Особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ( III уровень) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ( III уровень)

2022-11-27 37
Особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ( III уровень) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день значительное число детей, посещающих старшие группы дошкольных образовательных организаций, характеризуются нарушениями речевого развития. Большинство из них имеют общее недоразвитие речи (III уровень).

По определению Р.Е. Левиной [42], при общем недоразвитием речи у детей имеются разные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов языковой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Изучение особенностей речи у дошкольников с ОНР позволило Р. Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей: первый уровень речевого развития – отсутствие общеупотребительной речи. Второй уровень речевого развития – начатки общеупотребительной речи. Третий уровень речевого развития – простая фразовая речь с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием [42].

Т.Б. Филичева [53] выделила четвертый уровень недоразвития речи. У данных детей обиходная фразовая речь отличается нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

Распространенность общего недоразвития речи с каждым годом увеличивается. При отсутствии своевременной логопедической коррекции, обширные недостатки в развитии устной речи в дальнейшем приводят к нарушению речи письменной – дисграфии и дислексии. ОНР может быть спровоцировано как в силу биологических, так и социальных факторов. К биологическим причинам возникновения относят:

- неблагополучное течение беременности – инфекции, интоксикации, патологии развития плода;

- употребление будущей матерью алкоголя, никотина, наркотических веществ;

- воздействие радиации, химических веществ;

- резус-конфликт, несовместимые группы крови матери и плода;

- неблагополучное течение натального периода;

- заболевания центральной нервной системы в первые годы жизни ребенка, неврологические патологии;

- травмы мозга в первые годы жизни ребенка, органические изменения головного мозга [17].

К социальным факторам, способным негативно сказаться на развитии ребенка, и вызвать общее недоразвитие речи относятся: неблагоприятные условия воспитания и обучения (асоциальная среда, педагогическая запущенность);психическая депривация в сенситивные моменты развития речи ребенка [7].

Все дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР)(III уровень) характеризуются значительными нарушениями сформированности слухоречевой памятью несмотря на то, что нарушений слуха у них не выявляется.Прежде всего, такие сложности связаны с нарушением всех компонентов речевой деятельности, в частности, фонематической стороны речи. Данная категория воспитанников характеризуется нарушениями слухового восприятия, фонематическими представлениями, фонематическим анализом и синтезом.

В основе нарушений сформированности слухоречевой памяти находятся нарушения (изменения) нейродинамических параметров работы слухового анализатора в виде патологического ретроактивного и проактивного торможения и уравнивания возбудимости. По причине слабости замыкательной функции коры головного мозга осуществляется снижение объема и точности воспроизведения полученной речевой информации [4].

М.А. Костарева [32] утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) с большим трудом запоминают речевой материал, продуктивность запоминания их существенной ниже, чем у сверстников, не имеющих нарушений речевого развития. При воспроизведении прослушанной текстовой информации детей характеризуют привнесения, повторное называние слов, предложений, в целом, фактической информации. Дети нередко забывают трудные конструкции, элементы и логический порядок предложенных заданий. У более слабых детей старшего дошкольного возрастас ОНР (III уровень)сниженная активность запоминания сочетается с нарушением когнитивных функций. Автор утверждает, что патологические проявления нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) связаны с совокупностью расстройств вербальных средств, деятельности коммуникации и вторично обусловленной задержкой опосредованной речевой деятельностью когнитивной сферы, в частности памяти [32].

С точки зрения Ю.В. Истоминой [29], у детей с ОНР на фоне относительно сохранной смысловой и логической памяти вербальная память снижена. Данные дошкольники забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, часто не могут повторить ряд слов, фразу, им трудно даётся заучивание стихотворений. Страдает продуктивность запоминания.

О.В. Алмазова [3] отмечает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)слабо развивается способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Все указанное приводит к определенным трудностям понимания обращенной речи, развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. Затруднения удержания в памяти серий звуков, слогов или слов, их последовательности или же пропуска элементов из серии характеризуют нарушение в становлении линейной памяти ребенка. В собственной же речи детей с ОНР (III уровень) основным симптомом является словарный дефицит. Это обусловлено вторичным обеднением ассоциативных связей слова в семантическом кусте, недостаточностью зрительных представлений о предмете или неточностью понимания речи из-за нечеткого различения сходно звучащих звуков [3].

В.Е. Епишин и соавторы [26] утверждают, что среди детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)нарушения слухоречевой памяти различно. Некоторые дети могут быть некоторое время внимательными, сконцентрироваться на прослушивании инструкций или предъявляемого речевого материала и восстановить информацию довольно точно. Тем не менее, значительное число дошкольников данной категории не способны запомнить даже небольшой ряд слов или чисел, сохранить их в памяти некоторое время и восстановить не только в правильном порядке, но и просто в рамках наличия предъявляемых слов.

Исследования данных авторов [26] показали, что степень сформированности слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) уменьшается с уменьшением степени сформированности нарушений речи. Таким образом, структура нарушений слухоречевой памяти зависит от типа преобладания. К примеру, расстройство объема памяти обусловлено расстройством левого полушария головного мозга, а сложности воспроизведения последовательности предъявляемого материала – с нарушение правого полушария.

О.Р. Даниленкова [22] сообщает, что у детей с ОНР (III уровень) страдает операциональная сторона слухоречевой памяти (анализа, синтеза, обобщения, классификации), а также обнаруживается инертность и ригидность мыслительных операций.Детям сложно создать речевые ассоциации по причине медлительности корковых процессов. Воспитанникам с ОНР (III уровень) сложно установитьвнутренние отношения между частями материала, проследить логическую последовательность событий. В собственной деятельности, а также на занятиях они практически не используют в ходе запоминания такие мыслительные процессы как: нахождение сходства и отличия, соотнесение, выделение частного и единичного, обобщение, не пытаются самостоятельно искать приемы заучивания [22].

А.В. Москалец [38] отмечает, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) с большими трудностями запоминают слуховой материал, нежели наглядный, причем, детям сложно прослушать речевой материал и соотнести необходимые картинки с услышанными словами или текстовыми фрагментами. Такие трудности связаны с нарушением лексического развития и связной речи воспитанников. Кроме того, дети с трудом удерживают словесные стимулы, допуская замены, пропуски слов или целых предложений из полученной речевой информации, привносят свои варианты, допускают контаминации. В случае, если детям предъявляется текстовая информация и ее воспроизведение отсрочено, то практически у всех дошкольников рассматриваемой категории отмечаются трудности актуализации информации из долговременной памяти.

На логопедических занятиях, а также на занятиях с воспитателем, в игровой деятельностидети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) приходится воспринимать значительный объем текстовой информации, поэтому усвоить ее им довольно сложно. Особенные трудности отмечаются у тех детей, кто в силу органической природы речевого дефекта характеризуется специфическим расстройством внимания, более низкой работоспособностью, а такжебыстрым угасанием следов памяти и снижением общих показателей процесса мнестической деятельности, таких как объем и время сохранения информации. В этой связи становится очевидной необходимость проведения с указанной категорией детей дополнительной коррекционной работы по развитию у них вербальной памяти [18].

А.В. Москалец [38] утверждает, что у всех детей с ОНР снижена продуктивность запоминания информации, переданной детям вербально, так как само запоминание не является у данной категории детей целенаправленным процессом. Дети также характеризуются недостаточной сформированностью преимущественных стратегий запоминания.

Подобные исследования получены и О.Р. Даниленковой [22], которая отмечает, что уровень сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в некоторых случаях может зависеть от мотивированности самих дошкольников. Например, если ребенок осознает, что запоминание текста или ряда слов является условием успешного осуществления ребенком взятой на себя роли или будет вознаграждено похвалой, подарком или другим предметом мотивации, они становятся более внимательными, усидчивыми, могут на некоторое время сконцентрироваться, более эффективно выполняя задания.Данные результаты подтверждены также исследованиями З.М. Истоминой [29]: автор утверждает, что в рамках организации игровой ситуации дошкольники запоминают гораздо больше слов, чем в условиях обычной работы.

В целом, низкий уровень развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) способствует возникновению трудностей в овладении детьми первыми навыками чтения и письма. Как отмечает Н.П. Чурсина «отставание в формировании памяти у детей с ОНР (III уровень) в старшем дошкольном возрасте обуславливает неподготовленность базы для смены иерархии в межфункциональном взаимодействии на следующем этапе возрастного развития (младший школьный возраст), в частности, взаимодействии систем памяти и вербального мышления» [56, c.13].

Таким образом, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) характеризуются недостатками развития у них всех характеристик памяти: запоминания, сохранения, а также воспроизведения информации. Особенностями свойств слухоречевой памяти при ОНР (III уровень) являются: ее неустойчивость; трудности в планировании и контроле своих действий; трудности сосредоточения на слуховом материале, низкий уровень удерживания в памяти материала, воспринимаемого на слух, а также затруднения в воспроизведении полученных сведений. Дети с ОНР (III уровень) также характеризуются нарушениями продуктивностизапоминания: они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность поручений, заданий. Все дошкольники рассматриваемой категории нуждаются во внимании педагогов по развитию у них слухоречевой памяти.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.