Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-02-10 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ И РАСЧЁТА
АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВВЕДЕНИЕ
Расчётно-графическая работа для студентов инженерного факультета является важнейшим связующим междисциплинарным элементом, закладывающим основы динамических и топливно-экономических расчетов двигателей, предваряющих их прочностные расчеты. Студенты осваивают методику проектирования автотракторных двигателей внутреннего сгорания, выполняют их тепловые и динамические расчеты, а так же расчеты их систем. В методическом пособии заложена многовариантность тематики прооектирования, что позволяет каждому студенту работать с индивидуальным заданием. В приложении приводятся технические характеристики современных тракторов и автомобилей и их двигателей. Полученные навыки при выполнении расчётно-графической работы в дальнейшем используются в смежных курсах, а так же в дипломном проектировании при обосновании конструктивной разработки. Особенностью настоящего учебного пособия является то, что вся работа выполняется на персональных компьютерах и студенты получают возможность многовариантного решения поставленных задач с поиском их оптимальных решений, что способствует творческому становлению будущего инженера. Настоящее пособие может быть полезно студентам заочного отделения, так же в дипломном проектировании.
ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
При расчете трактора
Максимальный эксплуатационный вес трактора (Gэ, кН)
и мощность двигателя (Ne. кВт) определяются по формулам
(1)
|
,
где: Рн - номинальный тяговый класс трактора, кН;
Vн1 - скорость движения на 1-й рабочей передаче, м/с;
f и j - коэффициент сопротивления качению и коэффициент сцепления – выбираются в зависимости от почвенного фона (см. приложение Б);
hтр - коэффициент полезного действия трансмиссии трактора (принять hтр = 0,9);
kэз и kн - коэффициент эксплуатационной загрузки тракторного двигателя и коэффициент нагрузки ведущих колес трактора (принять kэз = 0,85; kн = 0,85 при колесной формуле 4х2 и kн = 1 при колесной формуле 4х4 или гусеничном движителе).
При расчете легкового автомобиля
Грузоподъемность (Qг, кН), собственный и полный вес
автомобиля (Go и Ga, кН), полная масса автомобиля (ma, кг)
находятся из выражений
Qг = Qб+0,75·П, Go = Qг/Г, Ga = Go+Qг,, ma = G·1000/q, (4)
где: дополнительно Qб - вес багажа, кН.
Расчетная мощность двигателя определяется по формуле 3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ
Исходные данные для теплового расчёта двигателя
По данным из задания, по литературным источникам и приложению А формируется блок исходных данных для теплового расчета двигателя [3, 4, 8].
Таблица 1 - Исходные данные для теплового расчета двигателя
e | ро, кПа | То, оК | DТ, оК | Тr, оК | l |
| |||||
x | a | i | C, кг | Н2, кг | О2, кг |
Qн, кДж/кг | Qнсо, кДж/кг | Ne, кВт | n, мин-1 | ||
Обозначения, принятые в таблице 1:
e - степень сжатия; a - коэффициент избытка воздуха; l - степень повышения давления; x - коэффициент использования теплоты; Qн и Qнсо – низшая теплотворная способность топлива и окиси углерода (см.приложение А);
Ne - расчетная мощность двигателя; n – частота вращения двигателя по прототипу; i - число цилиндров двигателя; ро и То - атмосферное давление (см.приложение А) и температура окружающей среды; D Т – температура подогрева свежего заряда (для дизелей см.приложение А); Тr – температура остаточных газов; С, Н2 и О2 – элементарный состав одного кг жидкого топлива (углерода, водорода и кислорода).
|
3.2 Процесс впуска
Давление (pa, кПа) и Температура (Та, оК) в конце впуска:
(для двигателя без наддува)
где: ро и То - давление, кПа, и температура, оК окружающей среды - при работе двигателя без наддува;
рr - давление в конце выпуска, кПа;
рr=100+55*10-4* n (карбюраторного двигателя),
рr= (1,05…1,25)*ро (для дизеля без наддува);
hv - коэффициент наполнения (см.приложение А);
(для дизеля с наддувом)
(8)
где: рк и Тк - давление, кПа, и температура, оК воздуха на выходе из компрессора при работе двигателя с наддувом; pк= po*(1,5….2,5),
(9)
рr - давление в конце выпуска, кПа;
pr= pк*(0,75….1)
Процесс сжатия
Давление (pc, кПа) и температура (Тс, оК) в конце
, (10)
где n1 - показатель политропы сжатия,
n1=k1...(k1- 0,04) – для карбюраторного,
n1=(k1 + 0,02)...(k1- 0,02) – для дизеля;
где: k1– показатель адиабаты сжатия, при соответствующих e и Та, опредедляется по номограмме (приложение А рисунок 13).
3.4 Процесс сгорания
Свежий заряд
(11)
где Lo' и Lo - теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1кг жидкого топлива, кг и кмоль, соответственно;
L - действительное количество воздуха, кмоль;
Остаточные газы (Мr, кмоль)
Mr= a*g *L0,
(12)
|
где g - коэффициент остаточных газов.
Продукты сгорания (М, кмоль)
| |||||
| |||||
|
Количество газов в конце сжатия (Mc, кмоль) и в
конце сгорания (Mz, кмоль)
, Mz= M+ Mr , (15)
где: m - расчетный коэффициент молекулярного изменения.
Уравнение сгорания
где: сv=20,1+1,75×10-3×Тс – средняя удельная молекулярная теплоемкость воздуха при постоянном объеме, кДж/(кмоль×К);
с’v=(18,4+2,59×a)+(15,45+13,87×a)×10-4×Тz - средняя удельная молекулярная теплоемкость продуктов сгорания жидкого топлива при постоянном объеме, кДж/(кмоль×К);
x - коэффициент использования теплоты;
Tz - температура в конце сгорания, оК;
К = Qн - Qнсо×0,404× Lo'×(1-a), кДж/кг при a<1;
К = Qн, кДж/кг при a>1;
Qн и Qнсо – низшая удельная теплота сгорания топлива и окиси углерода, кДж/кг.
При постоянном давлении средние удельные молекулярные теплоемкости воздуха и продуктов сгорания (ср и с’p, кДж/(кмоль×К)), соответственно, равны ср = сv+ 8.314, и с’p = c’v+8.314.
После подстановки известных величин уравнение (13) преобразуется в квадратное (17)
где А = 18,4 + 2,59a; (18)
B = (15,45 + 13,87a)·10-4; (19)
S - левая часть уравнения сгорания (13).
(19)
Из последнего уравнения (14) определяется температура Тz.
Давление в конце сгорания (Pz, кПа) и степень повышения давления (l) находятся из выражений (для карбюраторного двигателя)
|
(20)
Уравнение сгорания
(21)
где: (22)
Определение значения с v см. выше.
После подстановки известных величин уравнение сгорания преобразуется в квадратное:
(23)
где А = 8,314 + 20 + 0,92/a; (24)
B = (13,8/a + 15,45)·10-4; (25)
S - левая часть уравнения (16).
(26)
Решив уравнение (16), найдем температуру Тz.
Давление в конце сгорания (pz, кПа) и степень предварительного
расширения (r)(для дизельного двигателя)
находятся по следующим зависимостям
рz=рc*l (27)
Процесс расширения
Давление (рв, кПа) и температура (Тв, оК) в конце расширения
(для карбюраторного и дизельного ДВС, соответственно)
|
для карбюраторногобвигателя
|
где n2 - средний показатель политропы расширения;
n2=k2 для карбюраторного по номограмме (приложение А рисунок 14) показателя адиабаты расширения при соответствующих e, Тz и a ;
n2=k2 для дизеля по номограмме (приложение А рисунок 15) показателя адиабаты расширения при соответствующих d, Тz и a ;
d = e/r - степень последующего расширения газов.
Работы двигателя
Теоретическое среднее индикаторное давление (pi, кПа)для
|
дизельного и карбюраторного двигателей определяются по формулам
Действительное среднее индикаторное давление (pi, кПа)
pi = pi’·n -Dp, (32)
где n - коэффициент неполноты индикаторной диаграммы (см. приложение А);
Dр = рr - рa , кПа - потери индикаторного давления на всасывание и выталкивание газов.
РАСЧЕТ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ
Система охлаждения
Количество теплоты, отводимой от двигателя системой охлаждения, кДж/с определяется по формуле
Qохл = q·Ne. (76)
Массовый расход жидкости (кг/с) и площадь поверхности радиатора (м2)
, (77)
Объемный расход воздуха (м3/с), проходящий через радиатор
(78)
Мощность на привод насоса и вентилятора, кВт
, (79)
где: в приведенных формулах (см. приложение А)
q - количество отводимой теплоты, кДж/(кВт·с);
К – коэффициент теплоотдачи через стенки радиатора, Вт/(м2×К);
rж и rвозд - плотность жидкости и воздуха, кг/м3;
рж – напор, создаваемый насосом, МПа;
рвозд – давление, создаваемое вентилятором, Па;
сж и свозд - удельная теплоемкость жидкости и воздуха, кДж/(кг·К);
(tж.вых - tж.вх) = Dtж - перепад температур на выходе и входе в радитор, оС;
Dtвоз - температура, на которую нагревается воздуха в радиаторе, оС;
hh, hм, hн и hв - гидравлический и механический к.п.д. насоса, коэффициент подачи насоса и к.п.д. вентилятора.
Диаметр лопастей вентилятора, м
(80)
где V’возд – скорость воздуха, проходящего через вентилятор, м/с.
Систкма смазывания
Марка
Трактора
Тяговый
класс Рн, кН
Эксплуатационная масса mэ, кг
Нагрузка
на крюке Ркр.мах, кН
Uпост
КФ
Или
L, м
Колесные тракторы
32
42,75
19,3
38
23,6
21,41
21,41
18,16
18,16
18,16
18,16
21
18,16
20,38
17,52
17,52
Гусеничные тракторы
22,96
12,07
15,88
24,84
24,84
17,5
20,38
22,48
22,48
30,3
30,3
31,6
25,4
Примечание: Uпост - постоянное передаточное число трансмиссии трактора (передаточное число заднего моста); КФ - колесная формула; L - длина опорной поверхности гусениц.
Таблица 8 - Параметры автомобилей(выписка из технических
характеристик)
Марка автомобиля | Полная масса ma, кг | km, % | КФ | kF, Н×с2/м2 | Ф, об/ 100 м | Uпост | Qs, л/100 км |
Легковые автомобили | |||||||
ЗАЗ-968 | 1110 | 60 | 4х2 | 0,549 | 247 | 4,125 | 5,9 |
ЗАЗ-1102 | 1060 | 53 | 4х2 | 0,55 | 197,58 | 3,588 | 4,6/6,6 * |
ВАЗ-2101 | 1355 | 52,6 | 4х2 | 0,559 | 257,5 | 4,3 | 8 |
ВАЗ-2103 | 1430 | 52,4 | 4х2 | 0,579 | 225,1 | 4,3 | 8 |
ВАЗ-21093 | 1340 | 52,9 | 4х2 | 0,48 | 221,3 | 4,13 | 5,9/8 * |
Москвич-412 | 1385 | 53,6 | 4х2 | 0,579 | 228,1 | 4,22 | 8,8 |
Москвич-2141 | 1470 | 56 | 4х2 | 0,48 | 195,4 | 3,9 | 6,2/8,4 * |
ИЖ-2125 | 1440 | 54,7 | 4х2 | 0,579 | 228,1 | 4,22 | 9 |
ГАЗ-24-10 | 1815 | 52,6 | 4х2 | 0,65 | 181,65 | 3,9 | 8 |
ГАЗ-24 | 1825 | 52,3 | 4х2 | 0,677 | 194 | 4,1 | 8 |
УАЗ-469Б | 2065 | 58,1 | 4х2 | 1,141 | 219,5 | 5,125 | 12 |
УАЗ-469Б | 2290 | 58,1 | 4х4 | 1,141 | 219,5 | 5,125 | 14 |
ГАЗ-69 | 2175 | 57 | 4х4 | 1,141 | 225,4 | 5,125 | 14 |
ГАЗ-13 | 2625 | 52 | 4х2 | 0,824 | 146,4 | 3,38 | 14 |
ЗИЛ-111Г | 3130 | 50,3 | 4х2 | 0,834 | 147,3 | 3,54 | 19 |
ЗИЛ-114 | 3610 | 52,7 | 4х2 | 0,785 | 147,3 | 3,54 | 19 |
Грузовые автомобили | |||||||
УАЗ-451ДМ | 2450 | 57,9 | 4х2 | 0,857 | 219,5 | 5,125 | 12 |
УАЗ-452Д | 2620 | 0,55 | 4х4 | 0,857 | 219,5 | 5,125 | 13 |
ГАЗ-52 | 5465 | 72,2 | 4х2 | 2,158 | 250,5 | 6,67 | 21 |
ГАЗ-66 | 5800 | 53 | 4х4 | 3,015 | 223 | 6,83 | 24 |
ГАЗ-53А | 7400 | 75,5 | 4х2 | 2,462 | 251,7 | 6,83 | 24 |
ЗИЛ-130 | 9525 | 73 | 4х2 | 2,904 | 211,9 | 6,32 | 28 |
ЗИЛ-131 | 10185 | 69 | 6х6 | 2,904 | 234,7 | 7,339 | 40 |
МАЗ-500 | 14225 | 70,3 | 4х2 | 3,534 | 239,9 | 7,43 | 32 |
УРАЛ-377 | 15000 | 73,3 | 6х4 | 4,368 | 254,8 | 8,9 | 48 |
КамАЗ-5320 | 15025 | 72,5 | 6х4 | 3,629 | 199,1 | 9,94 | 35 |
КрАЗ-257 | 23355 | 80 | 6х4 | 4,509 | 254,8 | 8,21 | 36 |
БелАЗ-540 | 48000 | 67,5 | 4х2 | 4,96 | 345,1 | 16,15 | 100 |
Примечание: km - доля полной массы, приходящейся на ведущие колеса заднего моста; КФ - колесная формула; kF - фактор обтекаемости; Ф - фактор оборотности; Uпост - постоянное передаточное число трансмиссии; Qs - контрольный расход топлива (* - при скорости движения 90/120 км/ч).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Карбюраторного двигателя
(для карбюраторного двигателя - 0,4·nн £ ni £ nн)
Зависимость эффективной мощности (кВт) от текущих оборотов
(83)
где Nен – эффективная (номинальная) мощность двигателя, кВт;
ni и nн - текущая и номинальная частоты вращения двигателя, мин-1.
Отношением ni/nн следует задаться от 0,4 до 1 с шагом 0,05.
Зависимость эффективного удельного расхода топлива (г/кВт·ч)
От текущих оборотов
(84)
где gен - номинальный (расчетный) эффективный удельный расход топлива, г/кВт·ч (см. таблицу 16).
Зависимость часового расхода топлива (кг/ч) от текущих оборотов
Gтi = gei·Nei·10-3. (85)
Зависимость крутящего момента двигателя (Н·м) от текущих оборотов
Mi = 30000·Nei/(p·ni). (86)
Расчет параметров скоростной характеристики дизельного двигателя приведен в разделе 6. Пример скоростной внешней характеристики карбюраторного двигателя показан на рисунке 11.
Рисунок 11 – Внешняя скоростная характеристика
карбюраторного двигателя
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Процесс сжатия
Таблица А.2 - Пределы изменения параметров процесса сжатия
Тип двигателей | Показатели процесса сжатия | ||
n1 | Рс, кПа | Тс, оК | |
Карбюраторные | 1,34...1,37 | 900...2000 | 600...750 |
Дизели с разделенными камерами | 1,34...1,38 | 2000...4500 | 700...900 |
Дизели с неразделенными камерами | 1,34...1,38 | 4000...6000 | 850...1050 |
Условно принимается, что процесс сжатия в действительном цикле происходит по политропе с переменным показателем n 1. Учитывая, что процесс сжатия протекает достаточно быстро (0,015 — 0,005 с на номинальном режиме), суммарный теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра за процесс сжатия получается незначительным и величину n 1 можно оценить по среднему показателю адиабаты k 1. По номограмме, изображенной на рисунке 13 для соответствующих значений e и Та определяется величина k 1.
Значения показателей политропы сжатия n 1 в зависимости от k 1 устанавливаются в следующих пределах:
для карбюратооных двигателей……… n 1 = (k 1 -0,00)…(k 1 -0,04)
для дизелей …………………………….. n 1 =(k 1 +0,02)…(k 1 -0,02)
Рисунок 13 - Номограмма для определения показателя адиабаты
сжатия k 1
Процесс сгорания
Таблица А.3 - Элементарный состав жидких топлив
Топливо | Состав топлива, % | Qн МДж/кг | Мо | |||
С | Н2 | О2 | прочие | |||
Керосин | 84,9 | 14,41 | 0,7 | - | 43,3 | 184 |
Лигроин | 85,1 | 14,3 | 0,6 | - | 43,3 | - |
Бензин | 85,4 | 14,2 | 0,3 | 0,1 | 43,3 | 100 |
Бензол | 91,7 | 7,8 | - | 0,5 | 39,3 | 78 |
Спирт безводный | 51,85 | 12,72 | 35,43 | - | 26,85 | 74 |
Дизельное топливо | 85,7 | 13,3 | 1,0 | - | 43,5 | 186 |
Окись углерода СО | 42,86 | - | 57,14 | - | 10,2 | 28 |
Здесь Qн и Мо - низшая удельная теплота сгорания и относительная молекулярная масса топлива.
Таблица А.4 - Пределы изменения коэффициентов в процессе сгорания
Тип двигателя | a | g | m |
Карбюраторный двигатель | 0.85...0.9 | 0,06...0,12 | 1,04...1,1 |
Однокамерный дизель | 1,4...1,65 | 0,03...0,06 | 1,03...1,04 |
Дизель с разделенной камерой | 1,25...1,35 | ||
Дизель с турбонаддувом | 1,8...2,2 |
Таблица А.5 - Параметры процесса сгорания в автотракторных
Двигателях
Тип двигателя | x | l | r | Tz, оК | Pz, кПа |
Карбюраторный двигатель | 0,85...0,95 | 3...4 | - | 2300...2900 | 3500...7500 |
Дизель с неразделенной камерой сжатия | 0,70...0,90 | 1,6...2,5 | 1,2...1,7 | 1800...2300 | 5000...12000 |
Дизель с разделенной камерой сжатия | 0,65...0,80 | 1,2...1,8 | 1,2...1,7 | 1800...2300 | 5000...12000 |
Процесс расширения
Величина среднего показателя политропы расширения n 2 устанавливается по опытным данным в зависимости от ряда факторов. Значение n 2 возрастает с увеличением коэффициента использования теплоты, отношения хода поршня S к диаметру D цилиндра и интенсивности охлаждения.
Учитывая, что по опытным данным величина среднего показателя политропы расширения n2 незначительно отличается от показателя адиабаты k2 и, как правило, в меньшую сторону, при предварительных расчетах новых двигателей величину n2 можно оценить по величине k2 для соответствующих значений e, Тz и a карбюраторный двигатель рисунок 14 и для соответствующих d, Тz и a по рисунку 15 для дизельного.
Рисунок 14 - Номограмма определения показателя адиабаты
расширения k 2 для карбюраторного двигателя
Рисунок 15 - Номограмма определения показателя адиабаты
расширения k 2 для дизелей
Таблица А.6 - Пределы изменения параметров процесса расширения
Тип двигателя | Показатели процесса расширения | ||
n2 | Рв, кПа | Тв, оК | |
Карбюраторный | 1,25...1,33 | 350...600 | 1200...1700 |
Дизельный | 1,18...1,28 | 200...500 | 1000...1400 |
РАБОТЫ ДИГАТЕЛЕЙ
Таблица А.7 - Пределы изменения индикаторных показателей
Тип двигателя | n | Pi, кПа | h i | gi, г/(кВт·ч) |
Карбюраторный | 0,94...0,97 | 700...1400 | 0,25...0,35 | 235...320 |
Дизельный без наддува | 0,92...0,95 | 700...1100 | 0,38...0,5 | 170...230 |
Дизельный с наддувом | 0,92...0,95 | до 2200 | 0,38...0,5 | 170...230 |
Таблица А.8 - Пределы изменения эффективных показателей
Тип двигателя | hм | Pе, кПа | hе | gе, г/кВт·ч |
Карбюраторный | 0,7...0,9 | 600...1100 | 0,22...0,27 | 250...340 |
Дизельный без наддува | 0,7...0,82 | 550...850 | 0,28...0,42 | 210...280 |
Дизельный с наддувом | 0,8...0,9 | до 2000 | 0,28...0,42 | 210...280 |
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДВИГАТЕЛЯ
ω = p·nн/30, где nн - номинальная частота вращения двигателя, мин-1;
y = S/D, где S и D по прототипу двигателя;
l1 = R/Lш = 0,24...031 - у быстроходных двигателей принимать большие значения.
Полученные расчетные значения D и S округлить с точностью до 1 мм. Принятые значения D и S сравнить с данными прототипа.
CИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Таблица А.13 - Пределы изменения параметров системы охлаждения
Для карбюраторных двигателей | q = 0,8…1,3, кДж/(кВт·с) |
Для дизельных двигателей | q = 1,1…1,15, кДж/(кВт·с) |
Для легковых автомобилей | К = 140…180, Вт/м2·К |
Для грузовых автомобилей | К = 80…100, Вт/м2·К |
Для тракторов | К = 35…55, Вт/м2·К |
rж, кг/м3 | rвоз, кг/м3 | свод, кДж/(кг·К) | сэ.глик, кДж/(кг·К) |
1000 | 1,07 | 4,187 | 3,84 |
Dtж, °С | tж.ср, °С | tвоз.ср, °С | Dtвоз, °С |
5…10 | 85…92 | 50…55 | 20…30 |
Продолжение таблицы А.13
hh | hм | hн | hвк | hвл |
0,6…0,7 | 0,7…0,9 | 0,8…0,9 | 0,3…0,4 | 0,6…0,7 |
Своз, кДж/(кг×К) | Рж, МПа | Рвоз, Па | V’воз, м/c |
1,005 | 0,06…0,1 | 600…1000 | 13…30 |
CИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!