Смерть Саула и его сыновей. Извещение Давида о смерти Саула. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Смерть Саула и его сыновей. Извещение Давида о смерти Саула.

2022-09-11 34
Смерть Саула и его сыновей. Извещение Давида о смерти Саула. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кратко:

В состоявшейся после посещения колдуньи Гелвуйской битве пали три сына Саула — Ионафан, Аминадав и Мелхисуа. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4); или же ему помог совершить самоубийство оказавшийся рядом воин.

Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сём в капищах идолов своих и народу» (1Цар. 31:8-9). Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты, а его тело вывешено на стене Вефсана (Бет-Шеана). Жители Иависа Галаадского, помнившие, как Саул в начале своего правления спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своём городе (1Цар. 31:10-13) под дубом, почтив его памяти 7-дневным постом. Оттуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гивы (2Цар. 21:14).

Давид казнил вестника, который доставил ему новость о смерти Саула, поскольку тот признался, что помог царю в самоубийстве (2Цар. 1:15-16), а поднимать руку на помазанника — преступление. Затем Давид оплакал смерть Саула и Ионафана в погребальном плаче (2Цар. 1:19-27).

Развернуто:

Давид понимал, что царь не успокоится, пока не захватит его живым или мертвым. Ему не оставалось ничего другого, кроме как покинуть пределы Израиля и скрыться там, куда не простирается власть Саула. И Давид решился на обидный и унизительный шаг: он предложил свои услуги Анхусу, царю филистимского города Гефа. Бывший враг охотно принял его на службу. Анхусу было выгодно, чтобы Израиль ослабевал от внутренних распрей. Теперь он мог способствовать этим распрям, поддерживая Давида против Саула. Царь Гефский велел Давиду совершить набеги на израильские земли, но Давид и не думал обижать своих соплеменников. Вместо этого он в тайне от филистимлян опустошал земли амаликитян, извечных врагов Израиля, а добычу отдавал Анхусу. Видя усердие Давида, Анхус радовался, что имеет такого талантливого военачальника.

Между тем город Рама погрузился в глубокий траур, так как умер великий пророк, учитель и бывший судья – Самуил. В лице Самуила израильский народ потерял своего духовного руководителя, а Саул, таким образом, избавился еще от одного грозного противника. Смерть авторитетного человека, имевшего громадное влияние на народ, развязала Саулу руки, и он решил расправиться со всеми сторонниками Самуила, а вместе с ними и от всякого рода гадателей и волшебников. После избиения в стране воцарилась атмосфера террора и ужаса. В это неблагоприятное для молодого израильского государства время на его голубой небосвод надвигались темные тучи. В его пределы вторглась мощная армия объединенных филистимлянских князей. Сотни боевых колесниц и тысячи закованных в железо воинов расположились лагерем в долине Езреель. Саул расставил свое войско на склонах гор Гелвуе, откуда была видна вся долина. Вид огромного филистимского лагеря вызывал в нем ужас и смирение перед неизбежностью рока. Царь с глубокой молитвой обратился к Господу за помощью, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1Цар. 28:6). Тогда он спросил у своих приближенных, нет ли поблизости какой-нибудь прорицательницы, предсказывающей будущее. Изумленные слуги ответили, что он ведь велел убить всех прорицателей. Но потом выяснилось, что неподалеку от лагеря живет старуха-волшебница, которая вызывает души умерших и узнает от них будущее. Ночью переодевшись, в сопровождении двух оруженосцев Саул пришел в дом волшебницы и попросил ее вызвать дух Самуила. Волшебница согласилась и начала гаданье. Вдруг она вскрикнула от ужаса. «[Скажи,] что ты видишь?» – спросил у нее царь. – «Вижу как бы бога, выходящего из земли». Саул опять спросил ее: «Какой он видом?» Женщина ответила: «Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду» (1Цар. 28:13–14). Тогда Саул догадался, что это дух Самуила, и поклонился ему до земли. Царь попросил у пророка совета, как ему поступить в этот трудный час, ибо грозные филистимляне объявили войну Израилю, а Господь отступил от него и не открывает ему Своей воли. На просьбу царя Самуил ответил: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя?.. Отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду... Завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (1Цар. 28:16–17:19). Ужасная весть так потрясла Саула, что он потерял сознание и упал на землю.

На другой день разгорелся бой. Израильтяне потерпели полное поражение; оставшиеся в живых воины обратились в бегство. Три сына Саула, в том числе и храбрый Ионафан, погибли вместе с тысячами других. Саулу, раненому, удалось бежать с поля боя, но филистимляне следовали за ним по пятам. Увидев, что спастись бегством не удается, Саул позвал своего оруженосца и попросил убить его. Юноша, однако, не решался поднять руку на помазанника Божия, и тогда Саул покончил с собой, бросившись на свой меч. Верный слуга последовал его примеру.

Разбив израильскую армию, филистимляне захватили долину Езреель и заняли, таким образом, выгодную стратегическую позицию для покорения всего Ханаана. Государство, с таким трудом созданное Саулом, перестало существовать. Период царствования Саула продолжался тридцать лет – с 1040 по 1010 гг.

Давид не принимал участия в этом сражении и был глубоко опечален, услышав о гибели Саула, Ионафана и многих доблестных сыновей Израиля. Смерть Саула опечалила Давида, так как его гибель означала одновременно упадок первого объединенного израильского государства. Смерть же Ионафана была для Давида большим личным горем. Он потерял единственного по-настоящему верного друга, преданного и бескорыстного. Свою скорбь Давид выразил в плачевной песне: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской!» (2Цар 1: 26).

После гибели израильского царя старейшины Иудина колена призвали Давида в Хеврон и избрали его царем иудейским. В то же время за Иорданом оставшийся в живых военачальник Авенир при поддержке десяти северных колен провозгласил царем четвертого сына Саула, Иевосфея. Между войсками Давида и Иевосфея начались военные действия. «И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Давид все более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал» (2Цар. 3:1).

Гражданская война продолжалась семь лет.

Саул — единственный царь объединённого еврейского царства, который не был многоженцем (в отличие от Давида, Соломона и других царей). Список сыновей Саула приведён в 1-й книге Царств (14:49) и 1-й книге Паралипоменон (8:33; 9:39).

1. Ахиноамь, дочь Ахимааца — жена Саула. Их дети:

1. Ионафан (Йонатан). Его сын:

1. Мемфивосфей (Мериббаал; Мерив) — единственный выживший потомок Саула, во время его гибели был 5-летним. Был хром на обе ноги, поэтому не мог быть активной фигурой-соперником в царствование Давида.

1. Имел сына по имени Миха, который оставил потомство, видной роли в истории Израиля не сыгравшее.

2. Аминадав

3. Мелхисуа (Малки-Шуа) — трое сыновей погибли вместе с отцом

4. Иевосфей (Ешбаал) — четвёртый сын, стал следующим царём Израиля, правил два года, убит собственным военачальником, перебежавшим к Давиду.

5. Иессуи — подробностей о нём Священное Писание не сообщает.

6. Мерова (Мераб) — выдана замуж за Адриэла, сына Верзеллия из Мехолы, имела 5 сыновей, все убиты

7. Мелхола (Михаль) — выдана замуж за Давида, после его бегства отдана Фалтию, сыну Лаиша из Галлима, после смерти Саула возвращена мужу. Бездетна, после взятия Иерусалима отослана им прочь

2. Рицпа, дочь Айя — наложница Саула. Их сыновья:

1. Армон

2. Мемфивосфей — оба убиты вместе с пятью сыновьями Меровы

Ионафан (ивр. ‏יונתן‏‎, Йонатан евр. «Бог дал» или «Божий дар». Слово «натан» означает «дал».) — старший сын царя Саула, друг Давида.

О детстве Ионафана ничего неизвестно. Первый раз он упоминается во время войны, которую начал его отец против филистимлян (1Цар. 13:2), в борьбе с которыми прошла вся жизнь сына Саула. Подобно своему отцу, Ионафан отличался силою и ловкостью (2Цар. 1:23), доказательством чего служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях в стрельбе из лука и метании из пращи (2Цар. 1:22).

Первым воинским подвигом Ионафана было избиение филистимского гарнизона близ Гевы. Безоружные и упавшие духом, израильтяне казались перед филистимлянами совсем обречёнными на смерть. У них почти вовсе не было вооружения (1Цар. 13:19-22), так что некоторые евреи в крайнем отчаянии, оставив свои жилища, ушли за Иордан в страну Гадову и Галаадскую (1Цар. 13:6-7). В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на филистимский лагерь в Михмасе только с одним своим оруженосцем (1Цар. 14). Не сказав о своём намерении отцу или кому другому и твёрдо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелье, напал на передовой неприятельский отряд с такою внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который ещё более усилился вследствие чудесной помощи Божией (1Цар. 14:14-20). Саул подоспел со своим войском на помощь к Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами.

Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия — не вкушать пищи, доколе филистимляне окончательно не будут разбиты ((1Цар. 14:24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомлённый своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого мёда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (1Цар. 14:37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан. Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: «расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (1Цар. 14:43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царём над Ионафаном смертного приговора, — «и освободил народ Ионафана, и не умер он» (1Цар. 14:45).

Отношения Давида и Ионафана были примером идеальной дружбы в Библии как в еврейской (Авот 5:16), так и в христианской традиции. Они становятся близкими друзьями практически после первой встречи: «Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу» (1Цар. 18:3). Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар. 19:1-7, 1Цар. 19:20). Саул с гневом говорил об этом: «сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?» (1Цар. 20:30). Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он естественно мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду, но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царём, то Ионафан не желал ничего большего для себя, как быть вторым при нём (1Цар. 23:17). После бурного взрыва гнева Саула против Давида и последовавшего затем бегства его из царского дворца, Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида, здесь они возобновили союз между собою пред лицом Господа, и простились в последний раз (1Цар. 23:18).

Вместе с отцом Ионафан участвовал в битве на горе Гелвуйской, которая оказалась роковой для дома Саула — сам царь и трое его сыновей погибли (1Цар. 31:2). Их тела филистимляне повесили на стене Беф-Сана, однако жители Иависа сняли останки, а затем сожгли их (1Цар. 31:12) (через несколько лет Давид распорядился перенести кости в гробницу Киса (2Цар. 21:12-14)). Узнав о гибели Саула и Ионафана, Давид выразил свою скорбь в песне: «Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» (2Цар. 1:17-27). После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времён Ездры (1Пар. 9:40).

Иевосфей или Исваил (ивр. ‏אִֽישְׁבֹּ֫שֶׁת‏‎, Иш бошет («человек стыда») или Ишбаал ивр. ‏אֶשְׁבַּ֫עַל‏‎) — младший сын царя Саула, оставшийся живым после поражения при Гильбоа, где погибли его отец и старшие братья.

Был провозглашён царём при активном участии Авенира, военачальника Саула. Одновременно с этим Давид воцарился над коленом Иудиным, что привело к конфликту между двумя правителями. Впрочем, позиции Давида становились всё сильнее, а Иевосфея слабее (2Цар. 3:1). Ситуацию усугубило совокупление Авенира с наложницей Саула. Иевосфей высказал своё неудовольствие случившимся, что, в свою очередь, вызвало гнев военачальника, который начал переговоры с Давидом. Однако затем Авенир был убит одним из помощников сына Иессея.

У Иевосфея остались два предводителя войска: вениамитяне Баана и Рихав. Решив добиться милости у Давида они умертвили спящего Иевосфея, отрубили его голову и отнесли её в Хеврон. Однако Давид посчитал это гнусным деянием и приказал четвертовать убийц (2Цар. 4).

Когда были убиты Иевосфей и Авенир, Давид остался единственным серьезным претендентом на израильский престол. Представители северных племен, напуганные ростом могущества филистимлян, собрались в Хеврон и провозгласили Давида царем над всем Израилем. Таким образом, после семи лет царствования в Хевроне Давид стал царем всего Израильского государства. В течение следующих тридцати лет царствования он покоряет филистимлян и создает самое мощное государство во всей истории еврейского народа.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.