Как мы видим, Православие и естественные науки в одно и то же время и диаметрально противоположны и очень похожи. Именно отсюда могут и должны исходить основы их «примирения». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Как мы видим, Православие и естественные науки в одно и то же время и диаметрально противоположны и очень похожи. Именно отсюда могут и должны исходить основы их «примирения».

2022-02-10 20
Как мы видим, Православие и естественные науки в одно и то же время и диаметрально противоположны и очень похожи. Именно отсюда могут и должны исходить основы их «примирения». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В противном случае перед любым ученым будет стоять выбор, - либо быть «расцерковленным естественником», либо быть православным верующим, ограниченным в сфере возможных исследований, что неизбежно приведет к другому пути, - созданию новой фантасмагории псевдодоказательств, но в сторону обратную «эволюционизму» и «естественничеству», породит уродливые нагромождения «доказательности божественного».

«Священное Писание – не учебник по естествознанию и не его концепция». Из него не следует делать «справочник по настоящему естествознанию». Православие не должно подменять исследования ученых, а должно быть их мировоззренческим и духовным фундаментом.

Но чтобы понять возможные конкретные «точки согласования» общих понятий просто необходимо достаточно подробно понять суть происходящих процессов как на «одной стороне», так и на «другой». Автор излагает в основном «подоплеку» изменений некоторых черт научных концепций происходящих в естествознании.


«ВНУТРЕННИЕ» ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

 

«Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет! И вот явился Ньютон…»

«Но сатана недолго ждал реванша:

Пришел Эйнштейн – и стало все, как раньше».

Четверостишье составлено из строк,

Написанных с интервалом в 200 лет.

«Я помню многочисленные споры с Богом до поздней ночи, завершавшиеся признанием нашей беспомощности; когда после спора я выходил на прогулку в соседний парк, я вновь и вновь задавал себе один и тот же вопрос: «Разве может быть в природе столько абсурда, сколько мы видим в результатах атомных экспериментов?»»

Вернер Гейзенберг

«Бог, которого можно понять, уже не Бог».

Сомерсет Моэм

«И как не каждое сокровище делает богатым, а только употребляемое с благоразумием и умеренностью, - так и просвещение не всегда обращается в совершенство».

Святитель Филарет, митрополит Московский

«Наше неведение достигает все более далеких миров».

Станислав Ежи Лец

Вспомним опять Бердяева: «Нет науки, есть науки».

Как оказывается при более детальном рассмотрении, внутренних противоречий больше между отдельными науками, нежели между наукой и религией. Зачастую самые грандиозные баталии идут внутри одной науки, периодически вспыхивают даже споры о существовании той или другой науки. Нам «ходить далеко» не надо, достаточно вспомнить печальную участь отечественной кибернетики, в результате гонения на которую мы отстали от США по их словам «навсегда». «Убитая» генетика к счастью частично «реанимирована». И сегодня у нас имеются аналогичные проблемы в других областях. Например, еще не утихли споры по поводу «военных наук», - существуют ли вообще таковые, так как проверить на практике действительность ни одной военной теории не представляется возможным, - для этого нужно развязать войну, так как смоделировать процесс на компьютере можно только весьма примитивно, а на учениях действуют силы обучавшиеся одинаково. Памятуя о словах знаменитого полководца о том, что еще ни один план не выдержал столкновения с противником, можно смело сказать, что в области вооруженной борьбы теория считается доказанной только до тех пор, пока с этим согласны те, кто собрался послушать доказательство. Если вы в хороших отношениях, то вы все просто великие ученые, особенно Главнокомандующие. Правда – до первой войны.

Как мы увидим далее этот пример не единичный.

 

Сейчас обратимся к еще одному «великому» ученому, - Рене ДЕКАРТУ [6] и его «Рассуждению о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»:

«Особенно нравилась мне математика из-за достоверности и очевидности своих доводов, но я еще не видел ее истинного применения, а полагал, что она служит только ремеслам, и дивился тому, что на столь прочном и крепком фундаменте не воздвигнуто чего-либо более возвышенного. Наоборот, сочинения древних язычников, трактующие о нравственности, я сравниваю с пышными и величественными дворцами, построенными на песке и грязи. Они превозносят добродетели и побуждают дорожить ими превыше всего на свете, но недостаточно научают распознавать их, и часто то, что они называют этим прекрасным именем, оказывается не чем иным, как бесчувственностью, или гордостью, или отчаянием, или отцеубийством.

Я почитал наше богословие и не менее чем кто-либо, надеялся обрести путь на небеса. Но, узнав как вещь вполне достоверную, что путь этот открыт одинаково как для несведущих, так и для ученейших и что полученные путем откровения истины, которые туда ведут, выше нашего разумения, я не осмеливался подвергать их моему слабому рассуждению, и полагал, что для их успешного исследования надо получить особую помощь свыше и быть более чем человеком.

О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным, я не нашел в себе такой самонадеянности, чтобы рассчитывать на больший успех, чем другие. И, принимая во внимание, сколько относительно одного и того же предмета может быть разных мнений, поддерживаемых учеными людьми, тогда как истинным среди этих мнений может быть только одно, я стал считать ложным почти все, что было не более чем правдоподобным.

Далее, что касается других наук, то, поскольку они заимствуют свои принципы из философии, я полагал, что на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного. Мне недостаточно было почестей и выгод, чтобы посвятить себя их изучению. Слава Богу, я не был в таком положении, чтобы делать из науки ремесло для обеспечения своего благосостояния. И хотя я не считал себя обязанным презирать славу, как это делают киники, однако я мало ценил ту славу, которую мог бы приобрести незаслуженно. Наконец, что касается ложных учений, то я достаточно знал им цену, чтобы не быть обманутым ни обещаниями какого-нибудь алхимика, ни предсказаниями астролога, ни проделками мага, ни всякими хитростями или хвастовством тех, что выдают себя за людей, знающих более того, что им действительно известно…

Причина, почему многие убеждены, что трудно познать Бога и уразуметь, что такое душа, заключается в том, что они никогда не поднимаются умом выше того, что может быть познано чувствами, и так привыкли рассматривать все с помощью воображения, которое представляет собой лишь частный род мышления о материальных вещах, что все, чего нельзя вообразить, кажется им непонятным. Это явствует также из того, что даже философы держатся в своих учениях правила, что не может быть ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах, а ведь идеи Бога и души там никогда не было. Мне кажется, что те, кто хочет пользоваться воображением, чтобы понять эти идеи, поступают так, как если бы они хотели пользоваться зрением, чтобы услышать звук или обонять запах, но с той, впрочем, разницей, что чувство зрения убеждает нас в достоверности предметов не менее, нежели чувства слуха и обоняния, тогда как ни воображение, ни чувства никогда не могут убедить нас в чем-либо, если не вмешается наш разум.

Наконец, если существуют еще люди, которых и приведенные доводы не убедят в существовании Бога и их души, то пусть они узнают, что все другое, во что они, быть может, верят больше, как, например, что они имеют тело, что есть звезды. Земля и тому подобное, - все это менее достоверно. Ибо хотя есть моральная уверенность в подлинности этих вещей, так что в них невозможно сомневаться, не впадая в чудачество, однако, когда дело касается метафизической достоверности, то нельзя, не отступая от разумности, отрицать, что есть основание не быть в них вполне уверенным. Стоит только отметить, что точно так же можно вообразить во сне, что мы имеем другое тело, видим другие звезды, другую Землю, тогда как на самом деле ничего этого нет. Ибо откуда мы знаем, что мысли, приходящие во сне, более ложны, чем другие? Ведь часто они столь же живы и выразительны. Пусть лучшие умы разбираются в этом, сколько им угодно; я не думаю, чтобы они могли привести какое-нибудь основание, достаточное, чтобы устранить это сомнение, если не предположить бытие Бога. Ибо, во-первых, само правило, принятое мною, а именно что вещи, которые мы представляем себе вполне ясно и отчетливо, все истинны, имеет силу только вследствие того, что Бог есть, или существует, и является совершенным существом, от которого проистекает все, что есть в нас. Отсюда следует, что наши идеи или понятия, будучи реальностями и происходя от Бога, в силу этого не могут не быть истинными во всем том, что в них есть ясного и отчетливого. И если мы довольно часто имеем представления, заключающие в себе ложь, то это именно те представления, которые содержат нечто смутное и темное, по той причине, что они причастны небытию. Они в нас только потому неясны и сбивчивы, что мы не вполне совершенны. Очевидно, что одинаково недопустимо, чтобы ложь или несовершенство как таковые проистекали от Бога и чтобы истина или совершенство происходили от небытия. Но если бы мы вовсе познали, что все, что есть в нас реального и истинного, происходит от существа совершенного и бесконечного, то, как бы ясны и отчетливы ни были наши представления, мы не имели бы никакого основания быть уверенными в том, что они обладают совершенством истины…»

 

Вчитываясь в Декарта XVII века, начинаешь понимать, что вот ему-то никак не нужны были никакие современные открытия из области квантовой физики, он именно про них, как о само собой разумеющемся, и говорил более 350 лет назад. Это станет ясно несколько ниже, когда я изложу особенности сегодняшнего понимания физики микрокосма.

«Сомневаюсь, следовательно существую» - так Декарт формулирует важнейшую истину, обозначающую субъективистский поворот европейской философии Нового времени. В более общем виде этот тезис звучит так: «мыслю, следовательно существую» - cogito, ergo sum. Сомнение составляет лишь один из «модусов мышления», наряду с желанием, рассудочным постижением, воображением, памятью и даже ощущением. Основой мышления является сознание. Поэтому Декарт отрицает существование бессознательных идей. Мышление является неотъемлемым свойством души. Душа не может не мыслить, она - «мыслящая вещь», res cogitans.

«Между тем в моем уме издавна прочно укоренилось мнение, что Бог существует, что он всемогущ и что он создал меня таким, каков я есть. Но откуда я знаю, не устроил ли он все так, что вообще не существует ни земли, ни неба, никакой протяженности, формы, величины и никакого места, но тем не менее все это существует в моем представлении таким, каким оно мне сейчас видится? Более того, поскольку я иногда считаю, что другие люди заблуждаются в вещах, которые, как они считают, они знают в совершенстве, то не устроил ли Бог так, что я совершаю ошибку всякий раз, когда прибавляю к двум три или складываю стороны квадрата либо произвожу какое-нибудь иное легчайшее мысленное действие?...»

Когда читаешь описательную часть неевклидовой геометрии [7], или разбираешь математические выкладки по описанию нулевого искривленного пространства, слова Декарта вовсе не кажутся наивными, более того, они становятся математически доказанными (для определенных условий).

Декарт признает проблемность как самих наук, так и их некомпетентность при рассуждениях о божественном. Если учесть, что сам процесс познания и доказываемости весьма специфичен, тогда мнение Декарта становится еще более весомым.

 

Обратимся к Имре ЛАКАТОСУ [8] и его «Фальсификации и методологии научно-исследовательских программ»: Первая глава называется символично: «НАУКА: РАЗУМ ИЛИ ВЕРА?»

«Столкновение взглядов Поппера [9] и Куна [10] - не просто спор о частных деталях эпистемологии. Он затрагивает главные интеллектуальные ценности, его выводы относятся не только к теоретической физике, но и к менее развитым в теоретическом отношении социальным наукам и даже к моральной и политической философии. И то сказать, если даже в естествознании признание теории зависит от количественного перевеса ее сторонников, силы их веры и голосовых связок, что же остается социальным наукам; итак, истина зиждется на силе. Надо признать, что каковы бы ни были намерения Куна, его позиция напоминает политические лозунги идеологов «студенческой революции» или кредо религиозных фанатиков.

По логике догматического фальсификационизма, рост науки - это раз за разом повторяющееся опрокидывание теорий, наталкивающихся на твердо установленные факты. Например, согласно этой концепции, вихревая теория тяготения Декарта была опровергнута - и отброшена - тем фактом, что планеты движутся по эллиптическим орбитам, а не по картезианским кругам; теория Ньютона успешно объяснила известные в ее время факты, как те, что объяснялись теорией Декарта, так и те, что служили опровержением последней. Точно так же, если следовать рассуждениям фальсификационистов, теория Ньютона, в свою очередь, была опровергнута - доказана ее ложность - фактом аномальности перигелия Меркурия, а теория Эйнштейна справилась с объяснением и этого факта. Все это означает следующее: наука занимается тем, что выдвигает смелые предположения, которые никогда не бывают ни доказательно обоснованны, ни даже признаны вероятными, зато некоторые из них впоследствии устраняются твердо установленными, решительными опровержениями, а на их место приходят еще более смелые, новые и покамест неопровергнутые - по крайней мере, на первых порах - гипотезы….

 

Утонченный фальсификационист не принимает сторону ни Галилея [11], ни кардинала Беллармино [12]. Он не с Галилеем, ибо утверждает, что наши фундаментальные теории, каковы бы они были, все же могут выглядеть абсурдом и не иметь никакой достоверности для божественного ума; но он и не с Беллармино, если только кардинал не согласится, что научные теории все же могут, в конечном счете, вести к увеличению истинных и уменьшению ложных следствий и, в этом строго специальном смысле, могут увеличивать свое «правдоподобие»….

Исходная проблема представляла собой загадку: каким образом атомы Резерфорда [13] (то есть мельчайшие планетарные системы с электронами, вращающимися вокруг положительных ядер) могут оставаться устойчивыми; дело в том, что, согласно хорошо подкрепленной теории электромагнитизма Максвелла-Лоренца [14], такие системы должны коллапсировать. Однако теория Резерфорда также была хорошо подкреплена. Идея Бора [15] заключалась в том, чтобы не обращать внимания на противоречие и сознательно развить исследовательскую программу, «опровержимые» версии которой несовместимы с теорией Максвелла-Лоренца. Он предложил пять постулатов, ставших твердым ядром его программы:

«(1) Испускание (или поглощение) энергии происходит не непрерывно, как это принимается в обычной электродинамике, а только при переходе системы из одного «стационарного» состояния в другое.

(2) Динамическое равновесие системы в стационарных состояниях определяется обычными законами механики, тогда как для перехода системы между различными стационарными состояниями эти законы недействительны.

(3) Испускаемое при переходе системы из одного стационарного состояния в другое излучение монохроматично и соотношение между его частотой ν и общим количеством излученной энергии Е дается равенством Е = hν, где h - постоянная Планка [16].

(4) Различные стационарные состояния простой системы, состоящей из вращающегося вокруг положительного ядра электрона, определяются из условия, что отношение между общей энергией, испущенной при образовании данной конфигурации, и числом оборотов электронов является целым кратным h/2. Предположение о том, что орбита электрона круговая, равнозначно требованию, чтобы момент импульса вращающегося вокруг ядра электрона был бы целым кратным h/2 π.

(5) «Основное» состояние любой атомной системы, т. е. состояние, при котором излученная энергия максимальна, определяется из условия, чтобы момент импульса каждого электрона относительно центра его орбиты равнялся h/2 π»….

Наша деятельность проистекает либо из свободы, либо по принуждению. Это соответствует символическому разделению человека на тело и душу. Шаги, рожденные из свободы, часто так и объясняют: «Это для души».

В древнем тексте сказано (обратите внимание на словосочетание): «Любящий свою душу - потеряет ее» [17]. Вдумайтесь: «Любящий свою душу - потеряет ее». То есть нашей готовности сомневаться в неопровержимости якобы фактов или свидетельств опыта всегда препятствует следующее обстоятельство - то, что я назвал бы законом психического самосохранения. Мы боимся дойти в сомнении до конца, где нужно расстаться с собой, поскольку это может разрушить наше представление о себе; то, что философы и психологи возвышенно называют английским словом (непереводимым на русский язык [18]) identity - тождеством себя с самим собой. Этого мы страшимся больше всего. Мы готовы сомневаться, но допустить, повторяю, разрушение сращений нашей психической жизни, потерю себя со своими качествами, - на это мы не способны. А это и значит - любить свою душу. И, следовательно... потерять ее. Потому что люди, скорее сами сделают все возможное для собственной гибели и для гибели всего достойного человека, чем откажутся от себя. Вот о каком сомнении идет речь у Декарта. Бог - это абсолютная возможность другого, чем мы себе представляем, и свобода человека от всего этого…»

 

Остановимся в цитировании Лакатоса, чтобы сделать вполне закономерный вывод. На протяжении последних 400 лет, в течение которых произошло бессчетное количество научных революций и переворотов в научных представлениях о мире, в сущности ничего не изменилось с точки зрения «внутренней проблемности» науки. Мы специально остановились на вопросах фальсификационализма, чтобы не быть в нем обвиненным.

«Проблемность» науки заключается не в том, что она постоянно «ниспровергает сама себя», а в том, что все научные обоснования имеют узко очерченную сферу применения и не могут транспонироваться на то, что не является объектом непосредственного «опыта» – «сына ошибок трудных» и не может им являться, так как относится к сфере «гения» - «парадоксов друга».

 

Как писал Гейзенберг: «то, с чем мы имеем дело при наблюдении, это не сама природа, но природа, доступная нашему методу задавать вопросы». На самом деле, - мы получаем именно те результаты, которые мы ищем, или как-то связанные с ними. Все остальное мы получаем только случайным образом. Поэтому наши знания совершенно несимметричны. Мы знаем только то, что мы стремимся узнать. Нет нужды цитировать притчу о мудрецах и о слоне. Кто-то с увлечением рассказывает о тонком, гибком и мягком хоботе, кто-то о жестких и толстых ногах, кто-то о плоских, тонких и теплых ушах, кто-то о холодных и острых костяных бивнях. Ну и кто прав? Все и никто. Слона то слепцы все равно по этим данным не «восстановят». Вот в таком положении находится и наша наука. Спорить «мудрецы» могут до скончания века, но только до тех пор, пока кому-либо из них всего лишь раз не дадут увидеть слона целиком.

Но любой из этих «мудрецов», доказывающий с результатами «замеров» свое представление о слоне вызывает не только чувство сожаления, но и досады, так как он не только сам себя вводит в заблуждение, но и сбивает «с толку» массу других людей.

 

Роберт Оппенгеймер: «Если мы спросим, например, постоянно ли нахождение электрона, нужно сказать «нет», если мы спросим, изменяется ли местонахождение электрона с течением времени, нужно сказать «нет», если мы спросим, неподвижен ли электрон, нужно сказать «нет», если мы спросим, движется ли он, нужно сказать «нет»». Это взвешенный подход действительно вдумчивого ученого и одного из крупнейших физиков, который осознает не только «формульные формальности», но и «философию физики». Поэтому общепринятые «бредни» о «движении электронов по орбите», «искривлении пространства» и «эволюции видов» лично у меня вызывают чувство «оскомы», если человек это высказывает «сам по себе», и жесткий сарказм, если он это «знание» пытается навязать другим.

Свобода заблуждаться не означает права ее свободного преподавания другим в качестве истины. Как Вы увидите далее – это касается и таких авторитетов как Оппенгеймер.

Если говорить о той же «элементарности» модели Резерфорда, то даже «элементарные» понятия современной науки понятны только с точки зрения общетеоретических выкладок, но совершенно непонятны с практической точки зрения простого «обывателя». Все в школе дружно отвечали на «пять» о строении атома «по Резерфорду». Спросите любого прохожего, а уж тем более маститого физика – он Вам все «на пальцах» разъяснит.

Но пусть хоть кто-нибудь ответит на простейшие вопросы:

Исходные данные для понимания соотношения размеров: Если яблоко мысленно «увеличить» до размера Земли, то составляющие его атомы увеличатся в диаметре до размеров мелкой монеты. Атомы даже в самом плотном веществе расположены совершенно неплотно, так как они даже в самом твердом алмазе имеют существенное расстояние между собой. Если сам атом увеличить до размера купола Храма Христа Спасителя, то его ядро будет размером с песчинку на полу храма, а несколько электронов будут «летать» «песчинками» по периметру. Одним словом самый твердый предмет (и «кирпичик» вещества) состоит из … пустоты. Почему нет эффекта «мгновенного» «взаимопроникновения» веществ даже при их сдавливании? Почему тот же эффект имеется, если два вещества просто соприкасаются, но долго находятся в контакте? Почему атомы и молекулы претерпевают в воздухе миллионы соударений в секунду и сохраняют прежнюю форму?… И еще 100 000 «почему». Все держится на «силе», но сама «сила» при этом не расходуется.

Формально на эти вопросы можно ответить «наукообразно», но ни один ответ не будет удовлетворительным, так как он будет отталкиваться от «научной аксиоматики». Все «адгезии», «диффузии», «силовые линии» и пр. – это изначальная «данность» свойств, которая в прямую не следует из имеемых данных о строении вещества.

Предметы «должны себя вести» несколько по-другому, чем они себя «ведут». Это означает только одно, - наше знание об «элементарном» - не более чем иллюзия. Это просто некая промежуточная модель представлений о внешнем мире, которую мы постарались «всеми правдами», а по большей части «неправдами», подогнать к свойствам окружающей нас действительности.

 

В период с 1976 по 1985 годы на западе была чрезвычайно популярна книга Фритьофа Капра «Дао физики», переведенная на десятки языков. В России ее популярность была тоже достаточно большой, но так как она была опубликована в 1994 году, это лишило ее сенсационности. Тем не менее, за прошедшее время мало что изменилось, и идеи Капра по-прежнему являются актуальными, хотя совсем уже не кажутся никому революционными. Ваш покорный слуга решил привести несколько цитат из этой книги, не смотря на то, что она в целом ориентирована на выявление в физике идеологии буддизма и даосизма. Это ни сколько не умаляет ценности книги, так как никакой конкретной аналогии к восточным религиям кроме «общемировой» на самом деле там не прослеживается.

Книга вызывает достаточно большое уважение, в том числе и благодаря личности Капра, - доктор философии Венского университета, работавший в области астрофизики еще с 1966 года под руководством самого Гейзенберга, основатель и президент Элмвудовского института (Беркли).

Капра описывает особенности соединения нескольких актуальных теорий физики микромира, в первую очередь – теории «S-матрицы» (вероятностная матрица взаимодействия адронов), одним из создателей которой был Джеффри Чу (сын нобелевского лауреата 1997 года, профессора Станфордского университета, Стивена Чу), и теории «бутстрапа» (от английского «обратная связь»). Суть этих теорий нам сейчас совершенно не важна, таких теорий можно проанализировать много, гораздо важнее выводы, которые Капра делает на основе синтеза этих теорий.

Основной вывод всей книги примерно таков, - единое поле микромира – вовсе не материя как таковая, а энергетическая среда, выступающая не в виде материальных явлений, а как некая «система правил взаимодействия», по сути являющаяся «всеобщим Сознанием Мироздания». Именно это имел в виду Капра или нет, мне неизвестно, но я понял все именно так. Судите сами.

 

Процитируем отрывок:

«Для объяснения всех наблюдаемых в адронном аспекте структур необходимо, по крайней мере, восемнадцать кварков и восемь глюонов, ни один из которых не был обнаружен в свободном, несвязанном состоянии, а их существование в качестве физических составляющих адронов привело бы к появлению серьезных теоретических сложностей; для описания постоянного сжатия кварков выдвигалось несколько моделей, но ни одна из них не является подходящей динамической теорией, в то время как КХД (квантовая хромодинамика – Ш.А.Г.), представляющая собой теоретический каркас кварковой модели, может использоваться только по отношению к очень узкому кругу явлений. Тем не менее, невзирая на все эти сложности, большинство физиков до сих пор сохраняет приверженность идее «строительных кирпичиков» материи, которая так глубоко укоренилась в западном научном сознании….

По всей видимости, наиболее впечатляющие события в физике частиц произошли совсем недавно, и выражаются они в возникновении теории S-матрицы и гипотезы бутстрапа, которые не используют никаких фундаментальных сущностей, но стремятся истолковывать природу мироздания исключительно через ее самосогласованность

В теории S-матрицы нет никаких самостоятельных фундаментальных сущностей и «строительных кирпичиков»; здесь мы имеем дело только с потоками энергии, обнаруживающими ряд четко определенных закономерностей….

Для понимания имплицитного порядка Бом (Дэвид Бом – Ш.А.Г.) счел нужным рассматривать сознание как неотъемлемый компонент голодвижения (введенное Бомом понятие по аналогии с «голограммой», означающее некую динамическую основу всех материальных сущностей – Ш.А.Г.) и эксплицитно включил его в свою теорию. Он считает, что сознание и материя взаимосвязаны и взаимозависимы, но между ними нет причинных связей. Они представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни материей, ни сознанием в чистом виде.

На сегодняшний день теория Бома находится еще на стадии становления... И все же между его теорией имплицитного порядка и теорией бутстрапа существует многообещающее сходство, даже на этом предварительном этапе. Обе эти концепции исходят из понимания мира как динамической сети отношений и выдвигают на центральное место понятие порядка, используют матрицы в качестве средства описания перемен и преобразований, а топологию - в качестве средства более точного определения категорий порядка. Наконец, оба этих подхода признают, что сознание может представлять собой неотъемлемый компонент Вселенной, который в будущем, возможно, войдет в теорию физических явлений. Такие теории могут возникнуть в результате объединения теорий Бома и Чу, которые представляют собой два наиболее изобретательных и глубоких в философском отношении подхода к описанию физической действительности».

 

Кстати, Капра дает и свою оценку взаимоотношениям науки и религии: «Перефразируя древнее китайское изречение, можно сказать, что мистики понимают корни Дао, но не его ветви, а ученые понимают ветви Дао, но не его корни. Наука не нужна мистицизму, мистицизм не нужен науке, но людям необходимо и то и другое».

Если откинуть «капровское» «Дао» и наименования конкретных «теорий», то, в общем, особых возражений и нет. Все вполне разумно.

 

Внутренняя «проблемность» самой науки «на лицо». Она сама по себе субъективна внутри собственного аппарата исследований. «Проблемность» накладывает свой отпечаток на все выводы науки. Диапазон мнений даже в физике микромира колеблется от «всеобщего поля сознания» до «ударных взаимодействий частиц», не говоря уже о «стыковке» выводов отдельных наук. Например, физика «элементарных частиц» в достаточно большой части научных школ вполне склонна считать, что вычисляемый ими возраст Вселенной составляет не более 10 миллионов лет, в то время как большинство космологов считают его не менее чем в 15 000 раз большим. Слишком большая «неувязочка». В связи с этим для датирования событий на Земле иногда требуется знать временной интервал происхождения событий вообще во Вселенной. С этой точки зрения нужно знать некоторые временные рамки и понятия космологии, космогонии, астрономии, химии и некоторых других наук. Именно поэтому нельзя сразу приступать к вопросам происхождения Жизни на Земле, не обсудив некоторых других проблем, в том числе, - с чего вообще «все начиналось» с точки зрения науки.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.