И формы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

И формы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками

2021-06-23 30
И формы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последние годы наметилась тенденция оказания ранней логопе­ дической помощи детям с неврологическими нарушениями — мини­мальной мозговой дисфункцией, перинатальной энцефалопатией, синдромами двигательных нарушений, гипервозбудимостью и др.

Нарушения нервно-психической сферы представляют интегративное выражение расстройств биологического и социального созрева­ния. В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюда­ются отставания в психофизическом и речевом развитии. Поэтому ранняя диагностика и коррекционная логопедическая работа — один из важнейших факторов успешной адаптации ребенка с особыми потребностями. В связи с этим созданы и внедрены в практику систе­мы раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей.

Логопеды проводят обследование новорожденных детей уже в ро­дильных домах. Основная цель данного обследования заключается в выявлении детей группы риска. Задержка в речевом развитии опре­деляется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений в двигательной сфере (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности), строе­нии и функционировании артикуляционного аппарата (неправиль­ная форма твердого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массив­ный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ), состоянии голоса (монотонный, истощаемый, лишенный интонационной вы­разительности), состоянии дыхания (неглубокое, аритмичное), эмо­циональной сфере (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление первых положительных эмоций, от­сутствие интереса к окружающему и потребностей в общении со взрослыми).

Рядом авторов (Е.Ф. Архипова, Н.Я. Анашкин, Ю.А Разенкова, О.Г. Приходько и др.) предложена и апробирована система логопе­дического воздействия на ребенка в доречевой период. Данная система включает в себя следующие основные направления коррекционно-педагогической работы:

—развитие эмоциональных реакций;

—развитие зрительного и слухового восприятия;

—развитие движений руки и действий с предметами;

—формирование подготовительных этапов развития понимания
речи;

—нормализация состояния и функционирования органов арти­куляции посредством дифференцированного и точечного массажа,
артикуляционной гимнастики;

— развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ре­бенка, уровня его развития и возможностей.

Система коррекционно-педагогической работы с детьми группы риска предусматривает раннее начало логопедического воздействия (с первых недель и месяцев жизни) и активное участие в ней пер­сонала детских медицинских и образовательных учреждений, а так­же родителей ребенка. Основным видом занятий с ребенком ранне­го возраста является эмоциональное общение со взрослым и эмо­ционально окрашенная игра, в которой на начальных этапах он занимает пассивную позицию, а на последующих этапах — более активную.

Своевременная диагностика, профилактика и коррекция рече­вых нарушений дают исключительную возможность сгладить и в ряде случаев устранить уже в младшем и среднем дошкольном воз­расте имеющиеся недостатки речевого развития в ходе проведения игр и упражнений по развитию речевой деятельности, которые про­водят воспитатели совместно с логопедом, и тем самым обеспечить полноценное психофизическое развитие ребенка в старшем дош­кольном возрасте.

На современном этапе в специальном образовании усилился ин­терес к использованию искусства в коррекционно-развивающей ра­боте с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В процессе общения с искусством ребенок становится по своему психологичес­кому состоянию качественно другим: успокоенным, духовно обнов­ленным; отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможно­сти искусства предоставляют ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации. Недостатки лич­ностного, речевого, познавательного развития могут быть устранены или смягчены средствами арттерапии.

Арттерапия: арт — «художественное», искусство; терапия — направление медицины, лечебное воздействие. Основные функции арттерапии:

—катарсистическая — очищающая, освобождающая от не­гативных состояний;

—регулятивная — снятие нервно-психического напряжения,
регуляция психосоматических процессов;

—коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая
коррекцию нарушений общения, формирование адекватного меж­
личностного поведения, самооценки.

Психокоррекционную работу средствами арттерапии с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в ДОУ проводит психолог со­вместно с логопедом, воспитателями и родителями. Направления арттерапии многообразны.

Изотерапия — психокоррекционное воздействие средствами изоб­разительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.

Библиотерапия — психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы.

Имаготерапия психокоррекционное воздействие через образ, театрализацию. Имаготерапия с дошкольниками логопедических групп чаще всего проводиться в форме куклотерапии или сказкотерапии.

Куклотерапия — разыгрывание в лицах историй, связанных с про­блемной ситуацией конкретного ребенка, на основе использования его любимого персонажа или куклы.

Сказкотерапия — дети становятся режиссерами, они помогают составлять сценарий, в который может входить содержание одной сказки или нескольких сказок; выбирают себе роли; создают новые ситуации, где бы герой исправился, зло было наказано и т.д. Сказко­терапия способствует развитию творческого мышления, совершен­ствованию всех сторон речи ребенка, развитию фантазии, воображе­ния, способности к глубокому образному мышлению.

Музыкотерапия — психокоррекционное воздействие через вос­приятие музыки. Занятия по музыкотерапии, вокалотерапии, кинезитерапии и т.д. проводит психолог совместно с музыкальным руко­водителем в музыкальном зале (их продолжительность 20—25 минут, наполняемость группы 10—12 детей). Цели стимуляции музыкой мо­гут быть различными:

—снять или уменьшить произвольный контроль за речью;

—повысить общую активность, в том числе поднять эмоциональ­ный и мышечный тонус;

— вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения посредством
подражания поющим детям и взрослым и т.д.

Вокалотерапия — психокоррекционное воздействие пением для стабилизации психоэмоциональных состояний.

 Кинезитерапия основана на связи музыки и движения, включает в себя танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, пси­хогимнастику.

Танцетерапия снимает эмоциональные зажимы, эффективна для создания лечебно-охранительного режима, обеспечивает коррекцию моторной сферы.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, традиционные и нетрадици­онные формы обучения, создаются благоприятные условия для кор­рекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познаватель­ной, эмоционально-волевой сферах.

Известно, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные дви­жения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика. Помимо использования общепринятых комплексов артикуляцион­ной гимнастики появились новые нетрадиционные формы ее прове­ дения:

биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного
аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения
челюсти и языка);

театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и паль­
цев или языка и кистей рук; упражнения могут объединяться не­
сложным сюжетом, который придумывают взрослые или дети);

коартикуляция (сочетание движений языка и губ);

комплексные разминки (дыхательно-координационные упраж­нения, сочетанные артикуляционные и пальчиковые упражнения,
обеспечивающие комплексное воздействие на ребенка);

путешествия Веселого Язычка (комплексы игровых артикуляци­онных упражнений, связанные лексической темой; например, тема
«Транспорт»: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот при­
открыт), «машина едет по ровной дороге» (широкий язык лежит на
нижней губе), «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается
в нижние зубы, спинка языка приподнята), «машина поворачивает
направо, затем налево» (высунутый язык двигается влево — вправо),
«машина буксует» (произносятся звукосочетания: дж-дж-дж) и т.д.;

«Веселые полянки» (комплексы упражнений для развития движе­ний речевого аппарата, сопровождаемые стихами, сказками, рас­
сказами).

Выполнение артикуляционных упражнений, связанных с опреде­ленными игровыми образами, не утомляет детей, вызывает у них интерес, стабилизирует внимание. В этих комплексах органично со­четаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если совместные движе­ния рук, кистей рук, пальцев и артикуляционного аппарата плас­тичны, раскрепощены и свободны, то они способствуют улучшению мозгового кровообращения и помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Учитывая, что в настоящее время резко возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушением иннервации орга­нов артикуляции, существенную помощь в коррекции дизартрии, заикания, ринолалии оказывает логопедический массаж. Помимо классического, зондового массажа широко применяется в логопеди­ческой практике точечный и аппаратный массаж.

Точечный массаж:, дошедший до наших дней из глубокой древно­сти, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффек­тивность. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведении иглоукалывания, с той лишь разницей, что на биологически активные точки (БАТ) воздействуют пальцем или ки­стью. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто ис­пользуют около 150. Массаж БАТ является хорошим дополнением к логопедическим занятиям и медикаментозному воздействию. Уста­новлено, что воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, снижает нервное и мышечное напряжение, лечит и предупреждает различ­ные заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, ваку­умных и механических приборов. Он позволяет нормализовать мы­шечный тонус лица, шеи, пальцев и кистей рук.

В свете современных тенденций изучения взаимосвязи и взаимо­зависимости речевой и моторной деятельности актуальной стано­вится проблема использования разнообразных развивающих упраж­нений, игр по совершенствованию мелкой моторики у детей с рече­выми нарушениями.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической практике широко используются модифицированные и новые уп­ражнения, игры с пальчиками:

—упражнения с грецкими орехами, каменными и металлически­
ми шарами, шестигранными карандашами (перекатывание их между
ладонями...);

—игры с текстильной резинкой (растягивание резинового колеч­ка пальцами), поролоновыми и резиновыми мячами (сжимание их
между ладонями, поочередное сжимание пальцами...);

—«пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, на­
полненной горохом, фасолью);

—«разноцветные прищепки» (механическое сдавливание поду­шечек прищепками...);

—различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев.

Широкое распространение получили игры ребенка с песком, водой, тестом, глиной (ручная терапия), которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности, высших психических функций. Они стабилизируют эмоциональное состояние, и самое главное, ребенок получает первый опыт рефлек­сии, учится понимать себя и других. Ему в этом мире комфортно, все понятно и близко, есть простор для фантазии и самоутверждения.

Итак, современный этап реформирования дошкольного образо­вания предполагает реализацию развивающих задач в обучении и воспитании детей с нарушениями речи, новое содержание коррекционно-педагогического процесса. Естественно, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, эрудированному, грамотному, осоз­навшему смысл происходящих перемен, значимость своей социаль­ной миссии, овладевшему новыми методами и формами работы с детьми дошкольного возраста.

                             Контрольные вопросы и задания

1. Каковы общие тенденции модернизации дошкольного образо­вания?

2. Определите основные приоритеты современного дошкольного
образования.

3. Раскройте основные принципы коррекционно-развивающего
обучения.

4. Какие требования предъявляются к организации, проведению,
содержанию логопедических занятий на современном этапе разви­тия специального дошкольного образования?

5. В чем особенности и значение личностно-ориентированного вза­имодействия взрослого и ребенка?

6. Раскройте новые подходы к организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

7. Чем вызвана необходимость ранней диагностики и коррекционно-логопедической работы с детьми первого года жизни?

8.Расскажите о новых технологиях, моделях, нетрадиционных
методах и приемах, используемых в работе с детьми, имеющими
речевые нарушения.

9.Какова роль арттерапии в коррекционной педагогике?

10.Перечислите нетрадиционные формы проведения артикуляци­онной гимнастики.

11. Назовите основные виды массажа, применяемого в логопеди­ческой практике.

12. Какие упражнения и игры по совершенствованию мелкой мо­торики применяются в коррекционной работе с детьми, имеющими
нарушения речи?

 

                                                         ПРИЛОЖЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.