Пути развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Пути развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2022-11-27 48
Пути развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПУТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Т.И. Горная

 

 

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

 

 

Уфа 2022


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 7

1.1 Понятие и значение слухоречевой памяти. 7

1.2 Особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 12

1.3 Основные направления развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 18

Выводы по главе 1. 23

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 25

2.1 Цель, задачи, методики и организация исследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 25

2.2 Результаты исследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 28

2.3 Составление методических рекомендаций по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 39

Выводы по главе 2. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 49

ПРИЛОЖЕНИЕ. 55

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В период дошкольного детства активно развиваются все познавательные процессы, позволяя ребенку освоить новые умения и навыки. При этом каждый психический процесс обеспечивает определенную сторону познания окружающего мира. Благодаря такому компоненту познавательного развития, как восприятие, дети получают первоначальные сведения о предметах и явлениях, создают образы. Однако для сохранения этих сведений и образов важное значение имеет процесс запоминания.

Тема работы обусловлена тем, что особенного внимания по развитию психических процессов, в том числе, памяти, требуют дети с общим недоразвитием речи, характеризующиеся нарушениями всех сторон речевого развития. По этой причине у них отмечаются существенные сложности овладения слухоречевой памятью, одним из важнейших видов памяти. Низкий уровень развития слухоречевой памяти приводит к тому, что дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в запоминании, сохранении и воспроизведении слуховых образов, затем, передавая их через речевую деятельность.

Вопросы формирования памяти у дошкольников являются предметом исследований таких авторов, как П.П. Блонский, И.А. Сергеева, Р.С. Немов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев. Проблемы нарушений слухоречевой памяти у детей обсуждаются в трудах современных авторов В.Г. Дмитриевой, С.Е. Гавриной, С.В. Покровской,И.В. Стародубцевой и другими.

Проблемы развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи являются предметом исследований таких авторов, как Т.А. Дубровина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов,Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и других авторов, которые отмечали, что коррекция общей речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи должна вестись в тесной взаимосвязи с развитием познавательных процессов, в том числе, развитием памяти.

Цель исследования: изучить уровень и особенности сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) и составитьметодические рекомендации.

Объект исследования: слухоречевая память у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Предмет исследования: уровень и особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) характеризуются недостаточным развитием слухоречевой памяти, что выражается в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации, отсутствием навыков составления схем, ассоциаций и образов, способствующих лучшему ее сохранению и воспроизведению.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать данные общей и специальной психолого-педагогической литературы по темеисследования.

2. Подобрать актуальные методики диагностики слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

3. Провести исследование уровня и особенностей сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (IIIуровень).

4. Составить методические рекомендации по совершенствованию логопедической работы, направленной на развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Теоретико-методологической базой исследования явились:

- положения и концепции о роли слухоречевой памяти в познавательном развитии детей дошкольного возраста (Т.В. Ахутина, Т.В. Визель, Ж.М. Глозман, З.М. Истомина, А.В. Семенович и другие);

- теоретические и практические исследования о проблемах развития слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи (И.В. Дубровина, Н.П. Чурсина и другие);

- положения об основных направлениях логопедической работы по развитию слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.В. Большева и другие).

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), экспериментальные (проведение констатирующего эксперимента), интерпретационные (качественный и количественный анализ полученных результатов).

Теоретическая значимостьисследования заключается в расширении имеющихся теоретических представлений о роли слухоречевой памяти в развитии детей дошкольного возраста, о проблемах нарушения овладения данным видом памяти дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что методические рекомендации по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) могут быть использованы логопедами, воспитателями в работе с детьми рассматриваемой категории.

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципальногоавтономного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 83» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, в исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по главе 1

Память – способность запоминать, сохранять и в нужный момент использовать нужную информацию. Слухоречевая память представляет собой важнейший вид памяти, способствующий запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, переданной через речь.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР(III уровень) - это дети с нормальным слухом и интеллектом, характеризующиеся нарушениями всех сторон речевого развития. Данные воспитанники характеризуются низким уровнем развития слухоречевой памяти. Процесс запоминания характеризуется низкой активностью, замедленной скоростью, сниженным объёмом, прочностью и точностью запоминаемого. Все дети нуждаются в помощи по развитию у них слухоречевой памяти.

Основными направлениями развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) является использование игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, создания ассоциаций и образов, навыков запоминания и воспроизведения стихов, песен; навыков пересказывания. На сегодняшний день актуальными в данных направления являются мнемотехника, пиктографирование, работа над пересказывания текстов по плану, схеме, наглядным опорам, включение информационно-компьютерных технологий.


 

Выводы по главе 2

Целью практического исследования являлась диагностика уровня и особенностей сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР(III уровень). Использовались методики «Запоминание 10 слов», «Запомни пару» и «Воспроизведение рассказа».

Исследование показало, что большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) исследуемой группы характеризуется низким уровнем сформированности слухоречевой памяти. Недостаточным является уровень как кратковременной, так и долговременной слухоречевой памяти, что подчеркивает необходимость оказания им помощи по развитию рассматриваемого вида памяти.

На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по организации логопедической работы по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В рекомендациях отмечено, что развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)-  это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Логопеду отводится активная роль: посредством игр и упражнений, направленных на развитие памяти, он создает условия для «порождения» высказывания воспитанников, направляет, стимулирует их речевую активность. Важную роль сегодня играют новые, инновационные формы проведения логопедических занятий: это использование мнемотехники, включения работы над схемой, планом рассказов и пересказов, пиктографирования, внедренияинформационно-коммуникационных технологий.Важную роль играет взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работа посвященаактуальной теме развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Важность темы обусловлена важной целью данного вида памяти в системе подготовки детей к овладению школьными дисциплинами, быстрым пониманием предъявляемого речевого материала, инструкций.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

Выполнен теоретический обзор источников по исследуемой проблеме. Отмечено, что память – это способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать нужную информацию. Слухоречевая память выступает в видеинтегративного процесса, реализующегося при совместном взаимодействии механизмов слухового и речевого мнезиса Особенное внимание в теоретической части исследования уделено проблеме нарушений слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень), так как их характеризует низкий уровень слухоречевой памяти, ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функции памяти.

Для решения второй задачи было проведено исследование особенностей и уровня сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Использовались методики «Запоминание 10 слов», «Запомни пару» и «Воспроизведение рассказа».

Исследование показало, что большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) исследуемой группы характеризуется низким уровнем сформированности слухоречевой памяти, что подчеркивает необходимость оказания им помощи по развитию рассматриваемого вида памяти. По методике «10 слов» и «Запомни пару» по 60% участников характеризовались низким и по 40% – средним уровнем. По методике «Воспроизведение рассказа» результаты были ниже: у 30% – средний уровень, у 70% – низкий. Недостаточным является уровень как кратковременной, так и долговременной слухоречевой памяти.Предполагаемая гипотеза исследования была подтверждена: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) характеризуются недостаточным развитием слухоречевой памяти, что выражается в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации, отсутствием навыков составления схем, ассоциаций и образов, способствующих лучшему ее сохранению и воспроизведению.

Для решения третьей задачи в работе представлены методические рекомендации по развитию слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В рекомендациях определен выбор средств и методов работы для сотрудников образовательных организаций, а также для родителей, воспитывающих детей с ОНР (III уровень). Особенное внимание уделялось включения мнемотехники, пиктографии, метода наглядного моделирования и навыков обучения пересказу в системе развития слухоречевой памяти. Предполагается, что реализация представленных направлений логопедической работы позволит совершенствовать все виды памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень), в том числе слухоречевой, а также будет способствовать общему речевому и познавательному развитию.

Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонов, А.Ю.Психология мнемических явлений [Текст] / А.Ю. Агафонов, Е.Е. Волчек. – Самара: Универс-групп, 2005 – 120 с.

2. Адекова, Е.В. Принципы коррекционной работы по формированию слухоречевой памяти у младших школьников с ОНР [Текст]/ Е.В. Адекова // Теоретические и методологические проблемы современного образования, Москва, 2017. – С. 5-7.

3. Алмазова О.В. Изучение отклонений в становлении процессов памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст]/ О.В. Алмазова, М.А. Костарева // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, 2014. – С. 227-228.

4. Анохина, А.С. Исследование слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.С. Анохина, Т.А. Шипачева //Проблемы современного педагогического образования, 2021. – №71-1. – С.14-16.

5. Ахутина,Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст]/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – М.: Просвещение, 2008. – 350 с.

6. Баряева, Л.Б. Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: модели обучения [Текст]/ Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева. – СПб.: СПбАППО, 2005 – 91 с.

7. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]/ О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. – М.: Каисса, 2008. – 95 с.

8. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст]/ П. П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

9. Бойнович, Н.Н. Адаптация детей в разных типах образовательных учреждений [Текст] / Н.Н. Бойнович, Т.С. Грядкина, Л.И. Казьмина //Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, Санкт-Петербург, 1997. – С. 96-97

10. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]/ Т. В. Большева.– СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 93 с.

11. Бородич,А.М. Методика развития речи детей [Текст]/ А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 384 с.

12. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] /Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель, 2005. – 384, (16) с.

13. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьёва. – М.: АСТ, 2007. – 158 с.

14. Выготский, Л. С. Вопросы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 200 с.

15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: ACT. Астрель ЛЮКС, 2005. – 669 с.

16. Гаврина, С.Е. Развитиепамяти. Учимся запоминать [Текст]: [для занятий взрослых с детьми дошкольного возраста (текст читают взрослые)] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – М.: Экзамен, 2017. – 32 с.

17. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Владос, 2000. – 317 с

18. Глозман,Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. – СПб.: Питер, 2008. – 80 с.

19. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 166 с.

20. Глухов, В.П. Нарушения речи у детей дошкольного возраста [Текст ] / В.П. Глухов. – М.: Олма-пресс, 2017. – 320 с.

21. Гурова, Е.С. Особенности зрительной и слухоречевой памяти у людей с разными доминирующими полушариями мозга [Текст]/ Е.С. Гурова //Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию, 2020. – № 2. – С. 247-251.

22. Даниленкова, О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи [Текст]/ О.Р. Даниленкова // Дефектология. – 2010. – № 6. – С. 50–64.

23. Дмитриева, В. Г. 350 упражнений для развитияпамяти и мышления: для дошкольного возраста [Текст]/ В. Г. Дмитриева. – М.: АСТ, 2018. – 287 с.

24. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

25. Дубровина, Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: автореф. дис.... канд. пед. наук [Текст] / Т.И. Дубровина; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. – М., 2010. – 176 с.

26. Епишин, В.Е. Особенности смысловой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и тяжеыми нарушениями речи [Текст]/ В.Е. Епишин, В.М. Самойлова // Прикладные и теоретические исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 76-80.

27. Журавлева, Ю.Б. Особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст]/ Ю.Б. Журавлева // NovaInfo.Ru, 2017. – Т. 1. – № 61. – С. 427-431

28. Иванова, А.С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А.С. Иванова, Е.П. Андреева // Молодой ученый, 2016. – №21. – С. 819-822.

29. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З.М. Истомина. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.

30. Истомина, Ю.В. Теоретическое исследование особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст]/ Ю.В. Истомина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза,2018. – С. 199-200.

31. Коновалов, В. Ф.Особенностипростыхисложныхформпамятивзависимостиотвозрастаипола / В.Ф. Коновалов, Г.И. Журавлев, И.С. Сериков // Вопросы психологии, 1987. – № 4. – С. 139−144.

32. Костарева, М.А. Методологическое обоснование исследования памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст]/ М.А. Костарева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О. Г. Нугаева, 2014. – С. 57-59.

33. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 221 с.

34. Леонтьев, А.А. Психология общения: пособие для доп. образования [Текст]/ А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 356 с.

35. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией [Текст]/ Л.В. Лопатина //Проблемы современного педагогического образования, 2016. – № 513. – С. 178-186.

36. Лукина, Н.А. Научи меня слышать [Текст]/ Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. – СПб.: Паритет, 2013. – 112 с.

37. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст]/ Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

38. Москалец, А.В. Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ А.В. Москалец // Специальное образование, Санкт-Петербург, 2016. – С. 102-106.

39. Москвина, Н.В. Латеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека [Текст]/ Н.В. Москвина:Дис.... канд. психол. наук:19.00.02: Уфа, 2000. – 189 c.

40. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии [Текст]/ Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 688 с.

41. Нищеева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Н. В. Нищеева. – Москва: Детство – Пресс, 2009. – 288 с.

42. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.

43. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия[Текст]/ Л. Г. Парамонова. – М.: АСТ, 2009. – 463 с.

44. Покровская, С. В. Развитиепамяти малыша: [зрительная память, слуховая память, развитие речи, логическая память, наблюдательность] [Текст]/ С. В. Покровская. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 143 с.

45. Полянская, М.М. К вопросу нейропсихологической диагностики слухоречевой памяти у детей [Текст]/ М.М. Полянская, Л.Р. Лизунова // Дошкольное, начальное и специальное образование: современные технологии воспитания, обучения и развития,2019. –С. 12-15.

46. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет [Текст]/ О.А. Романович, Е.П. Кольцова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 112 с.

47. Семенович, А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники [Текст] / А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2003г. -251 с.

48. Сергеева, И.А. Психофизиологические характеристики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6-7 лет [Текст]/ И.А. Сергеева:Дис.... канд. психол. наук:19.00.02: Санкт-Петербург, 2003. – 162 c.

49. Сеченов, И.М. Психология поведения:избр. психологические труды [Текст]/ И. М. Сеченов; ред. М. Г. Ярошевский; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. – М.;Воронеж: [б. и.], 2006. – 367 с.

50. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитиюпамяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников[Текст]/ И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. – М.: АРКТИ, 2008. – 67, [2]

51. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия [Текст]/ Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2005. – 32 с.

52. Устинова, Н.А. Нейропсихологический подход к пониманию предупреждения дисграфических расстройств у детей с ОНР 3 уровня в старшем дошкольном возрасте [Текст]/ Н.А. Устинова // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития, 2017. – С. 333-339.

53. Филичева, Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников [Текст]/ Т.Б. Филичева. – Спб.: Изд.В.Секачев, 2018. – 198 с.

54. Цветкова, Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст]/ Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.

55. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст] / Л.В. Черемошкина – М.: Академия, 2005. – 96 с.

56. Чурсина, Н.П. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи: Нейропсихологический подход [Текст]/ Н.П. Чурсина: Дис.... канд. психол. наук:19.00.04: Москва, 2005. –177 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Слов» тест А.Р. Лурия.

Цель: исследование объема речеслуховой памяти.

Речевой материал: набор из десяти слов, не связанных по смыслу.

Набор слов

Порядок предъявления

1 2 3 4 5
Лес          
Окно          
Стул          
Конь          
Гриб          
Волк          
Ноги          
Хор          
Шмель          
Рысь          

 

Методика проведения исследования.

Детям предлагается инструкция: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

После того как ребенку дана инструкция, логопед медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произносит приведенные выше слова. Затем он просит ребенка повторить их, фиксируя слова в протоколе.

После чего предлагается следующая инструкция: «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Также производилась фиксация данных в протоколе.

Интерпретация результатов

Высокий уровень (3 балла – 75-100%) – запомнил 8-10 слов после 5-го предъявления.

Средний уровень (2 балла – 50-75%) – запомнил 5-7 слов после 5-го предъявления.

Низкий уровень (1 балл – 30-50%) – запомнил 3-4 слова после 5-го предъявления.

Низкий уровень (0 баллов – ниже 30%) – запомнил 0 – 2 слова после 5-го предъявления, или не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Коэффициент кратковременной слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи(III уровень) высчитывался по формуле

C=  100%,

где A – количество запомнившихся слов, B – количество предлагаемых слов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Примеры составления мнемотаблиц при составлении рассказа

Пример составления мнемотаблицы для рассказа «Подарки осени»

Ходит Осень в нашем парке.
Дарит Осень всем подарки.
Бусы красные - рябине, фартук розовый -
осине, зонтик желтый - тополям,
Фрукты Осень дарит нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Примеры использования мнемотаблиц при заучивании стихотворений

 

1. К нам на елку –
ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз!..
Что за щеки, что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!

2. Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький.

 

 

 

Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он – с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Речевая игра «Чересчур».

Цель: научить детей рассуждать и делать выводы.

1) Если съесть одну конфетку –вкусно, приятно. А если много?

2)Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток?

3) Если положить в тесто 2 яйца, а, если 10?

 

Запомни ряд

Цель: развитие слухоречевой памяти.

Педагог называет несколько предметов, которые ребёнок должен запомнить и повторить. Чтобы игра была интересней можно использовать зачины. Например, педагог говорит: «Бабушка положила в сундук: платок, платье, зонтик, пуговицу и пояс». Ребёнок должен повторить предложение, вспомнив все предметы, что назвал взрослый. Начинать игру лучше с 2-3 предметов, постепенно увеличивая их количество. Также можно немного усложнить игру, в этом случае ребёнок должен нарисовать сундук, в котором лежат все предметы, которые ему удалось запомнить.

 

«Оживи предмет»

Цель: развитие слухоречевой памяти.

Предлагается выбрать объект на картине для обсуждения.

Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект -ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

 

Приемы, помогающие запоминанию детям дошкольного возраста с ОНР (III уровень) (рекомендации для родителей)

 

«Что исчезло?»

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

 

«Что изменилось?»

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

 

«Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

 

«Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

 

«Вспомни и покажи»

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

ПУТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Т.И. Горная

 

 

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

 

 

Уфа 2022


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 7

1.1 Понятие и значение слухоречевой памяти. 7

1.2 Особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 12

1.3 Основные направления развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 18

Выводы по главе 1. 23

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 25

2.1 Цель, задачи, методики и организация исследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 25

2.2 Результаты исследования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 28

2.3 Составление методических рекомендаций по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 39

Выводы по главе 2. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 49

ПРИЛОЖЕНИЕ. 55

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В период дошкольного детства активно развиваются все познавательные процессы, позволяя ребенку освоить новые умения и навыки. При этом каждый психический процесс обеспечивает определенную сторону познания окружающего мира. Благодаря такому компоненту познавательного развития, как восприятие, дети получают первоначальные сведения о предметах и явлениях, создают образы. Однако для сохранения этих сведений и образов важное значение имеет процесс запоминания.

Тема работы обусловлена тем, что особенного внимания по развитию психических процессов, в том числе, памяти, требуют дети с общим недоразвитием речи, характеризующиеся нарушениями всех сторон речевого развития. По этой причине у них отмечаются существенные сложности овладения слухоречевой памятью, одним из важнейших видов памяти. Низкий уровень развития слухоречевой памяти приводит к тому, что дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в запоминании, сохранении и воспроизведении слуховых образов, затем, передавая их через речевую деятельность.

Вопросы формирования памяти у дошкольников являются предметом исследований таких авторов, как П.П. Блонский, И.А. Сергеева, Р.С. Немов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев. Проблемы нарушений слухоречевой памяти у детей обсуждаются в трудах современных авторов В.Г. Дмитриевой, С.Е. Гавриной, С.В. Покровской,И.В. Стародубцевой и другими.

Проблемы развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи являются предметом исследований таких авторов, как Т.А. Дубровина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов,Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и других авторов, которые отмечали, что коррекция общей речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи должна вестись в тесной взаимосвязи с развитием познавательных процессов, в том числе, развитием памяти.

Цель исследования: изучить уровень и особенности сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) и составитьметодические рекомендации.

Объект исследования: слухоречевая память у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Предмет исследования: уровень и особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) характеризуются недостаточным развитием слухоречевой памяти, что выражается в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения речевой информации, отсутствием навыков составления схем, ассоциаций и образов, способствующих лучшему ее сохранению и воспроизведению.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать данные общей и специальной психолого-педагогической литературы по темеисследования.

2. Подобрать актуальные методики диагностики слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

3. Провести исследование уровня и особенностей сформированности слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (IIIуровень).

4. Составить методические рекомендации по совершенствованию логопедической работы, направленной на развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Теоретико-методологической базой исследования явились:

- положения и концепции о роли слухоречевой памяти в познавательном развитии детей дошкольного возраста (Т.В. Ахутина, Т.В. Визель, Ж.М. Глозман, З.М. Истомина, А.В. Семенович и другие);

- теоретические и практические исследования о проблемах развития слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи (И.В. Дубровина, Н.П. Чурсина и другие);

- положения об основных направлениях логопедической работы по развитию слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.В. Большева и другие).

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), экспериментальные (проведение констатирующего эксперимента), интерпретационные (качественный и количественный анализ полученных результатов).

Теоретическая значимостьисследования заключается в расширении имеющихся теоретических представлений о роли слухоречевой памяти в развитии детей дошкольного возраста, о проблемах нарушения овладения данным видом памяти дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что методические рекомендации по развитию слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) могут быть использованы логопедами, воспитателями в р


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.