Nicol. Damasc Frag. 66, Ctes. Frag. Pers., 2,5 — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Nicol. Damasc Frag. 66, Ctes. Frag. Pers., 2,5

2021-06-30 24
Nicol. Damasc Frag. 66, Ctes. Frag. Pers., 2,5 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ды и определил к той челяди, что убирает внутренние покои царского дворца, передав его в подчинение их управляющему, однако этот человек был жесток и часто наказывал Кира, тот оставил его и ушел к факельщику, которому Кир понравился, и он приблизил его к царю, назначив одним из царских факельщиков. Отличившись и в этой новой должности, Кир перешел к Артембару, главному виночерпию, который сам подносил кубок царю. Артембар охотно принял Кира и поручил ему разливать вино гостям у царского стола. Очень скоро Астиаг, заметив, что Кир ловок и проворен в службе и изящно подает кубок с вином, спросил Артембара, откуда сей юноша, который столь искусен как виночерпий. “О господин, – ответил тот, – сей юноша твой раб, перс по происхождению из племени мардов, и пришел он ко мне, дабы зарабатывать на жизнь". Артембар был стар, и однажды, когда у него случился приступ лихорадки, он обратился к царю с просьбой остаться дома, пока ему не станет лучше. “Вместо меня вино тебе будет подавать тот юноша, которого ты хвалил, и если ты будешь доволен им, о царь, как виночерпием, то я, евнух, усыновлю его.  Астиаг согласился, Артембар же во многом доверял Киру, как сыну.  Таким образом, Кир стоял рядом с царем и день и ночь наливал ему вино, проявляя при этом большое умение и сообразительность. Астиаг определил ему жалование Артембара, как если бы он был его сыном, одаривал множеством подарков, и Кир стал большим человеком, чье имя звучало повсюду. У Астиага была очень красивая и благородная дочь*, которую он отдал за мидийца Спитама со всею Мидией в качестве приданого. Тем временем Кир послал за отцом и матерью в страну мидийцев; они возрадовались счастливой судьбе своего сына, и мать поведала ему о сне, который приснился ей, когда она вынашивала его,  в то время, когда она пасла коз и заснула в храме. Из нее вышло столько воды, что образовался огромный поток, заливающий всю Азию и доходящий до самого моря.  Услышав это, отец велел, чтобы сон был поведан Халдеям в Вавилоне; Кир позвал мудрейшего из них и пересказал ему сновидение.

В версии Ктесия имя этой дочери Амит (а не Майдана).

гот объявил, что сон предрекает Киру большую удачу и ндивысшее   величие в Азии; но Астиаг не должен узнать об этом, "Ибо иначе он бесчестно убьет тебя, так же как и ^еня, толкователя", – сказал вавилонянин. Они поклялись друг другу никому не говорить об этом великом и несравненном видении. Позднее Кир добился еще более высоких почестей; сделал своего отца Сатрапом Персии; мать же его, благодаря ему, имела самое высокое положение и самые богатые владения среди персидских женщин.  Но когда вскоре вавилонянин был убит Ойбаром, доверенным лицом Кира, его жена выдала пророческое сновидение царю, узнав о поездке Кира в Персию, предпринятой для подготовки восстания. Царь послал вслед за Киром свою конницу, велев доставить того живым или мертвым. Однако Киру хитростью удалось уйти от них. Наконец произошло сражение, закончившееся поражением Мидии. Кир завоевал также Эгбатану, где взял в плен дочь Астиага, ее мужа Спитама и двух их сыновей. Но самого Астиага не смогли найти, так как Амит и Спитам спрятали его во дворце под стропилами крыши. Тогда Кир приказал, чтобы Амит, ее мужа и детей пытали до тех пор, пока они не укажут место, где укрылся Астиаг, но царь вышел добровольно, дабы его родню не мучили из‑за него. Кир приказал казнить Спитама,  так как тот солгал, сказав, что не знает, где спрятался Астиаг, и Амит стала женой Кира. Он снял путы с Астиага, которые наложил Ойбар, почитал его как отца  и сделал Сатрапом над барканианами.

Значительное сходство с версией мифа о Кире Геродота имеет история раннеиранского царственного героя Кай Хусроу, рассказанная Фирдоуси в Шахнаме.  Этот миф очень подробно изложен Шпигелем (Spiegel: Eranische Altertumskunde,  I, S.581, et seq.). Во время войны царя Бакт‑рии и Ирана Кай Кавуса с царем Турана Афрасиабом Кай Кавус поссорился со своим сыном Сиявушем,  который обратился за помощью и защитой к Афрасиабу. Афрасиаб принял его благожелательно и по совету своего везира Пи‑Рана отдал ему в жены свою дочь Фарангис, несмотря на поведанное ему пророчество о том, что сын, рожденный от этого союза, принесет ему большую беду.  Гарсеваз, брат царя и близкий родственник Сиявуша оговорил зятя, и Аф‑расиаб выступил против него со своей армией. Перед рождением сына Сиявуш получает во сне предостережение, в котором предсказывается его крах и гибель, однако цар ская власть его отпрыску.  Поэтому он бежал от Афрасиаба, но был пленен и по повелению шаха убит. Его беременную жену от рук убийц спасает Пиран и получает разрешение держать ее в своем доме, при условии, что по первому требованию он доставит Фарангис к царю. Однажды во сне к Пирану является призрак убитого Сиявуша и говорит ему о том, что родился мститель, и Пиран действительно находит в комнате Фарингис новорожденного мальчика, которого он называет Кай Хусроу. Афрасиаб уже не настаивает на смерти мальчика, но приказывает Пирану отвести кормилицу с ребенком к пастухам, которые должны вырастить его в неведении о его происхождении. Однако царская кровь очень скоро проявила себя в манере поведения и отваге мальчика, и когда Пиран снова забрал его в свой дом, Афрасиабом овладели сомнения, и он приказал привести мальчика к нему. Наученный Пираном Кай Хусроу разыгрывает из себя дурака*, и шах, убедившись в безвредна основе данного мотива симулированного слабоумия  и некоторых других аналогичным моментов Жиричек (Ziriczek: Zeitschrift des Vereins fur Volkskunde,  Vol. X, 1900, S.353) представил Сагу о Гамлете  как вариацию иранского мифа о Кай Хусроу Эта идея была развита дальше Лессманом (Н.Lessmann: Die Kyrossage in Europa),  который показал, что сказание о Гамлете некоторыми моментами, например симулированным безумием, поразительно сходно с сагами о Бруте и Телле (ср также с заверениями Моисея). Более глубокие корни этого сходства, особенно по отношению к сказанию о Телле, подробно обсуждались и в другой связи (см Rank‑ Das Inzest‑Motiv in Dichtung und Sage,  VIII) Внимание также обращает на себя история о Давиде в том виде, в котором она изложена в книгах Самуила. Здесь опять же царский отпрыск становится пастухом, который постепенно поднимается по социальной лестнице до царского престола. Ему также отдают в жены дочь царя (Саула), и царь хочет лишить его жизни, но Давид всякий раз чудесным образом уходит от самых ужасных опасностей Ему также удается избежать гонений симуляцией безумия и разыгрыванием из себя дурака. Связь между сказанием о Гамлете и сказанием о Давиде отмечали Жиричек и Лессман Библейский характер всего этого мифологического цикла также подчеркивал Жиричек, который в истории смерти Сиявуша находит определенные аллюзии со Страстями Господними

^1ИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ

ности мальчика, отпускает его к матери, Фарангис. В конце концов Кай Хусроу был коронован свои дедом Кай Кавусом. После длительных, трудных и утомительных сражений Аф‑расиаба наконец с божьей помощью удается захватить в плен. Кай Хусроу отсекает ему голову и велит обезглавить Гарсеваза.

Определенное сходство с предшествующим сказанием, хотя и более отдаленное, имеет миф о Фаридуне, изложенный Фирдоуси в его Персидских мифах о героях * Царь Ирана, однажды видит во сне трех мужчин из царского рода. Двое из них в преклонном возрасте, но между ними стоит молодой мужчина,  который держит в правой руке булаву с головой быка; этот человек подходит к нему и булавой валит его на земь.  Толкователи сновидений поведали царю, что молодым героем, который свергнет его с престола, является Фаридун, потомок рода Джамшидов. Заххак тут ж отправляется на поиски следов грозящего ему врага. Фаридун является сыном Атибина и внуком Джамшида. Его отец прячется от преследований тирана, но его хватают и убивают. Самого Фаридуна, мальчика‑младенца, спасает его мать Фиранек, которая бежит вместе с ним и оставляет его на попечение смотрителя дальнего леса. Там его вскармливает молоком корова Бермайе.  В течение трех лет он остается в этом месте, но затем его мать решает, что дальше находиться там небезопасно и относит его к отшельнику на горе Эльбурс. Вскоре после этого в лесу появляется Заххак и убивает и лесника, и корову.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.