Славянское чтение и Русское пояснение. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Славянское чтение и Русское пояснение.

2022-10-28 25
Славянское чтение и Русское пояснение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Миром Господу помолимся.      Εν είρήνη τού Κυρίου δεήθώ μεν. Эн ирини ту Кириу деифтомен. Это значит: Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сенью лица Божия, с миром и любовью к нам обращенного, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды. (Матф. 5:23-24).
2. О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся.            Υπέρ τής άνωθεν έίρήνης χαί τής ςωτηρίας τών ψυχών ήμών!.. Κ. δ. “Мир свышний” — это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1). Плодом же прощения грехов или примирения с Богом служит спасение наших душ, о чем мы также молимся в 2 прошении Великой ектении.
3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединения всех, Господу помолимся.   Υπέρ τής έίρήνης τού ςύμπαντος χόςμου, ευσταθείας τών αγίων τού θεού, Έχχλησιών, χαί τής τών πάντων ενώςεώς… Κ. θ.   Ипер тис иринис симпантос косму, эвстафиас тон агион ту Феу екклисион кэ тис тон пантон эносеос (см. Иоан. 17:20-21). В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком. Это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и “вся яже в них,” ангелов и человек, живых и умерших). Второй предмет прошения: благостояние, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих Церквей или отдельных православных обществ, — Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет более обширное нравственное единение: согласное, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение “всего” высшим религиозным содержанием, когда будет Бог “совершенно во всем” (1 Кор. 15:28).
4. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.   (Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. — С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам).   Молиться о Святом Храме — значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатью; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым но святости священных действий, в нем совершаемых, и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
5. О Святейшем Правительствующем Синоде, и (местном епископе нашем), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.     Здесь содержится приглашение: Помолимся за Св. Синод, (которому вверено попечение о правосл. греко-росс. Церкви), за епископов, пресвитеров (священников), диаконов и за весь церковный причт, за чтецов и поющих, (п. ч. все они помогают спасению нашей души).
6. О Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе Нашем Императоре Николае Александровиче всея России: о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Федоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, Господу помолимся. Здесь молимся за Благочестивейшего Самодержца Русского, государя Императора, за Августейшую Супругу и Мать Его. Мы молимся и должны молиться за Государя, потому что Он — Помазанник Божий и Ему Богом вручена забота о благосостоянии нашего Отечества. Мы должны молить Господа, да “даст Он крепость Царю нашему” и да поможет ему проходить великое служение ко благу народа своего и церкви православной. (Ср. молитву за Государя на литургии).
7. О наследнике Его Благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе Алексии Николаевиче и о всем Царствующем Доме, о всей Палате и Воинстве их, Господу помолимся.   Помолимся за Наследника Престола; кроме Наследника и всего Царствующего Дома, мы вспоминаем еще всю Палату, т.е. всех властей, и слуг Государя по управлению Отечеством, и войска, защищающие Родину. Палата эта вообще название царского Дворца; кроме того, “Палатными” (παλατίνοι), по исторической древности, называются чины придворной и гражданской службы.
8. О пособити и покорити под нозе их всякаго врага и супостата, Господу помолимся.            ΄Ύπέρ τού ςυμπολεμήςαι, χαι ύποτάξαι ύπό τούς πόδας αύτών παντα ́εχθρόν χαι παλέμιον.   В этом прошении содержится моление о даровании победы Государю и подчинении Державе Его — всякого врага (скрытого противника) и супостата (“супротив стоящего”), открытого неприятеля — на поле брани.
9. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.   Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (п. ч. по христианскому братолюбию мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
10. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, т.е. все необходимое для нашего существования, для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
11. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.   В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), болящих, недугующих (т.е. хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (т.е. прикованных к одру опасной болезни) и о находящихся в плену.  
12. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.   В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, т.е. от горя, бедствий и невыносимого стеснения.  
13. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию. В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать через Его милость и благодать.
14. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, весь живот наш Христу Богу предадим. Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

               

Великая ектения иначе называется “мирною” (потому что в ней часто испрашивается людям мир) и “совокупною” (потому что в ней соединяются в одно и Царь, и правители, и воинство, и духовенство, и миряне) [53]).

 

 

Сугубая ектения.

Вторая ектения называется “сугубою,” т.е. усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое дьяконом, певчие отвечают тройным “Господи помилуй.” Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

      

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.   Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. “Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.”
3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. “Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе: услыши и помилуй.”
4. Еще молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе Нашем Императоре Николае Александровиче Всея России: о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении Его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити Ему во всех, и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата. Еще молимся о нашем Государе и его Державе, о победе, долголетии жизни, о мире и здоровье, о Его спасении, и особенно об успехе Государя во всех Царских делах и о торжестве Его над всеми врагами и противниками.  
5. Еще молимся о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Федоровне, о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, о Наследнике Его, Благоверном Государе Цесаревиче и великом Князе Алексии Николаевиче, и о всем Царствующем Доме. Еще молимся о Государыне — Супруге и о Государыне — Матери Его, Государе Наследнике и о всем Царствующем Доме. (Прошения за Государя Императора, за Его Семейство, за Весь Царствующий Дом воссылаются по тем же мотивам, что и в великой ектении).
6. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде, о Преосвященнейшем митрополите (или Архиепископе, или Епископе) нашем и всей во Христе Братии нашей. Еще молимся о Св. Синоде, о Епископе и о всей нашей братии. (Прошения за Св. Синод и за всю братию возносятся по тем же побуждениям, что и на Великой ектении).
7. Еще молимся о всем Их Христолюбивом воинстве. Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры, Царя и Отечества.
8. Еще молимся о братьях наших, священниках, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Еще молимся о братьях наших по службе и по Христу.
 9. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателех святаго храма сего, и о всех преждепочивших отцех и   Еще молимся о прочих православных Патриархах, о других православных царях и царицах; — о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах. братьях, зде лежащих и повсюду, православных.
10. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святаго храма сего. В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.
11. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих (ύπέρ τών χαρποφορούντων χαι χαλλιεργούνων) во святем и всечестнем храме сем, труждающихся[54]) (χοπίούντων), поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.   Еще молимся о людях: “плодоносящих” (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и “добродеющих” (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, напр. читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

 

При большом сходстве в общем смысле и частностях сугубой и великой эктении, сугубая эктения отличается от великой тем, что: на сугубой эктении после каждого прошения поется “Господи помилуй” трижды, а на великой — по одному разу; приглашение помолиться Господу (“Господу помолимся”) на сугубой эктении стоит в начале каждого прошения, а на великой — в конце; на сугубой эктении прошение за Государя и Его семейство находится ранее прошения за Св. Синод, а на Великой эктении наоборот — сначала за Св. Синод, а затем за Государя и Его семейство.

 

 

Просительная эктения.

Просительная эктения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами “у Господа просим,” на которые певчие отвечают словами: “подай Господи.” Читается просительная эктения так:

1. Исполним (πληρώςωμεν) (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви. Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.               
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
3. Дне (или вечера) всего совершенна (τελείαν), свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.
4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.   Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.
6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.
7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.
8. Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове, просим. Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, т.е. с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной (непозорной смерти, напр. от пьянства, самоубийства) и мирной, т.е. чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.
9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.  

 

               

 

 

Малая ектения.

Малая ектения представляет собою сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:

 

  1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.
  2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.
  3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

      

Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектении присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, напр. по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового года. Эти ектении с дополнительными “изменяющимися прошениями” содержатся в особой книге для молебных пений.

 

 

Заупокойная ектения.

Великая.

 

· Миром Господу помолимся.

· О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.

· О оставлении согрешений, во блаженней памяти преставльшихся, Господу помолимся.

· О приснопамятных рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины блаженныя памяти их, Господу помолимся.

· О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся.

· О неосужденным предстати у страшнаго престола Господа славы, Господу помолимся.

· О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения Господу помолимся.

· О отпуститися им от всякия болезни, и печали, и воздыхания, и вселети их, идеже присещает свет лица Божия, Господу помолимся.

· О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.

· О причтении их в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.

· О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

· Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатью.

· Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

 

Малая и Тройная заупокойная ектении состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.

 

 

Возгласы.

В то время, как диакон на солее произносит ектении, священник в алтаре читает про себя (тайно) молитвы [55]), а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются “возгласами” [56]). В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями. Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

 

· После великой ектении: Яко (т.е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и во веки веков.

· После сугуб. ект. — Яко (п.ч.) милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

· После просит. ектении — Яко (п.ч.) благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

· После малой ект. — Яко Твоя держава, и Твое царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Св. Духа всегда, ныне и присно и во веки веков.

· Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

· Яко благословися имя Твое и прославися царство Твое Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков.

· Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

· Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

 

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Напр. за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

 

Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Услышь нас, Боже Спаситель наш. Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и Тебе Славу воссылаем…

 

Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков. По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым Благим и животворящим Твоим Духом.

 

Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Потому что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатью) и Тебе славу воссылаем…

Заупокойный возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцом, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Отпусты.

Каждая церковная служба оканчивается особенными молитвенными песнопениями, которые вместе составляют “отпуст” или “отпуск.” Порядок отпуста такой. Священник говорит: “Премудрость,” т.е. будем внимательны. Затем, обращаясь к Матери Божией, говорит: “Пресвятая Богородице, Спаси нас.” Певчие отвечают словами “Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим”… Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе,” после чего певчие поют: “Слава и ныне,” “Господи помилуй” (трижды), “Благослови.” Священник, обратясь лицом к народу, перечисляет всех Святых, по молитвам которых мы обращались за помощью к Богу, а именно — Матерь Божию, Святого недели, Святого дня, Святого храма, Святого местного края, и наконец, Богоотец Иоакима и Анну. Затем священник говорит, что молитвами этих святых Господь помилует и спасет нас. Отпустом верующие получают разрешение оставить храм.

 

 

Изменяющиеся молитвословия.

Как уже говорилось (в § 6), в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями-поэтами. И те, и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трех кругов богослужения: дневного, недельного и годового. Чтения и пения из св. книг носят название по той книге, из которой они заимствованы. Напр. псалмы из книги Псалтирь, пророчества из книг, написанных пророками, Евангелие — из Евангелия. Изменяющиеся же молитвословия, составляющие священно-христианскую поэзию, находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия. Главнейшие из них следующие:

Тропарь — песнь [57]), кратко изображающая жизнь Святого или историю праздника, напр. известные тропари: “Рождество Твое, Христе Боже Наш,” “Преобразился еси на горе, Христе Боже наш”… “Правило веры и образ кротости.”

Кондак (от слова “контос” — краткий) [58]) — краткая песнь, изображающая какую-нибудь отдельную черту празднуемого события или Святого. Все кондаки отличаются от тропарей не столько по содержанию, сколько по времени, в которое они поются за богослужением. Примером кондака может служить — “Дева днесь”…, “Взбранный воеводе”…

Величание — песнь, содержащая прославление Святого или праздника. Величание поется во время всенощной перед праздничною иконою сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется на клиросе певчими.

Стихира (от греческого стихира — многостишие) — песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения, имеющих большею частью перед собою стихи Священного Писания. В каждой из стихир содержится главная мысль, разнообразно раскрываемая во всех стихирах. Напр. прославление Воскресения Христова, введения во храм Пресвятой Богородицы, Св. Ап. Петра и Павла, Иоанна Богослова и др. Стихир много, но все они носят различные названия, в зависимости от времени их исполнения за богослужением. Если стихира поется после молитвы “Господи Воззвах,” то она называется “стихирой на Господи воззвах”; если стихира поется после стихов, в которых заключается прославление Господа (напр. “Всякое дыхание да хвалит Господа”), то стихира называется стихирой “на хвалитех.” Есть еще стихиры “на стиховне,” и стихиры Богородичны — это стихиры в честь Божией Матери. Число стихир каждого разряда и предшествующих им стихов бывает различно — в зависимости от торжественности праздника — то 10, 8, 6 и 4. Поэтому в богослуж. книгах говорится — “стихир на 10, на 8, на 6 и т.д. Эти цифры указывают на число стихов псалма, которые должно петь со стихирами. При этом самые стихиры, если их недостает, могут повторяться по несколько раз.

5) Догматик. Догматиками называются особые стихиры, в которых содержится учение (догмат) о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери. А молитвы, в которых по преимуществу говорится о Пресвятой Богородице, называются общим названием “Богородичен.”

Акафист — “неседален,” молебное, особенно хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или Святого.

Антифоны (от слова αντί = анти + φωνή = фони, голос — попеременное пение, противогласие) — молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиросах.

Прокимен (προχείμενος — наперед лежащий) — есть стих, который предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий. Прокимен служит как бы предисловием к чтению и выражает сущность вспоминаемого лица. Прокимнов много: они бывают дневные, праздничные [59]) и др.

Причастен (χοινωνιχός = киноникос) — стих, который поется во время причащения священнослужителей.

Канон — это рад священных песнопений в честь Святого или праздника, которые читаются или поются за Всенощной в то время, когда молящиеся лобызают (прикладываются) Св. Евангелие или икону праздника. Слово “канон” греческое, по-русски — правило. Канон состоит из девяти, а иногда и меньше частей, называемых “песнями.” Каждая песнь в свою очередь разделяется на несколько отделов (или строф), из которых первый называется “ирмосом.”

Ирмосы поются и служат связью для всех следующих отделов, которые читаются и называются тропарями канона. Всякий канон имеет определенный предмет (тему), который и изображается, развивается во всех песнях. Напр. в одном каноне прославляется Воскресение Христово, в другом — Крест Господень, Божия Матерь или какой-нибудь Святой. Поэтому каноны имеют особые названия, напр. “канон воскресный,” канон “Животворящему Кресту,” канон “Богородице,” канон “Святому.” Соответственно главному предмету канона, читаются перед каждым стихом особые припевы. Напр. при воскресном каноне припев: “Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе”…, при каноне Богородице припев: “Пресвятая Богородице, спаси нас.” Число тропарей и припевов каждой песни канона бывает так же, как и стихарь, различно: то 10, 8, 6 или 4—16. Поэтому в богослужебных книгах говорится: “канон на 10, на 8, на 4 и т.д. [60]).

Образцом для канона служат те девять песней Св. Писания, прославляющие события Ветхого Завета, которые под именем “гимнов” (песней) с древности употреблялись за богослужением (§ 13). Напр. для первой песни всех канонов образцом служит песнь Моисея при переходе Моисея через Чермное море, вследствие чего в этой песни всегда приводится на память это событие. Для восьмой песни образцом служит песнь трех отроков и в ирмосе 8-й песни упоминается о трех отроках. Напоминанием и доказательством этой связи канона с ветхозаветными песнями служит предписание Церковного Устава читать перед каждым тропарем канона стихи из ветхозаветной песни. Распределение и порядок соединения тропарей канона и ветхозаветных стихов особый для будничных дней, особый для воскресных и праздничных дней и особый для Великого поста. Однако это распределение в большинстве церквей не осуществляется и для молящихся более известными оказываются вышеуказанные припевы: “Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе”; “Святителю, Отче Николае, моли Бога о нас” и др.

По прочтении всех тропарей ирмос каждой песни снова повторяется соединенными, сошедшимися вместе, хорами певчих, и такое совместное исполнение ирмосов называется “катавасией” (от гр. сл. χαταβαίνω = схожу).

По обширности входящего в состав канона материала и по художественности изложения его, канон можно сравнить с теми литературными произведениями, которые называются “поэмами” и которые также состоят из девяти песней. Церковный канон — духовная поэма [61]).

 

 

Богослужебные книги.

Необходимые для богослужения книги разделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. В первых содержатся чтения из Библии (Св. Писания): это — Евангелие, Апостол, Пророческие книги и Псалтирь; во вторых содержатся изменяющиеся молитвословия круга дневного, седмичного и годового.

Молитвословия круга дневного, т.е. порядок и текст ежедневных церковных служб: полунощницы, утрени, вечерни и пр. содержатся в книге, называемой “Часослов.” Молитвословия круга седмичного содержатся: в книге, называемой “Октоих” или Осмогласник, который разделяется на 8 частей, соответственно 8 церковным напевам, и употребляется во все сроки, кроме периода от Великого поста и кончая праздником Св. Троицы; и в книге “Триодь” (двух видов “Постной Триоди” и “Цветной”), употребляемой в течение Великого поста и до праздника Св. Троицы включительно. Наконец, молитвословия круга годичного содержатся в “Минее” или “Месячнике,” разделяемой на 12 частей по числу 12 месяцев. Все находящиеся в Минее молитвы и песнопения в честь святых располагаются по числам, а находящиеся в “Октоихе” — по дням. Кроме того, те и другие отделы подразделяются по службам: вечера, утра и литургии. Молитвословия и песнопения великих праздников содержатся для удобства в особой книге, называемой “Минеей” праздничной.

Однако ознакомление с богослужебными книгами было бы недостаточное, если бы не упомянуть о следующей книге, называемой “Уставом” или Типиконом. В этой объемистой книге содержится подробный порядок совершения служб в различные сроки и дни года, а также указывается состояние и поведение молящихся в храме, во время богослужения и за пределами храма, в течении дня. “Устав” — это главное руководство богослужения…[62]). (Рис. 136, л. 34).

 

 

Как пользоваться книгами.

Для каждой службы требуются книги: Часослов, Октоих или Триодь, Минея и, наконец, Псалтирь для чтеца и Служебник для священника. Главной книгой для чтеца является Часослов, из других же книг берутся изменяющиеся молитвословия — тропари, кондаки, стихиры и каноны. Познакомившись с перечнем необходимых книг для совершения повседневного общественного богослужения, обратим внимание и на то обстоятельство, что для удобства книги “Псалтирь” и “Часослов” напечатаны вместе (с дополнением других молитв) и называются “Псалтирью Следованною.” Пользование этими объемистыми книгами для отправления богослужения не представляет большой трудности. Для этого надо усвоить следующие три правила. Перед началом каждой службы внимательно прочитать замечания в Минее, Октоихе или Триоди, обыкновенно напечатанные красным шрифтом, — о торжественности службы — и подметить, сколько положено в этот день стихир и тропарей канона — 10, 6 или другое число. (Подобную же справку полезно сделать и в “Церковном Уставе” под известным числом; эта справка решительно необходима Великим постом — особенно в праздник “Сретения,” “Благовещения,” или в день престольного (т.е. храмового) праздника, случающегося Великим постом, а также и в день “14 Сентября о выносе Креста).

Когда началась служба, нужно внимательно и без пропусков читать напечатанное в Часослове. Как скоро будут прочитаны молитвы, напечатанные черным шрифтом (в Церковном часослове) или крупным шрифтом (в Учебном часослове), надобно обратить внимание на напечатанное красным шрифтом (в Церк. ч). и мелким шрифтом (в Учебн. час.), при этом обнаружится, какая следует далее молитва: стихира, тропарь, кондак или ектения. Изменяющиеся молитвы и нужно заимствовать из Октоиха или Минеи, а потом, после исполнения их, вновь продолжать прерванное чтение по Часослову до нового позаимствования и т.д. до конца службы[63]).

При чтении нужно обращать внимание на следующие замечания Часослова: “аще убо поется Бог Господь,” “аще поется Аллилуйя” и “аще есть Четыредесятница.” Этими фразами определяется или обыкновенный период времени, или же великопостный (последние две фразы), в зависимости от чего полагается менять молитвы, напечатанные в этом пункте Часослова.

 

 

Греческое церковное пение.

По сравнению с искусством архитектуры и живописи греческое церковное пение представляет область пока мало раскрытую и слабо поддающуюся наглядному ознакомлению или воспроизведению. Происходит это от нескольких причин. Во-первых, оттого, что до нас дошло мало исторических сведений и памятников относительно пения не только из отдаленной первохристианской эпохи, но эпохи позднейшей, времени Св. Иоанна Дамаскина (VIII), когда совершилось преобразование ц. пения. Да и дошедшие исторические свидетельства, нотные и певческие книги, по своей трудности и сложности, не поддаются быстрому изучению и наглядному объяснению.

Отдаленные от этих столетий Церкви Христианской и лишенные таких наглядных свидетельств, которыми располагает история церковной архитектуры (сохранившиеся храмы и их рисунки) и живописи (памятники в катакомбах), мы не можем войти в душу первоначального христианского пения, не можем представить себе ни сочетания отдельных мелодий, ни движения голосов поющих, ни общего характера этого пения. Пение — такая область, которая нуждается в личном и живом соприкосновении с нею. Тем не менее некоторые исследователи христианской древности не только решаются делать обозрение истории греческого церковного пения по периодам, но и рассматривать в отдельности различные составные части искусства пения: предмет или материал пения; способ или манеру пения; характер пения и музыкальный строй песнопений; состав поющих лиц; способ и систему писания нот.

Так, о 1-ом периоде христианского пения, обнимающем первые три с половиной века христианства, исследователи предполагают, что материалом пения служили псалмы, гимны и оды духовные или песнопения, составлявшиеся самими христианами (см. § 13). Общий характер пения и строй его отличается безыскусственностью и отсутствием сложных гармоний. С первыми словами для пения — ветхозаветными псалмами (особенно пасхальными) — первые христиане (из евреев) заимствовали и ветхозаветные напевы. Но впоследствии, после и по мере соприкосновении с греческим и восточно-сирийским населением, христианское пение восприняло нечто и из греческих и сирийских напевов, которые по своей строгости и величию соответствовали христианскому богослужению. Однако, в отличие от греческого пения, носившего метрический и речитативный характер, христианское пение приобрело характер мелодический, рассчитанный на строгое подчинение мелодии смыслу и тексту слов. В отличие от еврейского и греческого пения, сопровождавшегося аккомпанементом музыкальных инструментов, древнехристианское пение сделалось только голосовым (или вокальным).

Наконец, в отличие от драматизированного еврейского и греческого пения, проникнутого выражением тоски и отчаяния ввиду сознания греховности перед Богом (в еврейском пении), то страха и ужаса перед беспощадным роком (судьбою) (в языческом греческом пении), древнехристианское пение приобрело характер спокойного умиления и сыновней преданности к Христу Спасителю, Победителю смерти и Искупителю [64]). Что касается способов исполнения существовавших песнопений и гимнов, то они были разнообразны. Во время богослужения пел то один из священнослужителей Церкви, причем ему по временам подпевала вся община; то отдельные члены общины выступали со своими вдохновенными импровизациями, дополняемыми возгласами всех присутствующих; то слышалось хоровое, унисонное пение всех присутствующих; то было пение общины разделенной на две части или стороны.

Пение псалма или молитвы одним лицом с подпеванием последних слов одним собранием называлось ипофонным; пение — с присоединением со стороны всего собрания особого припева — называлось епифонным; пение попеременное — двумя сторонами молящихся называлось антифонным. Все эти приемы исполнения песнопений в IV—V в. не исчезли, а продолжали развиваться, и, главное, стали распространяться по различным областям Церкви Вселенной. Так, пение “антифонное,” введенное впервые в Церкви Восточной (в Антиохии) Св. Игнатием Богоносцем († 107), при Св. Амвросии М


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.