МЫТАРСТВА: новозаветный синедрион (часть 1) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

МЫТАРСТВА: новозаветный синедрион (часть 1)

2022-11-24 25
МЫТАРСТВА: новозаветный синедрион (часть 1) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По МЫТАРСТВАМ

А на мой взгляд, лучшее объяснение так называемым «мытарствам» дал св. Феофан Затворник в своём толковании на 80-ый стих 118-го псалма – «Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» (в синодальном переводе: «Да будет сердце мое непорочно в уставах твоих, чтобы я не посрамился»). Св. Феофан пишет:

Да не постыжуся. Пророк не упоминает, как и где да «не постыдится». Ближайшее непостыждениебывает во время восстания внутренних браней…

Второй момент непостыждения есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения ими не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? – Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же их какой? – Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнийными. На это один из немалоученых вот какую еще выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца в продолжение земной жизни изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда, что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствия, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее, будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыждение здесь в том, что душа сама бросается в ад.

(Всю эту книгу «Псалом Давида 118-й.Толкование беседовательное» можно скачать одним архивированным файлом отсюда: http://www.bogoslovy.ru/books.htm)

Здесь мы видим, во-первых, что бесы, по сути, не судят душу умершего, а соблазняют её; душа же, сочувственно отзываясь на показанные ей соблазнительные видения, сама принимает добровольное решение отправиться в ад («душа сама бросается в ад»). Ну, а святые ангелы – что им делать, если душа приняла такое решение? Делать нечего – приходится её оставлять…

Св. Феофан высказывает, по сути, ту же самую мысль, которую высказал и проф. Осипов:

На мытарствах обнажаются страсти… И вот за гробом человек встанет перед лицом этого ужаса страстей, встанет перед вопросом: окончательно ли он раб этих страстей или нет, и есть ли в нем искра жизни; способен ли он оторваться от страстей и обратиться к Богу? Вот что есть мытарства.
(http://www.russned.ru/hristianstvo/otvety-na-voprosy.-mytarstva.-ad.-chistilische)

Во-вторых, в объяснении св. Феофана совершенно устранён «юридическо-коммерческий» элемент, который присутствует в видении о смерти блаж. Феодоры из жития преп. Василия Нового. В книге «Душа и ангел не тело, а дух» св. Феофан говорит конкретно о видении блаж. Феодоры:

Не вставлены ли здесь и сравнительные образы для живейшего и полнейшего представления действительности, не в таких образах бывшей? Вот, например, черты, которые нельзя не отнести к последнему разряду. Св. Феодора сказывает, что пришла смерть в видимом образе, с орудиями и стала отсекать уней один член за другим, и, наконец, дала горькое питие, от которого душа сотрясалась и вышла из тела: действительность ли это или образное представление действительности, не в этом образе бывшей?

Является св. Василий и дает ангелам мешочек, наполненный золотом, из которого потом ангелы заимствовали, чем погасить долги св. Феодоры, предъявляемые духами злобы: действительность ли это, или образное представление действительности, не в этом образе бывшей? Таксиот воин видел, что ангелы держали в ковчежце все его добрые дела, и, вынимая их оттуда, сравнивали со злыми его делами; Петр мытарь и Арефа видели, как ангелы взвешивали на весах добрые и злые дела их: действительность ли это, или образное представление действительности, не в этом образе бывшей? Все эти образы впечатлительно выражают действительность, но, чтобы сама действительность была точно такова, никто, полагаю, и думать не может, несмотря на то, что всегда представляет ее не иначе, как под этими образами.

(http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/feofan/angel/9.html)

Т.е. ни о какой загробной торговле, ни о каком выкупе с помощью чьих-то добрых дел речи не идёт, – это лишь образы, а действительность настолько не такова, что св. Феофан употребляет этот риторический оборот: «но, чтобы сама действительность была точно такова, никто, полагаю, и думать не может».

МЫТАРСТВА: новозаветный синедрион (часть 1)

Считается, что о мытарствах ничего не сказано в Евангелии, что о них можно узнать только из предания. А ведь и в Евангелии тоже кое-что сказано, в нескольких местах.

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22).

О каком синедрионе идёт речь? Об иудейском? Но разве он судил за такие вещи, как слово «рака»? Или, может быть, синедрионом здесь назван… суд Христов? Странно было бы к Его суду прилагать ТАКОЕ название. Что нам говорят экзегеты?

Св. Иоанн Златоуст: «Иже аще речет брату своему: рака, повинен будет сонмищу. Сонмищем здесь Господь называет судилище еврейское. Он упоминает о нем теперь для того, чтобы не подумали, что Он во всем вводит новое и небывалое» (Толкование на святого Матфея Евангелиста.Беседа 16). Согласитесь, это не толкование, а отказ от толкования.

Блаж. Иероним Стридонский в своём толковании слово «синедрион» просто игнорирует.

ЕвфимийЗигабен толкует очень бесхитростно: «Иже бо аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу. Выше осудил того, который только гневается, а здесь – того, который уже дошел до слов. Рака – слово еврейское, обозначающее – ты. Когда кто-либо гневается на другого, то, не желая назвать его по имени, как бы недостойного, вместо имени употребляет ты, в знак гнева и ненависти. Господь осудил и такого, как гнушающегося общею природою, и сделал его вину подсудною сонмищу старейшин народа, чтобы он был наказан ими».

Блаж. Феофилакт Болгарский, который в своём толковании на Матфея, как правило, кратко пересказывает Златоуста, не удовлетворился в этом месте златоустовым объяснением, но прибавил кое-что от себя: «Под "синедрионом" разумеется еврейское судилище, а "рака" тождественно со словом "ты". Мы имеем обыкновение говорить человеку, которого презираем: "поди ты"; а поэтому Господь побуждает нас не оставлять без внимания и такого маловажного выражения и поощряет нас уважать других. Некоторые говорят, что "рака" в переводе с сирского значит "презренный". Итак, если кто будет бесчестить своего брата, называя его презренным, то тот подпадет собору апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен».

Т.е. синедрион в данном случае – это суд апостолов. Мне кажется, это экзегетическая натяжка. Если можно суд Христов называть синедрионом, то почему бы тогда и Церковь Христову не называть Синагогой Христовой, и, вообще, почему бы тогда христианам не называться иудеями? Но, по крайней мере, в сравнении со Златоустом есть уже некоторый экзегетический прогресс. Какой-никакой, а смысл слову «синедрион» здесь всё-таки придаётся.

В толковой Библии Лопухина, священник М. Фивейский, автор комментария к Матфею, пишет: «Что касается слов “суду”, “синедриону”, “геенне огненной”, то в этом стихе они имеют, несомненно, более определенное значение, чем в предыдущем, и указывают на низший суд, состоящий из 3 судей в местечках с населением около 120 человек, на суд из 23 – где население превышало 120 человек, и на высшее судилище – синедрион из 71 (по Шюреру), бывший в Иерусалиме». Интересное толкование. Только нет даже попытки соотнести эти иудейские судебные инстанции с Новым Заветом. Когда дальше о. Фивейский говорит про геенну огненную, то, объяснив прямое историческое значение этого выражения, прибавляет: «Это место сделалось образом для обозначения загробных мучений». Ну, хорошо, это образ, понятно, а «суд» и «синедрион», в таком случае, – это образы ЧЕГО? Надо же как-то объяснить. Но объяснений нет.

В общем, единственное объяснение «синедриону» в Мф. 5:22 даёт только Феофилакт Болгарский. Но это объяснение спорное. Меня лично оно не убеждает. Поэтому я предлагаю своё объяснение – тоже спорное и тоже для многих не убедительное (но я и не жду, что все со мною согласятся). Синедрионом в данном случае названо сборище бесов, встречающее человека после смерти.

Это же самое судебное бесовское собрание в другом месте названо «вратами ада»: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Единственное толкование выражения «врата», которое объясняет его смысл, дал архимандрит Михаил (Лузин): «Врата ада: образ речи взят с обычая восточных народов собираться у ворот города, обыкновенно укрепленных, для различных совещаний по общественным делам города, для суда и расправы над виновными и других общественных дел» (Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии. С предисловиями и подробными объяснительными примечаниями Архимандрита Михаила. Книга 1. Евангелие от Матфея. М., 1870. С. 297).

Прямой смысл выражения «врата» ясен. Осталось только выяснить: образом чего служат эти «врата», когда соединяются с понятием «ад»?

Думаю, можно соотнести «врата ада» с представлением о мытарствах, – почему бы и нет? Вполне подходит. Собираясь у ворот города, восточные народы занимались судами и казнями; на мытарствах тоже происходит нечто подобное. И, таким образом, слова «врата ада не одолеют ее» означают, что никакие загробные мытарства для Церкви не страшны.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.