Первые русские журналы XVIII века. «Трудолюбивая пчела» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Первые русские журналы XVIII века. «Трудолюбивая пчела»

2022-10-10 39
Первые русские журналы XVIII века. «Трудолюбивая пчела» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сначала у нас появились газеты, рукописные, при царе Алексее Михайловиче в XVII столетии, а затем печатные при Петре Великом в начале XVIII века. Потом, после того как была основана Академия наук, с 1727 года стали выходить научные журналы. Однако литературные произведения там печатались очень редко и нерегулярно.
«Ежемесячные сочинения» — журнал, выходивший с 1755 по 1764 год. Его полное название — «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», оно, правда, менялось, но общий круг сотрудников и характер издания оставался прежним. Суть этого журнала видна из той эмблемы, которая помещена на титульном листе: орел, символизирующий собой Российское государство, солнце, которое он несет в когтях, которой символизирует свет знания и науки, изливаемый на земной шар, там, внизу, карта Российской империи. В этом журнале предполагалось печатать сочинения научно-популярного характера, которые доступны публике образованной, но достаточно широкой, а также литературные тексты, которые могут принести пользу и удовольствие, как положено в XVIII веке, поучать развлекая или развлекать наставляя. Поэтому здесь не печатались узкоспециальные, написанные академическим слогом, интересные лишь специалистам труды, а также чисто развлекательные литературные произведения.
Главой этого журналабыл известный историк Георг Фридрих Миллер, который много лет прожил в России, даже побывал в сибирской экспедиции, откуда привез много интересных материалов. Поэтому, вероятно, самым интересным разделом журнала были сочинения по истории самого Миллера и других видных историков, в том числе уже покойного к тому времени первого русского историка, сподвижника Петра Великого В. Н. Татищева. В «Ежемесячных сочинениях» сотрудничали почти все самые известные ученые и писатели того времени за исключениемМ. В. Ломоносова, который в связи с тем, что у него были постоянно довольно конфликтные отношения с Миллером, в «Ежемесячных сочинениях» под своим именем не напечатал ни одного текста. Зато здесь печатались соперники Ломоносова. Так, Тредиаковский напечатал свой трактат о древнем, среднем и новом стихотворении в России, где изложил свой взгляд на историю русской поэзии и не забыл, конечно, упомянуть о своей исключительной роли в ее реформировании. Здесь печатались произведения А. П. Сумарокова и молодых поэтов, объединившихся вокруг него, Елагина, Хераскова и других. Было много переводов иностранных сочинений. Однако при всем значении этого журнала, которое состояло в том, что, во-первых, он показал публике, насколько интересным может быть чтение периодического издания и насколько оно полезно, во-вторых, дал возможность писателям вести литературную полемику на страницах журнала, все же «Ежемесячные сочинения» были еще не в полной мере таким журналом, к которым мы привыкли, поскольку он издавался государственным учреждением и объединял совершенно противоположных друг другу авторов. А между тем в дальнейшем, в XIX — начале XX века и, конечно, во второй половине XVIII века, основное значение в русской культуре имели журналы частные, когда вокруг издателя объединялись близкие ему по убеждениям люди и через журнал проводили определенное направление общественной, эстетической, философской мысли.
Первым таким частным журналом в русской литературе был журнал «Трудолюбивая пчела», который выпускался в течение всего 1759 года. Его позиция, общественная и политическая, видна уже из посвящения, которое обращено к великой княгине Екатерине Алексеевне, то есть будущей императрице Екатерине II.
Надо сказать, что в то время это было довольно смелое посвящение, поскольку Екатерина была в немилости у двора императрицы Елизаветы Петровны, так как была заподозрена в шпионаже в пользу государств, с которыми Россия в то время вела войну - Пруссии и Англии. Конечно, не по этой причине был посвящен ей журнал. Сотрудники журнала постоянно демонстрируют патриотические настроения. Там много статей о русской истории и статей о необходимости сохранения чистоты русского языка. Екатерина Алексеевна привлекала сотрудников журнала как сторонница идеи философов-просветителей, с некоторыми из которых, например, с Вольтером и энциклопедистами, она состояла уже в то время в переписке.Действительно, в журнале явное влияние просветительских идей. Так, здесь печатаются статьи по философии Локка, перевод повести Вольтера «Микромегас», «Сказка бочки» Свифта, направленная против религиозного фанатизма и религиозных войн. Сотрудниками журнала были образованные люди, главным образом аристократического происхождения, которые, с одной стороны, состояли на государственной службе, с другой стороны, находились в некоторой оппозиции к современному правительству, почему они и посвятили отчасти свой журнал великой княгине Екатерине Алексеевне. На страницах журнала сочинения Г. В. Козицкого и Н. Н. Мотониса — это видные молодые ученые, специалисты в области классической филологии, стихотворения Ржевского, Аблесимова, Нартова, сочинения одного из главных актеров императорской труппы — Дмитревского и, конечно, главным автором был сам издатель журнала и глава этого литературного кружка А. П. Сумароков. Именно его сочинения придали особенное значение этому журналу в истории русской культуры. Он печатал здесь и лирические стихотворения, и оды, и элегии, эклоги, песни. Здесь напечатаны его сатирические произведения: одна сатира, довольно много басен и притч, как он их называл, и эпиграммы. Здесь печатались его статьи на эстетические темы, фельетоны сатирического содержания, философские рассуждения, исторические изыскания, самые разные тексты. Особенно интересны, конечно, его сатирические сочинения. Они направлены, во-первых, против взяточничества чиновников, которых он называл дьяками и подьячими, на старинный манер. Здесь напечатано утопическое сочинение «Сон, счастливое общество», где демонстрируется идеальное, в духе философов-просветителей, государство. Здесь же много высмеивается и его литературный соперник Ломоносов, его чрезмерно напыщенная, высокая, патетическая поэзия. Ломоносов добился цензурирования журнала, к большому неудовольствию Сумарокова, и пытался не пропускать номера, где были пародии на него.
Итак, в результате различных интриг журнал был закрыт. Последний номер заканчивается трогательным стихотворением Сумарокова о расставании с музами, в котором он обещает больше никогда не заниматься литературной деятельностью. К счастью, своего обещания он не сдержал.

«Всякая всячина» и журнальная война 1769–1772 годов

Сейчас мы поговорим о журнальной войне, которая происходила в России в 1769 по 1774 год. Прообразом ее была «великая журнальная война», развернувшаяся в Англии в начале XVIII столетия, в которой принимали участие все самые видные английские писатели, такие как Поп, Адиссон, Стиль, Даниэль Дефо и Свифт. В России этот период связан с возникновением сатирических журналов, которые, собственно, и участвовали в войне. И прежде у нас печатались в журналах сатирические сочинения, но никогда до этого сатира не была главным направлением журнала.
Первым русским сатирическим журналом была «Всякая всячина», которая издавалась с начала 1769 года. Первый номер этого журнала раздавался бесплатно, а последующие продавались или на них можно было подписаться. Такая рекламная акция сразу вызвала интерес публики. Его редактором считался официально Григорий Васильевич Козицкий, который в то время состоял одним из секретарей императрицы Екатерины II. Однако на самом деле и публика, и придворные круги, знали, что главным автором и настоящим издателем этого журнала является сама императрица. Екатерина II считала очень важной задачей развитие в России сатирической журналистики, поскольку она была сторонницей философии Просвещения, философии просветителей и, как и они, полагала, что миром правят идеи, следовательно, необходимо сформировать в стране общественное мнение, которое бы постоянно обсуждало различные возникающие в жизни проблемы, и тем самым придумывало бы совместными усилиями способы эти проблемы решить.
Екатерина предпринимала и прежде попытки создать в России такое общественное мнение. В 1767 году ею была созвана комиссия по составлению нового Уложения, то есть нового законодательства, от разных сословия, только свободных, конечно, не крепостных, из разных местностей России. Были избраны депутаты. Екатерина специально для них написала наказ, то есть наставление, проект законодательства. Однако эта попытка обернулась неудачей, потому что, как это часто бывает у нас в стране, все участники этой комиссии, депутаты, между собой не нашли общих точек зрения, переругались, и единственная вещь, в которой они были согласны, это то, что они были недовольны политикой правительства. Екатерину это напугало и, воспользовавшись началом войны с Турцией, она прекратила деятельность комиссии и больше ее уже не созывала. Однако от идеи создания общественного мнения она не отступилась и попыталась осуществить ее вот в такой абстрактно-журнальной форме.
Екатерина полагала, что необходимо, прежде всего, высмеивать общие для всех людей слабости и пороки. Никто из людей не лишен недостатков, во всем присутствует наряду с хорошим еще и то, что она обозначает «всякая всячина». Таким образом, все люди являются ее потомками или родственниками. Вот об этих своих потомках и родственниках и пишет «Всякая всячина» в журнале. От своего лица «Всякая всячина» призывала других подданных Российской империи также устаивать сатирические журналы, где, последовав ее примеру, изображать наши нравы и обсуждать, возникающие в обществе проблемы. Этот призыв был услышан и вслед за «Всякой всячиной» появилось множество других журналов («И то, и се», «Ни то, ни се», «Парнасский щепетильник», «Трудолюбивый муравей», «Приятное с полезным» и многие другие). Наибольшего внимания заслуживают те журналы, которые вступили в полемику со «Всякой всячиной». Это «Смесь» — издатели этого журнала так до конца и не установлены, но считается, что его сотрудниками были Новиков и Эмин, «Адская почта» — журнал, который издавал известный романист Федор Эмин, который в этом журнале следует традиции европейской сатирической литературы, где от лица чертей или иной нечисти, которые посещают Европу, современные города, показываются нравы людей. Переписка чертей составляет основное содержание «Адской почты». И, наконец, «Трутень» Новикова. Журнал, имевший эпиграфами переосмысленные цитаты из притч Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите», то есть направленные против тех людей, которые пользуются благами своего высокого положения, но не приносят обществу никакой пользы, и цитату, намекающую на печальную судьбу, ожидающую всякого сатирика: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много».
Основным предметом полемики между журналами был сам вопрос о сатире. «Всякая всячина» предполагала, что высмеивать надо сам по себе порок вне его конкретных носителей, потому что пороки, слабости свойственны всем людям, а если мы будем высмеивать их в каком-то конкретном человеке или в конкретной ситуации, мы можем нанести ему психологическую травму, как мы бы сейчас сказали, оскорбить его честь. Противники «Всякой всячины» «Смесь», «Адская почта» и «Трутень» полагали, что все великие писатели-сатирики высмеивали порок в конкретных лицах. Так, говорили они, поступал и Мольер. Необходима сатира на лицо, на носителя порока, тогда эта сатира будет более наглядной и более действенной, полагали оппоненты «Всякой всячины».
В основном сатир. Журналы это переписка вымышленных аллегорических персонажей с издателем журнала, который тоже представляет собой некую аллегорию. Существуют также и другие жанры, например, сатирические ведомости, то есть пародии на газетные репортажи, это могут быть сатирические лечебники, где даны аллегорические рецепты лечения от различных пороков и слабостей, могут быть сатирические словари, где истолковываются, тоже в сатирическом виде, какие-то характерные для современного общества порядки, может быть переписка между какими-то вымышленными персонажами.
Что высмеивали эти сатирические журналы? Следования модам, подражание иностранным образцам, широкое распространение галломании, то есть подражания французским модам, щегольство, неумеренную роскошь столичного светского дворянства. Кроме этого, в противовес этому кругу, осмеиваются и предрассудки, крайнее невежество, необразованность в основном провинциального дворянства, но нередко и столичного, недостаток просвещения в высшем сословии общества. Затрагивается проблема крепостного права. Не только «Трутень», «Адская почта» и «Смесь», но даже и «Всякая всячина» требуют гуманного отношения к крепостным со стороны помещиков. Поскольку крепостные тоже являются людьми и обладают естественными правами, совершенно необходимо оградить их от жестокости и унижений.
Поскольку многие журналы выступили против «Всякой всячины» и резкость сатиры была нередко чрезвычайно велика, то и в данном случае Екатерина II поняла неполную удачу своих начинаний, и наиболее враждебные журналы один за другим закрывались. Сами журналисты тоже поняли, что следует менее резко обличать пороки, и охладели к этому занятию. В результате в 1774 году «журнальная война» прекратилась.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.