Гештальттерапия Фрица П ЕРЛЗА — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Гештальттерапия Фрица П ЕРЛЗА

2022-09-11 18
Гештальттерапия Фрица П ЕРЛЗА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 (1893-1970)

 

ПЕРЛЗ считается основателем гештальттерапии. По причине того, что он написал не очень много работ, сложно составить о нем целостную картину.

 

ПЕРЛЗ родился в 1893 году в Берлине в еврейской семье, в которой он был третьим ребенком. В его доме постоянно происходили ссоры между родителями. После сдачи экзамена на аттестат зрелости ПЕРЛЗ с 1914 года изучал медицину, но в 1916 году ему пришлось уйти на войну. Он потерял своего единственного друга и находился в состоянии глубокого кризиса. После войны он снова вернулся к учебе. Важное влияние на ПЕРЛЗА оказал Макс РАЙНХАРД, в экспрессионистском театре которого ПЕРЛЗ играл во время своей учебы. Он разделял его требование относительно правды и подлинности и был впечатлен тем, насколько интенсивно Райнхард работал с голосом, позами, мимикой и жестами. После сдачи государственных экзаменов в 1921 году он открыл в Берлине врачебную практику в качестве психиатра, но, несмотря на свою профессиональную стабилизацию, продолжал поддерживать отношения с деятелями искусства, относящимися к школе «Баухауз», а также со сторонниками левого политического движения. Он познакомился с философией Саломона ФРИДЛЕНДЕРА, которая оказала на него глубокое впечатление.

 

В 1926 году он стал ассистентом ГОЛЬДШТЕЙНА в институте для солдат с повреждениями головного мозга. Свое психоаналитическое образование ПЕРЛЗ начал в Берлине и продолжил затем во Франкфурте. В 1933 году он вместе со своей семьей уехал в Голландию, откуда он в 1934 году отправился в Южную Африку и там в Йоханнисбурге основал «Психоаналитический институт». В 1946 году он уехал в Нью-Йорк, где он вместе с Ральфом ХЕФЕРЛАЙНОМ и Полом ГУДМАНОМ написал свое фундаментальное произведение «Гештальттерапия», которое появилось в 1951 году. В 1959 году он был приглашен феноменологом Вилсоном ВАН ДУЗЕНОМ на западное побережье. В 1966 году его новой Родиной становится Калифорния. Отношение ПЕРЛЗА к ФРЕЙДУ было двойственным, так как он, с одной стороны, признавал его в качестве образца для подражания, а с другой стороны, резко критиковал его.

 

Наряду с логотерапией и экзистенциальным анализом Виктора ФРАНКЛА, гештальттерапия ПЕРЛЗА представляет собой третий тип, имеющий феноменологически-экзестенциальное основание. ПЕРЛЗ искал такое учение, которое бы не базировалось ни на каком ином. Решением для него и явилась гештальттерапия, так как он обнаружил, что образ неотделим от природы.

 

Под гештальтом здесь понимается некий образец или фигура, целостная организационная форма отдельных элементов. Природа человека должна состоять из таких целостных структур, а поэтому и может быть изучена и понята лишь внутри этих целостностей. Оттого понятие «образ» («гештальт») и включает в себя аспект целостности.

 

Формой существования человека является организм, биологический и социальный. Вся органическая жизнь функционирует по принципу гомеостаза, процесса, при котором организм удовлетворяет свои потребности в постоянном изменении степени уравновешенности и неуравновешенности.

 

Таким образом, наши действия вызываются потребностями, являясь индивидуальной реакцией на гомеостатический процесс. ПЕРЛЗ видит в организме тенденцию, характеризующуюся движением к уравновешенности в постоянной борьбе между самосохранением и развитием. Он устанавливает связь между гомеостазом и формированием образа. Каждый раз наиболее сильная потребность выступает с заднего плана в качестве фигуры, и весь организм подчиняется этой потребности. Если она удовлетворяется, то тотчас же с заднего плана в качестве фигуры выступает новая потребность. Так как заключение образа дает удовлетворение, а одновременное повторное открывание - фрустрацию, никогда нельзя придти к окончательному удовлетворению. Решающим является постоянное изменение между полями.

 

Во время процесса организм устанавливает контакт с самим собой и с окружающим миром. Вышестоящей целью является самосохранение и развитие. В смысловом и двигательном аппаратах у человеческого организма имеются две системы для связи с миром. ПЕРЛЗ требует холистический способ рассмотрения обоих этих систем. Гомеостаз и холизм являются врожденными тенденциями организма с целью самореализации.

 

 

ПЕРЛЗ, ХЕФЕРЛАЙН и ГУДМАН подразделяют личность на три подсистемы: я, оно и индивидуальность, из которых одна, каждый раз доминируя, появляется на заднем плане организма в качестве фигуры. Личность со своими тремя подсистемами служит установлению контакта в организме/окружающем мире-поле. Организм относительно своих различных систем (мыслей, чувств, тела) является одним целым. Каждое взаимодействие внутри этого единства является процессом контакта, который происходит на поверхностной границе в организме/окружающем мире-поле. Границей контакта является наиболее интенсивное место для встречи и обмена с окружающей средой относительно потенциального развития организма.

 

Граница контакта – это место, на котором напряжение между самосохранением и развитием достигает акта сознания  и обрабатывается тенденцией к восстановлению уравновешенности.

 

ПЕРЛЗ, ХЕФЕРЛАЙН и ГУДМАН различают четыре различные фазы процесса контакта:

 

1. Предконтакт: внутренние и внешние «неоконченные ситуации», то есть состояния излишка и недостатка вызывают границу контакта соответственно гомеостатическому принципу.

 

2. Завязка/установление контакта: волнения позволяют организму острее или проще смотреть на объектные фигуры, которые служат интеграции или ассимиляции неоконченных ситуаций или чего-то нового. При этом чувства не нарушают процесс познания, а поддерживают его. «Я» должно намеренно либо идентифицировать себя с волнением, либо отдалиться от него. Здесь важно не решение «за» или «против» фигуры, а решение в пользу конфликта как такового, так, как только таким образом фигура будет интенсивной, но также она будет и полной опустошения, и страданий. «Я» должно принимать решение, личность должна пережить и изменить конфликт. Переживание и проживание конфликтов является обязательной составной частью творческого приспособления. Конфликты как таковые должны иметь подтверждение. Здоровый организм колеблется между удержанием надежности и мучительным допуском себя к чему-то новому. Таким образом, личность может либо находиться в состоянии надежности, накапливая неоконченные ситуации, или может с оптимизмом отдать силы, рискуя крушением.

 

3. Осуществление контакта: осуществление контакта - это наивысшая точка процесса контакта, при котором достигается полное согласие между организмом и окружающей средой, а личность в какой-то момент становится фигурой практически без заднего фона. Личность обнаруживает саму себя. Здесь также возможны либо светлые обстоятельства, как например, счастье, или темные, например, отчаяние.

 

4. Постконтакт: последствие контакта снижается в организме. Ассимилированные элементы на момент исполнения контакта являются частью организменной саморегуляции. Любое творческое приспособление должно пониматься как успех «Я» и приводит к развитию.

 

Невроз является следствием прерывания описанного процесса контакта. Жизнь невротика больше не находится в плавном равновесии, а определяется постоянным самопрерыванием. ПЕРЛЗ, ХЕФЕРЛАЙН и ГУДМАН различают различные невротические расстройства в зависимости от того, в каком месте был прерван процесс контакта:

 

1. Конфлуэнция: прерывание контакта до первоначального волнения ведет к тому, что невротично конфлуэнтный человек не понимает изменений между такими ситуациями, при которых организм и окружающий мир должны действовать взаимосвязанно, и такими, при которых необходимо провести четкую границу между собой и окружающим миром. В какой-то момент он больше не осознает, что бы он хотел сделать, и как он от этого пострадает.

 

2. Интроекция: если прерывание наступает во время волнения, то собственный импульс заменяется другим импульсом из окружающего мира. Таким образом, индивидуальности добавляется что-либо чуждое ей. В этом случае развитие не может осуществляться, так как вся энергия тратится на то, чтобы прервать процесс контакта, «неоконченные ситуации» скапливаются и замедляют процесс контакта новых ситуаций. Кроме того, это приводит к расколу личности, причем не только из-за неоконченных ситуаций, но и вследствие того, что отдельные интроекты являются несовместимыми. Часто это приводит к тому, что внутренняя борьба невротика доходит до точки, где никто не может победить, а личность становится неспособной к развитию.

 

3. Проекция: здесь также идет речь о прерывании контакта во время установления контакта, а точнее, в момент завязки контакта. Если во время волнения возникает прерывание, то есть прерываются объектные отношения, то речь идет о проекции. Невротик не может распознать свободно парящее чувство фантазии и галлюцинацию как часть самого себя, а приписывает это вещам или людям из окружающего мира. Ответственность за аспекты нашей личности, которые мы считаем негативными, мы возлагаем на окружающий мир.

 

4. Ретрофлексия: в том случае, если прерывание происходит на стадии осуществления контакта, может произойти так, что энергия, которая направлена непосредственно против вещей или людей внешнего мира, направляется против себя самого, а точнее, невротик сам исполняет то, что он хотел бы получить от окружающего мира. Окружающий мир полностью нейтрализуется, «я» встает на позицию окружающего мира.

 

5. Эготизм: здесь также представлено прерывание во время осуществления контакта. Поведение, которое могло бы привести к развитию, прерывается в пользу повторного контроля, а точнее, перестраховки. На основе недостающей спонтанности и возрастающего контроля возникает столкновение с целью исключить неожиданное и внезапное. Следствием является то, что невротичный человек не может расстаться с восприятием себя самого.  

 

 

Все представленные невротические формы обладают определенными функциями и в «здоровом» процессе контакта. Если он протекает конструктивно, то они вполне могут способствовать развитию, являются даже необходимыми. Так, исключение несдержанного, каким оно представлено в эготизме, или проецированное обдумывание являются в определенных процессах необходимыми. Опасность кроется в одностороннем изображении, а точнее, в превосходстве, причем таким образом, что здоровый процесс контакта превращается в невротический.

 

Практикой гештальттерапии должно быть обнаружено, на какой стадии человек прерывает процесс контакта, и как он его прерывает. Если становится понятным, в какой фазе происходит прерывание, то с помощью средств гештальттерапии происходит «концентрация» именно на этом прерывании. Эмоциональное переживание значительно изменяется в процессе «концентрации»: в конфлуэнции невротиком ничто не осознается, в то время как в концентрации личность чувствует себя окруженной тяжкими обстоятельствами. В интроекции невротик переживает как норму то, что личность в процессе концентрации сочла бы инородным телом. В то время как в проекции у невротика все осязаемо стоит перед глазами, личность узнает в концентрации как раз пробелы в переживании. При ретрофлексии невротик усердно направляет внимание на то, где личность чувствует себя перешедшей в концентрацию. На стадии эготизма невротиком все осознается, в то время как личность при концентрации чувствует себя опустошенной.

 

ПЕРЛЗ исходит из того, что решение посетить терапевта  уже является актом творческого приспособления, так как оно осознанно. ПЕРЛЗ придерживается мнения, что «личность на сегодняшний день является невротичной личностью», так как всегда имеется выбор, принять участие в коллективном заболевании или стать здоровым и решиться, таким образом, на риск. Существенным отличием от аналитической формы терапии является то, что гештальттерапевты не анализируют, а интегрируют, понимают терапию как процесс становления.

 

Целью терапии является создание или воссоздание контакта с самим собой и с миром.

 

Гештальттерапия выделяет, в связи с этим, четыре принципа:

1. Здесь и сейчас:

Первым заданием гештальттерапии является приведение мыслей и чувств клиента в настоящее. Прошлое либо ассимилируется, либо продолжает существовать в форме «неоконченных дел». Будущее отделено страхом изменений. Однако мы совершаем каждое действие здесь и сейчас. Тот, кто находится в состоянии «сейчас», может не испытывать страх, так как волнение является непосредственным. У клиента должно получиться прожить свою сущность в настоящий момент времени.

 

2. Осознание (самосознание):

При самосознании речь идет об ослабленной форме внимания, при которой живой организм находится в контакте с самим собой и с окружающим миром. Клиент должен осознать себя, «как» и «что». В «что» клиент должен реализовать очевидную сущность чувств, объектов, процесса. В «как» он должен феноменологически описать, как он воспринимает это «что». Таким образом, фигура, находящаяся на переднем плане, рассматривается в отношении к заднему плану. Акцент на сознательности «что» и «как» в «здесь и сейчас» является основанием для исследования процесса контакта и прерывания этого контакта.

 

3. Конфронтация:

Основной целью гештальттерапии является осознанное столкновение с социальной и личностной реальностью. Признание персоны, которой человек является в действительности, является первым шагом к изменению, к развитию («парадоксальная теория изменения»). Следующим шагом является усиление контакта с актуальным кризисом до риска на скачок в неизвестное. Осознанный, глубоко волнующий страх превращается, таким образом, в шанс.

 

4. Отношение терапевт-клиент:

Терапевт должен обращать внимание на то, чтобы клиент, из-за отклонения в будущее или прошлое, не прерывал контакт в состоянии настоящего осознания с самим собой и своим окружающим миром. При этом терапевт не должен отвлекаться, а должен, если это необходимо, фрустрировать клиента, для того чтобы держать его в «здесь и сейчас».

Но терапевт остается человеком, он имеет право гневно реагировать и не должен полностью полагаться на терапевтическую технику. Защищенная ситуация бедствия должна быть создана с целью столкновения. Клиент должен быть приведен к ситуации самопомощи, за которую он сам является ответственным.

 

Наряду с восточной философией, на ПЕРЛЗА оказали сильнейшее влияние экзестенциальная философия и феноменология. Гештальттерапия занимается вопросами всей сущности человека в ее противоположностях: рождение и смерть, смысл и абсурдность, ясность и спутанность и так далее. Он как раз опирается на экзестенциальное понятие «заброшенность». Человек должен решать, хочет ли он перенять ответственность за свои поступки, остерегает ли он риск в будущем или познает откровенность, связанную с ответственностью. Использование особой абстрактности объясняет его внутреннюю близость с ХАЙДЕГГЕРОМ, несмотря на то, что он явно упоминает только связь языка и человеческой сущности.

 

Согласно ПЕРЛЗУ, язык предоставляет возможность индивидуальной идентификации, а также постановки себя на место других людей. В этом понимании ПЕРЛЗОМ человеческого «основного противоречия» присутствует влияние КИРКЕГАРДА и БУБЕРА. Индивид как личность противостоит человеку в его окружающем мире и обществе с помощью различных требований и претензий. Так как мы постоянно двигаемся в определенном индивидуальном окружающем мире, ПЕРЛЗ называет окружающий мир «со-мир»,который он понимает как постоянно изменяющуюся границу, на которой встречаются два человека.

 

Особый вклад ПЕРЛЗА в гуманистическую психологию заключается в развитии психологической концепции контакта.

 

1. «Контакт» как выражение экзестенциального способа бытия.

 

Жизнь человека осуществляется не в каком-то одном центре, например, духовном или телесном, а на границе «с» миром, на которой он живет на основании своего «бытия в мире» и «со-бытия». На этой границе контакта встречаются «я» и «ты», то есть, человек не освобождается от ответственности, когда попадает в общество людей, то есть «мы», а он должен сам реализовать свою ответственность с помощью экзестенциального выбора и решения. Таким образом, он осуществляет контакт в двойном отношении: как отдельное существо и как часть со-мира.

 

На основании феноменологического способа рассмотрения, ПЕРЛЗ приходит к целостному взгляду на человека. Человек рассматривается как единство тела, души и духа, а также как единство человека и окружающего мира. Бытие в мире становится систематичной максимой. Контакт состоится сначала в субъект-субъектном отношении.

 

Субъективности, в том числе, и в отношении интенциональности человеческого организма, придается большое значение.

 

2. Теория прерывания контакта

 

Важным для терапевтического основания является раскрытие и закрытие образов на границе контакта. Каждый раскрытый образ сталкивает индивида с его «заброшенностью». Напряжение между самосохранением и развитием достигается в равновесии, так что индивид каждый раз заново противостоит возможности и необходимости «экзистенциального выбора». Если человек решает не принимать решений, не вступать в контакт, то препятствующая «вторая натура» оставляет все дальнейшие процессы контакта. На место контакта и развития вступает избегание контакта и самосохранение. Это избегание также не само собой происходит в человеке, а он совершает его активно. Таким образом, для гештальттерапии важными являются вопросы, на какой стадии и каким образом был прерван процесс контакта.

 

Только когда «осознание самого себя», «самосознание» снова раскрываются, это может привести к восстановлению контакта. При этом важно, что терапевт должен оставаться «человеком», рассматривать себя как часть терапевтического процесса, так как только таким образом может быть оказана «помощь в самопомощи».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.