Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-12-11 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Н а протяжени и всег о X X века исследова теле й Библи и чрезвычайно интересова л вопрос, в какой мер е мы вправе интер претироват ь предани я о прародителя х Израил я в свет е имеющихс я у нас дан ных о различны х событиях, происходив ши х в т о врем я в то й ж е само й местно сти. К конц у XIX века сложилос ь убежде ние, чт о эт и истори и представляю т со бо й либ о чисто й вод ы вымысел, либ о смутны е воспоминани я о судьб е племе ни, возможно, восходящи е даж е к те м временам, когд а почиталис ь боле е древни е божества. Эт и воспоминани я персонифицировалис ь и превратилис ь в повест ь о судьба х нескольки х члено в племени. В тако м случа е м ы н е вправ е рассматриват ь семейств а Авраама, Исаак а и Иакова (удобств а рад и учены е называю т все х эти х люде й «патриарха ми», хот я сред и них был о и немал о жен
щин) как реальны х люде й — он и лиш ь символ ы те х ил и иных социальны х и ре лигиозны х движений, происходивши х в тысячелетие, предшествовавше е созда ни ю Израил я как нации.
Однак о в XX веке постепенн о стано вилос ь все очевиднее, чт о дел о обстои т н е та к у ж просто. Накопилос ь достаточн о сведени й о жизн и люде й в это м регион е в перио д Среднег о бронзовог о век а (2000—1500 гг.), и обнаружилось, чт о — оставля я в сторон е детал и эти х истори й
— в цело м он и точн о отражаю т и обра з жизни, и различны е вид ы деятельности, присущи е народам, живши м в т у пор у в это й местности. Старинны е документы, найденны е пр и раскопка х Мар и и Нузи, обратил и внимани е учены х н а то т факт, чт о именн о в это т перио д народы, имев ши е з а спино й уж е долги й опы т цивили зованно й жизни, внезапн о обнаружил и вкус к культурном у обновлени ю и твор ческом у переустройств у своег о уклада. К середин е XX века все больше е числ о учены х приходил и к выводу, чт о преда -
|
СОЗДАНИЕ НАЦИИ
кочевой обра з жи з ни, передвигаясь с места на место, чтобы найти хо рош ие пастбищ а для скота и вдоволь еды для членов семьи. Только та ким способом и могли приш ельцы обосноваться в стране, где лучш ие участки зем ли уже бы ли распределены между зе м ледельца м и ил и пош ли под городскую застройку. Этим же объясняется, почему пред ки евреев кочевали преимущ ественно по югу страны, к северо-вос току от М ертвог о моря: хотя почва здесь была отню дь не самая уро ж айная, в этих местах хватало пастбищ и почти не было коренног о населения. Когда скот съедал всю траву, кочевое племя отправлялось либ о в оазис, например, в Беэр-Ш ебу, либ о в город — С илом ил и Хеврон. Эта область принадлежал а земледельцам-ханаанцам, но он и
ния о патриарха х отражал и действитель ные событи я и з жизн и реальны х людей. Оди н и з ведущи х исследователе й Биб ли и тог о периода, Джо н Брайт, утверж дал: «Мы може м с полно й уверенность ю заявить, чт о Авраам, Исаак и Иако в был и реальным и историческим и лицами... Он и участвовал и в миграция х полукоче вых племен, в результат е которы х в Па лестин е н а рубеж е второг о тысячелети я д о н.э. появилос ь ново е население». Од нако дальнейши е исследовани я привел и к тому, чт о сегодн я уж е мал о кт о отва житс я н а стол ь решительно е утвержде ние; м ы понимае м теперь, чт о это т во про с горазд о боле е сложен, че м каза лос ь первоначально. Однак о различны е данные, привлекавшиес я в качеств е сви детельств а реальног о существовани я патриархов, н е утратил и свое й ценно сти, и нам имее т смыс л рассмотрет ь и х сейчас, хот я и придетс я дале е поместит ь их в боле е широки й контекст.
|
Имен а
В о многи х древни х документа х м ы нахо ди м имена, схожи е с именам и Авраама, Исаака, Иаков а и т.д., которы е пользова лис ь особо й популярность ю сред и амо - ритян, живши х в различны х областя х Северно й Месопотами и окол о 2000 г. д о н.э. Други е известны е нам п о книг е Быти я имен а — Фарра, Нахор, Венья - мин, Левит, Измаи л — такж е был и широ ко распространены, хот я иногд а в каче ств е н е личны х имен, а географически х названий. Разумеется, все упоминани я эти х име н з а пределам и Библи и н е име ют отношени я к конкретны м людям, на званны м в Ветхо м Завет е предкам и Израиля. Однак о подобны е совпадени я подтверждают, чт о таки е имен а был и в ход у в о второ м тысячелети и д о н.э.
Обр а з жизн и
Повест ь о Синух е описывае т жизн ь вож д я кочевников окол о 1900 г.дон.э., кото рая весьм а напоминае т уклад, запечат ленны й в рассказа х о семейств е Авраа -
53
позволяли кочевника м пасти свои стада на полях после сбора урожая. О днако это было не сли ш ко м надежное подспорье, и, как многие дру гие кочевник и того врем ени, в голодную пору Авраам и Сарра доби рались даже до Египта (см. Бытие 12:10-20).
Первое исповедание веры
Хотя историческа я достоверност ь чрезвы чайно интересует современ ных читателей Ветхого Завета, не в этом заключается основна я задача книг и Бы тия. Все книг и Библии так или иначе сосредоточены на Боге, на израильском Господе Яхве, и весь сборник был выстроен в свете той концепции, которую позднейш ие пророки признал и основой своей
ма. Это т вождь, как и Авраа м (см. Быти е времени, хот я опят ь ж е невозможн о со - 14:1-16), принимае т участи е в войн е поставит ь союзнико в ил и противнико в межд у местным и царями. Имен а царей, Авраам а с персонажами, упомянутым и в приведенны е в ветхозаветно м повество - други х источниках. М ы располагаем, од - вании, вполн е обычн ы дл я люде й тог о нако, множество м данных, указываю
щих, чт о кочево й обра з жизн и и связанны е с ни м обычаи, описанны е в кни г е Бытия, вполн е соответ ствую т тому, чт о на м из вестн о о различны х аспек та х жизн и люде й в начал е второг о тысячелети я д о н.э. В особенност и наход ки в раскопка х Мар и сви детельствую т о том, чт о в т у пор у многи е племен а свободн о перемещалис ь с мест а на место, череду я в зависимост и о т обстоя тельст в кочево й и осед лы й обра з жизни. Кочев ник и поддерживал и по стоянны е отношени я с тем и людьми, кт о уж е ста -
|
54
веры. Бо г — глав ны й герой всех этих ранни х рассказов. Авраам и Сарра ушли из Харрана не по политическим или эконо мическим со ображениям, а в силу своих отнош ений с Господом. И это не уникаль ный случай — то же самое происходило и с их потомками, в особенно сти с их сыном И сааком й внуком И аково м.
Ц ентральн ый сюжет ветхозаветног о повествования рассказывает о том, как опыт личных отнош ени й с Богом стал основой выживания всей нации И зраиля, из поколения в поколение. Н о здесь проводится четкое разграничение между Яхве, Богом, на К оторог о была впослед ствии обращ ена вера И зраиля, и религией предков. О дин более позд ни й текст указывает, что тогда ещ е лю ди не знали Яхве, а почитали бо-
бильн о жи л в город е ил и деревне, он и нуждалис ь дру г в друге, обмениваяс ь то варам и и услугами. И т е и други е из о все х си л сопротивлялис ь попытка м больши х городов-государст в распро странит ь н а них сво ю власт ь ил и полити ческо е влияние. Вс е эт о нашл о отраже ни е в сюжета х книг и Бытия. Предк и Израил я обычн о разбивал и сво й ста н поблизост и о т небольши х поселени й (см. Быти е 12:6-9; 13:12-18; 33:18-20),
иногд а задерживалис ь та м достаточн о долго, чтоб ы н а какое-т о время превра титьс я в земледельце в (см. 26:12), а в пор у остро й нужд ы могл и даж е н а какое- т о врем я перебратьс я в горо д (см. 12:10- 20; 20:1-18; 26:6-11). Некоторы е учены е полагают, что, согласн о эти м предани ям, кочевник и блуждал и в местности, гд е в боле е поздню ю эпох у они н е могл и б ы найт и даж е временног о пристанища. И эт а подробност ь ветхозаветног о пове ствовани я кажетс я ещ е одни м свиде тельство м в польз у ег о историческо й до стоверности.
Обыч а и
Социальны е и правовы е нормы этог о пе риод а зачасту ю отличаютс я о т обычае в позднег о Израиля. Например, закон, из ложенны й в книг е Левит а 18:18, запре щае т мужчин е брат ь в жен ы дву х сестер, как эт о сдела л Иако в (см. Быти е 29:15- 30); Авраа м бы л жена т на свое й сводно й сестр е Сарр е (см. Быти е 20:12), н о позд не е и н а эт о тож е бы л наложе н запре т (см. Леви т 18:9,11; 20:17; Второзакони е 27:22). Са м факт, чт о подобны е отклоне ни я о т норм ы был и сохранен ы в пове ствовани и о прежни х временах, показы вает, чт о люди, записывавши е эт и ис тории, н е пыталис ь подогнат ь и х по д обыча и свое й эпохи, а передавал и аутентичну ю традици ю в то м виде, в ка ком сам и е е получили.
Сложившеес я у нас впечатлени е мо гу т подтвердит ь некоторы е юридически е документы, обнаруженны е в Нузи. В них описан ы обычаи, которы е могу т пояс нит ь ил и проиллюстрироват ь оставав шиес я недостаточн о понятным и момен -
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!