Познание непознаваемого (из серии «читая ошо») — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Познание непознаваемого (из серии «читая ошо»)

2021-06-30 29
Познание непознаваемого (из серии «читая ошо») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОШО: «Рассудок видит две области существования: познанное и непознанное. Непознанное значит то, что еще не познано, но однажды будет. Но мистицизм говорит, что есть три области: познанное, непознанное и непознаваемое. Под непознаваемым мистик подразумевает то, что не может быть познано никогда.

Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым. А интуиция работает с непознаваемым, с тем, что не может быть познано. Дело не во времени, которое потребуется на познание, — ему присуще качество непознаваемости. Не потому, что ваши инструменты недостаточно чувствительны, или ваша логика несовершенна, или ваша математика примитивна, — суть не в этом. Качество непознаваемости неотъемлемо свойственно непознаваемому; оно будет существовать как непознаваемое всегда».

 

В Интегральной психологии (ИП) это положение Ошо преодолевается (но при этом не отвергается).

Поясню это парадоксальное утверждение на основе интегрального представления о ПОЛНОТЕ, знакомство с которым требуется для лучшего понимания наших дальнейших рассуждений (о понятии полноты см. на сайте kastalia.narod.ru).

Прежде всего, в ИП предполагается, что всякие принципиально разные вещи, достигая полноты своего развития, обретают в этой полноте общее качество и парадоксальным образом единятся между собой. Применительно к нашему случаю имеем:

В СВОЕЙ ПОЛНОТЕ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НЕПОЗНАВАЕМОСТЬ ПАРАДОКСАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ЕДИНИТСЯ С ПОЗНАВАЕМОСТЬЮ.

Не следует пытаться объяснить это положение логически – причина этой парадоксальности не в каком-то нашем недомыслии, а является принципиальной. Надо просто взять эту парадоксальность как данность и положить ее в основание нашего мышления.

Но чтобы это как-то выразить в рамках нашей логики, мы снимаем парадоксальность, разделяя различные области существования во времени нашего рассмотрения. Такой шаг есть условность, но мы получаем возможность конкретного разговора, необходимого для нашей повседневной практики.

Однако при этом наша практика оказывается куцей – мы теряем из рассмотрения ОБЛАСТЬ ПОЛНОТЫ ЕДИНЕНИЯ ПОЗНАВАЕМОГО И НЕПОЗНАВАЕМОГО.

Чтобы взять мир в его полноте, мы должны осуществить полноту его интегрирования. А для этого мы должны интегрировать не только по области «Здесь и Сейчас», но и по запредельности этой области. МЫ ДОЛЖНЫ ПРОНИКНУТЬ В НЕПОЗНАВАЕМОЕ.

Механизм такого проникновения основан на изоморфизме различных областей существования, показываемом в Интегральной теории (ИТ) – см. на сайте kastalia.narod.ru.

Если мы пользуемся трехчленной формулой Ошо (познанное – непознанное – непознаваемое), то непознаваемое берется во всей своей совокупности – как отдельная сущность, как Единица. Эта сущность принципиально непредставима, т.е., на языке ИТ, полна. В соответствии с положением ИТ о множественности полных сущностей, непознаваемое, оставаясь единичным (целостным), оказывается множественным – «состоящим» их множества полных сущностей.

Мы проникаем в полноту не через движение «вовнутрь» ее, а «снаружи» – ведь она, по своему определению, содержит в себе всё, в т.ч. и то, что «снаружи» ее, т.е. она содержит в себе всё множество полных сущностей.

Значит, внутренние свойства полноты (и, вместе с ней, запредельности) являются изоморфными свойствам внешнего множества полных сущностей. Ничего принципиально нового в запредельности нет. Мы просто переносим внешнюю статистику для множества полных сущностей на внутреннее содержание единичной полной сущности.

Могут возразить, что статистика (и, вместе с ней, вероятность) – это неточное, неполное описание, т.е. мы что-то теряем.

Однако свойства мира таковы, что именно вероятностный подход, не исключающий возможности свободного развития, оказывается адекватным, т.к. именно при таком подходе преодолевается детерминистическая, вневременная (с полной определенностью прошлого и будущего) заданность мира и возможно его действительное развитие. А точный, абсолютно детерминистический подход является при этом лишь крайним случаем – когда вероятность равна 1.

Более того, и при полном детерминизме мы должны допускать некоторую неопределенность в «зоне достоверности» (допускать некоторую ширину интервала значений, которые может принимать «точная» Единица). Наличие такой краевой неопределенности подтверждается на опыте, в частности, в квантовой механике.

Таким образом, положение Ошо о наличии для человека принципиально непознаваемого преодолевается в ИТ – через представление о множественности полных сущностей.

ТРЕХЧЛЕННАЯ ФОРМУЛА ОШО (ПОЗНАННОЕ – НЕПОЗНАННОЕ – НЕПОЗНАВАЕМОЕ) ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНОЙ, НО КАЖДЫЙ ИЗ ЕЕ ЧЛЕНОВ ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО КАК НЕЧТО ОПРЕДЕЛЕННОЕ, РАЗ НАВСЕГДА ЗАДАННОЕ, НО И КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, СПОСОБНАЯ ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ.

ПОЗНАННОЕ – НЕПОЗНАННОЕ – НЕПОЗНАВАЕМОЕ ЕДИНЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ В ЗАМКНУТОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ И СПОСОБНЫ ПЕРЕХОДИТЬ ДРУГ В ДРУГА ПРИ ЕГО «ВРАЩЕНИИ».

Для практики это означает:

1) Единение Восточного, созерцательного подхода с более динамичным Западным подходом.

2) Возможность применения в духовных практиках методов, основанных на работе с абстрактными, запредельными для «мира вещей», «интеллектуальными» сущностями. Развитие на этой основе Интегральной медитации (И-медитации), открывающей новые возможности для развития способностей человека и его познания мира.

3) Новые подходы в понимании интуиции и интеллекта, в частности, новое понимание соотношения и взаимосвязи интуиции и интеллекта.

Все эти (и многие другие) вопросы рассматриваются в Интегральной психологии – см. наши следующие публикации в рубрике ИП на сайте kastalia.narod.ru.

В заключение благодарю за помощь в написании этой статьи автора Интегральной теории Шашкова И.И.

 

 

Наталина, Лаборатория Интегральной Психологии, 20.03.2006

Игорь ШАШКОВ

Великая Формула Лао Цзы

(статья)

Действительное превышение той или иной фундаментальной («краевой») теории, инициированое «извне», открывает путь к ИТ.

Однако, такая инициация практически невозможна, если отсутствует созданная «нетеоретическим» способом интегральная структура, способная инициировать себя как полноту в сознании.

Такие интегральные структуры имеют общефилософский характер; открытие их в каждом случае является принципиально новым шагом в развитии человеческого миропонимания.

К таким интегральным структурам относится знаменитое изречение Лао Цзы, которое мы будем называть Великой Формулой Лао Цзы:

Путь рождает Один.

Один рождает Два.

Два рождает Три.

Три рождает мириады сущностей.

Для мириад сущностей то, что давит на спину - Инь, а что обнимает спереди - Ян.

По сути, все основные практические применения ИТ можно получить из этой Формулы, медитируя над ней и метаинтегрируя достигнутое понимание.

Рассмотрим некоторые.модели и выводы, полученные в результате метаинтегрального исследования Формулы Лао Цзы.

Сначала рассмотрим первую часть высказывания:

Путь рсждает Один.

Один рсждает Два.

Два рождает Три.

Три рождает мириады сущностей.

В этой части Формулы важную роль играют понятие Пути, числа Один, Два, Три, и связь между ними, отраженная в глаголе «рождает».

Требуемой двойственностью «номер» (направленность) и «количество» (скалярность) обладают числа. В контексте интегральной теории числа, отвечающие каждому шагу на пути развития Самости, являются онтологическими. В них осуществляется двухмодельность, соответствующая полным сущностям: с одной стороны, они показывают «номер» в последовательности событий (направленность), с другой, - «количество» пройденных событий (скалярность).

Дальнейший ход нашего исследования первой части Формулы приведен в работе «Краткий очерк интегральной онтологии» (см. на настоящем сайте).

В ней достаточно полно отражаются числовые характеристики Пути, но не достаточно полно отражена «топология» этого Пути.

Заметим, что такая «топология» в ИТ, связанная с открытостью и закрытостью (замкнутостью), имеет важнейшее значение. Существует органичная связь между соответствующими представлениями ИТ и второй частью Формулы Лао Цзы:

Для мириад сущностей то, что давит на спину - Инь, а что обнимает спереди - Ян.

Соответствующие тезисы из ИТ:

1. Самость развивается к своей Объективности по открыто-замкнутому краевому пути: Самость - Время - Пространство - Объективность (путь СВПО). Этот путь мы представляется в виде Треугольника.

2. В прошлое мы попадаем через будущее.

3. Стремлением Самости вперед управляет невидимая идеальная финальная причина (у Лао Цзы: «что обнимает спереди - Ян»); при замыкании пути Самости по кольцу, ее стремление обретает свою материальную начальную причину (у Лао Цзы: «то, что давит на спину - Инь»).

Вне времени развития Самости финальная и начальная причины неразличимы.

4. Если идти вперед по «краевому пути», то материя остается сзади. Если же удастся посмотреть назад, то увидишь материю, которая непрозрачна и отразит взгляд обратно.

5. Сущность выглядит по-разному в зависимости от того, с какой стороны на нее посмотреть.

При краевом взгляде с одной стороны - она материальна, с другой - идеальна.

Соответственно, решающим в определении наблюдаемой сущности является направление взгляда на нее. Чтобы ее увидеть, Самость может смотреть «вперед» или «назад».

6. Если Встречаются две полные сущности, одна из которых есть Самость наблюдателя, то времена этих сущностей объединяются в общем охватывающем времени - времени Встречи.

7. Именно при Встрече возможно сравнение времен встречающихся сущностей - через разделение замкнутого пути, образованного Встречей, на два отрезка: «вперед» от Самости наблюдателя и «назад» к Самости наблюдателя.

8. Разделение «кольца Встречи» производится третьей стороной Треугольника.

9. В речении Встречаются слово и мысль.

Слово - представленность, образность; мысль - непредставимость, абстрактность.

10. Слово, как Самость, открывающая речение, возвращается речением к самому себе.

Мысль направлена навстречу речению.

11. Речение открывается в прямом направлении времени, а возвращается - в противоположном направлении.

12. Слово двойственно.

Если напразленность к слову, то оно в модусе своей Объективности. Если направленность от слова, то оно есть Самость.

13. Самость и Объективность (как и все другие «точки» на Пути) являются динамическими понятиями: они могут «скользить» по замкнутому Пути и могут меняться между собой в осциллирующем процессе.

Можно и дальше развивать модель Треугольника, соответствующую Формуле Лао Цзы, но это не входит в задачу данной работы

Здесь же отметим, что многие выводы, получаемые при рассмотрении модели Треугольника, несмотря на их внешнюю теоретичность, имеют важное практическое значение.

Краевая теория и практика неразличимы.

Особенно важное практическое применение полученных теоретических результатов – в интегральной модели сознания, на ocнове которой в ИТ разработаны методы научения, коррекции сознания, развитая интеллектуальных и других способностей человека. Полнота модели Треугольника создается через Встречу нашей собственной полноты и полноты Треугольника, закрытой от обычного взгляда частичностью его изображения. Наш взгляд должен быть не обычным, а «И-медитирующим»: мы должны обнаруживать в Треугольнике его логическую парадоксальность и удерживать ее в себе, как свое особое состояние, «вращая» эту парадоксальность по кругу.

Великая Формула Лао Цзы работает во времени нашей действительности, которая сочетает в себе реальность и иллюзию.

Соответственно, сама Формула также является «реально-иллюзорной».

Возможно, самая большая иллюзия ИТ (определяющая ее «онтологические пределы») - это иллюзия наличия «остаточного Что» и соответствующая ей иллюзия реальности факта нашего собственного существования.

Это самоотрицание ИТ обосновывает для нас возможность нашего недеяния. Наша свобода устремляет нас к осуществлению нашей полноты в Объективности, но мы свободны быть несвободными (частичными) и никуда не стремиться.

Но надо понимать, что недеяние, предлагаемое даосизмом Лао Цзы, не имеет ничего общего с профаническим недеянием, «предложенном» нам нашей обычной ленью.

Недеяние Лао Цзы - это высшая форма деяния человека, осуществившего в себе Великую Формулу Лао Цзы.

г. Киев, 1999 г.,

Игорь ШАШКОВ

ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ К РАБОТАМ С.КАТРЕЧКО

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Как возможна редукция философии к науке?

О снижении роли языка в новой метафизике

Условность абсолютного

Замечание о «сетке метода» Эддингтона

Информационная эпоха: единение «метафизики» и «физики»

Заключение

Дополнение. Некоторые понятия «интегральной теории»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящих заметках обсуждаются работы Катречко С.Л. «Как возможна метафизика? (тезисы)» и «Философия как особый модус мышления», открывающие настоящий Форум.

В этих работах С.Катречко достаточно четко и последовательно рассматривает поставленные проблемы.

Однако это рассмотрение производится в рамках таких подходов, которые, по моему мнению, в настоящее время являются недостаточными для адекватного ответа на серьезные вызовы наступающей информационной эпохи.

В работах С.Катречко, по сути, осуществляется утверждение традиционных, классических взглядов на философию и продолжение их в настоящее и будущее.

По моему мнению, чтобы достигнутая полнота самоутверждения не вела к тавтологии, к «дурной бесконечности» (типа да – да – да – …), она должна парадоксальным образом быть одновременно и полнотой самоотрицания (типа да – нет – да – нет – …).

Критика работ С.Катречко ведется мною с точки зреният.н. «интегральной теории» (см. на сайте kastalia.narod.ru). Одним из главных понятий этой теории является понятие полноты, в котором осуществляется, в частности, парадоксальное единение замкнутости и открытости, означающее для полных сущностей отсутствие стагнации, динамизм и наличие собственного времени при сохранении внутреннего единства и устойчивости (о понятии полноты и некоторых других понятиях и принципах «интегральной теории» см. в ДОПОЛНЕНИИ к настоящим заметкам).

В частности, полнота системы знаний означает, что эта система преодолевает сама себя во времени собственного развития (сохраняя при этом свое положительное содержание).

Является ли традиционная метафизика «полной» в указанном здесь смысле? Как она должна быть модифицирована, чтобы обрести динамизм, являющийся в настоящее время необходимым условием самосохранения?

Ведь всякая система знаний может сохранить свою устойчивость во времени только благодаря своей изменчивости. «У нас приходится бежать из последних сил, чтобы лишь удержаться на месте», – в настоящее историческое время это высказывание Кэрролла актуально как никогда.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.