Н. П. Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б. Терешкова — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Н. П. Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б. Терешкова

2022-02-11 39
Н. П. Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б. Терешкова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предлагаемые в пособии материалы помогут педагогам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у дошкольников, формировать у малыша волевые качества, необходимые для продолжительной результативной работы, позволят проводить занятия легко, непринужденно, в игровой форме.

Предназначено логопедам, педагогам – дефектологам, психологам, воспитателям дошкольных учреждений, детских центров психолого - педагогического сопровождения, социальной поддержки и реабилитации,, учителям коррекционного обучения, может быть полезно студентам средних и высших педагогических учебных заведений, родителям.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕРТ0Й ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Как особый вид речевого расстройства стертая форма дизартрии

стала выделяться в логопедии относительно недавно - в 50-60-х годах ХХ века. В своей классификации нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанной на патогенетическом принципе, Р. А. Белова – Давид отграничила два вида: дислалию, связанную с функциональным характером нарушения, и дизартрию, обусловленную органическим повреждением центральной нервной.

Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е. Ф. Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симптоматика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП. Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дислалии, ни дизартрии.Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикуляторная диспраксия, органическая, центральная или усложненная – «затяжная» - дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартрические расстройства и др.) В дальнейшем в исследованиях Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартыновой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой, Л.В. Лопатиной и других эти нарушения стали обозначаться как стертая дизартрия или стертая форма дизартрии.

Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен О. А. Токаревой, по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи слабо автоматизируют их и дифференцируют. Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопроизносительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и неречевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций, В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Среди неблагоприятных факторов можно отметить: токсикоз беременности; хроническую гипоксию плода; острые и хронические заболевания матери в период беременности; минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода; легкую асфиксию; родовые травмы; острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распространенный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур головного мозга.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии.

Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стертых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, нарушении вегетативной нервной системы.

Г. В. Гуровец, С. И Маевская, Б. А. Архипов указывают на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничении объема движения глазных яблок.

В двигательной сфере у длиной категории детей наблюдается одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость. Исследователи отмечают замедленность, неловкость, недостаточность движений при относительной сохранности их объема, подчеркивая, что ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно с одной стороны.

Отметим, что общая моторика детей со стертой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики, нарушение которой, наряду с артикуляционной, определяется авторами как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии. IЛ. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, описывая нарушения ручной моториккиу этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А. В. Семенович указывает на грубые нарушения реципрокных и синергетических сенсомоторных координаций, обилие синкинезий.

Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций тройничного нерва (5 пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (7 пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (ХII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия вверх языка, гипер- или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IХ пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (1М11а), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка. Авторы также указывают на трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии. О. А. Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. По данным Г. В. Гуровец и С. И. Маевской, наиболее распространенные искажения — боковое, межзубное, смягченное произношение звуков.

Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые — мягкими. Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения (93,2 %), которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Менее выражены, по мнению авторов, у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или, наоборот, тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазаныым» интонационным рисунком.

Во многих исследованиях, посвященных изучению проблемы стертой формы дизартрии (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопаткна и др.), отмечается, что у детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и сиктезом, формировании фонематических представлений.

Дискуссионным является вопрос о механизмах фонематического недоразвития в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии. По данным исследований Л. В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Как отмечала Р. Е. Ленина, такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи. Таким образом, в современной дефектологической литературе фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Иной точки зрения придерживаются исследователи-нейропсихологи (А. В. Семенович, Л. И. Серова и др.). Они также считают, что нарушение фонематического восприятия, наряду с недостаточностью фонетической стороны речи, является одним из доминирующих симптомов при стертой форме дизартрии, однако оно обусловлено не звукопроизносительными расстройствами, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем.

Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина отмечают у детей со стертой формой дизартрии недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Одной из причин недостаточной сформированности грамматического строя речи у данной категории детей, по их мнению, является нарушение дифференциации фонем. Аналогичной точки зрения придерживается и Н. В. Серебрякова, которая указывает на наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии лексико-грамматического недоразвития речи и нарушений связной речи. Однако другие исследователи не соглашаются с данной точкой зрения (Р. И. Мартынова, Г. В. Гуровец и др.) и утверждают, что данные нарушения не являются обязательными, они могут проявляться при наличии определенных неблагоприятных факторов.

       Исследователи-нейропсихологи обнаруживают у детей со стертой формой дизартрии нарушение соотнесения слова-наименования и образа предмета. У части детей наблюдается несформированность и бедность самостоятельной речевой продукции, задержка становления обобщающей и регулирующей функции Слова.

Ряд авторов (Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина и др.) выявляют особенности формирования ряда высших психических функций и процессов у детей со стертой формой дизартрии: ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушения в установлении причинно-следственных связей.

Некоторыми исследователями (О. А. Красовская, А. В. Семенович и др.) выделены как типичные симптомы стертой формы дизартрии дефекты избирательности зрительной памяти, восприятия, пространственных представлений. Так, О. А. Красовская указывает на нарушения зрительного распознавания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений, нарушения симультанного гнозиса и недостаточность наглядного контроля. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, невозможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, размеров, неправильного расположения его в пространстве (поворот на 90 градусов). А. В. Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного восприятия (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию.

Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее некоторые из них (Р. И. Мартынова, М. П. Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии. Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова пишут, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку. По данным Р. И. Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфические ошибки.

Г. В. Чиркина также указывает на нарушения письменной речи у детей с этим дефектом: «Многие дети, поступившие в массовые школы, совершенно не могли усвоить программу первого класса».

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представлений, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стертой форме дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определенных условий, а также хорошо представлять влияние особенностей психического развития данной категории детей на формирование чтения и письма.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Анализ анамнестических данных показывает, что у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются осложнения как перинатального, так и натального, и постнатального периодов («цепочка вредностей»). При этом наибольший процент осложнений отмечается в пренатальном периоде.

Чаще всего невропатолог ставит таким детям следующие диагнозы: пренатальная энцефалопатия, постгипоксическая ишемическая энцефалопатия, геморрагическая энцефалопатия (гематома, геморрагическое пропитывание), гидроцефальный синдром (наружная, внутренняя гидроцефалия), гипертензионный синдром, гидроцефально-гипертензионный синдром, дистонические синдромы (гипер-, гипотоническая форма, переменная форма).

Раннее психомоторное развитие детей имеет легкую дисфункцию, формируется с незначительным запаздыванием от возрастных норм и диспропорционально: например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание. Наблюдается отсутствие или неправильность ползания (назад, вбок). Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями. Большинство детей до 1—2 лет наблюдаются у детского невропатолога, в дальнейшем, после 3—4 лет, ребенок снимается с диспансерного наблюдения. Раннее речевое развитие детей также может быть незначительно задержано. достаточно часто «выпадает» этап гуления, появление первых слов задерживается на 1—2 месяца, на 1—5 месяцев отстает от нормы появление фразовой речи. Отмечаются трудности введения новых слов в активный словарь, Овладения предлогами.

 

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, ТОНКОЙ И АРТИКУЛЯЦИННОЙ МОТОРИКИ

В первую очередь необходимо отметить грубые нарушения статической координации движений как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблюдается несоответствие между киинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта вплоть до полной невозможности выполнения заданных проб. Грубые дефекты выявляются при выполнении пробы на сложные (реципрокные) формы координации движений. Отмечаются следующие нарушения: рассогласованность движений, появление гипертонуса, вычурных поз (непроизвольные мышечные сокращения), синкинезии, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.

Артикуляционная моторика у детей со стертой формой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, вегетативные дисфункции (потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.).

Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений.

Здесь может наблюдаться следующее:

1. Невозможность вытянуть губы вперед — вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.

2. Асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остается неподвижной или совершает минимальное движение.

З. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким (то есть склонность языка к постоянному сужению).

4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта.

5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта — ребенок не может удержать зык горизонтально.

6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.

7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой («как бревно»); кончик языка не выражен.

8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык — наблюдается его дрожание, хаотичное подёргивание мышц, свидетельствующее об их слабости.

9. Склонность к удерживанию языка во рту «комком». Этот «комок» будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот.

 

СОСТОЯВИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

У старших дошкольников со стертой формой дизартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще трудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Может отмечаться назализованный оттенок речи. Речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, Темп речи замедленный или ускоренный.

Звукопроизносительные расстройства, как правило, имеются у детей данной категории. Это, прежде всего, нарушения двух и более звуков (групп звуков). Наряду с этим отмечаются как нарушение одного звука (группы звуков), так и нормально сформированный звуковой строй речи. В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений по сравнению с малым числом замен.

Преобладающими являются антропофонические (фонетические) дефекты в виде свистящего, шипящего, межзубного, губно-зубного сигматизма, горлового и бокового ротацизма, двугубного ламбдацизма. Характерным для многих детей является смягчение согласных звуков из-за подъема спинки языка. У всех детей «смазанность» звукопроизношения возрастает в речевом потоке. Таким образом, расширение контекста, степень его лингвистической трудности, знакомости детям, насыщенности изучаемыми звуками и др. вызывают значительное увеличение числа ошибок при произнесении звуков всех фонетических групп у детей с дизартрией.

 

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТЯЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер, так как собственная «смазанная» речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Все дошкольники со стертой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координаций. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок.

Звукослоговой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка,

камень ребенок, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов: в слове шар первый звук — [р].

Затруднено сравнение слов по звуковому составу — определение количества звуков в слове и нахождение 2, 3, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — н, о, с.

Практически невыполнимыми для дошкольников со стертой формой дизартрии оказываются пробы на добавление Звука в начале и середине слова, замены звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове. Синтез слов из звуков и слогов осуществляется детьми данной категории достаточно успешно, нарушения выявляются лишь при синтезе слов из 4—5 звуков со стечением согласных, также отмечаются реверсы слов («ток» — «кот»). Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только собственно фонематического звена, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения проб дошкольниками со стертой формой дизартрии.

 

СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В активном словаре детей представлены все части речи. до- школьники владеют обобщающими понятиями, легко образуют новые слова (сон — сонный), правильно согласовывают их.

Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации Нужного слова и использовании вместо него слова, близкого по значению. Например, у Яны К., 6 лет, зафиксированы следующие замены: «кусты» — деревья», «сеть» — «удочка». У Насти Т., 6 лет: «солдаты» — «матросы», «рюмка» — «бокал». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентного периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит анатомический характер (ребенок не может соотнести образ предмета со словом – наименованием).

Существенные трудности для дошкольников со стертой формой дизартрии представляет порядок называния времен года, суток, дней недели. Однако поскольку дети знают признаки, правильно их соотносят, можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных представлений, формирующихся и в норме значительно позже (ко 2, 3 классам).

В целом, характеризуя особенности лексики данной категории детей, необходимо отметить обедненность самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и легкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функции речи.

Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, однако изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространственных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических конструкций.

У части детей со стертой формой дизартрии встречается лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребенка. Типичными проявлениями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются и вышеперечисленные особенности лексико- грамматической стороны речи. Таким образом, выделяется группа детей со стертой формой дизартрии, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития.

 

СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дошкольники со стретой формой дизартрии адекватно используют вербальные средства. Рассказ оформляется грамматически правильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы.

При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стертой формой дизартрии, в отличие от нормы, рассматривают картинку, придерживаясь направления, справа налево и/или снизу вверх, то есть у них отчетливо проявляются оптико – гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ перечислением отдельных деталей, например: «Женщина с мальчиком смотрят. Мужчина бежит. Мальчик упал. Мальчик тонет...». В других случаях они ограничиваются иитерпретацией по одному фрагменту или составляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки.

При составлении рассказа по сюжетной серии (если последовательность картинок не определена взрослым) наблюдается аналогичная картина. Приведем рассказ Иры 3., 6 лет: «Аист прилетел и всех рыб поел. А здесь лягушки рыбу ловят. А здесь они делают приспособление для ловли рыб на дереве. Нет, не так. Лягушки - спасатели поймали аиста и заставили его отпустить рыбку. Потом они сделали капкан для аиста. Рыбки жили спокойно и дружили с лягушками». Видно, что у девочки имеется инверсия вектора (справа налево) и фрагментарность зрительного восприятия. Ребенок сумел обобщить события, хотя и неправильно их интерпретировал.

Рассказ по серии сюжетных разрезных картин, когда дети имеют возможность самостоятельно их раскладывать, значительно успешней. Несмотря на то, что многие дети выкладывают картинки справа налево (порядок 3, 2, 1), последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы.

У части детей со стертой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразвития речи. Им требуется развернутая помощь логопеда в виде наводящих вопросов. Отмечается неточное, буквальное или искаженное понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бедность словаря, неадекватное использование речевых средств, множественные грубые аграмматизмы, трудности (вплоть до невозможности) составления рассказа по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего недоразвития речи.

 

СОСТОЯНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Описанные выше особенности можно наблюдать при выполнении задания на опознавание «химер». Дети называют одну составляющую часть изображения, чаще правую или нижнюю, обнаруживая тенденцию к сужению объема восприятия и левостороннему игнорированию. Например, изображение «гусеница — бусы» опознается как «бусы»; «веник — букет» — как «букет».

Несравненно более грубые нарушения выявляются в оптико- конструктивной деятельности. В норме все компоненты пространственных представлений достигают взрослых нормативных показателей к девяти годам, и у шестилетних детей имеются все предпосылки к нормальной оптико-конструктивной деятельности. Однако у старших дошкольников со стертой формой дизартрии при копировании фигуры Тейлора отмечается пофрагментарная и хаотичная стратегия деятельности. Рисунок воспроизводится либо без ясной последовательности действий, либо по элементам — фрагментам. У детей отмечаются метрические ошибки: изменение пропорций, растяжение или сокращение фигуры; структурно – топологиеские ошибки: разрушение целостного образа фигуры, смещение фрагментов относительно друг друга, несовпадение линий и точек пересечения. Для всех дошкольников с данным дефектом характерно обилие координатных ошибок. Они проявляются в воспроизведении рисунка справа налево, неправильном расположении фигуры и/или ее фрагментов в пространстве, реверсе (повороте) целой фигуры и/или ее фрагментов на 90,реже на 180 градусов. У значительной части детей отмечается тенденция к левостороннему игнорированию, которая проявляется в «пренебрежении» левой половиной листа при копировании рисунка, воспроизведении только правой части фигуры.

 

СОСТОЯНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

У старших дошкольников со стертой формой дизартрии объем и прочность запоминания относительно сохранны. В большинстве случаев для воспроизведения необходимого количества слов требуется не более трех предъявлений стимулов (слов или фигур). При относительной сохранности отсроченного воспроизведения отмечается дефицитарность непосредственного воспроизведения. Грубо нарушены процессы избирательности: не удерживается эталонный порядок слов, фигур, большой объем литеральных и вербальных парафазий и параграфий. При выполнении пробы «2 группы по З слова» обнаруживается большое количество замен слов близкими по звучанию («игла» — «игра», «дом» — «том»), асемантичных замен («дом» — «дон», «пирог» — «пиро»). Отмечается замена слов близкими по смыслу словами («пирог» — «торт»). Характерно повышение смыслообразования запоминаемого материала, в основе которого также лежат дефекты фонематического восприятия. Например, Денис Г., 6 лет, запоминает группу слов «ночь, игла, пирог» как «ночь клала перо», а Ксения Ч., 5,5 лет, — группу слов «дом, лес, кот» как «в дом влез кот».

Отмечаются координатные нарушения в виде реверса фигур на 90, реже 180°. При воспроизведении фигур детьми используются смысловые знаковые опоры (тенденция к речевому опосредованию). Например, Милана Ф., 6 лет, при запоминании использовала следующие смысловые опоры: крест с мушкой, сосулька, карман, четверка, лифт, молния.

 

ДИАГНОСТИКА СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ

В предлагаемой методике обследования сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, А. В. Семенович и др.) для оценки состояния высших психических функций.

Исследование состоит из трех разделов:

— анализ анамнестических данных, результатов неврологического обследования, объективных физиологических показателей (при наличии таковых);

— обследование состояния высших психических функций и процессов (включает 8 серий);

— обследование состояния чтения и письма у младших школьников.

 

Раздел I.ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ

АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Анамнестические сведения собирают со слов родителей и с использованием медицинской карты ребенка. Особое внимание обращают на вредности пренатального, натального и постнатального периодов, моторное и речевое развитие ребенка, особенно до года. Важно учитывать, каким образом ребенок включен в систему социальных взаимоотношений, которые оказывают влияние на его развитие в целом. Следует внимательно изучить данные неврологического обследования и объективных исследований, если таковые ранее проводились. Если ранее ребенок не был обследован, желательно направить его к неврологу и на электроэнцефалограмму.

 

Раздел 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПРОЦЕССОВ

Второй раздел включает восемь серий методик для исследования высших психических функций и процессов, нарушенных у детей со стертой формой дизартрии. После описания каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок. Система оценок строится с учетом того, что у каждой психической функции и функционального звена в онтогенезе есть своя программа развития и что в детском возрасте существуют периоды стабильности и уязвимости отдельных функций. Общим для всех методик является четырехбалльный характер оценки. Балльные оценки определяются на основе шкалы: 4 балла — высокий уровень, 3 балла — средний, 2 балла ниже среднего, 1 балл — низкий уровень. Основанием для оценки служат нормативные данные по развитию речевых и неречевых функций, разработанные сотрудниками лаборатории нейропсихологии ИНХ им. акад. Н. Н. Бурденко (под руководством Л. И. Московичюте), Л. С. Выготским, Л. А. Венгером и др.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.