Слухо-речевое восприятие и фонематический слух — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Слухо-речевое восприятие и фонематический слух

2022-09-15 28
Слухо-речевое восприятие и фонематический слух 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

10. «Речь природы». Прослушивание записей шумов природы и голосов животных, имитация и называние того, что он услышал («дождь шумит… море плещется… собака лает… корова мычит…петух поет…и т.д.; поросячье хрюканье … лошадиное ржание... овечье блеянье… пение соловья..» и т.д.). Младшие дети могут подобрать соответствующую картинку, а старшие еще и нарисовать иллюстрацию к услышанному.

11. «Эхо».Расскажите детям, что такое эхо и, по возможности, продемонстрируйте его в помещении с хорошей акустикой. Предложите детям поиграть в эхо. Взрослый отходит в противоположный конец помещения и оттуда: то негромко, то четко и звонко произносит отдельные слова. Ребенок, стоящий к нему спиной, должен, как эхо, повторять все, что услышит. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

12. «Испорченный телефон». Дети садятся в круг. Взрослый шепчет на ухо первому ребенку словосочетание или фразу так, чтобы услышал только он. Ребенок в свою очередь шепчет то, что услышал, своему соседу. Последний в круге должен произнести фразу громко вслух. Не изменилась ли она?

13. «Магнитофон в помощники». Предложите ребенку прослушать аудиозапись известного стихотворения. Затем прослушайте эту запись еще раз, одновременно повторяя его перед зеркалом одними губами, без звука (эффект фонограммы), или декламируя вместе с исполнителем. Пожалуйста, выбирайте для эталона актеров-классиков с прекрасной (то есть – настоящей) речью: И.Смоктуновского, С.Юрского, В.Качалова и др. Со старшими детьми полезно обсудить, что такое истинная речь, и чем она отличается от общепринятой «каши во рту». Конечно, неоценимую услугу окажет в этом смысле просмотр наших старых исторических фильмов, сказок и экранизаций. Актеры, участвовавшие там, говорили на русском языке…

14. «Мое имя». Предложите детям вспомнить и произнести свое имя так, как произносит его мама, папа, бабушка, дедушка, друг и т.д., меняя при этом интонацию в зависимости от настроения того, от чьего лица говорит ребенок, и соответствующей ситуации. Понятно, что интонация говорящего будет разной, если, например, мама расстроена, рада, гордится своим малышом; если ребенка хвалят или делают замечание.

15. «Найди ошибку». Показывая ребенку предмет (или картинку) называйте его неправильно, например, «теряя» первый или последний звук. Ребенок должен услышать и исправить ошибку.

16. «Добавлялки». Детям читается стихотворный текст, последнее слово которого пропущено. Ребенок должен догадаться и назвать его. Вначале имеет смысл прочитать простое стихотворение целиком, а при втором прочтении попросить подсказать те слова, которые вы пропустите. А потом уже давать более сложные задачки. Со старшими детьми полезно заняться сочинением стишков.

17. ß«Запомни слова». Предложите ребенку во время прослушивания небольшого рассказа (предложения) запоминать слова, начинающиеся с заданного звука. Он должен запомнить 2–3 (затем до 7) таких слова в том порядке, в каком он их услышал, и затем воспроизвести эти слова вслух или на бумаге. Например, надо запомнить слова, начинающиеся со звуков «л», «ль». «В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины». При повторном чтении проверяется правильность выполнения задания.

18. ß «Короткие и длинные слова». Перебрасываясь мячом, взрослый и дети каждый раз называют новое слово, чередуя соответственно длинные и короткие слова. Хорошо называть новые длинные и сложные слова, объясняя их значение. Усложнить задание можно, если попросить называть слова на определенную тему.

19. «Придумай слово». Предложите детям придумать как можно больше слов на заданный звук.

20. «Игра в слова». Хорошо известная игра, в которой каждый последующий участник придумывает слово на последний звук слова, произнесенного предыдущим участником. В качестве основы для игры (просто слова, фрукты, еда, посуда и т.д.) имеет смысл использовать «темы», которые в данный период усваиваются на различных занятиях в ДОУ и школе.

21. ß«Первый звук, последний звук». Предложите ребенку вспомнить, название какой ягоды начинается со звука «м» и заканчивается звуком «а» (малина). Подобные задания ребенок должен выполнять, вспоминая названия овощей, предметов мебели, посуды и т.д.

22. ß«Подбери правильно».Предложите ребенку выбрать из ряда картинок те, которые

а) имеют в составе определенный звук,

б) начинаются на определенный звук,

в) заканчиваются на определенный звук,

г) состоят из определенного количества слогов и т.п.

23. ß«Прочитай слово».Предложите ребенку составить слово, используя первые буквы названия изображений на картинках.

НАЗЫВАНИЕ

24. ß«Добавь слово».Предложите ребенку найти закономерность и продолжить ряд слов: береза, елка, осина…, зима, весна, лето, …; один, два, три, …; апельсин, банан…., понедельник, вторник, среда, … и т.д.

25. «Вспомни и назови». Ребенку предлагают как можно быстрее вспомнить и назвать несколько предметов:

а) зеленого (красного, желтого и др.) цвета,

б) круглой (треугольной и др.) формы,

в) деревянные (металлические, пластмассовые и др.),

г) все, что умеет плавать и т.п.

26. «Вместе мы с тобой пойдем…» Предложите ребенку продолжить предложение «Вместе мы с тобой пойдем в парк и увидим…». Ребенок должен перечислить как можно больше того, что может вам встретиться. Когда он исчерпает свой запас, подскажите ему, расширяя его представления об окружающем мире.

27. «Загадки-описания». Взрослый описывает предмет, а дети по описанию угадывают, какой предмет был задуман. Например, «Оно круглое, красное, сочное, сладкое. Что это?...», «Словно елка, весь в иголках. Кто это?» и т.д.

28. «Выше, старше, краснее». Дети встают в круг, взрослый с мячом – в центр круга.

Взрослый спрашивает: «Дом. Что выше?», и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен ответить и вернуть мяч водящему. Мяч бросают до последнего сравнения. Аналогично отрабатываются понятия «короче, длиннее, легче, светлее, краснее» и т.д.

ßПредложите ребенку закончить предложения:

Если Петя старше Маши, то Маша … Пети.

Если жираф выше слона, то слон…. жирафа.

Если заяц бежит быстрее черепахи, то черепаха ползет …. зайца. И т.д.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.