Устранение аномических проявлений в речи. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Устранение аномических проявлений в речи.

2022-02-11 24
Устранение аномических проявлений в речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Общедвигательная сфера

 

Воздействие на ребенка на сенсомоторном уровне с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций и процессов. Поэтому в начале коррекционной работы желательно отдать предпочтение этому направлению, что позволит создать предпосылки для последующих этапов работы. Коррекция общедвигательной сферы детей с отклонениями в развитии изложена в книге А В. Семенович. Методологически эта работа опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Методически представляет собой адаптированный к детскому возрасту вариант базовых телесно ориентированных, кинезиологических, театральных и иных психотехник, адаптированных к детскому возрасту. Логопедам можно рекомендовать использовать данную методику с большой осторожностью, поскольку они не обладают полноценными знаниями в сферах неврологии, нейропсихологии, психофизиологии и не всегда смогут с достаточной уверенностью оценить последствия ее применения. Поэтому в работе по данному разделу желательно участие нейропсихолога.

Одно из средств воздействия на двигательную сферу ребенка в комплексе методик при стертой дизартрии — логопедическая ритмика. данный вид работы может проводиться учителем - логопедом совместно с музыкальным руководителем или самим учителем-логопедом при владении музыкальным инструментом или с использованием ТСО.

Задачи здесь следующие: подавить патологические двигательные реакции ребенка; улучшить координацию движений элементы основной двигательной деятельности; улучшить общую двигательную активность ребенка; помочь ребенку научиться управлять своими мышцами, регулировать мышечный тонус.

Логоритмическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода.

Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами. В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят движение, слушая указания педагога. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.

Во втором периоде для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам, следам, ходьба на носках, пятках, на полной ступне.

В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление двигательных навыков. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами, игры-драматизации.

Для развития статической координации движений общей моторики следует использовать упражнения и игры на тренировку опороспособности и равновесия с музыкальным и речевым сопровождением. Музыкальный аккомпанемент подбирается там образом, чтобы способствовать активизации внимания и не допускать эмоционального перевозбуждения. В связи с этим выполнение упражнений детьми сопровождается мелодичной, ритмичной, негромкой музыкой медленного и среднего темпа. Двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям, часто употребляемым в жизни.

Например, можно использовать такие игры, как «В зоопарке», «В лесу», «На лугу». В них ребенок застывает в определенной позе, изображал какое-либо живое существо:

• «заяц»— положение на корточках, руки около головы подняты вверх;

• «цветок» — стоять на двух ногах, руки подняты верх и слегка разведены в стороны;

• «медведь» — ноги и руки широко расставлены в стороны;

• «аист» — стоять на одной ноге, развести руки в стороны и т. п.

Развитие динамической координации крупной моторики осуществляется в упражнениях и играх, представляющих собой комплексы специально организованных движений и физических упражнений со значительным общим воздействием на организм.

Ходьба я вляется естественным видом движения и вместе С Тем достаточно сложным по координации.

При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. У детей с дизартрией отмечается нарушение координации движений во время ходьбы, они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость, замедленность движений. Чтобы формировать устойчивость, умение ставить ноги ближе к серединной линии, приподнимать их при ходьбе используются упражнения в перешагивании через предметы: палки, канаты, кубики... Тренировка устойчивости позволяет направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами.

Предлагаются следующие виды ходьбы:

— ходьба стайкой;

— ходьба по дорожке;

— ходьба по кругу друг за другом;

— ходьба парами;

— чередование ходьбы по одному и парами;

— ходьба с остановкой по сигналу;

— ходьба приставным шагом;

— ходьба с высоким подниманием колена;

— ходьба с носка;

— ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы;

— ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через препятствие;

— ходьба с обхождением препятствия;

— ходьба «скользящим» шагом, имитирующая движение на лыжах и на коньках;

— ходьба «топающим» (дробным) шагом

— ходьба с ускорением и замедлением темпа;

— ходьба с перестроениями.

«Дедушка и внук» (муз. И. Арсеева). Дети показывают, как идет дедушка и как весело бежит и прыгает внук.

· «В гости» (И. Арсеев). Дети делятся на три группы и садятся в разных местах зала. 1-я ч. «Пешком» — первая группа детей идет ко второй и приглашает ее пойти в гости, а те предлагают всем поехать на велосипедах. 2-я ч. Велосипед» — дети бегут к третьей группе и приглашают на прогулку. 3-я ч. «На машине» — все решают ехать на машине («топающим» шагом).

Различные виды ходьбы могут сочетаться не только с музыкой, и со словом. Например, ходьба с ускорением и замедлением темпа сочетается с проговариванием текста:

Зашагали ножки прямо по дорожке,

Всё быстрее зашагали и нисколько не устали,

А теперь всё тише, тише зашагали ножки

И остановились около дорожки.

Маршировка с высоким подниманием колена:

Раз-два, левой — правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Раз-два, левой правой,

Марширует бравый наш отряд.       В. Лунин

 

«Топающий» шаг:

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные,

Все такие разные.

Бег — автоматизированный моторный акт, при котором в быстром темпе четко координируются движения рук и ног. Как и ходьба, бег может использоваться на каждом занятии. И от занятия к занятию ребенок осваивает всё более сложные его виды. В процессе совершенствования бега у детей с дизартрией воспитывается умение придавать движению нужную динамическую выразительность: чем больше ребенок при беге, поскоках и других движениях выносит корпус вперёд и чем активнее он работает руками, тем устремлённое, целостнее делается движение. Поэтому важно развивать умение пользоваться маховыми движениями рук.

Умение начинать и заканчивать ходьбу и бег точно с началом и окончанием музыки, переключаться с ходьбы на бег и наоборот способствует более четкой переключаемости движений артикуляционного аппарата.

«Моя лошадка» (А. Гречанинов). 1-я ч. — идут, высоко поднимая ноги, оттягивая носок, подняв округленные руки перед грудью (держат уздечку); 2-я ч. — легкий бег.

«Лиса» (М. Мильман). Дети бегают под музыку, как лисичка (образное восприятие музыки).

«На лошадке» (В. Витлин). Дети бегут, высоко поднимая ноги, по возможности оттягивая носок поднятой ноги, раскрывая характер музыки.

Тренировка общих двигательных навыков осуществляется сериями по 3—5—8 движений. Игровой материал подбирается в определенной последовательности: сначала только с музыкальным сопровождением, затем с речевым, с музыкальноречевым.

Сначала предлагается чередовать активные движения со статическими позами («Море волнуется», «День и ночь», «Магазин игрушек»). В такой игре дети принимают определенные позы в присутствии «продавца» и свободно двигаются, когда он отворачивается. Более сложными являются задания, в которых требуется чередовать активные движения разного характера («Птичка клюет зернышко», «Прыг, стоп, хлоп»).

«Прыг, стоп, хлоп». Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «прыг» они подпрыгивают, на сигнал «стоп» — останавливаются, на сигнал «хлоп» — продолжают идти и хлопают в ладоши.

. «Сорви цветок». Дети спокойным шагом идут по кругу, на акцент в музыке приседают, срывают цветок и идут дальше.

«Лягушки и аист» (рус. нар. мелодия «Под яблонькой зеленою»). 1-я ч. «Лягушки» — дети прыгают, изображая лягушек; 2-я ч. «Аист» — стоят на одной ноге, изображая аиста.

«Покажите руки». 1-я ч. — поскоки по кругу; 2-я ч. — протянуть руки вперед, показать ладошки и спрятать их за спину (хорват. нар. мелодия, обр. В. Герчик).

Особое внимание уделяется упражнениям, выполнение которых регулирует характер музыки. Например, в игре «Река и ручейки» лиричные музыкальные отрывки сопровождаются плавными движениями, имитирующими движения пловца — «реку» надо переплыть; музыкальные отрывки, имеющие подвижный характер, сопровождаются прыжками — через «ручей» можно перепрыгнуть.

Для развития общих движений рук, ног, туловища проводятся безречевые игры: собрать — разобрать пирамидку, (матрёшку) сначала под замедленную музыку, затем в более ускоренном темпе.

Более сложная координация движений. Правая рука делает движения ножа сверху вниз, левая — от себя и к себе, согнуть локоть и поставить руку перед грудью. (Делать эти движения поочередно правой и левой рукой; менять движения рук одно на другое; делать их одновременно.)

Протянуть руки вперед ладонями книзу, повернуть их ладонями вверх (одновременно, по очереди вращать их, меняя положение на другое; то же можно с движениями рук в стороны).

Правую руку в сторону, вытянуть ее ровно, как полочку. По очереди правая рука опускается, левая — поднимается.

Руку в сторону, руку к плечу; руку на бедро, руку вниз, руку за голову.

Постепенно водятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами...).

Вначале предлагаются движения с воображаемыми предметами. Подбрасываем мяч, и вдруг — упал (руки свободно падают вдоль туловища).

Затем даются настоящие предметы. Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и плавность.

· «Игра с обручем». Играющие стоят в двух шеренгах. Первые начинают перекатывать обруч вдоль шеренг. Последние в шеренгах ловят обручи и бегут с ними вперед. Передают обруч и т. д.

«Передача платочка (куклы)». 1-я ч. музыки — дети передают платочек (куклу) друг другу, 2-я ч. — тот, у кого оказался платочек (кукла), пляшет с ним, остальные хлопают.

«Послушный мяч». Дети лежат на ковре, вытянувшись на спине. Между ногами у них зажат мяч. Нужно перевернуться на живот, не выронив мяча.

Упражнения на координацию движения и речи представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища. В стихотворении должна быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Учитывается возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

Раз присядка, два прыжок (приседают, подпрыгивают).

Это заячья зарядка (изображают зайчика).

А лисята, как проснутся (потирают кулачком глаза),

Любят долго потянуться (потягиваются),

Обязательно зевнуть (зевают),

Рыжим хвостиком махнуть («виляют хвостиком»).

А бельчата — спинку выгнуть (прогибают спину)

И легонечко подпрыгнуть (подпрыгивают).

Ну а мишка косолапый (изображают медведя, раскрывая руки)

Широко расставив лапы (расставляют шире ноги),

То двумя, то всеми вместе (топают ногами)

Долго топчется на месте.

Вот как все зверятки (хлопают)

Делают зарядку (разводят руки).

 

Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу (движения).

Локти согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу (выполняются)

Плавно руками помашем. Это к нам птицы летят (по тексту).

Как они сядут — покажем. Крылья сложили назад.

 

Мы снежинки, мы пушинки (наклон головы вправо и влево),

Покружиться мы не прочь (поворот вокруг себя).

Мы снежинки-балеринки (наклоны туловища вправо и влево),

Мы танцуем день и ночь (приставной шаг вправо и влево).

Мы деревья побелили (поднимание и опускание рук),

Землю бархатом укрыли (приседание с разведением рук)

И от стужи сберегли (разведение рук через стороны вниз).

Хороводы, игры с пением, мелодекламация дают возможность детям со стертой дизартрией развивать моторику артикуляционного аппарата, общие двигательные навыки, слухопроизносительные дифференцировки. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения. Музыка же влияет на повышение качества исполнения движений, улучшается выразительность, ритмичность, четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Игры с пением: «Ежик и мыши» (муз. М. Красева), «Горошина» (муз. В Карасевой), «Мяч» (муз. Ю. Чичкова). Инсценировка песни «Что нам нравится зимой?» (муз. Е Тиличеевой). Игра - драматизация «Теремок» (обр. Т. Попатенко). Для детей более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.

* Чтение стихотворения С. Маршака «Мяч» (муз. сопровождение в размере 2/4, темп быстрый).

* Чтение стихотворения. А. Барто «Барабан» (муз. сопровождение — Е. Тиличеева «Марш»).

* Мелодекламация под мелодию рус. нар. песни «Ты, береза...»:

Ах, березка, зелена, кудрява!

Ах, березка, выросла на славу!

Ай-люли, ай-люли, выросла на славу!

У березки дети расплясались,

На березку все залюбовались.

Ай-люли, ай-люли, все залюбовались!

Ветерок по лесу пролетает

И березку белую качает.

Ай-люли, ай-люли, белую качает.

Так как у детей со стертой дизартрией с большим трудом устанавливаются двигательные связи, дети испытывают трудность в удержании артикуляционных укладов, необходимо включать упражнения для развития двигательной памяти. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем готовность действовать определенным образом в определенной обстановке. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания: его устойчивости, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Подбираются упражнения, состоящие из серий последовательно повторяющихся движений (сначала из 2—3, потом из 5—6): «Роботы», «Зеркало», Обезьянки», «Регулировщик», «Умное эхо», «Тень» (стоят парами один сзади другого). Задания в этих играх примерно одинаковые: одна шеренга показывает серию движений, другая - повторяет. Вначале действия выполняются синхронно или сразу после показа, в дальнейшем задания усложняются, нужно запомнить несколько действий и только потом их повторить («Опаздывающие зеркала»).

Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Особое внимание надо обращать на детей, которым мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряженность. Это свойственно почти всем детям со стертой дизартрией. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, учить детей делать движения с полной амплитудой, четко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы. Прежде всего, это достигается с помощью воздействия динамических контрастов в музыке. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием.

• В положении стоя дети выполняют легкие движения флажками, опустив руки вниз перед собой; под громкую музыку выполняют сильные взмахи над головой. («Польская народная мелодия».) Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков.

• На громкое звучание музыки дети идут по кругу, хлопая руками, на тихое — останавливаются, прячут их за спину.

Для того чтобы нервно-мышечный аппарат четко координировал движения, необходимо научиться регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем расслаблять их. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку желательно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук после того, как они с силой сжимают кулачки или представляют, что поднимают, держат тяжелую штангу. Затем педагог просит разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности.

«Деревянные и тряпичные куклы». Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы тела. Делают резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Затем дети подражают тряпичным куклам — они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки у них висят пассивно. В этом положении они быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса. Например:

«Петрушка». Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими ногами и головой.

«Цветочек вянет и растет». Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх — цветочек расцвел. Цветочек вянет — падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.

«Легкие и тяжелые руки» («Вальс» Р. Глиэра). 1-я ч. - плавно поднимать руки вперед и назад до уровня плеч и опускать их за спину. 2-я ч. — покачивание руками вперед и назад до уровня плеч, пружиня коленями и сжав руки в кулаки.

«Заводные зайцы». «Зайцы» стоят незаведенные, согнувшись, с опущенными руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Звучит музыка — дети имитируют игру на барабане. Музыка прекращается — дети принимают исходное положение.

• Упражнение с элементами релаксации и ритмопластики – «Рисование бабочек» (муз. сопровождение — мелодии песен спокойного характера, например «Крылатые качели» или «Прекрасное далеко» Е. Крылатова). дети рисуют в воздухе туловище бабочки — овал, по 2 полукруга с каждой стороны — правое и левое крыло, голова — круг, усики — прямые линии, полет бабочек — плавные линии.

• Дети стоят и под речевое сопровождение выполняют движения в медленном темпе:

Мы сегодня бегали (бег на месте),

Мы сегодня прыгали (прыжки на месте),

Мы устать успели (наклоны головой вправо-влево),

Спать мы захотели (руки под щеку).

Мы на травку сядем (приседают),

Отдыхать мы станем (лечь на пол).

Мы закроем глазки (закрыть глаза, руки под голову),

Будем слушать сказки (опустить руки вдоль тела).

Релаксационные упражнения на занятиях с детьми со стертой дизартрией используются во всех структурных компонентах. Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифферен1ации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, а другие, наоборот, с расслаблением. Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.

Развитие тонкой моторики

Осуществляется логопедом как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Развитие мелкой моторики является неотьемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию. Способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения можно проводить и на музыкальном материале, и под речевое сопровождение. Система упражнений разделена на блоки.

Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта начинаем с обучения ребенка приемам самомассажа рук. Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2—З раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшал функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений:

«Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

«Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

«Утюжок». Исходное положение (И. п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

• «Каток». И. п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх — вниз по левой ладони, разминая ее. То же для другой руки.

«Буравчик». И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

«Краб». И. п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

«Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

«Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям:

1. «Горячо — тепло — холодно». Ребенок должен на ощупь сравнить и определить степень нагрева предметов (грелка — мягкая игрушка - металлическая ложка).

 2. «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3-5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

3. «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с бортиками высотой 7-8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать.

Горох                                                                            Фасоль

В ведро насыпали горох.                          В ведре не соль, совсем не соль,

И пальцы запустили,                                 А разноцветная фасоль.

Устроив там переполох,                            На дне – игрушки для детей,

Чтоб пальцы не грустили.                         Мы их достанем без затей.

4. «Волшебный мешочек».

1-й в ар и ан т. Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо);

б) мелкие игрушки;

в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга);

г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).

2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать предмет одной рукой, затем:

а) рассмотреть рисунки предметов и выбрать из них такой же;

б) нарисовать такой же предмет;

в) выбрать среди других такой же предмет одной, затем другой рукой.

Развитие кинетического компонента двигательного акта:

Движения кистями рук.

Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и, наконец, двумя руками одновременно.

1. Катание мяча (теннисного мячика) по наклонной плоскости ладонью.

2. Сжимание резиновых игрушек, наполненной водой спринцовки (с заданным направлением воздушной или водной струи).

3. Ударять по воздушному шару, подвешенному к потолку (кулаком, ладонью, указательным пальцем).

4. «Веселые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

5. «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

6. «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

7. «Гусь». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

8. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные уложены на указательный палец, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

9. «Погладим котенка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению влево-вправо.

10. «Коза бодатая». Локги опираются на стол, указательный и мизинец вытянуты и разднинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению  влево-вправо.

11. «Флажок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх, производятся движения кистями по направлению  влево-вправо.

12. «Хорошо — плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх — «хорошо», затем вниз — «плохо».

13. «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу.

14. Пластический этюд «Листья падают». Под плавную, вальсообразную музыку дети кистями рук имитируют падающие листья. Движения должны быть нерезкими, передающими скольжение музыкальной мелодии. Можно усложнить задачу: «подул ветер». Характер образа меняется: движения более напряженные, порывистые.

15. Пластический этюд для рук «Снег кружится». Ассоциативное восприятие руки как снежинки должно направлять детей к ощущению легкости кистевого движения, к плавности жеста, Под музыку дети стараются передать кистями рук различные состояния: медленно падает снег, снегопад, вьюга.

16. Пластический этюд «Сосулька плачет». Ритмическое повторение падающих с сосульки капель надо передать при помощи ритмичного движения кисти руки. В данном этюде следует обратить внимание на четкость и фиксированность, прерывистость и внутреннюю пульсацию движений.

17. Пластический этюд «Бегут ручьи». В данном этюде важно передать непрерывность движения при помощи рук. Под быструю, скользящую музыку дети кистями рук создают образ непрерывно струящихся весенних ручьев. Можно усложнить задание: пальцы — это воображаемые волны, движения пальцев должны быть быстрыми и легкими. При плавном непрерывном движении кисти пальцы должны двигаться быстро.

Движения пальцами рук.

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

1. «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу — «жук летит». Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.

2. «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения изводятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.

3. «3айчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — «зайчик шевелит ушками».

4. «Коза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — «козлик бодается».

5. «Козлик». Локти опираются на стол, большой палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми  пальцами — «козлик бодается».

6. «Кошка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний и безымянный пальцы плотно прижаты большим к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — «ушки шевелятся».

7. «Бочонок». Локти опираются на стол, пальцы, кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смыкаются с ладою, движения производятся большим пальцем — «бочонок открывается — закрывается».

8. «Цветок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.

 9. «Лягушка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони, большой палец приложен к ним горизонтально. Движения производятся указательным пальцем и мизинцем — «лягушка спит — проснулась».

10. «Крокодил». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы вытянуты вперед, большой палец прижимается к ним снизу — «пасть». Движения производятся вытянутыми пальцами — «крокодил кушает».

11. «Улитка». Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижаты к столу. Поднятые пальцы двигаются – «улитка шевелит рожками».

12. «Сова». Локти опираются на стол, указательный, средний и безымянный пальцы согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими производятся движения — «сова летает».

Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок и т. д.; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами; оригами.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.