь в виду, что в положениях п. 4-6 ст. 42 названного Закона 1995 г. N 193-ФЗ предусмотрены особенности банкротства сельскохозяйственного кооператива. Как определено в ст. 1 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ*(215)), сельскохозяйственный кооператив - это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

Пункт 4 статьи на случай признания сельскохозяйственной организации банкротом в качестве общего правила устанавливает, что земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, России, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством. При применении данной нормы необходимо обращение к положениям ст. 27 ЗК РФ об ограничении оборотоспособности земельных участков, а также к положениям Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"*(216).

Законом 2013 г. N 419-ФЗ пункт 4 дополнен положением, устанавливающим на случай признания банкротом рыболовецкой артели (колхоза), что права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов могут отчуждаться или переходить к другим лицам в той мере, в какой оборот водных биологических ресурсов допускается законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. При применении данной нормы необходимо обращение к положениям Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"*(217).

Этим же Законом 2013 г. N 419-ФЗ, уточняющим особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, введены пункты 5 и 6, устанавливающие условия возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации, а именно: наличие требований, составляющих в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. (это в 5 раз больше той суммы требований, которая указана в общей норме п. 2 ст. 6 Закона, устанавливающей условия возбуждения производства по делу о банкротстве юридического лица), и неисполнение указанных требований в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (в п. 2 ст. 33 Закона установлено такое же общее условие возбуждения производства по делу о банкротстве).

 

Статья 178. Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией

Статья предусматривает особенности процедур, применяемых в деле о банкротстве к должнику - сельскохозяйственной организации. Определяя такие особенности процедуры наблюдения, п. 1 статьи предусматривает особенности анализа финансового состояния сельскохозяйственной организации: при таком анализе должны учитываться, во-первых, сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, и, во-вторых, возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Общие положения об анализе финансового состояния должника, осуществляемого в ходе наблюдения, закреплены в ст. 70 Закона.

В пункте 2 статьи определены особенности осуществления процедуры финансового оздоровления сельскохозяйственной организации. В частности, предусмотрен срок, на который вводится финансовое оздоровление: до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Согласно же общему правилу п. 6 ст. 80 Закона финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

На случай, когда в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи с обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, в п. 2 статьи предусмотрена возможность продления срока финансового оздоровления на год. В качестве условия реализации данной возможности указано внесение изменений в график погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 85 Закона.

Следует учитывать, что существует Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"*(218), который согласно его ст. 1 устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. Определяя понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", ст. 2 названного Закона (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 67-ФЗ*(219)) отсылает к Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с ч. 1 ст. 3 которого (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2009 г. N 46-ФЗ*(220)) в его целях сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год. Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 446*(221).

Пункт 3 статьи определяет особенности осуществления процедуры внешнего управления сельскохозяйственной организацией. Так, аналогично п. 2 статьи регламентирован срок введения внешнего управления. В частности, внешнее управление вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. При этом предусмотрено, что срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные положениями п. 2 ст. 92 Закона, более чем на три месяца. Согласно указанной норме совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Как установлено там же, в случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

На случай, когда в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи с обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, п. 3 статьи предусматривает возможность продления срока внешнего управления на год. Законом 2013 г. N 419-ФЗ включено положение, предусматривающее такую возможность также для случаев возникновения оснований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, установленных статьей 8 Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"*(222).

 

Статья 179. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций

В статье определены особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций. В качестве такой особенности пункт 1 закрепляет обязанность арбитражного управляющего при продаже имущества и имущественных прав должника выставить на продажу на торгах предприятие должника. Речь идет о предприятии как объекте прав, которым согласно п. 1 ст. 110 Закона признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках регламентации продажи предприятия должника - сельскохозяйственной организации пункт 1 статьи отсылает к общим положениям п. 4-19 ст. 110 Закона, регламентирующим продажу предприятия должника, а также к положениям ст. 130 Закона, регламентирующим оценку имущества должника.

И только для ситуации, когда предприятие должника не будет продано в указанном порядке, предусмотрена возможность продажи имущества сельскохозяйственной организации по правилам ст. 111 Закона, т.е. продажи имущества должника по частям. На данную особенность обращено внимание в письме Минэкономразвития России от 23 мая 2011 г. N д06-2595 "Об уплате должником налогов и сборов"*(223).

Законом 2013 г. N 419-ФЗ пункт 1 статьи изложен полностью в новой редакции, уточнившей последующие процедуры, осуществляемые после выставления на продажу предприятия должника - сельскохозяйственной организации путем проведения торгов:

если предприятие должника - сельскохозяйственной организации не было продано на торгах, на торги единым лотом выставляется имущество должника - сельскохозяйственной организации, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации (в юридико-технических целях обозначается "производственно-технологический комплекс должника - сельскохозяйственной организации");

если выставленный на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника - сельскохозяйственной организации не продан на торгах, то продажа имущества должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в соответствии со ст. 111 и п. 4 ст. 139 Закона.

Положения п. 2 статьи предусматривают наличие преимущественного права приобретения имущества должника - сельскохозяйственной организации у лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Внесенным Законом 2013 г. N 419-ФЗ изменением уточнено, что речь идет о преимущественном праве приобретения имущества в случае, предусмотренном в абз. 4 п. 1 статьи. На случай отсутствии таких лиц предусмотрено, что сельскохозяйственным организациям, КФХ, расположенным в данной местности, при прочих равных условиях принадлежит преимущественное право приобретения имущества, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом. Законом 2013 г. N 419-ФЗ введены положения, согласно которым такое преимущественное право приобретения имущества должника принадлежит также соответствующему субъекту РФ или соответствующему муниципальному образованию.

В целях реализации преимущественного права приобретения имущества должника п. 2 статьи обязывает арбитражного управляющего, во-первых, направить уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам первой из указанных групп, и, во-вторых, опубликовать информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, имущества должника, выставляемых на торги.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 9 июля 2009 г. N 1989/09*(224), Закон не устанавливает специальных требований к заявлению лица, указанного в п. 2 статьи, о наличии у него желания воспользоваться предоставленным ему преимущественным правом покупки; следовательно, такое желание может быть выражено в соответствующей заявке любым способом, однозначно свидетельствующим о намерении лица, обладающего правом преимущественной покупки, приобрести принадлежащее должнику имущество; поскольку арбитражный управляющий обязан заранее сообщить лицам, названным в п. 2 статьи, стоимость и состав имущества должника, которое предлагается для продажи, отсутствие в заявке этих сведений не может рассматриваться как основание для ее отклонения; цена, по которой отчуждается имущество, должна быть доведена до сведения лица, имеющего преимущественное право, с тем, чтобы такое лицо могло определить, намерено ли оно реализовать данное право или нет; в этой связи ни собрание, ни комитет кредиторов не вправе устанавливать каких-либо требований к форме и содержанию такого заявления, а также определять специальные условия допуска лиц, обладающих преимущественным правом, к участию в приобретении имущества должника.

Пункт 3 статьи регламентирует реализацию арбитражным управляющим имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации. В этом отношении следует отметить, что в упомянутом выше Постановлении Президиума ВАС России от 9 июля 2009 г. N 1989/09 выражена следующая правовая позиция в отношении применения данного пункта:

системное толкование положений статьи позволяет сделать вывод о том, что намерение смежных землепользователей воспользоваться своим преимущественным правом не исключает необходимости проведения конкурсным управляющим первых публичных торгов по продаже всего имущественного комплекса должника;

по общему смыслу законодательства о несостоятельности публичные торги являются оптимальным способом продажи имущества должника. Благодаря используемым принципам определения покупателя имущества названная процедура не только создает равные условия участия всех претендентов в покупке имущества должника, но и отвечает интересам кредиторов в деле о банкротстве;

из приведенных норм права следует, что арбитражный управляющий после проведения публичных торгов по продаже предприятия должника обязан предложить лицам с преимущественным правом выкупить его по цене, сформированной на этих торгах. Заявления таких лиц о намерении воспользоваться своим преимущественным правом и приобрести имущественный комплекс должника по предложенной цене могут быть направлены арбитражному управляющему в течение месяца;

при поступлении к арбитражному управляющему заявлений от нескольких таких лиц определение покупателя предприятия должника производится в рамках конкурсных процедур с их непосредственным участием. В этой ситуации предпочтение следует отдавать тому субъекту преимущественного права, который предложит приобрести имущественный комплекс должника по наибольшей стоимости исходя из цены, сформированной в результате проведения публичных торгов;

принцип конкурсного отбора покупателя из числа смежных землепользователей, изъявивших желание осуществить свое преимущественное право, подлежит применению арбитражным управляющим и при продаже имущества должника, проводимой в порядке, установленном п. 3 статьи, в случае признания несостоявшимися первых торгов по продаже предприятия должника.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.