Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-06-23 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В последние годы наметилась тенденция оказания ранней логопе дической помощи детям с неврологическими нарушениями — минимальной мозговой дисфункцией, перинатальной энцефалопатией, синдромами двигательных нарушений, гипервозбудимостью и др.
Нарушения нервно-психической сферы представляют интегративное выражение расстройств биологического и социального созревания. В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии. Поэтому ранняя диагностика и коррекционная логопедическая работа — один из важнейших факторов успешной адаптации ребенка с особыми потребностями. В связи с этим созданы и внедрены в практику системы раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей.
Логопеды проводят обследование новорожденных детей уже в родильных домах. Основная цель данного обследования заключается в выявлении детей группы риска. Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений в двигательной сфере (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности), строении и функционировании артикуляционного аппарата (неправильная форма твердого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ), состоянии голоса (монотонный, истощаемый, лишенный интонационной выразительности), состоянии дыхания (неглубокое, аритмичное), эмоциональной сфере (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление первых положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении со взрослыми).
|
Рядом авторов (Е.Ф. Архипова, Н.Я. Анашкин, Ю.А Разенкова, О.Г. Приходько и др.) предложена и апробирована система логопедического воздействия на ребенка в доречевой период. Данная система включает в себя следующие основные направления коррекционно-педагогической работы:
—развитие эмоциональных реакций;
—развитие зрительного и слухового восприятия;
—развитие движений руки и действий с предметами;
—формирование подготовительных этапов развития понимания
речи;
—нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа,
артикуляционной гимнастики;
— развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей.
Система коррекционно-педагогической работы с детьми группы риска предусматривает раннее начало логопедического воздействия (с первых недель и месяцев жизни) и активное участие в ней персонала детских медицинских и образовательных учреждений, а также родителей ребенка. Основным видом занятий с ребенком раннего возраста является эмоциональное общение со взрослым и эмоционально окрашенная игра, в которой на начальных этапах он занимает пассивную позицию, а на последующих этапах — более активную.
Своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений дают исключительную возможность сгладить и в ряде случаев устранить уже в младшем и среднем дошкольном возрасте имеющиеся недостатки речевого развития в ходе проведения игр и упражнений по развитию речевой деятельности, которые проводят воспитатели совместно с логопедом, и тем самым обеспечить полноценное психофизическое развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте.
На современном этапе в специальном образовании усилился интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В процессе общения с искусством ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим: успокоенным, духовно обновленным; отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах.
|
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства предоставляют ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации. Недостатки личностного, речевого, познавательного развития могут быть устранены или смягчены средствами арттерапии.
Арттерапия: арт — «художественное», искусство; терапия — направление медицины, лечебное воздействие. Основные функции арттерапии:
—катарсистическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний;
—регулятивная — снятие нервно-психического напряжения,
регуляция психосоматических процессов;
—коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая
коррекцию нарушений общения, формирование адекватного меж
личностного поведения, самооценки.
Психокоррекционную работу средствами арттерапии с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в ДОУ проводит психолог совместно с логопедом, воспитателями и родителями. Направления арттерапии многообразны.
Изотерапия — психокоррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.
Библиотерапия — психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы.
Имаготерапия — психокоррекционное воздействие через образ, театрализацию. Имаготерапия с дошкольниками логопедических групп чаще всего проводиться в форме куклотерапии или сказкотерапии.
Куклотерапия — разыгрывание в лицах историй, связанных с проблемной ситуацией конкретного ребенка, на основе использования его любимого персонажа или куклы.
Сказкотерапия — дети становятся режиссерами, они помогают составлять сценарий, в который может входить содержание одной сказки или нескольких сказок; выбирают себе роли; создают новые ситуации, где бы герой исправился, зло было наказано и т.д. Сказкотерапия способствует развитию творческого мышления, совершенствованию всех сторон речи ребенка, развитию фантазии, воображения, способности к глубокому образному мышлению.
|
Музыкотерапия — психокоррекционное воздействие через восприятие музыки. Занятия по музыкотерапии, вокалотерапии, кинезитерапии и т.д. проводит психолог совместно с музыкальным руководителем в музыкальном зале (их продолжительность 20—25 минут, наполняемость группы 10—12 детей). Цели стимуляции музыкой могут быть различными:
—снять или уменьшить произвольный контроль за речью;
—повысить общую активность, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;
— вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения посредством
подражания поющим детям и взрослым и т.д.
Вокалотерапия — психокоррекционное воздействие пением для стабилизации психоэмоциональных состояний.
Кинезитерапия основана на связи музыки и движения, включает в себя танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику.
Танцетерапия снимает эмоциональные зажимы, эффективна для создания лечебно-охранительного режима, обеспечивает коррекцию моторной сферы.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах.
Известно, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика. Помимо использования общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики появились новые нетрадиционные формы ее прове дения:
— биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного
аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения
челюсти и языка);
— театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и паль
цев или языка и кистей рук; упражнения могут объединяться не
сложным сюжетом, который придумывают взрослые или дети);
— коартикуляция (сочетание движений языка и губ);
|
— комплексные разминки (дыхательно-координационные упражнения, сочетанные артикуляционные и пальчиковые упражнения,
обеспечивающие комплексное воздействие на ребенка);
— путешествия Веселого Язычка (комплексы игровых артикуляционных упражнений, связанные лексической темой; например, тема
«Транспорт»: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот при
открыт), «машина едет по ровной дороге» (широкий язык лежит на
нижней губе), «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается
в нижние зубы, спинка языка приподнята), «машина поворачивает
направо, затем налево» (высунутый язык двигается влево — вправо),
«машина буксует» (произносятся звукосочетания: дж-дж-дж) и т.д.;
— «Веселые полянки» (комплексы упражнений для развития движений речевого аппарата, сопровождаемые стихами, сказками, рас
сказами).
Выполнение артикуляционных упражнений, связанных с определенными игровыми образами, не утомляет детей, вызывает у них интерес, стабилизирует внимание. В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если совместные движения рук, кистей рук, пальцев и артикуляционного аппарата пластичны, раскрепощены и свободны, то они способствуют улучшению мозгового кровообращения и помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Учитывая, что в настоящее время резко возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушением иннервации органов артикуляции, существенную помощь в коррекции дизартрии, заикания, ринолалии оказывает логопедический массаж. Помимо классического, зондового массажа широко применяется в логопедической практике точечный и аппаратный массаж.
Точечный массаж:, дошедший до наших дней из глубокой древности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведении иглоукалывания, с той лишь разницей, что на биологически активные точки (БАТ) воздействуют пальцем или кистью. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Массаж БАТ является хорошим дополнением к логопедическим занятиям и медикаментозному воздействию. Установлено, что воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, снижает нервное и мышечное напряжение, лечит и предупреждает различные заболевания.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и механических приборов. Он позволяет нормализовать мышечный тонус лица, шеи, пальцев и кистей рук.
В свете современных тенденций изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности актуальной становится проблема использования разнообразных развивающих упражнений, игр по совершенствованию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.
|
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической практике широко используются модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками:
—упражнения с грецкими орехами, каменными и металлически
ми шарами, шестигранными карандашами (перекатывание их между
ладонями...);
—игры с текстильной резинкой (растягивание резинового колечка пальцами), поролоновыми и резиновыми мячами (сжимание их
между ладонями, поочередное сжимание пальцами...);
—«пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, на
полненной горохом, фасолью);
—«разноцветные прищепки» (механическое сдавливание подушечек прищепками...);
—различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев.
Широкое распространение получили игры ребенка с песком, водой, тестом, глиной (ручная терапия), которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности, высших психических функций. Они стабилизируют эмоциональное состояние, и самое главное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Ему в этом мире комфортно, все понятно и близко, есть простор для фантазии и самоутверждения.
Итак, современный этап реформирования дошкольного образования предполагает реализацию развивающих задач в обучении и воспитании детей с нарушениями речи, новое содержание коррекционно-педагогического процесса. Естественно, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, эрудированному, грамотному, осознавшему смысл происходящих перемен, значимость своей социальной миссии, овладевшему новыми методами и формами работы с детьми дошкольного возраста.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы общие тенденции модернизации дошкольного образования?
2. Определите основные приоритеты современного дошкольного
образования.
3. Раскройте основные принципы коррекционно-развивающего
обучения.
4. Какие требования предъявляются к организации, проведению,
содержанию логопедических занятий на современном этапе развития специального дошкольного образования?
5. В чем особенности и значение личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка?
6. Раскройте новые подходы к организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
7. Чем вызвана необходимость ранней диагностики и коррекционно-логопедической работы с детьми первого года жизни?
8.Расскажите о новых технологиях, моделях, нетрадиционных
методах и приемах, используемых в работе с детьми, имеющими
речевые нарушения.
9.Какова роль арттерапии в коррекционной педагогике?
10.Перечислите нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.
11. Назовите основные виды массажа, применяемого в логопедической практике.
12. Какие упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики применяются в коррекционной работе с детьми, имеющими
нарушения речи?
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!