Концепция тем атически центрированной интеракции (ТЦИ) Рут КОН (1912-2010) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Концепция тем атически центрированной интеракции (ТЦИ) Рут КОН (1912-2010)

2022-09-11 33
Концепция тем атически центрированной интеракции (ТЦИ) Рут КОН (1912-2010) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рут Шарлотта КОН была вторым ребенком в состоятельной еврейской семье и воспитывалась в строгости. Ее отец был банкиром. Она начала изучать нациоальную экономику и психологию в Хайдельберге и в Берлине перед началом Второй мировой войны. В 1933 году она бежала в Цюрих, где она продолжила обучение в области психологии и, одновременно с этим, изучила психоанализ у Медарда БОССА. Кроме того, она изучала педагогику, теологию, литературу и философию. В 1941 году она эмигрировала в Соединенные Штаты Америки. С 1965 по 1966 гг. она получила дополнительное образование в области гештальттерапии у Фрица ПЕРЛЗА и основала в 1966 году в Нью-Йорке и в 1972 году в Швейцарии семнары «Института живого обучения» (WILL) и Институт обучения, исследования и практики теменцентрированного взаимодействия (ТЦВ). 

 

Рут КОН, которая всегда считалась психоаналитиком, начала проявлять большой интерес к терапии приключения и гештальттерапии, что привело к тому, что она развила свое собственное представление о психоанализе, причем она, исходя из иерархично-причинной практики, стала позднее двигаться в направлении гуманистического движения. Ее основной целью была возможность сделать доступными многим людям результаты психоаналитической практики и, в особенности, обратить познания в области групповой терапии к сущности воспитания.

 

В ТЦИ речь идет о том, чтобы в форме психологической дидактики применять философские принципы гуманистического характера. Выражением этой установки являются «экзистенциальные постулаты бытия»:

 

а) Будь своим собственным хозяином

 Смысл первого постулата заключается в том, что нужно перенять ответственность за себя самого, способности в восприятии относительно своих мыслей, своих чувств и своего тела и принятие во внимание того, что не исключает волю к изменению. Также нужно взять ответственность за свой окружающий мир и способности к восприятию ожиданий, которые обращены к самому себе. Только я один несу ответственность за то, что и как я даю и беру.

б) У расстройств есть преимущество

Обычно под расстройствами понимается нежелательное или ненужное поведение или события, которые носят несколько неприятный характер. У Рут КОН совершенно иное представление о расстройствах. Они должны быть приняты как реальность, а, кроме того, должны быть возможности для их изменения.

 

В противоположность психоанализу, который пытается осознанно усилить расстройства, для того, чтобы таким образом лучше разрешить конфликт, КОН разделяет точку зрения гештальттерапевтов, которые ставят в центр немедленное противопоставление и переработку симптома переноса.

 

Для практического применения постулатов бытия КОН разработала динамический треугольник со следующими вершинами:

а) Я: личность отдельного человека

б) МЫ: группа

в) ОНО: тема группы

 

Этот треугольник заложен в шар, который представляет собой окружение, состоящее из времени, места и тех социальных, исторических и теологических данных, в которых встречается взаимодействующая группа. Эта структура является многосторонней, практической базой для работы ТЦИ-группы. Между факторами должен быть достигнут баланс, который и ведет к развитию.

 

Этот баланс не статичен, а достигается лишь в динамическом процессе. Руководителю приписывается задание: выдвинуть фактор треугольника, на который меньше всего обращено внимание, на передний план. При этом руководитель должен вести группу и следить за структурой, как относительно содержательно-практического обмена, так и относительно собственной позиции, что возможно лишь благодаря детальному планированию.

 

КОН считает свою работу не только психолого-педагогической, но и политической. Также как и ФРОММ, она считает, что политическое преобразование должно быть осуществлено по инициативе отдельного человека, а не целого класса, как диктатура пролетариата.

 

Учителю, таким образом, достается двойное задание: с одной стороны, изменить действующие системные структуры через организаторскую и политическую работу, а с другой стороны, повлечь за собой изменения в собственной учебной работе. Политика, педагогика и терапия объединяются в этом случае в одном человеческом облике, который помогает понять высокое искусство преобразования и политического прогресса людям, находящимся в равном отношении к себе самому и своему организму, а также в отношении к «Ты» и к миру.

 

 

КОН видит в учителе или терапевте кого-то, чьим заданием является управление. Она выступает также за «обладание авторитетом» как позитивную и необходимую форму. Члены группы могут, таким образом, на примере учителя познать собственное обладание авторитетом и чувство ответственности при обращении с ним.

 

В связи с переносом и противопоставлением руководителю подобает особое значение в групповом процессе: он рассматривается не таким, какой он есть на самом деле, а всегда лишь с позиции познаний и воспоминаний каждого отдельного члена группы. КОН считает, что обращение с феноменом переноса является существенным инструментом педагога.

 

Таким образом, руководитель должен следить за балансом между Я, Мы и Оно, а также идти во главе, являясь живым примером экзистенциальных постулатов.

 

Вспомогательные правила должны поддерживать работу ТЦИ-группы, прежде всего, в начале. Необходимо отметить, что они не являются диктаторскими принципами. Они должны структурировать коммуникативное поведение и являются переносом или операционализацией обоих постулатов.

 

  1. Раскрывай себя в твоих высказываниях, говори с помощью «Я», а не «Мы» или «Кто-то».
  2. Если ты задаешь вопрос, то скажи, почему ты спрашиваешь, и что для тебя значит твой вопрос. Высказывайся самому себе и избегай расспросов.
  3. Воздерживайся от интерпретации других так долго, как это возможно. Вместо этого высказывай твои личные реакции.
  4. У расстройств есть преимущество.
  5. Обращай внимание на то, что всегда только один член группы обладает словом, что он может высказаться, и ты должен к нему прислушаться.
  6. Наблюдай за сигналами, поступающими из твоего тела и обращай внимание на сигналы этого рода у других участников группы.

Вспомогательные правила не нужно абсолютизировать, они являются ценными только вместе с их философскими основами.

 

КОН длительное время придерживалась мнения, что ТЦИ не является терапией. Изначально ТЦИ была задумана как педагогическая концепция «живого учения». Позднее ей стало понятно, что концепция также, в своей сущности, является терапевтической.

 

КОН направила свой взгляд, прежде всего, на преобразование настоящего, а не на анализ неоконченных ситуаций. Таким образом, она проходит путь между традиционной терапией и традиционной педагогикой, для того чтобы использовать преимущества групповой терапии также и за рамками группы.

 

В то время как психотерапия служит именно разрешению расстройств, а точнее, приведению в действие расстроенных областей, педагогика хочет исполнить и расширить «свободный потенциал». ТЦИ-группа отличается от терапевтической группы характером лечения расстройств. Если в последней объявленные расстройства тематизируются членом группы, первая воспринимает такие и проживает их, но при этом возвращается к содержанию. Заданием руководителя и является структурирование и организация.

 

Чувства допускаются таким образом, как их принимает часть группы, и они являются равнозначной темой наряду с другими содержаниями. 

 

КОН осознает опасности тезиса «расстройства имеют преимущество», но она также знает и о возможностях и шансах для рабочего процесса, которые может иметь лечение расстройств.

 

Хотя на КОН оказали влияние экзестенциальная философия и феноменология, в данном случае нельзя говорить о прямом влиянии. Но все же, многое в ее концепции несет отпечаток экзистенциализма.

 

КОН в значительной мере отталкивается от «бытия в мире» ХАЙДЕГГЕРА. Отдельный человек представляет собой независимое целое, но он образует также и одно целое со своим окружением и условиями. Человек, который осознает свою зависимость и связанную с ней несвободу, может, таким образом, познать свою независимость и свободу, и даже расширить их.

 

Здесь также находит отражение и понятие «отношение Я-Ты» БУБЕРА. «Я» осознает себя в «Ты» другого или группы.

 

В итоге, аксиома «автономность и взаимодополнение» охватывает также и аспект настоящего. «Здесь и сейчас» выдвинуто на передний план, но должно всегда быть связано с прошлым и, прежде всего, рассматривать свое направление на будущее. Схожим с этим положением является понимание времени у ХАЙДЕГГРА и САРТРА.

 

 

Необходимость и возможность свободы решения содержит шанс изменить и расширить существующие границы. Парадоксом свободы является то, что она может раскрыться только через обусловленность общественной и всеобщей несвободы. Решение, использовать индивидуальное свободное пространство, человек должен встретить как основу гуманной ответственности.

 

 

Благоговение по отношению к живому и его развитию стремится к ценности гуманности. Необходимо придерживаться смысла жизни и ценностей, даже если противники встают на пути, и возникает опасность. Ценностный смысл должен быть схвачен, необходимость оценивающего решения должна быть познана, так как она, ввиду будущего, играет ведущую роль, для того, чтобы таким образом уберечь человеческую сущность от разрушения.

 

 

Разногласие КОН с психоанализом упирается в психолого-педагогическую концепцию, которая должна пойти на пользу всем общественным группам. Она подчеркивает, что при столкновении между людьми всегда существует тема, причем она совсем не оспаривает ценность столкновения. Совпадение людей, принимая во внимание оба фактора, личностный и материальный уровень отношений, должно способствовать осуществлению личностных и содержательных целей и ценностей. Об успехе заботится не только руководитель, но и каждый член группы. КОН рассматривает происходящее в группе в смысле ценности прошлого, настоящего и будущего, в который каждое отдельное «Я» вносит свою исключительность, заключающуюся в жизненном опыте индивида. Также как и экзестенциальные философы, КОН говорит о перенятии ответственности в целостном «здесь и сейчас». В этой ответственности она видит форму социального и этического обязательства.

 

Таким образом, психоаналитически обусловленной концепции КОН придает экзистенциально-философский поворот, что делает ее концепцию полезной для гуманистической психологии.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.