Глава 5. Модуль № 2. «познавая возможности своего тела». Психосоматический баланс и психомоторные координации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 5. Модуль № 2. «познавая возможности своего тела». Психосоматический баланс и психомоторные координации

2022-09-15 21
Глава 5. Модуль № 2. «познавая возможности своего тела». Психосоматический баланс и психомоторные координации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Модуль № 2 обязательно обогащаетсяправилами и играми из модуля «Произвольность поведения», изложенными впредыдущейглаве. Важно, в частности, любое занятие дополнять различными подвижными играми на внимание. А их наполнением может служить материал двигательных «этюдов», отработанных в течение занятия.

2. Модуль № 2 включает два блока: «Развлекалки» и «Психомоторные координации». Оба блока реализуются параллельно, единовременно с реализацией других модулей в строгом соответствии этапов. Только в этом случае мозг ребенка с интересом и благодарностью откликнется на ваши призывы. Это требование связано с тем, что каждый модуль обращен к определенной системе мозга. Только в единстве они начинают работать унисон, образуя все новые связи, дополняя и стимулируя друг друга.

В модулях №1 и № 2 представлена универсальная «диафрагма жесткости» МЗО – каркас поведения и познавательного развития. Он образован, с одной стороны, разнообразными сенсомоторными интеграциями (подкорковые структуры мозга). С другой – алгоритмами произвольной саморегуляции (лобные структуры мозга). «Диафрагма жесткости» обеспечивает не только оптимальный статус подкорковых и лобных систем, но и формирование: 1) межполушарных взаимодействий подкоркового (базального) уровня и 2) подкорково-корковых взаимодействий. Соответственно,закладываются горизонтальные (право-левополушарные) и вертикальные (подкорково-корковые) оси мозгового обеспечения познавательного развития.

Занятия по этим модулям показаны всем детям, вне зависимости от типа их развития. При разнообразных формах отклоняющегося/атипичного развития удельный вес этих модулей должен быть многократно увеличен в ходе психолого-педагогического сопровождения. А занятия – включать психотехники, изложенные в базовой программе МЗО («Мой мозг может все»). Они также дополняются из аналогичных блоков, описанных в специальных программах углубленного сопровождения речевого и коммуникативного развития, изложенных в соседних разделах. В наиболее грубых случаях имеет смысл сначала реализовать базовую программу МЗО. А затем уже приступать к программе «Познавая белый свет».

3. В следующих модулях (№3 и №4) представлены «навешанные конструкции» – разнообразные познавательные (когнитивные) компетентности: невербальные/неречевые и вербальные/речевые. Таким образом, «навешанные конструкции» (надстраиваясь над «диафрагмой жесткости») обеспечивают оптимальное формирование специализации задних (височных, теменных и затылочных) отделов правого и левого полушарий и ихэффективную парную работу – взаимодействие полушарий коркового уровня. Эти модули также показаны всем детям (как развивающие, коррекционные и профилактические), вне зависимости от типа их развития. При наличии каких-то специфических проблем конкретный модуль усиливается и обогащается дополнительными психотехниками из соответствующих блоков базовой и специальных программ МЗО.

С первого же занятия обязательна маркировка системы координат (красная ленточка или браслет на левой руке – левая сторона, люстра, голова, шапка – верх; пол, ноги, ботинки – низ).Вспомните «Сказку про левую руку» из предыдущей главы. Наглядная маркировка позволяет использовать простые и понятные любому ребенку инструкции: «левой рукой, на которой у нас красная ленточка», «глаза поворачиваются к красной тряпочке» и т.п. В старшем дошкольном и школьном возрасте она существенно упростит и обогатит овладение грамотой, элементарным счетом и иными знаниями: «буква Э смотрит на красную ленточку, а К – от нее», «цифра 9 смотрит на красную тряпочку и вверх (где у нас люстра?), а 6 – от нее и вниз…», «восток...запад, Германия...Китай, Антарктида...арктика» и т.п.

4. Упражнения из раздела «Развлекалки» желательно делать ежедневно (можно в несколько приемов) как зарядку, игры на прогулке или физкультминутки. А «Психомоторные координации»– хотя бы 2-3 раза в неделю: чем чаще, тем быстрее сформируются и стабилизируются у ребенка межполушарные связи. Там, где приведены несколько этапов (а), б) и т.п.), они выполняются не сразу, а неделя за неделей: этап «а)» на первой неделе, «б)»– на следующей и т.д.

Когда то или иное упражнение уже освоено, обязательно проведите его в очень медленном темпе. А если какие-то упражнения из модуля №2 особенно понравились детям, обязательно используйте их дальше, обогащая их содержание новыми знаниями и умениями.

5. Универсальные базовые дыхательные упражнения должны присутствовать постоянно в повседневной жизни ребенка и во всех модулях и на всех этапах занятий. Поэтому они не включены в общую нумерацию. Естественно, что внедряться они должны не сразу целиком, а поэтапно. Первые недели – два упражнения, затем еще два и т.д.

«Дыхание». Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов (кроме ходьбы), подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Недаром дыхательные практики–несущая ось всех восточных практик,боевых искусств и т.п. Сосредоточенность на собственном дыхании позволяет привести в порядок излишние эмоциональные состояния, успокоить страсти и мысли!Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Эти навыки еще не раз пригодятся ребенку в течение всей жизни. Наконец, и это принципиально, именно дыхание играет первую скрипку в нашей речи: мы говорим на выдохе! Но разговариваем мы (вслух или про себя) всегда и везде.

Поэтому данный цикл упражнений необходимо внедрять в реализацию всех модулей познавательного развития.

Дыхательные упражнения должны включаться в процесс психолого-педагогического сопровождения как можно раньше. В идеале – присутствовать на всех занятиях, играх и прогулке. На различных занятиях в ДОУ и школе они могут выступать как физкультминутки: в начале или середине «урока». Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого), чтобы проконтролировать правильность дыхательных движений.

Вначале взрослый должен вслух отсчитывать указанные ниже временные интервалы. Потом постепенно надо научить ребенка самостоятельно правильно выполнять упражнения. Важно подключить его фантазию. Вдыхая, например, он представляет, как в животе надувается красивый оранжевый шарик. Используем воображение: образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. Универсальным приемом является обучение четырехфазному дыханию, содержащему равные по времени этапы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждый из них может составлять 2–3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.

1. Правильное дыхание – это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (максимально заполняющее и освобождающее легкие), состоящее из указанных четырех этапов. Начинать лучше всего с выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох. При выполнении упражнения важно, чтобы все тело, кроме диафрагмы и живота, было неподвижным, а в положении сидя или стоя – не нагибаться вперед.

а) Сделать полный выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения, вдох носом. Набрать воздух медленно (5 cекунд) через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед. Набирать воздух свободно, не напрягаясь! При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. Чтобы лучше ощутить процесс дыхания, положите руку на живот. На 5 сек. задержать воздух, затем начать выдох (5 сек.) ртом с подтягиванием живота; в конце выдоха грудь опускается. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков. Постепенно можно научить ребенка и вдох, и выдох делать носом с закрытым ртом: впоследствии «на людях» этот навык ему очень понадобится.

б) После выдоха начать вдох через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо – влево, вперед – назад, по кругу.

2. Лежа на спине (затем – сидя и стоя), абсолютно расслабившись, ребенок медленно (по счету) глубоко вдыхает через нос, надувая живот; пауза (задерживает дыхание); делает по счету выдох через открытый рот, втягивая живот.

Вдох (надуваем живот). Пауза.

После паузы перед выдохом:

а) растянуть губы, чтобы получилась узкая щель; выдыхать медленно, представляя, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего из глубины живота.

б) вытянуть губы вперед и выдыхать, дуя на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком или только воображается. Голову вперед не тянуть. Перышко должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть перышко и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д.

в) вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («А», «О», «У», «Ш», «Х») и их сочетания («И» переходит в «Ы», «О» в «У», «Ш» в «Щ», «Х» в «ХИ» и т.п.).

г)пальцем или всей ладонью на выдохе прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

Выдыхая, во всех вариациях упражнения, втянуть живот. Пауза.

Эти упражнения имеет смысл проводить одновременно с модулем «Речевые познавательные компетентности, включая их в «физкультминутки».

3. Важны упражнения, где дыхание согласуется с движением. Еще раз подчеркнем важность повседневного и повсеместного применения этих техник и необходимость (с первого же дня) маркировки левой руки (бантиком, браслетом и т.п.). Таким образом, в памяти у ребенка остается образ: «левая сторона, слева – это там, где…», что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы. Сесть на пятки (вариант – по-турецки или стоя на коленях), затем – стоя, все с прямой спиной (!):

а)поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.

б) прямые руки расставлены в стороны (вперед). Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых в стороны. На вдохе руки одновременно поворачиваются большими пальцами вверх; на выдохе – вниз (и наоборот: вдох – вниз и т.д.). Следующий раппорт: руки и большие пальцы синхронно/одновременно поворачиваются в такт дыханию налево и направо. На следующих этапах надо постепенно переходить к разнонаправленным/реципрокным движениям: большой палец правой руки – вверх, а левой – одновременно вниз и т.п.

в) прямые руки вытянуты вперед (в стороны) на уровне плеч, ладони смотрят вниз (вверх).Со вдохом – обе кисти поднять вверх; с выдохом – обе кисти вниз. Движение только в лучезапястном суставе! Затем, наоборот, на вдохе – кисти вниз, на выдохе – вверх. На следующем этапе осваиваем реципрокные движения: на вдохе правая кисть – вверх, одновременно левая – вниз; с выдохом – левая кисть вверх, правая – вниз и т.д.

4. ИП – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх.На медленномвыдохе – опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психо-эмоциональное напряжение.

5. ИП – то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны) и сводятся к груди – «притягивающее, обнимающее движение». На выдохе – «отталкивающее движение» – разводятся и опускаются ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.

Дыхательные упражнения имеет смысл делать и во время повседневных занятий, и на прогулке. Особенно важно показать ребенку, что несколько циклов дыхания успокаивают даже в самой напряженной обстановке.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.