Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-11-27 | 46 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Память представляет собой одну из важнейших психических функций, видов умственной деятельности, необходимой для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Вопросы развития памяти являются актуальным предметом различных наук: философии, психологии, медицины, социологии. На сегодняшний день важное внимание развитию памяти уделяется не только при обучении и воспитании детей, но и для профессионального развития взрослых. У истоков исследования памяти стояли такие исследователи, как П.П. Блонский [8], З.М. Истомина [29], А.Н. Леонтьев [34], А.Р. Лурия [37],и другие.
По мнению Р.С. Немова «память – это психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала»[40, c.134]. По мнению Н.В. Москвиной [39], память является биологической функцией, существующей не только в филогенетической форме, но и в форме онтогенетической, например, явления иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза, и многие другие явления, протекающие физиологическом и даже клеточном уровнях.
Существуют различные виды памяти, но важнейшую роль в системе обучения детей дошкольного возраста играет слухоречевая память.
Слухоречевая память – это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. [30]. По Р.С. Немову «слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых» [40, c.243].
А.С. Анохина и соавторы [4] отмечают, что слухоречевая память предполагает обработку информации посредством сложной работы головного мозга. В процессе прослушивания информации звуковые стимулы переводятся в нервные импульсы, которые, впоследствии, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаясь и обрабатываясь им. Важнейшей особенностью работы слухового анализатора является специфичность организации акустической информации, требующейперевода сукцессионно поступающих стимулов в виде последовательности звуков в симультанную схему. Благодаря удерживанию в памяти всех звеньев акустического потока осуществляется восприятие звукового ряда. Для того, чтобы человек мог правильно воспринять речевую информацию ему важно четки распознать источник, выделить звуки, дифференцировать их. В случае, если на любом из представленных этапах будет отмечаться сбой, обработка услышанного будет ошибочно, соответственно, последует низкое качество переработки всей слуховой информации.
|
При высоком уровне слухоречевой памяти ребенок быстро запоминает сложные инструкции, понимает и сохраняет в памяти речевой материал, улавливает смысл событий или логику рассуждений. Слухоречевая память развивается во взаимодействии с развитием других психических процессов и тесно взаимосвязана с ними. Со временем взросления ребенка и его развитием совершенствуются навыки запоминания информации, сохранения ее и воспроизведения в дальнейшем [4].
Слухоречевая память является сложным саморегулирующим процессом. Основными свойствами ее являются:
1. Объем, характеризующийся возможностями запоминания и хранения информации. Говорить об объеме можно, оценивая способности удержания определенного количества единиц информации, которые могут быть извлечены спустя определенное количество времени.
2. Быстрота запечатления – это способность человека быстро использовать в уже имеющуюся (запечатленную) информацию в собственной практической деятельности.
3. Точность воспроизведения связана с возможностью человека представить полученную информацию максимально точно, не искажая ее.
4. Длительность хранения информации зависит от того, как долго человек способен удерживать информацию и предъявить ее в случае необходимости [1].
|
Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева [5] отмечают, что слухоречевая память может быть кратковременной, долговременной, произвольной и непроизвольной и выступает в качестве объекта культуры, включая в себя формы мышления, способы познания, а также основные грамматические правила языка. Авторы, с точки зрения нейропсихологического подхода, отмечают, что рассматриваемый вид памяти является высшим видом, присущим исключительно человеку.
П.П. Блонским [8] выделены основные уровни памяти и особенности овладения ею в онтогенезе: на первом месяце жизни ребенка формируется моторная память, реализуемая в виде двигательных условных рефлексов. Затем, автор выделяет аффективную память, которая появляется после первого полугодия жизни ребенка. На втором году жизни формируется образная память и, впоследствии, в 3 -4 года – логическая память, имеющая длительный период развития.
Такие авторы, как Л.С. Выготский [14], А.Н. Леонтьев [34] и другие отмечают, что на первом этапе память тесно связана с потребностями и аффектами детей, имея характеристику образной памяти. Далее, благодаря взаимодействию с развитием предметного восприятия, реализуется в конкретно-образную память. Посредством опоры на слово память в дальнейшем становится опосредованной, вступая во взаимосвязь с отвлеченным мышлением, приводит к появлению памяти логической.
Важнейшую роль в развитии детей старшего дошкольного возраста играет именно слухоречевая память, так как она способствует эффективному развитию у детей первых навыков овладения чтением и письмом. Данный факт связан с тем, что для того, чтобы овладеть письменной речью, важно, чтобы у ребенка осуществлялась согласованная работа слухоречевого, речедвигательного, двигательного и зрительного анализаторов. Память в этом процессе играет важнейшую роль, о чем писали такие авторы как Т.В. Ахутина [5], Л.С. Выготский [14],Л.С. Цветкова [54] и другие.
Исследования И.М. Сеченова [49] показали, что в старшем дошкольном возрасте слухоречевая память мальчиков развивается лучше, чем у девочек, в особенности у тех, кто характеризуется высоким уровнем воображения. Такие дошкольники хорошо запоминают и воспроизводят как речевые, так и неречевые звуки, предложения, рассказы и отдельные слова.
|
Сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена О.Т. Грядкиной и Л.И. Казьминой [9] было установлено, что в 5 лет уровень сформированности слухоречевой памяти у мальчиков и девочек практически одинаков. Тем не менее, к 6-и годам у девочек данный вид памяти формируется быстрее, объем памяти становится у них значительно шире.
В.Ф. Коновалов и И.С. Сериков [31] провели исследования, свидетельствующие о том, что у детей имеются различия в особенностях памяти, связанные с функциональной асимметрией полушарий головного мозга: в 6-7 лет объем кратковременной памяти девочек шире, чем у мальчиков.
Исследования И.А. Сергеевой [48] показали, что девочки 6-7 лет, выполняя задания на запоминание существительных, показали более высокие результаты, чем мальчики. Однако при запоминании и воспроизведении прилагательных, глаголов и наречий различия выявлены не были.
В норме сенсорные и языковые фонемы формируются у ребенка на основе взаимодействия слышимых образцов речи взрослых, слухового восприятия собственной речи и кинестетических ощущений, получаемых в процессе артикуляции. Слуховые и кинестетические образы интегрируются в мозге являются фонематическим представлением у ребенка. Если нарушается эта связь, то контроль за произношением слабый, ребенок не контролирует правильность своего произношения. В случае, если у ребенка развиваются неверные ощущения от дефектного произношения, то у него появляются неправильные слуховые эталоны, в этом случае такие пары слов как «дочка-почка», «лук-луг» и другие ребенок воспринимает как одинаковые, что также негативно отразится на его письме [52].
Л.Г. Парамонова [43] выделяет следующие предпосылки появления дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста, связанные с развитием слухоречевой памяти:
1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков. Автором данные нарушения рассматриваются в качестве явной предпосылки акустической дисграфии.
2. Наличие полных звуковых замен в устной речи. Такие нарушения, по мнению автора, являются предвестником артикуляторно-акустической дисграфии.
3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста [43].
Несформированность слухоречевой памяти, обусловлена незрелостью или поражением практически любой из речевых областей левого полушария мозга, поскольку в этот период функциональная дефицитарность любой из них приводит к ослаблению способности удерживать речевую информацию на слух. Дефект слухоречевой памяти препятствует овладению не только импрессивной, но и экспрессивной развернутой речью, т.е. является одной из причин задержки речевого развития.
Таким образом,можно сделать выводы, что слухоречевая память выступает в видеинтегративного процесса, реализующегося при совместном взаимодействии механизмов слухового и речевого мнезиса. Данный вид памяти лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без высокого уровня сформированности слухоречевой памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!