МЫТАРСТВА: внутренняя логика — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

МЫТАРСТВА: внутренняя логика

2022-11-24 35
МЫТАРСТВА: внутренняя логика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мытарства душ после смерти – это очень интересная тема, но я хочу о скучном поговорить. О психологическом «механизме», который запускается на мытарствах и низводит душу в ад. Ведь всё происходящее с душой человека должно иметь свою внутреннюю логику. Что именно происходит с душой, которая, как выразился св. Феофан Затворник, «сама бросается в ад»?

В толковании на Пс. 118:80 св. Феофан сопоставил происходящее на мытарствах с происходящим «во время восстания внутренних браней». Таким образом, на мытарствах не происходит ничего необычного, с чем мы не сталкивались бы в этом мире. На мытарствах душа входит с бесами в ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ отношения, как и при жизни в теле. Поэтому, разобравшись в психологическом «механизме» воздействия бесов на живых людей, мы поймём и то, что они делают с душой после смерти.

О воздействии бесов на человеческую душу написано очень много, но есть среди этих описаний одно, которое сформулировано наиболее подходящим для нашей темы образом. Это две главы из преп. Марка Подвижника:

151. Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну.

152. Когда ум, чрез отречение от пороков, приобретет мысленную надежду: тогда враг, под предлогом исповедания, изображает прежде бывшие пороки, дабы страсти, по благодати Божией преданные забвению, воспламенить, и тайно повредить человеку. Ибо тогда и твердый[по другому чтению: светлый – прим. переводчика]и ненавидящий страсти (ум) по необходимости помрачится, смутившись сделанными (грехами). И если он еще мрачен и сластолюбив, то всячески умедлит и будет пристрастно беседовать с приражениями помыслов, так что воспоминание это будет не исповеданием грехов, а представлением прежних греховных впечатлений.

(Слово 2.О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав)

Здесь описано, что происходит с человеком, когда бесы внушают ему мысленные картинки – кадры кинохроники с его прежними грехами. А ведь на мытарствах, согласно всем описаниям, происходит в точности это самое – ретроспективный показ человеку его грехов. Значит, и результат в обоих случаях должен быть одинаковый.

Так вот, ЧТО же происходит с человеком, в воображении которого бесы прокручивают кадры с его грехами? Происходит, как объясняет в 151 главе Марк Подвижник, следующее:

1) если просмотр своих прежних грехов сопровождается печалью, то приводит в отчаяние;

2) если печали нет, то все эти картинки «влагают внутрь прежнюю скверну».

В 152 главе он поясняет, каким образом они влагают в душу скверну: страсти, преданные было забвению, вновь воспламеняются. И тут два варианта:

1) если ум человека омрачён, то он «умедлит и будет пристрастно беседовать с приражениями помыслов»;

2) если не омрачён, то тут он «по необходимости помрачится, смутившись сделанными».

Это же самое происходит и на мытарствах, когда бесы показывают душе документальный сериал с её участием. Душа видит свои грехи, и, если не чувствует к ним отвращения, то от этого видения в ней воспламеняются страсти. Она, как выражается Марк Подвижник, «умедляет» в рассматривании своих грехов, т.е. созерцает их, как заворожённая: мол, да-да, как же, помню, ах, юность золотая!..

А во время этого просмотра страсти, соответствующие показанным грехам, приходят в действие. Как сказал бы А.А. Ухтомский, доминанты, дремавшие на дне, пробуждаются. Или, как сказал бы, Г.Ф. Лавкрафт, возвращаются Великие Древние.

И становится понятно, какую роль играют на мытарствах ангелы, показывающие добрые дела человека. Не для того они это делают, чтобы поторговаться с бесами – чья возьмёт (типа: наш товар лучше!), а для того, чтобы помочь душе освободиться от наваждения и помрачения, в которое она впадает, видя кадры своих грехов.

Ангелы и бесы показывают две тенденциозно смонтированные киноверсии жизни человека, а он, видя то и другое, делает выбор – выбор, которым увенчивается вся его жизнь. Человек в этой ситуации – словно председатель жюри какого-нибудь кинофестиваля, оценивающий, какое кино ему больше по душе. Если ему по душе придётся бесовская версия его жизни, то тут и происходит то, о чём говорил св. Феофан Затворник, – «душа сама бросается в ад».

Такое объяснение происходящего на мытарствах, как мне представляется, логически следует из сказанного св. Феофаном Затворником и преп. Марком Подвижником.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.