Результаты исследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Результаты исследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

2022-11-27 50
Результаты исследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим полученные результаты. В таблице 2. представлены общие баллы, полученные участниками исследования по каждому заданию

Таблица 2.

Результаты выполнения заданий по оценке сформированности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Участники

«10 слов»

«Запомни пару»

«Воспроизведение рассказа»

Средний балл

Уровень

Никита К.

2

2

2

2

Средний

Саша К.

1

2

1

1

Низкий

Федор Л.

2

1

1

1

Средний

Эмир Я.

1

2

1

1

Низкий

Юля Т.

2

1

2

2

Средний

Альвина Т.

1

2

1

1

Низкий

Андрей С.

1

1

1

1

Низкий

Никита З.

2

1

2

2

Средний

София О.

1

1

1

1

Низкий

Виктор Т.

1

1

1

1

Низкий

Средний балл

1,4

1,4

1,3

1,4

Низкий

 

Результаты показали, что по всем заданиям были получены средние и низкие оценки. Высоких баллов выявлено не было. Средний балл группы составил 1,4 балла, что соответствует низкому уровню сформированности слухоречевой памяти у воспитанников.

Выполним качественный анализ выполнения каждой методики.

Первой была проведена методика А.Р.Лурия«Запоминание 10 слов». проведении данной методики, было предложено произнести слова; сделано 5 повторов, результаты представлены на рис.1.

Рис.1 Результаты выполнения задания«10 слов»детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

 

Результаты показали, что высоких баллов ни у кого из участников исследования не выявлено, то есть никто из детей не смог запомнить и воспроизвести все 10слов. Таким образом, низкий уровень слухоречевой памятивыявлен у 6-и участников (60%), средний уровень у 4-х участников (40%).

Практически все дети были невнимательны к первоначальной инструкции, поэтому требовалось ее вторичное повторение. В процессе прослушивания значительное число детей отвлекалось, поэтому требовалось привлечение их внимания к выполнению заданий. Концентрация на задаче была довольно низкой.

В исследуемой группе все дети запомнили такие слова как:лес стул,гриб, волк.Самыми сложными для запоминания было слова:рысь, хор, шмель. Это связано с тем, что дошкольникам было проще запомнить именно те слова, которые имелись в их лексиконе. Никто из детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) не был знаком со словами рысь и хор.

Методика, помимо уровня сформированности слухоречевой памяти воспитанников, позволяла также рассчитать коэффициент кратковременной памяти, результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти по методике «10 слов»

№ п/п Имя Искаже ние слова Смысло вые замены Кол-во запомненных слов Коэффиц.кратковр. памяти Уровень
1. Никита К. 1 0 5 50% Средний
2. Саша К. 2 2 3 30% Низкий
3. Федор Л. 2 1 5 50% Средний
4. Эмир Я. 1 2 2 30% Низкий
5. Юлия Т. 1 0 5 50% Средний
6. Альвина Т. 3 1 3 30% Низкий
7. Андрей С. 2 2 3 30% Низкий
8. Никита З. 1 0 4 40% Средний
9. София О. 2 2 4 40% Низкий
10 Виктор Т. 1 1 2 20% Низкий

Среднее значение

1,6 1,1 3,6 37% Низкий

 

Данные показали, что, в среднем в исследуемой группе дети смогли запомнить лишь 4 слова из 10-и предъявленных. Общих коэффициент составил 37%, что является довольно низким результатом.

Рассмотрим персонифицированные результаты выполнения задания каждым участником:

Никита К. повторил пять слов (стул,окно, конь, гриб, ноги), допущено одно искажение (стул), смысловые замены отсутствовали;

Федор Л. повторил пять слов (лес, стул, ноги, гриб, волк), допустил 2 искажения (стул, волк), 1 смысловую замену(ноги – нога).

Юля Т. повторила пять слов (лес, окно, стул, гриб, волк), смысловые замены не допустила, но допустила искажение слова (гриб).

Никита З. повторил четыре слова (лес, конь, гриб, волк), смысловые заменыотсутствовали, допустил одно искажение (гриб).

Низкий уровень слухоречевой памяти был выявлен у шести воспитанников:

Саша К. повторил три слова из семи (лес, конь, гриб) допустил два искажения (конь, деревья) и две смысловые замены (лес – деревья, гриб – мухомор);

Альвина Т. повторила 3 слова (лес, хлеб, волк), допустила искажение трех слов (дерево, хлеб, волк), допустила одну смысловую замену (лес-дерево), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

Андрей С. повторил три слова из семи (лес, конь, волк) допустил две смысловые замены (лес – деревья, конь – лошадь) и два искажения (деревья, волк);

София О. повторилачетыре слова из семи (лес, окно, гриб, волк) допустила две смысловые замены (лес – деревья, окно – дом);

Эмир Я. повторил два слова (лес, ноги), допустил искажение одного слова (деревья), смысловой замены двух слов (лес-деревья, ноги-нога);

Виктор Т. повторил два слова (конь, окно), допустил искажение одного слова (конь), одну смысловуюзамену (окно-улица), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

Было отмечено, что у Юлии Т., Никиты З., Никиты К. и Федора Л.уровень развития слухоречевой памяти приближен к норме,показатели носят характер с каждым повторением увеличивающейся последовательности, при последующих повторениях происходит сохранение показателей слухоречевой памяти.Уровень детей отражает достаточно хороший объем произвольной слухоречевой памяти, способность краткосрочно сохранять информацию при установке на запоминание.Но всё же имеет место недостаточный объем слухоречевой памяти. При выполнении заданий они демонстрируют повышенную отвлекаемость, часто затрудняются концентрировать внимание. Искажение слов у детей указывает нанедостаточно сформированный уровень развития фонематического восприятия и на имеющиеся дефекты звукопроизношения.

Остальные дети в ходе исследования показали низкий уровень развития слухоречевой памяти. У них отмечалось ослабление активного внимания в ходе проведения методики и выраженная утомляемость детей.У всехвоспитанников отмечено снижение объема памяти и точности запоминания. Дети часто повторяли только первые слова, так называемый «эффект начала ряда». В ходе воспроизведения наблюдались персеверации (упорные повторения слов), вербальные парафазии, т.е. использование вместо нужного слова неточного, но относительно близкого в смысловом отношении, принадлежащего к той же смысловой категории (например, «деревья» вместо «лес»).

В ходе проведения исследования Эмир Я., Виктор Т. требовали существенной помощи, показав, тем не менее, недостаточный объем произвольной слухоречевой памяти, низкуюспособность к сохранению небольшого количества информации при установке на запоминание. Искажение слови смысловые замены указывают на недостаточность фонематического восприятия, дефекты произношения в речи и на трудность формирования приемов запоминания.

В ходе выполнения задания отмечены ограниченные возможности запоминания и удержания воспринятого на слух материалав кратковременнойпамяти. Результаты свидетельствовали о плохойпамяти и увеличении общего времени протекания мнестическойдеятельности, а также уменьшения количества повторяющихся слов.

Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару»представлены на рис.2.

Рис. 2 Результаты выполнения задания«Запомни пару»детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Вновь никто из участников не показал высоких результатов. У 40% участников средний уровень, у 60% – низкий. Данная методика также позволяет определить уровень логической и механической памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования логической и механической памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Участник

Объем логической памяти

Уровень

Объём механической памяти

Уровень

Кол-во слов 1-ого ряда Кол-во запомн. слов Коэфф. смысл памяти Кол-во слов 2-ого ряда Кол-во запомн. слов Коэфф. механ. памяти

Никита К.

7

4

57%

Средний

7

3

43%

Низкий

Саша К. 7 4

57%

Средний 7 2

29%

Низкий
Федор Л. 7 4

57%

Средний 7 3

43%

Низкий
Эмир Я. 7 2

29%

Низкий 7 0

0%

Низкий
Юлия Т. 7 4

57%

Средний 7 2

29%

Низкий
Альвина Т. 7 2

29%

Низкий 7 1

14%

Низкий
Андрей С. 7 4

57%

Средний 7 2

29%

Низкий
Никита З. 7 2

29%

Низкий 7 2

29%

Низкий
София О. 7 1

14%

Низкий 7 1

14%

Низкий
Виктор Т. 7 1

14%

Низкий 7 0

0%

Низкий
Средн.знач 7 2,8

40%

Низкий 7 1,6

23%

Низкий

Результаты средних значений показали: при оценке логической памяти коэффициент успешности в группе составил 40%, коэффициент оценки механической памяти существенно ниже – всего 23%. В целом, большинство детей показали низкие результаты оценки логической и механической памяти.

Было выявлено, что четыре воспитанника старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) – Никита К., Саша К., Федор Л., Юлия Т., Андрей С.с коэффициентом логической памяти от 50% до 70%.У остальных участников уровень был низким – менее 50%: Эмира Я., Альвина Т., Никиты З., Софии О., Виктора Т. У всех детей исследуемой группы выявлен низкий уровень механической памяти.

У детей выявлены несколько лучше показатели логической, нежели механической памяти.Связано это, прежде всего с тем, чтологическая память основывается на осмысленном запоминании, на установлении логических связей между отдельными словами. Осмысленное запоминание требует от ребенка значительно меньше усилий и времени, но явилось более действенным. В целом, память детей характеризуется замедленностью, непрочностью и неточность. воспроизведения, так же можно отметить, привнесение новых слов, которых не было при запоминании, замены по звучанию и смысловые замены.

Далее осуществлялась оценка выполнения задания «Воспроизведение рассказа», результаты представлены на рис.3.

Рис. 3 Результаты выполнения задания«Воспроизведение рассказа»детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Результаты показали, что по данному заданию были получены самые низкие результаты: только 3 ребенка (30%) показали средний уровень, у остальных (70%) – низкие результаты сформированности слухоречевой памяти.

Типичными ошибками при выполнении задания детьми исследуемой группыявлялись следующие:

- отсутствие смысловых единиц;

- добавление лишних смысловых единиц.

Таким образом, в процессе пересказа и ответов на вопросы по тексту дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) или пропускали смысловые единицы, или придумывали те, которые не встречались в тексте.

У Саши К., Федора Л., Эмира Я, Альвины Т., Андрея С., Софии О., Виктора Т. преобладали пропуски событий текста.Никита К. и Юля Т.проявляли творчество – и добавляли события, которые были некоторым образом связаны с темой текста, но не присутствовали в нем. Например: «Лиса испугалась», «Собаки разозлились» и т.п.

Данное задание наглядно показало взаимосвязь между нарушениями речевого развития, в частности, навыками связной монологической речи и уровнем развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) слухоречевой памяти.

Значительное число пропусков в составлении рассказа было связано, во-первых, с низким объемом памяти: практически все участники не успели запомнить текст полностью, во-вторых, с нарушением словесно-логического мышления: воспитанники не смогли установить причинно-следственные связи между поведением лисы и действиями собаки.

В том случае, если со стороны педагога детям старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) оказывалась поддержка,каждое предложение разбиралось подробно, то дети могли более глубоко вникнуть в суть рассказа иустановить взаимосвязь всех фактов. Тем не менее, восстановить текст даже после некоторого его разбора дети затруднялась из-за небольшого объема словаря и снижения качества связной речи. Многие факты, после первого прослушивания, дети старшего дошкольного возраста с ОНР(III уровень) запомнить не смогли. Им было сложно одновременно удерживать в памяти несколько фактов, которые необходимо было использовать, а также, затем, составить целостный рассказ.

Общие результаты выполнения детьми трех методик позволили сделать вывод об общем уровне сформированности слухоречевой памяти, рис.4.

Рис.4 Общий уровень сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

 

Результаты показали, что у большинства (60%) участников исследования отмечается низкий уровень сформированности слухоречевой памяти. У 40% – средний уровень, высокие результаты не выявлены. На рис.5 представлены персонифицированные результаты каждого участника по всем заданиям диагностики.

Рис. 5 Общие результаты оценки выполнения каждой методики, направленной на оценку слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

 

Результаты наглядно свидетельствуют о том, что по всем методикам высокие результаты у участников исследования получены не были. По методикам «10 слов» и «Запомни пару» средний балл составил по 1,4 балла из 3-х возможных, по 4 участника (40%) показали средний уровень. По методике «Воспроизведение рассказа» были получены самые низкие результаты, средний балл составил 1,3 балла, средний уровень отмечен у 3-х участников (30%), остальные получили низкие оценки.

Результаты диагностики слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) показали, что общий уровень сформированности данного процесса ниже уровня возрастной нормы. Детейстаршего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) характеризует медленная ориентировка в условиях задачи, быстрое забывание сложных инструкций, явления парафазии, снижение запоминания вербальных стимулов. Дети запоминают узкое количество информации, причем, с необходимой установкой на запоминание. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) при относительно сохранной смысловой и логической памяти заметно снижены запоминание вербальных стимулов, продуктивность запоминания. Как правило, дети не прибегали к речевому общению с целью уточнения инструкции; не замечали своих ошибок и не исправляли их.

Стоит также отметить, что детям было проще запомнить тот речевой материал, который был им близок, например, слова бытовой тематики, часто употребляемой ими каждодневно. Запомнить сложные для них слова, даже, если им было разъяснено их значение, детям было сохранить в памяти и восстановить через некоторое время значительно сложнее. Трудности также отмечались при пересказе, что связано с недостатками связной речи участников исследования.

Детям с низкими результатами сформированности слухоречевой памяти, таким образом, при поступлении в школу будет сложно запоминать длинные инструкции, устанавливать логические связи. Дети будут испытывать существенные сложности овладения пересказом, связной монологической речью. Недостаточность развития слухоречевой памяти также приведет к появлению у участников исследования сложностей с восприятием и переработкой слуховой информации, например, устных текстов, объяснений нового материала. Снижение данного вида памяти приведет к снижению качества освоения всеми школьными дисциплинами.

Исследование позволило доказать предполагаемую гипотезу о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) характеризуются недостаточным развитием слухоречевой памяти, что выражается в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации, отсутствием навыков составления схем, ассоциаций и образов, способствующих лучшему ее сохранению и воспроизведению.

Таким образом, исследование позволило сделать вывод о том, что общий уровень сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) не соответствуют возрастной норме. Старшие дошкольники рассматриваемой группы характеризуются недостаточным объемом запоминаемого материала, трудностями в запоминании слов и текста, низким уровнем качества запоминания слухового материала. Все участники требуют существенной помощи по развитию у них данного вида памяти и, в целом, процессов запоминания.

2.3 Составление методических рекомендаций по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

 

На основе полученных результатов обзора теоретических источников, а также на основании полученных данных в ходе проведения диагностики памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) были составлены методические рекомендации.

Цель методических рекомендаций – составление основных направлений реализации коррекционно-формирующей работы по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возрастас ОНР (III уровень).

Разработка рекомендаций основывалась на методиках таких авторов, какА.Ю. Агафонов [1], Т.В. Большева [10], Т.Г. Визель [12], С.Е. Гаврина [16], В.П. Глухов [19], А.В. Семенович [47] и других авторов.

Формирование педагогами слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) должно опираться на следующие принципы:

- деятельностный – формирование новых навыков и устранение имеющихся нарушений проводится в процессе какой-либо деятельности;

- обеспечения психологической комфортности – дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) не должны ощущать собственные неудачи, работа должна проводиться в благоприятной для детей обстановке;

- принцип учета зоны актуального и ближайшего развития;

- принцип комплексности воздействия – логопедического, психологического, педагогического;

- принцип дифференцированного подхода[25].

Основными направлениями развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень), по мнению Т.Г. Визель [12], Л.В. Лопатиной [35] и других авторовдолжны стать следующие:

1. Подготовка базы для развития слухоречевой памяти (формирование и развитие фонематических процессов).

2. Стимуляция развития оперативной слухоречевой памяти: последовательное и постепенное увеличение объема воспринимаемых на слух текстов.

3. Перестройка способа удержания речевого ряда на слух путем подключения запасных афферентаций: предметных, графических визуальных опор, а также специально обыгрываемых смысловых связей слов с их невербальными эквивалентами (образами, символами, схемами) [55].

На первом этапе работы над развитием слухоречевой памяти важно проводить работу над развитием фонематических процессов.

Так, логопедическая работа по развитию фонематического восприятия ведется в работе над звуками в следующей последовательности: дети учатся выделять звук в начале слова, выделять первый согласный из слова, выделять конечный согласный и гласный из слова, выделять из средины слова ударный гласный. Логопедическая работа в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков: дети прослушивают звуки природы (эффективным является использование информационно-коммуникативных технологий), проводятся игры с шумовыми игрушками, музыкальными инструментами.Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу, затем, слоги и фонемы родного языка. В дальнейшем проводится обучение способам сложного звукового анализа и синтеза, дети учатся определить количество, последовательность, место звука в слове.

В целях развития звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста сОНР (III уровень) проводятся упражнения, позволяющие закрепить понимание понятий звука, гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких. Для освоения практических навыков фонематического анализа используются игры, позволяющие детям анализировать звуковой состав слогов, определять место ударного гласного в словах и его положение, осуществлять поиск заданного звука в слове в различных позициях и т.п. Можно использовать игры на основе стихов. Для этого логопед подбирает стихи, в которых преобладает определенный звук. В работе с такими стихами дети выделяют нужные звуки в различных позициях в словах, анализируют правильное и искаженное звукопроизношение в чужой и своей речи [35].

В целях развития фонематического анализа и синтеза дети учатся выделять звуки на фоне слова, вычленять звуки в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.Развитию языкового анализа на уровне предложения способствует подбор игр, направленных на определение количества слов в предложении, составление схем к заданным предложениям и предложений к определенной схеме, определение места слова в предложении, соединение частей разорванных предложений, выделение границ предложения в тексте, анализ деформированных предложений, включение в предложение пропущенных слов, распространение предложений и др.

Формирование языкового анализа на уровне текста можно проводить, используя упражнения и игры, включающие: составление рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний; чтение деформированных текстов, в которых существительные заменены картинками; составление рассказов по опорным сигналам, по серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу; определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности; составление рассказов по схемам и др.

В целях развития фонематического слуха следует подбирать игры, в которых можно привлечь внимание детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) к сравнению звуков речи со звуками, издаваемыми предметами окружающего мира, шумами, которые человек может издавать голосом, и установить, что слова, несущие конкретную информацию, складываются только из звуков речи. Рекомендуются игры, направленные на развитие слухового внимания:«Шумящие коробочки» (разнообразное содержание коробочек: скрепки, соль, горох и т.д.); «Кто как кричит?» (узнаем голоса животных); «Кто тебя позвал?» (узнай по голосу); «Угадай по звуку» (определение предмета по характеру звука: ложечка в стакане, бубенчик, шуршащая бумага) [36].

Для непосредственной работы по формированию слухоречевой памяти и постепенному расширению ее объема следует осуществлять детям показ рядов предметов, называние каждого из них следует осуществлять по ходу демонстрации, а затем использовать задания, в которых детям предстоит найти среди других картинок те, которые были показаны.

На последующих этапах следует вводить задания, в которым детям предстоит называние рядов предметов с постепенным увеличением числа элементов, а также просьбой показать те предметы, которые были названы.Впоследствии педагогам следует выбирать игры и упражнения, в которых осуществляется обыгрывание отрабатываемых рядов слов: каждый предмет, обозначаемый словом, дается в руки ребенку, затем детей просят встать в том порядке, в котором эти предметы будут называться педагогом.Также успешным в системе формирования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возрастаОНР (III уровень) является рисование или лепка предметов в порядке их называния педагогом. Постепенно их число увеличивается с 2 до 4-5.

Посредством электронных презентаций, игр, а также использования интерактивной доски, видеопроекторов логопедами активно используются: предметы, картинки, модели, схемы и т.д. В целях повышения мотивации дошкольников с нарушениями речи к активной деятельности, должна быть создана мотивационная среда посредством использования средств наглядности в использовании компьютера, ноутбука или планшета, снабжая занятия красочными презентациями, небольшими видео роликами, аудиозаставками.

Значительное внимание уделяется работе над связной речью детей старшего дошкольного возрастаОНР (III уровень). В данном направлении следует использовать упражнения, направленные на формирования навыков рассказывания и пересказывания.

В системе формирования данных навыков следует активно включать мнемотехнику. Примеры использования мнемотаблиц для обучения детей составлять рассказ отражены в приложении 2. Примеры мнемотаблиц для заучивания стихотворений – в приложении 3. В приложении 4 представлены примеры игр и упражнений для развития слухоречевой памяти.

В системе развития слухоречевой памяти рекомендуется использовать тексты цепной структуры. Под цепной связью понимается структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем. Такой метод позволяет развивать концентрацию детей на прослушивании важной информации и запоминании ее.

В целях развития слухоречевой памяти рекомендуется использоватьметод повторения (особенно в процессе пересказа), что стимулирует развитие внимания детей с привлечением активной мыслительной деятельности. Каждый раз, повторяя определенный материал, перед детьми ставятся новые, разнообразные задачи. Например,«Спой про себя с логопедом», «Покажи движение мелодии рукой», «Покажи рукой движение к главному слову фразы», «Повтори что в рассказе было в начале?», «Вспомни, чем закончился такой-то рассказ?» и т.п. Также развитию данного вида памяти способствуют игры и упражнения с числовыми или образными рядами: детям следует запомнить определенный порядок или расположение объектов.

Для развития слухоречевой памяти, воображения используется заучивание стихов с наглядной основой: рисунками, пиктограммами, сериями картинок. Яркий материал способствует тому, что через абстракцию и зрительное восприятие, ребенок сможет больше запомнить и научиться не только бездумно проговаривать заученные слова, но и пытаться вникнуть в их суть.

Главным педагогическим условием развития слухоречевой памяти является специальное обучение и контроль со стороны логопеда, благодаря которому воспитанникам старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)становятся доступными логические приемы запоминания. К этим приемам относятся: группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Формирование произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) происходит, когда логопед побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Немаловажную роль в системе развития слухоречевой памяти играет взаимодействие с родителями.Для того, чтобы дать рекомендации родителям по организации самостоятельной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)в условиях семьи, педагог должен использовать дифференцированный подход, то есть подобрать необходимые рекомендации родителям с учетом выявленных особенностей сформированности у детей познавательных процессов, в том числе памяти.

Разрабатывая картотеку игр и общих рекомендаций для родителей, в системе развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) слухоречевой памяти, важно использовать дифференцированный подход. Стоит отметить, что на всех этапах логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) необходима работа над развитием мыслительной деятельности, внимания, развития инициативных видов речи, расширения словаря, навыков составления рассказов и пересказов. Примеры рекомендаций для родителей представлены в приложении 5.

Таким образом, в системе организации логопедической работы по развитию слухоречевойпамяти у детей старшего дошкольного возраста сОНР (III уровень) важным является формирование фонематических процессов, внимания, а также работа над пересказом текстов с наглядной опорой (планом, схемой), заучивание и воспроизведение стихотворений, потешек, использования мнемотехники, работы с ассоциациями.

Эффективным для реализации данных направлений является включение информационно-компьютерных технологий. Важным является также привлечение родителей к процессу развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) слухоречевой памяти.

Выводы по главе 2

Целью практического исследования являлась диагностика уровня и особенностей сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР(III уровень). Использовались методики «Запоминание 10 слов», «Запомни пару» и «Воспроизведение рассказа».

Исследование показало, что большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) исследуемой группы характеризуется низким уровнем сформированности слухоречевой памяти. Недостаточным является уровень как кратковременной, так и долговременной слухоречевой памяти, что подчеркивает необходимость оказания им помощи по развитию рассматриваемого вида памяти.

На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по организации логопедической работы по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В рекомендациях отмечено, что развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)-  это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Логопеду отводится активная роль: посредством игр и упражнений, направленных на развитие памяти, он создает условия для «порождения» высказывания воспитанников, направляет, стимулирует их речевую активность. Важную роль сегодня играют новые, инновационные формы проведения логопедических занятий: это использование мнемотехники, включения работы над схемой, планом рассказов и пересказов, пиктографирования, внедренияинформационно-коммуникационных технологий.Важную роль играет взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работа посвященаактуальной теме развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Важность темы обусловлена важной целью данного вида памяти в системе подготовки детей к овладению школьными дисциплинами, быстрым пониманием предъявляемого речевого материала, инструкций.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

Выполнен теоретический обзор источников по исследуемой проблеме. Отмечено, что память – это способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать нужную информацию. Слухоречевая память выступает в видеинтегративного процесса, реализующегося при совместном взаимодействии механизмов слухового и речевого мнезиса Особенное внимание в теоретической части исследования уделено проблеме нарушений слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень), так как их характеризует низкий уровень слухоречевой памяти, ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функции памяти.

Для решения второй задачи было проведено исследование особенностей и уровня сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Использовались методики «Запоминание 10 слов», «Запомни пару» и «Воспроизведение рассказа».

Исследование показало, что большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) исследуемой группы характеризуется низким уровнем сформированности слухоречевой памяти, что подчеркивает необходимость оказания им помощи по развитию рассматриваемого вида памяти. По методике «10 слов» и «Запомни пару» по 60% участников характеризовались низким и по 40% – средним уровнем. По методике «Воспроизведение рассказа» результаты были ниже: у 30% – средний уровень, у 70% – низкий. Недостаточным является уровень как кратковременной, так и долговременной слухоречевой памяти.Предполагаемая гипотеза исследования была подтверждена: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) характеризуются недостаточным развитием слухоречевой памяти, что выражается в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации, отсутствием навыков составления схем, ассоциаций и образов, способствующих лучшему ее сохранению и воспроизведению.

Для решения третьей задачи в работе представлены методические рекомендации по развитию слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В рекомендациях определен выбор средств и методов работы для сотрудников образовательных организаций, а также для родителей, воспитывающих детей с ОНР (III уровень). Особенное внимание уделялось включения мнемотехники, пиктографии, метода наглядного моделирования и навыков обучения пересказу в системе развития слухоречевой памяти. Предполагается, что реа


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.