Основные особенности транспортной системы России                                    — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные особенности транспортной системы России                                   

2021-06-23 29
Основные особенности транспортной системы России                                    0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российская Федерация является самой большой по занимаемой площади страной мира и это не может не сказываться на развитии транспортной системы. Занимая огромную территорию и имея весьма ограниченный выход к морю Россия остро нуждается в развитых сухопутных транспортных коммуникациях для обеспечения внутреннего грузо- и пассажиропотока, а также для реализации транзитного потенциала.

Другой характерной особенностью России, влияющей на транспортную политику, является сильная дифференциация в развитии инфраструктуры отдельных регионов. Это приводит к чрезмерной концентрации транспортных потоков на одних направлениях и практически полном их отсутствии на других.

Исторически сложилось, что все основные транспортные артерии России проходят через Москву. Данное обстоятельство серьезно затрудняет перемещение людей и грузов между провинциальными населенными пунктами, так как приходится следовать через постоянно перегруженный московский транспортный узел. Иногда, чтобы доехать из одного города в другой, приходится делать огромный крюк, что заметно увеличивает себестоимость таких перевозок.

Для нашей страны также характерно относительно низкое качество транспортной инфраструктуры. Значительная ее часть досталась нам еще со времен СССР и долго не ремонтировалась. Лишь в последние годы предпринимаются активные попытки обновления, но они не могут дать заметного эффекта, так как темпы обновления пока невелики.

Суровый климат, существенные перепады температур в течении года препятствуют стабильному использованию многих транспортных путей. Речная навигация прекращается в зимнее время, морская нередко требует ледокольной проводки, использование дорог и взлетно-посадочных полос аэропортов может быть прервано обильным снегопадом и т.д. Данное обстоятельство требует наличия различных альтернативных способов передвижения людей и грузов, что в условиях относительно низкой плотности транспортных коммуникаций крайне затруднительно.

Структура транспортной системы России также имеет ряд особенностей. В частности, в ней слишком высока доля железнодорожного транспорта и относительно мала доля автомобильного. Это также связано с историей нашей страны, так как в советские годы предпочтение отдавалось развитию железнодорожного транспорта. В сегодняшних реалиях это приводит к относительно высокой монополизации транспортных услуг из-за того, что самый конкурентный вид транспорта (автомобильный) развит плохо, а один из самых монополизированных (железнодорожный) - доминирует в общем объеме перевозок.

 

Транзитный потенциал России

Достаточно часто в различных источниках можно найти упоминания о высоком транзитном потенциале России. При этом почти всегда добавляют, что он плохо используется. Чтобы лучше понять суть проблемы необходимо выяснить те факторы, от которых зависит транзитный потенциал, чтобы точнее определить возможные направления его повышения.

Главным фактором, определяющим транзитный потенциал России, является ее огромная территория, лежащая на пути из Европы в Азию, то есть на том маршруте, который всегда был и остается основным торговым маршрутом в мире. Она же в потенциале может стать связующим звеном на сухопутном пути из Азии в Америку, если удастся построить мост или тоннель через Берингов пролив. Но одной территории, пусть даже имеющей удачное географическое положение, не достаточно для того, чтобы транзитный потенциал был действительно высоким. Необходимы и другие факторы, а с ними у России обстоит все уже не так хорошо.

Важным фактором для транзитных перевозок является их стоимость. Транзитные перевозки - конкурентная сфера, где у любого маршрута всегда есть несколько альтернатив. В частности с российским сухопутным коридором из Европы в Азию конкурируют морские перевозки по тому же маршруту, которые значительно дешевле, хотя и уступают сухопутному маршруту по скорости.

В этих условиях, возникает необходимость скоординированных мер по снижению стоимости перевозок, что должно повысить конкурентоспособность российского транзитного маршрута. Однако такое снижение, если оно достигает значительных размеров, делает данные транзитные перевозки менее привлекательными как для транспортных операторов, так и для государства. Таким образом, приходится находится в постоянном поиске оптимальной стоимости, которая удовлетворяла бы обе стороны.

Еще одним важным фактором для транзитных перевозок является их безопасность. Охрана груза на большом по протяженности железнодорожном маршруте представляет значительную проблему, а любые дополнительные усилия в этом направлении (например, страхование грузов) выливаются в дополнительные издержки, снижающие экономическую эффективность перевозок. При этом альтернативные морские маршруты куда более безопасны. Государству необходимо предпринимать комплексные меры по охране транзитных грузов, чтобы повысить конкурентоспособность российского транзитного маршрута.

Также следует упомянуть о простоте прохождения пограничных процедур, как об одном из факторов транзитного потенциала. Простота таможенного оформления, быстрота прохождения границы сказываются положительно или отрицательно на конкурентоспособности маршрута. На российской границе прохождение таможенных процедур всегда было делом непростым. Усилия по их упрощению предпринимаются уже достаточно давно, но пока результат нельзя назвать удовлетворительным.

Очевидно, что транзитный потенциал России зависит от очень многих факторов. В современном мире недостаточно просто иметь удобное географическое положение, чтобы в полной мере использовать его выгоды. Привлечение транзитных транспортных потоков на свою территорию в превратилось в одно из направлений транспортной политики. Причем конкурентная борьба за эти потоки между странами только обостряется.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.