Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков

2021-06-30 24
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЗНАНИЕ И ВЕРОЯТНОСТЬ

 

В Интегралике (http://kastalia.narod.ru/Izbranoe/integralika.htm), в отличие от традиционной психологии и философии, модель психики (см., в частности, в разделе ИП на сайте http://kastalia.narod.ru) является обоснованной, причем из соображений более общих, чем собственно психические. Ее построение начинается не с накопления экспериментальных фактов и не с выдвижения гипотез, а с построения модели сознания исходя из общефилософских соображений.

Но и эти общефилософские соображения отнюдь не произвольны. Сама исходная философская система (Интегралика) обладает свойством самоверификации.

Начинаясь с произвольных оснований, она свободно развивается вовне себя и по кругу возвращается к своему началу. Если при этом достигается кольцевой резонанс, т.е. если некоторые начальные положения подтверждаются при возвращении к ним, то данное положение (понятие) оказывается определенным.

Иными словами, Интегралика как бы подтверждает сама себя. При этом экспериментальные факты лишь увеличивают или уменьшают вероятность того или иного фрагмента интегральной картины, но не меняют ее сути.

 

Впрочем, говорить о сохранении сути интегральной картины в целом можно только в случае полноты этой картины; в общем случае непропорциональные изменения вероятностей фрагментов могут существенно исказить общую картину. Это означает, что проблема вероятности (ее объяснение, ее механизм) является одной из ключевых при создании интегральной модели психики и, в частности, модели сознания.

Поэтому мы и начнем разговор с интегрального объяснения механизма вероятности, осуществляемого на основе представлений о полноте и краевой парадоксальности (http://kastalia.narod.ru/Izbranoe/kraevaya-paradoksalnost.htm).

 

Реальность каждого предмета, устойчивость его во времени, его, так сказать, �модус вечности� � в его полноте, в его краевой парадоксальности (КП).

В КП сходятся две модели � временная и пространственная.

Полнота, раскрываясь через конкретную модель, дается фактом своего наличия. При этом в полноте модели нераздельны (ср. со спутанными состояниями в квантовой механике).

 

Относительно вероятности в данном контексте у нас в первую очередь возникают вопросы:

Почему модели осуществляются для наблюдателя с той или иной вероятностью?

Почему в идеале, для полных сущностей (в частности, для света) модели осуществляются со строгой очередностью? То есть, почему, например, электромагнитная волна имеет идеальную, � точную � форму?

Почему та или иная модель � знает �, что в данный момент именно она должна репрезентировать собой наличие полноты?

Почему, если выпала � решка �, то в следующем броске более вероятно выпадение � орла �?

 

Полноте, по самому ее определению, необходимо присуще время.

Время, само будучи полной сущностью, является парадоксальным. Это означает, что в любом промежутке времени (в т.ч. элементарном акте времени, �кванте� времени) должна осуществляться эта парадоксальность � должны наличествовать утверждение и отрицание, Да и Нет, присутствие и отсутствие. То есть должны наличествовать репрезентирующие КП противоположные возможности (модели).

Каждое событие (со-бытие � интенция наблюдателя к бытию) оказывается �проекцией� полноты на время, конкретизацией одной из двух моделей.

То есть во времени осуществляется не только единство двух противоположных событий, но и их разделение в каждом конкретном элементарном акте времени.

Таким образом, если в элементарном акте (кванте, промежутке, отрезке) времени происходит одно из двух противоположных полных событий, то необходимо происходит и противоположное событие � каждое событие вызывает противоположное.

События, при их полной независимости друг от друга, парадоксальным образом оказываются полностью зависимыми друг от друга.

Каждое событие происходит с учетом того, какое событие произошло перед этим. При этом зависимость, связь событий осуществляется через время.

В идеале, когда время является собственным временем развивающейся полной сущности, противоположные события (модели, проекции полной сущности) следуют строго поочередно.

 

Попутно три замечания о времени:

1. Требование наличия в элементарном акте времени двух противоположных событий отвечает интегральному принципу двух оборотов, в котором утверждается, что полнота возвращения к исходному состоянию происходит не при одном, а именно при двух полных оборотах. Этот принцип нашел экспериментальное подтверждение в физике элементарных частиц.

2. Пространству отвечает да-да-да-�

Времени отвечает да-нет-да-нет-�

3. Время, забирая в себя краевую парадоксальность (КП), является носителем �абсолютной реальности� (АР).

 

Теперь о памяти и знании в их отношении к времени:

Память в своей полноте осуществляется как время: по осуществлению акта времени монетка помнит, что падала, допустим, �решкой�, и знает, что теперь надо падать �орлом�.

Это � � память полноты �, отвечающая за мысль.

 

Уяснив в самых общих чертах интегральные механизмы вероятности, памяти, знания, перейдем к вопросу о самосознании и сознании, делая акцент на их соотношении между собой.

В единичном акте действия (происходящего во времени), акте выбора из полностью равных возможностей (ср. с проблемой осла Буридана) � чистая воля.

Предсказать, какую торбу выберет осел, жив или мертв Кот Шредингера � значит, достичь полноты, достичь своего последнего предела, редуцировать себя до альфы (С.А. Борчиков), до гуссерлевского феномена, до дхармы� до тождества в себе конечности и бесконечно малой величины.

Такое достижение своего предельного Я можно идентифицировать как самосознание; при этом надо учитывать, что так понимаемое самосознание принципиально противоположно сознанию.

Самосознание и сознание являются дополнительными, противоположными сущностями; отношение между ними аналогично отношению единичного и множественного, времени и пространства, полноты и частичности, случайного события и множества случайных событий, дающего конкретную величину вероятности.

 

Сознанию отвечает последовательность трансляций (К. Уилбер), самосознанию � трансформационный скачок. При этом нельзя считать, как это фигурирует у Уилбера, что трансформационный скачок самосознания происходит только в конце последовательности трансляций сознания � самосознание не только финальная причина сознания, но и его начальная причина.

Более того, самосознание является сокрытой, невидимой причиной каждой сознательной трансляции; оно является невидимым � фоном � для сознания, без которого сознанию просто не на чем прописываться.

 

Сознание � в множественности элементарных событий самосознания. При осуществлении такой множественности достигаемая определенность вероятности отвечает конкретному осознанию того или иного предмета. При этом величина вероятности осознаваемого предмета приближается к 1; предмет (событие) воспринимается как достоверный факт сознания.

Сознание, в отличие от самосознания, не является подлинно свободным.

Чтобы сознание возникло, должно пройти определенное время, за которое должны быть освоены, сделаны конкретными вероятности разных повторяющихся случайных событий.

Случайности создают сознание, сознание убивает случайности.

 

Киев, 2 авг. 2009 г.

Татьяна Тарасюк

ИНТЕГРАЛИКА

Обычно новые теории вырастают из какой-либо одной �точки�, из одной главной догадки, из одного разрешаемого противоречия. Сначала осуществляется прорыв в этой точке, а затем подтягиваются другие знания � сначала в смежных областях, а затем и в более отдаленных. Происходящие изменения знания в разных областях, в свою очередь, влияют по обратной связи на знание в точке прорыва.

Это близко к методу последовательных приближений � когда исследователи на каждом шаге постепенно приближаются к все более точным результатам (в нашем случае � к более адекватной теории).

При таком подходе число шагов может быть сколь угодно большим. Это, конечно, дает ученым работу, но полностью адекватный результат часто остается практически недостижимым. Другим недостатком такого подхода является то, что прорыв обычно оказывается непрогнозируемым, не обязательно происходящим на главном направлении научного развития.

Максимальная эффективность научного развития может быть достигнута при одновременном продвижении во всех областях науки и культуры в целом.

Возможности для этого открывает интегральный подход, при котором синтезируется элементы всех методологий и научных дисциплин, начиная от естественных и кончая собственно философскими.

Интегрирование должно быть полным, а не только по каким-то избранным областям, в которых преуспел тот или иной исследователь. При интегральном подходе, таким образом, должен варьироваться практически весь объем наличного краевого знания.

Соответственно, центральным понятием действительно интегрального подхода должна быть полнота. Такой подход осуществляется в рамках Интегральной философии (ИФ), основателем которой является Игорь Шашков (об ИФ см. на сайте www.kastalia.narod.ru).

В отличие от подхода К. Уилбера, считающегося самым модным интегратором современности, интегрирование в ИФ ведется не только по общему в интегрируемых феноменах, но и по противоположному в них. При этом именно парадоксальное единение противоположностей, логически несводимых друг к другу, ведет к получению принципиально новых результатов.

Очевидно, что область интегрирования К. Уилбера частична по отношению к области интегрирования в ИФ, являющейся полной. В ИФ показывается, что интегрирование К. Уилбера только пространственно, в ИФ же � как пространственно, так и временнό.

Отмечу, что как подход К. Уилбера (в одном из своих направлений), так и принятый нами (И. Шашковым и К�), имеют одинаковое название: Интегральная философия. Чтобы отделить эти подходы один от другого, мы решили поменять название нашего подхода � на Интегралику.

 

Является ли Интегралика новой философией? Или это новая наука?

� Называть Интегралику философией или наукой можно только условно � она является таковой лишь в одном из своих аспектов � в качестве �проекции� на современную философию или науку.

Эта �проекция� указывает на Интегралику, дает к ней направление, составляет некоторый объем ее видимого содержания, но в целом Интегралика шире � за счет своей невидимой, непредставимой, невыразимой в словах �части�, являющейся начальной и финальной причинами всего ее видимого содержания.

 

При всей своей системности Интегралика отрицает всякую системность, и в первую очередь � себя как систему. Владение Интеграликой есть пограничное состояние человека � он сам является �лабораторией� Интегралики. При этом человек никогда не может утверждать достоверно, что он достиг полноты Интегралики.

Но �в одном шаге от бесконечности�, в квантовомеханической �зоне неопределенности�, человек может владеть конкретными методами Интегралики и быть ее мастером.

 

Главное понятие Интегралики � метафизическая полнота � неразрывно связано с краевой логической парадоксальностью.

Покажем это.

Полнота должна полниться всем. В обычном представлении полнота есть нечто вроде некоторого объема, полностью заполненного какими-то материальными вещами. Расширяя это представление, можно положить, что такой объем есть бесконечный пространственно-временной ящик, опять же заполненный материальными объектами (теперь это все объекты нашей физической Вселенной).

Метафизическая полнота Интегралики должна, однако, включать в себя не только все материальные объекты (предметы, частицы, поля), и не только то, в чем эти объекты находятся (пространство и время), но и все идеальные сущности (законы природы, идеи, представления�).

Следовательно, полнота полнится не только всем, чем она полнится, но и тем, чем она не полнится.

Представить это невозможно. Как это � и полнится, и не полнится? � Это есть одно из выражений краевой парадоксальности, �расшифровывать� которую в рамках логики не следует � все равно не получится. Надо просто взять эту парадоксальность за основание, за некоторый краевой элемент (� атом �), от которого начинать строительство системы.

Так это и делается в Интегралике, но при этом следует учитывать, что развертывание от оснований (от элементарных �атомов�) в итоге должно заканчиваться стяженностью (понятие Карсавина) обратно к небольшому числу элементарных �атомов� (фундаментальных понятий). На языке альфической философии С.А. Борчикова это путь от альфы до омеги. При этом омега не только отличается от альфы, но и парадоксальным образом тождественна ей.

 

Мы пришли от полноты к краевой парадоксальности; возможен также и противоположный путь � от краевой парадоксальности к полноте.

Ведь что такое парадоксальность? В конечном счете, на пределе логики это есть единение, включение в себя двух противоположных вещей: включения и невключения. То есть, если что-то не включено в парадоксальность, то оно и включено в нее. Иными словами, в парадоксальность включается всё, она полнится всем. То есть она есть метафизическая полнота.

Симметрично ли включаются в парадоксальность включение и невключение?

� Нет, не симметрично. Это видно уже из самого построения вопроса � положительное включение в нем присутствует дважды, а отрицательное невключение � один раз. Включение и невключение превышаются включением, то есть в итоге должна быть несимметрия в пользу включения.

Это означает, что в Интегралике главное не отрицание, не обращение к Ничто, а утверждение, превышение, трансцендирование за пределы Всего.

 

Отмечу, что краевая парадоксальность имеет вид не только полноты, но и кольца коммуникативного резонанса, превышения полной сущностью самой себя, двухмодельности, альфа-форм (см. статью И. Шашкова �Время и алефы� в альманахе �Размышления о��, вып.11, М.: 2008, а также на сайте www.kastalia.narod.ru).

Но это тема отдельной работы о краевой парадоксальности, которую я опубликую в ближайшее время.

 

Киев, июль 2009

Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков

 

 

И-МЕДИТАЦИЯ

(избранные заметки)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

 

Глава 1. ОСНОВЫ

И-медитация: основная идея

Дальше, чем слова

О названии «И-медитация»

И-медитация и время

О соприкосновении рассудка с трансцендентным миром

Физический уровень и достижение полноты

 

Глава 2. ОБУЧЕНИЕ

Интегральный путь к «невидимому знанию»

О роли учителя

О парадоксальности И-медитации

О роли физического уровня

О конечной цели И-медитации

 

Глава 3. ТЕХНИКА

Выведение картины мира как условие достижения НЗ

О технике И-медитации

 

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ

Что дает И-медитация

Полная «матрица истины»

О чтении мыслей

Ускорение мышления при И-медитации

И-медитация: значение ритма

Важное преимущество «невидимого знания»

О рациональности

 

Глава 5. СРАВНЕНИЯ

И-медитация и практика дзен

И-медитация и «Диагностика кармы» С.Н. Лазарева

 

 

Введение

В настоящей работе рассматриваются некоторые важные аспекты т.н. И-медитации – принципиально нового типа медитации, основанной на интегральном подходе. Такой подход означает, что наряду с обычным «освобождением от мыслей», принятом, например, в дзен, практикуется предельное усиление умственной деятельности.

Теоретическим базисом И-медитации является т.н. «интегральная философия» (ИФ) – новое научно-философское направление, с основами которого можно познакомиться на сайте www.kastalia.narod.ru.

Важное место в ИФ занимают вопросы психологии – как традиционной, так и эзотерической. Интегральная модель психики (см. на том же сайте www.kastalia.narod.ru), отличается от других моделей психики тем, что она обосновывается из наиболее общих философских соображений, а не только из собственно психологических. Это позволяет создать механизм функционирования психики, по своей сути неэмпирический и неэвристический, на основе которого не только могут быть объяснены имеющиеся опытные данные, но и предсказаны новые психологические эффекты.

При этом общность и обоснованность интегрального подхода дают исследователю уверенность, что всякие необъясненные явления и факты при внимательном рассмотрении будут обязательно объяснены и валидизированы.

В настоящих заметках приводится не только теоретическое обоснование И-медитации, но и рассматриваются некоторые вопросы соответствующей медитативной практики, позволяющей, в частности, достичь серьезных успехов в развитии интеллекта, интуиции и техники принятия решений.

 

Глава 1. ОСНОВЫ

 

Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. И-медитация: основная идея

 

Традиционные виды медитации обычно предполагают сосредоточенность внимания на чем-то конкретном. Это могут быть вещи, могут быть слова, но в каждом случае должна быть однозначность – если, например, это физический предмет, то именно предмет, если слово – то именно слово. Предметы собираются вместе – в общее физическое пространство, слова – в общее вербальное, языковое пространство; в этих пространствах и осуществляется медитация.

Пространство инертно, компромиссно; в чистом пространстве нет времени, нет парадоксального единства утверждения и отрицания, свойственного времени. Во времени всё появляется и тут же исчезает; древние говорили про время: «Хронос, пожирающий своих детей».

Традиционные виды медитации являются пространственными; при их осуществлении вещи не отрицаются «в пользу нового», а берутся в их наличном качестве.

Однако без отрицания старого в вещи не утверждается новое.

Значит, медитация, помогающая мыслителю открывать новое знание, должна быть не пространственной, а временной – берущей вещь в ее невидимой, идеальной будущности.

Но взять вещь только в ее идеальном качестве, взять как собственную идею вещи, – этого мало. Ведь в таком случае медитация не будет иметь к медитирующему человеку никакого реального отношения. Человек – это ведь не только бесконечная идеальная сущность, но и конечная физическая, телесная сущность. И основные заботы человека обычно связаны именно с его физическим состоянием.

То есть временная, идеальная составляющая медитации должна быть дополнена пространственной, предметной составляющей. Новое должно не только отрицать старое, но и парадоксальным образом сохранять его.

Такое единение, объединение нового и старого означает интегрирование по всему времени и пространству – соответствующую интегральную медитацию будем называть И-медитацией.

Проникновение в будущее осуществляется мыслью.

И-медитация – не отказ от мысли, а ее максимальное (в идеале – бесконечное) усиление, концентрация внимания именно на мысли.

Может быть, в далеком или не очень далеком будущем, бесконечно усиленная в результате И-медитации мысль способна будет вытащить за собой в бесконечность и конечное физическое тело человека. Звучит фантастично, но...

 

Найти и осуществить конечное в однородной бесконечности – значит, совершить волевой акт творения собственного сознания в его полноте. При этом медитирующий человек создает свое личное «невидимое знание», подключенное к бесконечному континууму общечеловеческого знания и черпающее из этого неиссякаемого источника.

Главная цель И-медитации – приручить бесконечность, структурировать ее и сделать эффективным инструментом для решения практических задач.

 

Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. Дальше, чем слова

 

У всех больших мыслителей, независимо друг от друга в итоге получается одна и та же краевая философская схема.

Разница в словах, в терминологии, но обычно эта разница несущественна. Однако слова вовсе не безобидны – они закрывают путь – подобно тому, как закрывают путь учения великих мыслителей. Сначала притягивают к себе, а потом задерживают на себе, не пускают мыслителя дальше.

Да, сначала нужно прийти к словам, прийти к понятиям, но потом надо идти дальше.

Куда – дальше?

Сначала – к более общему, чем слова – к знакам, символам, то есть перейти к языку математики, к языку единичного и множественного, рационального и иррационального, конечного и бесконечного.

Затем – достичь неразличимости слов, знаков, символов, снять зависимость от языка вообще, добиться молчания языка в его полноте, но при этом и сохранить слова, знаки, символы.

Короче – достичь «невидимого знания».

Это путь И-медитации.

 

Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О названии «И-медитация»

 

– Почему такое название – И-медитация?

Ответ:

Правильный выбор названия может много сказать о называемой вещи.

Конечно же, в названии «И-медитация» отражается основной смысл этой парадоксальной медитации; более конкретно – в букве «И», начинающей слово.

Эта буква является начальной в словах интегральность, интеллектуальность и интуиционность, которые в своем триединстве определяют основные особенности И-медитации.

Рассмотрим последовательно, какой вклад в смысл И-медитации вносит каждое из этих трех понятий.

 

1. Интегральность – И-медитация осуществляется на всех уровнях бытия (интеллектуальном, творческом, физическом).

При этом все уровни бытия должны пронизываться чем-то единящим, общим; такой «пронизывающей» сущностью, с точки зрения ИФ, является время.

И-медитация есть процесс достижения высшего «невидимого» знания, запредельного относительно обычного знания о представимых сущностях, но при этом и имманентного этим сущностям.

То есть, это невидимое знание (НЗ) является трансцендентно-имманентным, парадоксальным.

Это знание структурирует неструктурируемое, делит неделимое; его можно понимать как находящееся на «горизонте» предметного мира; оно единит наше Сейчас и Здесь с трансцендентным миром.

То, что в НЗ два уровня единятся в полноте третьего уровня, означает, что эти уровни противоположны и инвертированы относительно друг друга.

То есть видимое должно тянуться к невидимому, невидимое нисходить к видимому.

Это как в религии – Святой Дух нисходит к человеку, когда человек действительно просит Его об этом

 

Невидимое знание – запредельное знание.

В запредельность попадает абстрактное – вне времени, и конкретное – во времени.

Знание, чтобы попасть в запредельность, должно стать абстрактным.

Именно чистая логика, чистая абстрактная мысль, обладающая собственным временем, способна попасть в запредельность и «схватить» мир в его полноте.

 

 Динамичность НЗ означает его легкий доступ к разному конкретному сущему – как статичному, так и динамичному; соответственно, в НЗ осуществляются все возможные пути между различными парами конкретных сущностей (одна из которых может идентифицироваться как исходная, другая – как конечная (ответ) при решении конкретной задачи). Найти оптимальный путь – значит, найти самый короткий путь.

Именно достижение НЗ позволяет «автоматически» решить задачу нахождения кратчайшего пути к ответу.

Ведь чем короче путь, тем ближе он к Единичности, ближе к полноте. Полнота же НЗ ищет в массиве охваченных ею конкретных путей именно наиболее полный – чтобы открыть к нему свое время.

 

2. Интеллектуальность – несущей основой И-медитации является мысль, интеллект.

 

Сначала цитата из работы С.А. Борчикова «Альфическая философия» (в печати):

«В философском бытии всех мудрецов и философов есть нечто общее, коренящееся в присущей им всем абсолютной первичности. Она та же самая, что и при уникальном гнозисе; разница только в способах ее черпания. Гении черпают и изрекают первичность в упоении красой одиночества, мудрецы – в упоении истиной всеединства».

С точки зрения ИФ, в протеическом многообразии стиля и уровня философствования общность таится не только в тождественном всем мудрецам и гениям (С.А. Борчиков), но и, причем главным образом, в числовом, абстрактном характере первичности. Ведь абстрактное как раз и есть общее, отделенное от конкретных качеств различного сущего.

Соответственно, в ИФ (и в практике И-медитации) интегральность ищется на пути обращения к тому абстрактному, которое только и может обеспечить действительную общность, действительную интегральность.

Что же такое есть это объединяющее абстрактное?

Объединение различных уровней бытия осуществляется, как это отмечено в предыдущем пункте, временем и, вместе с этим, временящейся последовательной мыслью, стержнем которой является логика.

Поясним это через связь разных уровней бытия с тем или иным модусом времени.

В ИФ одной из идентификаций уровней бытия, объединенных в резонансное кольцо, является следующая: физический, творческий и логический уровни (уровни здесь перечислены в удобной для дальнейшего изложения последовательности).

Физический уровень отвечает прошедшему времени; в нем осуществляется завершенность временного развития сущностей в самих себе, означающая достижение конкретной определенности сущностей в том или ином моменте прошлого (хотя обычно и сокрытой от взгляда из настоящего времени). Соответственно, в ИФ физическому уровню сопоставляется статика.

Творческий уровень отвечает будущему времени; при взгляде из настоящего времени в будущем видится некоторая неопределенность, переменчивость, движение смыслов, которое в ИФ понимается как динамика.

Логический уровень отвечает настоящему времени; в нем парадоксальным образом единятся статика физического уровня и динамика творческого уровня.

Таким образом, именно логический уровень (и отвечающая ему последовательная мысль) позволяет осуществить как статическую (пространственную), так и динамическую (временную) репрезентацию единого бытия.

То есть мысль находится в центре существования не просто потому, что мышление является главным делом мыслителей и поэтому ставится ими во главу угла, а потому, что именно мысль объединяет три основных уровня бытия в устойчивое резонансное кольцо, в котором осуществляется реальность нашего бытия.

Отсюда следует, что действительно интегральной медитация является в том случае, если в ней осуществляется сосредоточенность на мысли, на логическом уровне, открытом на два смежных уровня (физический и творческий), находящихся при этом на горизонте сознания. Такая сосредоточенность на мысли означает интеллектуальность интегральной медитации, необходимо присущую ей.

При И-медитации осуществляется преодоление обыденного сознания не «снизу», не через полноту отрицания (как обычно при традиционных видах медитации, ср., например, с «молчанием разума» Шри Ауробиндо), а «сверху», через полноту утверждения. То есть И-медитация ведет не к подавлению, не к вытеснению интеллекта, а к достижению его максимального развития. Такое достижение, однако, осуществляется не на пути количественного роста интеллекта, а, главным образом, на пути его принципиальных качественных изменений.

 

3. Интуиционность (основанность на интуиции) – интеллект при И-медитации осуществляется в своем высшем качестве – как интуиция.

Чтобы достичь понимания, какие же принципиальные качественные изменения интеллекта осуществляются при И-медитации, сначала следует определиться с интегральным понятием самого интеллекта.

Интеллектуальность, отмеченная в предыдущем пункте, в ИФ раскрывается несколько иначе, чем в традиционной философии. Связано это, главным образом, с тем, что в ИФ принципиально меняется отношение между двумя важнейшими видами познания: интеллектуальным и интуиционным (основанным на интуиции).

В традиционной науке обычно считают, что интуитивное решение – это решение задачи с неполными исходными данными, а рассудочное, интеллектуальное – с полным набором исходных данных.

С точки зрения ИФ все наоборот:

Интеллект ограничивается неполным набором исходных данных, условно принимая, однако, этот набор за полный. То есть интеллект заранее ограничивает область своей деятельности частичными задачами, для решения которых достаточно обычных логических преобразований.

Интуиция же оперирует данными в их полноте, в том числе и спрятанными глубоко в психическом бессознательном, а также данными, наличествующими при интерактивном взаимодействии полных сущностей.

То есть то, что обычно называется «интеллектом», является просто недомыслием (поверхностным подходом без привлечения мощнейших ресурсов бессознательного).

А то, что обычно называется «интуицией», является интеллектом в его высшей степени, оперирующим не только статичной, конкретно заданной информацией, но и умеющим превышать возможности обычной статичной логики, умеющим оперировать не только конечными, но и бесконечными сущностями, умеющим превышать свое время и в некоторых случаях предсказывать будущее.

То есть интегральность подразумевает не просто интеллектуальность (см. п.2), а интеллектуальность в ее полноте, возможную только как интуиция.

Таким образом, интеллектуальность И-медитации не замыкается на интеллекте в его обычном, сугубо логическом аспекте, а является сверхлогичной, превышающей логику в краевой парадоксальности – является интуиционной.

 

Игорь Шашков. И-медитация и время

 

Когда человек, медитируя, входит в свое настоящее время, им достигается сразу вся «ось времени» – прошедшее, настоящее и будущее. При этом он достигает полноты своей свободы; цепочка причин и следствий для него оказывается произвольной, но парадоксальным образом и полностью определенной (благодаря тождественности полных сущностей).

Определенность мира осуществляется в его временениии в настоящем моменте времени.

Логика же – это выход из настоящего времени, это переход к вневременным, несвободным причинам и следствиям.

В логике свободное, полностью определенное интуитивное знание превращается в статичное, жестко детерминированное информационное знание.

Интуиция через логику осуществляется в своей низшей форме – в интеллекте.

В логике реальность несвободна, она не сама из себя дает себя, а обозначается человеком. Реальность оказывается иллюзорной.

В мышлении адекватность достигается через стремление освободить логику, освободить мысль, сделать ее временем, возвратить к интуиции – чтобы мысль мыслилась сама собой, и отражала, благодаря достигнутой свободе, реальность.

ВЫВОД:

Чтобы достичь высшего, интуитивного знания о мире, надо достичь своего настоящего времени, надо остановить мгновенье.

 

 

Игорь Шашков. О соприкосновении рассудка с трансцендентным миром

 

– Может ли наш рассудок напрямую соприкасаться с трансцендентным миром?

Ответ:

Сначала заметим, что «трансцендентным» можно считать не только некий противоположный нашему мир запредельности или, как иногда говорят, «мир идеальных объектов», но и, как это ни скучно звучит, обычный мир нашего будущего.

Ведь мир будущего «запределен» относительно нашего настоящего времени, нашего Сейчас и Здесь; время, по сути, «трансцендирует» в свое будущее.

Но тогда получается, что обладание собственным временем, свойственное полным сущностям (к которым относится и рассудок в его высшем качестве), позволяет этим полным сущностям трансцендировать в свое будущее, превышать самих себя – «напрямую соприкасаться с трансцендентным миром».

ВЫВОДЫ:

Человеческий рассудок (а иначе – интеллект) в своем высшем качестве способен рационально работать с идеальными объектами, составляющими «трансцендентный мир».

Для практики это означает возможность достижения интеллектом не только «идеальных объектов», но и отвечающих им «физических референтов» – предметов и явлений физического мира, вне зависимости от их места в пространстве-времени.

В этом суть интуитивного познания мира.

 

Игорь Шашков. Физический уровень и достижение полноты

 

В терминах раннего (1991г.) С.А. Борчикова физический уровень – это тело.

Так же, как и я, он ищет понятие, которое можно реально противопоставить ужасу смерти, ужасу пустоты (ср. про пустоту у Бродского: «…В ней как в Аду, но более херово»). И находит – в жизни, в живом человеческом теле:

«Это понятие должно быть понятием антипустоты. Понятием полноты, осязаемости, наполненности мира. Понятием живого тела…».

Потом (2009г.) немного сожалеет:

«…Вышедши (на понятие полноты – И.Ш.), сразу сделал крен в сторону соматологии, нежели онтологии и метафизики – так уж получилось».

Однако, с точки зрения ИФ, такой «крен» вполне обоснован, особенно на завершающем этапе движения к полноте познания:

Мыслитель в своем познании замыкает кольцо коммуникативного резонанса через физический уровень.

Устремляется в будущее, направляет мысль к творческому скачку, а затем возвращается по кольцу через прошлое (которому как раз и отвечает физический уровень) к своему настоящему.

Не замкнув кольцо КР, достичь полноты нельзя.

Не полнясь мыслью от Тела, не взяв мыслью от Тела, достичь полноты нельзя.

С.Б., может быть, интуитивно (а интуиция есть высший тип интеллекта) это понимает:

«Всякая мысль полнится, богатится от Тела, радуется Телу, ликует от обладания Телом и успокаивается своим окончанием в Теле (выделено мной – И.Ш.)».

В кольце КР мысль успокаивается, становится устойчивой – это отвечает медитативной сосредоточенности на самой себе.

Соответствующая медитация есть, в терминах ИФ, И-медитация:

Интегральная – осуществляющаяся на всех уровнях бытия (интеллектуальном, творческом, физическом);

Интеллектуальная – ее несущей основой является мысль, интеллект;

Интуиционная – интеллект при И-медитации осуществляется в своем высшем качестве – как интуиция.

Замыкание кольца КР на физическом уровне означает проникновение медитативной мысли на последнюю глубину психического бессознательного, где осуществляется контакт психического и физического. Соответственно, при И-медитации может осуществляться управление состоянием организма через воздействие на тончайшие физические структуры – вплоть до клеточного, и даже генетического уровня.

Таким образом, «крен в сторону соматологии», будучи осуществленным в своей полноте, дает возможность управления физическим состоянием человека с самого высокого уровня – с уровня метафизики. При этом могут достигаться положительные изменения не только в частях тела (в отдельных органах, например), а и в теле человека как целостности.

 

Глава 2. ОБУЧЕНИЕ

 

Татьяна Тарасюк. Интегральный путь к «невидимому знанию»

 

Обычно все, кто хочет развить интеллект у себя или у своих учеников, идут по пути количественного накопления: они решают задачи разного класса, в основном, требующие нетривиального подхода, сообразительности; часто это задачи с неполными исходными данными. Предполагается, что количество, в конце концов, перейдет в качество, и произойдет некий скачек, выводящий на более высокий уровень.

Я занималась изучением интегральной психологии Кена Уилбера. Он считает, что развитие может осуществляться как последовательность трансляций (постепенных количественных изменений), или как трансформация (резкий, скачкообразный переход н


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.243 с.