Основные направления развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные направления развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

2022-11-27 31
Основные направления развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важнейшим компонентом подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе является развитие у них познавательных процессов, то есть памяти. Для овладения новыми знаниями детям на первых этапах обучения в школе придется воспринимать и оперировать значительным массивом речевой информации, поэтому преодоление нарушений слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) необходимо проводить уже в период дошкольного детства [11].

При организации логопедической помощи в данном направлении педагог должен учитывать, что старший дошкольный возраст – это период подражания. Несмотря на сохранение таких детских качеств, как легкомыслие, наивность, детям присуща интериоризация. Окружающая их обстановка производит на них сильное впечатление, поэтому дети старшего дошкольного возраста очень часто повторяют рассуждения взрослых, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, родителей, то есть прислушиваются, запоминают и воспроизводят некоторый массив информации [38].

К моменту поступления в школу происходит значительная трансформация и резкое развитие памяти детей. В идеале она должна стать более упорядоченной, регулируемой и произвольной психической деятельностью. Такие авторы, как Ю.Ф. Гаркуша [17],Т.И. Дубровина [25], Н.П. Чурсина [56] и другие отмечают необходимость целенаправленной работы по развитию слухоречевой памяти у детей с общим нарушением речи.

Основные направления развития слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР(III уровень) представлены в трудах таких авторов В.К. Воробьева [13], Ю.Ф. Гаркуша [17], В.П. Глухов [19], Т.И. Дубровиной [25], Т.А. Ткаченко [51] и других. Данные авторы рекомендуют использовать следующие направления, в основном, с помощью приемов опосредованного запоминания:

- использование смысловой группировки, когда предоставляемый детям материал группируется на небольшие фрагменты, выделяя главные опорные пункты как для отдельных частей материала, так и для всего массива;

- использование классификации, когда основной материал делится на определенные части и проводится последовательная работа над каждой из них;

- использование ассоциаций – детьми с ОНР (III уровень) материал запоминается лучше в случае, если при запоминании информации они пытаются связать ее к определенному значимому событию или предмету;

- использование схематизации –материал, который следует запомнить, представляется в виде схемы;

- личные комментарии – вовлекают в процесс запоминания информации эмоциональные и интеллектуальные компоненты, которые помогают оставить яркий след и лучше сохранить информацию в памяти;

- использование средств наглядности – улучшает запоминание привлечение наглядного материала, привязывание к ним различные названия предметов или словосочетания [13; 19; 51].

Значительное внимание формированию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) уделяли такие авторы, как В.К. Воробьева [13], рекомендующая упражнения с пересказыванием и рассказыванием посредством использования опорных сенсорно-графических схем; Т.А. Ткаченко [51], рекомендующая использование предметно-схематических моделей; В.П. Глухов [19], отмечающий эффективность использования блоков-квадратов, Т.В. Большова [10] с рекомендациями о включении в логопедическую работу мнемоколлажей и пиктограмм.

Одним из направлений логопедической работы по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) является работа над пересказом[14].Для данного направления необходимо уделить внимание выбору текста, близкого жизненному опыту дошкольников, понятному по сюжету. Дети прослушивают пересказ, затем, осуществляется беседа, в которой педагог задает детям вопросы по тексту, просит выделить главных героев, главные события. На данном этапе следует использовать упражнения, направленные на повторение слов и фраз с выбором нужной интонации. Беседа должна быть кратковременной. Далее следует использовать тренировочные упражнения, позволяющие обеспечить полное воспроизведение дошкольниками прослушанного текста. Используется подсказка слова или фразы, осуществляется совместный пересказ (договаривание), отраженный пересказ [11].

Т.Б. Филичевой [53] рекомендуется организовывать работу по обучению детей пересказу с опорой на картинку, серию картинок. В программе Н. В. Нищевой [41] «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» выделяется в отдельное направление «Развитие связной речи», где рекомендуется обучать навыку пересказывания посредством использования хорошо знакомых детям сказок и коротких рассказов. Автор рекомендует уделять этому вопросу 1-2 занятия в неделю[41].

В процессе обучения пересказу могут использоваться методы мнемотехники и пиктографирования.Данные техники используют систему приемов, позволяющих развивать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) навыки ассоциаций. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – пиктограмма. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

В процессе развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) важно включать игры и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщения и классификации (например, «Разложи предметы», «Съедобное – не съедобное», «Сложи квадрат», «Головоломки» и т.п). К мнемотехническим приемам в данном направлении относятся ассоциации, опорные пункты, аналоги, систематизация, схематизация, группировки, установление последовательностей [2].

Таким образом, можно отметить, что важным для развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) является использование различных видов ассоциаций, наглядных опор, разделение материала, создание ассоциаций, образов.

Стоит отметить, что развитие слухоречевой памяти должно осуществляться в тесной взаимосвязи с преодолением у детей нарушений речевого развития и неречевых психических функций. Поэтому важным является включение в работу педагога различных игр и упражнений с использованием музыкальных инструментов, различных звучащих дидактических пособий, например, игры «Громко-тихо запоем», «Определи инструмент», «Повтори звуки», «Ступеньки», «Пантомима».

На сегодняшний день существенно возрастает роль использования в такой работе информационно-компьютерных технологий: при помощи компьютера или планшета многие заданияили упражнения дети прослушивают на данных устройствах, могут сами манипулировать с объектами на экране, например, составлять схему прослушанного текста. Например, при работе над определением неречевых звуков, с помощью компьютера дети прослушивают звуки дождя, грозы, шум оживленной улицы, звуки сигналов транспорта, звуки, издаваемые животными и т.п. Стоит отметить, что постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слухоречевой памяти.

Л.Б. Баряева и соавторы [6] отмечают, что слуховое восприятие – это одна из составляющих слухоречевой памяти, в основе которого – слуховое внимание. Для того чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве нужно целенаправленно развивать с раннего детстваслуховоевосприятие, внимание и память, так как умение концентрироваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, – всё это способствует пониманию и осмысленности речи через гнозис и анализ речевых звуков.Превентивные мероприятия по развитию фонематических процессов позволяет полностью исправить недостатки слухового восприятия, развить слуховое внимание, а это, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на развитие слухоречевой памяти.

Важнейшим в системе развития слухоречевой памяти является включение в логопедическую работу различных видов текстовой информации, например, использование пословиц и поговорок, загадок, небольших рассказов, сказок. Развитие слухоречевой памятинапрямую связано с развитием произвольной памяти, поэтому запоминание наизусть стихотворений, текстов для дальнейшего их воспроизведения играет существенную роль в повышении слухоречевой памяти [2].

Немаловажным в системе развития слуховой памяти является развитие механической и ассоциативной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Говоря о механической памяти следует иметь в виду навык запоминания не связанной информации – букв, бессмысленных слогов, слов. Механическая память отличается высокой точностью запоминания тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между ними. Ассоциативную память соотносят с запоминанием слов, связанных какой-либо ассоциацией. Таким образом, внимание к данным видам памяти позволит положительно воздействовать на процесс развития слухоречевой памяти, в целом.

Таким образом, в процессе развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) играет организация игр и упражнений, способствующих развитию слухового внимания, навыков пересказывания, создания ассоциаций и образов. В системе развивающей работы важным является использование музыкальных инструментов и шумящих игрушек, использование игр с рядами слов и чисел; немаловажным является включение в логопедическую работу мнемотехники, пиктографирования, информационно-компьютерных технологий.

Выводы по главе 1

Память – способность запоминать, сохранять и в нужный момент использовать нужную информацию. Слухоречевая память представляет собой важнейший вид памяти, способствующий запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, переданной через речь.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР(III уровень) - это дети с нормальным слухом и интеллектом, характеризующиеся нарушениями всех сторон речевого развития. Данные воспитанники характеризуются низким уровнем развития слухоречевой памяти. Процесс запоминания характеризуется низкой активностью, замедленной скоростью, сниженным объёмом, прочностью и точностью запоминаемого. Все дети нуждаются в помощи по развитию у них слухоречевой памяти.

Основными направлениями развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) является использование игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, создания ассоциаций и образов, навыков запоминания и воспроизведения стихов, песен; навыков пересказывания. На сегодняшний день актуальными в данных направления являются мнемотехника, пиктографирование, работа над пересказывания текстов по плану, схеме, наглядным опорам, включение информационно-компьютерных технологий.


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.