Глава 3. Нейропсихологическая стимуляция познавательной активности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 3. Нейропсихологическая стимуляция познавательной активности

2022-09-15 19
Глава 3. Нейропсихологическая стимуляция познавательной активности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод замещающего онтогенеза изначально разрабатывался как полноценный аналог, буквальное отражение естественных процессов, происходящих в детском мозге. Потому, чтобы проиллюстрировать и понять логику и суть применения МЗО, обратимся к моделям формирования мозгового обеспечения ВПФ в онтогенезе. Они подробно обсуждались в первом разделе(«Таланты детского мозга») данной книги, где шла речь о самых важных правилах и законах нейропсихологического сопровождения. Но говоря о познавательном развитии, имеет смысл кратко напомнить о них. Ведь процессы, отраженные в этих моделях, лежат в основе стратегии и тактики конкретных нейропсихологических психотехник и технологии МЗО «Познавая белый свет» в целом.

Физиология и психология поведения уже в XX-м веке узаконила переход от идеи реактивности (я просто откликаюсь на то или иное воздействие) поведения к концепции его активности (я сам создаю свои отношения с миром). Сегодня мало кто спорит, что в основе обучения и познавательных функций мозга лежит активная поисковая и исследовательская активность человека. Еще Н.А. Бернштейн определил «поведение поиска» как борьбу организма за потребный ему результат при условии, когда пути и способы его достижения не совсем известны, или неизвестны вовсе. Познавательный поиск активируется в форме некоего вероятностного прогнозирования: ведь условия среды постоянно изменяются. А это требует выработки новых форм поведения для решения той или иной задачи в изменившихся условиях. Таким образом, познавательный процесс– это активное моделирование и прогнозирование. Построение мозгом такой модели всегда осуществляется двояко: 1) конкретно и однозначно, на основе прошлого опыта, 2) абстрактно и многозначно, поскольку предстоящее будущее всегда неоднозначно, может быть изменено. Очевидно, что в детстве происходит драматичный переход от первого варианта ко второму. Но он жизненно необходим по одной простой причине: познавательная активность – это не просто успешное психическое развитие, но и общее состояние здоровья.

В своей теории поисковой активности (ПА) В.В.Аршавский и В.С.Ротенберг утверждают, что не всякий стресс вреден для организма. Вред наносит отказ от ПА в виде капитуляции перед стрессом. Поисковая активность определяется авторами как любая деятельность, направленная на изменение проблемной или поддержание комфортной ситуации; на смену отношения к ситуации в условиях ее неопределенности и т.д. Со свойственным ему юмором В.С.Ротенберг констатирует, что ПА в любом случае приносит свои плоды: «Не догоню, так хоть согреюсь…».Поисковая активность имеет возрастные отличия в целостном поведении. Наилучшие ее показатели неизменно показывают самые младшие дети. Очевидно, это напрямую связано с более низким уровнем тревожности в этот период. С возрастом показатели ПА постепенно начинают негативно изменяться.

Эти идеи и факты имеют прямое отношение к психологической успешности ребенка. Мы обсуждаем в данном разделе его познавательную активность как важнейшее условие и средство достижения успехов в самых разных областях. Но откуда она – поисково-познавательная активность – возьмется, если вокруг все поражены вирусом безграничной «политкорректности», стремлением уберечь ребенка от минимального дискомфорта, замечаний, требований и т.п.? Если все всегда приносится ему в готовом виде, уже нарезанный «хлеб вырастает в магазине», поделки для праздника делает бабушка, а слово «нельзя» взрослым запрещает произносить дамский журнал.

Иными словами, у ребенка просто нет никакой необходимости ни «догонять», ни «согреваться». То есть «Мозго-Тело» ребенка требует поисковой активности: так природа захотела для его собственного блага. А внешние условия конструируются взрослыми так, что ей просто негде развернуться. Но потом почему-то все страшно удивляются, что ребенку ничего не интересно, что он ко всему безразличен, а растормошить его просто не представляется возможным. Так ведь его мозг не смог вовремя реализовать все свои «поисковые» ресурсы и, наконец, смирился с неизбежностью.И сказал,обидевшись,что так работать не умеет, а будет лучше подремывать. И жить как сомнамбула до планомерного перехода к болезни Альцгеймера. Последнее утверждение – не черный юмор. Никто почему-то не обращает внимания на очевидный факт: резкое «омоложение» дебюта болезни Альцгеймераво всем мире практически совпал во времени с нарастанием разнообразных мозговых дисфункций в детской популяции и узурпацией жизни человека компьютерами. Все ищут причины раннего патологического старения в экологии, неправильном питании, вирусах и т.п. И не хотят видеть очевидное: уткнувшись в планшеты, человечество все меньше использует свой мозг, а тот реагирует ровно так, как заложено эволюцией – атрофией.

Это лирическое отступление – очередной реверанс в сторону наших природных талантов, которые взрослые просто не имеют права не пестовать в ребенке. Познавательная активность – залог всего психологического развития и формировать ее надо так, чтобы мозг оценил ваше к нему трепетное отношение. Это и предлагает нейропсихология.

Нейропсихологическое взаимодействие с ребенком (диагностика, профилактика, коррекция и абилитация) отражает всю совокупность процессов, обсуждавшихся выше. И стремится максимально приблизиться к реальности: разпсихическая деятельность мозга является образованием объемным и развивающимся во времени, значит, именно таким и должно быть психолого-педагогическое сопровождение.

Системная динамика развития мозга проиллюстрирована на рис.1. Она включает оси: подкорково-корковую – «вертикальную», межполушарную – «горизонтальную» и внутриполушарную, передне-заднюю, – «латеральную». В ходе работы мы всегда опираемся на эти образы-бабочки. Приведенная модель, строго говоря, адекватна любому периоду развития человека, когда с ним происходят какие-то изменения (в детстве, отрочестве и старости, при переходе к новой социальной роли или при овладении профессией и т.п.). Но здесь мы обсуждаем ее применительно к детскому возрасту. Пренебрежение к этим процессам приводит к сужению поля зрения специалиста, накоплению артефактов и закономерным ошибкам квалификации, что снижает ценность психолого-педагогического сопровождения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.