Помощь для самопомощи – концепция разговорной терапии Карла Р ОДЖЕРСА (1902-1987) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Помощь для самопомощи – концепция разговорной терапии Карла Р ОДЖЕРСА (1902-1987)

2022-09-11 27
Помощь для самопомощи – концепция разговорной терапии Карла Р ОДЖЕРСА (1902-1987) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возникновение и развитие разговорной терапии

 

Становление РОДЖЕРСА как основателя разговорной психотерапии

 

Карл РОДЖЕРС родился в 1902 году. Он воспитывался в пуританской консервативной семье, которая занималась сельским хозяйством. Вся семья тяжело трудилась. Религиозные и этические верования определяли мышление и поступки. Родители и дети соблюдали дистанцию друг с другом. Они разговаривали только тогда, когда это было необходимо, но тем не менее, о чувствах в семье не говорили никогда.

 

В своей статье «Разитие и современное состояние моих воззрений о межличностных отношениях» (Rogers, 1983) РОДЖЕРС подробно описывает, как жизнь в родительском доме определила его становление, как за время взросления и обучения он осознал, насколько он одинок и социально изолирован внутри семьи, и какие серьезные попытки для преодоления этого одиночества он предпринял, к которым в последствии прибегал в личной и профессиональной жизни.

 

Таким образом, он использует важные стадии своей жизни и обучения, чтобы больше понять самого ебя и отношения с другими людьми. Так, на основе своих размышлений он выстраивает рациональные отношения с окружающими. Он понимает, что отношения в дружбе и браке, когда люди делятся друг с другом самым сокровенным, не только являются возможными, но и обогащают людей. Он замечает, насколько важно разговаривать именно о тех элементах отношений, о которых не принято говорить, которые тревожат или не удовлетворяют.

 

Он пробовал изучать сельское хозяйство, затем теологию, и, в конце концов, посвятил себя изучению клинической психологии.

 

Особенно РОДЖЕРСА интересовала практическая клиническая работа в области консультирования по вопросам воспитания. Он старался собрать как можно больше сведений о клиентах. Его отношения с клиентами были прохладными и отстраненными, также как и отношения в родительской семье.

 

Изучая психоанализ, он все больше узнавал об индивиде, его детстве, различных степенях зависимости от других людей из его окружения. Отшлифованные тесты, длинные отчеты, скрупулезные диагностические интервью должны помочь лучше узнать клиента, а также выбрать наиболее подходящее лечение.

 

Во время учебы РОДЖЕРСА поразило теплое и участливое отношение одной из профессоров, он восхищался больше ее личностью, нежели ее лекциями, при этом не догадываясь, какое влияние это окажет на его дальнейшее отношение к клиентам.

 

Он начал свою деятельность, будучи членом «Центра помощи детям» в г. Рочестер, штат Нью-Йорк. Череда неудач – клиенты не соглашались с поставленными диагнозами, игнорировали рекомендации, не приходили на прием – заставила его подвергнуть сомнению свою позицию по отношению к клиенту, прислушаться к клиенту и положиться на его собственный выбор.

 

При этом он нашел подтверждение своим мыслям в выкладках ученика Фрейда Отто РАНКА, который учел в своей терапевтичекой методике способность клиента самостоятельно находить решения своих проблем.

 

Приобретенный в это время опыт сыграл значительную роль и для поздней деятельности РОДЖЕРСА:

 

• Доминирующее и авторитарное поведение в отношении клиента имеет кратковренный и поверхностный эффект.

• Клиент лучше всех знает, что его беспокоит, какие у него проблемы, и как он хочет жить.

 

РОДЖЕРС становится профессором в Государственном Университете Огайо. Здесь он разрабатывает свою личностно ориентированную разговорную психотерпию, значительно отличающуюся от прямого консультирования и психоаналитического лечения. В книге «Консультирование и психотерпия» (Rogers, 1942) РОЖДЕРС подробно представил свою методику широкой общественности, к книге прилагалсь дословная письменная запись психотерапевтической беседы, записанной на магнитофонную пленку.

 

В Университете Чикаго он пытался сформулировать свои воззрения относительно межличностных отношений и применять их в общении со студентами и коллегами. Также он проверял выдвинутые гипотезы, исследуя новую терапевтическую методику все более интенсивно.

 

В 1951 г. появилась его книга «Клиентцентрированная терапия» (Rogers, 1951), где он подробно описывает свой терапевтический метод, его философские основы, эмпирические исследования и теорию личности.

 

В 1954 и 1967 последовали исследования процессов и эффекта личностно ориентированной разговорной терапии. Позднее он расширил свою концепцию, включив в нее размышления о группах «О встречах групп» (Rogers, 1970)  1970 и о воспитании «Свобода учиться» (Rogers, 1969) 1969.

 

Личный опыт, который постоянно обогащался и определял его поведение как терапевта, он сформулировал слудующим образом:

 

• На моем опыте я убедился, что если я буду дейтвовать так, как если бы я был кем-то другим, а не собой, то это не будет иметь долговременного эффекта.

• Лучше принимать себя таким, какой ты есть, и внимательно прислушиваться к себе, оставаясь при этом самим собой.

• Для меня имеет большое значение, если я смогу позволить себе понять другого человека.

• Нужно открывать каналы, через которые другие люди смогут передать мне их эмоции, их «по-своему прочувствованный мир», это обогащает.

• Это очень значимо, принимать другого человека. (Rogers, 1961)

 

Три фазы развития разговорной психотерапии

 

Концепция разговорной психотерапии РОДЖЕРСА берет свое начало с 1940 года, первая публикация о ней «Консультирование и пихотерапия» вышла в свет в 1942 году. Приложение протокола магнитофонной записи одного терапевтического сеанса являлось первой сенсационной попыткой в истрии клнической психологии объяснить механизмы психотерапии методами эмпирического психологического исследования. В рамках дальнейшего развития разговорной психотерапии создаются теоретические системы феноменов, беспрерывно наблюдаемых в психотерапевтическом процессе. Эти системы заново проверяются на практике. Развитие теоретических соображений и их эмпирическая проверка понимаются как необходимый взаимно корректирующий процесс.

 

Результаты этого интенсивного исследования напрямую находили свое отражение в терапевтической праткике.

 

За сорокалетнюю историю разговорной психотерапии произошла значительная перемена в роли терапевта, а также в отношениях между терапевтом и клиентом.

 

Развитие, в целом, можно описать в трех фазах, которые – даже если и с разной акцентуацией – везде проявляют значительные сходные черты, описывающие терапевтическую концепцию:

 

• «Каждый человек имеет способность самостоятельно развивать свою личность, свои поступки и чувства – при имеющихся подходящих условиях, например, в терапии или других хороших межличностных отношениях – в направлении к зрелости и самореализации.

• Терапевтическая ситуация не должна ни в коем случае вызывать у клиента страх или тревогу.

• Стиль общения терапевта должен быть таким, чтобы он способствовал размышлениям клиента о себе самом, глубокому самопознанию и рефлексии поступков и переживаний.

• Терапевтическая ситуация должна представлять собой, по возможности, настоящую интерперсональную, то есть, межличностную встречу, на которой терапевт по отношению к клиенту выступает в искренней, теплосердечной и чуткой манере. При этом терапевт должен осторожно, но открыто рассказать клиенту о своем видении терапветической ситуации и своем личном опыте.» (Pavel, 1978)

 

Недирективная фаза

 

Ее временными границами являются примерно 1940 и 1950 годы. Цель терапевтической работы здесь – прежде всего, создать безмятежную, свободную атмосферу, в которой клиент самостоятельно – без наставляющих терапевтических методов – приходит к особому видению, что помогает ему верно оценить свои проблемы и предпринять попытку их решения. Терапевт сознательно отказывается от советов и указаний, - это отличало РОДЖЕРСА от принятых тогда методов терапии, - а воспринимает чувства пациента, о которых он говорит, старается тепло и участливо восринимать эмоциональное содержание высказываний клиента и отражать их, по возможности, без всяческих интерпретаций.

 

 

Клиентцентрированная фаза

 

Как превый период развития разговорной психотерпии был ознаменован первой книгой РОДЖЕРСА, так и второй период ее развития охарактеризовала вторая книга «Клиентцентрированная терапия» (Rogers, 1951), которая вышла в 1951 году. Этот период длился приблизительно с 1950 по 1967 год, пересекаясь с тертьим периодом примерно с 1957 года.

 

В центре внимания сейчас находится не терапевт и его когнитивное объяснение и видение проблем клиента, а субъективный мир самого клиента, воспринимаемый клиентом. Терапевт понимает клиента через эмоции, при этом безоценочное отражение чувств и теплые, искренние старания терапевта должны запустить процесс самостоятельной реорганизации в клинте. Одновременно была разработана теория личности. Эмпирическое исследование форсировалось, чтобы доказать и продемонстрировать эффективность разговорной терапии.

 

В исследованиях на передний план выдвинулось поведение клиента и изменения внутри него. Ключевое понятие – «концепция Я». По РОДЖЕРСУ задачей терапевта является помощь при перепрверке, корректировек при определенных условиях отвердевшей самоконцепции клиента, так, чтобы он смог воспринимать и интегрировать важные переживания в неискаженном виде.

 

Поведение терапевта по отношению к клиенту описывается тремя переменными:

 

• Человечные, искренние, не напускные реакции терапевта в разговоре с клиентом.

• Теплосердечное, не привязанное к условиям, принятие личности клиента.

• Эмоциональное пониманеи мира переживаний клиента и максимально точная вербализация его эмоциональных переживаний.

 

Эти основные переменные основательно исследовались посредством оценочных шкал и поэтому считаются эмпирически подтвержденными основными переменными терапевтического поведения.

 

В настоящее время в Германии деятельность РОДЖЕРСА продолжает ТАУШ, он ведет дальнейшую разработку теории и применяет ее на практике, в терапии.

 

Между тем, клиентцентрированное поведение терапевта является значимым и благоприятным фактором не только в рамках клинической психологии, но и в других сферах человеческого взаимодействия.

 

Личностно ориентированная фаза

 

Она берет начало в 1957 году и продолжаетя до сих пор. Акцент здесь однозначно ставится на отношениях и текущем процессе между терапевтом и клиентом. Описанные РОДЖЕРСОМ в 1957 году три основные терапевтические переменные: эмпатия (понимание), эмоциональная теплота и неподдельность считаются необходимыми условиями и дополняются разнообразными терапевтическими методиками. Наряду с эмпирическими исследованиями все больший интерес начинает представлять исследование терапевтических процессов. Исследуются терапевтические феномены, выдвигаются и проверяются гипотезы, которые формулируются не только в индивидуальных беседах, а все более на сеансах групповой, семейной терапии, при работе с группами людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психозами.

 

В этот период более точно определяются такие переменные, как эмоциональная теплота и искренность, а аткже в чем состоит их значение и содержательное наполнение.

 

В терапии остается нерешенным важный вопрос, удастся ли достичь того, что участник беседы (уже не клиент) в условиях интенсивнейшего межличностного взаимодействия приблизится к своим внутренним переживаниям, откроется себе, проанализирует себя.

 

По сути, подтвержается постепенно сформулированная и проверенная гипотеза, что индивид несет в себе невообразимый потенциал способности к самопознанию и изменению своей самоконцепции, установок и поведения, и что этот потенциал можно раскрыть, создав необходимые стимулирующие психологические условия.

 

Терапевт не просто отражет эмоции, о которых говорит клиент, он активный участник процесса. Терапия становится охватывающим терапевта и клиента процессом самопознания.

 

Теоретические размышления РОДЖЕРСА о разговорной психотерапии

 

Теоретические размышления РОДЖЕРСА охватывают, по сути, три тематических раздела: структура и развитие личнсти, здоровая и нарушенная личность, реинтеграция нарушенной личности.

 

Мысли о личностном развитии

 

Понятийная система рассмотрения личности, разработанная РОДЖЕРСОМ, не является статичной, он сознательно подвергает ее постоянным изменениям. РОДЖЕРС был поборником слудующего тезиса: терапия должна вырастать из теории, которая, в свою очередь, должна ответить на все вопросы практики. Его личный опыт оказал сильное влияние на теоретические концепции.

 

Он предварительно обобщил свое понимание личнсти в 1951 году в работе «Клиентцентрированная терапия» (Rogers, 1951)  в девятнадцати тезисах.

 

РОДЖЕРС исходит из представления особой, идеальной формы жизни, которая от природы является хорошей, положительной, реалистичной, надежной, свободной. «Первоначально развитая» личность воспринимает себя не объектом, с которым происходят события извне или внутри него, а как личнсоть, которая определяет саму себя.

 

1. Тенденция к актуализации

 

Основополагающий мотив в роджеровском видении человека базируется на естественном стремлении человеческого организма к росту, развитию, самореализации, говоря в терминах РОДЖЕРСА, к независимости и ответственности за себя и свои поступки.

 

Чувство собственной полноценности возникает у человека, когда он может удовлетворить свою потребность в самоуважении и социальном признании.

 

Как только будут предприняты попытки, перевести ранее отрицаемый опыт в сферу осознанного, человек ощутит угрозу, страх, и в действие введется механизм защиты, когда человек почувствует, что его самоуважение и его система ценностей подрываются от осознания несоответствия между концепцией «Я» и до недавнего времени отрицаемым опытом.

 

Задача терапевта – создать условия, в которых страх и защитная реакция клиента смягчатся, и станет возможным соответствие личности ее опыту.

 

В «Развитии личности» (Rogers, 1973) и «Свободе учиться» (Rogers, 1983) РОДЖЕРС представляет гипотетическую личность. Опыт, который человек приобретает посредством его чувств, это его реальность, даже, если его сознанию доступно не все из этого чувственно воспринимаемого мира. Образ, представление, которое человек составляет о себе на основе личного опыта, является концепцией «Я». Новый опыт, который противоречит концепции «Я», отрицается сознанием, то есть, по РОДЖЕРСУ, «не символизируется». «Целостно функционирующая личность» открыта для любого опыта, она не занимает защитную позицию, полна уважения к самой себе, а также она постоянно приобретает и интегрирует новый опыт.

 

2. Необходимые и достаточные условия для психотерапевтического процесса

 

В 1957 году РОДЖЕРС описал «необходимые и достаточные условия изменения личности посредством психотерапии». (Rogers, 1957) 

 

• Два человека (клиент и терапевт) вступают в контакт друг с другом.

• Клиент находится в уязвимом состоянии, его переживания и ощущения не совпадают с концепцией «Я». Если он осознает разлад с самим собой (неконгруэнтность), то его состояние можно охарактеризовать как тревожное напряжение.

• Терапевт безоговорочно – насколько это возможно – принимает клиента, независимо от того, что бы он ни делал, думал, говорил или чувствовал. Это условие может считаться выполненным, если клиент чувствует стимул интенсивно заняться своими ощущениями, не боясь потерять расположение терапевта.

• Терапевт, «прочувствовав» с помощью эмпатического понимания внутренние терзания клиента, сообщает ему собственное видение проблемы.

• Клиент воспринмает, хотя бы в основных чертах, положительное расположение терапевта и сообщение того, что терапевт понял из беседы с ним.

 

Очевидным становится интерактивный характер терапии, которая предполагает, по меньшей мере, зарождение отношений между клиентом и терапевтом. Терапевтически эффективные отношения возникают тогда, когда терапевт конгруэнтен и относится к клиенту с уважением и эмпатией, а клиент может принять и поддержать эти отношения.

 

Терапевтические переменные

 

В рамках разговорной психотерапии они могут называться по-разному, РОДЖЕРС их называет «вникающее понимание - эмпатия», «безусловное принятие и уважение», «подлинность терапевта».

 

Они считатся важнейшими признаками в отношениях между терапевтом и клиентом; по РОДЖЕРСУ – необходимыми и достаточными для изменения личности.

 

Вникающее понимание - эмпатия

 

РОДЖЕРС опеделяет вникающее понимание следующим образом: «Оно означает – зайти в мир восприятия другого и чувствовать себя абсолютно как дома. Каждую секунду оно направляет свою чувствительность на изменчивые чувства, текущие потоком в другом человеке, страх и ярость, нежность и смятение, или на то, что бы он или она ни чувствовали в данный момент. Это означает – временно войти в жизнь другого человека, двигаясь там осторожно, не вынося суждений; прочувствовать все те чувства, котоые едва ли осознаются им или ей, не пытаясь, однако, разоблачить эти неосознанные эмоции, так как это несло бы в себе угрозу для него или для нее. Вникание включает в себя сообщение собственных чувтсв помощника в рамках его собственного мировосприятия, тем более что он рассматривает эти элементы – на которые другой смотрит с тревогой – непредвзято и бесстрашно. Это означает – регулярно и вместе с ним/ней проверять точность восприятия помощника и идти за полученными ответами. Помощник становится для клиента надежным спутником в ее/его мире. Выявляя чувства в потоке его/ее переживаний, он помогает клиенту принять эту ценную связь со своим внутренним миром, полнее прочувствовать эти разные чувства и продвинуться вперед в своем переживании.

 

Быть вместе с другим человеком подобным образом означает, что помощник откладывает в сторону все свои воззрения и ценностные ориентиры, которых он обычно придерживается, чтобы войти в мир переживаний другого человека полностью свободным от предрассудков. В определнном смысле это означает, что помощник отводит свое «Я» на задний план. На это способна только достаточно стабильная личность, которая не потеряет себя в мире чужих переживаний, возможно, чуждом или странном, и которая сможет выйти из него, как только захочет.» (Rogers, 1976)

 

 

Эмпатия означает – понять переживания другого человека настолько полно и точно, как будто они были бы твоими собственными, и сообщить клиенту воспринятое. Функция вникающего понимания состоит в том, чтобы способствовать самопознанию и эмпатии клиента по отношению к себе.

 

 

Безусловное принятие и уважение

 

Безусловное принятие и уважение клиента (у ТАУША: уважение-тепло-забота) РОДЖЕРС определяет следующим образом: «Я предполагаю, что личностный рост и изменения в человеке наступают тогда, когда психотерапевту и консультанту удается занять теплую, положительную, принимающую позицию по отношению к тому, что происходит с клиентом. Это значит, что он уважает клиента как личность, испытывая такие же чувства, какие испытывают родители по отношению к своему ребенку, если они уважают его как личность, независимо от того, как он ведет себя в данную минуту. Это значит, что психотерапевт окружает клиента заботой, не занимая позицию обладания, при этом воспринимая клиента как личность с потенциалом развития. Это включает в себя открытую готовность принять клиента, неважно, враждебен он в данный момент или любезен, доверяется или подчиняется, уверен в себе или презирает себя. Это значит, ощущать любовь к клиенту, такому, какой он есть, при условии, если мы понимаем слово «любовь» в свете теологического понятия «агапе», а не в общепринятом романтическом, обладательно смысле. То, что я здесь описываю – чувство, которое не является ни патриархальной заботой, ни сентиментальностью, ни поверхностной любезностью. Это чувство уважения другого человека как самостоятельного индивида, без желания обладать им. Это симпатия, обладающая опредленной силой и интенсивностью, но не требовательностью. Это уважение челвека.»(Rogers, 1962)

 

Существенным компонентом безусловного уважения является по возможности лишенное предубеждений и предрассудков отношение терапевта к клиенту. Он обязан на время забыть свои собственные воззрения и оценки. РОДЖЕРС говорит о взаимосвязи между вникающим пониманием и безусловным уважением терапевта. Оба признака являются аспектами отношений между терапевтом и клиентом. Мера безусловного уважения, которое испытывает терапевт, является критерием меры эмпатии по отношению к клиенту. Уважение имеет терапевтический эффект только тогда, когда оно сопровождается пониманием. Терапевт должен осознавать, что именно он ценит в клиенте без всяких условий. Терапевт должен видеть свое отношение к клиенту с точки зрения взаимодействия, то есть, учитывая вероятное воздействие этого отношения на клиента. Тут необходим некоторый самоконтроль, об этом безусловном уважении не нужно сообщать клиенту сразу, ибо при определенных условиях клиент почувствует дискомфорт, так как он не сможет согласовать уважение терапевта и свою отрицательную концепцию «Я».

 

Неподдельность терапевта - конгруэнтность

 

Терапевтическая переменная «конгруэнтность» в отношениях терапевта и клиента описана у РОДЖЕРСА следующим образом: «В первую очредь, я считаю, что личностный рост возможен тогда, когда терапевт является тем, кто он есть на самом деле, когда он настоящий, когда он может принять те чувства и усановки, которые в данную минуту определяют клиента, без маски, фасада. Для описания этого условия мы используем термин «конгруэнтность». Под этим мы имеем ввиду, что терапевт распоряжается чувствами, которые его определяют на данный момент, он может чувствовать их осознанно, он может их прожить, в первую очередь, в отношениях, он может о них рассказать, ели это необходимо. Это значит, что он может встретиться со своим клиентом непосредственно лично, как один целостный человек встречает другого целостного человека. Это означает, что он является самим собой, не отвергая себя. Никто не может достичь полного состояния конгруэнтности, но тем не менее, если терапевт может принять то, что он воспринимает, если он прислушается к себе, и чем больше чувств в их сложности он может ощутить, не испытыая страха, тем больше степень его «конгруэнтности». (Rogers, 1962)

 

С одной стороны, быть конгруэнтным означает, что терапевт в любой момент может осознать свои эмоциональные реакции в работе с клиентом и использовать их для лучшего понимания клиента. С другой стороны, клиент начинает доверять терапевту, отбрасывая все сомнения, с этого момента он может открыто, искренне и беззащитно открыть свою жизнь для изменения.

 

Заключение

 

Разговорная психотерапия – это интерактивный процесс, специфическое отношение терапевта к клиенту. Терапевт пытается построить такие отношения с клиентом, в которых он сможет быть в высшей степени конгруэнтным, сможет испытывать к нему уважение и эмпатию. Уважение и конгруэнтность употребляются здесь не в общечеловеческом смысле, они обозначают терапевтические переменные, имеющие определнные функции. Это обязательное условие для эффективности эмпатии. Эмпатия и конгруэнтность влияют на способность терапевта испытывать уважение к клиенту. Терапевтические переменные не имеют никакого другого непосредственного эффекта, кроме изменения отношения клиента к самому себе.

 

Объектом исследования процесса являются признаки процесса, то есть, переменные в повдении терапевта и клиента, а также признаки их взаимодействия. Особый интерес представляет вопрос, какие переменные могут вызвать изменения в поступках и чувствах клиента.

 

Иначе говоря, как терапевт должен себя вести, какими признаками должно характеризоваться поведение клиента, а также над какими качествами клиента нужно работать, чтобы стало возможным его конструктивное изменение.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.