Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-06-23 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Новые образовательные принципы, направленные на успешное развитие и воспитание дошкольников в процессе логопедического воздействия, предполагают:
—изменение формы и содержания обучающих занятий, повышение их развивающего эффекта;
—изменение форм общения с детьми: переход от авторитарных
форм в процессе общения к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка;
—изменение организации предметной среды и жизненного пространства с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.
Логопедические занятия на современном этапе — это не использованный полностью потенциал коррекционно-развивающего воздействия, направленного на развитие личности, исправление речевых нарушений у ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т.е. развитие механизма компенсации. Именно на них реализуются основные задачи коррекционной направленности: коррекция речевой и познавательной деятельности, преодоление нарушений личностного развития, воспитание нравственных качеств. Поэтому уровень требований к организации, проведению, содержанию логопедических занятий сегодня достаточно высок. Он предполагает:
—разнообразие форм организации занятий;
—включение специальных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;
—использование заданий по степени нарастающей трудности с
целью раскрытия возможностей и способностей ребенка;
—чередование видов деятельности с целью развития различных
анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;
—включение заданий, требующих самостоятельного выполнения;
—использование проблемных ситуаций, которые способствуют
активизации познавательной деятельности;
|
—обеспечение мотивации к процессу обучения;
—воспитание нравственно-этических чувств.
Занятия, проводимые логопедом, должны быть многовариантными: с использованием литературных персонажей, героев мультфильмов, сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр и т.п. Их содержание, как правило, объединяется лексической темой, сюжетом сказки, рассказа или состоит из игр, занимательных упражнений, заданий, которые решают коррекционные и общеобразовательные задачи. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Специальные коррекционные упражнения для формирования речевой деятельности, развития слухового и зрительного восприятия, памяти, аналитико-синтетических операций и логичности мышления, артикуляционной, общей и мелкой моторики обеспечивают максимальное использование всех резервов, возможностей организма ребенка в компенсации его дефекта.
Включение в занятия заданий по степени нарастающей трудности способствуют повышению эффективности коррекции психофизического развития ребенка. Речь идет не об усложнении программы, а о выборе таких заданий, при выполнении которых раскрываются скрытые способности и возможности детей, развивается механизм компенсации различных психических функций.
Чередование различных видов деятельности на занятиях побуждает ребенка к учебным действиям, способствует активной работе различных анализаторов. Разнообразие игр, упражнений на развитие слухового, зрительного, тактильного анализаторов позволяет сформировать у ребенка умение проанализировать объект (слово, предложение...), сравнивать, сопоставлять его с образцами, то есть постоянно развивать психические функции, побуждая их к активной деятельности.
Закреплению знаний, умений и навыков, полученных в процессе коррекционно-логопедической работы, способствуют задания, которые предполагают использование детьми в самостоятельной работе наиболее оптимальных способов их выполнения; умение замечать собственные ошибки и продуктивно использовать помощь взрослого. Если ребенок не может выполнить задание, то логопед оказывает дозированную (по частям) помощь на протяжении занятия.
|
На логопедических занятиях необходимо создавать такие условия обучения, при которых дети хотели бы познавать волшебный мир звуков и слов, окружающую действительность, раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. Инструкции типа «Приготовьтесь к пальчиковой гимнастике», «Послушайте меня, я все объясню...» включают детей в учебную деятельность, но это включение носит механический характер и не затрагивает глубинных процессов психического развития ребенка. Поэтому в ходе занятия используются задания в виде проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей и предполагают высказывание самостоятельных умозаключений. Например, «Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну пальчиковых игр. Как вы думаете, что мы можем там увидеть?»; «Послушайте и скажите, почему..?»; «А как ты считаешь, прав ли был..?»; «Докажи, что...»; «А что вы будете делать, если..?»; «Что было бы, если..?» и т.п.
Повышение мотивации к процессу обучения предполагает использование на занятиях игры как ведущего вида деятельности, доброжелательного отношения к ребенку, дифференцированного подхода к оцениванию работы детей на занятиях. При индивидуальной оценке необходимо каждого ребенка похвалить, поощрить, сказать ему добрые слова. На заключительном этапе занятия в ходе подведения итогов необходимо дать положительную оценку деятельности детей: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами...», «Мне было приятно работать с вами...», «Жаль, что занятие так быстро закончилось...» и т.п. Очень важно вселить в ребенка веру в его способности и вызвать желание следующей встречи с логопедом. Каждое занятие от начала до конца должно быть добрым и светлым.
Логопедические занятия способствуют воспитанию общечеловеческих ценностей у детей: добра, красоты, истины, желания совершать хорошие поступки, любви к Родине.
|
Личностно-ориентированная модель образования изменяет в целом формы общения педагога с детьми в различных видах деятельности и в повседневной жизни, подходы к обучению, воспитанию и развитию детской личности. Данная модель смещает акцент со знаниевой системы на становление личности и предполагает бережное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности и самобытности. Умение взрослого стать на позицию ребенка, умело и тонко прикоснуться к его душе позволит открыть в нем неповторимое «Я».
В коррекционно-логопедическом процессе центральной фигурой является ребенок с его возрастными, индивидуальными особенностями, речевыми проблемами, компенсаторными и потенциальными возможностями. Как правило, у этих детей имеют место проблемы в общении, снижена психическая активность, занижена самооценка. Восполнить эти пробелы позволяет общение, ориентированное на индивидуально-личностное своеобразие ребенка, т. к. оно присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на его речевое и психическое развитие, развитие личности в целом. Педагог учитывает интересы, желания, способности ребенка, стремится к сотрудничеству в коррекционном, познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. Он принимает замыслы детей, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с ними без жестких оценок «правильно — неправильно», «хорошо — плохо», предоставляет детям возможность действовать свободно, самостоятельно.
Коррекционно-развивающее обучение предусматривает создание развивающей среды, которая способствует гармоничному развитию и воспитанию ребенка, «служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми»1. При изучении механизма воздействия среды на личность ребенка нам близка точка зрения Л.С. Выготского, который считал, что среда по-своему преломляет и направляет всякое раздражение, действующее извне на человека и «всякую реакцию, идущую от человека вовне».
Модель коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ представлена предметно-пространственной средой, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка, специально-организованными видами деятельности, а также эмоционально-личностным взаимодействием взрослых и детей. Существуют определенные требования к ее организации: она должна быть удобной, целесообразной, гармоничной, информативной, оформленной с учетом высоких эстетических требований и др. Коррекционно-развивающая образовательная среда выступает не только условием, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее моделирование и конструирование требуют от него глубоких знаний, творческого поиска, гибкого сочетания в коррекционно-логопедической работе медицинских и психолого-педагогических методик, традиционных и нетрадиционных технологий. Оборудование, оформление логопедических групп, речевых центров (уголков) в группе, логопедического кабинета должно быть представлено в многофункциональных, легко трансформируемых элементах и иметь общую смысловую ценность. Ребенок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, создают условия для комфортной дистанции взаимодействия.
|
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!