Был и л и Авраам , Сарра и члены их семьи реальным и людьми? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Был и л и Авраам , Сарра и члены их семьи реальным и людьми?

2021-12-11 29
Был и л и Авраам , Сарра и члены их семьи реальным и людьми? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Н а протяжени и всег о X X века исследова ­ теле й Библи и чрезвычайно интересова л вопрос, в какой мер е мы вправе интер ­ претироват ь предани я о прародителя х Израил я в свет е имеющихс я у нас  дан ­ ных о различны х  событиях, происходив ­ ши х в т о врем я в то й  ж е  само й  местно ­ сти. К конц у XIX века сложилос ь убежде ­ ние, чт о эт и  истори и  представляю т  со ­ бо й либ о чисто й вод ы вымысел, либ о смутны е воспоминани я о  судьб е  племе ­ ни, возможно, восходящи е даж е к те м временам, когд а почиталис ь боле е древни е божества. Эт и воспоминани я персонифицировалис ь и превратилис ь в повест ь о судьба х нескольки х члено в племени. В тако м случа е м ы н е вправ е рассматриват ь семейств а  Авраама, Исаак а и Иакова (удобств а рад и учены е называю т все х эти х люде й «патриарха ­ ми», хот я  сред и  них был о  и  немал о жен ­


 

щин) как реальны х люде й — он и лиш ь символ ы те х ил и иных социальны х и ре ­ лигиозны х движений, происходивши х в тысячелетие, предшествовавше е созда ­ ни ю  Израил я  как  нации.

Однак о в XX веке постепенн о стано ­ вилос ь все очевиднее, чт о дел о обстои т н е та к у ж просто. Накопилос ь достаточн о сведени й о  жизн и люде й в это м регион е в перио д Среднег о бронзовог о век а (2000—1500 гг.), и обнаружилось, чт о — оставля я в сторон е детал и эти х истори й

—  в  цело м  он и  точн о  отражаю т  и  обра з жизни,  и  различны е  вид ы деятельности, присущи е  народам,  живши м  в  т у  пор у  в это й  местности.  Старинны е  документы, найденны е  пр и  раскопка х  Мар и  и  Нузи, обратил и  внимани е  учены х  н а  то т  факт, чт о  именн о  в  это т  перио д  народы,  имев ­ ши е  з а  спино й  уж е долги й  опы т  цивили ­ зованно й  жизни,  внезапн о  обнаружил и вкус  к  культурном у  обновлени ю  и  твор ­ ческом у  переустройств у  своег о  уклада. К  середин е  XX  века  все  больше е  числ о учены х  приходил и  к  выводу,  чт о  преда -


 

 

СОЗДАНИЕ НАЦИИ

 

кочевой обра з жи з ни, передвигаясь с места на место,  чтобы  найти  хо­ рош ие пастбищ а для скота и вдоволь еды для членов семьи. Только та­ ким способом и могли приш ельцы обосноваться в стране, где лучш ие участки  зем ли  уже  бы ли  распределены  между  зе м ледельца м и  ил и пош ли под городскую застройку. Этим же объясняется, почему пред­ ки евреев кочевали преимущ ественно по югу страны, к северо-вос­ току  от  М ертвог о  моря:  хотя  почва  здесь  была  отню дь  не  самая  уро­ ж айная, в этих местах хватало пастбищ и почти не было коренног о населения. Когда скот съедал всю траву, кочевое племя отправлялось либ о в оазис, например, в Беэр-Ш ебу, либ о в город — С илом ил и Хеврон.  Эта  область  принадлежал а  земледельцам-ханаанцам,  но  он и

 

 


ния о патриарха х отражал и действитель ­ ные событи я и з жизн и реальны х людей. Оди н и з ведущи х исследователе й  Биб ­ ли и тог о периода, Джо н Брайт, утверж ­ дал: «Мы може м с полно й уверенность ю заявить, чт о Авраам, Исаак и Иако в был и реальным и  историческим и  лицами... Он и участвовал и в миграция х полукоче ­ вых племен, в результат е которы х в Па ­ лестин е н а  рубеж е  второг о тысячелети я д о н.э. появилос ь ново е население». Од ­ нако дальнейши е  исследовани я  привел и к тому, чт о сегодн я уж е мал о кт о отва ­ житс я н а стол ь решительно е утвержде ­ ние; м ы понимае м теперь, чт о  это т  во ­ про с горазд о боле е сложен, че м каза ­ лос ь первоначально. Однак о различны е данные, привлекавшиес я в качеств е сви ­ детельств а реальног о существовани я патриархов, н е утратил и свое й ценно ­ сти, и нам имее т смыс л рассмотрет ь и х сейчас, хот я и придетс я дале е поместит ь их в боле е широки й  контекст.


Имен а

В о многи х древни х документа х м ы  нахо ­ ди м имена, схожи е с именам и Авраама, Исаака, Иаков а и т.д., которы е пользова ­ лис ь особо й популярность ю сред и амо - ритян, живши х в различны х областя х Северно й Месопотами и окол о 2000 г. д о н.э.  Други е  известны е  нам  п о книг е Быти я имен а —  Фарра,  Нахор,  Венья - мин, Левит, Измаи л — такж е был и широ ­ ко распространены, хот я иногд а  в  каче­ ств е н е личны х имен, а географически х названий. Разумеется, все  упоминани я эти х име н з а пределам и  Библи и  н е  име ­ ют отношени я к конкретны м людям, на­ званны м в Ветхо м Завет е предкам и Израиля. Однак о подобны е совпадени я подтверждают, чт о таки е имен а был и в ход у в о второ м тысячелети и д о н.э.

 

 

Обр а з  жизн и

Повест ь о  Синух е  описывае т жизн ь  вож­ д я кочевников окол о 1900 г.дон.э.,  кото ­ рая весьм а напоминае т уклад, запечат ­ ленны й  в  рассказа х  о  семейств е  Авраа -

 

 

53


 

 

позволяли кочевника м пасти свои стада на полях после сбора урожая. О днако это было не сли ш ко м надежное подспорье, и, как многие дру­ гие кочевник и того врем ени, в голодную пору Авраам и Сарра доби­ рались даже до Египта (см. Бытие 12:10-20).

 

Первое исповедание веры

Хотя историческа я достоверност ь чрезвы чайно интересует современ­ ных читателей Ветхого Завета, не в этом заключается основна я задача книг и Бы тия. Все книг и Библии так или иначе сосредоточены на Боге, на израильском Господе Яхве, и весь сборник был выстроен в свете той концепции, которую позднейш ие пророки признал и основой своей

 

ма. Это т вождь, как и Авраа м (см. Быти е времени, хот я опят ь ж е невозможн о со - 14:1-16),  принимае т  участи е  в  войн е  поставит ь  союзнико в  ил и  противнико в межд у местным и царями. Имен а царей, Авраам а с персонажами, упомянутым и в приведенны е в ветхозаветно м повество - други х источниках. М ы располагаем, од - вании,  вполн е обычн ы дл я люде й тог о  нако, множество м  данных,  указываю ­

щих,  чт о  кочево й  обра з жизн и и связанны е  с  ни м обычаи,  описанны е  в  кни ­ г е  Бытия,  вполн е соответ ­ ствую т  тому,  чт о  на м  из ­ вестн о  о  различны х  аспек ­ та х жизн и  люде й  в  начал е второг о  тысячелети я  д о н.э.  В  особенност и  наход ­ ки  в  раскопка х  Мар и  сви ­ детельствую т о том, чт о в т у  пор у  многи е  племен а свободн о  перемещалис ь  с мест а на  место,  череду я  в зависимост и  о т  обстоя ­ тельст в  кочево й  и  осед ­ лы й  обра з  жизни.  Кочев ­ ник и  поддерживал и  по ­ стоянны е отношени я  с тем и людьми,  кт о уж е ста -

 

 

54


 

веры. Бо г — глав ны й герой всех этих ранни х рассказов. Авраам  и Сарра ушли из Харрана не по политическим или эконо мическим со­ ображениям, а в силу своих отнош ений с Господом. И это не уникаль­ ный случай — то же самое происходило и с их потомками, в особенно­ сти с их сыном И сааком й внуком И аково м.

Ц ентральн ый сюжет ветхозаветног о повествования рассказывает о том, как опыт личных отнош ени й с Богом стал основой выживания всей нации И зраиля, из поколения в поколение. Н о здесь проводится четкое разграничение между Яхве, Богом, на К оторог о была впослед­ ствии обращ ена вера И зраиля, и религией предков. О дин более позд­ ни й текст указывает,  что тогда ещ е лю ди не  знали Яхве,  а  почитали  бо-

 

 


бильн о жи л в город е ил и деревне, он и нуждалис ь дру г в друге, обмениваяс ь то ­ варам и и услугами. И т е и други е из о все х си л сопротивлялис ь попытка м больши х городов-государст в распро ­ странит ь н а них сво ю власт ь ил и полити ­ ческо е влияние. Вс е эт о нашл о отраже ­ ни е в сюжета х книг и Бытия. Предк и Израил я обычн о разбивал и сво й ста н поблизост и о т небольши х поселени й (см.  Быти е  12:6-9;  13:12-18;  33:18-20),

иногд а задерживалис ь та м достаточн о долго, чтоб ы н а какое-т о время превра ­ титьс я в земледельце в (см. 26:12),  а  в пор у остро й  нужд ы  могл и даж е н а какое- т о врем я перебратьс я в горо д (см. 12:10- 20; 20:1-18; 26:6-11). Некоторы е учены е полагают, что, согласн о  эти м  предани ­ ям,  кочевник и  блуждал и  в  местности, гд е в боле е  поздню ю эпох у они  н е могл и б ы  найт и  даж е  временног о  пристанища. И эт а подробност ь ветхозаветног о пове ­ ствовани я кажетс я ещ е одни м свиде ­ тельство м в польз у ег о историческо й до ­ стоверности.


Обыч а и

Социальны е и правовы е нормы этог о пе ­ риод а зачасту ю отличаютс я о т обычае в позднег о Израиля. Например, закон, из ­ ложенны й в книг е Левит а 18:18, запре ­ щае т мужчин е брат ь в жен ы дву х сестер, как эт о сдела л Иако в  (см.  Быти е  29:15- 30); Авраа м бы л жена т на свое й сводно й сестр е Сарр е (см. Быти е  20:12),  н о  позд ­ не е и н а эт о тож е  бы л  наложе н  запре т (см. Леви т 18:9,11; 20:17; Второзакони е 27:22). Са м факт, чт о подобны е отклоне ­ ни я о т норм ы был и сохранен ы в пове ­ ствовани и о прежни х временах, показы ­ вает, чт о люди, записывавши е эт и ис ­ тории, н е пыталис ь подогнат ь и х по д обыча и свое й эпохи, а передавал и аутентичну ю традици ю в то м виде, в  ка­ ком сам и е е получили.

Сложившеес я у нас  впечатлени е  мо ­ гу т подтвердит ь некоторы е юридически е документы, обнаруженны е в Нузи. В них описан ы обычаи,  которы е  могу т  пояс ­ нит ь ил и проиллюстрироват ь оставав ­ шиес я  недостаточн о  понятным и  момен -


 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.