Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи

2021-06-23 34
Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новые образовательные принципы, направленные на успешное развитие и воспитание дошкольников в процессе логопедического воздействия, предполагают:

—изменение формы и содержания обучающих занятий, повыше­ние их развивающего эффекта;

—изменение форм общения с детьми: переход от авторитарных
форм в процессе общения к общению, ориентированному на лично­стное своеобразие каждого ребенка;

—изменение организации предметной среды и жизненного про­странства с целью обеспечения свободной самостоятельной деятель­ности и творчества детей.

Логопедические занятия на современном этапе — это не исполь­зованный полностью потенциал коррекционно-развивающего воз­действия, направленного на развитие личности, исправление рече­вых нарушений у ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т.е. развитие механизма компенсации. Имен­но на них реализуются основные задачи коррекционной направлен­ности: коррекция речевой и познавательной деятельности, преодо­ление нарушений личностного развития, воспитание нравственных качеств. Поэтому уровень требований к организации, проведению, содержанию логопедических занятий сегодня достаточно высок. Он предполагает:

—разнообразие форм организации занятий;

—включение специальных упражнений по развитию речи и дру­гих высших психических функций;

—использование заданий по степени нарастающей трудности с
целью раскрытия возможностей и способностей ребенка;

—чередование видов деятельности с целью развития различных
анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;

—включение заданий, требующих самостоятельного выполнения;

—использование проблемных ситуаций, которые способствуют
активизации познавательной деятельности;

—обеспечение мотивации к процессу обучения;

—воспитание нравственно-этических чувств.

Занятия, проводимые логопедом, должны быть многовариантны­ми: с использованием литературных персонажей, героев мультфиль­мов, сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр и т.п. Их содержание, как правило, объединяется лексической темой, сюжетом сказки, рассказа или состоит из игр, занимательных упражнений, заданий, которые решают коррекционные и общеобразовательные задачи. Сюжетно-тематическая организа­ция занятий более целесообразна для активизации речи, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Специальные коррекционные упражнения для формирования ре­чевой деятельности, развития слухового и зрительного восприятия, памяти, аналитико-синтетических операций и логичности мышле­ния, артикуляционной, общей и мелкой моторики обеспечивают максимальное использование всех резервов, возможностей организ­ма ребенка в компенсации его дефекта.

Включение в занятия заданий по степени нарастающей трудности способствуют повышению эффективности коррекции психофизи­ческого развития ребенка. Речь идет не об усложнении программы, а о выборе таких заданий, при выполнении которых раскрываются скрытые способности и возможности детей, развивается механизм компенсации различных психических функций.

Чередование различных видов деятельности на занятиях побужда­ет ребенка к учебным действиям, способствует активной работе раз­личных анализаторов. Разнообразие игр, упражнений на развитие слухового, зрительного, тактильного анализаторов позволяет сфор­мировать у ребенка умение проанализировать объект (слово, предложение...), сравнивать, сопоставлять его с образцами, то есть по­стоянно развивать психические функции, побуждая их к активной деятельности.

Закреплению знаний, умений и навыков, полученных в процессе коррекционно-логопедической работы, способствуют задания, ко­торые предполагают использование детьми в самостоятельной рабо­те наиболее оптимальных способов их выполнения; умение замечать собственные ошибки и продуктивно использовать помощь взрослого. Если ребенок не может выполнить задание, то логопед оказывает дозированную (по частям) помощь на протяжении занятия.

На логопедических занятиях необходимо создавать такие условия обучения, при которых дети хотели бы познавать волшебный мир звуков и слов, окружающую действительность, раскрывать свои спо­собности и интеллектуальные возможности. Инструкции типа «При­готовьтесь к пальчиковой гимнастике», «Послушайте меня, я все объясню...» включают детей в учебную деятельность, но это включе­ние носит механический характер и не затрагивает глубинных про­цессов психического развития ребенка. Поэтому в ходе занятия ис­пользуются задания в виде проблемных ситуаций, которые способ­ствуют активизации познавательной деятельности детей и предпола­гают высказывание самостоятельных умозаключений. Например, «Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну пальчиковых игр. Как вы думаете, что мы можем там увидеть?»; «Послушайте и скажи­те, почему..?»; «А как ты считаешь, прав ли был..?»; «Докажи, что...»; «А что вы будете делать, если..?»; «Что было бы, если..?» и т.п.

Повышение мотивации к процессу обучения предполагает исполь­зование на занятиях игры как ведущего вида деятельности, доброже­лательного отношения к ребенку, дифференцированного подхода к оцениванию работы детей на занятиях. При индивидуальной оценке необходимо каждого ребенка похвалить, поощрить, сказать ему доб­рые слова. На заключительном этапе занятия в ходе подведения ито­гов необходимо дать положительную оценку деятельности детей: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами...», «Мне было приятно работать с вами...», «Жаль, что занятие так быстро закончилось...» и т.п. Очень важно вселить в ребенка веру в его спо­собности и вызвать желание следующей встречи с логопедом. Каждое занятие от начала до конца должно быть добрым и светлым.

Логопедические занятия способствуют воспитанию общечеловече­ских ценностей у детей: добра, красоты, истины, желания совершать хорошие поступки, любви к Родине.

Личностно-ориентированная модель образования изменяет в це­лом формы общения педагога с детьми в различных видах деятель­ности и в повседневной жизни, подходы к обучению, воспитанию и развитию детской личности. Данная модель смещает акцент со знаниевой системы на становление личности и предполагает бережное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности и самобыт­ности. Умение взрослого стать на позицию ребенка, умело и тонко прикоснуться к его душе позволит открыть в нем неповторимое «Я».

В коррекционно-логопедическом процессе центральной фигурой является ребенок с его возрастными, индивидуальными особеннос­тями, речевыми проблемами, компенсаторными и потенциальными возможностями. Как правило, у этих детей имеют место проблемы в общении, снижена психическая активность, занижена самооценка. Восполнить эти пробелы позволяет общение, ориентированное на индивидуально-личностное своеобразие ребенка, т. к. оно присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на его рече­вое и психическое развитие, развитие личности в целом. Педагог учи­тывает интересы, желания, способности ребенка, стремится к со­трудничеству в коррекционном, познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. Он при­нимает замыслы детей, решает возникающие в совместной деятель­ности проблемы вместе с ними без жестких оценок «правильно — неправильно», «хорошо — плохо», предоставляет детям возможность действовать свободно, самостоятельно.

Коррекционно-развивающее обучение предусматривает создание развивающей среды, которая способствует гармоничному развитию и воспитанию ребенка, «служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми»1. При изучении механизма воздействия среды на личность ребенка нам близка точка зрения Л.С. Выготского, который считал, что среда по-своему преломляет и направляет всякое раздражение, действующее извне на человека и «всякую реакцию, идущую от человека вовне».

Модель коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ представлена предметно-пространственной средой, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка, специально-организован­ными видами деятельности, а также эмоционально-личностным вза­имодействием взрослых и детей. Существуют определенные требова­ния к ее организации: она должна быть удобной, целесообразной, гармоничной, информативной, оформленной с учетом высоких эс­тетических требований и др. Коррекционно-развивающая образова­тельная среда выступает не только условием, но и показателем про­фессионального творчества педагога, так как ее моделирование и конструирование требуют от него глубоких знаний, творческого по­иска, гибкого сочетания в коррекционно-логопедической работе ме­дицинских и психолого-педагогических методик, традиционных и нетрадиционных технологий. Оборудование, оформление логопеди­ческих групп, речевых центров (уголков) в группе, логопедического кабинета должно быть представлено в многофункциональных, легко трансформируемых элементах и иметь общую смысловую ценность. Ребенок и взрослый становятся творцами своего предметного окру­жения, создают условия для комфортной дистанции взаимодействия.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.