МЫТАРСТВА: новозаветный синедрион (часть 2) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

МЫТАРСТВА: новозаветный синедрион (часть 2)

2022-11-24 26
МЫТАРСТВА: новозаветный синедрион (часть 2) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теперь откроем 12-ю главу Евангелия от Луки:

1 Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Сравните эту фразу «когда приведут вас в синагоги, к начальствам и властям» со словами ап. Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Если слова Христа о том, что Его учеников приведут в синагоги к начальствам и властям, понять не в буквальном смысле (буквальный смысл их давно уже «отдыхает» на дне христианской истории), а в духовном смысле – в строгом соответствии с ап. Павлом, – то какой вывод мы должны будем сделать? Если «начальства и власти» – это бесы, то «синагоги» – это и есть то самое, что называют мытарствами.

Теперь возьмём 3-й стих: «Что вы сказали в темноте, то услышитсяво свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях», – о чём здесь речь? На каких кровлях будет провозглашено сказанное на ухо в доме? В Мф 10:27 эти слова переданы так: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». Обратите внимание на различия: у Матфея Христос говорит о том, что на кровлях будет проповедано то, что сказал в темноте Он, Христос; а у Луки Он говорит: «что вы сказали в темноте», – не Я сказал, а вы сказали.

Фраза из Матфея понятна: апостолы должны проповедовать во всеуслышание то, что было сказано им тет-а-тет. Или можно понять так: апостолы должны растолковывать сказанное Христом «в темноте», т.е. в притчах. Растолковать притчу – это и значит вынести смысл сказанного из дома, из темноты – на кровлю, во свет. Тут всё понятно.

Но КАК понять аналогичное место у Луки, где речь идёт не о проповеди на кровлях христианского учения, а об открытии тайных грехов? На каких «кровлях» будут провозглашаться тайные согрешения? И КТО их будет провозглашать?

Опять обратим внимание на различия выражений у Матфея и Луки. У Матфея сказано: «проповедуйте на кровлях», т.е. вы, ученики, делайте это; а у Луки говорится: «будет провозглашено на кровлях». Не «провозглашайте», т.е. это не указание ученикам заниматься этим, а просто отстранённая констатация: «будет провозглашено», а КЕМ будет провозглашено – не ясно.

Феофилакт Болгарский считает, что в 1-ом стихе 12-ой главы у Луки Христос обращается к ученикам, в 3-ем – к фарисеям, а в 4-ом – снова к ученикам. Т.е. «что вы [фарисеи] сказали в темноте», – так, считает он, надо это понимать и пишет следующее: «А это можешь понимать и так, что свет есть Евангелие, а высокие кровли – высокие души апостолов. То, что фарисеи замышляли, впоследствии было провозглашено и слышимо во свете Евангелия, когда на высоких душах апостолов стоял великий Проповедник – Дух Святый». Т.е. Дух Святой будет провозглашать на «кровлях» – в возвышенных душах апостолов – замыслы фарисеев… Странное какое-то толкование. По-моему, явная натяжка.

Я думаю, здесь логичнее было бы понять фразу «что вы сказали в темноте» как обращение, прежде всего, к ученикам. Сказали вы что-то доброе или злое – всё это откроется и будет провозглашено на «кровлях», т.е. на мытарствах (иначе где ещё это может быть провозглашено? – больше негде). И дальше, в 11-ом стихе, о тех же мытарствах Он говорит как о «синагогах», где заседают «начальства и власти», которые, по объяснению Павла, суть духи злобы.

Я, конечно, понимаю: мне могут сказать, что я идею мытарств просто за уши притягиваю к Евангелию. Может быть, и так – не буду спорить. И настаивать на правоте такого толкования не собираюсь. Но как очередная экзегетическая гипотеза, оно, я думаю, имеет право на существование. Какой-никакой, а тоже вариант.

По МЫТАРСТВАМ

А на мой взгляд, лучшее объяснение так называемым «мытарствам» дал св. Феофан Затворник в своём толковании на 80-ый стих 118-го псалма – «Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» (в синодальном переводе: «Да будет сердце мое непорочно в уставах твоих, чтобы я не посрамился»). Св. Феофан пишет:

Да не постыжуся. Пророк не упоминает, как и где да «не постыдится». Ближайшее непостыждениебывает во время восстания внутренних браней…

Второй момент непостыждения есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения ими не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? – Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же их какой? – Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнийными. На это один из немалоученых вот какую еще выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца в продолжение земной жизни изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда, что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствия, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее, будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыждение здесь в том, что душа сама бросается в ад.

(Всю эту книгу «Псалом Давида 118-й.Толкование беседовательное» можно скачать одним архивированным файлом отсюда: http://www.bogoslovy.ru/books.htm)

Здесь мы видим, во-первых, что бесы, по сути, не судят душу умершего, а соблазняют её; душа же, сочувственно отзываясь на показанные ей соблазнительные видения, сама принимает добровольное решение отправиться в ад («душа сама бросается в ад»). Ну, а святые ангелы – что им делать, если душа приняла такое решение? Делать нечего – приходится её оставлять…

Св. Феофан высказывает, по сути, ту же самую мысль, которую высказал и проф. Осипов:

На мытарствах обнажаются страсти… И вот за гробом человек встанет перед лицом этого ужаса страстей, встанет перед вопросом: окончательно ли он раб этих страстей или нет, и есть ли в нем искра жизни; способен ли он оторваться от страстей и обратиться к Богу? Вот что есть мытарства.
(http://www.russned.ru/hristianstvo/otvety-na-voprosy.-mytarstva.-ad.-chistilische)

Во-вторых, в объяснении св. Феофана совершенно устранён «юридическо-коммерческий» элемент, который присутствует в видении о смерти блаж. Феодоры из жития преп. Василия Нового. В книге «Душа и ангел не тело, а дух» св. Феофан говорит конкретно о видении блаж. Феодоры:

Не вставлены ли здесь и сравнительные образы для живейшего и полнейшего представления действительности, не в таких образах бывшей? Вот, например, черты, которые нельзя не отнести к последнему разряду. Св. Феодора сказывает, что пришла смерть в видимом образе, с орудиями и стала отсекать уней один член за другим, и, наконец, дала горькое питие, от которого душа сотрясалась и вышла из тела: действительность ли это или образное представление действительности, не в этом образе бывшей?

Является св. Василий и дает ангелам мешочек, наполненный золотом, из которого потом ангелы заимствовали, чем погасить долги св. Феодоры, предъявляемые духами злобы: действительность ли это, или образное представление действительности, не в этом образе бывшей? Таксиот воин видел, что ангелы держали в ковчежце все его добрые дела, и, вынимая их оттуда, сравнивали со злыми его делами; Петр мытарь и Арефа видели, как ангелы взвешивали на весах добрые и злые дела их: действительность ли это, или образное представление действительности, не в этом образе бывшей? Все эти образы впечатлительно выражают действительность, но, чтобы сама действительность была точно такова, никто, полагаю, и думать не может, несмотря на то, что всегда представляет ее не иначе, как под этими образами.

(http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/feofan/angel/9.html)

Т.е. ни о какой загробной торговле, ни о каком выкупе с помощью чьих-то добрых дел речи не идёт, – это лишь образы, а действительность настолько не такова, что св. Феофан употребляет этот риторический оборот: «но, чтобы сама действительность была точно такова, никто, полагаю, и думать не может».


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.