Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры

2022-02-11 53
Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры

Авторы-составители

Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики,

Мимической мускулатуры

Общая моторика

Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показывается правильное выполнение.

1. Статическая координация движений:

а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;

б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;

в) встать на носочки, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд.

Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания.

4 балла — выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.

З балла — выполнены пробы ха», «б», ребенок в течение 7—8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование руками.

2 балла — выполнена проба «а», ребенок в течение 3—5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами.

1 балл — невозможность удержания статической позы более 2 секунд.

2. Динамическая координация движений:

а) прыгать с места через веревку, протянутую на высоте от ЗО до 50 см от пола (6 раз);

б) прыгать на правой и левой ноге поочередно (5 м), поджав другую ногу;

в) ползать (5 м). Движения производятся по схеме: левая рука — правая нога, правая рука — левая нога.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкинезий (непроизвольных согласованных движений).

4 балла — правильно выполнены все пробы, движения быстрые, четкие, координированные.

З балла — правильно выполнены пробы «а», «б», нарушены кООрдинация и темп движений при выполнении пробы «в».

2 балла — движения выполотся в замедлекном темпе, наРушены четкость и координация движений, отмечается наличие СИНКкНезий.

1 балл — невозможность выполнения тестов.

 

Тонкая моторика

1. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирования каждой позы руку свободно кладут на стол:

— соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

— указательный и средний пальцы выдвинуть вперед — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);

— соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

— указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки спущена, остальные пальцы прижаты к ладони);

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сложить его пальцы в нужную позу, затем рука распрямляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, правильность, четкость выполнения движений.

4 балла — выполнены пробы «а», «б». движения выполняются быстро, правильно, четко.

3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» замедлен, может отмечаться поиск нужной позы.

2 балла — выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся неверно.

1 балл — невозможность правильного повторения движений.

Динамический праксис

Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по столу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

- рука согнута в кулак;

- рука ударяет о стол ребром ладони;

- рука ударяет о стол ладонью.

Поочередно проба проводится правой и левой рукой. По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия) 4iмя выполнения — до 1 минуты на каждую руку.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость правильность выполнения движений.

4 балла — темп быстрый, движения правильные, четкие.

3 балла — темп движения при введении сенсибилизированных условий замедляется, четкость движений нарушена.

2 балла — темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).

1 балл — невозможность правильного повторения движений.

 

Артикуляционная моторика

Удержание статической позы

Ребенку предлагается повторить движения по образцу:

а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны зубы, удерживать положение губ в течение 10 секунд;

б) улыбнуться, открыть рот положить язык на нижнюю губу, удерживать положение языка в течение 10 секунд;

в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на верхнюю губу, удерживать положение языка в течение 10 секунд.

При оценке учитывается точность выполнения задания, время удержания позы, наличие саливации (слюнотечения), девиация губ, языка, нарушение дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологической симптоматики.

Оценка:

4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.

3 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается в течение б—7 секунд, может отмечаться наличие саливации при отсутствии другой симптоматики.

2 балла — статическая поза при выполнении проб «а», «б» удерживается 3-4 секунды, проба «в» не выполняется. Отмечается наличие сопутствующей симптоматики.

 1 балл — невозможность удержания статической позы.

2. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Повторить по образцу позу, необходимую для произнесения звуков: «и», «о», «у», «б», «в». Звуки вслух не произносятся;

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сложить его губы нужную позу, затем губы разглаживаются, и ребенку предлагается воспроизвести заданную позу самостоятельно.

Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений.

4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый.

3 балла — позы повторяются правильно, темп замедлен (движения выполняются не более чем с 2—3-секундной задержкой после показа), четкость негрубо нарушена.

2 балла — темп резко замедлен (движения выполняются с 4- секундной и более продолжительной задержкой после показа), отмечается длительный поиск нужной позы, уподобление поз.

1 балл — невозможность правильного повторения поз.

Мимическая мускулатура

Выполнить движения по инструкции (в случае невозможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.

3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных складок.

2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность носогубных складок, неплотное смыкание губ.

1 балл — полная невозможность выполнения задания.

Фонематическое восприятие

1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:

а) послушать и определить, близко или далеко (громко, тихо) кричат в лесу; взрослое животное или детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно или грустно говорит человек;

б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы «а».

Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» позволяет получить дополнительные данные о состоянии межанализаторных связей ребенка.

Оценка (дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи):

4 балла — правильно выполнены обе пробы.

3 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.

2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окраски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и интонации.

1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

2. Восприятие и дифференциация звуков речи:

а) ребенку на слух предъявляются несколько коротких стихотворных текстов.

Задание: определить, какой звук чаще всего встречается. Тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи.

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!»

«А я, — шептала мышка, —

Подушку шью, малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.

Поешь зерна немножко

И спать ложись, мой крошка!»

 

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

Ветер листья носит,

И осенний мелкий дождик моросит...

б) Различение слов, близких по звуковому составу и одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку предъявляются 12 картинок, расположенных на двух альбомных листах. Предлагается рассмотреть и показать картинки, называемые логопедом парами попеременно с первого и второго листа.

для дошкольников: дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор.

Для школьников: майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска;

в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Предлагается на слух определить, какие из слов логопед произнес неправильно: кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина; руки, йоза, лыболов, карточка, фодьтонка, крыло, рюстра;

г) повторение слов и предложений с оппозиционными звуками: солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.

Оценка:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б».

При выполнении пробы «в» допускается до 3 ошибок. Вызывает затруднение повторение чистоговорок.

2 балла — правильно выполнена проба «а». Допущено 3-5 ошибок при выполнении пробы «б». Допущено 3—5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности при воспроизведении слов, невозможность правильного воспроизведения чистоворок.

1 балл — затруднения при выполнении пробы «а». Допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б», «в». Невозможность правильного воспроизведения слов и чистоговорок.

 

Звукослоговой анализ

Задания:

а) выделение первого гласного и последнего согласного звуков в словах аист, ослик, угол;

б) выделение первого согласного и последнего гласного в словах рыба, муки, жабы, метро, кенгуру;

в) определение 2, 3, 4-го звуков в словах, количества звуков, слогов:

2-й звук — врач, мышка; 3-й звук — крот, рубашка; 4-й звук — лодка, радуга (в подчеркнутых словах определяется количество звуков и слогов);

г) добавление и замена звука в словах: вор — двор, вол — волк, ёлка — тёлка, сок — сук — лук, лиса — липа — лупа.

Оценка:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», «в». При выполнении пробы «г» отмечаются ошибки, однако осуществляется самокоррекция.

2 балла — правильно выполнена проба «а»; при выполнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется помощь логопеда. Проба «г» не выполняется.

1 балл — проба «а» выполняется с помощью логопеда, при выполнении проб «в», «г» отмечаются многочисленные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. Пробы «г» не выполняются.

 

Звуковой синтез

В пробах «а» и «б» могут использоваться другие слова с аналогичной слоговой структурой. Важно, чтобы они были малоупотребляемыми, для того чтобы исключить смысловую догадку.

Задания:

а) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 секунды), воспроизвести его слитно:

Р,О,Г;Р,О,С,А;Г,Р,О,Т;К,А, С,К,А;

б) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 секунд, во время паузы дается звуковой сигнал), воспроизвести слово слитно: К, Л А, Н; Б, У, С, Ы; К, У, С, Т, Ы;

в) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно: Н, С, Ы — сын; Р, Г, У, К — круг; ШАД ЛО, КА - лошадка.

Оценка:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» требуется повторение слов, помощь логопеда (называние 1-го звука, слога).

2 балла — правильно выполнена проба «а»; при выполнении пробы «б» требуется неоднократное повторение слов, помощь логопеда; проба «в» не выполняется.

1 балл — при выполнении пробы «а» требуется неоднократное повторение слов, помощь логопеда; пробы «б», «в» не выполняются.

Состояние звукопроизношения

Обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам на материале стихов, самостоятельной речи ребенка и/или с использованием наглядного материала. Оцениваются количество нарушенных звуков (групп звуков), наличие замен, искажений или отсутствие звука при изолированном произношении и в спонтанной речи.

Оценка:

4 балла — правильное произношение всех звуков.

3 балла — варианты: нарушен или отсутствует 1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолированно и/или в самостоятельной речи; нарушены или отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных звуков) по типу искажений изолированно и/или в спонтанной речи.

2 балла — варианты: нарушены 2 звука (2 группы звуков) типу замен; нарушены 3-4 звука (3—4 группы звуков) по типу искажений и замен.

1 балл — нарушены более 4 групп звуков по типу искажений и замен.

Лексика

1. Слова, обозначающие предметы:

 а) знание обобщающих понятий (игрушки, учебные предметы, мебель, посуда, одежда, обувь, фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, инструменты, транспорт, профессии).

Виды задан и й: назвать овощи, фрукты; назвать общим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые относятся к заданной группе;

б) отношения антонимии и синонимии: придумать к данным словам антонимы: день —..., утро —..., зима —

в) многозначность слов: составить предложения из данных словосочетаний: острая коса, длинная коса, песчаная коса.

Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятий, умение распределять на группы слова (картинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.

4 балла — богатый словарный запас, владение обобщающими понятиями, умение группировать, понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов.

3 балла — достаточный словарный запас (соответствует возрастной норме), владение обобщающими понятиями, умение группировать по родовому признаку, понимание отношений синонимии и антонимии, при выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда. Может отмечаться аномия.

2 балла - ограниченный словарный запас, трудности обобщения, для понимания отношений антонимии и синонимии требуется помощь логопеда, проба «в» недоступна для выполнения.

1 балл — бедный словарный запас, незнание обобщенных понятий, непонимание соотношений антонимии и синонимии, многозначности слов.

2. Знание времен года, суток, дней недели:

а) назвать времена года, время суток, дни недели;

б) из названных слов найти слова, относящиеся к зиме (лету): лед, трава, санки, загорать, снеговик, урожай; утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужинать, светло, ложиться;

в) перечислить по порядку времена года, части суток, дни недели.

Оценка:

4 балла — выполнены все пробы.

3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в».

2 балла — выполнена проба «а», трудности при выполнении пробы «б», проба «в» не выполнена.

1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забывает названия, пробы «б», «в» не выполняются.

3. Слова, обозначающие действия:

а) ответить на вопрос, как животные и птицы (корова, собака, овца, коза; ворона, соловей воробей) подают голос;

б) назвать, что делают люди разных профессий (врач, учитель, строитель, маляр, художник, портной, сапожник);

в) придумать к предлагаемым словам синонимы — думать, ехать, бежать; антонимы — находить, ложиться, смеяться.

Оцен к а:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.

2 балла — отмечаются замены глаголов словами, близкими по значению, ограниченное знание глаголов по профессиям, невозможность выполнения пробы «в».

1 балл — бедность предикативного словаря, непонимание отношений антонимии и синонимии.

4. Слова, обозначающие признаки предметов:

а) описать предмет по цвету, форме, величине, вкусу (яблоко, лимон, огурец, помидор);

б) сравнить предметы по цвету, форме, размеру, вкусу, качеству (лимон — апельсин, деревянный половник — чайная ложка, река —ручей);

в) придумать к словам толстый, широкий, горький, здоровый антонимы; к словам грустный, веселый, храбрый — синонимы.

Оценка:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при выполнении пробы «в» отмечаются трудности самостоятельного подбора синонимов и антонимов.

2 балла — отмечается ограниченность словаря прилагательных, трудности сравнения, непонимание отношений синонимии и антонимии.

1 балл — бедность словаря прилагательных, невозможность сравнения слов и подбора антонимов и синонимов.

 

Словообразование

Задания:

а) образование существительных. Назвать детенышей животных: козы, волка, медведя, льва;

б) образование глаголов с помощью приставок (антонимы):

завязать —..., включить—..., выдвинуть —...;

в) образование прилагательных: компот из яблок —..., варенье из сливы —..., запеканка из моркови —...; погода при ветре —..., морозе —..., дожде —..., солнце —...; у собаки, волка, лисы, медведя, льва: хвост —..., голова —..., уши —....

Оценка:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда.

2 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении проб «б», «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда.

1 балл — ребенок приводит неправильные формы слов во всех пробах и/или не может образовывать слова.

Грамматический строй речи

1. Согласование слов в числе, роде:

а) согласование слов в числе. Изменить слова в словосочетаниях и предложениях так, чтобы они стояли во множественном числе: пушистая кошка, полное ведро, воробей летает, поезд едет;

б) согласование в роде существительного и глагола. Составить сочетания слов: висело, висела — картина, объявление, зеркало, вывеска, полотенце;

в) согласование в роде существительного и прилагательного. Подобрать определения к словам: солнце, трава, снег, облака.

Оценка:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — не более чем по 1 ошибке в пробах либо 1 и 2 ошибки в пробах «а» и «б» соответственно. Ошибки, исправленные ребенком самостоятельно, не засчитываются.

2 балла — не более 2 ошибок в пробе «а», 2—З ошибки в пробах «б», «в».

1 балл — более 3 ошибок в каждой пробе.

2. Управление:

а) винительный падеж. Закончить предложения:

Пчеловод разводит.... Цветовод разводит.... Рыболов ловит.... Птицелов ловит.... Сталевар варит.... Кашевар варит...;

б) родительный падеж. Закончить предложения: Стол изготовлен из.... Стакан сделан из.... Ведро сделано из...;

в) множественное число родительного падежа. Ответить на вопрос: «Вот столы. Нет чего? Вот уши. Нет чего? Вот блюдца. Нет чего? Вот телята. Нет кого? Вот гуси. Нет кого? Вот львы. Нет кого?;

г) дательный падеж. Закончить предложения: «Молоко нравится.... Охотник подкрался к.... Учитель дал задание...;

д) предложный падеж. Закончить словосочетания: думать о..., вспомнить о..., прячется в..., стоит в..., лежит на..., жарит на...;

е) творительный падеж. Закончить словосочетания: пилят..., копают..., режут..., шьют...; кошка с..., собака с..., корова с..., лиса с...

ж) понимание обратных конструкций. Ответить на вопросы:

Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Сестру брат зовет домой. Кто дома? Кто на улице?;

з) понимание причинно-следственных связей. Прослушать предложение, исправить его:

Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли;

и) предложные конструкции. Показать по картинкам: кубик перед шариком, за шариком, над шариком, под шариком, в шарике.

Оценка:

4 балла — правильно выполнены все пробы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а» — «е».

При выполнении проб «ж» — «и» возникают трудности, вплоть до невозможности выполнения, требуется помощь логопеда.

2 балла — наличие грамматических ошибок, пробы «ж» — «и» не выполняются.

1 балл — грубые аграмматизмы.

Состояние связной речи

Зрительный гнозис

Задания:

а) восприятие предметных реальных изображений. Найти и назвать среди изображений, показываемых логопедом, по 2 предмета, нужное изображение, которое для школьников дополняется буквами различного шрифта;

б) восприятие зашумленных изображений. Назвать 6 предметов. Для школьников это задание дополняется зашумленными буквами;

в) восприятие наложенных изображений. Назвать 10 (2 по 5) предметов. Для школьников дополняется наложенными буквами;

г) восприятие недорисованных изображений с различным положением на поле листа (альбом нельзя поворачивать). Назвать 12 предметов. Для школьников дополняется незавершенными буквами и текстом;

д) восприятие «химерных» изображений. Назвать 8 изображений; если ребенок называет только одну часть рисунка, необходимо уточнить у него, все ли правильно нарисовано. Для школьников дополняется опознанием букв.

Оценка:

4 балла — изображения называются в порядке слева направо, сверху вниз (отсутствует тенденция к инверсии вектора восприятия), правильно опознаны все реальные, зашумленные, наложенные изображения, не менее 9 незавершенных изображений, букв, «химеры».

3 балла — может отмечаться тенденция к инверсии вектора восприятия (нестойкая), правильно опознаны реальные, не менее 5 зашумленных, 7 наложенных, б незавершенных изображений, букв, «химер».

2 балла — выявляется тенденция к инверсии вектора восприятия (возможно хаотичное называние изображений); правильно опознаны предметные реальные изображения, буквы, однако отмечаются словесные замены; не менее 3 зашумленных, 4 наложенных, 3 незавершенных изображений, букв, 3 «химеры».

1 балл — изменен вектор восприятия; затруднено узнавание реальных изображений, букв, отмечаются неадекватные словесные замены; правильно опознано менее З зашумленных, наложенных, незавершенных фигур и 4 «химер».

Слуховые стимулы

Обследование проводится с использованием пробы, которая входит в качестве обязательной в систему нейропсихологического исследования, разработанную А. Р. Лурией для тестирования больных с локальными поражениями головного мозга — запоминание двух конкурирующих групп по 3 слова (дом, лес, кот; ночь, игла, пирог).

Детям предлагается повторить за логопедом сначала 1 -ю группу слов, затем 2-ю. Далее логопед просит вспомнить и назвать все указанные слова. Задание можно воспроизводить до четырех раз.

После перерыва, во время которого предлагается произвести счет от 1 до 10 и обратно, любые несложные арифметические действия, прочитать стихотворение или выполнить какие-либо другие задания, логопед просит повторить слова без их дополнительного предъявления.

Оценка. Нормативным считается полноценное воспроизведение слов непосредственно после называния их с третьего раза. Прочность удержания слуховых стимулов считается нормативной, если сделано не более 2 ошибок.

4 балла — непосредственное воспроизведение после 3-го предъявления без ошибок, при отсроченном воспроизведении не более 2 негрубых ошибок (забывание, ошибки в распределении по группам, замена близкими по звучанию или значению).

3 балла — непосредственное воспроизведение после 4-го предъявления с 2—3 ошибками, при отсроченном воспроизведении не более 4 негрубых ошибок.

2 балла — непосредственное воспроизведение после 4-го предъявления с 3—4 грубыми ошибками (повторение одного и того же слова, замены слов далекими по звучанию и значению, перестановки слов из 1-й и 2-й групп), при отсроченном воспроизведении более 4 негрубых или З грубых ошибок.

1 балл — невозможность непосредственного и отсроченного произведения.

Зрительные стимулы

Перед ребенком выкладывается рисунок из 6 фигур. Предлагается внимательно рассмотреть их, запомнить. Затем эталон убирается, и ребенок рисует фигуры по памяти. Допустимо не более 4 предъявлений. Через 20—25 минут, в течение которых выполняются другие задания, ребенок повторно рисует фигуры без дополнительного предъявления эталона. Школьники воспроизводят фигуры левой рукой.

Оценка. Нормативным является точное изображение фигур с третьего раза. Прочность зрительной памяти при отсроченном воспроизведении считается нормативной, если сделаны 2 ошибки. Метрические изменения фигур не учитываются.

4 балла — непосредственное воспроизведение после 3-го предъявления, отсроченное — не более 2 негрубых ошибок (нарушение порядка, неточное изображение фигур).

3 балла — непосредственное воспроизведение после 4-го предъявления — не более 2 негрубых ошибок; отсроченное — не более 4 негрубых ошибок.

2 балла — непосредственное воспроизведение с 4-го предъявления — не более 2 негрубых и 2 грубых ошибок (замена заданных фигур другими, координатные ошибки), отсроченное воспроизведение — аналогично.

1 балл — невозможность выполнения пробы.

 

Чтение

Предлагается прочитать и пересказать текст. Чтение оценивается по следующим параметрам: способ чтения, интонированность, правильность, понимание прочитанного текста. Скорость чтения не учитывается при составлении логопедического заключения. Для 1 класса скорость чтения составляет от 15 до 8 слов в минуту, для 2 класса — от 60 до 45 слов, для 3-4 классов — от 90 до 70 слов.

Способы чтения — бухштабирование, послоговое, слитное. К концу 1 класса у ребенка в норме формируется слитное (синтетическое) чтение, однако отдельные слова сложной слоговой структуры могут читаться по слогам.

Интонированность чтения —интонированное, малоинтонированное, неинтонированное.

Правильность чтения — отсутствие или наличие стойких повторяющихся ошибок на уровне слога и слова.

Понимание прочитанного — полный или краткий пересказ, с опорой на вопросы и без опоры, логичный или без понимания смысла прочитанного.

Письмо

Изучаются классные и домашние работы учащихся, диктанты, результаты списывания. Выделяются стойкие повторяющиеся специфические и грамматические ошибки.

Текст диктанта: Темный лес зимой сказочно красив. По небу плывут пушистые облака. Осенью на гибких ветках рябины созрели плоды. По крыше стучал торопливый дождик. На зеленой лужайке яркие цветочки. На березах надулись почки.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Общедвигательная сфера

 

Воздействие на ребенка на сенсомоторном уровне с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций и процессов. Поэтому в начале коррекционной работы желательно отдать предпочтение этому направлению, что позволит создать предпосылки для последующих этапов работы. Коррекция общедвигательной сферы детей с отклонениями в развитии изложена в книге А В. Семенович. Методологически эта работа опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Методически представляет собой адаптированный к детскому возрасту вариант базовых телесно ориентированных, кинезиологических, театральных и иных психотехник, адаптированных к детскому возрасту. Логопедам можно рекомендовать использовать данную методику с большой осторожностью, поскольку они не обладают полноценными знаниями в сферах неврологии, нейропсихологии, психофизиологии и не всегда смогут с достаточной уверенностью оценить последствия ее применения. Поэтому в работе по данному разделу желательно участие нейропсихолога.

Одно из средств воздействия на двигательную сферу ребенка в комплексе методик при стертой дизартрии — логопедическая ритмика. данный вид работы может проводиться учителем - логопедом совместно с музыкальным руководителем или самим учителем-логопедом при владении музыкальным инструментом или с использованием ТСО.

Задачи здесь следующие: подавить патологические двигательные реакции ребенка; улучшить координацию движений элементы основной двигательной деятельности; улучшить общую двигательную активность ребенка; помочь ребенку научиться управлять своими мышцами, регулировать мышечный тонус.

Логоритмическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода.

Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами. В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят движение, слушая указания педагога. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.

Во втором периоде для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам, следам, ходьба на носках, пятках, на полной ступне.

В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление двигательных навыков. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами, игры-драматизации.

Для развития статической координации движений общей моторики следует использовать упражнения и игры на тренировку опороспособности и равновесия с музыкальным и речевым сопровождением. Музыкальный аккомпанемент подбирается там образом, чтобы способствовать активизации внимания и не допускать эмоционального перевозбуждения. В связи с этим выполнение упражнений детьми сопровождается мелодичной, ритмичной, негромкой музыкой медленного и среднего темпа. Двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям, часто употребляемым в жизни.

Например, можно использовать такие игры, как «В зоопарке», «В лесу», «На лугу». В них ребенок застывает в определенной позе, изображал какое-либо живое существо:

• «заяц»— положение на корточках, руки около головы подняты вверх;

• «цветок» — стоять на двух ногах, руки подняты верх и слегка разведены в стороны;

• «медведь» — ноги и руки широко расставлены в стороны;

• «аист» — стоять на одной ноге, развести руки в стороны и т. п.

Развитие динамической координации крупной моторики осуществляется в упражнениях и играх, представляющих собой комплексы специально организованных движений и физических упражнений со значительным общим воздействием на организм.

Ходьба я вляется естественным видом движения и вместе С Тем достаточно сложным по координации.

При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. У детей с дизартрией отмечается нарушение координации движений во время ходьбы, они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость, замедленность движений. Чтобы формировать устойчивость, умение ставить ноги ближе к серединной линии, приподнимать их при ходьбе используются упражнения в перешагивании через предметы: палки, канаты, кубики... Тренировка устойчивости позволяет направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами.

Предлагаются следующие виды ходьбы:

— ходьба стайкой;

— ходьба по дорожке;

— ходьба по кругу друг за другом;

— ходьба парами;

— чередование ходьбы по одному и парами;

— ходьба с остановкой по сигналу;

— ходьба приставным шагом;

— ходьба с высоким подниманием колена;

— ходьба с носка;

— ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы;

— ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через препятствие;

— ходьба с обхождением препятствия;

— ходьба «скользящим» шагом, имитирующая движение на лыжах и на коньках;

— ходьба «топающим» (дробным) шагом

— ходьба с ускорением и замедлением темпа;

— ходьба с перестроениями.

«Дедушка и внук» (муз. И. Арсеева). Дети показывают, как идет дедушка и как весело бежит и прыгает внук.

· «В гости» (И. Арсеев). Дети делятся на три группы и садятся в разных местах зала. 1-я ч. «Пешком» — первая группа детей идет ко второй и приглашает ее пойти в гости, а те предлагают всем поехать на велосипедах. 2-я ч. Велосипед» — дети бегут к третьей группе и приглашают на прогулку. 3-я ч. «На машине» — все решают ехать на машине («топающим» шагом).

Различные виды ходьбы могут сочетаться не только с музыкой, и со словом. Например, ходьба с ускорением и замедлением темпа сочетается с проговариванием текста:

Зашагали ножки прямо по дорожке,

Всё быстрее зашагали и нисколько не устали,

А теперь всё тише, тише зашагали ножки

И остановились около дорожки.

Марширо


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.