Пометодическимипедагогическимкнигам — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Пометодическимипедагогическимкнигам

2021-06-02 21
Пометодическимипедагогическимкнигам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составила - РайнинаГалина

Пометодическимипедагогическимкнигам

РудольфаШтайнераидругимисточникам

Томск

Год

Содержание:

Часть:

СВОБОДНОЕРАЗВИТИЕ (дошкольноедетство)

* Ребенокдосменызубов

* Наследственностьииндивидуальность

* Сущностьизначениеподражания

* Детскиеигры

* Физически-телесноеразвитие

* Образныймирсказок

2 часть:

ПЕДАГОГИКАРАЗВИТИЯ

* Исходныепринципыдидактики

* Внутренняяподготовкаучителя

* Влияниетемпераментаучителянаребенка

* Вопросвоспитаниякаксоциальныйвопрос

3 часть:

ПЕДАГОГИКАТВОРЧЕСТВА (школьныйвозраст)

* Школажизни

* Особенностишкольноговозраста

* Цельизадачивоспитанияиобучения

* Возможностиурока

* Условиястановленияшколы

4 часть:

ПЕДАГОГИКАЛЮБВИ (возрастподростка)

* Времяперемен

* Рождениечеловека

* Долг

* Смыслжизни

* Поралюбви

* Развитиеличности

 

5 часть:

ВОЗМОЖНОСТИРАЗВИТИЯ (лечебнаяпедагогика)

* Основныеположения

* Онарушенияхразвитияудетей

* Детисособенностямиразвития

* Классификациясостоянийдетей

* Детисзатрудненнымвдохомиливыдохом

* Нарушениячтенияиписьма (легастения)

* Утреннийивечернийребенок

* Способностькобучению

* Проблемызависимости

* Беспокойныйребенок (гипервозбудимость)

* Проблемыповедения

* Факторыразвития. Окружающиймирдетей

* Педагогика - искусство

* Искусствокаклекарство

Часть: СВОБОДНОЕРАЗВИТИЕ

(дошкольноедетство)

Ребенокдосменызубов

Ребеноквдошкольномвозрастеявляетсяцелостнымсуществом. Исходяизтрёхчленностичеловеческойприроды (телесность, душевность, духовность), мыможемсказать, чтоэтитричленачеловекаприобретаютдифференциациюлишьвпоздниегоды. Досменызубовребенкаможнопредставлятькакединыйорганчувств. Всеегодушевныепереживанияподобнывосприятиям, втомчислеивпечатленияотокружающихлюдей. Когдавприсутствииребенкамыбываеммедлительны, обнаруживаядушевнуювялость, илинаоборот, развиваембурнуюдеятельность, обнаруживаястремительностьнашихдушевныхдвижений, этовоспринимаетсяребенкомстойжеинтенсивностью, скакойорганычувстввоспринимаютвоздействующиенанихвнешниераздражения. Весьребеноквцелом - этоорганчувств. Органчувстваунегокакбырастянутнавесьорганизм. Цветовыевпечатленияглубокосвязываютсяунегосритмомдыханияивлияютнакровообращение. Всётелоребенка, подобноорганучувстврефлекторнореагируетнато, чтопроисходитвокружении.

Вслучаеобученияивоспитаниядетейдошкольноговозрастадостаточномалозначенияимеетто, чемуучилсяиличтознаетвзрослый. Вэтомслучаенаибольшеезначениеимеетто, какойэточеловек, какоевпечатлениеполучаетотнегоребенок, иможетлиребенокемуподражать. Поэтомучрезвычайноважноучитьсячитатьвребенке. Настоящее, практическое, ориентированноенаразвитиетела, душиидуха, познание, являетсянашимнаставникомвэтомчтении.

Первыесемьлетжизни, досменызубов, являютсяважнейшимидлявсегодальнейшегоразвитиячеловека. Подражая, ребеноквнутренневоспроизводитвсёокружающееего. Именноспомощьюподражаниянадоучитьсявпервыегодыжизни.

Есливто, чтотакимобразомосваиваетребенок, воспитательначинаетвводитьчто-тоотсебяинепонимает, чтоестествучеловека, котороевэтовремядолжнобытьпредоставленосамомусебе, можетоказыватьсялишьпомощь, - человеческуюорганизациютакойпедагогможетпокалечитьнавсюжизнь. Этопроисходит, когдамыпонуждаемребенкаходить, говорить, что-тоделать. Причемособыйущерббудетпричиненегостарости!

Ребеноквпечатлителеннетолькокпоступкамвзрослых, нотакжеикихчувствам, переживаниям, особеннокихмыслям, моральнымпобуждениям. Ребенокощущаеттакжеито, чтомыдумаем! Поэтомуважно, чтобынаходясьрядомсребенком, родителиивоспитателинетольконедопускалиничеговнешненеподобающего, ночтобывсамихсвоихмысляхичувствахонибыливнутреннечисты, внутреннеморальны. Ввоспитаниидошкольникаокружениеявляетсяважнейшимфактором.

Сущностьизначениеподражания

Ключевымипонятиямидлявоспитаниявдошкольномвозрастеявляютсяслова -подражаниеипример.

Еслипопростуделатьвдетскомсадутакиевещи, которымдетимоглибыподражать, подражатьпособственномусвоемупобуждению, - тодетивырастутсвободными! И, хотя, этообусловитто, чтодетистанутнанасчем-топохожими, новедьименноотнасзависит, таковылимы, чтобынанасмоглипоходитьнашидети!

Имеяделосдетьмипервыхсемилетихжизни, следуетзаботитьсянеотом, чтоотноситсяксловам, ковнешнему, кустановкам. Вниманиеследуетобращатьнато, что, можетбыть, вашелицоимеетслишкомозабоченноевыражение, иэтоможетвоздействоватьнаребенкаипричинитьемувреднавсюжизнь.

Поэтомунеобходимо, чтобывоспитательмаленькихдетейпосвятилсебяпознаниючеловекаичеловеческойжизни. Нетакважно, какаяуваспрограмма, важнокакойвычеловек!

Составитьпрограммувнашевремянетакойужиподвиг, таккаклюдивесьматолковы. Практическинетглупыхвоспитательныхилиучебныхпрограмм, онивсегдаоченьсодержательны. Ноделозаключаетсяневтом, чтобыовладетьэтимипрограммами, ачтобыусвоитьтакойобразмыслей, гдеребенок - этодуховно-душевноесущество, ивесьявляетсяединыморганомчувственноговосприятия.

Досменызубов (срожденияидовыпадениязубок) главнымдушевнымчувствомявляетсябессознательноечувство, чтовесьмирпрекрасен. Эточудеснаяубежденность, которуюнадоподдерживать. Всёвоспитаниевэтомвозрастедолжноучитыватьэтуубежденностьвморальностимира. Детиверятвморальностьмира, поэтомуиподражаютему!

Мыможемсравнитьэтососледующимсемилетием (ссемилетдовремениполовогосозревания): тамдетихотятнаслаждатьсямиром - тогдаобучениеивоспитаниебудутисходитьизэтого - миринтересен. Мыбудемдумать, каксделать, чтобыребенкубылоинтересно. Дляних - мирпо-прежнемупрекрасениинтересен!

Вследующемсемилетии (смоментапубертетадосоциальноговзросления, т.е. до 21 года), когдадетиужеподростки, вновьиное - длянихважно, чтомиристинен!

Всенашеобщениесребенкомдосемилетдолжнобытьпронизанолюбовью. Человек, которомувдетствеслюбовьюпомогалиоткрыватьмир, становитсяздоровымвзрослым. Помогаяребенкуговорить, мыдолжныбытьабсолютноправдивы. Величайшиенеправдымиразакладываютсявтовремя, когдаребенокучитсяговорить, таккаквэтотпериодправдивостьмиравоспринимаетсячерезфизическийорганизмикакбы“впечатывается”вфизическиеорганыисистемы. Однаизнеправдивостейзаключаетсявтом, чтомысвоюречьприспосабливаемкегоуровню. Однакоребенокбессознательностремитсяслушатьречьвзрослых, анелепет.

Нетособогодетскогоязыка - естьчеловеческаяречь! Какговорениеразвиваетсяизхождения, такмышлениеразвиваетсяизговорения! Еслиздесьунасневернаяпозиция, тострадаюторганыпищеварения.

Детскиеигры

Ктонаблюдалзатем, чтовсвоемпростоммышлениииспытываетребенок, когдаонвыпрямляется, когдапринимаетвертикальноеположение, когдаучитсяходить, тотнеспешитвводитьвжизньребенкачто-тоискусственное. Онсвертываеткуколкуизносовогоплатка, намечаетдвумяпятнышкамиглазки, и, получивтакуюкуколку, ребенокпонимаетееиможетлюбить. Здесьчеловеческийобликпредставленнатомпростейшемуровне, накоторомонтолькоиобозримдляребенка.

Ребенокпокатолькознает, чточеловеквертикальноориентирован, чтоунегоестьверхиниз, чтонаверхуунегонаходитсяголова, накоторойпомещаютсядваглаза. Настоящееместортавначаленевсегдаосознаётся. То, чторебенокреальнопереживает, ужевключаетвсебятакаяэлементарнаякуклаизносовогоплатка! Вребенкедействуетвнутренняяпластическаясила - всё, чтокнемуприходитизокружениявнутреннепреобразуетсяиучаствуетвформированииоргановфизическоготела.

Еслижемыдаемребенкутакназываемуюкрасивуюкуклу, котораяможетиходить, открыватьизакрыватьглаза, говорить, обладаеткрасивымиволосами. Еслимыдаемэтоотвратительноесхудожественнойточкизренияпроизведение, подделкуподчеловека, товосходящиеизритмическойсистемыпластическиесилычеловека, которые, исходяиздыханияикровообращения, формируютсистемумозга, такиесилыдействуютподобноударамбича! Мозгужаснымобразомбичуется! Таковатайна“красивой”куклы. Это - тайнамногихсторондетскойигры.

Тому, ктохочетслюбовьюсоздаватьусловиядлядетскихигр, следовалобыиметьпредставлениеодействующихвребенкесозидающихсилах.

Такойподходкасаетсявсехигрушеквообще. Необходимо, чтобыонибылиполностью“прозрачны”дляребенка. Вдетскуюигрунестоитвноситьчего-либовтомилииномотношенииинтеллектуального. Естественнымобразомвигредетиподражаютокружению. Новиделиливы, допустим, ребенка, которыйхотелбыстать... филологом? Однаконетничегонеобычноговтом, чтоонхочетстатьшофером. Почему? Потомучтовсё, чтоделаетшофер, можновидеть! Вдетскиеигрымыдолжнывноситьтолькото, счемребеноксоприкасается. Какразинтеллектуальноенесоприкасаетсясжизньюребенкавегофизическомстановлении. Постараемсяповсеместно, сопровождаяэтохудожественнымчувствомичувствоммеры, выявитьнезависимыйотцели (интеллектуальное) облик, образ, - имыполучимто, вчёмнуждаетсяиграющийребенок.

Вэтомвозрастемынедолжныпользоватьсяспециальнопридуманнымрукоделием: складывание, аппликация, всевозможноеплетение, раскраскиидругое. Образцомдолжнослужитьто, какживутичтоделаютвзрослыелюди. Еслимозгребенкаслишкомраноподвергаетсявоздействиюинтеллектуалистического, товорганахисистемахфизическоготеланаступаетранняясклеротизация, старение.

Образныймирсказок

Способностьвоображениядолжнабытьположенавосновувсегообучения, всеговоспитания. Важнознать, чтодовозраста 9-10 летребенокнеотделяетсебякак“Я”отокружающегомира. Онговоритосебе“я”какбыследуяинстинкту. Новдействительностиончувствуетсебякакбынаходящимсявнутримира. Ончувствуетсебясросшимсясмиром. Ребенокнепроводитразличиямеждуживыминеживыммиром, всепредставляетсяемуединым. Исебяонотединогонеотделяет.

Орастениях, оживотныхиокамняхвокружающеммиренужнорассказыватьтак, будтопредметыбеседуютдругсдругом, обращаютсяподобнолюдям, другдругалюбятиненавидят. Действительно, всепредставлятьтак, будторечьидеточеловеке. Инекак-нибудьостроумноодушевлять, нотак, чтобыэтобылопонятноребенку, которыйещененаучилсяпроводитьразличиямеждуживымибезжизненным. Уребенкаещенетникакихоснованийсчитать, чтоукамнянетдуши, аусобаки - есть, движениюоннеприписываетодушевленности. Всеодушевленное, живоенужнопредставлятьтак, будтопроисходитобщениемеждулюдьми, будтолюдибеседуют, чувствуютдругкдругусимпатиюиантипатию. Поэтомуребенкувэтомвозрастевседолжнопреподаватьсяввидесказок, ввидеисторийсодушевленнымиучастниками. Этосоздаетнаилучшийдушевныйклиматдляживущейввидевоображениядуширебенка.

Воспитательжедолженобладатьхудожественнымвкусом, артистическимтемпераментом, ибонаребенкаоказываетвлияниедушевноесостояниепедагога.

Мысноваучимсяверитьвмифы, влегенды, всказки, ИБОВВООБРАЖЕНИИОНИВЫРАЖАЮТВЫСШУЮПРАВДУ. Мыучимсяпониматьдуховныйсмыслмифов, легендисказок. И, какследствие, нашипропитанныеверойсловадостигаютглубиндетскойдуши. Воспитателяиребенкатогдасвязываетправда, аведьслишкомчастоееместобываетзанятонеправдой. Неправдаустанавливается, когдаучительсчитает, чтоондолженчто-торассказыватьребенкутолькопотому, чторебенокглупый, аон, учитель - умный. Детиощущаюттакиевещи - ониспособнытончайшимобразомчувствовать, чемименноруководствуетсяучитель: рассудкомиливоображением. Надушуребенкарассудокдействуетиссушающе, авоображение - живительно.

Дляребенкавыдолжныбытьавторитетомдобра, истиныикрасоты. Преданнымистине, добруикрасотеребенокдолженбытьпотому, чтоонпреданвам. Унихдолжнобытьчувство, чтоправильното, чтовысчитаетеправильным. Чтокрасивымявляетсято, чтовысочликрасивым. Чтохорошото, чтонравитсявам.

Часть: ПЕДАГОГИКАРАЗВИТИЯ

Мыживемвтакоевремя, когдаважнейшиефакторыразвитиясовершеннонезависятдруготдруга. Мыживемвэпоху, когдачеловекпытаетсянайтисвязьмеждукорнямисвоегобытияикорнямимира. Изнутрисамихсебямыпытаемсяизвлечьимпульсы, которыепомоглибынамбытьнравственнымисуществамивнашейцивилизации.

Современнаянаука, раскрывающаянамопределенныеявленияприроды, удаляетнасотчеловека. Нетрудновидеть, чтоврезультатестрадаеттаобластьнашейкультуры, ккоторойпринадлежатобразованиеивоспитание. Педагогтолькотогдаспособенвоспитыватьипреподавать, когдаонпонимаетто, чтоондолженпреобразовыватьиформировать. Воспитаниеипреподаваниевсегдадолжныосновыватьсянадействительномпознаниисуществачеловека, гдемыдолжныучитывать, чточеловексостоитизтела, душиидуха. Кромеэтогонеобходимостремитьсяпостичьвсе, чтопроисходитмеждулюдьми.

Исходныепринципыдидактикивнаукеоразвитииребенка

Вопрособучителе - этоосновнойвопроспедагогикиидидактики. Ведьто, чтоволнуясьиструясьживетвдетях, проникаетвихсердцаиволю, и, далее, вмышление, - живетвних, простопотому, чтоещепреждеэтоживетвучителе, когдаонсосвоимособымтемпераментом, своимособымхарактером, своимособымдушевнымскладомнаходитсярядом.

Холерическийтемперамент.

Онхарактерентем, чтоучитель, воспитательневсостоянииобуздатьего, отдаетсяему. Онобнаруживаетсявмогучих, сильныхпроявлениях. Онпобуждаетпедагогактакимпоступкам, такомуобщениюсребенком, окоторыхучительвпоследствиижалеет. Находясьвозлехолерическогоучителя, детииногдаиспытываютпостоянноечувствострахаилиподсознательнуюподавленность. Последствиявоздействияхолерическоготемпераментаневладеющегособойучителявыражаютсявзаболеванияхсистемыобменавеществ, ипроявляетсяэтовзреломипожиломвозрасте!

Да, лишьрассматриваявсюжизньчеловека, анеоднитолькоегодетскиегоды, можноуяснитьсебе, какоецентральноезначениедляэтойжизниимеетсистемавоспитанияипреподавания, скольсущественноблагополучиеинесчастьевдуховном, душевномителесномотношениисвязанысвоспитаниемипреподаванием.

Флегматичныйпедагог.

Запущенныйфлегматичныйтемпераментнедаетпроявлятьсявнутреннейподвижностиученика. Ребенокжаждетдеятельности, еговнутренниеимпульсыстремятсянаружу. Исходящееотребенканенаходитвовнеотклика, реакции. Этопохоженато, какбудтодышишьвразреженномвоздухе. Ребенокиспытываетдушевноеудушье. Заболеваниянервнойсферы, неврастенияитомуподобное - воттаковпереченьболезней, заложенныхфлегматичнымучителем, необлагороженнымсамовоспитанием.

Меланхоличныйтемперамент.

Такойпедагогвследствиемеланхолиислишкомзанятсобой, такчтодуховно-душевныедвиженияребенкавлюбоймоментмогутбытьпресечены, ажизньощущенийзаморожена, - тогдаребенокпрячетсвоидушевныеимпульсыи, вместотого, чтобыдатьимвыходвовне, погружаетсясамвсебя. Еслиговоритьосопутствующихзаболеваниях, тоэтоболезнидыханияикровообращения, проявляющиесявовзрослыегоды. Мыпредчувствуем, чтоневозможнозаявить, чтотемпераментдаетсяотрождения, каковяесть, такимиостанусь. Во-первых, темпераментнедаетсяотрождения, нохарактер. Во-вторых, еслибыэтобылобыправдой, человечествовымерлобыиз-заошибоквоспитания.

Учитель - сангвиник.

Онвосприимчивковсемвпечатлениям: еслиучениксделалкляксу, онобернетсякнему - ноневспылит, апростопосмотрит. Еслиребенокчто-тошепнулнаухососеду, онтожевзглянетнанего. Словом, всевпечатлениябыстродонегодоходятинеоставляютпосебеглубокогоследа. Какжеэтоотражаетсянажизничеловека, вдетствекоторыйимелтакогопедагога? Оченьчастоэтопричинанедостаткаживостиижизнерадостности! Сангвинистическийтемпераментучителя, незанимающегосясамовоспитанием, подавляетжизненныесилы, подавляетчувстворадостижизни, подавляетактивностьволи.

Когдаучительприступаеткобучению, онсогласуетсястем, чтонаучитьможетлишьтому, чтоизучилсам. Нозачастуюнеотдаётсебеотчетавтом, чтопомимоподготовкикпреподаваниюивоспитанию, которуюучительполучил, обучаясьсвоейспециальности, емунеобходимообладатьещеиособой, приобретаемойврезультатесамовоспитаниявыправкой, самообладаниемпоотношениюксобственномутемпераментуихарактеру.

Какжеобучатьребенка?

Дошкольникаобучать, воспитыватьследуеттолькочерезсобственныйпример, когдаониспользуетсвоисилыподражания.

Вшкольномвозрастесначалаэтотакжесилыподражания, новсеболеепреображенныевхудожественныеобразы, вживыеформы - то, чтовызываетинтерес.

Идлявозрастамеждупубертетомивторымдесятилетиемжизнипервостепенноезначениеимеютзнанияпедагога.

Досемилетдляребенкаваженсамчеловек! Ссемидочетырнадцати - важенхудожественныйподходкжизни! Счетырнадцати - основнымявляютсянашизнания!

Вопросвоспитаниякаксоциальныйвопрос

Вопросомбудущегостанетвопрос: какмыдолжнывестисебявотношениидетей, еслимыхотимвоспитатьихтак, чтобыонисмоглибывширокомсмыслеврастивтообщество, котороеихокружает (социальное, демократическое, либеральное). Вопросвоспитаниястанетсамымважнымсоциальнымвопросомбудущего. Еслиговоритьосоциальныхкачествахвзрослогосамостоятельногочеловека, тотакимикачествамиявляютсяследующие:

свободавиндивидуальномразвитии,

равенствовсоциальномобщении,

братствовхозяйственнойдеятельности, вэкономике.

Обратившиськтремпериодамразвитияребенка, проследим, каксоциальныекачествастановятсявнутреннимдостояниемрастущегочеловека.

Междурождениемимоментомвыпадениязубовчеловекявляетсяподражающимсуществом: какчеловеческоесуществоделаетто, чтоделаетегоокружение. Дляжизниребенкаоченьважно, чтобылюди, которыеегоокружают, делалитолькото, чемуребенокмогбыподражать, дажечтобыонидумалиичувствовалитолькото, чемуребенокмогбыподражать. Этотембольшееблагодляребенка, чембольшеонможетжитьневсвоейдуше, новдушеокружения, вдушахокружающихеголюдей. Именновэтомвозрастемыможемговоритьопринятиивсвойвнутренниймирсоциальногокачества - СВОБОДА. Свободнымстановятсялишьтогда, когдавначалеребенкомсовсейинтенсивностьюподражали. Людинестанутсвободнымисуществами, есливдетственепрививаласьсоответствующаясилаподражания, таккаклишьто, чтовэтомотношениипрививаетсявдетстве, можетстатьосновойдлясоциальнойсвободы.

Ссемилетдо 14-15 летвребенкеживетсила, которуюмымоглибыназватьследованиемзаавторитетом. Нетдляребенкабольшегоблага, чемделатьчто-либопотому, чтопочитаемые, уважаемыелюдиговорят: этоправильно,

ТАКНАДОДЕЛАТЬ!

Нетничегохужедляребенка, еслионзадолгодонаступленияполовойзрелостиприучаетсяктакназываемомусобственномусуждению. Значимостьвлияниячувстваавторитетавбудущемдлявоспитаниядетейбудетещеболеесильной.

То, чтодолжнобытьзаложеновребенкевэтигоды, призваностатьосновойтому, чтовзрослыйпереживаетвсоциальноморганизмекакравныеправалюдей. Никакиначеравноеправоненаступит, посколькулюдинедорастутдоравногоправа, есливдетствевнихнеукоренитсячувствоавторитета.

Послеполовогосозреваниядо 21-22 летвчеловекенетолькоразвиваетсячувствокпротивоположномуполу, но, скорее, можноговоритьобобщечеловеческойлюбви. Иэтойсилеобщечеловеческойлюбвинужноуделятьособоевниманиевтовремя, когдадетипокидаютшколуиидутнапредприятияиливдругиеучебныезаведения. Так, есливэтигодынебудетразвиватьсяобщечеловеческаялюбовь, тотанеобходимостьхозяйственнойжизни, котораявстаеткакисторическоетребование, никогданесможетнаполнитьсятем, чемонадолжнабытьпронизана - БРАТСТВОМ, тоестьобщечеловеческойлюбовью.

Братствовхозяйственнойжизни, ккоторомунужностремитьсявбудущем, лишьтогдавозникнетвдушахлюдей, есливоспитаниеспятнадцатилетнеговозрастабудетпостроеноименнотак, чтобысполнымсознаниемпробуждатьобщечеловеческуюлюбовь. Атакже, есливсёмировоззрение, всёследующеезаобщеобразовательнойшколойвоспитаниебудетстроитьсяналюбвикчеловеку, налюбвиквнешнемумиру.

Наэтойтройнойосновевоспитаниядолжнобытьпостроеното, чтомыназываемпреемственностьювоспитанияиобучения.

Беззнанияофизическомтеле, чтооноподражаетидолжноподражатьправильнымобразом, вэтомфизическомтелеукоренятсяоднилишьживотныеинстинкты.

Беззнанияожизненномтеле, котороеразвиваетсяс 7 до 14 летикотороедолжноразвиватьсянаосновеавторитета, вчеловекеразовьютлишьобщуюсонливостьккультуре. Небудеттойсилы, котораянеобходимадляправовогоорганизма.

Иневносяразумнымобразомвобразованиев 14, 15 летсилылюбви, связаннойсразвитиемдушевноготела, людиникогданесмогутразвитьсвоёдушевноесуществовсвободныйсущностныйчленчеловека.

Итак:

подражаниепримеру - правильнымобразомразвиваетсвободу,

почитаниеавторитета- развиваетправовыеотношения, справедливость, равенство,

любовь - братство - развиваетСПОСОБНОСТЬкхозяйственнойжизни.

Школажизни

Развитиечеловеканевключаеттолькоявновидимые, ограниченныерамки: сад, школа, университет. СмоментарождениядопоследнихднейнаЗемлепроисходитразвитие, совершенствование. Все, чтовстречаетсянажизненномпутичеловека, является - Школой. Гуманистическийподходвпедагогике - этоценностнаяориентация, связаннаясперестройкойличностныхустановокпедагога.

Успехипедагогазависятнетолькоотзнанияпроцессаразвитияученикаилипреподаваемогоматериала, ноиотзнанияличностикаждогоученикаизакономерностейучебногопроцесса. Распределениезанятийсогласноестественнойготовностикусвоениюпреподаваемогоматериала, соблюдаяритм, способностисосредоточитсяипотребностивактивнойдеятельностиребенка, имеетбольшоезначениедляуспешногообученияивоспитания.

Экономнаянаправленностьиспользованияресурсовпсихикиребенкаявляетсятакжерешающимфактором. Главное, кчемустремитсяпедагог - этовозбуждатьвсеобщийинтересвребенкенакаждомуроке, избегаяутомления, достигаяэтогоспомощьюритмичности.

Дифференциацияучебысогласноиндивидуальнойвосприимчивостикаждогоученикатакжеявляетсячастьюэкономногообучения. Воспитаниесогласнотипамтемпераментаслужитсредствомдлядостиженияданнойцели. Приегопомощиобеспечиваетсяисбалансированноеразвитиесвойствразныхтиповхарактера. Углублениевстадиюразвитиякаждогоученикаивовсёегоиндивидуальноесуществоявляетсясущественнымприподготовкепедагогакзанятиямнаследующийдень. Былобынесправедливо, еслибыучительнеделалэтого. Ведьвсистемешкольныхднейлежитпостижениевсякихличныхмаленькихудачинеудачребенка. Ивтеченииэтихднейвозникаютглавныелинииразвитиякаждогоученика. Повторяянакопленныевтеченииднянаблюденияокаждомученикеивспоминаяживоихосновнуюсущность, учительподготавливаетспособностьправильнооцениватьситуациибудущегодня.

Возможностиурока

Каждыйурокследуетпланироватьтак, чтобыматериалзапечатлевалсяглубжеуровнясознательныхпредставлений - тоестьподсознательноесозреваниевовремясна. Поэтомупреподаваемыйматериалдолженсперваохватыватьэмоциональныйуровеньребенкаисвязыватьсясдействиемволи. Лишьпослеподсознательнойпереработкивовремясна, этотматериалвосстанавливаетвпамятисвоевременноезаключениеучебногопроцесса.

Приуспокоениивозбужденныевовремяработыдушевныепроцессыприводятсявсостояниеотдыхаиподготавливаютпочвудлядальнейшейработы.

Прираспределениизанятияпринимаетсявовниманиеестественнаяпотребностьчеловекавчередованиипринимающейинаправленнойнаружудеятельности, тоестьпотребностьво“вдыхании”и“выдыхании”.

Такимобразом, стараемсянаправитьресурсыребенканастимуляциюсамодеятельностивначале, затем - восприимчивости, далее - активности, взаимодействияиприведениеиндивидуальнойактивностивсостояниеотдыхавконцезанятия.

Структураурока.

Концентрация (началоурока) - ритмическаячасть: ритмическиедвижения, музыкальныеидекламационныеупражненияактивизируютигармонизируютдетей, помогаютимсобратьсяссилами.

Повторение (окончаниепредыдущегозанятия) - теоретическаячасть: развитиеспособностиквосприятию, побуждениекобразованиюпредставленияопройденном, резюмепройденногоматериала, воспроизведениечерезобразы.

Новыйматериал - эмоциональнаяхудожественнаячасть: педагогзнакомитдетейсновымматериаломспомощьюобразов, вживойформе, активизируетжизнь.

Закрепление (углубление) - активнопрактическаячасть: материалобрабатываетсясприменениемметодовактивноговоспитания, т.е. путемдвижения, игр, рисования, письмакрасками, лепкиит. д.

Успокоение (окончаниеурока) - гармоническаячасть: детейприводятвгармоническоесостояниеспомощьюдекламационныхилимузыкальныхупражнений, небольшихуспокаивающихрассказов.

Занятиянедолжнысдерживатьэнергиюдетей, инагрузкадолжнаменятьсявтечениезанятиявзависимостиотсостояниядетей. Педагогможетсвободноизменитьосновнуюструктурузанятия, основываясьнасамочувствиидетей.

Притакомподходекзанятиямсдетьмисоблюдаетсяестественныйритмспособностисосредоточиться, ивкаждойфазеребенокохватываетсявсесторонне.

Естественныйпутьучебногопроцессамеждуначаломшкольногообученияипереходнымвозрастомведетотэмоциональногоуровнякобластиволи, достигая, наконец, образованияпредставлений, понятийисистемпонятий.

Условиястановленияшколы

(изопытаработытомскойгруппыпедагогов)

Этапыстановленияновойшколы:

1. Моральноеправо. Педагогупроцессобучения, становления, накоплениядаетИМПУЛЬС - этоначало!

2. Единомышленники. Поиск, подбор, созданиеатмосферы, вкоторойвозможнообщениедляреализацииидеи.

3. Существованиевнастоящем. Отработкаэлементов, программ, умений: общениесдетьмиивзрослымивлюбыхгруппах, объединениях.

4. Родители. Работасродителями - единомышленникамипоотношениюкдетям: беседы, консультации, практическиезанятия. Организациятакихродителей - время!

5. Поиск. Отродителейпоступаетзаказонеобходимостисозданияшколы, садаипр. Совместныйпоискходов, возможностейсозданияшколы. Реализацияидейвпрограмму.

6. Финансы. Финансоваяпроработкасовместносродителямисуществованияшколы. Поисквариантов, связьсвозможнымипартнерами - финансистами, заинтересованнымилицами. Составлениесметы, штатногорасписания…

7. Деятельность. Наборвклассы. Занятия, учебныйпроцесс, процессуправления. Объединениеродителей, педагогов, учредителей, попечителей, спонсоров…

8. Просветительскаяработа - созданиестатусаизаинтересованностивокружающемсоциуме. Встречисзаинтересованнымилицами. Привлечениетворческихлюдейксотрудничеству.

9. Связь. Контактысединомышленникамивгороде, регионе, республике, иностраннымиколлегамииобъединениями. Созданиеиобеспечениеработышколы (юридическое, финансовое, организационное).

10. Забота. ОбеспечениеребенканалюбомэтапеуходаизшколыГАРАНТИЕЙвключениявсоциальнуюситуацию. Лечебнаяпедагогика. Программыдополнительногообразования.

11. Преемственность. Созданиеситуациизаинтересованностиивоспроизведениесистемызасчетоткрытыхлекций, встреч, ярмарок, праздников, спец. семинаров, курсовипр.

12. Моральнаяответственность. Осознаниенеобходимостижитьсогласноморальнымчеловеческимзаконам, следоватьэтомувволении, чувствовании, мышлении.

Часть: ПЕДАГОГИКАЛЮБВИ

(возрастподростка)

Периодразвитияребенкапоследостиженияполовойзрелости. Наэтомжизненномэтапесновапроисходитрешающееизменениевдушевнойжизниподростка. Воляичувствакакдушевныеспособностидонекоторойстепениужесформировалисьинуждаютсятеперьвруководстверассудка. Родителииучителявизвестномсмысле“освобождаютсяотзабот”. Подаютлионипримерсвоимповедениемилиявляютсялиавторитетом, теперьнеимеетрешающегозначения. Ведьмолодойчеловекотнынесознательноотходитотмногогоиищетсобственныйпуть. Самостоятельноемышление, развивающеесявнем, помогаетемуотмежеватьсяотнеприятныхсобытий. Онтеперьпереживаетихнестольнепосредственноитемболеенеподражаетим, какраньше.

Затоможетчасамидебатировать, философствоватьинаскучныхурокахизанятияхобдумыватьсвоисобственные, интересующиеегомысли. Многохорошихзамыслов, стиховирисунковвозниклоименновтакиечасы! Этонечтосовсеминое, чемунылаяписанинаикарябаньенапарте, каквпрежниегоды. Задачапедагогикитеперь - овладетьэтойновойситуацией, организуяурокитак, чтобыониразностороннестимулировалимышление: коллективучителейспециалистов, профессионаловсвоегоделавыполняетэтузадачу.

Нахудожественныхзанятияхтеперьглавное - отработкаопределенныхтехническихприемов: черно-белыйрисунок, акварель, лепка, изготовлениемелкоймебелиипроч., т.е. впервуюочередьучастиеиндивидуальногосознания. Здесьоченьважно, чтобыучительвоспринималученикакакнезависимогособеседникаипобуждалегосамостоятельнодокапыватьсядосутидела. Человеческаясвободапрочноукореняетсявспособностисамостоятельномыслить.

МихаэльБауэрсказалтакобискусствевоспитания: “Воспитательможеттолькопобуждать, ободрять, приглашатькответу, нонивкоемслучаенесоздаватьсаминепринуждать. Многиевоспитательныемерыценнытем, чтоустраняютпрепятствияиосвещаютпуть. Есливоспитательпреуспеетлишьвэтом, оннедолженуспокаиваться. Онможетиспытатьудовлетворение, толькоесливдушеребенкаобразуетсякакбывторойвоспитатель, которыйсделаетпервогоненужным”.

Времяперемен

Когдаребенокдостигаетвозрастаполовойзрелости, товместесегофизиологическойпеременойсовершенноменяетсяегоотношениекмирувнешнихчувств. Наступаетмомент, когдавчеловекепробуждается“дух”. Вэтотпериодподростоквовсякойчеловеческойречипреждевсеговоспринимаетэлементразума, логики; ихонистремитьсяпонять.

Теперьмыможемужеснекоторымуспехомобращатьсякегоинтеллектукаксредствувоспитанияиобучения. Нокрайневажнонеделатьэтогопреждевременно - сознательноилибессознательно.

Еслимыпредлагаемребенкутолькоумственно-логическоеобучение, онначинаетскучать. Онусваиваетто, чтомыдаемемувстрогологическойформе, ноеслимызаставимегошагзашагомследоватьзанашимирассуждениями, тоонутомляется.

Мыдолжнычувствовать, чтодаемподросткунечтоживое, то, чтоможетвместеснимразвиватьсяисозревать. То, чтопроникаетвсознаниеребенка, остаетсяскрытымвневидимыхглубинахегодушиипозднеевыходитнаповерхность.

Все, чтомысообщаемребенку, должнобытьполножизни, чтобырастивместесним. Постоянноноситьвсебеживойобразсуществаребенка, занововоссоздаватьегокаждыйгод, - нет, каждуюнеделю - вотчтосоставляетдуховнуюосновувоспитания.

Рождениечеловека

Снаступлениемполовойзрелостидушевноетелоребенкастановитсясамостоятельным. То, чтовтечениивторогосемилетиябыловосприняточеловекомкаксвоегородамузыкамироздания, продолжаетвнемсвоеразвитие. Все, полученноевобразах, все, чтосталоживыммузыкально-пластическимдостояниемдуши, усваиваетсятеперьинтеллектом. Нотеперьчеловеквоспринимаетнето, чтоемубылонавязановинтеллектуалистическойформе, ато, чтоонсамвсебевзрастилсовершенноинымпутем.

Еслипредшествующееразвитиебылоздоровым, оноподготовилоглавное, чемчеловекдолженобладатьпосленаступленияпубертета - способностисамостоятельнопонятьужевоспринятоепрежде. Все, когда-тоусвоенноевобразах, теперьизживоговнутреннегоисточникапринимаетвсебяразум. Обретяинтеллект, человеквглядываетсявсамогосебя. Это - постижениечеловеческогосуществавсамомсебеичерезсамогосебя. Онприходиткправильномувнутреннемупереживаниюсвободы. Подлиннаясвободаявляетсявнутреннимпереживанием. Нодляэтогопедагогдолженвложитьвребенканечто, кчемуегосущество (котороедляпедагогаостаетсянеприкосновенным) впоследствиипочувствуетвлечение, счемоновнутреннесоединиться.

Воспитываявчеловекевсе, чтонеявляетсяегособственным, япредоставляюегособственномусамомупринятьто, чтоядалкаквоспитатель. Такимобразом, янепозволяюсебегрубовмешиватьсявразвитиечеловеческойличности, нояподготовляюпочвудляееразвития, котороедолжноначатьсявместеснаступлениемполовойзрелости. Еслияинтеллектуалистическоеразвитиеначинаюраньше, ясовершаюнасилиенадним, ягрубовторгаюсьвеголичность.

Долг

Ввозрастемеждусменойзубовинаступлениемполовойзрелостивчеловекеразвиваетсяспособностьиспытыватьудовлетворениеотморальногоиотвергатьаморальноечерезздоровоечувствопочитанияавторитетувзрослого.

Вследующуюэпохуегожизнимы, непринуждаяегонапрямую, делаемтак, чтобыонсам - хочетонтогоилинет - пережилмогуществологики.

Вэтовремядолгдолженстатьнашейвнутреннейсклонностью, когдавсяморальрождаетсяизчисточеловеческогоначала. Долгпроистекаетизисточникадобройволичеловека. Деятельностьсовременногопедагога, понимающегозадачусвоейэпохи - этостремлениеспомощьювоспитанияипреподаванияпомочьчеловекуобрестичеловеческоеотношениексамомусебеикистиннымпотребностямнашейкультуры.

Подростокчувствуетимпульс: тыдолженделатьто, чтонравитсятебекакдобро; тыдолженотказатьсяоттого, чтотебененравится. Тогдаизсодержимогоеголичностирождаютсяморальныепринципы; тогдавозрождается, уженадуховномуровне, возвышеннаясамоотдачамиру. Тасамоотдача, котораябылаприроднойвпервомсемилетииидушевной - вовторомсемилетииегожизни. Моральное, нравственноечувствоиморальныеимпульсыволистановятсятеперьтем, чтонаправляетегопоступкитак, какбудтоэтотморальныйимпульснаходитсявнемсамом. Такойдолг - истинен! Это - сутьоткровенияеголичности, анечто-тонавязанноеизвне.

Есливоспитаниебылоправильным, последостиженияполовойзрелостиизглубинчеловеческойприродывсевозрождаетсяирождаетсясоответствующимсамомусуществучеловека. Ноподростокбудетлишенпереживаниятакоговозрождения, еслипедагогнезаботилсяотом, чтобызакладыватьвребенкато, чтототсмогбыпонятьлишьвпоследствии.

Смыслжизни

Длядетейэтоговозрастаруководящимметодомдолженбытьметодоткровенныхбесед. Нодляэтогонеобходимо, чтобыпедагогиобладалисвободойвзглядов, безпредвзятыхмнений, безпредубеждений.

Ивторое: онидолжныиметьмировоззрениенамир, концепциюмира. Надо, чтобыпедагогмогвнутренне, передсамимсобой, поставитьвопросыосмыслежизни, озадачахицеляхчеловечества, оценностипрошлыхкультур, означениисовременнойэпохиитомуподобноеи - ответитьнаних. Иответыэтидолжнынепростовертетьсявголове, онидолжныбытьусвоенысердцем, т.к. именносердцеподсказываетнамспособыобращениясмолодежью.

ЧеловекпоставленлицомклицусзагадкамиВселеннойиищетихразрешения. Случается, ондумает, чторазгадканайденаинаходитсявопределеннойкниге, вполнезаконченной, отредактированной. Ноподумайте, еслибыводинпрекрасныйденьбыланайденаэтаразгадка, инашелсячеловек, написавшийобэтомкнигу, чтооставалосьбыделатьтем, ктопридетвмирпосленего? Всесталобыужасноскучным. Навсякийвопросдостаточнобылобызаучитьнаизустьготовыйответ. Те, ктодумает, чтомирсталбывтакомслучаесмертельноскучным, вполнеправы. Еслибысуществовалакнига, содержащаяданныйразинавсегдаответнавсезагадкиВселенной, ответ, доступныйвсем, - чтоженамосталосьделатьвэтоммире?

Нет, поправдеговоря, должнысуществоватьвмиререшения, которыемыможемнайтинеиначекаксобственнымтрудом, ценойсобственныхусилий. Узнатьсмыслжизни - какойможетбытьнаэтотвопрособщийиокончательныйответ?

Егонаходиттот, ктоищет, нодляэтогонадоуметьправильноставитьвопросы. Мирставитпереднамимножествопроблем: этовопросы, касающиесянашихсудеб, нашегоповедениясредилюдей…

Какиежеответыможнодействительнодатьнавсеэтизагадкичеловеческойжизни? Единственныйответ - самчеловек. Мирзадаетвопросы - вчеловекесодержатсяответы. Ибочеловек - этосинтез, итог; ониестьпопреимуществуразгадкавсехзагадокВселенной.

Номыплохознаемчеловека. Здесьвсенадоначинатьзаново. Человек - ответ, нотакой, которыйведетнаскначалу.

Аэтовозвращаетнаскнашейтеме: всякийновыйчеловек - этонов


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.