Журнальная деятельность Н. И. Новикова. «Живописец» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Журнальная деятельность Н. И. Новикова. «Живописец»

2022-10-10 41
Журнальная деятельность Н. И. Новикова. «Живописец» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самым значительным участником «журнальной войны» 1769–1774 годов был Николай Иванович Новиков (1744–1818).
Он родился в 1744 году, а умер в 1818-м. По происхождению он был дворянином, служил в Измайловском полку, потом был одним из депутатов комиссии по составлению нового Уложения, о которой я уже говорил в прошлой лекции. После закрытия комиссии служил некоторое время переводчиком в Коллегии иностранных дел, а затем вышел в отставку и полностью посвятил себя частной книгоиздательской деятельности.
Издательство Новикова в 70–80-х годах в Москве издало огромное количество книг самого разного содержания, в частности переводы наиболее известных европейских писателей, собрание произведений А. П. Сумарокова, а также первый в России словарь писателей «Опыт исторического словаря о российских писателях» и серию публикаций древнерусских документов, летописей и других исторических материалов - «Древняя Российская Вивлиофика». Впоследствии Новиков вступил в масонскую ложу и стал одним из главных деятелей русского масонства. Он издавал и книги масонского содержания, и журналы, где пропагандировал масонство. И, возможно, поэтому он стал главной жертвой репрессий Екатерины II против этого философско-религиозного движения, оказался в тюрьме, откуда был освобожден при императоре Павле, но в дальнейшем литературно-издательской деятельностью не занимался.
Первый его журнал «Трутень». Само его название аллегорично. Здесь мы видим намек на образ дворянина, пользующегося всеми привилегиями своего положения, роскошью, богатством, живущего, однако, не ради долга, который имеет каждый дворянин перед Отечеством. Каждый дворянин, согласно указам еще Петра Великого, должен посвятить себя служению обществу и Отечеству. Однако такой дворянин только потребляет, но ничего не дает обществу, потому что он сам ничего и не может. Новиков высмеивает дворян либо невежественных, непросвещенных в принципе, диких помещиков, особенно это видно в таком жанре, как копии с отписок крепостных помещику и копии помещичьего приказа. Эти материалы стилизованы под настоящие хозяйственные документы и иногда внушали даже иллюзию, что это публикация реальных документов. В них мы видим дикость, невежество и жестокость этих провинциальных помещиков по отношению к своим крепостным. С другой стороны, это те дворяне, которые приобрели поверхностное образование и следуют бездумно иностранным образцам, светским модам, но они тоже не могут ничего полезного дать обществу, поскольку, во-первых, не желают этого, занимаясь полностью светскими развлечениями, благодаря указу о вольности дворянства, который разрешил дворянам не служить, а вместе с тем их образование настолько поверхностное, что, даже пожелав занятьсялитературой или какой-то общественной деятельностью, они вызывают только смех своей нелепостью.
Следующий журнал Новикова «Пустомеля» был менее резко сатирическим, чем журнал «Трутень». То же самое можно сказать и о его последнем журнале «Кошелек», который издавался в 1774 году. Однако вершиной деятельности Новикова как сатирического журналиста является издание журнала «Живописец» в 1772–1773 годах. Само название показывает, что целью его является картина современных нравов. Именно такую цель ставила перед собой классическая комедия нравов и сатира. Неслучайно журнал посвящен автору комедии «О, время!». Это была модная в то время, написанная в 1772 году комедия, название которой напоминает известный афоризм Горация «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы»). Автором этой комедии была императрица Екатерина II, которая, так же как и свои журнальные публикации, свои комедии выпускала анонимно, однако все знали, кто является их сочинителем.
Новиков использует хитрый ход, посвятив свой журнал императрице, то есть таким образом, приняв ее покровительство, он находит для себя тем самым возможность публиковать особенно резкие сатирические материалы. Во всех сатирических журналах того времени публикации обычно анонимны за редкими исключениями, если речь идет о каких-то очень значительных иностранных высокопоставленных особах, лицах духовного звания или слишком известных писателях, например таких как Сумароков. В остальных случаях мы не всегда можем установить, кто является автором публикации.
До сих пор спорят, являлись ли участниками журнала Новикова Фонвизин и Радищев или приписываемые им материалы написаны самим Новиковым. Последнюю точку зрения о том, что бо́льшую часть статей своих журналов Новиков написал сам, высказывал в своих трудах Г. П. Макогоненко. Однако большинство исследователей полагают иначе. Вообще, сочинил ли сам что-либо Новиков, мы не знаем. Фонвизину приписывают такие замечательные остросатирические вещи, как «Письма к Фалалею» — переписка дяди с племянником, напоминающие его будущую комедию «Недоросль». И типы, которые выведены здесь, и сам стиль этих очень веселых и вместе с тем несущих в себе горесть сочинений напоминает «Недоросль».
Радищеву приписывают «Отрывок путешествия в*** И*** Т***», который напоминает и по стилю, и по жанру главы будущего «Путешествия из Петербурга в Москву». Здесь путешественник, оказавшийся по дороге в деревне, заходит в пустую избу, где видит трех младенцев, испытывающих различные физические мучения. Одного облепили мухи, другой задыхается, уткнувшись лицом в соломенное покрытие колыбели, третьего слишком туго спеленали. Путешественник помогает этим трем младенцам и уезжает. Сам рассказ являетсяне бытовой зарисовкой, а аллегорической философско-общественной притчей. Младенец здесь аллегория человека, который испытывает различное давление со стороны других людей, нарушающих его естественные права. И т.к здесь речь идет о крепостных младенцах, явно намеки могут восприниматься, как осуждение чрезмерно жестокого обращения с крепостными и осуждение крепостного права в целом.
Таким образом, материалы, которые публиковал Новиков в «Живописце», были чрезвычайно смелы и интересны. В целомэто обычные для сатирической журналистики жанры: сатирические лечебники, ведомости, словари, переписки разных персонажей и обращенные к автору письма. И «Трутень», и «Живописец» Новикова имели такой успех у читающей публики, что, несмотря на прекращение этих журналов и на завершение «журнальной войны», впоследствии они неоднократно переиздавались отдельными книгами. Новый интерес к этим журналам возник в середине XIX века, вызвав полемику между А. Н. Афанасьевым, собирателем русских сказок, и видным критиком Н. А. Добролюбовым, написавшим статью «Русская сатира в век Екатерины».

«Собеседник любителей российского слова»

В 1783 году в Петербурге была основана Российская академия по образцу французскому. Так же как во Франции существовала наряду с Академией наук Французская академия, то есть академия языка и словесности, которая должна была издавать Образцовый словарь, полный толковый словарь языка, нормативную грамматику и содействовать успехам литературного творчества писателей, точно так же теперь и в России, решила Екатерина II, должно быть два таких учреждения. Российская академия также издала дважды Полный толковый словарь русского языка, грамматики, и членами ее быливельможи, покровительствовавшие искусствам, и все наиболее известные писатели того времени. В середине XIX века Российская академия была включена в Академию наук как отделения русского языка и словесности.
Первым президентом Российской академии, равно как и тогдашней Академии наук, была назначена княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Это известный и уникальный случай в истории человечества, когда женщина, не имевшая при этом никакого систематического образования, управляла одновременно двумя академиями, причем делала это весьма успешно. Княгиня Дашкова является замечательным представителем русской культуры XVIII века. Ее девичья фамилия – Воронцова. Она получила блестящее домашнее образование, участвовала в перевороте, возведшем на престол императрицу Екатерину II, с которой в юные годы они были весьма дружны. Дашкову даже называли современники Екатериной малой. Однако впоследствии она попала в немилость при дворе, вынуждена была долго прожить за границей. Потом взаимные разногласия как-то сгладились, и к 1783 году Дашкова получила возможность вернуться в Россию и занять такие высокие посты.
Став президентом Российской академии, Дашкова решила, что необходимо при этом учреждении издавать отдельный журнал - «Собеседник любителей российского слова». Его сотрудниками стали самые известные писатели того времени: Державин, Фонвизин, Княжнин, Херасков, Богданович, Капнист и другие. Печатались здесь и сама княгиня Дашкова, которая занималась литературным трудом в свободное от службы и светских развлечений время, а также императрица Екатерина II, которая печатала здесь «Записки касательно российской истории», а также цикл нравоописательных сатирических фельетонов«Были и небылицы».
Первый номер «Собеседника любителей российского слова», а этот журнал выходил два года, с 1783 по 1784 год, открывался таким произведением, котороедолжно было привлечь внимание всей читающей публики к новому журналу, и, вместе с тем, показать особую позицию этого издания. Это был явный козырь в руках княгини Дашковой. Это была ода еще начинающего тогда, но уже приобретшего известность в свете писателя Г. Р. Державина «Фелица». Ода «Фелица» Державина не предполагалась изначально в печать, поскольку там было много намеков на высокопоставленных особ, на вельмож. Однако, получив в свои руки это произведение, Дашкова дала его прочесть Екатерине II. Та, как известно, плакала над этими стихами, удивляясь, как этот не известный ей поэт сумел узнать ее сущность. Восхитилась, заказала себе несколько экземпляров этой оды, подчеркивала в них строчки, в которых были намеки на отдельных вельмож, и от своего имени посылала им в подарок. В результате все более-менее мыслящие придворные поняли, что протестовать против этого произведения не следует, и княгиня Дашкова с соизволения Екатерины смогла напечатать эту оду в журнале. Впоследствии Державин напечатал в «Собеседнике» и другие свои замечательные стихотворения того периода. Самые известные из них — это «Ода на смерть князя Мещерского», «На рождение в севере порфирородного отрока» (то есть Александра Павловича, внука Екатерины, будущего Александра I), «Ключ», оду «Бог».
Публикация оды «Фелица» показывает основное направление журнала. С одной стороны, эта ода восхваляет императрицу, значит, журнал действует вполне в духе политики правительства и его просвещенных тенденций. С другой стороны, это произведение — поэтическое, совершенно новаторское, очень высокого поэтического мастерства — показывает общее содержание журнала. Здесь печатаются только оригинальные русские произведения, старались не публиковать переводов, высокого литературного качества, представляющие собой новинки литературы, дающее литературе новое направление. Наконец, ода «Фелица» в определенном смысле направлена против многих высокопоставленных, но недостойно ведущих себя лиц, то есть содержит легкую оппозиционность. Такую же оппозиционность содержал и журнал «Собеседник любителей российского слова». Особенно это видно в другом замечательном эпизоде истории этого журнала. Здесь напечатал Д. И. Фонвизин анонимно свои «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Эти 14 вопросов, прочтите их обязательно, это небольшой текст, но очень интересный и актуальный до сих пор, обращены к автору «Былей и небылиц», а мы знаем, что их автором была Екатерина II. В этих вопросах Фонвизин затрагивает самые острые до сих пор проблемы русской жизни.

Отчего мы многих умных, добрый и честных людей видим в отставке?

Отчего у нас никто долгов не платит?

И самый мой любимый вопрос:

Отчего у нас не стыдно не делать ничего?

Екатерина II, не зная, впрочем, что автор Фонвизин, она подозревала другое лицо, ответила в том же журнале на эти вопросы, ответила умно, но не без раздражения. На один из вопросов отвечает:
Вопрос сей родился от свободоязычия, которого предки наши не имели.
То есть указывает автору его место. Не следует слишком вольнодумно вести себя.
Таким образом, журнал «Собеседник любителей российского слова» занимает очень важное место в истории российской культуры. Он познакомил широкую публику с самыми лучшими писателями того времени и позволил затронуть, даже в непосредственном контакте с властью, острейшие проблемы той эпохи.

Журналы И. А. Крылова

Одним из наиболее значительных деятелей русской литературы и журналистики конца XVIII века был Иван Андреевич Крылов, который более нам известен как поэт, баснописец и драматург, однако и его журнальная проза представляет собой яркое и очень интересное явление.
Крылов приехал в столицу из Твери молодым, небогатым человеком в начале 80-х годов и ставил своей целью сделать карьеру как в свете и по службе, так и в литературе. Для этого он готов был на любые средства и готов был энергично, умно и с задором приняться за дело. Действительно, Крылов обладал большим дарованием, был очень остроумен, энергичен, предприимчив, с нравственной точки зрения довольно беспринципен, поэтому ничтоне мешало ему стать журналистом. И журналистика была как раз той сферой, где он мог хорошо реализоваться. Однако внешние обстоятельства в значительной степени этому препятствовали. Познакомившись с известным вольтерьянцем, литератором Рахманиновым, Крылов в его типографии в 1789 году,это год начала Великой французской революции, стал печатать первый свой сатирический журнал «Почта духов». Исследователи до сих пор спорят, весь ли текст этого журнала написан Крыловым или в нем принимал участие Рахманинов, а может быть, и Радищев, однако в любом случае «Почта духов» больше напоминает не современные нам журналы, а является сочинением одного автора или, по крайней мере, цельным сочинением, которое выпускалось отдельными номерами.
Сюжетом этого произведения является переписка различных духов земных — гномов, которые находятся на нижней ступени иерархии духов, водных — ундин, воздушных — сильфов с их повелителем волшебником Маликульмульком. Они поставляют ему корреспонденцию, из России главным образом, из столицы, из Петербурга, изображая российские нравы. В зависимости от уровня в иерархии духов тем более сложные и серьезные проблемы они затрагивают и тем больше они позволяют себе отвлеченных рассуждений, чем более высокое положение занимают. На самом деле основой этого произведения является французский текст маркиза д’Аржанса, который Крылов, однако, умело склонил на русские нравы, и поэтому в полной мере он считается сатирой на явления русской действительности.
Следующим журналом, который издавал Крылов, был «Зритель», выпускавшийся в 1792–1793 годах. Крылов приобрел у Рахманинова его типографию и открыл издательский кооператив, который назывался «Крылов с товарыщи». Так, через букву ы, и писалось Крыловым это слово. В эту издательскую артель, помимо самого Крылова, вошел его друг поэт и прозаик Клушин и два артиста И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков. Однако, за исключением статьи «Театр» Плавильщикова, в которой тот пропагандирует народный, национальный русский театр и призывает к созданию репертуара на национальной основе, остальные сочинения сотрудников Крылова менее интересны, чем его собственные. Крылов печатает в «Зрителе» ряд эффектных, остроумных, сатирических сочинений: «Повесть ночи», стилизованную под восточную сказку, аллегорическую, философско-политическую повесть «Каиб», а также занятные фельетоны «Похвала моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Похвальную речь Ермалафиду».
В «Почте духов» и в «Зрителе» Крылов довольно резко выступает против нравов светского высшего круга, чрезмерной роскоши, увлечения иностранными модами, распущенности нравов, а также против жестокого обращения с крепостными, против невежества и предрассудков. Очень большое внимание Крылов уделяет борьбе со своими литературными противниками, в первую очередь это Я. Б. Княжнин. Княжнин в свое время ввел Крылова в литературные круги и даже в бытовом отношении помог ему, поселил у себя в доме, когда этот юноша приехал из провинции, однако чем-то не полюбился Крылову, исследователи до сих пор не понимают, чем. В 80-е годы Крылов начинает травлю Княжнина, написав против него ряд пасквильных сочинений. И после смерти Княжнина в 1791 году Крылов продолжал эту травлю в своих журналах. Он выводит писателя под именем Рифмократ, или Рифмохват, и главным образом высмеивает его за то, что тот заимствует в своих сочинениях из иностранных авторов. Это делал и сам Крылов. А также высмеивает личную жизнь Княжнина и постоянно называет его рогоносцем. Кроме того, Крылов высмеивает представителей зарождающегося русского сентиментализма, авторов «Российской Памелы», то есть переделки романа Ричардсона «Памела», Львова, которого он называет Антирихардсоном, и Карамзина, которого Крылов называет Ермалафидом, и посвящает ему целый очерк. Вообще Крылов отличался консервативностью как в эстетических взглядах, так и в общественных. Его сатира не предполагает радикальных преобразований.
Последний журнал, «Санкт-Петербургский Меркурий», он издавал совместно с Клушиным, который печатал там большое количество своих сочинений. Здесь уже меньше сатиры, такова была обстановка в стране. Началась политическая реакция на Великую французскую революцию. Журнал был закрыт в связи с публикацией Клушиным заметки о выходе трагедии Княжнина «Вадим Новгородский». Ее напечатала княгиня Дашкова в пользу семьи покойного драматурга. В этой пьесе неоднозначно выражена симпатия автора либо к идеальному монарху Рюрику, либо к идеальному республиканцу Вадиму Новгородскому, трактовать ее можно двояко. Клушин говорит, что власти должны обратить внимание на эту пьесу, которая распространяет вольнодумные настроения, так же как и вреднаякомедия Бомарше «Свадьба Фигаро». Екатерина II прислушалась. Пьеса Княжнина была публично сожжена и запрещена на многие десятилетия, княгиня Дашкова отправлена в ссылку и больше уже не возвращалась в Петербург, а журнал Крылова и Клушина на всякий случай был закрыт.

Журналы Н. М. Карамзина

Итогом развития русской журналистики XVIII века и началом нового типа журналистики, привычной уже нам, является деятельность Н. М. Карамзина. Это былединственный из видных писателей XVIII века, который не только не брезговал журналистской деятельностью, не считал ее ниже обычной литературной, но и все свои главные сочинения печатал в журнале и постоянно занимался изданием периодических сочинений, альманахов, сборников и журналов.
Свою литературную деятельность Карамзин начал на страницах журнала «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал издавал сначала Н. И. Новиков, а потом, с 1787 года, к изданию его подключился и Карамзин. Это был первый в России детский журнал, до этого детская литература не осознавалась вообще как отдельный вид литературы, поскольку о психологии ребенка как о психологии, отличной от сознания взрослого человека, не принято было до этого рассуждать. Однако именно издание Новикова изменило отношение к детству, к ребенку, к детской литературе в русском обществе. Журнал имел огромный успех и сильное влияние на публику. Карамзин печатал здесь свои переводы, в основном в этом журнале печатались переводные сочинения. Именно на страницах этого журнала сошлись впервые два главных, наиболее ярких его сотрудника — Карамзин и А. С. Шишков, который вскоре стал главным врагом Карамзина и главным критиком его литературных преобразований. В последние годы жизни, однако, Карамзин и Шишков примирились.
Первым журналом, который Карамзин издавал самостоятельно, был «Московский журнал». Он выходил в 1791–1793 годах. Карамзин вернулся только что из заграничного путешествия и обосновался в Москве, объединив вокруг себя молодых писателей сентиментального направления. Именно они и составляли основное ядро журнала, хотя здесь печатались и главные поэты того времени, которые симпатизировали Карамзину — Г. Р. Державин, М. М Херасков. Так, Державин в первом номере «Московского журнала» опубликовал свою знаменитую оду «Видение мурзы», здесь печатались и другие его стихотворения. Но главные сотрудники журнала — это, конечно, сам Карамзин, который печатал здесь свои стихотворения и, особенно, повести, и «Бедную Лизу», и «Наталью, боярскую дочь», и «Остров Борнгольм», и «Письма русского путешественника». Здесь печатались и друзья Карамзина: И. И. Дмитриев, глава сентиментальной поэзии, автор модных тогда в обществе чувствительных песенок и замечательных басен, здесь печатались песни, стилизованные под фольклор, Нелединского-Мелецкого, а также прозаические сочинения князя Шаликова и Владимира Измайлова.
«Московский журнал» - первый русский журнал, который напоминает нам современные, т.кв нем имеются постоянные рубрики. Их было пять: «Русская литература», «Иностранная литература», «Критика», «Рецензии» и «Светская и литературная хроника». В журнале не печатались статьи на политические темы, а также статьи на богословские и мистические темы. Однако в 1793 году журнал был закрыт в связи с публикацией оды «К милости» Карамзина, которую тот написал, надеясь смягчить приговор по делу масонов, которое в то время шло и под которое попал один из учителей Карамзина Н. И. Новиков.
Далее, в течение 90-х годов, Карамзин издавал альманахи и сборники. Они назывались «Аглая», «Аониды» (то есть музы), сборник «Мои безделки», в ответ на который Дмитриев, друг Карамзина, откликнулся сборником «И мои безделки». Эти сочинения включали стихи и прозаические произведения, главным образом писателей сентиментальной школы или тех авторов, которые сотрудничали с «Московским журналом».
Большое значение имеет следующий журнал, выпускавшийся Карамзиным с 1802 года, — «Вестник Европы». Он издавался до 1830 года, но Карамзин редактировал его только первые два года. Он успел там напечатать ряд своих прозаических сочинений, такие повести, как «Чувствительный и холодный», «Марфа-посадница, или покорение Новагорода», «Рыцарь нашего времени», а также здесь печатались другие сентименталисты из круга Карамзина: и Дмитриев, и князь Шаликов, и Измайлов.
Журнал «Вестник Европы» интересен тем, что по своей структуре это первый толстый литературно-политический русский журнал. В нем было два раздела, которые делились на подразделы: раздел литературы и раздел политики. В этот период, в «дни Александрова прекрасного начала», политические темы не могли оказаться в стороне от такого издания. Зато здесь не было раздела критики — предполагалось, что «Вестник Европы» стоит вне полемических споров. Каждый читатель решает по-своему и опирается на свой разум и свой вкус, читая литературные произведения.
После Карамзина его журнал редактировали разные лица. Некоторое время редактором был Жуковский, который еще при Карамзине в 1802 году напечатал здесь первую свою элегию «Сельское кладбище», перевод из Томаса Грея. В 1814 году в «Вестнике Европы» напечатал впервые стихотворение А. С. Пушкин. Таким образом, мы видим преемственность между литературой XVIII века и XIX, между журналистикой XVIII века и XIX, от Новикова и Хераскова к Карамзину, а далее к Жуковскому, Пушкину и к нашей эпохе.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.