Русская ораторская проза XVIII века — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Русская ораторская проза XVIII века

2022-10-10 36
Русская ораторская проза XVIII века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ораторская проза XVIII столетия тесно связана с древнерусскими традициями и с традициями античными, в литературе XVIII века она осмыслялась как явление художественной литературы. И вообще положение ораторской прозы в литературепервой половины XVIII века, середины XVIII века уникально. К прозе русские писатели XVIII столетия относились негативно. Они считали, что литературой должна быть преимущественно поэзия, а проза в их представлениях — это практическая речь, то, что связано с бытовой речью. Единственным видом прозы, которая считалась вполне закономерной и которая входила в жанровые рамки русского классицизма, была ораторская проза. Как церковная, так и светская ораторская проза не противопоставлялась поэзии и церковное не противопоставлялось светскому.
В 1772 году Новиков создает «Опыт исторического словаря о российских писателях». Там он помещает большое количество статей, посвященных русским проповедникам. Эти статьи никак не отделены от статей, посвященных русским светским писателям. Русская ораторская проза — это закономерная часть литературного процесса. Об этом свидетельствует наличие разных уподоблений. Русские поэты уподобляются своим античным или европейским предшественникам. Ломоносовачаще всего сопоставляли с Пиндаром, Малербом, с известными авторами торжественных од. Сумарокова называли русским Расином. Сумароков был драматургом и основателем русского театра. Кантемира сопоставляли с Ювеналом, поскольку Кантемир был сатириком. Подобные уподобления действовали и в отношении ораторской прозы. Можно вспомнить знаменитое стихотворение Державина о Ломоносове «К портрету Михаила Васильевича Ломоносова». Державин сравнивает Ломоносова с Цицероном.
Начало XVIII векасвязано с петровскими преобразованиями, в частности с церковной реформой Петра I. И реформы Петраповлияли на характер русских проповедей. В первую очередь это отразилось в проповедническом искусстве главного сподвижника Петра I Феофана Прокоповича, который внес в свою проповедь светскую тематику. Исследователи пишут о том, что в проповедях Феофана отразились абсолютно все реформы Петра I, все его военные победы, политические достижения, внутриполитические, внешнеполитические, то есть Прокопович сближает проповедь со светской литературой именно тематически. Об этомговорят даже названия его проповедей: «Слово о власти и чести царской», «Слово похвальное о флоте российском». Все эти произведения произносились с церковного амвона после богослужений, как это обычно бывало с церковными проповедями, но тематически они были больше связаны со светской тематикой. Литературоведы усматривают в проповедях Прокоповича элементы разных жанров, которые в зачатке присутствуют в этих текстах. Мы видим элементы и духовной оды, и похвального слова, и даже элементы сатиры, как ни странно.
Прокопович изменил проповедь и стилистически. Он пытался оттолкнуться от напыщенного, цветистого барокко, характерного для его старшего современника Стефана Яворского. Сам Прокопович находится под влиянием умеренного барокко. Его проповеди гораздо проще, чемпроповеди Стефана Яворского. Однако, конечно, влияние барокко ощутимо. Например, Прокопович использует такой характерный для барочной проповеди прием, как антономазия, то есть использование собственного имени в значении нарицательного: Самсон вместо «сильный», Соломон вместо «мудрый». В слове Феофана Прокоповича, посвященном смерти Петра Великого, в слове на погребение, написанном в 1725 году, естьмного уподоблений. Петр сопоставляется с Самсоном, с Иафетом, сыном Ноя, с Моисеем, Соломоном, Давидом, и с византийским императором Константином Великим.
Ключевым понятием для риторической теории XVIII века стал термин «слово» как главное жанровое заглавие ораторских произведений. В «Кратком руководстве к риторике» 1743 года Ломоносов предлагает классификацию ораторской прозы. Он говорит о том, что существует четыре разновидности «слов»: проповедь, панегирик, надгробная речь и академическая речь.
Проповедь есть слово священное, от духовной персоны народу предлагаемое.
Панегирик есть слово похвальное высокия особы, места или действия достохвального.
Надгробное слово есть, которое в похвалу усопшего человека предлагается.
Академические речи называются те, которые говорят ученые люди в академиях публично.
Существует еще пограничная разновидность ораторской прозы, которая соединяет в себе проповедь и панегирик — это панегирическая проповедь, посвященная царским дням. Царские дни- это некоторые важные события из жизни императора, императрицы или членов их семей: день рождения, день восшествия на престол, день бракосочетания. Этим событиям посвящались многие проповеди XVIII столетия, каки светские «слова». Эти проповеди никогда не отделялись от обычных проповедей, посвященных, скажем, церковным праздникам, когда издавались сборники проповедей XVIII столетия.
Эти высокоторжественные дни представляют собой государственные праздники, и во время них церковное начало сложным образом переплеталось со светским началом. Обычно в начале этого государственного праздника утром служилась литургия торжественная, после которой зачитывалась проповедь, потом могли быть разные другие мероприятия, пушечная пальба, торжественный обед, личные поздравления императрице, вечером иллюминация и праздничный фейерверк. Таким образом, проповедь входит в круг государственных праздников. Это свидетельствует о сакрализации монарха. В определенном смысле царь уподобляется Богу. Как в богослужении отмечаются важные события из жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых, так и в богослужение входят и царские дни.

Особое значение для развития церковной и светской ораторской прозы приобретает эпоха Елизаветы Петровны. Она является периодом расцвета церковной ораторской прозы, в частности панегирической проповеди. После тяжелого периода «аннинского царствования»церковные проповедники стремятся «выговорить наболевшее». Они приветствуют новую императрицу, восхваляют ее воцарение. В это же время развивается и светская ораторская проза. В 1749 году пишет первое свое ораторское произведение Ломоносов — это «Слово похвальное Елизавете Петровне».
Именно в эпоху Елизаветы Петровны наиболее отчетливо выделяются две разновидности русской ораторской прозы: светская и церковная.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.