Давид и Авигея; бегство его к филистимлянам (1Цар.25; 27; 29; 30). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Давид и Авигея; бегство его к филистимлянам (1Цар.25; 27; 29; 30).

2022-09-11 29
Давид и Авигея; бегство его к филистимлянам (1Цар.25; 27; 29; 30). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На 88 году своей жизни скончался пророк Самуил и торжественно погребен был в Раме оплакивавшим его народом. Похоронив и оплакав Самуила, Давид ушел со своими людьми в пустыню Фаран, простиравшейся вдоль южной границы Ханаана и переходящей в пустыню Синай. В этой земле, лежавшей к западу от Мертвого моря, водилось множество коз и овец, а неподалеку от той местности, где поселился Давид, был город Маон. Неподалеку, в гористой местности, находился более крупный город Кармил. (Это не известная гора Кармил, вдающаяся в Средиземное море на юге Финикии: эта пустыня Фаран и этот Кармил – на юге удела колена Иудина)

Давиду и его спутникам, скрывавшимся от Саула, недоставало хлеба. Тогда Давид вспомнил, что некогда он покровительствовал на Кармиле пастухам одного богатого человека по имени Навал. В его хозяйстве насчитывалось около трех тысяч овец и тысяча коз. Теперь Навал занимался на Кармиле стрижкой своих овец. Текст Библии говорит о том, что «имя жены его – Авигея; эта женщина была весьма умная и красивая лицем, а он – человек жестокий и злой нравом» (1 Цар. 25, 3).

Время стрижки овец у скотоводов традиционно связано с большим праздником. Для Давида, который со своими людьми скитается по пустыне, это удобный случай попросить о помощи, на которую он, согласно закону пустыни, имеет полное право.

«И послал Давид десять отроков, и сказал Давид отрокам: взойдите на Кармил, и пойдите к Навалу, и приветствуйте его от моего имени. И скажите так: «мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему. Ныне я услышал, что у тебя стригут овец. Вот, пастухи твои были с нами, и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во все время их пребывания на Кармиле; спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя» (1 Цар. 25, 5–8).

Посланники Давида, обращаясь к Навалу, называют его «братом». «Брат» – это не чужак, это тот, с кем отношения уже отрегулированы, кто принадлежит к сообществу израильского народа. Праздник обязывает соблюдать законы гостеприимства по отношению к пришедшим; не пригласить гостя участвовать в праздничном застолье – значит грубо нарушить закон гостеприимства. Давид со своими людьми помогал пастухам Навала защищать огромные стада их хозяина. Было вполне естественным, что пастухи Давида, дружившие со слугами Навала, пришли на пир.

Но Навал, выпивший чересчур много вина, грубо накричал на них, услышав о просьбе Давида: «Кто такой Давид и кто такой сын Иессеев? Ныне стало много рабов, бегающих от господ своих; неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?» (1 Цар. 25, 10–11). Навал насмехается над посланниками и тем, кто их послал, на обещанную ему защиту и хорошие отношения, равно как и на закон гостеприимства в отношении «рабов, бегающих от господ своих». Таким образом, он, по выражению Давида, «платит… злом за добро» (1 Цар. 25, 21).

Узнав о происшедшем, возмущенный Давид с 400-ми воинами отправляется в поход, чтобы отомстить за нанесенное ему оскорбление. Давид оставлял безнаказанной несправедливость Саула, щадя в его лице помазанника Божия и видя в том свой долг, но он не мог отнестись так к дикой выходке Навала, поскольку его смирение в данном случае было бы истолковано как неспособность защитить свою честь.

Один из слуг Навала возмутился высокомерным приемом, который его господин оказал посланцам Давида, и известил о поступке Навала его супруге. Авигея начала действовать немедленно. Она сразу увидела нависшую смертельную опасность и понимала, так же, как и ее слуги, что с мужем разговаривать бесполезно. Эта мудрая женщина не стала терять времени, поскольку что понимала, что может случиться, если человек, подобный Давиду, разгневается. Он был не из тех, кто оставил бы такое неуважение к себе безнаказанным. Авигея также знала, как опрометчиво поступает ее муж, когда он опьянен. Поэтому она не стала тратить времени на причитания перед надвигающейся опасностью и на жалобы на характер своего мужа. Вместо этого она поспешно приготовила продукты для шестисот спутников Давида.

Едва слуга окончил свой рассказ, Авигея дала приказание нагрузить на ослов двести хлебов, два меха вина, пять приготовленных баранов, пять мер жареных зерен, сто связок изюма и двести сушеных фиг. «И сказала слугам своим: ступайте впереди меня; вот, я пойду за вами. А мужу своему Навалу ничего не сказала» (1 Цар. 25, 19).

Только умелая и хозяйственная женщина могла столь быстро приготовить так много пищи. Но только умная женщина могла сохранить все это в тайне от своего мужа. Она знала, что если бы он узнал о приготовлениях, то запретил бы ей давать пищу чужим людям. Но она знала также, что речь идет о безопасности их дома.

Удивительна ее смелость: одинокая женщину в окружении немногих слуг направляется, чтобы встретить войско, состоящее из четырехсот человек, живших как изгнанники и отправившихся в этот поход, чтобы убивать! Но ее не заботила собственная безопасность.

Авигея поняла, что жизнь Навала в опасности. Без сомнения, этот человек не был достоин ее, и вряд ли она могла любить его. Но он был ее супругом, и голос долга приказывал ей защищать его, хотя бы это стоило ей жизни. Нет никаких сомнений в том, что быстрые действия Авигеи спасли жизнь всем слугам ее мужа, поскольку Давид и его люди собрались их уничтожить.

Спустившись в долину, она встретила отряд воинов во главе с Давидом, который шел мстить Навалу. Она услышала, как Давид рассказывает им о неблагодарности ее мужа и о том, как тот отплатил злом за добро. Она услышала, как Давид говорил, что еще до рассвета все, чем владеет Навал, и все, что есть в его доме, будет уничтожено.

«Когда же она, сидя на осле, спускалась по извилинам горы, вот, навстречу ей идет Давид и люди его, и она встретилась с ними. И Давид сказал: да, напрасно я охранял в пустыне все имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро. Пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и еще больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что́ принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене*» (1 Цар. 25, 20–22). (Под выражением «мочащегося к стене» подразумевается муж, вышедший из младенческого возраста).

Отвага Авигеи не сделала ее дерзкой. Она обратилась к Давиду со смирением. Увидев Давида, она поспешила сойти с осла и пала к его ногам. Она признала вину в связи с нанесенной обидой и попросила разрешения дать объяснения. В словах Авигеи мы видим ее благороднейший, чистейший характер.

Увидев Давида, она поспешила сойти с осла и, склонив до земли свое прекрасное лицо, сказала: «На мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои, и послушай слов рабы твоей. Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо, каково имя его, таков и он. Навал – имя его, и безумие его с ним («Навал» – безумный). А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал, господин мой; но пусть раба твоя скажет во уши твои, и выслушай слова рабы твоей!» (1 Цар. 25, 24–25).

Она уверила Давида, что Навал был безумцем. Затем она стала умолять. Она не осуждала, но явно заступалась за него прежде и вновь была готова взять на себя вину за его действия. Прося Давида простить безумный поступок ее мужа, в котором она не участвовала, и, предложив ему провизию, она отклонила Давида от его грозных намерений. Пусть человек, который борется за дело Господа, не мстит за собственное дело! Пусть он спокойно примет оскорбление от безумца и предоставит свою защиту Верховной Правде, намерения Которой исполняются не во времени только, но и в вечности!

Своей речью она обезоружила Давида. Она также предсказала ему, что он станет властвовать над Израилем и что душа его «будет завязана в узле жизни у Господа» (1 Цар. 2, 29). Авигея, как истинная пророчица утверждала, что слова Бога были правдивы и что Господь возвысит его: «Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый; ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою. Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа, Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею (Переводчик прекрасно передает образ исчезновения врагов Давида, уподобляя их погибель вылету камня из пращи.). И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя, вождем над Израилем» (1 Цар. 25, 28–30).

Авигея, признавая в Давиде будущего царя Израиля, умоляет его не пятнать руки кровью. «Когда Господь сделает сие добро господину моему, – прибавила она, – тогда вспомнишь рабу твою» (1 Цар. 25, 30–31).

После этих слов, в которых дышала нежность женщины, но слышалось также и эхо пророческой речи, гнев Давидов исчез, душа его возвысилась. Пред мыслью о Правде Божией, о которой ему напомнила Авигея, он понял ничтожество своих намерений мщения. Перед нежностью и добротой женщины, которая просила милости презренному супругу, он укорил себя за то, что хотел наказать своего оскорбителя. Авигея объясняет, почему Давид должен воздержаться от мести: Бог удерживал его от кровопролития до сих пор и в дальнейшем будет укреплять, и расширять его власть, не позволяя ему творить зло.

Другая мысль теперь занимала голову Давида: ведь он поклялся истребить весь дом Навала, и, если бы Авигея не помешала ему сдержать свою клятву, он умертвил бы вместе со своим врагом и эту прекрасную и благородную женщину. Его смущенный голос благословил в Авигее посланницу Бога, а в ее советах – пророческое вдохновение.

Ее мудрость, красота и достоинство покорили Давида, и он, приняв предложенные дары, благословил за нее Бога. «И сказал Давид Авигее: благословен Господь, Бог Израилев, который послал тебя ныне навстречу мне. И благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя. И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего, почтил лице твое» (1 Цар. 25, 32–35).

Ответ Давида Авигее был ответом царя. Во-первых, он поблагодарил Бога за то, что тот прислал ее, затем похвалил за хороший совет и за то, что она пришла. Он принял дары и отпустил с миром. Слова, сказанные при расставании: «я послушался голоса твоего и почтил лицо твое», содержат в себе обещание. Он обещал помнить ее, когда станет царем. Ни Давид, ни Авигея не знали в тот момент, что очень скоро встретятся снова.

***

Молодая женщина возвратилась к своему супругу. «Время молчать, и время говорить» (Ек. 3, 7), – написал премудрый Соломон. Мудрость Авигеи еще раз проявилась в ее отношениях с Навалом. Когда она вернулась из поездки, застала своего мужа все еще пирующим и пьющим. Время, чтобы рассказать ему, что она сделала, было явно неподходящим. «…И не сказала ему ни слова» (1 Цар. 25, 36) – так как в данное время это было бы бесполезно и даже вредно – принимая во внимание необузданный нрав Навала.

Наутро, когда он мог ее выслушать, она рассказала ему, от какой опасности избавила его дом. Трусливый, несмотря на грубость, Навал от ужаса был поражен параличом: «замерло в нем сердце его, и стал он, как камень» (1 Цар. 25, 37) (Это выражение – точное описание именно паралича).

Его зло обернулось против него же самого. Так Бог отомстил за Давида. А через десять дней «поразил Господь Навала, и он умер» (1 Цар. 25, 38).

«И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову. И послал Давид сказать Авигее, что он берет ее себе в жену» (1 Цар. 25, 39)...

Она приняла предложение Давида и сделала это со скромностью и покорностью. Посланцам его она поклонилась до земли и сказала: «Вот, раба твоя готова быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего. И собралась Авигея поспешно, и села на осла, и пять служанок сопровождали ее; и пошла она за послами Давида, и сделалась его женою» (1 Цар. 25, 41–42). Давид, расценивший смерть Навала как акт возмездия Господа, взял Авигею в жены. И это тоже была его победа над Навалом.

Авигея знала от Бога, что выходит замуж за царя, но ее дом был не во дворце. Она часто странствовала, однажды ее даже захватили враги Давида. В конце концов, после многих неприятностей они отправились в Хеврон, где Давид был помазан царем над домом Иудиным.

Хотя после женитьбы Давида на Авигее о ней почти не говорится в Священном Писании, но мы можем быть уверены, что она разделяла с Давидом все опасности, которым он подвергался от Саула и его людей и от соседних племен. Когда амаликитяне захватили Секелаг, Авигею взяли в плен, но Давид спас ее, победив врагов. После того, как Саул умер на поле сражения, они переселились в Хеврон, где Авигея родила Давиду сына, которого назвали Далуиа, или (евр. Килав или Даниэл) (2 Цар. 3, 3) (1Пар. 3, 1). О Далуии, кроме упоминания факта рождения, других сведений библейский текст не содержит.

В последующие годы их совместной жизни Давид, видимо, еще не раз говорил Авигее то, что он сказал ей при их первой встрече: «Благословен Господь Бог Израилев, который послал тебя ныне навстречу мне. И благословен разум твой» (1 Цар. 25, 32-33).

Авигея – одна из пророчиц Израиля. При встрече с Давидом Авигея произнесла пророчество о том, что Господь поставит его вождем над Израилем. Ум дан человеку для познания воли Бога. Авигея знала волю Божию о Давиде и предотвратила его неправильный поступок. Действительно, Бог послал Авигею, чтобы удержать его от кровопролития и сделать так, чтобы свершилась воля Божия, ибо право отмщения принадлежит только Господу: «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Евр. 10, 30; Втор. 32, 35).

Она охраняет и спасает от гибели своего мужа. Нередко женщины оказываются в таком же положении, что и Авигея, выйдя замуж за человека, подобного Навалу. Великая по уму и по сердцу супруга Навала была соединена с человеком, который не мог понимать ни возвышенности ее мыслей, ни благородства чувств. И, тем не менее, она, храня достоинство своего домашнего очага, в молчании переносит недостатки своего мужа, старается их исправить, подвергает опасности свою жизнь ради спасения своего виновного мужа. В этой нелегкой для несения ноши ее поддерживала вера в Бога и надежда на ту вечность, при памятовании которой бедствия настоящей жизни для верующей души исчезают «яко исчезает дым» (Пс. 67, 3).

Благодаря своей мудрости, благородству, кротости и по дару пророчицы Авигея направляет мужчин на путь правды Божией, ограждая их от неверных решений. Ева обезумила мужа; Авигея делает обратное, тем самым исправляя ошибку (грех) Евы.

Имя ее происходит от слова, означающего начало молитвы: «Бог Отец наш…».

Кроме того, имя «Авигея» можно перевести как «радость отца», или «мой отец радуется» или «источник радости». Знакомясь с историей Авигеи, мы можем представить, как Отец Небесный радовался, видя ее терпение и выдержку в совместной жизни с Навалом.

В «Книге притчей Соломоновых» читаем: «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (31, 26). Возможно Авигея была еще жива, когда Соломон писал эти слова. Авигея или подобная ей женщина послужили образцом, с которого был нарисован бессмертный портрет добродетельной женщины ветхозаветного времени.

Авигея – один из самых прекрасных и благородных образов библейских праведниц. Она являет нам прототип Евангельской женщины, как в ее семейных добродетелях, так и в ее духовных верованиях. Именно таким станет впоследствии идеал женщины-христианки.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.