ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-308 («Сёмга») — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-308 («Сёмга»)

2021-12-11 17
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-308 («Сёмга») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подводная лодка типа Щ V-бис серии. Построена на заводе «Красное Сормово» в городе Горький и вступила в строй 14 ноября 1935 года.

 

Входила в состав Отдельного Учебного дивизиона подводных лодок

(Ораниенбаум). Командовал лодкой капитан-лейтенант Маркелов А.Ф.

19 июля 1941 г. перешла в Таллин, на следующий день - в бухту Трийги (остров Эзель). 21 июля, лодка вышла в боевой поход.  Командир получил приказ занять боевую позицию и действовать в районе Норчёпингской бухты.

Прибыв а позицию, Маркелов имел неоднократную возможность атаковать обнаруживаемые цели, однако неуверенность в своих возможностях и опасения подвергнуться ответным действиям противника сковали волю командира. По возвращении в базу и командир, и комиссар лодки за пассивность в борьбе с врагом были преданы суду. Тем не менее Маркелов оставался командиром Щ-308 до 17 октября 1941 года, когда его сменил капитан-лейтенант И.В.Автономов.

Ночью 19 июня  Щ-308 перешла из Ленинграда в Кронштадт, а а днём 24 июня прибыла на рейд Лавенсари,. имея приказ действовать в районе банки Штольпе, командир лодки, И.В. Автомонов, не проявил должной требовательности при подготовке к боевому походу, в результате. чего на переходе к острову о. Лавенсари, выявилась неисправность кормовых горизонтальных рулей и значительная отрицательная плавучесть - свидетельство недостаточной компетенции командира БЧ-5.

30 июня лодку возвратили в Кронштадт. Там произошла замена части комсостава лодки. Командиром Щ-302 стал Лев Николаевич Костылев.

15 сентября лодка снова покинула Кронштадт и в сопровождении эскорта (5 бтщ и 2 МО) перешла к острову Лавенсари.

 

                                                                               

 

 

Капитан 3 ранга

КОСТЫЛЕВ Лев Николаевич

Командир подводной лодки Щ-308

(с 29 июля 1942 года)

 

 

19 сентября Костылев повёл свою лодку в устье Финского залива и утром 22.9 доложил прибытии на позицию. Вечером 28 сентября командование бригады запрос лодку о её действиях.  Ночью 29 сентября Костылев ответил на запрос

 и попросил разрешения сменить позицию на более «урожайную» и перейти от острова Утё к мысу Ристна (остров Даго).

Ночью 20 октября в 1 ч 22 мин. Костылев сообщил о потоплении трёх транспортов за время похода и попросил разрешение возвратиться в базу.

В тот же день, в 23 ч. 5 мин. в разрешающей радиограмме Костылеву были даны рекомендованные курсы возвращения. С этого момента связи с лодкой больше не было и в базу она не вернулась.

Остаётся предполагать, что подводная лодка Щ-308 подорвалась на одном из минных заграждений финского противника при возвращении в базу.

 

Щ-304 «КОМСОМОЛЕЦ».

Подводная лодка типа Щ 111 серии бортовой номер Щ-304 была первым подводным кораблём из многих последующих, построенных на заводе «Красное Сормово» в День Красной Армии и Военно-Морского Флота в присутствии Наркома Обороны Ворошилова, секретаря ЦК Комсомола Косарева и поэта Маяковского, который комментировал событие стихами:

                                  Пугая вражьи корабли

                                  Гудком раскройте глотку

                                  На комсомольские рубли

                                  Мы выстроим подлодку!

Действительно, средства на постройку лодки в порядке шефства собрали комсомольцы - шефы флота по призыву ЦК ВЛКСМ.

 

Начало Великой Отечественной войны «Комсомолец» встретил в стадии завершения капитального ремонта на Кронштадтском Морском заводе и участия в боевых действиях 1941 года не принимал.

Вечером 12 июня Щ-304 вышла с Лавенсари, чтобы действовать на линии Таллин – Хельсинки. 14 июня «Комсомолец», благополучно миновав минные заграждения севернее мыса Юминда-нина прибыла на позицию. 15 июня был обнаружен и атакован транспорт. Послышались взрывы, на лодке решили, что цель уничтожена. Однако, когда лодка подвсплыла, командир в перископ обнаружил, что цель невредима. Ретивый кавалерист Яков Павлович приказал всплыть и комендорам открыть огонь из единственной 45-мм пушки. Вот напугал!  Оказалось что цель - вовсе не безобидный транспорт,  а хорошо вооруженная плавбаза тральщиков « MRS-12 », которая ответила покруче - огнём четырёх 105-мм орудий и Афанасьеву пришлось уклоняться срочным погружением.

 

 

 

       Слева направо: комиссар Щ-304 ст. политрук Быко-Янко В.С.

       Командир Щ-304 капитан 3 ранга Афанасьев Я.П.,

       п омощник командира капитан-лейтенант Силин В.А.

После этого лодка почти непрерывно подвергалась атакам глубинными бомбами катеров, кораблей и самолётов. На неё силами противолодочной обороны противника было сброшено около 150 глубинных бомб, более 20 раз она прорывалась через частоколы минрепов на минных заграждениях. Проводя большую часть времени под водой, была атакована 7 раз с воздуха. Береговые батареи выпустили по лодке около 100 снарядов.

28 июня Щ-304 прибыла на Лавенсари,  а затем перешла в Ленинград. За этот поход экипаж «Комсомольца» был награждён орденами и медалями.

29 октября «Комсомолец», покинул рейд на Лавенсари и вышел

к восточной оконечности о. Готланд  для боевых действий против судоходства противника. С момента расставания с эскортом Афанасьев больше на связь не выходил и в базу его подводная лодка не вернулась.

Были косвенные свидетельства о действиях Щ-304. По сообщениям финских и шведских СМИ о безуспешных торпедных атаках: 13 ноября финского минного заградителя «Руонсилсалми». С него  была замечена торпеда, которая прошла под килем корабля. О потоплении 17 ноября транспорта «Гинденбург» (7 888 брт). О повреждении другого транспорта. О гибели в начале декабря ещё нескольких судов.

 

В 2000 году корпус Щ-304 был обнаружен на дне залива восточнее маяка Юссаре в северной части немецкого заграждения «Насхорн». Корпус её лежит на дне с большим (35-40 градусов) дифферентом на корму, которая погружена в донный ил. Носовая часть, включая рубку и центральный пост, сохранилась. Форштевень возвышается над грунтом на 10 метров. Корма ушла в грунт. Перископы убраны. Верхний люк рубки и в центральный пост - открыты. У нактоуза компаса открыта крышка.

Очевидно, лодка подорвалась на мине кормой во время зарядки аккумуляторов и быстро затонула. На палубе мостика найдены останки верхней вахты. Моряки были пристегнуты поясами к ограждению рубки.

Подводная лодка Комсомолец» рис А. Карелова


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.