Тема 4. Литературное развитие читателя-школьника — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 4. Литературное развитие читателя-школьника

2022-11-24 40
Тема 4. Литературное развитие читателя-школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(2 часа)

Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира.

Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся. Современная наука о читательской деятельности. Чтение как труд и творчество (В. Ф. Асмус, М. С. Каган).

Проблема критериев литературного развития в психологии (Л. Г. Жабицкая, Н. Б. Берхин, О. И. Никифорова, Л. Н. Рожина). Определение содержания литературного развития школьников и его критериев в трудах методистов Н. Д. Молдавской, Е. В. Карсаловой, И. С. Збарского. Важнейшие критерии литературного развития: начитанность школьников; объём теоретико-литературных знаний; способность к выявлению актуальной социально-нравственной проблематики; развитость восприятия литературных произведений (эмоциональная отзывчивость, активность читательского воображения, постижение содержания произведения, осмысление художественной формы); сформированность умений анализа художественного произведения и умений, связанных с литературно-творческой деятельностью школьников (В. Г. Маранцман).

Изучение читателя как методическая проблема (З. Я. Рез, А. М. Докусов, В. Г. Маранцман и др.)

Этапы читательского развития школьников.

Начальные этапы (дошкольный и школьный, I–IV(III) классы). Значение этих этапов для последующего литературного образования. Особенности слушания и чтения литературных произведений в дошкольном и раннем школьном возрасте. Специфика восприятия художественного произведения. Формирование читательских способностей и умений в начальных классах. Первые шаги литературного творчества.

«Наивный реализм» как характерный для учеников V –VI классов способ восприятия искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и логической фрагментарности в непосредственном читательском восприятии, трудности постижения художественной формы.

VII–VIII классы – период «нравственного эгоцентризма»; наполнение художественного текста собственными этическими проблемами, переакцентировка смысла произведения в сознании читателя, интенсивное развитие читательского воображения.

IX–XI классы – период философского осмысления искусства и действительности, осознания исторических и эстетических связей искусства c жизнью, концепционности читательского восприятия.

Совершенствование читательских умений и художественной восприимчивости учащихся. Развитие у учащихся ценностных (аксиологических) ориентаций, эстетических и нравственных воззрений; пробуждение активности мысли, чувства, формирование навыков самостоятельного общения с произведениями искусства.

Читательская самостоятельность учащихся как актуальная проблема методики: формирование у школьников интереса и личностно мотивированного отношения к чтению художественной литературы, преодоление разрыва между изучением литературы под руководством преподавателя и самостоятельным чтением ученика.

 

Тема 5.  Содержание и этапы литературного образования

В современной школе

(4 часа)

Основные принципы, лежащие в основе создания системы литературного образования. Дидактические и литературоведческие принципы: научность, историзм, связь обучения и воспитания, доступность, посильность, установка на развитие ученика, анализ произведения в единстве формы и содержания и др. Взаимообогащение литературоведения и теории и методики обучения литературе. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.

Методические принципы преподавания литературы: взаимодействие искусства и действительности в эстетическом сознании учеников, учёт возрастных особенностей литературного развития школьников, личностный характер читательской и литературно-творческой деятельности, связь литературы с законами художественного мышления, вариативность содержания занятий по литературе, соответствие видов деятельности учеников процессу накопления литературных знаний. Принцип интеграции, взаимодействия, межкультурных связей, синтеза искусств. Единство литературного и речевого развития учащихся.

Компоненты содержания литературного образования: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) система норм отношения к миру, к людям, к себе.

Критерии отбора литературных произведений: художественное совершенство, нравственно-эстетическая значимость, место в творчестве писателя и в истории литературы, актуальность для нашего времени, доступность, интерес для учащихся.

Этапы литературного образования.

Структура литературного образования с учётом возрастной и личностной дифференциации.

Первый этап (I- (III) IV классы). Пропедевтический курс чтения в начальных классах, преемственная связь данного этапа с дошкольным. Особенности восприятия художественного произведения в раннем школьном возрасте.

Содержание начального этапа литературного образования в свете подготовки младших школьников к обучению в классах среднего звена.

Второй этап (V–VII классы). Задачи курса – развивать у школьников устойчивый интерес к чтению, совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, открывать ученикам особенности литературы как словесного искусства, развивать способность видеть и оценивать художественное своеобразие произведений, воспринимать поэтическое слово, учить различать роды и жанры художественной литературы, выделять элементы композиции, выявлять связь различных компонентов произведения, видеть его целостно. Хронологический принцип, принцип концентричности – основа построения курса средних классов. Структура курса: освоение учащимися родовой природы литературных произведений, жанровой специфики произведения, литературного произведения как эстетического единства (V -VII классы).

Третий этап (VIII–IX классы). Начало изучения литературы на историко-литературной основе. Задачи курса - дать начальное представление об общих закономерностях и основных этапах развития русской и мировой литературы, выявить преемственность литературных эпох; показать национальное своеобразие русской литературы, её место и роль в мировом литературном процессе.

Сочетание кратких обзоров с монографическим изучением творчества крупнейших писателей русской литературы и отдельных произведений мировой классики.

Четвёртый этап (X–XI классы). Завершающее звено литературного образования в школе. Актуализация и систематизация знаний, полученных на предыдущих этапах литературного образования. Задачи курса- воспитание эстетически развитого читателя, воспринимающего литературное произведение в единстве его идейно-художественного содержания и владеющего критериями его эстетической оценки.

Сочетание монографических и обзорных тем. Концептуальный уровень осмысления произведения, понимание его места в литературном процессе. Суммарное представление об исторических эпохах развития культуры.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.