Психосоматический баланс. «Развлекалки» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психосоматический баланс. «Развлекалки»

2022-09-15 29
Психосоматический баланс. «Развлекалки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждое упражнение блока «Развлекалки» выполняется 5 раз. В случае любых затруднений обязательно проведите с ребенком изометрические упражнения, о которых много говорилось в томе 1.

Первый этап занятий

«Дыхание»!!!(см. введение к данному модулю).

«Крылья птицы». ИП – стоя или сидя, спина прямая. Взмахивать медленно руками как крыльями, изображая большую парящую птицу. Обязательно надо обсудить: «Какую птицу ты изображаешь?»

«Махи ногами». И.П. – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. На счет «раз» ребенок делает мах ногой вперед, на счет «два» – назад. Упражнение выполняется сначала левой,затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стулаили стенку.

«Крутящиеся плечи». ИП – стоя, руки свободно свисают по сторонам, дыхание свободное. Выполнять медленные круговые движениятолько плечами (руки свободно висят) вперед, затем назад. Упражнение выполняется сначала одновременно, синхронно обоими плечами, затем – каждым плечом отдельно (5 раз подряд только правым плечом, затем 5 раз только левым). После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

«Прыгающие плечи».ИП – то же. Совершать прыгающие движения (вверх – вниз) только плечами (руки висят). Упражнение выполняется сначала одновременно, синхронно обоими плечами, затем – каждым плечом отдельно, как в предыдущем упражнении. После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

«Постучалки». Прохлопать интенсивно ладонью всю область грудной клетки от грудины до плеч. Сначала правой рукой – по левой стороне, затем левой рукой – по правой стороне.

На второй-третьей неделе дополнить это упражнение еще двумя:

а)прохлопать быстро грудную клетку обеими руками одновременно: правая рука – правую сторону, левая – левую;

б)прохлопать так, чтобы эти быстрые хлопки были не одновременными, а поочередными – то правой рукой, то левой, как барабанная дробь.

На следующих этапах работы, когда дети хорошо освоят данное упражнение, можно предложить им какой-то простой ритм.

«Ручки дружат».ИП – стоя, ладони сложены вместе и подняты на уровень груди так, чтобы предплечья были параллельны полу, а локти разведены в стороны. Прижать как можно сильнее ладони друг к другу, удерживая положение в течение нескольких секунд, затем расслабить руки и отдыхать в течение того же интервала времени. На II-ом и III-ем этапах выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

«Ручки спорят». ИП – то же. Сцепить пальчики любым образом (как крючками или переплетя их).Тянуть руки в этом положении в разные стороны, не давая пальчикам «разорваться». Удерживать это положение в течение нескольких секунд, затем расслабить руки, отдыхая в течение того же интервала времени. На II-ом и III-ем этапах выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

«Вертушки» (однонаправленно). ИП – стоя, руки в стороны. Совершать быстрые повороты туловища влево – вправо, одновременно с руками. Руки при этом производят легкие хлесткие удары сзади (по спине) и спереди. Ноги неподвижно стоят на одном месте. Голова поворачивается в ту же сторону, что и руки.

«Любопытная Варвара». Медленные повороты и наклоны головы вправо – влево, вверх – вниз, к правому плечу – к левому плечу, по кругу – вправо и влево. Обязательно следите, чтобы с каждым движением головы глаза «с любопытством» смотрели в соответствующую сторону. Например, голова наклоняется к правому плечу, а глаза высматривают нечто в левом верхнем углу.

«Погогочем – похохочем». ИП – стоя, руки на поясе. Произносить как можно быстрее различные слоги с «гортанными» согласными (к, г, х): «Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко», «Ку-ку», «Га-га-га», «Ге-ге-ге», «Ха-ха-ха», «Хи-хи-хи», «Хо-хо-хо» и т.п.

На первом этапе дети повторяют несколько раз по 2–3 одинаковых слога, на втором и третьем – по 4–6 слогов со сменой гласного и /или согласного. Например:

– на I-ом этапе: «Ку-ку», «Ге-ге-ге», «Хи-хи-хи», «Хе-хе-хе» и т.д.;

– на II-ом этапе: «Га-га – ку-ку», «Хи-хи – ха-ха – хо-хо», «Ге-ге-ге – ко-ко-ко» и т.д.;

– на III-ем этапе: «Го – ги – га», «Хо – хе – ха», «Ку – гу», «Ге – хе», «Го–ко – ха» и т.д.

«Теплые ручки». Растереть интенсивно ладони. Похлопать в ладоши. Затем интенсивно массировать каждый пальчик от основания до ногтя:

а) вниз – вверх,

б) вращательными движениями.

«Пошагаем». ИП – стоя, руки свободно свисают. Шагать, одновременно поднимая левое колено и правую руку, затем правое колено – левую руку. Важно обращать внимание на то, чтобы дети не напрягались, а шагали максимально свободно, с размахом.

Второй этап занятий

«Дыхание»! (см. введение к данному модулю).

«Крылья птицы-1». ИП – стоя или сидя, спина прямая. Взмахивая руками как крыльями, изобразить различных по размеру летящих птиц (воробей, лебедь, ворона, орел и т.п.). Соответственно, будет меняться размах и скорость движения «крыльев». Обязательно надо обсудить: «Какую птицу мы сейчас изображаем?»

«Махи ногами».(см. I этап).

«Крутящиеся и прыгающие плечи».После выполнения этих упражнений, освоенных на I этапе (одновременно, синхронно обоими плечами и отдельно каждым плечом), к ним присоединяется еще одно. Каждое из упражнений выполняется одновременно обоими плечами, но асинхронно – каждым плечом по очереди.

6. Постучалки».(см.I этап).

7. «Ручки дружат».(см. I этап).

8. «Ручки спорят» (см.I этап)

9. «Черепаха».Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, шея тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди), то крутит головой по сторонам.

10. «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Дракон «летит», поворачиваясь во все стороны. Затем приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море в одну и другую стороны.

11. «Погогочем-похохочем».(см. I этап).

12. «Теплые ручки-1». Руки встряхнуть, как будто стряхиваете с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли. Интенсивно размять плечи, предплечья и кисти рук.Сложить пальцы домиком перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

13. «Крючки». Последовательно сцеплять одноименные пальцы правой и левой руки, согнутые крючочками. Сильно растягивать их, стараясь удержать «сцепку».

14. «Пошагаем-1». Упражнение выполняется так же, как на этапеI, но поднимающиеся рука и колено «пересекают» среднюю линию, условно разделяющую правую и левую части тела. То есть, например, правая рука поднимается с размахом вверх и влево, а левое колено одновременно – вверх и вправо.

Третий этап занятий

«Дыхание»! (см. введение к данному модулю).

«Махи руками». Размахивать с максимальной амплитудой руками «вперед – вверх – вниз – назад». Сначала одновременно, затем – реципрокно (правая вперед и вверх – левая вниз и назад и т.д.).

«Махи ногами». (см.I этап).

«Крутящиеся и прыгающие плечи».(см. II этап).

«Постучалки». (см. I этап).

«Ручки дружат». (см. I этап).

«Ручки спорят».(см.I этап)

«Сорока-белобока». Встать, спина прямая, руки опущены. Ребенок наклоняет голову вперед и вниз и медленно вращает ею по часовой и против часовой стрелки. Затем наклоняет голову поочередно к левому и правому плечу, разворачивая лицо так, чтобы смотреть соответственно вправо и вверх, затем влево и вверх.

«Погогочем – похохочем».(см. I этап).

«Утиный хвостик».ИП – стоя, согнув ноги в коленях и руки в локтях; ноги на ширине плеч. Ребенок интенсивно двигает только «утиным хвостиком» влево и вправо, не задействуя ноги и минимально двигая корпусом.

«Замочки»:

а) сцепить руки в «замок» и тянуть их: вверх, прогнувшись назад; вниз; в стороны;

б) руки, сцепленные за спиной в «замок», тянуть вверх;

в) «вывернуть замочки» так, чтобы ладони смотрели наружу и вытягивать руки перед собой и вверх.

«Пошагаем». (см. II этап).

Психомоторные координации

Все упражнения выполняются 5 раз. При затруднениях обязательно проведите предварительно «изометрическую» разминку – упражнения на сопротивление. В упражнениях «ползанья, четвереньки и т.п.» необходимо преодолеть: младшим дошкольникам – 6–8 метров, старшим детям – 10–12 метров. Все глазодвигательные упражнения выполняются: сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, через две-три недели – на расстоянии до локтя ребенка, к концу этапа – на расстоянии ладони, рядом с переносицей. При полноценном усвоении наII–IIIэтапах все эти положения реализуются в течение одного занятия.

Первый этап занятий

1. « Дыхание » (!)(см.введение к данному модулю).

2. «Полетели». ИП – лежа на спине в позе «звезды»: слегка разведя руки и ноги в стороны. По команде взрослого «полетели» ребенок поднимает одновременно руки и ноги, растопыривает пальцы рук, высовывает язык и тянет руки и пальцы рук в стороны, язык и мысочки ног вниз. По команде взрослого «приземлились» он возвращается в ИП и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает) до пяти, и отдыхает такое же время.

3. «Дотянись». ИП – лежа на животе. Взрослый держит предмет перед ребенком, а тот тянется к предмету сначала левой, потом правой рукой. Затем взрослый, сидя у ног ребенка, просит дотянуться до предмета сначала левой, потом правой ногой. Во время выполнения задания полезно подойти к ребенку и потянуть его за руки/ноги повыше/подальше.

4. «Бревнышко».ИП – лежа на спине, вытянувшись всем телом; руки над головой, мыски ног оттянуты вниз. Ребенок несколько раз перекатывается всем туловищем влево, затем вправо, как «бревнышко».

5. «Локотки». ИП – лежа на животе, лбом на пальцах рук, прижатых к полу; локти также лежат на полу. По команде локти поднимаются как можно выше, удерживаются в таком положении 3–5 сек, после чего ребенок возвращается в ИП и расслабляется такое же время.

6. «Перекаты».ИП – ребенок сидит, обхватив колени руками; голова прижата к груди. По команде он начинает качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу.

7. «Велосипед» (одноименно/реципрокно):

а) ИП – лежа на спине; руки под головой, ноги согнуты в коленях. По команде взрослого локоть левой руки касается левого колена, затем вернуться в ИП; затем локоть правой руки касается правого колена, вернуться в ИП. Руки за головой не разнимать!

б) ИП – то же. По команде взрослого локоть левой руки касается правого колена, затем ребенок возвращается в ИП; локоть правой руки касается левого колена – в ИП.

8. «Лодочка». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вперед и сложены «лодочкой» (ладонь к ладони), ноги прямые. По команде ребенок прогибается, приподнимет ноги и руки и качается на животе. Если он затрудняется при выполнении упражнения, взрослый помогает, приподнимая то руки, то ноги и покачивая ребенка. Затем – вернуться в ИП и отдохнуть в течение того же интервала времени.

9. «Кошка». ИП – стоя на четвереньках. По команде взрослого ребенок выгибает и прогибает спину в поясничном отделе. При прогибании спины его голова поднимается вверх, при выгибании – опускается вниз. Затем упражнение выполняется с неподвижной головой.

10. «Ползание по-пластунски». ИП – лежа на животе.

а) Ребенок ползет на животе 4–6 метров (старшие –6–8 метров) до цели, как сможет. Это расстояние постепенно увеличивается до 8 метров для младших и до 12 – для старших детей. Взрослый фиксирует внимание на том, чтобы при этом активно работали обе руки и обе ноги. Если необходимо, наденьте на пассивную конечность какой-нибудь утяжелитель.

б) Голова чуть приподнята. По команде ребенок ползет до цели указанное расстояние:

– отталкиваясь (одновременно!) сначала левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой.

– отталкиваясь(одновременно!) левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и ногой.

11. «Ползание на спине».

а) Ребенок ложится на пол на спину и ползет до цели, как сможет. Взрослый следит за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок не поднимался на локтях и не переворачивался на бок.

б) Руки сцеплены в «замочек» и лежат на животе. По команде ребенок ползет до цели 2–3 метра, попеременно отталкиваясь то одной, то другой ногой.

в) Голова приподнята, ноги согнуты в коленях, руки лежат на плечах: правая ладонь – на левом плече, левая ладонь – на правом плече. Ребенок медленно ползет вперед, отталкиваясь одновременно двумя ногами до полного разгибания ног, руки не двигаются, плечи двигаются по полу то в одну, то в другую сторону.

Если у ребенка не получается ползти самостоятельно, взрослый помогает ему своими руками, придерживая его ноги за щиколотки.

12. «Ползание на четвереньках».

а) ИП – ребенок стоит на четвереньках, смотрит вперед. На пол выкладывается лента, вдоль которой он передвигается. Слева от ленты кладутся кружки того же цвета, что и браслет на его левой руке; справа от ленты кладутся круги белого цвета (рис.2). По команде он поднимает левую руку и правую ногу, делает шаг. Затем по команде меняет руку и ногу. При этом он ставит левую руку на цветной кружок, а правую – на белый. Ноги попеременно передвигаются вперед параллельно друг другу. Рука и нога ребенка должны подниматься и опускаться на пол одновременно!!! Не забывайте,пожалуйста,обэтом важном условии и дальше.

Рис. 2. Схема выполнения упражнения «Ползание на четвереньках»

б) ИП – то же. По команде ребенок поднимает левую руку и левую ногу, делает шаг.

Затем по команде меняет руку и ногу. Рука и нога должны касаться пола одновременно.

13.  «Догонялки». ИП – ребенок лежит на спине. Взрослый перемещает свою ладонь, фиксируя––  положения вверху, внизу, справа, слева, а он должен по ней хлопнуть сначала любой рукой, затем только правой или только левой, попеременно правой и левой. Постепенно темп выполнения упражнения увеличивается.

14. «Крестики». ИП – ребенок лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые. Взрослый держит напротив его переносицы (сначала на расстоянии руки ребенка, через две-три недели – на расстоянии до его локтя, к концу этапа – в 10 см от переносицы) яркий предмет. Например, куколку или цветной шарик, надетый на штатив. Затем перемещает его сначала влево – вправо, затем вверх – вниз, фиксируя его на 1–2 сек в крайних положениях (рис. 3). Ребенок следит за предметом глазами. Голова при выполнении упражнения остается неподвижной. После нескольких недель занятий он вместе со взрослым берется за штатив и они вместе двигают его в заданных направлениях.

Если заданный раппорт выполняется с трудом, начните немного сопротивляться, тормозя перемещения штатива ребенком. В такой ситуации сопротивления его плечевые мышцы, напрягаясь, будут помогать мышцам глаз.

Рис 3. Глазодвигательные упражнения

15. «Крестики + язык». Начинаете выполнять это упражнение только после того, как усвоено предыдущее. ИП – то же, рот широко открыт, язык высунут. При выполнении базового упражнения:

а) Язык следует за глазами;

б)ßЯзык высунут и неподвижен;

в)ßЯзык высунут и следует в противоположную от глаз сторону.

16. Конвергенция. ИП – то же. Взрослый поднимает яркий предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно перемещает его к переносице, затем возвращает в исходное положение, добиваясь того, чтобы ребенок, следя взглядом за предметом, свел глаза к переносице, затем вернул их в исходное положение (рис. 4). Постепенно начинайте выполнять это упражнение, удерживая штатив вместе с ребенком. Если заданный раппорт выполняется с трудом, начните немного сопротивляться, тормозя перемещения штатива ребенком. В такой ситуации сопротивления его плечевые мышцы, напрягаясь, будут помогать мышцам глаз.

Рис 4.Конвергенция глаз

17.  «Игры с мячом». Любые игры с мячом. Например, перекатывание и перебрасывание друг другу больших, маленьких или средних мячей: двумя руками и каждой рукой отдельно.

Второй этап занятий

18. «Дыхание»(!)(см. введение к данному модулю).

19. «Красивая спинка». ИП – ребенок сидит на коленях, опираясь руками на пятки. По команде он прогибает спину как можно сильнее (таз вперед и вверх, голова свободно откинута назад) и удерживает положение 1–2 сек. Затем возвращается в ИП и отдыхает.

20. «Бабочка». ИП – ребенок сидит на полу, захватив сплетенными в «замок» руками сложенные подошвами стопы ног; колени в стороны; пятки как можно ближе прижаты к ягодицам. Так он совершает движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.

21. «Флюгер».

а) ИП – ребенок сидит на коленях, спина прямая, руки за головой. По команде он выполняет свободные повороты сначала налево, затем направо, по возможности максимально скручивая позвоночник. Голова при этом поворачивается в ту же сторону, что и туловище.

б) ИП – ребенок сидит, скрестив ноги, спина прямая, согнуты перед грудью. По команде взрослого выполняются повороты влево/ вправо с максимальным скручиванием позвоночника. Голова поворачивается в противоположную от корпуса сторону.

22. «Ползание на четвереньках». (см.Iэтап).

ß«Ползание на четвереньках + язык». ИП – на четвереньках, глядя вперед, рот широко открыт, язык высунут.

а) По команде ребенок поднимает (одновременно!) левую руку и правую ногу и, смотря вперед, делает шаг. Язык «следует» за «шагающей» рукой: шаг левой рукой – язык влево, шаг правой рукой – язык вправо и т.д. После того, как весь путь пройден, задача меняется. Этот же путь проделывается с движением языка в сторону от «шагающей» руки: шаг левой – язык вправо, шаг правой – язык влево.

б) По этому же сценарию ребенок идет, поднимая одновременно левую руку и левую ногу. Язык,соответственно, «следует» за «шагающей»рукой,затем–впротивоположную от нее сторону.

в) Предыдущие упражнения выполняются с неподвижным высунутым языком.

23. «Ползание на четвереньках + глаза».ИП – на четвереньках, глядя вперед.

а) По команде делается шаг левой рукой – правой ногой. Глаза «следуют» за «шагающей» рукой/ в противоположную от «шагающей» руки сторону. Все протекает аналогично предыдущему упражнению.

б) Ребенок «шагает» левой рукой и левой ногой. Глаза «следуют» за «шагающей» рукой, Затем – в противоположную от «шагающей» руки сторону. Все протекает аналогично предыдущему упражнению.

в) Предыдущие упражнения выполняются с неподвижными, смотрящими прямо вперед глазами.

24. «Приставной шаг».ИП – ребенок стоит на четвереньках, смотрит вперед. Ребенок передвигается приставным шагом сначала вправо. Затем так же – влево.

а) одновременно переставляя одноименные руку и ногу.

б)ß одновременно переставляя разноименные руку и ногу.

25. «Руки +глаза вверх – вниз». ИП – сидя, руки вытянуты перед грудью, ребенок смотрит на руки. Он поднимает/опускает руки, глаза «следуют» за руками. Затем – в противоположную от рук сторону.

26. «Руки+глаза влево – вправо».ИП – то же. Ребенок поворачивает руки влево/вправо, глаза «следуют» одновременно за руками. Затем – в противоположную от рук сторону.

27. «Крестики + язык». ИП – сидя, руки опущены, рот широко открыт, язык высунут.

а) При выполнении базового упражнения «Крестики» (см. Iэтап) язык следует за глазами;

б)ßПри выполнении упражнения рот ребенка широко открыт, язык высунут и неподвижен;

в)ßПри выполнении упражнения рот ребенка широко открыт, язык следует в противоположную от глаз сторону.

28. Конвергенция. (см. I этап).

29. «Игры с мячом».Любые игры. Например, перекатывание и перебрасывание друг другу маленьких и средних мячей: двумя руками и каждой рукой отдельно; одна рука кидает – другая ловит и т.п.

Третий этап занятий

« Дыхание » (!)(см.введение к данному модулю).

1. «Гусеница». ИП – ребенок стоит на ладонях и стопах, руки и ноги максимально приближены друг к другу. Сначала вперед «шагают» только руки ребенка, затем, догоняя их, ноги. Таким же образом ребенок передвигается назад.

2. «Танцевальные восьмерки».ИП – ребенок смотрит перед собой, руки свободно опущены. По команде ребенок начинает свободно раскачивать свое тело, перенося вес с одного бедра на другое, как если бы двигался под музыку, выписывая «восьмерки». По команде возвращается в ИП.

3. «Виртуозные четвереньки». Базовое упражнение усложняется тем, что ребенок должен пройти маршрут так, чтобы руки вставали на соответствующие кружки:

а) выставленные в ряд (рис. 5А),

б) выставленные с перекрестом (рис. 5Б). Таким образом, в обоих случаях, он меньше или больше вынужден перекрещивать руки,

ßв)глаза и язык в разных вариациях двигаются за шагающей рукой, от шагающей руки (в противоположную от нее сторону) или остаются неподвижными. Аналогично тому, как это делалось на II этапе.

                    А)                                                Б)

Рис. 5. Схема выполнения упражнения «Виртуозные четвереньки»

4. «Приставной шаг». ИП – ребенок стоит лицом к стене, ноги на ширине плеч, руки согнуты, ладони лежат на стене на высоте глаз. Если нет возможности встать у стены, можно «положить» руки на воображаемую, находящуюся прямо перед собой, стену. Все выполняется под счет (хлопки) взрослого.

а) Ребенок передвигается вдоль стены приставным шагом сначала в одну, затем в другую сторону, одновременно переставляя одноименные руку и ногу.

б)ßРебенок передвигается вдоль стены приставным шагом сначала в одну, затем в другую сторону, одновременно переставляя разноименные руку и ногу.

5. «Велосипедный шаг». ИП – ребенок стоит, смотрит перед собой, руки опущены.

Под счет (хлопки) взрослого ребенок соединяет:

а) одноименные локоть и колено,

б) разноименные локоть и колено, пересекая среднюю линию своего тела.

6. «Цыганочка». ИП – ноги на ширине плеч, руки опущены. По команде ребенок дотрагивается:

а) левой ладошкой до поднятого правого колена, возвращается в ИП;

б) сзади левой рукой до правой пятки (согнутая в колене левая нога отводится назад). Выполнить 5 раз. Затем упражнение выполняется аналогично для правой руки и левого колена, правой руки и левой пятки. Через пару недель надо добавить чередующиеся движения:

а) левая ладонь (правое колено) – правая ладонь (левое колено) и т.п.,

б) левая ладонь (правое колено) – левая ладонь (правая пятка) и т.п.

7. «Руки+глаза вниз – вверх, вправо – влево». См. II этап.

8. ß«Руки+язык вниз – вверх, вправо – влево». Сочетанные (однонаправленные и разнонаправленные) движения рук и языка выполняются аналогично предыдущему упражнению.

9. «Волны, круги». ИП – руки вытянуты перед грудью, кисть одной руки лежит на кисти другой. Ребенок руками «описывает» в воздухе круг, рисует волну, знак бесконечности или «восьмерку». При выполнении упражнения ребенок взглядом следит за руками.

10. «Крестики+язык». (см II этап).

11. Конвергенция.(см I этап).

12. «Игры с мячом».Разнообразьте уже усвоенные игры, добавьте к ним дриблинг (стучание мяча об пол и стенку), «вышибалы» и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.