Что такое классическая риторика? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Что такое классическая риторика?

2022-10-10 37
Что такое классическая риторика? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Риторическая традиция знает разные определения риторики, в которых прежде всего видит убеждение посредством слова. В одних случая риторика – искусства украшать речь, в других случаях риторика – красноречие, но Аристотель (автор первого риторического трактата) определял риторику именно как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Дав в «Риторике» такое ясно определение, Аристотель сумел определить основные проблемы и линии ее дальнейшего развития. «Риторика» состоит из 3 книг, довольно трудны трактат, в частности потому, что иногда Аристотель противоречит себе. Так Аристотель стремился показать сложность и внутреннюю противоречивость риторической теории. Затем риторика развивалась в древней Греции (Феофраст, Деметрий, Дионисий Геликарнасский) и Риме (Марк Туллий Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан). Цицерона особенно сильно ценили. Квинтиллиан оказал бОльшее внимание теории (12 книг; понимание риторики, объем риторического знания, основные понятия риторики).
Сложившись в античности как наука об убеждении, риторика обладала дидактическими функциями (как сделать так, чтобы твоя речь влияла на слушателя так, как ты хочешь). Но это только 1 уровень риторики. Овладев навыками убеждениям, оратор должен поставить эти навыки на службу истине. Цель риторики – открыть перед человеком счастье. Именно поэтому античные авторы видели в риторике обратную сторону философии. Причем диалектика учит истине, а риторика эту истину пропагандирует, убеждает, что это именно истина. Чтобы убедить, надо затронуть чувства. Недаром Аристотель в «Риторике» уделяет классификации чувств, типологии слушателей, чтобы научить автора правильно воздействовать на них. Риторика видит истину в 3 началах: блага, справедливость, красота. С помощью логики, автор убеждает, что идеи справедливы и благи, а при помощи языка автор убеждает в красоте. Являясь практическим ремеслом, учащим убеждать, риторика существует как базовая наука. Это определяет классическую риторическую традицию (с 4-5 в. до н.э по 18в. н.э в Европе). При этом риторика выделяет 5 главных частей, операций, которые необходимо совершить (изобретение, расположение, украшение, память, произношение).

Русская литература 18 века как риторическая словесность.

Риторика от Аристотеля до Ломоносова, до П.Фонтанье, то есть до авторов XVIII — начала XIX веков определяет все стороны речевой деятельности человека, связанные с убеждением. Среди них очень большое место занимает и литературная деятельность, ведь и художественная литература в этот огромный хронологический период также ориентировалась на риторику. Это приводило к тому, что авторы того времени, и Античности, и Средневековья, и раннего Нового времени, видели в своем творчестве не проявление собственных личностных начал, а видели, прежде всего, реализацию риторических правил. Именно так писали свои произведения крупнейшие авторы этой огромной литературной традиции: и эллинистические поэты, такие как Феокрит, и Гораций, и Вергилий, и Плутарх и средневековые авторы, например трубадуры, и Данте и Шекспир, и Мольер, и Расин. Следование риторическим правилам не мешает им быть оригинальными. Более того, в пределах одной национальной литературы современники, следуя риторическим правилам, оставались непохожими друг на друга (Пьер Корнель и Жан Расин).
Это получалось потому, что, реализуя риторические правила, писатели, принадлежащие риторической эпохе всегда ощущали противоречия между логическими предписаниями и свободной стихией языка, использование этого противоречия, обыгрывание этого противоречия и позволяло им создавать непохожие друг на друга произведения.
Древнерусская литературанесет на себе следы риторического влияния. Но это особое риторическое влияние. Древнерусские книжники не знали риторической теории. Они подражали другим сочинениям, например византийским книгам, которые писались по риторическим правилам. И, подражая византийским авторам, древнерусские книжники тем самым следовали за правилами риторики. Например, когда Нестор пишет «Житие Феодосия Печерского», он не знает, что он следует риторическим правилам, но, подражая, византийским житиям, он в действительности им следует. Поэтому древнерусская литература связана с риторикой, но не прямо, опосредовано.

По-настоящему риторическая традиция вошла в русскую культуру в XVII веке. Риторическая традиция проникла в русскую литературу именно как риторическая традиция со своей теорией через другую восточно-славянскую словесность, в тот момент с великорусской словесностью очень тесно связанную – белорусскую и украинскую книжность, которые в тот момент почти не отличались друг от друга. На рубеже XVI–XVII века современные Белоруссия и Украина, которые были частью Речи Посполитой, начинают испытывать очень сильное воздействие католицизма. Заключается Брестская, или Берестейская, как называют ее украинские филологи, уния. В результате этой унии, в результате сложного диалога между православием и католицизмом, диалога, который привел, между прочим, и к войнам, и к вооруженным столкновениям, украинская и белорусская культуры начинают знакомиться с риторикой. Риторика оказалась нужна белорусам и украинцам прежде всего для того, чтобы защищать православие в полемике, в беседах с католиками. Участвуя в межконфессиональных диспутах, украинские и белорусские интеллектуалы, а все они были монахи в то время, увидели, как много дает риторика, как она нужна для того, чтобы убедить своих слушателей, и в связи с этим риторика проникла в ту область восточно-славянской культуры, которая в то время называлась Западная Русь, а ныне связана с Украиной и Белоруссией. И уже через Украину и Белоруссию риторическая теория проникала в Московское государство, которое усвоило риторику во второй половине XVII века. А у восточных славян в целом риторическая теория возникла к началу XVII века. Ее усвоение была результатом межконфессионального напряжения, межконфессионального диалога, который активизировался в Речи Посполитой как раз в то время. Как раз после этого русская, а точнее восточно-славянская, словесность приобрела настоящий развернутый риторический характер.
Если о риторическом начале в древнерусской литературе мы должны говорить с оговорками, то о риторическом характере восточно-славянской словесности начиная с начала XVII века можно говорить безоговорочно. Восточные славяне становятся полноправными участниками единой риторической теории. Не только тексты начинают создаватьсяпо риторическим правилам, этобыло и раньше, но теперь возникает развернутая риторическая теория.
В Россию риторическая теория проникла к концу XVII века, поэтому, говоря о русской литературе, стоит именно XVIII век назвать самой риторической эпохой того времени. Именно словесность XVIII века наиболее полно отражает все особенности риторической литературы, показывает тот вклад в развитие риторической теории, который внесли великорусский авторы в мировую риторическую сокровищницу.

Доломоносовские риторические трактаты.
Русская литература стала полностью риторической к 18 веку. К этому времени начинают продуцироваться риторические трактаты. Это восточнославянская риторическая теория в целом (Россия, Беларусь, Украина). Распространившись по территории восточных славян, риторическая теорияорганизовалась в три разных риторических центра.
Первыйриторический центр — это юго-западный центр на территории современных Украины и Белоруссии. Центром этого центрабыл Киево-Могилянский коллегиум, созданный митрополитом Петром Могилой в 30-е годы XVII века, первое высшее учебное заведение восточных славян. Вторым риторическим центром был московский, потом петербургско-московский регион. Третий риторический центр — это северный риторический центр, это риторическая теория, которую развивали старообрядцы. Это странно, тк старообрядцы отвергали риторику как еретическое латинское учение, как католическую ересь, как католический яд. И вместе с тем они сами создавали свою теорию, убедившись в полемике с никонианской церковью в необходимости овладения риторической теорией.
Существуя в виде этих трех риторических центров, риторическая теория восточных славян с начала XVII по середину XVIII века обладала и определенным единством. В качестве примеров этих риторических сочинениймы назовем первый риторический трактат, который создали восточные славяне в начале XVII века — это «Риторика Макария», или «Риторика Псевдо-Макария». Второе определение более точно, потому что новгородский митрополит Макарий ІІ, которому приписывается авторство этой риторики, в действительностиавтором не был. Более того, нельзя точно сказать, была ли создана эта риторика в северо-восточной части Московского государства, в окрестностях Новгорода, илиона была создана в Галичине недалеко от Львова и не в конце 1610-х – 1620 году, а на рубеже XVI–XVII веков. Впрочем, это не так уж важно. Гораздо более существенно то, в каком виде в первой риторической книге, в первом риторическом трактате предстала перед славянами риторическая теория. Нельзя не удивиться, с какой полнотой эта теория была выражена в данной книге. Это оказалось возможным, потому что автор «Риторики Псевдо-Макария» ориентировался на западно-европейские риторические сочинения, прежде всего и преимущественно на риторику одного из вождей европейской Реформации, одного из ближайших сподвижников Мартина Лютера Филиппа Меланхтона. В какой-то степени «Риторика Макария» выражает главные установки риторики Филиппа Меланхтона.
Книга Псевдо-Макария состоит из двух частей: первая часть — «Об изобретении дел» и вторая часть — «Об украшении слов». В этих частях последовательно говорится о главных проблемах риторики. При этом, излагая риторическую теорию, автор этого первого восточно-славянского трактата ориентируется на риторику Филиппа Меланхтона.
«Риторика Псевдо-Макария» написана на церковнославянском языке — литературном языке того времени. Большинство риторических трактатов XVII века создавались на латыни. Особенно это относится к юго-западному риторическому центру, то есть к украинской и белорусской словесности. Примера: «Рука риторическая» Стефана Яворского и «De arte rhetorica» Феофана Прокоповича. Это два соперника, два выдающихся украинских писателя, много потрудившихся по пользу и русской литературы. Эти тексты были первоначально написаны по латыни. Правда, риторика Стефана Яворского дошла до нас только в церковнославянском переводе, выполненном в 1705 году Федором Поликарповым. Книга же Феофана Прокоповича «De arte rhetorica», наоборот, существует исключительно в латинском своем варианте, в первоначальном своем виде. Русский перевод этой книги до сих пор не опубликован, существует только украинский перевод.
«De arte rhetorica» Феофана Прокоповича, может быть, самый развернутый, самой систематический риторический трактат, который создала восточно-славянская риторическая мысль до Ломоносова. Это обширное сочинение, в котором подробно излагаются главные установки риторической теории и приводится множество выразительных примеров. В основе это трактат барочный, однако, много размышляя об остроумии, призывая к тому, чтобы изображать жизнь необычно, Феофан Прокоповичвсе время требует и соблюдения меры. Это риторика приличия, в том смысле, что Феофан учит авторов никогда чрезмерно не увлекаться. В этом отношении Феофан Прокопович отличается от своего старшего современника Стефана Яворского, риторический трактат которого «Рука риторическая» является как раз примером исключительно остроумной барочной риторики, то есть риторики, которая показывает действительность с необычной точки зрения. И не случайно в этом риторическом трактате «Рука риторическая» даже существует рисунок руки, и каждая часть риторики соотносится с каким-то пальцем этой руки. Это риторическое сочинение, которое предполагает, что в первую очередь автор должен пользоваться метафорами, недаром и название метафорическое, и вся композиция риторического трактата представляет собой развертывание этой метафоры. Именно благодаря метафоричностиавтор и может показать жизнь с необычной точки зрения и воздействовать на своих читателей или слушателей.
Феофан Прокопович и Стефан Яворский были выдающимися теоретиками риторики. Таким же крупным автором был и анонимный, неизвестный автор «Риторики Псевдо-Макария».

«Краткое руководство к красноречию» как образец риторического трактата.

До середины 18в. существовала единая восточнославянская риторическая теория, часть европейской классической традиции. Затем возникает русская риторика, создателем которой является М. В. Ломоносов. Он создал 2 риторических трактата: «Краткое руководство к риторике» (1744) и «Краткое руководство к красноречию» (1748). К этому он подошел очень осознанно. Скорее всего, с риторикой Ломоносов мог познакомиться еще на родине, на севере, где он тесно общался со старообрядцами. Более основательные представления о риторике Ломоносов получил в славяно-греко-латинской академии в Москве. Там он слушал лекции П. Крайского, известного литератора, преподавателя академии. Риторика читалась по латыни. Потом Ломоносов познакомился с европейской риторикой.
Создав первый риторический трактат, Ломоносов понес его в печать, но руководство РАН отклонила его, предложив написать более полно и на латинском. Ломоносов вернулся к риторике через 4 года и представил другой труд (Краткое руководство к красноречию, расширил, но русский сохранил).
«Красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению», т.е задача риторики – убеждение. Ломоносов попытался описать общие закономерности воздействия речью на рецепиентов. Ломоносов планировал и написать другие части, где рассматривал бы частные случаи, но этого не сделал.
Краткое руководство к красноречию» состоит из 3х больших частей. Первая часть — это «Об изобретении», вторая часть — «Об украшении», третья часть — «О расположении». Ломоносов нарушил привычный последовательный порядок расположения частей. Традиционная риторика, как правило, предлагала другое расположение частей: об изобретении, о расположении, об украшении. Ломоносов поставил раздел об украшении вторым. Это свидетельствует о той очень большой важности, которую Ломоносов придавал именно этому разделу.
В трех обширных частях своего сочинения Ломоносов последовательно излагает основные направления, риторической теории. Раздел «Об изобретении» содержит сведения о тех мыслительных процессах, которые должен осуществить автор, создавая свой текст. Много внимания Ломоносов уделяет проблеме расширения идей, их логической последовательности. Он говорит о том, какими логическими формулами надо пользоваться для убеждения, как надо строить свою мысль, чтобы она была отчетливо ясна. Раздел «Об украшении» содержит развернутое и четкое учение о тех средствах, при помощи которых речь должна выглядеть красивой. Ломоносов дает определение основным тропам, характеризует их, описывает риторические фигуры, говорит о таком понятии, как чистота языка, чистота слога. В третьей части Ломоносов говорит о композиции, рассматривая как логическую композицию, т.е последовательность в развитии идей, так и композицию словесную. Он много внимания уделяет организации словесных масс в строгие структуры, легкие для усвоения и тем самым действующие на сознание читателей и слушателей.
В совокупности «Краткое руководство к красноречию» - образцовый риторический трактат.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.