Глава 4. Модуль № 1. «познавая правила окружающего мира». Произвольность поведения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 4. Модуль № 1. «познавая правила окружающего мира». Произвольность поведения

2022-09-15 29
Глава 4. Модуль № 1. «познавая правила окружающего мира». Произвольность поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всем известно, что психическая активность может реализовываться двояко: непроизвольно и произвольно. Непроизвольное поведение может протекать вообще бессознательно (инстинктивно, рефлекторно и т.п.), без участия высших познавательных процессов: на уровне подкоркового обеспечения. Упомянув об этом, перейдем к проблеме «непроизвольность – произвольность поведения», обусловленной высшими психическими функциями и, соответственно, корой головного мозга.

Непроизвольное и произвольное поведение – два принципиальных разных стиля личности, реализуемых управляющими познавательными(когнитивными) функциями лобных отделов мозга. В главе 2 рассматривалисьглавные психические таланты правого(соматогнозис, схема тела) и левого (речь) полушарий. Именно они определяют специфику саморегуляции человека со стороны правой (непроизвольное поведение) и левой (произвольное поведение) лобной доли.

Понятия «произвольный – непроизвольный» содержат один и тот же корень – «воля». Непроизвольное поведение – это поведение, происходящее спонтанно, импульсивно, без особых «тормозов» и раздумий. То есть вне осознанных волевых усилий самого человека. По его сиюминутному настроению и соматогностическому (телесному) самоощущению и порыву, без учета интересов других людей и объективных законов мироздания. Такое поведение исконно называлось святой простотой, юродством и непосредственностью: «Что хочу – то и ворочу… Делаю то, что захотела правая нога… Говорю всем все, что придет в голову, и т.п.». Конечно, иногда такой способ существования бывает очень продуктивным: например, в секунды принятия молниеносных решений, творческих озарений, эмоционального подъема, интуитивных действий и т.п. Но повседневная жизнь состоит не только из этих секунд. Когда человек, спасаясь от погони, взлетает на подножку идущего поезда, это спасает его жизнь. Когда он кричит от восторга и бросается ко всем с объятиями во время праздничного фейерверка – это естественно. Но, если все это он делает постоянно по простоте душевной или чтобы «поприкалываться», – это становится неадекватным, а иногда и просто опасным для его жизни. Как легко понять, непроизвольность, непосредственность поведения – сугубо детское свойство, которое с годами постепенно отходит на второй план.

Уже в дошкольном возрасте такой стиль поведения (в норме) занимает свою отдельную нишу, лидируя в совершенно конкретных, ограниченных условиях. Но в повседневной жизни возникают высшие, произвольные, опосредствованные общими правилами и нормами способы самореализации и самовыражения. Ребенок постепенно привыкает слушать и слышать окружающих, четко излагать свои идеи, обдумывать и прогнозировать свои действия, молча смотреть спектакль, сотрудничать и вежливо общаться со сверстниками и взрослыми, спокойно говорить маме, что он наелся, вместо того, чтобы плеваться и т.д. Так в его поведении возникает произвольность. В переводе на язык нейропсихологии это революционное событие психологического развития означает, что правое полушарие отдает бразды правления левому.

Произвольное поведение –совокупность механизмов речевой и осознанной,волевой саморегуляции, управляющих функций лобных систем левого полушария мозга. Эти психологические способности – вершина творческой самореализации человека. Их наличие – залог активного, самостоятельного, всесторонне продуманного его существования. Если произвольность отсутствует или плохо развита – человек пассивен, он слепо и некритично, инертно и стереотипно выполняет указания и программы других людей; демонстрирует всю палитру «детских» поведенческих стереотипов, описанных выше. Добавим, что именно произвольная саморегуляция принципиально отличает поведение человека (как вида)ото всех существ,населяющих Землю.

Становление произвольности – самая высшая и труднодостижимая точка психического развития. Произвольная саморегуляция включают возможность:1) прогнозирования вероятных результатов и целей поведения, 2) выбора нужных средств их достижения, 3) контроля за чужим и собственным поведением, 4) детекцию, опознание ошибок, своевременную их коррекцию и т.п. Очевидно, что в раннем детстве все эти функции произвольности «разнесены» между ребенком и взрослыми, которые, по сути, выполняют за ребенка все необходимые действия. Иными словами, взрослые являются вынесенной вовне произвольной саморегуляцией ребенка. Они наглядно демонстрируют и «диктуют» ему все этапы его поведения: от постановки задачи до контроля всех этапов и оценки полученного результата. И лишь постепенно все эти премудрости усваиваются и присваиваются ребенком. Они становятся его собственным достоянием, встраиваясь в его стиль общения с миром и самим собой, делая это общение действительно активным, продуктивным и произвольным.

Если прибегать к математическим формулировкам, можно сказать, что развитие поведения от природной спонтанности и непроизвольности к произвольности описывается формулой: «Я (как природное явление) – Другие люди – Я (как социо-культурное явление, как продукт многогранных коммуникаций с разными людьми)». Этуже формулировку можно изложить иначе: «Я веду себя, как хочу и как могу (умею) – Я веду себя как надо (как должен)». Слова «надо и должен» в равной степени относится ккаждому познавательному процессу и к поведению вообще. Например, пирамидку складывать надо от самой большой детали к самой маленькой, иллюстрации в книжке рассматривать надо слева – направо и сверху – вниз (а не наоборот), карандаш держать надо в определенной позе руки и грифелем вниз, а не «как получится», буква «Б» обязательно ориентирована вправо и т.п. Все эти «надо» – не придирки, а необходимые условия любой эффективной познавательной деятельности.

Очень часто можно слышать негодующий вопрос взрослых: «Ты думаешь хоть иногда, что ты делаешь?!!». Правильный ответ ребенка (если бы он понимал суть вопроса) должен был бы звучать примерно так: «Дорогие взрослые, никто из вас никогда даже не намекал мне, что думать интересно и вообще надо… Я делаю то, что и всегда, но никогда вас это особенно не волновало. Почему вдруг именно сегодня все так разгорячились?». И он будет прав! Действительно непонятно, почему дома всегда было можно, например, кататься по полу, вопить и драться из-за лопатки, называть маму дурой, а в детском саду – вдруг стало нельзя ….

Мозг (при нормативном развитии) уже в младенчестве готов обучаться азам произвольной саморегуляции. Известно, что управляющие функции лобных систем левого полушария мозга созревают лишь к 12–15 годам. Но, чтобы сформироваться к этому сроку, на всем протяжении детства они должны постоянно быть активно задействованными. Любой ребенок способен сызмальства принимать и выполнять определенные правила:режим дня,правила гигиены,общие нормы поведения за столом ина детской площадке, привычку доступным ему способом здороваться, благодарить, прощаться, мириться и т.п. Потом к ним добавятся правила «правильного произнесения слов» и построения фраз, завязывания шнурков и игры в мячик, рисования, элементарного счета и т.д.

Но сначала ребенку необходимо на наглядных (бесстрастных и разнообразных) примерах обучаться способам взаимодействия с окружающим миром, другими людьми и самим собой. Его произвольность развивается исключительно в процессе социальных коммуникаций с членами семьи, воспитателями и сверстниками. Затем его «собеседниками» становятся книги, мультфильмы и т.п. В любом случае, наблюдая и принимая от своего окружения самые различные навыки произвольности, ребенок нуждается в постоянной «обратной связи», отражении своего поведения в «зеркалах» других людей или персонажей. Это безусловное условие психологического развития. Конечно, роль «зеркала», особенно в детстве, всегда исполняет (хочет оно того или нет) ближайшее окружение ребенка.

Сегодня ведется много разговоров об экологическом и патриотическом мировоззрении детей, их отношению к культуре, образованию и т.п. Но мировоззрение формируется с первых дней жизни ребенка; все время, когда он наблюдает за поведением взрослых. Если все взрослые никогда (!) при нем не бросают мусор на улице, не выясняют бурно отношения и не рвут беспощадно цветы в лесу, ребенок (просто потому, что никогда такого не видел) не станет этого делать. Если в доме есть «культ знания, интереса к книгам и искусству», ребенок так же, по привычке захочет узнавать что-то новое и интересное. Он захочет учиться в широком смысле этого слова. Это и будет решающим условием его познавательного развития.

Другая животрепещущая тема – внедрение в жизнь ребенка определенного режима, рамок, ограничений и регламента. Романтически настроенные(незнакомые собъективными законами мироздания) взрослые всячески отстаивают право ребенка на личностное самоопределение, свободу выбора и т.п. По этому поводу всегда возникает только один вопрос: «Почему же многоуважаемые взрослые, (так рьяно отстаивающие права ребенка) охотно платят большие и «очень отдельные» деньги людям, которые предлагают им различные диеты и каноны модного макияжа, учат этикету, жестким нормам ведения бизнеса и т.п.?». Ведь во всех этих случаях им «во первых строках» излагают: 1) чего ни при каких условиях нельзя делать и 2) в каком безусловном порядке требуется делать то, что можно. И они свято следуют рекомендациям и гордятся тем,что умеют, оказывается, «держать себя в руках», одеваться по моде, у них (наконец-то!) получается и т.п. Им комфортно жить в мире, где существуют определенные «правила игры», единые для всех. Так почему они отказывают в том же самом своим детям ивоспитанникам? Хотелось бы услышать ответ на эти вопросы….

В разделах «Таланты детского мозга» и «Эффективное общение» подробнейшим образом обсуждались все нюансы строения и формирования произвольной саморегуляции. И все же повторим тезисно сказанное, сосредоточившись на главной задаче – формировании у ребенка максимального (для его возраста) числа способов адекватной реализации любой его познавательной активности. Кроме того,многиеспециалисты часто начинают читать именно тот раздел, который непосредственно относится к сфере их интересов. И не исключено, что они не знакомились с содержанием других разделов и начнут работать именно по данной программе. А произвольность поведения – остов, на котором держится познавательное развитие в принципе.

Все обсуждаемые ниже алгоритмы и условия психолого-педагогического сопровождения эффективны только при постоянном их применении: дома, в ДОУ и школе, на занятиях и прогулке, в магазине, с бабушкой во время приготовления обеда, в планетарии, зоопарке и т.п. Поэтому нейропсихологический модуль «Познавая правила окружающего мира», в отличие ото всех остальных, не имеет этапности внедрения. Изложенные в нем правила необходимо применять постоянно, не забывая использовать их в самых разных ситуациях.

I. Центральным условием формирования произвольности является максимальное обогащение развития ребенка разнообразными играми. Лото, карты, классики, вышибалы, «магазин», эстафеты, шахматы и многие другие традиционные игры автоматически формируют у него осознание необходимости знания и соблюдения правил игры, которые могут кардинально меняться в зависимости от той роли, которую он принимает на себя в том или ином жизненном сюжете. Ведь игр без правил нет!

В разделе «Эффективное общение» приведено множество разных видов игр, которые имеет смысл как можно чаще привлекать в самых разных бытовых и обучающих сценариях. Игровым сюжетам для разных возрастов посвящена обширная литература.

Однако важно вспомнить так же традиционные игры в «крестики-нолики», «морской бой», «дочки-матери», «игра в школу», «найди семь отличий», прохождение по лабиринтам, различного рода эстафеты и т.п. А карточные игры вообще идеальный вариант формирования внимания, памяти, мышления и прогнозирования. К тому же тут сам собой выстраивается числовой ряд. Научите ребенка играть в «девятку», и он уже через пару дней будет всем на детской площадке рассказывать, что 10 идет после 9, а 3 перед 4. Конечно, участники любой игры должны быть заинтересованы в победе, вести борьбу «на интерес». Тем самым закрепляется лишний раз механизм обратной связи от взрослого окружения и сверстников к поведению ребенка.

II. Если нет внешних маркеров успешности – неуспешности, знаков отличия, ребенку не очевидны плюсы и минусы подведения итогов. Это справедливо и в отношении «маркировки» его перехода на новый возрастной (жизненный) уровень. Так переход к отрочеству всегда «обозначался», например, другим костюмом или сережками, поступление в колледж – вручением соответствующего значка-эмблемы, женитьба – кольцом и т.п. Хорошо бы создать какие-то «корпоративные знаки» для каждой группы или класса и менять их при переходе на следующий возрастной уровень со всей пышностью соответствующего праздничного ритуала. Это можно делать, например, каждые полгода, которые для детей – целая вечность. Или – приурочить такие праздники, например, к трем этапам нейропсихологических занятий, выдавая «знаки отличия» в начале каждого следующего этапа.

Ситуация «поощрение-наказание» всегда требует особого внимания; это очень деликатная тема, но она обязательно должна присутствовать во взаимоотношениях ребенка и взрослых. Иначе у него не может сформироваться даже приблизительное понимание, что «можно» и чего «нельзя ни при каких обстоятельствах». Ведь взрослые прекрасно знают, чего в принципе «нельзя» им: например, есть много мучного и сладкого, переходить улицу на красный свет, постоянно находиться в конфронтации с окружающими, разговаривать по телефону во время спектакля и т.п. Им хорошо известны неприятные последствия нарушения этих правил. Почему бы не передать опыт детям? Главное, чтобы отношение к «нельзя» у всех взрослых было единым и безусловным. Как на футбольном матче, где выдается «красная карточка» и существует «скамейка штрафников».

Абсолютно не обязательно поощрять неизменно самого успешного ребенка. Напротив, можно схитрить и выделить самого неуспешного: «Посмотрите, как здорово сегодня Маша это сделала. Маша, ты поможешь мне в следующий раз?». А на следующем занятии поставить Машу рядом с собой и «руководить процессом вместе с ней», или попросить ее научить всех играть в какую-то новую игру, договорившись предварительно об этом с родителями. Исполнение роли взрослого - ведущего всегда повышает уровень произвольной саморегуляции ребенка.

III. Первостепенная задача – четко, максимально наглядно продемонстрировать ребенку результат,к которому вы вместе стремитесь во время игры,прогулки,тех илииных занятий. А еще надо сделать достижение того или иного результата и его оценки привлекательным для него. После этого можно приступать к демонстрации и обсуждениюконкретных способов получения желаемого результата и критериев его оценки.

При этом «сухой остаток» совместного времяпрепровождения должен быть абсолютно осязаемым. Таким, что буквально покажет ребенку: «Ты так прекрасно поиграл, позанимался – и вот как красиво! Ты сам это сделал!». Эта обратная связь – зеркало, в котором отражаются все плюсы и минусы любого творчества. Глядя него, мозг ребенка неосознанно делает окончательный вывод о ценности или вреде сделанного.

При удовлетворении достигнутым возникает момент поощрения, стремление перейти к чему-то новому и интересному. Если «награда» не возникает, ребенок, естественно, стремится самоустраниться от данного занятия. Тогда встает самая деликатная задача –убедить его,что имеет смысл еще вернуться к невыполненнойпрограмме. Причем преподнести ее в каком-то ином ракурсе и, конечно, без оглашения оценки «плохо». Например, никак не поддающаяся «раскраска» или буква может в мановение ока превратиться в шедевр, если «мы сейчас сами будем делать подарок бабушке и писать ей поздравление».

Неважно как, но любая программа должна быть полноценно усвоена, причем усвоена именно так, «как надо». Иначе у ребенка никогда не сформируется навык доделывать и додумывать любое дело до конца.А это–самое главное условиеуспешности в любом предприятии и в любом возрасте. Если такой навык не сформирован в самом раннем детстве, вероятна последующая учебная и социальная дизадаптация, которая будет нарастать по мере взросления.

Важно так же постепенно приучать ребенка к пониманию разницы между формулировками: «Делай, как хочешь» и «Делай точно так». Например: «играем в мяч» и «играем в футбол (правила игры!), кидаем мяч в красный кружок (цель!) на стене, кидаем мяч по кругу»; «рисуем» и «рисуем дом, дом с трубой, голубой дом с красной крышей, дом Элли, от которого ведет дорожка к Изумрудному городу» и т.п..

IV. Формирование любого навыка происходит по единому сценарию: 1) механическое принятие и выполнение строго заданной, развернутой демонстрации со стороны взрослого, 2) постепенный переход к совместному созданию программы деятельности и 3) самостоятельное программирование ребенком чужого, а затем и своего поведения. На каждом этапе необходимо:

четко артикулировать,для чего мы затеваем это дело(результат);вычленитьпредельно ясные цели и средства; обсудить желательные и неприятные последствия и т.д.

сопоставлять«сухой остаток»с тем,что изначально планировалось,подробнообсуждая все плюсы и минусы и придумывая, как сделать все еще красивее.

Это – самое важное в психолого-педагогическом сопровождении, поскольку именно так формируется «дорожная карта» любой деятельности и обратная связь, отреагирование той или иной информации, оценивание достигнутого и, соответственно, детекция (опознание) и исправление ошибок.

V. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (а вероятнее – наглядная демонстрация) и обсуждение всех этапов работы. Акцентируем еще раз: необходимо изначально задавать ребенку рамки, своего рода ограничения, неизбежные для получения любого результата.

Вспомним, что во всех великих религиях существуют заповеди (перечень того, что «нельзя никогда и никому»), периоды поста, время молитвы и т.п. Это своего рода аскеза, снижение степеней свободы (анархии)человека,без которого адаптация к миру весьмапроблематична. В повседневной жизни это выглядит менее романтично: нельзя не почистить зубы, нельзя одновременно читать и танцевать, нельзя без продуктов приготовить обед. И не надо объяснять, почему «нельзя». Это просто общественный договор:люди так договорились!Достаточно постоянно в присутствии ребенка и вместе сним делать «как надо». Нет смысла подробно объяснять то, что в объяснении никогда не нуждалось. Во все века существовали аксиомы, которые никого не возбуждали, потому что все,по определению, воспринимали их именно как аксиомы. Многие правила и понятия нашей жизни и называются «аксиомами», потому что их никто, никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не доказывает.

Чтобы не предаваться беспочвенным дискуссиям, можно рассказать детям сказку «Золотая книга». «Когда-то в давние времена люди разговаривали на разных языках ипочти не понимали друг друга. (Тут можно сказать пару слов на тарабарском языке, чтобы проиллюстрировать сказанное и убедить ребенка, что так никто никого понять не может). Тогда они придумали завести «Золотую книгу», в которой будут записаны и нарисованы самые главные и важные для всех вещи. Прочтешь такую книгу и можешь разговаривать с кем хочешь. Все тебя поймут. Но потом люди эту книгу потеряли, странички разлетелись по всему миру, и нам с тобой надо их собрать. У нас уже есть несколько страничек: нам их подарил добрый волшебник. Вот они – в этой тетради (показываете ребенку несколько написанных страниц и зачитываете несколько универсальных правил жизни). Давай мы с тобой теперь все самое важное будем сюда записывать… А потом покажем доброму волшебнику, и он сможет опять написать «Золотую книгу». Все люди ее прочитают и будут жить дружно…».

Такая «золотая тетрадь» заполняется постоянно и по разным поводам. Например, там будет написано (нарисован рисунок, приклеена картинка) про то, что все всегда утром говорят «доброе утро», а после обеда – «спасибо»; про то, что все всегда уступают пожилому человеку место; про то, что к Новому году все всегда готовят друг другу подарки и поздравления; про то, что все всегда именно так раскрашивают, лепят, пишут букву «Я», цифру «5»; про то, что означает для всех тот или иной символ и т.п. Хранить «Золотую тетрадь» обязательно надо по всем правилам детских «секретов». А когда ребенок удивится, что кто-то делает не так, как написано в его «Золотой тетради», – вы скажете ему, что, наверное, этот человек не знает про «Золотую книгу». Потому он и не в курсе…

VI. Традиционными, универсальными приемами «обуздания» собственной непосредственности являются правила: «Прежде чем ответить,сосчитай до десяти», «Семь раз отмерь…», «Цыплят по осени считают», «Поспешишь – людей рассмешишь», которые должны стать обыденной привычкой. Равно, как и мудрые советы и законы: «Переходя улицу…; не пили сук, на котором…; утро вечера мудренее» и т.п. Все эти «трюизмы» – веками проверенные и одобренные каноны, «буферные зоны безопасности» и модели наиболее адекватного поведения. Они в изобилии представлены также в сказках, хороших мультфильмах и т.п. Чем больше их будет в обиходе растущего ребенка, тем легче он преодолеет большие и маленькие преграды, стоящие на его жизненном пути.

Конечно, ребенок гораздо легче и быстрее усвоит такой пример, если вы обратите его внимание на других детей или используете литературные сюжеты. Согласно библейской притче об очевидности «соломинки в чужом глазу» и игнорировании «бревна в своем собственном»,мы все неохотно воспринимаем замечания и советы,данные«влоб». Но они же, адресованные другому человеку, принимаются легко и не вызывают сопротивления. Более того, именно детям свойственна утрированная демонстрация «правильного поведения» после такого спектакля, разыгранного для него вами. И привычка к чтению ценна, помимо прочего, именно этим: в разных книгах можно найти любой образец поведения и наглядно отследить (как бы со стороны) наиболее вероятные его фабулы и финалы, порадоваться и ужаснуться им вместе с ребенком.

VII. Существует еще один универсальный общественный договор: о времени и пространстве. Всем известно, как долго формируются у дошкольников пространственно-временные представления. Это подчас затрудняет понимание ими взрослых и друг друга. И очень тормозит познавательное развитие вообще. Поэтому имеет смысл с первого же дня занятий рассказать и обсудить с детьми «Сказку про левую руку».

« Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга.И была от этого страшная путаница… Тогда они договорились называть одну руку Левой (показываем), а другую Правой (показываем). А чтобы не забыть, они надели (надеваем) на левую руку браслет (ленточку, часы и т.п.). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа (показываем). Все стали читать книжку и рассматривать картинки слева (показываем)…и т.д.».

Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено – солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что есть правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежность. Первый шаг – маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т.п. Но ведь есть еще «верх» – голова, бант, солнце и «низ» – ноги, пол, ботинки, трава. Обозначив все стороны света, вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» – это «там, где красная ленточка». А «вверху» – это там, где потолок и голова.

На это знание можно нанизывать любые знания о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Маркировка пространства – фундаментальное условие развития осознанности и произвольности, равно как и маркировка времени.

Она формируется, например, при ведении ребенком «дневника природы и погоды», изображения им своего распорядка дня, умения пользоваться календарем и т.п. Полезно рассказать историю о том, что «Время всегда живет и движется вместе с нами» и продемонстрировать это на примере стрелок, которые пробегают разный путь, пока мы обедаем, одеваемся, гуляем и т.п. Необычайно интересным бывает для детей (а главное – для всех членов семьи!) создание генеалогического древа – самой очевидной иллюстрации течения времени и связи времен.

VIII. Имеет смысл постоянно доказывать всем своим поведением, что не надо стесняться быть недостаточно осведомленными и вслух признавать свои ошибки. Тогда у детей сформируется спокойная, взвешенная позиция относительно собственных просчетов и неумений: «ничего страшного, сейчас все поправим, и будет еще лучше». И дело совсем не в том, чтобы никогда не ошибаться или уметь (знать) все на свете: это просто невозможно. Важно вовремя эти ошибки и недочеты заметить и спокойно исправить; а то, чему хочешь научиться, – изо дня в день настойчиво, без лишних эмоций учиться делать.

Полезно даже несколько преувеличить собственную некомпетентность. И вместе с ребенком найти книгу, где написано то, что вы сейчас обсуждаете. Именно книгу, а не статью в Википедии: только в книгах (первоисточниках) содержатся полноценные сведения, а статьи в Википедии – лишь «кривое зеркало»исходной информации. Строго говоря, представлена не она, а ее виденье и интерпретация автором статьи в Википедии. И вы свято доверяете ему? Вспомните тогда гениальные слова Булгакова: «...ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты Бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал». И убежал, добавим, писать следующие вирши в Википедию на различные темы, в которых он категорически некомпетентен.

Обращаясь к разнообразной литературе, вы проложите маршрут: «Не знаю – спрошу – подойду к полке – возьму книгу – прочитаю – узнаю». Если он воспроизводится постоянно, у ребенка формируется четкий алгоритм поиска и нахождения нужной информации. А поскольку вопросов будет много и ответ на каждый прячется в определенной книге, он постепенно привыкнет искать инаходить нужные ответы в нужном месте и/или у нужного (знающего ответ) человека. Одновременно он научится эффективно работать с Интернетом, фильтруя и адекватно оценивая ценность информации.

IX. Важным условием является также принятие и выполнение ребенком правил и норм ролевого взаимодействия с природой,другими людьми и самим собой.Полезно ведение«дневника природы», собственного календаря с обозначением эмоционально значимых дат и событий жизни всей семьи и своей собственной. Важно, чтобы ребенок сам написал (нарисовал) свой распорядок дня с часами напротив каждого вида своей деятельности, в том числе и на период конкретного занятия.

Очевидно, что базой здесь должно быть реальное соблюдение в повседневной жизни режима и определенных «домашних» ритуалов, посвящений и обязанностей. Ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в семье, группе, основные принципы «ролевых» коммуникаций с ее членами. А чтобы он ощутил, что человек рядом с ним – его партнер, к которому надо приспособиться, полезно внедрить в повседневную жизнь различные парные и групповые упражнения и игры, этюды по согласованным действиям: «пилка дров», «перемотка ниток», совместный рисунок или складывание мозаики, приготовление обеда и т.п.

Во время проведения нейропсихологических занятий не забудьте, пожалуйста, про групповые соревнования и эстафеты. А на прогулках и праздниках постоянно должныприсутствовать коллективные постройки, лепка и рисунки, инсценировки и игры.

X. Наглядные, развернутые на всех этапах инструкции и примеры постепенно формируют у ребенка способность создавать собственную, целостную и непротиворечивую программу поведения. Очень скоро он начнет применять усвоенныйалгоритм для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, психолога). А затем – самостоятельно выстраивать свое собственное поведение. Это практически невозможно без привычки задавать и отвечать другим и себе на вопросы «почему – зачем?», «что сначала – что потом?», «что я уже умею – чему я пока еще учусь?», «а как это сделать?» и т.п.

Ввести в обиход ребенка алгоритмы постановки вопросов и поиска ответов, особенно на самых ранних этапах его развития – значит пройти половину самого трудного участка пути к произвольной саморегуляции. Но это требует постоянного присутствия в вашем диалоге большого количества глаголов, отражающих активное действие. Глагол – несущая конструкция всего нашего речевого высказывания, внутренней речи и, следовательно, осознания. Именно глаголы отражают в нашей речи движение, действия: базовые «пазлы» поведения. Отсутствие или несформированность этого психологического фактора («безглагольность») обрекает человека на существование в рамках эхоподобного отзеркаливания, неосмысленной имитации чужого поведения и речи. Закономерное следствие этого – ограниченность самостоятельной речи и неспособность верно оценивать и прогнозировать ситуацию, себя и окружающих.

Какое-то время нашему мозгу безразлично, протекает ли поведение в реальности или в вымышленном, иллюзорном плане; в том и другом случае он реагирует идентично. Используем это его свойство, включая в диалог с ребенком максимальное число глаголов, которые необходимо не только повторять, но рисовать, лепить, изображать той или иной позой, танцевать, пропевать и т.д.

XI. Формирование произвольности требует создания ситуации, где ребенку предлагается придумать, спланировать или выбрать какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом (по вашей подсказке!) сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так,чтобы они его поняли,а затемпроконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить. Понятно, что начинать здесь уместно с самых привычных занятий. И постепенно переходить ко все более сложным заданиям.

Дети очень любят сами придумывать разнообразные игры и необычные манипуляции с разными предметами и игрушками. Когда это происходит, обязательно попросите его подробно рассказать вам правила игры и научить вас в нее играть.

Необходимо постоянно играть с ребенком в игру «Прогнозируем ситуацию». Во время любых повседневных дел и занятий не забывайте обсудить, что все наши планы могут столкнуться с самыми непредвиденными (или напротив – закономерными) препятствиями, которые имеет смыл предусмотреть. Важно при этом нарисовать вместе с ребенком варианты развития событий. Так перед ним постепенно возникнет единый жизненный алгоритм: «1) Любая ситуация зависит не только от моего желания, таланта и упорства, но и от внешних обстоятельств, 2) Чем точнее я оценю свои возможности и внешние (положительные и отрицательные) влияния, тем быстрее я достигну желаемого,

3) Любая ситуация может развиваться по разным траекториям. Если она сложится вот так – мне надо будет поступать вот так, а если по-другому, то мне надо скорректировать свои планы и т.д.». Звучит это все несколько формализовано, но каждому взрослому известно, что большинство наших неприятностей возникает именно из-за недостаточного прогнозирования. А примеры могут быть самые элементарные: «Давай посмотрим на градусник, чтобы одеться «по погоде»; давай сначала разогреем духовку до нужной температуры, чтобы бисквит удался; не стоит разрисовывать дедушкину любимую книжку – он сильно расстроится и передумает идти с тобой в планетарий; не запишешь домашнее задание – и...».

XII. Постепенно демонстрации и инструкции взрослых становятся все менее развернутыми. И в процессе общения начинают появляться новые виды работы: диалог с ребенком в режиме «глухой инструкции» и направленное формирование у него «детектора ошибок».

«Глухая инструкция». Вы постоянно играете в игру: «Я принесла интересную книжку сзагадками, но в нее забыли положить инструкцию. Давай подумаем (придумаем), что за загадки хотел предложить нам автор и как их решать». Далее ребенку предлагается наглядный материал, анализируя который вы вместе постепенно приходите к нужному решению. Этот алгоритм необходимо применять и при многократном воспроизведении (в разных вариациях) одного и того же упражнения. Работая с любым из заданий, прекратите на определенном этапе давать ребенку развернутую инструкцию. Она постепенно сокращается до вопроса: «Что-то я не помню, а что мы с тобой делали в этом упражнении?». Дома этот алгоритм превращается в игру: «Кто быстрее скажет, что надо поставить на стол к обеду (взять с собой, выходя на прогулку и т.п.)?» в начале, безусловно, необходимо предлагать ребенку абсолютно однозначно интерпретируемые задачки. Например, недорисованную (частично изображенную пунктиром) фигурку или букву можно только дорисовать; 3–4 фрагмента известного предмета – только сложить в единый образ; сюжет картинки (или серии картинок) – только рассказать и т.п.

Естественно, сначала вы придумываете «потерянную инструкцию» вместе. Например, глядя на недорисованные изображения, спрашиваете: «Может быть, ее надо дорисовать и раскрасить? Как ты думаешь? Давай попробуем…». А в завершение этой процедуры удовлетворенно констатировать: «Здорово, что мы с тобой все правильно угадали!».

«Детектор ошибок».Вы предлагаете ребенку для анализа заведомо неправильную,ошибочную ситуацию, которую он должен исправить. Это может быть реальная ситуация: мама перепутала и летом вместо кроссовок вынула из шкафа зимние сапоги; сахарницу поставила в холодильник, а масло – в хлебницу, к чаю подала столовую ложку и т.д. Когда ребенок (с вашей ненавязчивой помощью) замечает нелепость ситуации, обязательно надо акцентировать это: «Ой, какая же я невнимательная! Какой же ты молодец, что вовремя меня поправил!». Во всех упражнениях, которые вы будете выполнять, всегда есть возможность попросить ребенка, чтобы он внимательно следил за его правильным выполнением вами и другими детьми. Мудрые учителя, например, предлагают детям по очереди проверять тетради одноклассников. Успеваемость при этом резко возрастает.

В том же ряду стоят задания, где ребенку предлагаются заведомо нелепые сюжеты: зимний пейзаж с птицами, распевающими на цветущем дереве; пингвин, разгуливающий по пустыне; магазин с вывеской «Обувь» и фруктами на прилавке; дерево, растущее корнями вверх, и т.д. Или, например, надо найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-то предмет (цветок, животное, букву, цифру); отыскать правильное изображение среди аналогичных, но неверно – зеркально или с пропущенными, перепутанными деталями – нарисованных. Типичными алгоритмами формирования детектора ошибок являются следующие игры.

«Делает – не делает».Участники игры держат руки на поясе.Ведущий перечисляетразличные предметы, птиц, животных, насекомых и т.п. Если названый объект, например, летает, все машут руками, если нет – топают ногами. Усложняя игру, ведущий может с


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.