Функции логопеда и воспитателя в работе по   преодолению речевых нарушений — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Функции логопеда и воспитателя в работе по   преодолению речевых нарушений

2021-06-23 26
Функции логопеда и воспитателя в работе по   преодолению речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Коррекция звукопроизношения

Этапы исправления дефектов произно­шения

Логопед

Воспитатель

1

2

3

1. Постанов­ка звука.

Определяет комплекс артикуляци­онных упражнений для каждого ре­бенка с учетом группы нарушенных звуков. Проводит артикуляционную гимна­стику: вырабатывает полноценные движения и определенные положе­ния органов артикуляционного ап­парата, необходимые для правиль­ного произнесения звуков. Для нор­мализации мышечного тонуса ис­пользует логопедический массаж. Осуществляет постановку отсут­ствующих в речи ребенка звуков об­щепринятыми в логопедии способа­ми (по подражанию, механическое воздействие на речевые органы, сме­шанный). При нарушениях в анатомическом строении артикуляционного аппара­та (короткая или укороченная подъя­зычная связка) направляет ребенка к хирургу-стоматологу, при дефек­тах развития челюстей (неправиль­ный прикус) — к ортодонту.

По заданию логопеда выполняет артикуляци­онные упражнения, т.е. своеобразную артикуля­ционную гимнастику, строго соблюдая методи­ческие рекомендации. Проводит занятия сна­чала индивидуально, за­тем с подгруппой детей или группой 2—3 раза в день. При проведении артику­ляционной гимнастики максимально использует зрение, осязание и кине­стетические ощущения. При проведении арти­куляционной гимнасти­ки для создания благо­приятного эмоциональ­ного фона использует стихотворные тексты, сказки «Веселого Языч­ка», загадки, потешки и музыку.

 

 

 

2. Автома­тизация на­выка про­изношения звука.

Автоматизирует звук:

— в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных);

— в словах;

 — в предложениях. Фиксирует внимание ребенка на правильной артикуляции звука, его звучании.

По заданию логопе­да развивает фонематический слух, фонемати­ческое восприятие, авто­матизирует поставлен­ные звуки в слогах, сло­вах, предложениях, уточ­няет артикуляцию.

3. Диффе­ренциация сходных по звучанию или артику­ляции зву­ков.

Дифференцирует звуки на слух и в произношении, последователь­но вводит в речь (слово, предло­жение, потешки, стихи...).

По заданию логопеда работает над развитием фонематического слуха, фонематического вос­приятия, дифференциа­цией звуков (стихи, игры, лото и т.д.).

4. Автома­тизация зву­ка в разго­ворной ре­чи.

Формирует полноценную фоне­тическую систему языка, развива­ет фонематические процессы и навыки звукового анализа и син­теза.

По заданию логопеда учит правильно употреб­лять скорректированные звуки в словах, доступ­ной слоговой структуры, не ограничивая при этом свободных высказыва­ний (стихи, рассказы, сказки и т.д.). Осуществляет система­тический контроль за поставленными звуками в речи ребенка.
 

     Уточнение и обогащение словарного запаса

 

Логопед

Воспитатель

 

Определяет порядок изучения лек­сических тем, словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) к каждой лексической теме, объем и содержание заданий для воспитате­ля и детей. На занятиях в группе для детей с ФФН выборочно работает над сло­варем: уточняет наиболее сложные лексические понятия (практическое накопление родственных слов, озна­комление с синонимами...).

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (с учетом тематического плана лого­педа), пополняет, уточняет словар­ный запас детей. Выполняет задания логопеда, ра­ботает по обогащению словаря де­тей, по развитию качественной ха­рактеристики лексических средств на занятиях и в свободное от занятий время.

         

На занятиях в группе для детей с ОНР отрабатывает лексические темы в соответствии с перспективным пла­ном. Примечание. Желательно, чтобы вос­питатели проводили предшеству­ющую логопедическим занятиям ра­боту по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая тем самым необходимую познава­тельную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

                     Формирование грамматического строя речи

Логопед Воспитатель
На занятиях в группе для детей с ФФН отрабатывает недостаточно сформированные грамматические категории (выявленные в ходе лого­педического обследования). На занятиях в группе для детей с ОНР формирует грамматический строй речи в соответствии с перспек­тивным планом. По заданию логопеда закрепляет практические навыки употребления и преобразования грамматических форм, синтаксических конструкций, в образовании которых дети затруд­няются.

                       Формирование связной речи

Логопед Воспитатель
Уточняет, конкретизирует и систе­матизирует коррекционные задачи, методы и приемы работы по разделу «Развитие связной речи» с учетом возраста и профиля групп. На занятиях в группе для детей с ФФН совершенствует связную речь — обучает грамотно, связно, после­довательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связ­ный текст. На занятиях в группе для детей с ОНР формирует связную речь в со­ответствии с перспективным пла­ном. Проводит занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С учетом уровня речевого развития формирует фразу, диалогическую речь, развивает логическое мышле­ние, помогает ребенку установить смысловую связь между отдельными предложениями и объединить их в связный контекст. По заданию логопеда закрепляет знания, полученные детьми на ло­гопедических занятиях.

Примечание

Логопед   в Воспитатель                
  Проводит различные виды занятий. Посещает отдельные виды занятия воспитателей.   В тетради для воспитателей записывает индивидуальные задания для 3-6 детей или задания для всей группы.   Развивает мелкую моторику у детей, руководит работой воспитателя по проведению пальчиковых игр. Присутствует по возможности на фронтальных занятиях логопеда     Присутствует при возможности на фронтальных занятиях логопеда.     Выполняет задания с ребёнком, кратко отмечает результативность работы.   В течение всего учебного года в системе проводит работу по развитию мелкой моторики у детей, используя разные виды занятий.

 

Качество проводимой коррекционной работы по заданию логопе­да, несомненно, зависит от заинтересованности воспитателя в её результатах, от искреннего желания помочь ребенку, оказать ему необходимую поддержку в случае затруднений.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.