Из книги «От логики к картине мира» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Из книги «От логики к картине мира»

2021-06-30 21
Из книги «От логики к картине мира» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[В книге «От логики к картине мира. Избранные заметки по философии времени», написанной автором в 1991 году, большое внимание уделяется проблеме времени. Отдельные фрагменты на эту тему приводятся в данном разделе.]

О времени

В истории науки и философии можно проследить две основные традиции в понимании времени.

Представителями первой традиции, которая соотносится с т.н. атрибутивной (или реляционной) концепцией времени, можно считать Платона, Августина, Лейбница, Вернадского, Бора и др. Время и пространство в рамках атрибутивной концепции считаются присущими материальным объектам, как бы «порождаемыми» ими.

Вторую традицию, с которой можно соотнести абсолютную (или субстанциональную) концепцию времени, представляют Аристотель, Ньютон, Эйнштейн и др. В рамках этой концепции время и пространство являются независимыми от материальных объектов сущностями, являются как бы бесконечным ящиком, в который помещены различные материальные тела. Эйнштейн, модифицируя абсолютную модель пространства-времени, вводя связь между пространством и временем и «искривляя» их, отнюдь не отказался от этой модели.

В философии времени утверждается, что обе концепции (атрибутивная и абсолютная) являются одинаково справедливыми, но соответствующими различным логическим моделям – конечной и бесконечной. В рамках бесконечной допускается полная «трехмеризация» картины мира (абсолютная концепция). В рамках конечной модели предполагается принципиальная «нетрехмеризуемость» краевых явлений (реляционная концепция).

Философия времени предполагает объединение конечной и бесконечной моделей, нахождение общей области их применимости, создание теории равновесия, позволяющей получить конкретные результаты в различных областях специальных наук.

Философия времени «справедлива» и в той степени, в какой справедливо утверждение, что философские воззрения возникают и развиваются во времени. Именно во времени происходит самоутверждение и самоотрицание философских систем, происходит достижение необходимой полноты и ясности изложения.

Философия времени – это философия высшей степени несвободы, когда развитие философской системы полностью определяются заложенными в ее основание принципами. Все оказывается как бы «пойманным» в сеть времени. Но благодаря самой же философии времени, она есть философия высшей степени свободы – «центром свободы» является каждый центр Ничто. Каждый человек при своем обращении к краю свободен в своем творчестве, каждая теория, достигая своей полноты, приобретает новую свободу, каждый критический момент в человеческой Истории заключает в себе непредсказуемость.

В новое, называемое нами краевым, историческое время в общем историко-культурном процессе развития человеческого общества возникает как бы новый синкретизм. На краю теория должна совпадать с практикой, слово становится равным делу, идеальное неразрывно связывается с материальным. В соответствии с этим должна стремительно возрастать роль новой философии, не только соответствующей картине реального мира, но и порождающей в этом мире принципиально новое.

О пространстве и времени

1. В философии времени число координат (размерность) пространства-времени не выбирается с учетом удобства описания, а является онтологически значимым. Произвол в выборе размерности означает неполноту подхода, когда в решение задач приходится вводить дополнительные «избыточные» параметры.

2. Размерность физического пространства связана с равновесием внешнего и внутренне­го на краях частичных ансамблей (объектов). Неравновесность (движение) может быть ин­терпретирована как изменение размерности.

3. Для объяснения размерности пространства-времени необходима двухмодельность.

4. Представимость объектов связана с их сравнением между собой; сравнение требует множественности и осуществляется в «трехмерности».

5. Сравнение пространственных объектов происходит во времени, для сравнения отрезков времени необходимо пространство. Пространство и время не могут быть поняты друг без друга.

6. Время делает пространство единым, пространство делает время множественным.

7. «Двухмерность» соответствует отношению множественного к единому, «трехмерность» - отношению множественного к множественному.

9. Физическая Вселенная должна быть конечно-бесконечной. В чисто бесконечной модели пространство неактуально.

11. Единство пространства и времени подразумевает наличие у них общего края. Достижение края в пространстве подразумевает достижение края во времени. «Начало» физиче­ской Вселенной присутствует в каждой точке физического пространства. Любой момент времени присутствует в настоящем времени — но не в качестве настоящего времени, а в качестве материальных образований в пространстве.

12. Если бы Вселенная была бесконечна, то время было бы строго «перпендикулярно» пространству, не было бы связано с ним. Так как Вселенная конечно-бесконечна, возникает «кривизна» пространства и времени,их связь между собой.

13. Единство невозможно при переходе от одной точки пространства-времени к другой с конечной скоростью. Так как предельная скорость сигналов в нашей Вселенной не бесконеч­на, Вселенная «не совсем» едина. Неполнота единства Вселенной подразумевает множест­венность объектов в ней.

15. Совместность отношений различных множеств достигает своей полноты в пространстве. Пространственность подразумевает множественность ансамблей.

16. Объединение троек чисел, необходимых для выявления соотношений множеств, осу­ществляется в общем трехкоординатном пространстве. Такое объединение возможно, если частичные ансамбли объединяются в общем, т.е. между ансамблями существует соотноше­ние «больше» или «меньше».

17. Каждая координата пространства несет в себе полный набор соответствующих чисел всевозможных частичных ансамблей. Ввиду того, что физическая Вселенная конечно-беско­нечна, физические законы должны быть не совсем инвариантны по отношению к выбору системы координат. Они в некоторой степени зависят от выбора внешним наблюдателем точки начала отсчета.

18. В философии времени как пространство, так и время не являются абсолютно одно­родными. То, что возможно в одной точке пространства (моменте времени), может быть невозможным в другой точке пространства (моменте времени). При этом разница между точками пространства (моментами времени) рассматривается внешним наблюдателем. Наличие человека Сейчас и Здесь неравносильно воображаемому наличию человека в другое время и в другом месте.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.