Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-06-02 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Составила - РайнинаГалина
Пометодическимипедагогическимкнигам
РудольфаШтайнераидругимисточникам
Томск
Год
Содержание:
Часть:
СВОБОДНОЕРАЗВИТИЕ (дошкольноедетство)
* Ребенокдосменызубов
* Наследственностьииндивидуальность
* Сущностьизначениеподражания
* Детскиеигры
* Физически-телесноеразвитие
* Образныймирсказок
2 часть:
ПЕДАГОГИКАРАЗВИТИЯ
* Исходныепринципыдидактики
* Внутренняяподготовкаучителя
* Влияниетемпераментаучителянаребенка
* Вопросвоспитаниякаксоциальныйвопрос
3 часть:
ПЕДАГОГИКАТВОРЧЕСТВА (школьныйвозраст)
* Школажизни
* Особенностишкольноговозраста
* Цельизадачивоспитанияиобучения
* Возможностиурока
* Условиястановленияшколы
4 часть:
ПЕДАГОГИКАЛЮБВИ (возрастподростка)
* Времяперемен
* Рождениечеловека
* Долг
* Смыслжизни
* Поралюбви
* Развитиеличности
5 часть:
ВОЗМОЖНОСТИРАЗВИТИЯ (лечебнаяпедагогика)
* Основныеположения
* Онарушенияхразвитияудетей
* Детисособенностямиразвития
* Классификациясостоянийдетей
* Детисзатрудненнымвдохомиливыдохом
* Нарушениячтенияиписьма (легастения)
* Утреннийивечернийребенок
* Способностькобучению
* Проблемызависимости
* Беспокойныйребенок (гипервозбудимость)
* Проблемыповедения
* Факторыразвития. Окружающиймирдетей
* Педагогика - искусство
* Искусствокаклекарство
Часть: СВОБОДНОЕРАЗВИТИЕ
(дошкольноедетство)
Ребенокдосменызубов
Ребеноквдошкольномвозрастеявляетсяцелостнымсуществом. Исходяизтрёхчленностичеловеческойприроды (телесность, душевность, духовность), мыможемсказать, чтоэтитричленачеловекаприобретаютдифференциациюлишьвпоздниегоды. Досменызубовребенкаможнопредставлятькакединыйорганчувств. Всеегодушевныепереживанияподобнывосприятиям, втомчислеивпечатленияотокружающихлюдей. Когдавприсутствииребенкамыбываеммедлительны, обнаруживаядушевнуювялость, илинаоборот, развиваембурнуюдеятельность, обнаруживаястремительностьнашихдушевныхдвижений, этовоспринимаетсяребенкомстойжеинтенсивностью, скакойорганычувстввоспринимаютвоздействующиенанихвнешниераздражения. Весьребеноквцелом - этоорганчувств. Органчувстваунегокакбырастянутнавесьорганизм. Цветовыевпечатленияглубокосвязываютсяунегосритмомдыханияивлияютнакровообращение. Всётелоребенка, подобноорганучувстврефлекторнореагируетнато, чтопроисходитвокружении.
|
Вслучаеобученияивоспитаниядетейдошкольноговозрастадостаточномалозначенияимеетто, чемуучилсяиличтознаетвзрослый. Вэтомслучаенаибольшеезначениеимеетто, какойэточеловек, какоевпечатлениеполучаетотнегоребенок, иможетлиребенокемуподражать. Поэтомучрезвычайноважноучитьсячитатьвребенке. Настоящее, практическое, ориентированноенаразвитиетела, душиидуха, познание, являетсянашимнаставникомвэтомчтении.
Первыесемьлетжизни, досменызубов, являютсяважнейшимидлявсегодальнейшегоразвитиячеловека. Подражая, ребеноквнутренневоспроизводитвсёокружающееего. Именноспомощьюподражаниянадоучитьсявпервыегодыжизни.
Есливто, чтотакимобразомосваиваетребенок, воспитательначинаетвводитьчто-тоотсебяинепонимает, чтоестествучеловека, котороевэтовремядолжнобытьпредоставленосамомусебе, можетоказыватьсялишьпомощь, - человеческуюорганизациютакойпедагогможетпокалечитьнавсюжизнь. Этопроисходит, когдамыпонуждаемребенкаходить, говорить, что-тоделать. Причемособыйущерббудетпричиненегостарости!
Ребеноквпечатлителеннетолькокпоступкамвзрослых, нотакжеикихчувствам, переживаниям, особеннокихмыслям, моральнымпобуждениям. Ребенокощущаеттакжеито, чтомыдумаем! Поэтомуважно, чтобынаходясьрядомсребенком, родителиивоспитателинетольконедопускалиничеговнешненеподобающего, ночтобывсамихсвоихмысляхичувствахонибыливнутреннечисты, внутреннеморальны. Ввоспитаниидошкольникаокружениеявляетсяважнейшимфактором.
|
Сущностьизначениеподражания
Ключевымипонятиямидлявоспитаниявдошкольномвозрастеявляютсяслова -подражаниеипример.
Еслипопростуделатьвдетскомсадутакиевещи, которымдетимоглибыподражать, подражатьпособственномусвоемупобуждению, - тодетивырастутсвободными! И, хотя, этообусловитто, чтодетистанутнанасчем-топохожими, новедьименноотнасзависит, таковылимы, чтобынанасмоглипоходитьнашидети!
Имеяделосдетьмипервыхсемилетихжизни, следуетзаботитьсянеотом, чтоотноситсяксловам, ковнешнему, кустановкам. Вниманиеследуетобращатьнато, что, можетбыть, вашелицоимеетслишкомозабоченноевыражение, иэтоможетвоздействоватьнаребенкаипричинитьемувреднавсюжизнь.
Поэтомунеобходимо, чтобывоспитательмаленькихдетейпосвятилсебяпознаниючеловекаичеловеческойжизни. Нетакважно, какаяуваспрограмма, важнокакойвычеловек!
Составитьпрограммувнашевремянетакойужиподвиг, таккаклюдивесьматолковы. Практическинетглупыхвоспитательныхилиучебныхпрограмм, онивсегдаоченьсодержательны. Ноделозаключаетсяневтом, чтобыовладетьэтимипрограммами, ачтобыусвоитьтакойобразмыслей, гдеребенок - этодуховно-душевноесущество, ивесьявляетсяединыморганомчувственноговосприятия.
Досменызубов (срожденияидовыпадениязубок) главнымдушевнымчувствомявляетсябессознательноечувство, чтовесьмирпрекрасен. Эточудеснаяубежденность, которуюнадоподдерживать. Всёвоспитаниевэтомвозрастедолжноучитыватьэтуубежденностьвморальностимира. Детиверятвморальностьмира, поэтомуиподражаютему!
Мыможемсравнитьэтососледующимсемилетием (ссемилетдовремениполовогосозревания): тамдетихотятнаслаждатьсямиром - тогдаобучениеивоспитаниебудутисходитьизэтого - миринтересен. Мыбудемдумать, каксделать, чтобыребенкубылоинтересно. Дляних - мирпо-прежнемупрекрасениинтересен!
Вследующемсемилетии (смоментапубертетадосоциальноговзросления, т.е. до 21 года), когдадетиужеподростки, вновьиное - длянихважно, чтомиристинен!
Всенашеобщениесребенкомдосемилетдолжнобытьпронизанолюбовью. Человек, которомувдетствеслюбовьюпомогалиоткрыватьмир, становитсяздоровымвзрослым. Помогаяребенкуговорить, мыдолжныбытьабсолютноправдивы. Величайшиенеправдымиразакладываютсявтовремя, когдаребенокучитсяговорить, таккаквэтотпериодправдивостьмиравоспринимаетсячерезфизическийорганизмикакбы“впечатывается”вфизическиеорганыисистемы. Однаизнеправдивостейзаключаетсявтом, чтомысвоюречьприспосабливаемкегоуровню. Однакоребенокбессознательностремитсяслушатьречьвзрослых, анелепет.
|
Нетособогодетскогоязыка - естьчеловеческаяречь! Какговорениеразвиваетсяизхождения, такмышлениеразвиваетсяизговорения! Еслиздесьунасневернаяпозиция, тострадаюторганыпищеварения.
Детскиеигры
Ктонаблюдалзатем, чтовсвоемпростоммышлениииспытываетребенок, когдаонвыпрямляется, когдапринимаетвертикальноеположение, когдаучитсяходить, тотнеспешитвводитьвжизньребенкачто-тоискусственное. Онсвертываеткуколкуизносовогоплатка, намечаетдвумяпятнышкамиглазки, и, получивтакуюкуколку, ребенокпонимаетееиможетлюбить. Здесьчеловеческийобликпредставленнатомпростейшемуровне, накоторомонтолькоиобозримдляребенка.
Ребенокпокатолькознает, чточеловеквертикальноориентирован, чтоунегоестьверхиниз, чтонаверхуунегонаходитсяголова, накоторойпомещаютсядваглаза. Настоящееместортавначаленевсегдаосознаётся. То, чторебенокреальнопереживает, ужевключаетвсебятакаяэлементарнаякуклаизносовогоплатка! Вребенкедействуетвнутренняяпластическаясила - всё, чтокнемуприходитизокружениявнутреннепреобразуетсяиучаствуетвформированииоргановфизическоготела.
Еслижемыдаемребенкутакназываемуюкрасивуюкуклу, котораяможетиходить, открыватьизакрыватьглаза, говорить, обладаеткрасивымиволосами. Еслимыдаемэтоотвратительноесхудожественнойточкизренияпроизведение, подделкуподчеловека, товосходящиеизритмическойсистемыпластическиесилычеловека, которые, исходяиздыханияикровообращения, формируютсистемумозга, такиесилыдействуютподобноударамбича! Мозгужаснымобразомбичуется! Таковатайна“красивой”куклы. Это - тайнамногихсторондетскойигры.
Тому, ктохочетслюбовьюсоздаватьусловиядлядетскихигр, следовалобыиметьпредставлениеодействующихвребенкесозидающихсилах.
|
Такойподходкасаетсявсехигрушеквообще. Необходимо, чтобыонибылиполностью“прозрачны”дляребенка. Вдетскуюигрунестоитвноситьчего-либовтомилииномотношенииинтеллектуального. Естественнымобразомвигредетиподражаютокружению. Новиделиливы, допустим, ребенка, которыйхотелбыстать... филологом? Однаконетничегонеобычноговтом, чтоонхочетстатьшофером. Почему? Потомучтовсё, чтоделаетшофер, можновидеть! Вдетскиеигрымыдолжнывноситьтолькото, счемребеноксоприкасается. Какразинтеллектуальноенесоприкасаетсясжизньюребенкавегофизическомстановлении. Постараемсяповсеместно, сопровождаяэтохудожественнымчувствомичувствоммеры, выявитьнезависимыйотцели (интеллектуальное) облик, образ, - имыполучимто, вчёмнуждаетсяиграющийребенок.
Вэтомвозрастемынедолжныпользоватьсяспециальнопридуманнымрукоделием: складывание, аппликация, всевозможноеплетение, раскраскиидругое. Образцомдолжнослужитьто, какживутичтоделаютвзрослыелюди. Еслимозгребенкаслишкомраноподвергаетсявоздействиюинтеллектуалистического, товорганахисистемахфизическоготеланаступаетранняясклеротизация, старение.
Образныймирсказок
Способностьвоображениядолжнабытьположенавосновувсегообучения, всеговоспитания. Важнознать, чтодовозраста 9-10 летребенокнеотделяетсебякак“Я”отокружающегомира. Онговоритосебе“я”какбыследуяинстинкту. Новдействительностиончувствуетсебякакбынаходящимсявнутримира. Ончувствуетсебясросшимсясмиром. Ребенокнепроводитразличиямеждуживыминеживыммиром, всепредставляетсяемуединым. Исебяонотединогонеотделяет.
Орастениях, оживотныхиокамняхвокружающеммиренужнорассказыватьтак, будтопредметыбеседуютдругсдругом, обращаютсяподобнолюдям, другдругалюбятиненавидят. Действительно, всепредставлятьтак, будторечьидеточеловеке. Инекак-нибудьостроумноодушевлять, нотак, чтобыэтобылопонятноребенку, которыйещененаучилсяпроводитьразличиямеждуживымибезжизненным. Уребенкаещенетникакихоснованийсчитать, чтоукамнянетдуши, аусобаки - есть, движениюоннеприписываетодушевленности. Всеодушевленное, живоенужнопредставлятьтак, будтопроисходитобщениемеждулюдьми, будтолюдибеседуют, чувствуютдругкдругусимпатиюиантипатию. Поэтомуребенкувэтомвозрастевседолжнопреподаватьсяввидесказок, ввидеисторийсодушевленнымиучастниками. Этосоздаетнаилучшийдушевныйклиматдляживущейввидевоображениядуширебенка.
Воспитательжедолженобладатьхудожественнымвкусом, артистическимтемпераментом, ибонаребенкаоказываетвлияниедушевноесостояниепедагога.
Мысноваучимсяверитьвмифы, влегенды, всказки, ИБОВВООБРАЖЕНИИОНИВЫРАЖАЮТВЫСШУЮПРАВДУ. Мыучимсяпониматьдуховныйсмыслмифов, легендисказок. И, какследствие, нашипропитанныеверойсловадостигаютглубиндетскойдуши. Воспитателяиребенкатогдасвязываетправда, аведьслишкомчастоееместобываетзанятонеправдой. Неправдаустанавливается, когдаучительсчитает, чтоондолженчто-торассказыватьребенкутолькопотому, чторебенокглупый, аон, учитель - умный. Детиощущаюттакиевещи - ониспособнытончайшимобразомчувствовать, чемименноруководствуетсяучитель: рассудкомиливоображением. Надушуребенкарассудокдействуетиссушающе, авоображение - живительно.
|
Дляребенкавыдолжныбытьавторитетомдобра, истиныикрасоты. Преданнымистине, добруикрасотеребенокдолженбытьпотому, чтоонпреданвам. Унихдолжнобытьчувство, чтоправильното, чтовысчитаетеправильным. Чтокрасивымявляетсято, чтовысочликрасивым. Чтохорошото, чтонравитсявам.
Часть: ПЕДАГОГИКАРАЗВИТИЯ
Мыживемвтакоевремя, когдаважнейшиефакторыразвитиясовершеннонезависятдруготдруга. Мыживемвэпоху, когдачеловекпытаетсянайтисвязьмеждукорнямисвоегобытияикорнямимира. Изнутрисамихсебямыпытаемсяизвлечьимпульсы, которыепомоглибынамбытьнравственнымисуществамивнашейцивилизации.
Современнаянаука, раскрывающаянамопределенныеявленияприроды, удаляетнасотчеловека. Нетрудновидеть, чтоврезультатестрадаеттаобластьнашейкультуры, ккоторойпринадлежатобразованиеивоспитание. Педагогтолькотогдаспособенвоспитыватьипреподавать, когдаонпонимаетто, чтоондолженпреобразовыватьиформировать. Воспитаниеипреподаваниевсегдадолжныосновыватьсянадействительномпознаниисуществачеловека, гдемыдолжныучитывать, чточеловексостоитизтела, душиидуха. Кромеэтогонеобходимостремитьсяпостичьвсе, чтопроисходитмеждулюдьми.
Исходныепринципыдидактикивнаукеоразвитииребенка
Вопрособучителе - этоосновнойвопроспедагогикиидидактики. Ведьто, чтоволнуясьиструясьживетвдетях, проникаетвихсердцаиволю, и, далее, вмышление, - живетвних, простопотому, чтоещепреждеэтоживетвучителе, когдаонсосвоимособымтемпераментом, своимособымхарактером, своимособымдушевнымскладомнаходитсярядом.
Холерическийтемперамент.
Онхарактерентем, чтоучитель, воспитательневсостоянииобуздатьего, отдаетсяему. Онобнаруживаетсявмогучих, сильныхпроявлениях. Онпобуждаетпедагогактакимпоступкам, такомуобщениюсребенком, окоторыхучительвпоследствиижалеет. Находясьвозлехолерическогоучителя, детииногдаиспытываютпостоянноечувствострахаилиподсознательнуюподавленность. Последствиявоздействияхолерическоготемпераментаневладеющегособойучителявыражаютсявзаболеванияхсистемыобменавеществ, ипроявляетсяэтовзреломипожиломвозрасте!
Да, лишьрассматриваявсюжизньчеловека, анеоднитолькоегодетскиегоды, можноуяснитьсебе, какоецентральноезначениедляэтойжизниимеетсистемавоспитанияипреподавания, скольсущественноблагополучиеинесчастьевдуховном, душевномителесномотношениисвязанысвоспитаниемипреподаванием.
Флегматичныйпедагог.
Запущенныйфлегматичныйтемпераментнедаетпроявлятьсявнутреннейподвижностиученика. Ребенокжаждетдеятельности, еговнутренниеимпульсыстремятсянаружу. Исходящееотребенканенаходитвовнеотклика, реакции. Этопохоженато, какбудтодышишьвразреженномвоздухе. Ребенокиспытываетдушевноеудушье. Заболеваниянервнойсферы, неврастенияитомуподобное - воттаковпереченьболезней, заложенныхфлегматичнымучителем, необлагороженнымсамовоспитанием.
Меланхоличныйтемперамент.
Такойпедагогвследствиемеланхолиислишкомзанятсобой, такчтодуховно-душевныедвиженияребенкавлюбоймоментмогутбытьпресечены, ажизньощущенийзаморожена, - тогдаребенокпрячетсвоидушевныеимпульсыи, вместотого, чтобыдатьимвыходвовне, погружаетсясамвсебя. Еслиговоритьосопутствующихзаболеваниях, тоэтоболезнидыханияикровообращения, проявляющиесявовзрослыегоды. Мыпредчувствуем, чтоневозможнозаявить, чтотемпераментдаетсяотрождения, каковяесть, такимиостанусь. Во-первых, темпераментнедаетсяотрождения, нохарактер. Во-вторых, еслибыэтобылобыправдой, человечествовымерлобыиз-заошибоквоспитания.
Учитель - сангвиник.
Онвосприимчивковсемвпечатлениям: еслиучениксделалкляксу, онобернетсякнему - ноневспылит, апростопосмотрит. Еслиребенокчто-тошепнулнаухососеду, онтожевзглянетнанего. Словом, всевпечатлениябыстродонегодоходятинеоставляютпосебеглубокогоследа. Какжеэтоотражаетсянажизничеловека, вдетствекоторыйимелтакогопедагога? Оченьчастоэтопричинанедостаткаживостиижизнерадостности! Сангвинистическийтемпераментучителя, незанимающегосясамовоспитанием, подавляетжизненныесилы, подавляетчувстворадостижизни, подавляетактивностьволи.
Когдаучительприступаеткобучению, онсогласуетсястем, чтонаучитьможетлишьтому, чтоизучилсам. Нозачастуюнеотдаётсебеотчетавтом, чтопомимоподготовкикпреподаваниюивоспитанию, которуюучительполучил, обучаясьсвоейспециальности, емунеобходимообладатьещеиособой, приобретаемойврезультатесамовоспитаниявыправкой, самообладаниемпоотношениюксобственномутемпераментуихарактеру.
Какжеобучатьребенка?
Дошкольникаобучать, воспитыватьследуеттолькочерезсобственныйпример, когдаониспользуетсвоисилыподражания.
Вшкольномвозрастесначалаэтотакжесилыподражания, новсеболеепреображенныевхудожественныеобразы, вживыеформы - то, чтовызываетинтерес.
Идлявозрастамеждупубертетомивторымдесятилетиемжизнипервостепенноезначениеимеютзнанияпедагога.
Досемилетдляребенкаваженсамчеловек! Ссемидочетырнадцати - важенхудожественныйподходкжизни! Счетырнадцати - основнымявляютсянашизнания!
Вопросвоспитаниякаксоциальныйвопрос
Вопросомбудущегостанетвопрос: какмыдолжнывестисебявотношениидетей, еслимыхотимвоспитатьихтак, чтобыонисмоглибывширокомсмыслеврастивтообщество, котороеихокружает (социальное, демократическое, либеральное). Вопросвоспитаниястанетсамымважнымсоциальнымвопросомбудущего. Еслиговоритьосоциальныхкачествахвзрослогосамостоятельногочеловека, тотакимикачествамиявляютсяследующие:
свободавиндивидуальномразвитии,
равенствовсоциальномобщении,
братствовхозяйственнойдеятельности, вэкономике.
Обратившиськтремпериодамразвитияребенка, проследим, каксоциальныекачествастановятсявнутреннимдостояниемрастущегочеловека.
Междурождениемимоментомвыпадениязубовчеловекявляетсяподражающимсуществом: какчеловеческоесуществоделаетто, чтоделаетегоокружение. Дляжизниребенкаоченьважно, чтобылюди, которыеегоокружают, делалитолькото, чемуребенокмогбыподражать, дажечтобыонидумалиичувствовалитолькото, чемуребенокмогбыподражать. Этотембольшееблагодляребенка, чембольшеонможетжитьневсвоейдуше, новдушеокружения, вдушахокружающихеголюдей. Именновэтомвозрастемыможемговоритьопринятиивсвойвнутренниймирсоциальногокачества - СВОБОДА. Свободнымстановятсялишьтогда, когдавначалеребенкомсовсейинтенсивностьюподражали. Людинестанутсвободнымисуществами, есливдетственепрививаласьсоответствующаясилаподражания, таккаклишьто, чтовэтомотношениипрививаетсявдетстве, можетстатьосновойдлясоциальнойсвободы.
Ссемилетдо 14-15 летвребенкеживетсила, которуюмымоглибыназватьследованиемзаавторитетом. Нетдляребенкабольшегоблага, чемделатьчто-либопотому, чтопочитаемые, уважаемыелюдиговорят: этоправильно,
ТАКНАДОДЕЛАТЬ!
Нетничегохужедляребенка, еслионзадолгодонаступленияполовойзрелостиприучаетсяктакназываемомусобственномусуждению. Значимостьвлияниячувстваавторитетавбудущемдлявоспитаниядетейбудетещеболеесильной.
То, чтодолжнобытьзаложеновребенкевэтигоды, призваностатьосновойтому, чтовзрослыйпереживаетвсоциальноморганизмекакравныеправалюдей. Никакиначеравноеправоненаступит, посколькулюдинедорастутдоравногоправа, есливдетствевнихнеукоренитсячувствоавторитета.
Послеполовогосозреваниядо 21-22 летвчеловекенетолькоразвиваетсячувствокпротивоположномуполу, но, скорее, можноговоритьобобщечеловеческойлюбви. Иэтойсилеобщечеловеческойлюбвинужноуделятьособоевниманиевтовремя, когдадетипокидаютшколуиидутнапредприятияиливдругиеучебныезаведения. Так, есливэтигодынебудетразвиватьсяобщечеловеческаялюбовь, тотанеобходимостьхозяйственнойжизни, котораявстаеткакисторическоетребование, никогданесможетнаполнитьсятем, чемонадолжнабытьпронизана - БРАТСТВОМ, тоестьобщечеловеческойлюбовью.
Братствовхозяйственнойжизни, ккоторомунужностремитьсявбудущем, лишьтогдавозникнетвдушахлюдей, есливоспитаниеспятнадцатилетнеговозрастабудетпостроеноименнотак, чтобысполнымсознаниемпробуждатьобщечеловеческуюлюбовь. Атакже, есливсёмировоззрение, всёследующеезаобщеобразовательнойшколойвоспитаниебудетстроитьсяналюбвикчеловеку, налюбвиквнешнемумиру.
Наэтойтройнойосновевоспитаниядолжнобытьпостроеното, чтомыназываемпреемственностьювоспитанияиобучения.
Беззнанияофизическомтеле, чтооноподражаетидолжноподражатьправильнымобразом, вэтомфизическомтелеукоренятсяоднилишьживотныеинстинкты.
Беззнанияожизненномтеле, котороеразвиваетсяс 7 до 14 летикотороедолжноразвиватьсянаосновеавторитета, вчеловекеразовьютлишьобщуюсонливостьккультуре. Небудеттойсилы, котораянеобходимадляправовогоорганизма.
Иневносяразумнымобразомвобразованиев 14, 15 летсилылюбви, связаннойсразвитиемдушевноготела, людиникогданесмогутразвитьсвоёдушевноесуществовсвободныйсущностныйчленчеловека.
Итак:
подражаниепримеру - правильнымобразомразвиваетсвободу,
почитаниеавторитета- развиваетправовыеотношения, справедливость, равенство,
любовь - братство - развиваетСПОСОБНОСТЬкхозяйственнойжизни.
Школажизни
Развитиечеловеканевключаеттолькоявновидимые, ограниченныерамки: сад, школа, университет. СмоментарождениядопоследнихднейнаЗемлепроисходитразвитие, совершенствование. Все, чтовстречаетсянажизненномпутичеловека, является - Школой. Гуманистическийподходвпедагогике - этоценностнаяориентация, связаннаясперестройкойличностныхустановокпедагога.
Успехипедагогазависятнетолькоотзнанияпроцессаразвитияученикаилипреподаваемогоматериала, ноиотзнанияличностикаждогоученикаизакономерностейучебногопроцесса. Распределениезанятийсогласноестественнойготовностикусвоениюпреподаваемогоматериала, соблюдаяритм, способностисосредоточитсяипотребностивактивнойдеятельностиребенка, имеетбольшоезначениедляуспешногообученияивоспитания.
Экономнаянаправленностьиспользованияресурсовпсихикиребенкаявляетсятакжерешающимфактором. Главное, кчемустремитсяпедагог - этовозбуждатьвсеобщийинтересвребенкенакаждомуроке, избегаяутомления, достигаяэтогоспомощьюритмичности.
Дифференциацияучебысогласноиндивидуальнойвосприимчивостикаждогоученикатакжеявляетсячастьюэкономногообучения. Воспитаниесогласнотипамтемпераментаслужитсредствомдлядостиженияданнойцели. Приегопомощиобеспечиваетсяисбалансированноеразвитиесвойствразныхтиповхарактера. Углублениевстадиюразвитиякаждогоученикаивовсёегоиндивидуальноесуществоявляетсясущественнымприподготовкепедагогакзанятиямнаследующийдень. Былобынесправедливо, еслибыучительнеделалэтого. Ведьвсистемешкольныхднейлежитпостижениевсякихличныхмаленькихудачинеудачребенка. Ивтеченииэтихднейвозникаютглавныелинииразвитиякаждогоученика. Повторяянакопленныевтеченииднянаблюденияокаждомученикеивспоминаяживоихосновнуюсущность, учительподготавливаетспособностьправильнооцениватьситуациибудущегодня.
Возможностиурока
Каждыйурокследуетпланироватьтак, чтобыматериалзапечатлевалсяглубжеуровнясознательныхпредставлений - тоестьподсознательноесозреваниевовремясна. Поэтомупреподаваемыйматериалдолженсперваохватыватьэмоциональныйуровеньребенкаисвязыватьсясдействиемволи. Лишьпослеподсознательнойпереработкивовремясна, этотматериалвосстанавливаетвпамятисвоевременноезаключениеучебногопроцесса.
Приуспокоениивозбужденныевовремяработыдушевныепроцессыприводятсявсостояниеотдыхаиподготавливаютпочвудлядальнейшейработы.
Прираспределениизанятияпринимаетсявовниманиеестественнаяпотребностьчеловекавчередованиипринимающейинаправленнойнаружудеятельности, тоестьпотребностьво“вдыхании”и“выдыхании”.
Такимобразом, стараемсянаправитьресурсыребенканастимуляциюсамодеятельностивначале, затем - восприимчивости, далее - активности, взаимодействияиприведениеиндивидуальнойактивностивсостояниеотдыхавконцезанятия.
Структураурока.
Концентрация (началоурока) - ритмическаячасть: ритмическиедвижения, музыкальныеидекламационныеупражненияактивизируютигармонизируютдетей, помогаютимсобратьсяссилами.
Повторение (окончаниепредыдущегозанятия) - теоретическаячасть: развитиеспособностиквосприятию, побуждениекобразованиюпредставленияопройденном, резюмепройденногоматериала, воспроизведениечерезобразы.
Новыйматериал - эмоциональнаяхудожественнаячасть: педагогзнакомитдетейсновымматериаломспомощьюобразов, вживойформе, активизируетжизнь.
Закрепление (углубление) - активнопрактическаячасть: материалобрабатываетсясприменениемметодовактивноговоспитания, т.е. путемдвижения, игр, рисования, письмакрасками, лепкиит. д.
Успокоение (окончаниеурока) - гармоническаячасть: детейприводятвгармоническоесостояниеспомощьюдекламационныхилимузыкальныхупражнений, небольшихуспокаивающихрассказов.
Занятиянедолжнысдерживатьэнергиюдетей, инагрузкадолжнаменятьсявтечениезанятиявзависимостиотсостояниядетей. Педагогможетсвободноизменитьосновнуюструктурузанятия, основываясьнасамочувствиидетей.
Притакомподходекзанятиямсдетьмисоблюдаетсяестественныйритмспособностисосредоточиться, ивкаждойфазеребенокохватываетсявсесторонне.
Естественныйпутьучебногопроцессамеждуначаломшкольногообученияипереходнымвозрастомведетотэмоциональногоуровнякобластиволи, достигая, наконец, образованияпредставлений, понятийисистемпонятий.
Условиястановленияшколы
(изопытаработытомскойгруппыпедагогов)
Этапыстановленияновойшколы:
1. Моральноеправо. Педагогупроцессобучения, становления, накоплениядаетИМПУЛЬС - этоначало!
2. Единомышленники. Поиск, подбор, созданиеатмосферы, вкоторойвозможнообщениедляреализацииидеи.
3. Существованиевнастоящем. Отработкаэлементов, программ, умений: общениесдетьмиивзрослымивлюбыхгруппах, объединениях.
4. Родители. Работасродителями - единомышленникамипоотношениюкдетям: беседы, консультации, практическиезанятия. Организациятакихродителей - время!
5. Поиск. Отродителейпоступаетзаказонеобходимостисозданияшколы, садаипр. Совместныйпоискходов, возможностейсозданияшколы. Реализацияидейвпрограмму.
6. Финансы. Финансоваяпроработкасовместносродителямисуществованияшколы. Поисквариантов, связьсвозможнымипартнерами - финансистами, заинтересованнымилицами. Составлениесметы, штатногорасписания…
7. Деятельность. Наборвклассы. Занятия, учебныйпроцесс, процессуправления. Объединениеродителей, педагогов, учредителей, попечителей, спонсоров…
8. Просветительскаяработа - созданиестатусаизаинтересованностивокружающемсоциуме. Встречисзаинтересованнымилицами. Привлечениетворческихлюдейксотрудничеству.
9. Связь. Контактысединомышленникамивгороде, регионе, республике, иностраннымиколлегамииобъединениями. Созданиеиобеспечениеработышколы (юридическое, финансовое, организационное).
10. Забота. ОбеспечениеребенканалюбомэтапеуходаизшколыГАРАНТИЕЙвключениявсоциальнуюситуацию. Лечебнаяпедагогика. Программыдополнительногообразования.
11. Преемственность. Созданиеситуациизаинтересованностиивоспроизведениесистемызасчетоткрытыхлекций, встреч, ярмарок, праздников, спец. семинаров, курсовипр.
12. Моральнаяответственность. Осознаниенеобходимостижитьсогласноморальнымчеловеческимзаконам, следоватьэтомувволении, чувствовании, мышлении.
Часть: ПЕДАГОГИКАЛЮБВИ
(возрастподростка)
Периодразвитияребенкапоследостиженияполовойзрелости. Наэтомжизненномэтапесновапроисходитрешающееизменениевдушевнойжизниподростка. Воляичувствакакдушевныеспособностидонекоторойстепениужесформировалисьинуждаютсятеперьвруководстверассудка. Родителииучителявизвестномсмысле“освобождаютсяотзабот”. Подаютлионипримерсвоимповедениемилиявляютсялиавторитетом, теперьнеимеетрешающегозначения. Ведьмолодойчеловекотнынесознательноотходитотмногогоиищетсобственныйпуть. Самостоятельноемышление, развивающеесявнем, помогаетемуотмежеватьсяотнеприятныхсобытий. Онтеперьпереживаетихнестольнепосредственноитемболеенеподражаетим, какраньше.
Затоможетчасамидебатировать, философствоватьинаскучныхурокахизанятияхобдумыватьсвоисобственные, интересующиеегомысли. Многохорошихзамыслов, стиховирисунковвозниклоименновтакиечасы! Этонечтосовсеминое, чемунылаяписанинаикарябаньенапарте, каквпрежниегоды. Задачапедагогикитеперь - овладетьэтойновойситуацией, организуяурокитак, чтобыониразностороннестимулировалимышление: коллективучителейспециалистов, профессионаловсвоегоделавыполняетэтузадачу.
Нахудожественныхзанятияхтеперьглавное - отработкаопределенныхтехническихприемов: черно-белыйрисунок, акварель, лепка, изготовлениемелкоймебелиипроч., т.е. впервуюочередьучастиеиндивидуальногосознания. Здесьоченьважно, чтобыучительвоспринималученикакакнезависимогособеседникаипобуждалегосамостоятельнодокапыватьсядосутидела. Человеческаясвободапрочноукореняетсявспособностисамостоятельномыслить.
МихаэльБауэрсказалтакобискусствевоспитания: “Воспитательможеттолькопобуждать, ободрять, приглашатькответу, нонивкоемслучаенесоздаватьсаминепринуждать. Многиевоспитательныемерыценнытем, чтоустраняютпрепятствияиосвещаютпуть. Есливоспитательпреуспеетлишьвэтом, оннедолженуспокаиваться. Онможетиспытатьудовлетворение, толькоесливдушеребенкаобразуетсякакбывторойвоспитатель, которыйсделаетпервогоненужным”.
Времяперемен
Когдаребенокдостигаетвозрастаполовойзрелости, товместесегофизиологическойпеременойсовершенноменяетсяегоотношениекмирувнешнихчувств. Наступаетмомент, когдавчеловекепробуждается“дух”. Вэтотпериодподростоквовсякойчеловеческойречипреждевсеговоспринимаетэлементразума, логики; ихонистремитьсяпонять.
Теперьмыможемужеснекоторымуспехомобращатьсякегоинтеллектукаксредствувоспитанияиобучения. Нокрайневажнонеделатьэтогопреждевременно - сознательноилибессознательно.
Еслимыпредлагаемребенкутолькоумственно-логическоеобучение, онначинаетскучать. Онусваиваетто, чтомыдаемемувстрогологическойформе, ноеслимызаставимегошагзашагомследоватьзанашимирассуждениями, тоонутомляется.
Мыдолжнычувствовать, чтодаемподросткунечтоживое, то, чтоможетвместеснимразвиватьсяисозревать. То, чтопроникаетвсознаниеребенка, остаетсяскрытымвневидимыхглубинахегодушиипозднеевыходитнаповерхность.
Все, чтомысообщаемребенку, должнобытьполножизни, чтобырастивместесним. Постоянноноситьвсебеживойобразсуществаребенка, занововоссоздаватьегокаждыйгод, - нет, каждуюнеделю - вотчтосоставляетдуховнуюосновувоспитания.
Рождениечеловека
Снаступлениемполовойзрелостидушевноетелоребенкастановитсясамостоятельным. То, чтовтечениивторогосемилетиябыловосприняточеловекомкаксвоегородамузыкамироздания, продолжаетвнемсвоеразвитие. Все, полученноевобразах, все, чтосталоживыммузыкально-пластическимдостояниемдуши, усваиваетсятеперьинтеллектом. Нотеперьчеловеквоспринимаетнето, чтоемубылонавязановинтеллектуалистическойформе, ато, чтоонсамвсебевзрастилсовершенноинымпутем.
Еслипредшествующееразвитиебылоздоровым, оноподготовилоглавное, чемчеловекдолженобладатьпосленаступленияпубертета - способностисамостоятельнопонятьужевоспринятоепрежде. Все, когда-тоусвоенноевобразах, теперьизживоговнутреннегоисточникапринимаетвсебяразум. Обретяинтеллект, человеквглядываетсявсамогосебя. Это - постижениечеловеческогосуществавсамомсебеичерезсамогосебя. Онприходиткправильномувнутреннемупереживаниюсвободы. Подлиннаясвободаявляетсявнутреннимпереживанием. Нодляэтогопедагогдолженвложитьвребенканечто, кчемуегосущество (котороедляпедагогаостаетсянеприкосновенным) впоследствиипочувствуетвлечение, счемоновнутреннесоединиться.
Воспитываявчеловекевсе, чтонеявляетсяегособственным, япредоставляюегособственномусамомупринятьто, чтоядалкаквоспитатель. Такимобразом, янепозволяюсебегрубовмешиватьсявразвитиечеловеческойличности, нояподготовляюпочвудляееразвития, котороедолжноначатьсявместеснаступлениемполовойзрелости. Еслияинтеллектуалистическоеразвитиеначинаюраньше, ясовершаюнасилиенадним, ягрубовторгаюсьвеголичность.
Долг
Ввозрастемеждусменойзубовинаступлениемполовойзрелостивчеловекеразвиваетсяспособностьиспытыватьудовлетворениеотморальногоиотвергатьаморальноечерезздоровоечувствопочитанияавторитетувзрослого.
Вследующуюэпохуегожизнимы, непринуждаяегонапрямую, делаемтак, чтобыонсам - хочетонтогоилинет - пережилмогуществологики.
Вэтовремядолгдолженстатьнашейвнутреннейсклонностью, когдавсяморальрождаетсяизчисточеловеческогоначала. Долгпроистекаетизисточникадобройволичеловека. Деятельностьсовременногопедагога, понимающегозадачусвоейэпохи - этостремлениеспомощьювоспитанияипреподаванияпомочьчеловекуобрестичеловеческоеотношениексамомусебеикистиннымпотребностямнашейкультуры.
Подростокчувствуетимпульс: тыдолженделатьто, чтонравитсятебекакдобро; тыдолженотказатьсяоттого, чтотебененравится. Тогдаизсодержимогоеголичностирождаютсяморальныепринципы; тогдавозрождается, уженадуховномуровне, возвышеннаясамоотдачамиру. Тасамоотдача, котораябылаприроднойвпервомсемилетииидушевной - вовторомсемилетииегожизни. Моральное, нравственноечувствоиморальныеимпульсыволистановятсятеперьтем, чтонаправляетегопоступкитак, какбудтоэтотморальныйимпульснаходитсявнемсамом. Такойдолг - истинен! Это - сутьоткровенияеголичности, анечто-тонавязанноеизвне.
Есливоспитаниебылоправильным, последостиженияполовойзрелостиизглубинчеловеческойприродывсевозрождаетсяирождаетсясоответствующимсамомусуществучеловека. Ноподростокбудетлишенпереживаниятакоговозрождения, еслипедагогнезаботилсяотом, чтобызакладыватьвребенкато, чтототсмогбыпонятьлишьвпоследствии.
Смыслжизни
Длядетейэтоговозрастаруководящимметодомдолженбытьметодоткровенныхбесед. Нодляэтогонеобходимо, чтобыпедагогиобладалисвободойвзглядов, безпредвзятыхмнений, безпредубеждений.
Ивторое: онидолжныиметьмировоззрениенамир, концепциюмира. Надо, чтобыпедагогмогвнутренне, передсамимсобой, поставитьвопросыосмыслежизни, озадачахицеляхчеловечества, оценностипрошлыхкультур, означениисовременнойэпохиитомуподобноеи - ответитьнаних. Иответыэтидолжнынепростовертетьсявголове, онидолжныбытьусвоенысердцем, т.к. именносердцеподсказываетнамспособыобращениясмолодежью.
ЧеловекпоставленлицомклицусзагадкамиВселеннойиищетихразрешения. Случается, ондумает, чторазгадканайденаинаходитсявопределеннойкниге, вполнезаконченной, отредактированной. Ноподумайте, еслибыводинпрекрасныйденьбыланайденаэтаразгадка, инашелсячеловек, написавшийобэтомкнигу, чтооставалосьбыделатьтем, ктопридетвмирпосленего? Всесталобыужасноскучным. Навсякийвопросдостаточнобылобызаучитьнаизустьготовыйответ. Те, ктодумает, чтомирсталбывтакомслучаесмертельноскучным, вполнеправы. Еслибысуществовалакнига, содержащаяданныйразинавсегдаответнавсезагадкиВселенной, ответ, доступныйвсем, - чтоженамосталосьделатьвэтоммире?
Нет, поправдеговоря, должнысуществоватьвмиререшения, которыемыможемнайтинеиначекаксобственнымтрудом, ценойсобственныхусилий. Узнатьсмыслжизни - какойможетбытьнаэтотвопрособщийиокончательныйответ?
Егонаходиттот, ктоищет, нодляэтогонадоуметьправильноставитьвопросы. Мирставитпереднамимножествопроблем: этовопросы, касающиесянашихсудеб, нашегоповедениясредилюдей…
Какиежеответыможнодействительнодатьнавсеэтизагадкичеловеческойжизни? Единственныйответ - самчеловек. Мирзадаетвопросы - вчеловекесодержатсяответы. Ибочеловек - этосинтез, итог; ониестьпопреимуществуразгадкавсехзагадокВселенной.
Номыплохознаемчеловека. Здесьвсенадоначинатьзаново. Человек - ответ, нотакой, которыйведетнаскначалу.
Аэтовозвращаетнаскнашейтеме: всякийновыйчеловек - этонов
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!