Понятие и значение слухоречевой памяти — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие и значение слухоречевой памяти

2022-11-27 46
Понятие и значение слухоречевой памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Память представляет собой одну из важнейших психических функций, видов умственной деятельности, необходимой для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Вопросы развития памяти являются актуальным предметом различных наук: философии, психологии, медицины, социологии. На сегодняшний день важное внимание развитию памяти уделяется не только при обучении и воспитании детей, но и для профессионального развития взрослых. У истоков исследования памяти стояли такие исследователи, как П.П. Блонский [8], З.М. Истомина [29], А.Н. Леонтьев [34], А.Р. Лурия [37],и другие.

По мнению Р.С. Немова «память – это психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала»[40, c.134]. По мнению Н.В. Москвиной [39], память является биологической функцией, существующей не только в филогенетической форме, но и в форме онтогенетической, например, явления иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза, и многие другие явления, протекающие физиологическом и даже клеточном уровнях.

Существуют различные виды памяти, но важнейшую роль в системе обучения детей дошкольного возраста играет слухоречевая память.

Слухоречевая память – это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. [30]. По Р.С. Немову «слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых» [40, c.243].

А.С. Анохина и соавторы [4] отмечают, что слухоречевая память предполагает обработку информации посредством сложной работы головного мозга. В процессе прослушивания информации звуковые стимулы переводятся в нервные импульсы, которые, впоследствии, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаясь и обрабатываясь им. Важнейшей особенностью работы слухового анализатора является специфичность организации акустической информации, требующейперевода сукцессионно поступающих стимулов в виде последовательности звуков в симультанную схему. Благодаря удерживанию в памяти всех звеньев акустического потока осуществляется восприятие звукового ряда. Для того, чтобы человек мог правильно воспринять речевую информацию ему важно четки распознать источник, выделить звуки, дифференцировать их. В случае, если на любом из представленных этапах будет отмечаться сбой, обработка услышанного будет ошибочно, соответственно, последует низкое качество переработки всей слуховой информации.

При высоком уровне слухоречевой памяти ребенок быстро запоминает сложные инструкции, понимает и сохраняет в памяти речевой материал, улавливает смысл событий или логику рассуждений. Слухоречевая память развивается во взаимодействии с развитием других психических процессов и тесно взаимосвязана с ними. Со временем взросления ребенка и его развитием совершенствуются навыки запоминания информации, сохранения ее и воспроизведения в дальнейшем [4].

Слухоречевая память является сложным саморегулирующим процессом. Основными свойствами ее являются:

1. Объем, характеризующийся возможностями запоминания и хранения информации. Говорить об объеме можно, оценивая способности удержания определенного количества единиц информации, которые могут быть извлечены спустя определенное количество времени.

2. Быстрота запечатления – это способность человека быстро использовать в уже имеющуюся (запечатленную) информацию в собственной практической деятельности.

3. Точность воспроизведения связана с возможностью человека представить полученную информацию максимально точно, не искажая ее.

4. Длительность хранения информации зависит от того, как долго человек способен удерживать информацию и предъявить ее в случае необходимости [1].

Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева [5] отмечают, что слухоречевая память может быть кратковременной, долговременной, произвольной и непроизвольной и выступает в качестве объекта культуры, включая в себя формы мышления, способы познания, а также основные грамматические правила языка. Авторы, с точки зрения нейропсихологического подхода, отмечают, что рассматриваемый вид памяти является высшим видом, присущим исключительно человеку.

П.П. Блонским [8] выделены основные уровни памяти и особенности овладения ею в онтогенезе: на первом месяце жизни ребенка формируется моторная память, реализуемая в виде двигательных условных рефлексов. Затем, автор выделяет аффективную память, которая появляется после первого полугодия жизни ребенка. На втором году жизни формируется образная память и, впоследствии, в 3 -4 года – логическая память, имеющая длительный период развития.

Такие авторы, как Л.С. Выготский [14], А.Н. Леонтьев [34] и другие отмечают, что на первом этапе память тесно связана с потребностями и аффектами детей, имея характеристику образной памяти. Далее, благодаря взаимодействию с развитием предметного восприятия, реализуется в конкретно-образную память. Посредством опоры на слово память в дальнейшем становится опосредованной, вступая во взаимосвязь с отвлеченным мышлением, приводит к появлению памяти логической.

Важнейшую роль в развитии детей старшего дошкольного возраста играет именно слухоречевая память, так как она способствует эффективному развитию у детей первых навыков овладения чтением и письмом. Данный факт связан с тем, что для того, чтобы овладеть письменной речью, важно, чтобы у ребенка осуществлялась согласованная работа слухоречевого, речедвигательного, двигательного и зрительного анализаторов. Память в этом процессе играет важнейшую роль, о чем писали такие авторы как Т.В. Ахутина [5], Л.С. Выготский [14],Л.С. Цветкова [54] и другие.

Исследования И.М. Сеченова [49] показали, что в старшем дошкольном возрасте слухоречевая память мальчиков развивается лучше, чем у девочек, в особенности у тех, кто характеризуется высоким уровнем воображения. Такие дошкольники хорошо запоминают и воспроизводят как речевые, так и неречевые звуки, предложения, рассказы и отдельные слова.

Сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена О.Т. Грядкиной и Л.И. Казьминой [9] было установлено, что в 5 лет уровень сформированности слухоречевой памяти у мальчиков и девочек практически одинаков. Тем не менее, к 6-и годам у девочек данный вид памяти формируется быстрее, объем памяти становится у них значительно шире.

В.Ф. Коновалов и И.С. Сериков [31] провели исследования, свидетельствующие о том, что у детей имеются различия в особенностях памяти, связанные с функциональной асимметрией полушарий головного мозга: в 6-7 лет объем кратковременной памяти девочек шире, чем у мальчиков.

Исследования И.А. Сергеевой [48] показали, что девочки 6-7 лет, выполняя задания на запоминание существительных, показали более высокие результаты, чем мальчики. Однако при запоминании и воспроизведении прилагательных, глаголов и наречий различия выявлены не были.

В норме сенсорные и языковые фонемы формируются у ребенка на основе взаимодействия слышимых образцов речи взрослых, слухового восприятия собственной речи и кинестетических ощущений, получаемых в процессе артикуляции. Слуховые и кинестетические образы интегрируются в мозге являются фонематическим представлением у ребенка. Если нарушается эта связь, то контроль за произношением слабый, ребенок не контролирует правильность своего произношения. В случае, если у ребенка развиваются неверные ощущения от дефектного произношения, то у него появляются неправильные слуховые эталоны, в этом случае такие пары слов как «дочка-почка», «лук-луг» и другие ребенок воспринимает как одинаковые, что также негативно отразится на его письме [52].

Л.Г. Парамонова [43] выделяет следующие предпосылки появления дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста, связанные с развитием слухоречевой памяти:

1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков. Автором данные нарушения рассматриваются в качестве явной предпосылки акустической дисграфии.

2. Наличие полных звуковых замен в устной речи. Такие нарушения, по мнению автора, являются предвестником артикуляторно-акустической дисграфии.

3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста [43].

Несформированность слухоречевой памяти, обусловлена незрелостью или поражением практически любой из речевых областей левого полушария мозга, поскольку в этот период функциональная дефицитарность любой из них приводит к ослаблению способности удерживать речевую информацию на слух. Дефект слухоречевой памяти препятствует овладению не только импрессивной, но и экспрессивной развернутой речью, т.е. является одной из причин задержки речевого развития.

Таким образом,можно сделать выводы, что слухоречевая память выступает в видеинтегративного процесса, реализующегося при совместном взаимодействии механизмов слухового и речевого мнезиса. Данный вид памяти лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без высокого уровня сформированности слухоречевой памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.