Цельизадачивоспитанияиобучения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Цельизадачивоспитанияиобучения

2021-06-02 28
Цельизадачивоспитанияиобучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основойдляобозначенияцеливоспитанияиобученияявляетсяпринятиечеловекакакцелостногосущества, находящегосявнепрестанномразвитии, становлении. Сутьючеловекаявляются, преждевсего, егоиндивидуальное, собственное“Я”, егодуховныекачества. Поэтомулюбаяпроблемачеловека, связаннаясегоразвитием, формированием, адаптацией, преодолениемстрессовиболезнейит. п., должнарассматриватьсяирешатьсяодновременнонатрехуровнях - духовном, душевномифизическом.

ЦЕЛЬобученияивоспитания - датьвозможностьвсестороннейреализациииндивидуальностикаждогоученикаивоспитаниеответственныхчленовобщества.

Достижениецелистановитсявозможным, еслиразвитиечеловекасчитаетсянеформальнойцелью, аполагаетсяисходнымпунктомвоспитанияиобучения. Тричастифункциональноцелогочеловека: мышление, эмоциональнаяжизньиволя, проявляютсянасамыхразныхстадияхразвитияпо-разному.

Впланированииотдельныхзанятий, распределениизанятийиработыучебногогодаследуетприниматьвовниманиеприродноеритмическоесоответствиестепенисознанияиспособностисосредоточится. Имеетсяввидуобучение, разностороннезахватывающееребенкаинетребующееотнегобольшойзатратыэнергиипсихики.

Вучебномпланеопределяютсярамкиобученияивоспитания, основывающиесяпоследовательноназнаниизакономерностейразвитияиростачеловека. Внемопределяютсяцелипреподаванияпоразнымпредметамицеливоспитаниявразныхклассахсогласнопотребностямкаждогоданноговозраста. Основыметодики, соответствующейданнымпотребностям. Необходимыеинструкцииосодержаниипреподаваемогоматериалаиобъемакурсов. Инструкциипоорганизацииучебнойивоспитательнойработывшколе.

ЗАДАЧИсодержатвсебевоспитаниеволи, художественноеиумственноевоспитаниеиобучение.

ВОСПИТАНИЕВОЛИ:

1. Укреплятьволюидовериеученикаксвоимспособностям.

2. Развиватьиндивидуальнуюспособностькобразномувосприятию.

3. Создатьпредпосылкиумственногоразвития.

4. Развиватьспособностькотвлеченномумышлениюнаосновечувствареальности

5. Создаватьосновныепривычки.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕВОСПИТАНИЕ:

1. Укреплятьразвитиеэмоциональнойжизни

2. Развиватьумственныеспособности

3. Развиватьспособностьккритическомумышлениюичувствокачествавлюбойдеятельности.

4. Делатьощущенияинаблюдательностьболеевосприимчивыми.

5. Развиватьсоциальныечувстваиморальныечувства.

УМСТВЕННОЕВОСПИТАНИЕ:

1. Обеспечитьдостаточноеобщееобразованиевсемучащимся.

2. Возбуждатьвученикахактивныйинтересичувствоответственности.

3. Развиватьспособностькумственномувосприятию.

4. Развиватьспособностькпричинномумышлениюисамостоятельномупостижению.

5. Развиватьспособностьквсестороннемувосприятию.

6. Способствоватьсвойственномукаждомуданномувозрастуразвитиюсознательности.

Воспитаниеволи:

Практическаядеятельностьактивизируетчеловека, развиваетиподдерживаетволю, поэтомуразнообразнаяпрактическаядеятельностьявляетсяведущейчастьюпедагогическогопроцесса, чтоявляетсяособенносвоевременнымприраспространившейсятехнологизированнойкультуре.

Развитиеволиявляетсяпрофилактикойобщейпассивностииподдержкойиндивидуальнойинициативности. Использованиесилсвоейволиукрепляетиндивидуальноечувствособственного“Я”, строитсамосознаниеиразвиваетздоровоедовериексебе.

Функцииволитесносвязанысфункциямиорганизмаиотражаютсянанихнемедленно. Здоровыйобразжизнииактивнаяконкретнаядеятельностьукрепляютфункцииволи. Поэтомупедагогдолженследитьзасостояниемздоровьяученика, заегообщейжизненностьюижаждойдействия, атакженаправлятьилиподчеркиватьпомеренеобходимости, либообщую, либоиндивидуальнуюактивностьвобученииивоспитании.

Способностьобразноговосприятия - одинизпервостепенныхфакторовразвитияспособностикгибкомумышлениюпозже, корникоторогонаходятся, преждевсего, вчувстведвижения.

Обучениевэтомвозрастеявляетсяактивно-практическимифизически-ритмическим.

Способностьребенкаксознательномувосприятиюнезначительна, когдаегоактивностьнаправляетсянавнешнююдеятельность. Затозначительнаегоспособностьвосприниматьокружение, подражаяемубессознательноидействуявнем. Оченьважно, чтобыусвоениепреподаваемогоматериаластановилосьвсестороннимиличностным. Ребенокполучаетудовлетворениеоттого, чтоонумеетчто-либо, анеоттого, чтознаетчто-то.

Воздействиеконкретнойдеятельностивобластиподсознаниясоздаетпривычкиинавыкивособенноститогда, когдатакаядеятельностьповторяется. Так, воспитаниеактивностииграетзначительнуюрольвформированииотношенийипривычек. Преждевсего, воспитаниеактивностиразвиваетпривычку - готовностьктруду (трудолюбие), котораяукореняетсяуребенкачерезестественнуюрадостьигры.

Художественноевоспитание:

Кхудожественномувоспитаниюотносятся:

* преподаваниепредметовискусстваииспользованиехудожественныхупражненийприпреподаваниидругихпредметов;

* преподаваниеспомощьюобразовнаосновнойступениобучения;

* художественныепроекты.

Активныйаспектсвязанспреподаваниемвсехпредметовискусства. Каквмузыке, такивизобразительныхискусствах - вписьмекрасками, рисовании, лепке - однимрешающимфакторомявляетсяупражнениерук. Вэвритмии - упражнениевовсехдвижениях. Преподаваниепредметовискусстваосновываетсявпервуюочередьнашлифовкеиндивидуальныххудожественныхспособностейребенканапрактическихзанятиях.

Кромезанятийискусствомкхудожественнойстороневобученииотноситсяипреподаваниеспомощьюобразов. Оноявляетсяцентральнымметодомпреподаваниядлядетеймладшегошкольноговозраста, способствуетразвитиюмышленияиэмоциональнойжизниребенка.

Вместоотвлеченноготеоретическогопреподаванияпреподаваниеспомощьюобразовпередаетсодержаниепреподаваемогоматериалавобразнойформе, котораяоживляетфантазиюребенка. Сдействиемвоображениявсегдасвязаноэмоциональноепереживание, являющеесяодновременноивнутренним, ивнешним. Преподаваниеспомощьюобразов - этоживыехудожественныерассказыииносказания, данныеребенкувустнойформе. Длядетейучебныйпроцессдолженбытьнепременнохудожественнымпереживанием. Восновечеловечностилежитразвитостьэмоциональнойжизни. Какосноваморальныхценностейонасоздаетусловияжизнивбудущемобществе (развлечениячастослужатзаменойэмоциональнойжизни, нопрактическиникакихвоспитательныхвоздействийнеимеют).

Преподаваниеразныхвидовискусства. Этипредметыпреподаютсявсемученикамследующимобразом:

1) Какотдельныекурсы:

* музыка, изобразительныеискусства, эвритмия, с 1 по 12 класс;

* искусствоведение (историяизобразительныхискусств, историяискусстваслова, историямузыки, историяархитектуры), с 9 по 12 класс.

2) Припреподаваниитеоретическихпредметовпреподаваниемузыки, изобразительныхискусств (письмокрасками, рисование, рисованиепоформеилепка) связаноспреподаваниемосновногопредмета. Вслучаенеобходимостихудожественныеупражненияможноиспользоватькакспособпреподаваниядругихтеоретическихпредметов.

3) Какчастьпрактическихзанятий:

* припреподаваниирукоделия, от 1 до 10 класса;

* припреподаваниистолярногодела, начинаяс 6 класса;

* припреподаваниихудожественногооформления, связанногоспериодамилепкив 9 и 11 классах.

Умственноевоспитание:

Школаимеетцельюобеспечитьвсемученикамдостаточноеисоответствующееобщепринятымтребованиямумственноеразвитиеиобщееобразованиевовремяшкольныхлетвтойформе, которуюученикимогутвоспринимать.

Ответственныерешениямогутосновыватьсялишьнадостаточномобъемезнанийикомпетентности. Современное, быстроразвивающеесяобществотребуетотсвоихчленовпостоянногоусвоенияновыхзнанийиспособностинестиличнуюответственность.

Чтобыподдерживатьсвойственнуючеловекузаинтересованностьилюбознательность, теоретическийматериалследуетпреподаватьтакимобразом, которыйсоответствуетсизменениямсознательностивкаждойданнойстадииразвития.

Положительноеотношениекученикуилиегопотребностьвуспехахвучебенедолжнызависетьотегоспособностиусвоитьтеоретическийматериал.

Учебавсегдадолжнаосновыватьсяназаинтересованностиилинезависимомотличныхинтересовчувстведолгаученика. Стоитвместописьменныхработ, оценивающихучениканаосновеусвоенныхзнаний, готовитьдоклады, писатьсочинения, которыемогутбытьсвязанысактивнойдеятельностьюилихудожественнымипроектами. Онизаставляютученикауглублятьсявобсуждаемыйматериал, возбуждаютличныйинтересивдохновляютучениковформироватьсобственноепредставлениеоматериале.

Возможностиурока

Каждыйурокследуетпланироватьтак, чтобыматериалзапечатлевалсяглубжеуровнясознательныхпредставлений - тоестьподсознательноесозреваниевовремясна. Поэтомупреподаваемыйматериалдолженсперваохватыватьэмоциональныйуровеньребенкаисвязыватьсясдействиемволи. Лишьпослеподсознательнойпереработкивовремясна, этотматериалвосстанавливаетвпамятисвоевременноезаключениеучебногопроцесса.

Приуспокоениивозбужденныевовремяработыдушевныепроцессыприводятсявсостояниеотдыхаиподготавливаютпочвудлядальнейшейработы.

Прираспределениизанятияпринимаетсявовниманиеестественнаяпотребностьчеловекавчередованиипринимающейинаправленнойнаружудеятельности, тоестьпотребностьво“вдыхании”и“выдыхании”.

Такимобразом, стараемсянаправитьресурсыребенканастимуляциюсамодеятельностивначале, затем - восприимчивости, далее - активности, взаимодействияиприведениеиндивидуальнойактивностивсостояниеотдыхавконцезанятия.

Структураурока.

Концентрация (началоурока) - ритмическаячасть: ритмическиедвижения, музыкальныеидекламационныеупражненияактивизируютигармонизируютдетей, помогаютимсобратьсяссилами.

Повторение (окончаниепредыдущегозанятия) - теоретическаячасть: развитиеспособностиквосприятию, побуждениекобразованиюпредставленияопройденном, резюмепройденногоматериала, воспроизведениечерезобразы.

Новыйматериал - эмоциональнаяхудожественнаячасть: педагогзнакомитдетейсновымматериаломспомощьюобразов, вживойформе, активизируетжизнь.

Закрепление (углубление) - активнопрактическаячасть: материалобрабатываетсясприменениемметодовактивноговоспитания, т.е. путемдвижения, игр, рисования, письмакрасками, лепкиит. д.

Успокоение (окончаниеурока) - гармоническаячасть: детейприводятвгармоническоесостояниеспомощьюдекламационныхилимузыкальныхупражнений, небольшихуспокаивающихрассказов.

Занятиянедолжнысдерживатьэнергиюдетей, инагрузкадолжнаменятьсявтечениезанятиявзависимостиотсостояниядетей. Педагогможетсвободноизменитьосновнуюструктурузанятия, основываясьнасамочувствиидетей.

Притакомподходекзанятиямсдетьмисоблюдаетсяестественныйритмспособностисосредоточиться, ивкаждойфазеребенокохватываетсявсесторонне.

Естественныйпутьучебногопроцессамеждуначаломшкольногообученияипереходнымвозрастомведетотэмоциональногоуровнякобластиволи, достигая, наконец, образованияпредставлений, понятийисистемпонятий.

Условиястановленияшколы

(изопытаработытомскойгруппыпедагогов)

Этапыстановленияновойшколы:

1. Моральноеправо. Педагогупроцессобучения, становления, накоплениядаетИМПУЛЬС - этоначало!

2. Единомышленники. Поиск, подбор, созданиеатмосферы, вкоторойвозможнообщениедляреализацииидеи.

3. Существованиевнастоящем. Отработкаэлементов, программ, умений: общениесдетьмиивзрослымивлюбыхгруппах, объединениях.

4. Родители. Работасродителями - единомышленникамипоотношениюкдетям: беседы, консультации, практическиезанятия. Организациятакихродителей - время!

5. Поиск. Отродителейпоступаетзаказонеобходимостисозданияшколы, садаипр. Совместныйпоискходов, возможностейсозданияшколы. Реализацияидейвпрограмму.

6. Финансы. Финансоваяпроработкасовместносродителямисуществованияшколы. Поисквариантов, связьсвозможнымипартнерами - финансистами, заинтересованнымилицами. Составлениесметы, штатногорасписания…

7. Деятельность. Наборвклассы. Занятия, учебныйпроцесс, процессуправления. Объединениеродителей, педагогов, учредителей, попечителей, спонсоров…

8. Просветительскаяработа - созданиестатусаизаинтересованностивокружающемсоциуме. Встречисзаинтересованнымилицами. Привлечениетворческихлюдейксотрудничеству.

9. Связь. Контактысединомышленникамивгороде, регионе, республике, иностраннымиколлегамииобъединениями. Созданиеиобеспечениеработышколы (юридическое, финансовое, организационное).

10. Забота. ОбеспечениеребенканалюбомэтапеуходаизшколыГАРАНТИЕЙвключениявсоциальнуюситуацию. Лечебнаяпедагогика. Программыдополнительногообразования.

11. Преемственность. Созданиеситуациизаинтересованностиивоспроизведениесистемызасчетоткрытыхлекций, встреч, ярмарок, праздников, спец. семинаров, курсовипр.

12. Моральнаяответственность. Осознаниенеобходимостижитьсогласноморальнымчеловеческимзаконам, следоватьэтомувволении, чувствовании, мышлении.

Часть: ПЕДАГОГИКАЛЮБВИ

(возрастподростка)

Периодразвитияребенкапоследостиженияполовойзрелости. Наэтомжизненномэтапесновапроисходитрешающееизменениевдушевнойжизниподростка. Воляичувствакакдушевныеспособностидонекоторойстепениужесформировалисьинуждаютсятеперьвруководстверассудка. Родителииучителявизвестномсмысле“освобождаютсяотзабот”. Подаютлионипримерсвоимповедениемилиявляютсялиавторитетом, теперьнеимеетрешающегозначения. Ведьмолодойчеловекотнынесознательноотходитотмногогоиищетсобственныйпуть. Самостоятельноемышление, развивающеесявнем, помогаетемуотмежеватьсяотнеприятныхсобытий. Онтеперьпереживаетихнестольнепосредственноитемболеенеподражаетим, какраньше.

Затоможетчасамидебатировать, философствоватьинаскучныхурокахизанятияхобдумыватьсвоисобственные, интересующиеегомысли. Многохорошихзамыслов, стиховирисунковвозниклоименновтакиечасы! Этонечтосовсеминое, чемунылаяписанинаикарябаньенапарте, каквпрежниегоды. Задачапедагогикитеперь - овладетьэтойновойситуацией, организуяурокитак, чтобыониразностороннестимулировалимышление: коллективучителейспециалистов, профессионаловсвоегоделавыполняетэтузадачу.

Нахудожественныхзанятияхтеперьглавное - отработкаопределенныхтехническихприемов: черно-белыйрисунок, акварель, лепка, изготовлениемелкоймебелиипроч., т.е. впервуюочередьучастиеиндивидуальногосознания. Здесьоченьважно, чтобыучительвоспринималученикакакнезависимогособеседникаипобуждалегосамостоятельнодокапыватьсядосутидела. Человеческаясвободапрочноукореняетсявспособностисамостоятельномыслить.

МихаэльБауэрсказалтакобискусствевоспитания: “Воспитательможеттолькопобуждать, ободрять, приглашатькответу, нонивкоемслучаенесоздаватьсаминепринуждать. Многиевоспитательныемерыценнытем, чтоустраняютпрепятствияиосвещаютпуть. Есливоспитательпреуспеетлишьвэтом, оннедолженуспокаиваться. Онможетиспытатьудовлетворение, толькоесливдушеребенкаобразуетсякакбывторойвоспитатель, которыйсделаетпервогоненужным”.

Времяперемен

Когдаребенокдостигаетвозрастаполовойзрелости, товместесегофизиологическойпеременойсовершенноменяетсяегоотношениекмирувнешнихчувств. Наступаетмомент, когдавчеловекепробуждается“дух”. Вэтотпериодподростоквовсякойчеловеческойречипреждевсеговоспринимаетэлементразума, логики; ихонистремитьсяпонять.

Теперьмыможемужеснекоторымуспехомобращатьсякегоинтеллектукаксредствувоспитанияиобучения. Нокрайневажнонеделатьэтогопреждевременно - сознательноилибессознательно.

Еслимыпредлагаемребенкутолькоумственно-логическоеобучение, онначинаетскучать. Онусваиваетто, чтомыдаемемувстрогологическойформе, ноеслимызаставимегошагзашагомследоватьзанашимирассуждениями, тоонутомляется.

Мыдолжнычувствовать, чтодаемподросткунечтоживое, то, чтоможетвместеснимразвиватьсяисозревать. То, чтопроникаетвсознаниеребенка, остаетсяскрытымвневидимыхглубинахегодушиипозднеевыходитнаповерхность.

Все, чтомысообщаемребенку, должнобытьполножизни, чтобырастивместесним. Постоянноноситьвсебеживойобразсуществаребенка, занововоссоздаватьегокаждыйгод, - нет, каждуюнеделю - вотчтосоставляетдуховнуюосновувоспитания.

Рождениечеловека

Снаступлениемполовойзрелостидушевноетелоребенкастановитсясамостоятельным. То, чтовтечениивторогосемилетиябыловосприняточеловекомкаксвоегородамузыкамироздания, продолжаетвнемсвоеразвитие. Все, полученноевобразах, все, чтосталоживыммузыкально-пластическимдостояниемдуши, усваиваетсятеперьинтеллектом. Нотеперьчеловеквоспринимаетнето, чтоемубылонавязановинтеллектуалистическойформе, ато, чтоонсамвсебевзрастилсовершенноинымпутем.

Еслипредшествующееразвитиебылоздоровым, оноподготовилоглавное, чемчеловекдолженобладатьпосленаступленияпубертета - способностисамостоятельнопонятьужевоспринятоепрежде. Все, когда-тоусвоенноевобразах, теперьизживоговнутреннегоисточникапринимаетвсебяразум. Обретяинтеллект, человеквглядываетсявсамогосебя. Это - постижениечеловеческогосуществавсамомсебеичерезсамогосебя. Онприходиткправильномувнутреннемупереживаниюсвободы. Подлиннаясвободаявляетсявнутреннимпереживанием. Нодляэтогопедагогдолженвложитьвребенканечто, кчемуегосущество (котороедляпедагогаостаетсянеприкосновенным) впоследствиипочувствуетвлечение, счемоновнутреннесоединиться.

Воспитываявчеловекевсе, чтонеявляетсяегособственным, япредоставляюегособственномусамомупринятьто, чтоядалкаквоспитатель. Такимобразом, янепозволяюсебегрубовмешиватьсявразвитиечеловеческойличности, нояподготовляюпочвудляееразвития, котороедолжноначатьсявместеснаступлениемполовойзрелости. Еслияинтеллектуалистическоеразвитиеначинаюраньше, ясовершаюнасилиенадним, ягрубовторгаюсьвеголичность.

Долг

Ввозрастемеждусменойзубовинаступлениемполовойзрелостивчеловекеразвиваетсяспособностьиспытыватьудовлетворениеотморальногоиотвергатьаморальноечерезздоровоечувствопочитанияавторитетувзрослого.

Вследующуюэпохуегожизнимы, непринуждаяегонапрямую, делаемтак, чтобыонсам - хочетонтогоилинет - пережилмогуществологики.

Вэтовремядолгдолженстатьнашейвнутреннейсклонностью, когдавсяморальрождаетсяизчисточеловеческогоначала. Долгпроистекаетизисточникадобройволичеловека. Деятельностьсовременногопедагога, понимающегозадачусвоейэпохи - этостремлениеспомощьювоспитанияипреподаванияпомочьчеловекуобрестичеловеческоеотношениексамомусебеикистиннымпотребностямнашейкультуры.

Подростокчувствуетимпульс: тыдолженделатьто, чтонравитсятебекакдобро; тыдолженотказатьсяоттого, чтотебененравится. Тогдаизсодержимогоеголичностирождаютсяморальныепринципы; тогдавозрождается, уженадуховномуровне, возвышеннаясамоотдачамиру. Тасамоотдача, котораябылаприроднойвпервомсемилетииидушевной - вовторомсемилетииегожизни. Моральное, нравственноечувствоиморальныеимпульсыволистановятсятеперьтем, чтонаправляетегопоступкитак, какбудтоэтотморальныйимпульснаходитсявнемсамом. Такойдолг - истинен! Это - сутьоткровенияеголичности, анечто-тонавязанноеизвне.

Есливоспитаниебылоправильным, последостиженияполовойзрелостиизглубинчеловеческойприродывсевозрождаетсяирождаетсясоответствующимсамомусуществучеловека. Ноподростокбудетлишенпереживаниятакоговозрождения, еслипедагогнезаботилсяотом, чтобызакладыватьвребенкато, чтототсмогбыпонятьлишьвпоследствии.

Смыслжизни

Длядетейэтоговозрастаруководящимметодомдолженбытьметодоткровенныхбесед. Нодляэтогонеобходимо, чтобыпедагогиобладалисвободойвзглядов, безпредвзятыхмнений, безпредубеждений.

Ивторое: онидолжныиметьмировоззрениенамир, концепциюмира. Надо, чтобыпедагогмогвнутренне, передсамимсобой, поставитьвопросыосмыслежизни, озадачахицеляхчеловечества, оценностипрошлыхкультур, означениисовременнойэпохиитомуподобноеи - ответитьнаних. Иответыэтидолжнынепростовертетьсявголове, онидолжныбытьусвоенысердцем, т.к. именносердцеподсказываетнамспособыобращениясмолодежью.

ЧеловекпоставленлицомклицусзагадкамиВселеннойиищетихразрешения. Случается, ондумает, чторазгадканайденаинаходитсявопределеннойкниге, вполнезаконченной, отредактированной. Ноподумайте, еслибыводинпрекрасныйденьбыланайденаэтаразгадка, инашелсячеловек, написавшийобэтомкнигу, чтооставалосьбыделатьтем, ктопридетвмирпосленего? Всесталобыужасноскучным. Навсякийвопросдостаточнобылобызаучитьнаизустьготовыйответ. Те, ктодумает, чтомирсталбывтакомслучаесмертельноскучным, вполнеправы. Еслибысуществовалакнига, содержащаяданныйразинавсегдаответнавсезагадкиВселенной, ответ, доступныйвсем, - чтоженамосталосьделатьвэтоммире?

Нет, поправдеговоря, должнысуществоватьвмиререшения, которыемыможемнайтинеиначекаксобственнымтрудом, ценойсобственныхусилий. Узнатьсмыслжизни - какойможетбытьнаэтотвопрособщийиокончательныйответ?

Егонаходиттот, ктоищет, нодляэтогонадоуметьправильноставитьвопросы. Мирставитпереднамимножествопроблем: этовопросы, касающиесянашихсудеб, нашегоповедениясредилюдей…

Какиежеответыможнодействительнодатьнавсеэтизагадкичеловеческойжизни? Единственныйответ - самчеловек. Мирзадаетвопросы - вчеловекесодержатсяответы. Ибочеловек - этосинтез, итог; ониестьпопреимуществуразгадкавсехзагадокВселенной.

Номыплохознаемчеловека. Здесьвсенадоначинатьзаново. Человек - ответ, нотакой, которыйведетнаскначалу.

Аэтовозвращаетнаскнашейтеме: всякийновыйчеловек - этоноваяпроблема, которуюмыдолжнырешить. Упедагогатакоевоззрениенамир, человекадолжностатьвторойнатурой. Искусствовоспитаниятребуетименноэтого.

Поралюбви

Снаступлениемполовойзрелостипроисходятизменениявовсехсферахсущностичеловека. Физическиеизмененияначинаютсяраньше, чемпсихические. Природнаяграциявдетскомвозрастесменяетсяобычнов 12 летилираньшеумальчиковсвоеобразнойугловатостьюинеуклюжестью, аудевочекощущениемтяжестииусталости. Тежесамыесилы, которыепроявляютсякаксвоегорода“музыкальностьчленов”, претерпевметаморфозу, какновыеспособностивобластичувстваипредставления. Биологическиеизменениянаступаюттогда, когдаэти“внутренниесилы”освобождаютсяоттелаипостепеннопробуждаютсяввидедушевныхспособностейнеизвестногодосихпоррода.

Физическойспособностиразмножатьсясоответствуетнадушевномуровнеспособностьвнутреннегоотражения, т.е. способностипереживатьипониматьто, чтоживетвдушахдругихлюдей. Чистофизическоевлечениекчеловекудругогополаслужитлишьограниченнымвыражениемвсеобъемлющейсилылюбви, проявлениемкоторойприздоровомразвитииявляетсяуглубленныйинтересковсемумиру. Там, гденетэтогоинтересаиз-затого, чтонапереднийпланвыдвигаютсяфизическиевлечения, душевноеразвитиеостаетсявзачаточномсостоянии.

Втечениивременивзаимоотношениеполовразвивалосьтроякимобразом. Впервуюочередьприходитсексуальностькаквыражениефизиологическойнеобходимостиразмножения, этотаспектсвязанстелесностью.

Дальнейшимдушевнымаспектомявляетсяэрос, которыйвместесвлюбленностьюпозволяетнамувидетьмирновымиглазами. Эросвеликийвдохновительискусства. Надеждаиожиданиенаполняютдушу, котораястремитсяквстречеспредметомобожания. Эроспронизываетвсюдушуипробуждаетдушуощущающуюкразвитиюбогатойвнутреннейжизни.

Наконец, мызнаемлюбовь, духовныйаспект, котораявыступаетнапереднийплан, когдапроисходитвстречас“Я”другогочеловекаиизэтоговозникаетволясвязатьсебясегоинкарнационнойзадачей. Лишьотношения, основанныенавстречедвух“Я”могутпродолжатьсядолгоипротивостоятьбурямжизни.

Развитиеличности

Вкризисныйпериодсозреванияначинаетсяпробуждениеличности. Дляэтоготребуетсяздоровоеразвитие“Я”:

Осознание“Я”, возникающеенатретьемгодужизни.

Переживание“Я”, начинающеесявшколеиполностьюразвивающеесявпериод, предшествующийполовойзрелости.

Реализация“Я”впериодюности.

Теперьвопросстоиттак: каковомоеместовмире? Каковэтотмирвдействительности? Какиесилыдействуютвнем? Чтозначуявмире?

Всеэтивопросымировоззренческогопорядка, духовныевопросыразвитияличности. Условновэтигодысмоментапубертетаидосоциальнойзрелости, т.е. до 20-21 года, делятсянатрипериодапо 2-2,5 года.

Первыйпериод. Развитиедо 15-16 лет. Веравсправедливостьимудростьмира.

Вочтоямогуверить? Чтояделаюсвоимидеалом? Естьлинечтоболеевысокое, начтоямогуориентироваться, чтоможетбытьмоейпутеводнойзвездой?

Вэтовремя“Я”находитвсоциальнойреальностисвоеместомеждусверстникамиистаршими (потомучтомладшиеедвалииграюткакую-торольвэтовремя, крометого, ребенокхочетубежатьотсвоегособственноговозраста). Нарядусэтимновымрегулированиемсоциальныхотношенийвыступаетвыборместаучебыипрофессии (покрайнеймере, там, гдемолодежьещеможетвыбиратьинедолжнаужетеперьбытьсамостоятельной).

Достаточносложноориентироватьсяиспециализироватьсянастаршейступенишколы, делаявыборизопределеннойкомбинациипредметов, которыечастовыбираютнаоснованиихорошихилиплохихоценоквпериодполовогосозревания.

Второйпериод. Времяюностидо 18-19 лет. Открытиемирачерезвселенскуюлюбовь. Открытиевлеченияксуществупротивоположногопола.

Время, когдавыборпрофессиитребует, собственно, соответствующейпорциизнанияосебеировностолькожеомире. Сегодняонособенносложен, посколькудляпостороннегореальностьмногихпрофессийсовершеннонеобозримаи, крометого, многиевозможностиобразованиянеизвестны. Последствиемявляетсято, чтомногиелюдиделаютвыборнаудачу. Факт, чтомногиестудентычерезнекотороевремяпрерываютучебуилименяютнаправлениеобучения, свидетельствуетотом, кактруднов 18 летокончательнорешитьсянаучебу.

Третийпериод. До 20-21 года. Времянадежднареализациюсвоихвозможностей.

Вэтовремядолжнабытьдостигнутаизвестнаястепеньличнойответственности. Требованиеосовместнойответственностизапланированиеучебыиситуациювуниверситетах, котороесегоднявыдвигаетсястудентами, являетсясовершенноздоровойреакциейнаэтуненормальнодолгуюзависимость.

Центральнойпроблемоймолодогочеловекаявляетсянахождениеиндивидуальногособственногоотношенияксоциальнойреальностисвоейкультурыисвоеговремени, вкоторойонвырастает. Каквыглядитэтасоциальнаяреальность? Каконавозникает? Ответможетбытьтолькотаким: Любаясоциальнаяреальностьестьделорукчеловеческих!

Часть: ВОЗМОЖНОСТИРАЗВИТИЯ

(лечебнаяпедагогика)

Всебольшеибольшелюдейпонимают, чтооченьважноотноситьсякчеловекускакими-либонарушениямикаккличности. Достаточночастодлядетейсособыминуждамисоздаютспециальныеусловия, гдеонимогутжитькакполноценныечленыобществаиполучатьквалифицированнуюпомощь, котораяучитываетразвитиевсегочеловекаиегоособенности. Ребенкаскакими-либоособенностямисчитаютполноценнымчеловеком, личностью. Егонуждывсепризнают. Вобщениистакимидетьмистремятсяктому, чтобыкаждый, независимоотсвоихспособностей, помогалсвоимтоварищам, исамполучалотнихпомощь. Всевместеониобщаются, учатся. Приэтомтребуетсявера, надежда, любовь. Каждыйдолженжертвоватьчем-тосвоим, чтобыпомочьдругим.

Сдетьми, имеющимикакие-либонарушения, умственноотсталымиилиасоциальными, достаточнохорошоработаеттакойпринцип: ончто-тоделаетдлядругих, аегонуждыудовлетворяютдругие. Засчетэтоговсестановятсякрепче, ивсеполучаютпомощь.

Обучениеивоспитаниедетейсособенностямивразвитиивозможнотолькотогда, когдаонизащищаютсоциальныеидуховныеценности. Осознаниесвободывдуховнойикультурнойжизни, социальногоравенстваибратствавтрудеявляетсяглавнойпедагогическойосновой.

Педагогика, котораяохватываетвсегочеловекавместесегоособенностями, называетсялечебнойпедагогикой.

Терапия, котораянаравнесучетомнарушенийребенкаучитываетегостановлениекакчеловекавобществе, называетсясоциальнойтерапией.

Тот, кторешаетработатьсдетьмисособенностямивразвитии, долженовладетьискусствомбытьлечебнымпедагогомисоциальнымтерапевтом.

Приэтомтребуетсяособоевосприятие, гдекаждыйпедагогнаходитвсебеиразвиваетспособностивойтивпереживаниядругогочеловекаииспользуетположительноеэмоциональноевлияниесредыдлясозданияживительнойлечебно-педагогическойатмосферы, помогающейразвитиюивоспитаниюребенкасособенностямивразвитии.

Основныеположения

Основополагающимдлялечебно-педагогическойдеятельностиявляетсяточказрения, чтодуховноесодержаниечеловеканезаболевает, ноегоразвитиеможетбытьзатрудненонездоровымтелесным“инструментом”. Этоттелесный“инструмент”приподобныхрасстройствахбываетсовершенноопределеннымобразомпатологическинедостаточнымипоэтомусоздаетзатрудненияздоровомудушевномуразвитию.

Этоявлениеможнорассматриватькакинкарнационноерасстройство. Вширокомсмыслеиутакназываемыхздоровыхлюдейихдушевныеспособностиограничиваютсяизатрудняютсятелесностью.

Намприходитсяпереживатьвжизнимногое: болезнь, трудныесобытия, горе, неприятности. Мыпытаемсяпреодолетьэтипереживания. Это - справедливо. Ввысокомсмысле - этонашазадача. Чтопредставлялобысобойчеловечествосбезупречнымздоровьемиполнымсчастьем? Судьбаделаетжизньсамыхразличныхлюдейбогатойиинтересной. Активнаядеятельностьвоздействуетнапассивноетерпение, потребностьвсостраданиивызываетдейственнуюпомощь.

Вполноценноеобществовходятиздоровые, ибольные, инесовершенные, атакжеинашиближние, нуждающиесявуходезадушой. То, чтооникромезаботдоставляютсвоимприсутствиемродителямиродственникам, ещеневполнедостижимодлянашегоцивилизованноговосприятия. Намследуетсчитатьтакихлюдей, скорее, жертвами. Путемпробуждениясилыбескорыстиявокружающихследуетизменитьотношениекэтимдетям.

Влечебнойпедагогикеисоциальнойтерапиизаосновуберетсядуховно-научноерассмотрениедуховнойорганизации.

Вначалестоитдуховноезерночеловеческойсущности. Затемонооблекаетсядляновойинкарнациидушевнымисилами, которыепринадлежатсобственнодушевномумируипосылаютсяввидемышления, чувстваиволи.

Послеэтогоониобъединяютсясжизненнымиинаследственнымипотокамидообразованиявещественности.

Ивитогесвоимисиламисоздаюттело, чтобыономоглобытьинструментомдляземныхдушевныхспособностей: голова - длямыслей, сердце - длячувств, конечности - дляволи.

Приэтомотметим, чторечьбудетидтиотрехчленноморганизме:

- нервно- чувственнаясистемадлямышления,

- ритмическаясистемадлячувств,

- системаобменавеществдляволи.

Лечебнаяпедагогика - широкоепонятие, подходящееклюбойстепенирасстройства. Согласнодуховно-научнымисследованиямтелесныеболезниосновываютсяпреимущественнонадушевныхпричинах, идушевныеимеюттелесныеоснования.

Еслителеснаяущербностьпоражаетребенка, которомуещепредстоитразвиватьсядозавершенногочеловека, томыимеемделосдуховно-душевнымирасстройствамиразвития. Теломожетбытьнедостаточнопрозрачнодлядуши, котораяоказываетсяимслишкомскованаинеможетсвободнооткрыватьсямиру.

Еслирасстройствонезначительно, ономожетбытьлишьслегкавыраженным. Но, независимооттого, легкойилитяжелойстепенирасстройство, оноглубококоренящеесяиможетбытьулучшенолишьдлительнымлечебно-педагогическимвоздействием. Этоотноситсяикповреждениям, вызваннымбытом.

Ксамымплодотворнымпознаниямвэтойобластиотноситсято, чтосуществуютжизненныесилы, вкоторыхзаложенынеисчерпаемыевозможностидлялечения. Почтивсенарушениявразвитииобъясняютсяслабостьюжизненныхсил. Аименножизненныесилызаботятсяобоживленииивосстановлении, уравновешиванииболезненныхпроцессовидажекомпенсированиидлительныхнедуговвфизическойорганизации, проявляяприэтомособуюактивность.

Эфирныесилытесносвязанысритмическойсистемой. Ритмическаясистема, являясьтелеснойосновойдлячувств, - этосамаявнутренняяобластьчеловекаидействуетуравновешивающеизцентраблагодарясвоемупосредничествумеждуголовойснервно-чувственнойсистемойиконечностямиссистемойобменавеществ. Поэтомувсе, чтонаходитсяподвоздействиемритма, оказываетсильноевлияниенажизненныесилы. Влечебнойпедагогикеритмыиритмическиезакономерностиявляютсяосновой. Вритмеживетнапряжениеирасслабление, вдохивыдох, работаиотдых.

Однимизважныхэлементовявляетсясамоповедениепедагога, родителя, взрослого. Напервыйпланможновыдвинутьблагоговениекмалышу. Благоговениекребенкувнаблюденииилечении. Нетнезначительныхдеталей! Ккаждоймаленькойпривычкеребенка, особенностямегопроизношения, егосну, аппетиту, еговыделенияммыдолжныотноситьсявнимательно. Вкакомсостоянииегоногти, кожа, волосы…Собъяснениямипричиннестоитспешить. Чембольшепричинмысумеемпроанализироватьдляобъяснениятогоилииногофеномена, темотчетливеебудетскладыватьсяобщеепредставлениеосостоянииребенка.

Онарушенияхразвитияудетей

Отклонениявразвитиинельзярассматриватьизолированно, ихследуетоцениватькаквыражениеразличныхотдельныхсимптомов, связанныхмеждусобой. То, чтосчитаетсянормальнымразвитием - нечтоиное, какотносительногармоничноеравновесиемеждумногимивозможностями, разнообразнымиотклонениямиинеправильнымформированием, чтосвойственнолюбомуразвитию.

Человекявляетсясуществомуравновешенныхвоздействий, иеготелесноеидушевноездоровьесвязаносприведениемпротивоположныхсилвравновесие. Длявзаимодействиядушиителанашорганизмустроенполярно.

Полюсголовыиполюсобменавеществ - этодвепротивоположныесистемы, которыесвязаныритмическойорганизацией. Ничегонепроисходитвверхнейчастичеловека, чтобыневызвалопротивоположногопроцессавнижней, инаоборот. Книжнемуполюсуотноситсясозиданиесжизнеобеспечивающимифункциями, которыепротекаютнижесознания. Кголовномуполюсусегободрствованиеминезначительнойжизненностьюотноситсяразрушение. Впостояннойигреодногосдругим, соответственно, силыверхнегополюсавызываютоткликвнижнем, инижнего - вверхнемполюсе. Этотрезонансудерживаетсяритмическимипроцессамивцентре. Ударысистолысдиастолой, вдохивыдох, бодрствованиеисонсвидетельствуютопостояннойсменеиуравновешивании.

Припереходеотсозиданиякразрушениюможетразвиватьсянашасознательнаядушевнаяжизнь. Существенноевдуховно-научномпознаниисостоитвтом, чтонашадушевнаяактивностьосновананаразрушении. Приэтомоналегкоможетзадетьжизненныепроцессыистатьпричинойразличныхболезненныхвозможностей. Посколькумысущества, имеющиедушу, нашездоровьеневперевесесозидания, новразвивающемсяравновесиивстречныхтенденций.

Болезнипредставляютсобойсущественныерасстройстваравновесия. Нотаккакотцентраможноотходитьподвумнаправлениям, товсегдаможнонайтипротивоположныепарыболезней. Видениепротивоположныхвозможныхзаболеванийявляетсяосновнымположениемлечебнойпедагогики. Мыразличаемболезниспреимущественнофизическойилидушевнойущербностьюитогдаговоримовнутреннихболезняхилипсихическихзаболеваниях.

Телесныеболезниосновываютсяпреимущественнонадушевныхпричинах.

Душевныеболезниимеютвосновномтелесныеоснования.

Огромноемногообразие, вкотороммогутболезненнопроявлятьсядушевныеявления, постоянноудивляетнас. Лишьотчастионитаксвязанысорганическимиизменениями, чтоприизвестныхфизическихсимптомахнаблюдаютсясовершенноопределенныепсихическиерасстройства (например, болезньДауна).

Примногообразиивозможныхцеребральныхповрежденийсвязьорганическихипсихическихсимптомовещетруднееразличима. Безнахожденияфизическогозаболеванияпсихопатологическиеявленияостаютсянепонятными.

Наконец, нашипредставленияорасстройствахразвитияоченьсвязанысмозгом. Нашанервнаясистеманеспособнакрегенерациииявляетсянашимсамымчувствительныморганом, гденарушенияостаютсявклеточнойструктуре


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.