Рассматривание растительного мира — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Рассматривание растительного мира

2021-06-30 27
Рассматривание растительного мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитатель просит оглядеться вокруг, полюбоваться окружающей красотой, назвать виды растений и показать их. У входа в детский сад растут основные представители растительного царства (кусты, деревья, травы). Найти основные части растений (ствол (стебель), листья, корни, ветки, у цветущих – цветы). Назвать и показать их (береза, дикий виноград, сирень, жасмин, бархатцы и т. д.). Найти различные формы, их отличия. Рассмотреть, состояние растений. (Все они выглядят здоровыми, листья зеленые, потому что много света, тепла, воды.)

Загадки:

Уселись на ветках весной пичужки

И что-то лопочут при встрече друг дружке.

Весной и летом сидят, не слетая,

Зимой посмотришь – исчезла вся стая.

(Листья.)

Дидактическая игра «Кто же я?».

Подвижная игра «Космонавты».

НАБЛЮДЕНИЕ И РАССМАТРИВАНИЕ ОДУВАНЧИКА

Цели: закреплять знания о строении одуванчика; воспитывать бережное отношение к этому растению; развивать речь ребенка, наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги; уточнить представления о последовательности роста и развития растений.

На открытом солнечном пространстве найти одуванчики. На полянке можно встретить все стадии роста и развития растения. На что похожи желто-оранжевые головки одуванчика? (На солнце.) Одуванчики так любят солнышко, что не отводят от него восторженного взгляда. Взойдет солнышко на востоке – одуванчики на восток смотрят, поднимается в зенит – одуванчики поднимают головки кверху, приближается к закату – одуванчики «не спускают с него глаз».

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5–6 часов утра, а к 2–3 часам дня желтые огоньки уже гаснут.

Перед дождем одуванчик сжимается, и парашютики удерживаются на месте, не разлетаются. В дождь все семена упали бы возле материнского растения и не разлетелись на большое расстояние.

Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

Поговорки и пословицы: «От доброго корня и поросль добрая»; «Не беречь поросли, не видеть и дерева».

Стихотворения:

ОДУВАНЧИК

Золотое солнышко

Прямо у дорожки.

Листья-треугольнички

На зеленой ножке.

Озорной, веселый мальчик –

Это рыжий одуванчик.

И. Полянский

Дидактическая игра «Придумай сам».

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Дидактическая игра «Назови растение с нужным звуком».

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛАСТОЧКАМИ

Цели: продолжать знакомить с многообразием птиц; расширять представления о жизни птиц летом; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память; учить самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Обратить внимание на поведение ласточек. У ласточек стремительный полет, его легко отличить от полета других птиц. Перед дождем ласточки летают низко над землей. Почему? (Ласточки питаются насекомыми, схватывая их на лету. В сухую погоду насекомые летают высоко. А перед дождем во влажном воздухе крылышки насекомых впитывают влагу и делаются тяжелее, поэтому они и летают у самой земли, за ними и опускаются ласточки.)

Поговорки и пословицы: «Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает»; «По крупице птица собирает, а сыта бывает».

Стихотворения:

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет.

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Дидактическая игра «Да – нет».

Подвижная игра «Стайка».

Труд на участке. Вместе с воспитателем на огороде поправить грядки, выполоть сорняки, взрыхлить землю и полить растения.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЛЕТОМ ПТИЦ

Цели: расширять представления о жизни птиц, об их повадках; учить распознавать птиц по полету.

Обратить внимание детей на птиц, вспомнить, каких птиц мы встречаем в нашем городе, каких птиц видели на дачах, в лесу. Чем птицы отличаются от других живых существ? Как по характеру полета можно определить птицу? (У ласточки и стрижа стремительный полет, у вороны – неторопливый; есть птицы, которые парят над землей (орел, сокол и др.).)

Опыт. Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя?

Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного летать.

Воспитатель раздает детям перышки для наблюдения за свободным парением.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТОВ

Цели: воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; сформировать у детей убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо охранять и беречь.

Обратить внимание детей на клумбу с лилиями. Из-за их длинного стебля лилии всегда сажают внутрь клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво из-за более низких цветов у периферии цветника. Рассмотреть растение. Очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую розетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают не только оранжевые, но и снежно-белые, тигровые (испещренные черными пятнами), зеленовато-белые с фиолетовым отливом внутри. Корень у лилии – луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, – они большие и оранжевые (посчитать их), большие черные тычинки (посчитать их), с пыльцевыми мешочками на кончиках, в середине один высокий пестик.

Продолжать наблюдение за цветами на клумбах, например, рассмотреть бархатцы. Сравнить их с лилией и между собой (если есть два вида бархатцев – низкорослые и обычные), найти отличия и сходство. Попытаться найти составные части цветка (у бархатцев соцветие корзинка). Рассказать детям о том, что цветы сажают специально, чтобы они своей красотой радовали глаза людей. Если их сорвать, они очень быстро засохнут.

Стихотворения:

Теплый, длинный-длинный день.

В полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц? Подскажи-ка.

ЦВЕТЫ

Весной и летом там и тут

На радость всем цветы цветут:

В лесу лесные, в поле полевые –

Душистые, красивые, живые,

Поэтому не рву цветы,

А ты?!

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Садовник».

Опыт с цветком.

В начале прогулки сорвать один цветок, а в конце посмотреть, что с ним стало. Цветок завял – погиб. Сравнить его с красивыми цветами на клумбе.

Вывод. Растение без воды погибнет.

Подвижная игра «Что растет в лесу?».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЧЕЛАМИ

Цель: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, способы передвижения, и защиты от врагов).

Обратить внимание на то, как пчелы перелетают от одного цветка к другому. Понаблюдать за этими насекомыми. Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами. С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. У пчелы есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета, с их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Сильные челюсти пчелы – их называют жвалами – помогают насекомому размягчать воск. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

Пчела может больно ужалить, если ее потревожить. В ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Поэтому надо быть очень осторожными рядом с пчелами, чтобы не стать невольно виновниками смерти этого замечательного, трудолюбивого насекомого.

Приметы: если пчелы роем гудят на цветущей рябине, завтра будет ясная погода; перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.

Поговорки и пословицы: «Пчелка мала, а и та работает»; «За пчелкой пойдешь, до меда дойдешь».

Стихотворения:

ПЧЕЛКА

Работать малой пчелке

Нисколечко не лень,

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

На много километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

Н. Мигунова

Загадки:

Над цветами кто летает, сок цветочный собирает,

В домик свой его несет, из него готовит мед?

(Пчела.)

Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила, а зовут ее… (пчела).

Дидактическая игра «Повторяйте друг за другом».

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры. Играющий называет любое слово (животное, насекомое, птицу). Второй повторяет названное слово и добавляет свое. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Дидактическая игра «Да или нет?».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МУХАМИ

Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения).

Рассмотреть с детьми муху. У нее огромные глаза, почти на всю голову. Ими муха великолепно видит, поэтому подобраться к ней незамеченным нелегко. Усики у нее короткие, пушистые. Рот мухи напоминает хоботок, через него муха легко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твердой, то через хоботок муха выпускает капельку слюны и размягчает ее. Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Мухи – очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Мухи являются источником многих тяжелых инфекционных болезней. Поэтому в доме всегда должна быть чистота.

Многие насекомые уничтожают мух: хитрый паук плетет свои сети и терпеливо ждет в укромном уголке, когда в них попадет неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и тут же в воздухе съедают их. Любят мух лягушки, жабы, ящерицы.

Приметы: комаров много – дождь завтра будет; рано просыпаются мухи – к хорошей погоде; комары летают роем – к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Жужжала муха, дождалась паука»; «Где муха ни летала, а к пауку попала».

Стихотворения:

Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,

Мухи, комары и мошки.

В природе все они важны.

Природе нашей насекомые нужны!

Загадки:

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.

(Комар.)

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Подвижная игра «Пятнашки».

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Русская народная игра «Стадо».

РАССМАТРИВАНИЕ ПОДОРОЖНИКА

Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растительному миру.

Дети сами ищут подорожник по широким, округлым листьям на длинных черешках с цветочной стрелкой и колосковым соцветием. А еще есть прикорневые листья в виде розетки. Напомнить детям, почему его называют «подорожник» – растет по дороге, то есть вдоль дороги. Подорожник очень целебен. При порезах, царапинах или ожогах его надо прикладывать к ране. Осенью из тугих колосков подорожника выпадают клейкие семена, которые с кусочками земли пристают к ногам человека,

к копытам животных и таким образом разносятся.

Приметы: пала роса с вечера – к ясному дню.

Поговорки и пословицы: «От доброго корня и поросль добрая».

Стихотворения:

ЛЕТО

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева

Загадки:

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым раны вылечить помог.

(Подорожник.)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Подвижная игра «Казаки-разбойники».


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.