Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-06-02 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основойдляобозначенияцеливоспитанияиобученияявляетсяпринятиечеловекакакцелостногосущества, находящегосявнепрестанномразвитии, становлении. Сутьючеловекаявляются, преждевсего, егоиндивидуальное, собственное“Я”, егодуховныекачества. Поэтомулюбаяпроблемачеловека, связаннаясегоразвитием, формированием, адаптацией, преодолениемстрессовиболезнейит. п., должнарассматриватьсяирешатьсяодновременнонатрехуровнях - духовном, душевномифизическом.
ЦЕЛЬобученияивоспитания - датьвозможностьвсестороннейреализациииндивидуальностикаждогоученикаивоспитаниеответственныхчленовобщества.
Достижениецелистановитсявозможным, еслиразвитиечеловекасчитаетсянеформальнойцелью, аполагаетсяисходнымпунктомвоспитанияиобучения. Тричастифункциональноцелогочеловека: мышление, эмоциональнаяжизньиволя, проявляютсянасамыхразныхстадияхразвитияпо-разному.
Впланированииотдельныхзанятий, распределениизанятийиработыучебногогодаследуетприниматьвовниманиеприродноеритмическоесоответствиестепенисознанияиспособностисосредоточится. Имеетсяввидуобучение, разностороннезахватывающееребенкаинетребующееотнегобольшойзатратыэнергиипсихики.
Вучебномпланеопределяютсярамкиобученияивоспитания, основывающиесяпоследовательноназнаниизакономерностейразвитияиростачеловека. Внемопределяютсяцелипреподаванияпоразнымпредметамицеливоспитаниявразныхклассахсогласнопотребностямкаждогоданноговозраста. Основыметодики, соответствующейданнымпотребностям. Необходимыеинструкцииосодержаниипреподаваемогоматериалаиобъемакурсов. Инструкциипоорганизацииучебнойивоспитательнойработывшколе.
ЗАДАЧИсодержатвсебевоспитаниеволи, художественноеиумственноевоспитаниеиобучение.
|
ВОСПИТАНИЕВОЛИ:
1. Укреплятьволюидовериеученикаксвоимспособностям.
2. Развиватьиндивидуальнуюспособностькобразномувосприятию.
3. Создатьпредпосылкиумственногоразвития.
4. Развиватьспособностькотвлеченномумышлениюнаосновечувствареальности
5. Создаватьосновныепривычки.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕВОСПИТАНИЕ:
1. Укреплятьразвитиеэмоциональнойжизни
2. Развиватьумственныеспособности
3. Развиватьспособностьккритическомумышлениюичувствокачествавлюбойдеятельности.
4. Делатьощущенияинаблюдательностьболеевосприимчивыми.
5. Развиватьсоциальныечувстваиморальныечувства.
УМСТВЕННОЕВОСПИТАНИЕ:
1. Обеспечитьдостаточноеобщееобразованиевсемучащимся.
2. Возбуждатьвученикахактивныйинтересичувствоответственности.
3. Развиватьспособностькумственномувосприятию.
4. Развиватьспособностькпричинномумышлениюисамостоятельномупостижению.
5. Развиватьспособностьквсестороннемувосприятию.
6. Способствоватьсвойственномукаждомуданномувозрастуразвитиюсознательности.
Воспитаниеволи:
Практическаядеятельностьактивизируетчеловека, развиваетиподдерживаетволю, поэтомуразнообразнаяпрактическаядеятельностьявляетсяведущейчастьюпедагогическогопроцесса, чтоявляетсяособенносвоевременнымприраспространившейсятехнологизированнойкультуре.
Развитиеволиявляетсяпрофилактикойобщейпассивностииподдержкойиндивидуальнойинициативности. Использованиесилсвоейволиукрепляетиндивидуальноечувствособственного“Я”, строитсамосознаниеиразвиваетздоровоедовериексебе.
Функцииволитесносвязанысфункциямиорганизмаиотражаютсянанихнемедленно. Здоровыйобразжизнииактивнаяконкретнаядеятельностьукрепляютфункцииволи. Поэтомупедагогдолженследитьзасостояниемздоровьяученика, заегообщейжизненностьюижаждойдействия, атакженаправлятьилиподчеркиватьпомеренеобходимости, либообщую, либоиндивидуальнуюактивностьвобученииивоспитании.
|
Способностьобразноговосприятия - одинизпервостепенныхфакторовразвитияспособностикгибкомумышлениюпозже, корникоторогонаходятся, преждевсего, вчувстведвижения.
Обучениевэтомвозрастеявляетсяактивно-практическимифизически-ритмическим.
Способностьребенкаксознательномувосприятиюнезначительна, когдаегоактивностьнаправляетсянавнешнююдеятельность. Затозначительнаегоспособностьвосприниматьокружение, подражаяемубессознательноидействуявнем. Оченьважно, чтобыусвоениепреподаваемогоматериаластановилосьвсестороннимиличностным. Ребенокполучаетудовлетворениеоттого, чтоонумеетчто-либо, анеоттого, чтознаетчто-то.
Воздействиеконкретнойдеятельностивобластиподсознаниясоздаетпривычкиинавыкивособенноститогда, когдатакаядеятельностьповторяется. Так, воспитаниеактивностииграетзначительнуюрольвформированииотношенийипривычек. Преждевсего, воспитаниеактивностиразвиваетпривычку - готовностьктруду (трудолюбие), котораяукореняетсяуребенкачерезестественнуюрадостьигры.
Художественноевоспитание:
Кхудожественномувоспитаниюотносятся:
* преподаваниепредметовискусстваииспользованиехудожественныхупражненийприпреподаваниидругихпредметов;
* преподаваниеспомощьюобразовнаосновнойступениобучения;
* художественныепроекты.
Активныйаспектсвязанспреподаваниемвсехпредметовискусства. Каквмузыке, такивизобразительныхискусствах - вписьмекрасками, рисовании, лепке - однимрешающимфакторомявляетсяупражнениерук. Вэвритмии - упражнениевовсехдвижениях. Преподаваниепредметовискусстваосновываетсявпервуюочередьнашлифовкеиндивидуальныххудожественныхспособностейребенканапрактическихзанятиях.
Кромезанятийискусствомкхудожественнойстороневобученииотноситсяипреподаваниеспомощьюобразов. Оноявляетсяцентральнымметодомпреподаваниядлядетеймладшегошкольноговозраста, способствуетразвитиюмышленияиэмоциональнойжизниребенка.
Вместоотвлеченноготеоретическогопреподаванияпреподаваниеспомощьюобразовпередаетсодержаниепреподаваемогоматериалавобразнойформе, котораяоживляетфантазиюребенка. Сдействиемвоображениявсегдасвязаноэмоциональноепереживание, являющеесяодновременноивнутренним, ивнешним. Преподаваниеспомощьюобразов - этоживыехудожественныерассказыииносказания, данныеребенкувустнойформе. Длядетейучебныйпроцессдолженбытьнепременнохудожественнымпереживанием. Восновечеловечностилежитразвитостьэмоциональнойжизни. Какосноваморальныхценностейонасоздаетусловияжизнивбудущемобществе (развлечениячастослужатзаменойэмоциональнойжизни, нопрактическиникакихвоспитательныхвоздействийнеимеют).
|
Преподаваниеразныхвидовискусства. Этипредметыпреподаютсявсемученикамследующимобразом:
1) Какотдельныекурсы:
* музыка, изобразительныеискусства, эвритмия, с 1 по 12 класс;
* искусствоведение (историяизобразительныхискусств, историяискусстваслова, историямузыки, историяархитектуры), с 9 по 12 класс.
2) Припреподаваниитеоретическихпредметовпреподаваниемузыки, изобразительныхискусств (письмокрасками, рисование, рисованиепоформеилепка) связаноспреподаваниемосновногопредмета. Вслучаенеобходимостихудожественныеупражненияможноиспользоватькакспособпреподаваниядругихтеоретическихпредметов.
3) Какчастьпрактическихзанятий:
* припреподаваниирукоделия, от 1 до 10 класса;
* припреподаваниистолярногодела, начинаяс 6 класса;
* припреподаваниихудожественногооформления, связанногоспериодамилепкив 9 и 11 классах.
Умственноевоспитание:
Школаимеетцельюобеспечитьвсемученикамдостаточноеисоответствующееобщепринятымтребованиямумственноеразвитиеиобщееобразованиевовремяшкольныхлетвтойформе, которуюученикимогутвоспринимать.
Ответственныерешениямогутосновыватьсялишьнадостаточномобъемезнанийикомпетентности. Современное, быстроразвивающеесяобществотребуетотсвоихчленовпостоянногоусвоенияновыхзнанийиспособностинестиличнуюответственность.
Чтобыподдерживатьсвойственнуючеловекузаинтересованностьилюбознательность, теоретическийматериалследуетпреподаватьтакимобразом, которыйсоответствуетсизменениямсознательностивкаждойданнойстадииразвития.
Положительноеотношениекученикуилиегопотребностьвуспехахвучебенедолжнызависетьотегоспособностиусвоитьтеоретическийматериал.
Учебавсегдадолжнаосновыватьсяназаинтересованностиилинезависимомотличныхинтересовчувстведолгаученика. Стоитвместописьменныхработ, оценивающихучениканаосновеусвоенныхзнаний, готовитьдоклады, писатьсочинения, которыемогутбытьсвязанысактивнойдеятельностьюилихудожественнымипроектами. Онизаставляютученикауглублятьсявобсуждаемыйматериал, возбуждаютличныйинтересивдохновляютучениковформироватьсобственноепредставлениеоматериале.
|
Возможностиурока
Каждыйурокследуетпланироватьтак, чтобыматериалзапечатлевалсяглубжеуровнясознательныхпредставлений - тоестьподсознательноесозреваниевовремясна. Поэтомупреподаваемыйматериалдолженсперваохватыватьэмоциональныйуровеньребенкаисвязыватьсясдействиемволи. Лишьпослеподсознательнойпереработкивовремясна, этотматериалвосстанавливаетвпамятисвоевременноезаключениеучебногопроцесса.
Приуспокоениивозбужденныевовремяработыдушевныепроцессыприводятсявсостояниеотдыхаиподготавливаютпочвудлядальнейшейработы.
Прираспределениизанятияпринимаетсявовниманиеестественнаяпотребностьчеловекавчередованиипринимающейинаправленнойнаружудеятельности, тоестьпотребностьво“вдыхании”и“выдыхании”.
Такимобразом, стараемсянаправитьресурсыребенканастимуляциюсамодеятельностивначале, затем - восприимчивости, далее - активности, взаимодействияиприведениеиндивидуальнойактивностивсостояниеотдыхавконцезанятия.
Структураурока.
Концентрация (началоурока) - ритмическаячасть: ритмическиедвижения, музыкальныеидекламационныеупражненияактивизируютигармонизируютдетей, помогаютимсобратьсяссилами.
Повторение (окончаниепредыдущегозанятия) - теоретическаячасть: развитиеспособностиквосприятию, побуждениекобразованиюпредставленияопройденном, резюмепройденногоматериала, воспроизведениечерезобразы.
Новыйматериал - эмоциональнаяхудожественнаячасть: педагогзнакомитдетейсновымматериаломспомощьюобразов, вживойформе, активизируетжизнь.
Закрепление (углубление) - активнопрактическаячасть: материалобрабатываетсясприменениемметодовактивноговоспитания, т.е. путемдвижения, игр, рисования, письмакрасками, лепкиит. д.
Успокоение (окончаниеурока) - гармоническаячасть: детейприводятвгармоническоесостояниеспомощьюдекламационныхилимузыкальныхупражнений, небольшихуспокаивающихрассказов.
Занятиянедолжнысдерживатьэнергиюдетей, инагрузкадолжнаменятьсявтечениезанятиявзависимостиотсостояниядетей. Педагогможетсвободноизменитьосновнуюструктурузанятия, основываясьнасамочувствиидетей.
Притакомподходекзанятиямсдетьмисоблюдаетсяестественныйритмспособностисосредоточиться, ивкаждойфазеребенокохватываетсявсесторонне.
Естественныйпутьучебногопроцессамеждуначаломшкольногообученияипереходнымвозрастомведетотэмоциональногоуровнякобластиволи, достигая, наконец, образованияпредставлений, понятийисистемпонятий.
|
Условиястановленияшколы
(изопытаработытомскойгруппыпедагогов)
Этапыстановленияновойшколы:
1. Моральноеправо. Педагогупроцессобучения, становления, накоплениядаетИМПУЛЬС - этоначало!
2. Единомышленники. Поиск, подбор, созданиеатмосферы, вкоторойвозможнообщениедляреализацииидеи.
3. Существованиевнастоящем. Отработкаэлементов, программ, умений: общениесдетьмиивзрослымивлюбыхгруппах, объединениях.
4. Родители. Работасродителями - единомышленникамипоотношениюкдетям: беседы, консультации, практическиезанятия. Организациятакихродителей - время!
5. Поиск. Отродителейпоступаетзаказонеобходимостисозданияшколы, садаипр. Совместныйпоискходов, возможностейсозданияшколы. Реализацияидейвпрограмму.
6. Финансы. Финансоваяпроработкасовместносродителямисуществованияшколы. Поисквариантов, связьсвозможнымипартнерами - финансистами, заинтересованнымилицами. Составлениесметы, штатногорасписания…
7. Деятельность. Наборвклассы. Занятия, учебныйпроцесс, процессуправления. Объединениеродителей, педагогов, учредителей, попечителей, спонсоров…
8. Просветительскаяработа - созданиестатусаизаинтересованностивокружающемсоциуме. Встречисзаинтересованнымилицами. Привлечениетворческихлюдейксотрудничеству.
9. Связь. Контактысединомышленникамивгороде, регионе, республике, иностраннымиколлегамииобъединениями. Созданиеиобеспечениеработышколы (юридическое, финансовое, организационное).
10. Забота. ОбеспечениеребенканалюбомэтапеуходаизшколыГАРАНТИЕЙвключениявсоциальнуюситуацию. Лечебнаяпедагогика. Программыдополнительногообразования.
11. Преемственность. Созданиеситуациизаинтересованностиивоспроизведениесистемызасчетоткрытыхлекций, встреч, ярмарок, праздников, спец. семинаров, курсовипр.
12. Моральнаяответственность. Осознаниенеобходимостижитьсогласноморальнымчеловеческимзаконам, следоватьэтомувволении, чувствовании, мышлении.
Часть: ПЕДАГОГИКАЛЮБВИ
(возрастподростка)
Периодразвитияребенкапоследостиженияполовойзрелости. Наэтомжизненномэтапесновапроисходитрешающееизменениевдушевнойжизниподростка. Воляичувствакакдушевныеспособностидонекоторойстепениужесформировалисьинуждаютсятеперьвруководстверассудка. Родителииучителявизвестномсмысле“освобождаютсяотзабот”. Подаютлионипримерсвоимповедениемилиявляютсялиавторитетом, теперьнеимеетрешающегозначения. Ведьмолодойчеловекотнынесознательноотходитотмногогоиищетсобственныйпуть. Самостоятельноемышление, развивающеесявнем, помогаетемуотмежеватьсяотнеприятныхсобытий. Онтеперьпереживаетихнестольнепосредственноитемболеенеподражаетим, какраньше.
Затоможетчасамидебатировать, философствоватьинаскучныхурокахизанятияхобдумыватьсвоисобственные, интересующиеегомысли. Многохорошихзамыслов, стиховирисунковвозниклоименновтакиечасы! Этонечтосовсеминое, чемунылаяписанинаикарябаньенапарте, каквпрежниегоды. Задачапедагогикитеперь - овладетьэтойновойситуацией, организуяурокитак, чтобыониразностороннестимулировалимышление: коллективучителейспециалистов, профессионаловсвоегоделавыполняетэтузадачу.
Нахудожественныхзанятияхтеперьглавное - отработкаопределенныхтехническихприемов: черно-белыйрисунок, акварель, лепка, изготовлениемелкоймебелиипроч., т.е. впервуюочередьучастиеиндивидуальногосознания. Здесьоченьважно, чтобыучительвоспринималученикакакнезависимогособеседникаипобуждалегосамостоятельнодокапыватьсядосутидела. Человеческаясвободапрочноукореняетсявспособностисамостоятельномыслить.
МихаэльБауэрсказалтакобискусствевоспитания: “Воспитательможеттолькопобуждать, ободрять, приглашатькответу, нонивкоемслучаенесоздаватьсаминепринуждать. Многиевоспитательныемерыценнытем, чтоустраняютпрепятствияиосвещаютпуть. Есливоспитательпреуспеетлишьвэтом, оннедолженуспокаиваться. Онможетиспытатьудовлетворение, толькоесливдушеребенкаобразуетсякакбывторойвоспитатель, которыйсделаетпервогоненужным”.
Времяперемен
Когдаребенокдостигаетвозрастаполовойзрелости, товместесегофизиологическойпеременойсовершенноменяетсяегоотношениекмирувнешнихчувств. Наступаетмомент, когдавчеловекепробуждается“дух”. Вэтотпериодподростоквовсякойчеловеческойречипреждевсеговоспринимаетэлементразума, логики; ихонистремитьсяпонять.
Теперьмыможемужеснекоторымуспехомобращатьсякегоинтеллектукаксредствувоспитанияиобучения. Нокрайневажнонеделатьэтогопреждевременно - сознательноилибессознательно.
Еслимыпредлагаемребенкутолькоумственно-логическоеобучение, онначинаетскучать. Онусваиваетто, чтомыдаемемувстрогологическойформе, ноеслимызаставимегошагзашагомследоватьзанашимирассуждениями, тоонутомляется.
Мыдолжнычувствовать, чтодаемподросткунечтоживое, то, чтоможетвместеснимразвиватьсяисозревать. То, чтопроникаетвсознаниеребенка, остаетсяскрытымвневидимыхглубинахегодушиипозднеевыходитнаповерхность.
Все, чтомысообщаемребенку, должнобытьполножизни, чтобырастивместесним. Постоянноноситьвсебеживойобразсуществаребенка, занововоссоздаватьегокаждыйгод, - нет, каждуюнеделю - вотчтосоставляетдуховнуюосновувоспитания.
Рождениечеловека
Снаступлениемполовойзрелостидушевноетелоребенкастановитсясамостоятельным. То, чтовтечениивторогосемилетиябыловосприняточеловекомкаксвоегородамузыкамироздания, продолжаетвнемсвоеразвитие. Все, полученноевобразах, все, чтосталоживыммузыкально-пластическимдостояниемдуши, усваиваетсятеперьинтеллектом. Нотеперьчеловеквоспринимаетнето, чтоемубылонавязановинтеллектуалистическойформе, ато, чтоонсамвсебевзрастилсовершенноинымпутем.
Еслипредшествующееразвитиебылоздоровым, оноподготовилоглавное, чемчеловекдолженобладатьпосленаступленияпубертета - способностисамостоятельнопонятьужевоспринятоепрежде. Все, когда-тоусвоенноевобразах, теперьизживоговнутреннегоисточникапринимаетвсебяразум. Обретяинтеллект, человеквглядываетсявсамогосебя. Это - постижениечеловеческогосуществавсамомсебеичерезсамогосебя. Онприходиткправильномувнутреннемупереживаниюсвободы. Подлиннаясвободаявляетсявнутреннимпереживанием. Нодляэтогопедагогдолженвложитьвребенканечто, кчемуегосущество (котороедляпедагогаостаетсянеприкосновенным) впоследствиипочувствуетвлечение, счемоновнутреннесоединиться.
Воспитываявчеловекевсе, чтонеявляетсяегособственным, япредоставляюегособственномусамомупринятьто, чтоядалкаквоспитатель. Такимобразом, янепозволяюсебегрубовмешиватьсявразвитиечеловеческойличности, нояподготовляюпочвудляееразвития, котороедолжноначатьсявместеснаступлениемполовойзрелости. Еслияинтеллектуалистическоеразвитиеначинаюраньше, ясовершаюнасилиенадним, ягрубовторгаюсьвеголичность.
Долг
Ввозрастемеждусменойзубовинаступлениемполовойзрелостивчеловекеразвиваетсяспособностьиспытыватьудовлетворениеотморальногоиотвергатьаморальноечерезздоровоечувствопочитанияавторитетувзрослого.
Вследующуюэпохуегожизнимы, непринуждаяегонапрямую, делаемтак, чтобыонсам - хочетонтогоилинет - пережилмогуществологики.
Вэтовремядолгдолженстатьнашейвнутреннейсклонностью, когдавсяморальрождаетсяизчисточеловеческогоначала. Долгпроистекаетизисточникадобройволичеловека. Деятельностьсовременногопедагога, понимающегозадачусвоейэпохи - этостремлениеспомощьювоспитанияипреподаванияпомочьчеловекуобрестичеловеческоеотношениексамомусебеикистиннымпотребностямнашейкультуры.
Подростокчувствуетимпульс: тыдолженделатьто, чтонравитсятебекакдобро; тыдолженотказатьсяоттого, чтотебененравится. Тогдаизсодержимогоеголичностирождаютсяморальныепринципы; тогдавозрождается, уженадуховномуровне, возвышеннаясамоотдачамиру. Тасамоотдача, котораябылаприроднойвпервомсемилетииидушевной - вовторомсемилетииегожизни. Моральное, нравственноечувствоиморальныеимпульсыволистановятсятеперьтем, чтонаправляетегопоступкитак, какбудтоэтотморальныйимпульснаходитсявнемсамом. Такойдолг - истинен! Это - сутьоткровенияеголичности, анечто-тонавязанноеизвне.
Есливоспитаниебылоправильным, последостиженияполовойзрелостиизглубинчеловеческойприродывсевозрождаетсяирождаетсясоответствующимсамомусуществучеловека. Ноподростокбудетлишенпереживаниятакоговозрождения, еслипедагогнезаботилсяотом, чтобызакладыватьвребенкато, чтототсмогбыпонятьлишьвпоследствии.
Смыслжизни
Длядетейэтоговозрастаруководящимметодомдолженбытьметодоткровенныхбесед. Нодляэтогонеобходимо, чтобыпедагогиобладалисвободойвзглядов, безпредвзятыхмнений, безпредубеждений.
Ивторое: онидолжныиметьмировоззрениенамир, концепциюмира. Надо, чтобыпедагогмогвнутренне, передсамимсобой, поставитьвопросыосмыслежизни, озадачахицеляхчеловечества, оценностипрошлыхкультур, означениисовременнойэпохиитомуподобноеи - ответитьнаних. Иответыэтидолжнынепростовертетьсявголове, онидолжныбытьусвоенысердцем, т.к. именносердцеподсказываетнамспособыобращениясмолодежью.
ЧеловекпоставленлицомклицусзагадкамиВселеннойиищетихразрешения. Случается, ондумает, чторазгадканайденаинаходитсявопределеннойкниге, вполнезаконченной, отредактированной. Ноподумайте, еслибыводинпрекрасныйденьбыланайденаэтаразгадка, инашелсячеловек, написавшийобэтомкнигу, чтооставалосьбыделатьтем, ктопридетвмирпосленего? Всесталобыужасноскучным. Навсякийвопросдостаточнобылобызаучитьнаизустьготовыйответ. Те, ктодумает, чтомирсталбывтакомслучаесмертельноскучным, вполнеправы. Еслибысуществовалакнига, содержащаяданныйразинавсегдаответнавсезагадкиВселенной, ответ, доступныйвсем, - чтоженамосталосьделатьвэтоммире?
Нет, поправдеговоря, должнысуществоватьвмиререшения, которыемыможемнайтинеиначекаксобственнымтрудом, ценойсобственныхусилий. Узнатьсмыслжизни - какойможетбытьнаэтотвопрособщийиокончательныйответ?
Егонаходиттот, ктоищет, нодляэтогонадоуметьправильноставитьвопросы. Мирставитпереднамимножествопроблем: этовопросы, касающиесянашихсудеб, нашегоповедениясредилюдей…
Какиежеответыможнодействительнодатьнавсеэтизагадкичеловеческойжизни? Единственныйответ - самчеловек. Мирзадаетвопросы - вчеловекесодержатсяответы. Ибочеловек - этосинтез, итог; ониестьпопреимуществуразгадкавсехзагадокВселенной.
Номыплохознаемчеловека. Здесьвсенадоначинатьзаново. Человек - ответ, нотакой, которыйведетнаскначалу.
Аэтовозвращаетнаскнашейтеме: всякийновыйчеловек - этоноваяпроблема, которуюмыдолжнырешить. Упедагогатакоевоззрениенамир, человекадолжностатьвторойнатурой. Искусствовоспитаниятребуетименноэтого.
Поралюбви
Снаступлениемполовойзрелостипроисходятизменениявовсехсферахсущностичеловека. Физическиеизмененияначинаютсяраньше, чемпсихические. Природнаяграциявдетскомвозрастесменяетсяобычнов 12 летилираньшеумальчиковсвоеобразнойугловатостьюинеуклюжестью, аудевочекощущениемтяжестииусталости. Тежесамыесилы, которыепроявляютсякаксвоегорода“музыкальностьчленов”, претерпевметаморфозу, какновыеспособностивобластичувстваипредставления. Биологическиеизменениянаступаюттогда, когдаэти“внутренниесилы”освобождаютсяоттелаипостепеннопробуждаютсяввидедушевныхспособностейнеизвестногодосихпоррода.
Физическойспособностиразмножатьсясоответствуетнадушевномуровнеспособностьвнутреннегоотражения, т.е. способностипереживатьипониматьто, чтоживетвдушахдругихлюдей. Чистофизическоевлечениекчеловекудругогополаслужитлишьограниченнымвыражениемвсеобъемлющейсилылюбви, проявлениемкоторойприздоровомразвитииявляетсяуглубленныйинтересковсемумиру. Там, гденетэтогоинтересаиз-затого, чтонапереднийпланвыдвигаютсяфизическиевлечения, душевноеразвитиеостаетсявзачаточномсостоянии.
Втечениивременивзаимоотношениеполовразвивалосьтроякимобразом. Впервуюочередьприходитсексуальностькаквыражениефизиологическойнеобходимостиразмножения, этотаспектсвязанстелесностью.
Дальнейшимдушевнымаспектомявляетсяэрос, которыйвместесвлюбленностьюпозволяетнамувидетьмирновымиглазами. Эросвеликийвдохновительискусства. Надеждаиожиданиенаполняютдушу, котораястремитсяквстречеспредметомобожания. Эроспронизываетвсюдушуипробуждаетдушуощущающуюкразвитиюбогатойвнутреннейжизни.
Наконец, мызнаемлюбовь, духовныйаспект, котораявыступаетнапереднийплан, когдапроисходитвстречас“Я”другогочеловекаиизэтоговозникаетволясвязатьсебясегоинкарнационнойзадачей. Лишьотношения, основанныенавстречедвух“Я”могутпродолжатьсядолгоипротивостоятьбурямжизни.
Развитиеличности
Вкризисныйпериодсозреванияначинаетсяпробуждениеличности. Дляэтоготребуетсяздоровоеразвитие“Я”:
Осознание“Я”, возникающеенатретьемгодужизни.
Переживание“Я”, начинающеесявшколеиполностьюразвивающеесявпериод, предшествующийполовойзрелости.
Реализация“Я”впериодюности.
Теперьвопросстоиттак: каковомоеместовмире? Каковэтотмирвдействительности? Какиесилыдействуютвнем? Чтозначуявмире?
Всеэтивопросымировоззренческогопорядка, духовныевопросыразвитияличности. Условновэтигодысмоментапубертетаидосоциальнойзрелости, т.е. до 20-21 года, делятсянатрипериодапо 2-2,5 года.
Первыйпериод. Развитиедо 15-16 лет. Веравсправедливостьимудростьмира.
Вочтоямогуверить? Чтояделаюсвоимидеалом? Естьлинечтоболеевысокое, начтоямогуориентироваться, чтоможетбытьмоейпутеводнойзвездой?
Вэтовремя“Я”находитвсоциальнойреальностисвоеместомеждусверстникамиистаршими (потомучтомладшиеедвалииграюткакую-торольвэтовремя, крометого, ребенокхочетубежатьотсвоегособственноговозраста). Нарядусэтимновымрегулированиемсоциальныхотношенийвыступаетвыборместаучебыипрофессии (покрайнеймере, там, гдемолодежьещеможетвыбиратьинедолжнаужетеперьбытьсамостоятельной).
Достаточносложноориентироватьсяиспециализироватьсянастаршейступенишколы, делаявыборизопределеннойкомбинациипредметов, которыечастовыбираютнаоснованиихорошихилиплохихоценоквпериодполовогосозревания.
Второйпериод. Времяюностидо 18-19 лет. Открытиемирачерезвселенскуюлюбовь. Открытиевлеченияксуществупротивоположногопола.
Время, когдавыборпрофессиитребует, собственно, соответствующейпорциизнанияосебеировностолькожеомире. Сегодняонособенносложен, посколькудляпостороннегореальностьмногихпрофессийсовершеннонеобозримаи, крометого, многиевозможностиобразованиянеизвестны. Последствиемявляетсято, чтомногиелюдиделаютвыборнаудачу. Факт, чтомногиестудентычерезнекотороевремяпрерываютучебуилименяютнаправлениеобучения, свидетельствуетотом, кактруднов 18 летокончательнорешитьсянаучебу.
Третийпериод. До 20-21 года. Времянадежднареализациюсвоихвозможностей.
Вэтовремядолжнабытьдостигнутаизвестнаястепеньличнойответственности. Требованиеосовместнойответственностизапланированиеучебыиситуациювуниверситетах, котороесегоднявыдвигаетсястудентами, являетсясовершенноздоровойреакциейнаэтуненормальнодолгуюзависимость.
Центральнойпроблемоймолодогочеловекаявляетсянахождениеиндивидуальногособственногоотношенияксоциальнойреальностисвоейкультурыисвоеговремени, вкоторойонвырастает. Каквыглядитэтасоциальнаяреальность? Каконавозникает? Ответможетбытьтолькотаким: Любаясоциальнаяреальностьестьделорукчеловеческих!
Часть: ВОЗМОЖНОСТИРАЗВИТИЯ
(лечебнаяпедагогика)
Всебольшеибольшелюдейпонимают, чтооченьважноотноситьсякчеловекускакими-либонарушениямикаккличности. Достаточночастодлядетейсособыминуждамисоздаютспециальныеусловия, гдеонимогутжитькакполноценныечленыобществаиполучатьквалифицированнуюпомощь, котораяучитываетразвитиевсегочеловекаиегоособенности. Ребенкаскакими-либоособенностямисчитаютполноценнымчеловеком, личностью. Егонуждывсепризнают. Вобщениистакимидетьмистремятсяктому, чтобыкаждый, независимоотсвоихспособностей, помогалсвоимтоварищам, исамполучалотнихпомощь. Всевместеониобщаются, учатся. Приэтомтребуетсявера, надежда, любовь. Каждыйдолженжертвоватьчем-тосвоим, чтобыпомочьдругим.
Сдетьми, имеющимикакие-либонарушения, умственноотсталымиилиасоциальными, достаточнохорошоработаеттакойпринцип: ончто-тоделаетдлядругих, аегонуждыудовлетворяютдругие. Засчетэтоговсестановятсякрепче, ивсеполучаютпомощь.
Обучениеивоспитаниедетейсособенностямивразвитиивозможнотолькотогда, когдаонизащищаютсоциальныеидуховныеценности. Осознаниесвободывдуховнойикультурнойжизни, социальногоравенстваибратствавтрудеявляетсяглавнойпедагогическойосновой.
Педагогика, котораяохватываетвсегочеловекавместесегоособенностями, называетсялечебнойпедагогикой.
Терапия, котораянаравнесучетомнарушенийребенкаучитываетегостановлениекакчеловекавобществе, называетсясоциальнойтерапией.
Тот, кторешаетработатьсдетьмисособенностямивразвитии, долженовладетьискусствомбытьлечебнымпедагогомисоциальнымтерапевтом.
Приэтомтребуетсяособоевосприятие, гдекаждыйпедагогнаходитвсебеиразвиваетспособностивойтивпереживаниядругогочеловекаииспользуетположительноеэмоциональноевлияниесредыдлясозданияживительнойлечебно-педагогическойатмосферы, помогающейразвитиюивоспитаниюребенкасособенностямивразвитии.
Основныеположения
Основополагающимдлялечебно-педагогическойдеятельностиявляетсяточказрения, чтодуховноесодержаниечеловеканезаболевает, ноегоразвитиеможетбытьзатрудненонездоровымтелесным“инструментом”. Этоттелесный“инструмент”приподобныхрасстройствахбываетсовершенноопределеннымобразомпатологическинедостаточнымипоэтомусоздаетзатрудненияздоровомудушевномуразвитию.
Этоявлениеможнорассматриватькакинкарнационноерасстройство. Вширокомсмыслеиутакназываемыхздоровыхлюдейихдушевныеспособностиограничиваютсяизатрудняютсятелесностью.
Намприходитсяпереживатьвжизнимногое: болезнь, трудныесобытия, горе, неприятности. Мыпытаемсяпреодолетьэтипереживания. Это - справедливо. Ввысокомсмысле - этонашазадача. Чтопредставлялобысобойчеловечествосбезупречнымздоровьемиполнымсчастьем? Судьбаделаетжизньсамыхразличныхлюдейбогатойиинтересной. Активнаядеятельностьвоздействуетнапассивноетерпение, потребностьвсостраданиивызываетдейственнуюпомощь.
Вполноценноеобществовходятиздоровые, ибольные, инесовершенные, атакжеинашиближние, нуждающиесявуходезадушой. То, чтооникромезаботдоставляютсвоимприсутствиемродителямиродственникам, ещеневполнедостижимодлянашегоцивилизованноговосприятия. Намследуетсчитатьтакихлюдей, скорее, жертвами. Путемпробуждениясилыбескорыстиявокружающихследуетизменитьотношениекэтимдетям.
Влечебнойпедагогикеисоциальнойтерапиизаосновуберетсядуховно-научноерассмотрениедуховнойорганизации.
Вначалестоитдуховноезерночеловеческойсущности. Затемонооблекаетсядляновойинкарнациидушевнымисилами, которыепринадлежатсобственнодушевномумируипосылаютсяввидемышления, чувстваиволи.
Послеэтогоониобъединяютсясжизненнымиинаследственнымипотокамидообразованиявещественности.
Ивитогесвоимисиламисоздаюттело, чтобыономоглобытьинструментомдляземныхдушевныхспособностей: голова - длямыслей, сердце - длячувств, конечности - дляволи.
Приэтомотметим, чторечьбудетидтиотрехчленноморганизме:
- нервно- чувственнаясистемадлямышления,
- ритмическаясистемадлячувств,
- системаобменавеществдляволи.
Лечебнаяпедагогика - широкоепонятие, подходящееклюбойстепенирасстройства. Согласнодуховно-научнымисследованиямтелесныеболезниосновываютсяпреимущественнонадушевныхпричинах, идушевныеимеюттелесныеоснования.
Еслителеснаяущербностьпоражаетребенка, которомуещепредстоитразвиватьсядозавершенногочеловека, томыимеемделосдуховно-душевнымирасстройствамиразвития. Теломожетбытьнедостаточнопрозрачнодлядуши, котораяоказываетсяимслишкомскованаинеможетсвободнооткрыватьсямиру.
Еслирасстройствонезначительно, ономожетбытьлишьслегкавыраженным. Но, независимооттого, легкойилитяжелойстепенирасстройство, оноглубококоренящеесяиможетбытьулучшенолишьдлительнымлечебно-педагогическимвоздействием. Этоотноситсяикповреждениям, вызваннымбытом.
Ксамымплодотворнымпознаниямвэтойобластиотноситсято, чтосуществуютжизненныесилы, вкоторыхзаложенынеисчерпаемыевозможностидлялечения. Почтивсенарушениявразвитииобъясняютсяслабостьюжизненныхсил. Аименножизненныесилызаботятсяобоживленииивосстановлении, уравновешиванииболезненныхпроцессовидажекомпенсированиидлительныхнедуговвфизическойорганизации, проявляяприэтомособуюактивность.
Эфирныесилытесносвязанысритмическойсистемой. Ритмическаясистема, являясьтелеснойосновойдлячувств, - этосамаявнутренняяобластьчеловекаидействуетуравновешивающеизцентраблагодарясвоемупосредничествумеждуголовойснервно-чувственнойсистемойиконечностямиссистемойобменавеществ. Поэтомувсе, чтонаходитсяподвоздействиемритма, оказываетсильноевлияниенажизненныесилы. Влечебнойпедагогикеритмыиритмическиезакономерностиявляютсяосновой. Вритмеживетнапряжениеирасслабление, вдохивыдох, работаиотдых.
Однимизважныхэлементовявляетсясамоповедениепедагога, родителя, взрослого. Напервыйпланможновыдвинутьблагоговениекмалышу. Благоговениекребенкувнаблюденииилечении. Нетнезначительныхдеталей! Ккаждоймаленькойпривычкеребенка, особенностямегопроизношения, егосну, аппетиту, еговыделенияммыдолжныотноситьсявнимательно. Вкакомсостоянииегоногти, кожа, волосы…Собъяснениямипричиннестоитспешить. Чембольшепричинмысумеемпроанализироватьдляобъяснениятогоилииногофеномена, темотчетливеебудетскладыватьсяобщеепредставлениеосостоянииребенка.
Онарушенияхразвитияудетей
Отклонениявразвитиинельзярассматриватьизолированно, ихследуетоцениватькаквыражениеразличныхотдельныхсимптомов, связанныхмеждусобой. То, чтосчитаетсянормальнымразвитием - нечтоиное, какотносительногармоничноеравновесиемеждумногимивозможностями, разнообразнымиотклонениямиинеправильнымформированием, чтосвойственнолюбомуразвитию.
Человекявляетсясуществомуравновешенныхвоздействий, иеготелесноеидушевноездоровьесвязаносприведениемпротивоположныхсилвравновесие. Длявзаимодействиядушиителанашорганизмустроенполярно.
Полюсголовыиполюсобменавеществ - этодвепротивоположныесистемы, которыесвязаныритмическойорганизацией. Ничегонепроисходитвверхнейчастичеловека, чтобыневызвалопротивоположногопроцессавнижней, инаоборот. Книжнемуполюсуотноситсясозиданиесжизнеобеспечивающимифункциями, которыепротекаютнижесознания. Кголовномуполюсусегободрствованиеминезначительнойжизненностьюотноситсяразрушение. Впостояннойигреодногосдругим, соответственно, силыверхнегополюсавызываютоткликвнижнем, инижнего - вверхнемполюсе. Этотрезонансудерживаетсяритмическимипроцессамивцентре. Ударысистолысдиастолой, вдохивыдох, бодрствованиеисонсвидетельствуютопостояннойсменеиуравновешивании.
Припереходеотсозиданиякразрушениюможетразвиватьсянашасознательнаядушевнаяжизнь. Существенноевдуховно-научномпознаниисостоитвтом, чтонашадушевнаяактивностьосновананаразрушении. Приэтомоналегкоможетзадетьжизненныепроцессыистатьпричинойразличныхболезненныхвозможностей. Посколькумысущества, имеющиедушу, нашездоровьеневперевесесозидания, новразвивающемсяравновесиивстречныхтенденций.
Болезнипредставляютсобойсущественныерасстройстваравновесия. Нотаккакотцентраможноотходитьподвумнаправлениям, товсегдаможнонайтипротивоположныепарыболезней. Видениепротивоположныхвозможныхзаболеванийявляетсяосновнымположениемлечебнойпедагогики. Мыразличаемболезниспреимущественнофизическойилидушевнойущербностьюитогдаговоримовнутреннихболезняхилипсихическихзаболеваниях.
Телесныеболезниосновываютсяпреимущественнонадушевныхпричинах.
Душевныеболезниимеютвосновномтелесныеоснования.
Огромноемногообразие, вкотороммогутболезненнопроявлятьсядушевныеявления, постоянноудивляетнас. Лишьотчастионитаксвязанысорганическимиизменениями, чтоприизвестныхфизическихсимптомахнаблюдаютсясовершенноопределенныепсихическиерасстройства (например, болезньДауна).
Примногообразиивозможныхцеребральныхповрежденийсвязьорганическихипсихическихсимптомовещетруднееразличима. Безнахожденияфизическогозаболеванияпсихопатологическиеявленияостаютсянепонятными.
Наконец, нашипредставленияорасстройствахразвитияоченьсвязанысмозгом. Нашанервнаясистеманеспособнакрегенерациииявляетсянашимсамымчувствительныморганом, гденарушенияостаютсявклеточнойструктуре
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!