Водоизмещение 160 т. (196 т - подводное) один дизель 685 л.с., 13 узлов, две торпеды, одна 45-мм пушка. Дальность плавания 1540 миль, глубина погружения 50 м, экипаж 17 человек. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Водоизмещение 160 т. (196 т - подводное) один дизель 685 л.с., 13 узлов, две торпеды, одна 45-мм пушка. Дальность плавания 1540 миль, глубина погружения 50 м, экипаж 17 человек.

2021-12-11 24
Водоизмещение 160 т. (196 т - подводное) один дизель 685 л.с., 13 узлов, две торпеды, одна 45-мм пушка. Дальность плавания 1540 миль, глубина погружения 50 м, экипаж 17 человек. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

22 июня в 10.30 вышла из Либавы для несения дозора на подходах к базе. В ночь на 26.6 командир лодки капитан-лейтенант Фёдор Антонович Зубков получил приказ оставить позицию дозора и следовать в Усть-Двинск. На следующий день М-81 совместно с кораблями и судами, по приказу Трибуца срочно покидавшими Ригу, перешла из Усть-Двинска в гавань Куйвасту (о.Муху).

В 16.36  1 июля, совершая переход с группой кораблей из Куйвасту в Палдиски, будучи концевой в большой кильватерной колонне кораблей и судов, лодка в 16.36 подорвалась на донной неконтактной мине. Взрывом находившиеся на мостике командир лодки и инженер-механик (командир БЧ-5) Ракитин были сброшены в воду. Их подобрал сторожевой катер. Зубков был мёртв, а Ракитин выжил.

 

ЗУБКОВ Фёдор Антонович

Командир подводной лодки М-81

С февраля 1940 г

 

Взрыв мины разрушил первый и второй отсеки лодки и повредил третий, который быстро заполнился водой. Однако четвёртый, кормовой отсек (электромоторный) не был повреждён.

В нём нёс ходовую вахту у главного электромотора19-летний краснофлотец–электрик Виктор Преображенский. Придя в себя после непродолжительного шока, вызванного взрывом, и убедившись, что он –единственный оставшийся на лодке в живых, и что рассчитывать он может только на собственные силы, Виктор не потерял присутствия духа, а используя знания, полученные в Учебном отряде, и навыки, приобретённые во время тренировок на родной «малютке», приступил к спасению. На его счастье именно в этом отсеке был расположен люк-шлюз, которым Виктор и воспользовался. Он поднялся в шлюз, задраил за собой нижнюю крышку шлюза, подал в шлюз сжатый воздух и сравнял его давление с забортным, после чего открыл верхний люк и вместе с пузырём воздуха всплыл с 20-метровой глубины на поверхность. Там ему снова повезло –подобрал проходивший поблизости катер.

Кессонная болезнь пощадила Виктора и после недолгого лечения он был направлен в морскую пехоту, где сначала стал командиром 45-мм орудия, затем командиром взвода, а позже – политработником. Был дважды тяжело ранен, считали –смертельно, но выжил, продолжал воевать и закончил войну подполковником, в должности заместителя командира полка по политчасти.

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА  М-94

 

М-94 - подводная лодка 12 серии. Построена в Ленинграде на заводе «Судомех» и 12 декабря 1939 года вошла в состав КБФ.

 

203\254 т, один дизель 800 л.с, скоость 14 узлов, глубина погружения -50 м. дальность плавания 3440 миль, 2 торпеды, 1-45 мм пушка. Экипаж 22 чел.

 

 22 июля 1941 года М-94 совместно с подводной лодкой М-98 следовала на запад, на отведенную  ей позицию. Лодки миновали Соэлазунд, и находились уже на траверзе маяка Ристна, когда в корму М-94 угодила торпеда, выпущенная немецкой подводной лодкой U-140. Немецкие лодки прямо-таки «паслись» на выходах из проливов архипелага.  Глубина места была 20 м, длина лодки- 45 м, поэтому, когда затопленная водой отяжелевшая корма лодки достигла дна и упёрлась в него, носовая часть оставалась пока на поверхности. Взрыв торпеды сбросил с мостика находившихся там командира, ст. лейтенанта Дьякова, штурмана Шпаковского и обоих сигнальщиков.

Раненый штурман утонул, остальные поплыли к возвышавшейся над водой носовой части лодки и взобрались на неё. На идущей поблизости М-98 видели случившееся и послали шлюпку, чтобы снять людей.

В сохранившихся носовых отсеках «малютки» находилось восемь уцелевших подводников. Организацию  их спасения взял на себя командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Шиляев. С большим трудом все 8 подводников втиснулись в тесную боевую рубку, после чего они сравняли давление в рубке с забортным открыли верхний рубочный люк и стали по одному подниматься на поверхность моря, до которой было менее 10 м. Спасшихся подобрал и доставил на берег баркас береговой батареи.

Из состава экипажа М-94 погибло 8 человек. 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-11

Подводная лодка С-11 типа С –IX – бис серии.Построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 27 июня 1941 года.

 

 

Водоизмещение 837 \1073 т; 77,7 х 6,4 х 4,0 м; 4000 \1100 л.с, 19,5\9 узлов, 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед. 1-100 и 1 45 мм ор. Глубина погружения- 90 м. экипаж 45 чел.

Через неделю после подписания приёмного акта лодка перешла из Кронштадта в Таллин. Днем 13 июля С-11 вышла в боевой поход. Командир лодки капитан-лейтенант Анатолий Михайлович Середа получил приказ действовать в районе порта Мемель. Старшим на борту был командир 12-го ДПЛ орденоносец капитан 3 ранга И.Ю.Тузов.

 

 

СЕРЕДА Анатолий Михайлович,

командир подводной лодки С-11

(назначен 10 июня 1941 года)

 

Эскорт из двух тральщиков и двух морских охотников вывел лодку через пролив Соэлазунд в точку погружения. Через 20 суток в том же районе эскорт встретил возвратившуюся из похода лодку. Трудный поход с подстерегавшими лодку опасностями остался, позади, экипаж радовался скорому прибытию в Таллин.

 

ТУЗОВ И.Ю. командир

дивизиона подводных лодок

 

 

Все гладились, брились, смеялись

И пела душа моряков,

Но в базе её не дождались –

Причина- коварство врагов»

 

 

Действительно, возвратиться в базу ей было не суждено. Около 6 часов вечера она подорвалась на донной магнитной мине ТМВ, выставленной накануне немецкими торпедными катерами.

Находившихся на мостике моряков, в том числе и командира лодки, взрывам сбросило в воду. Подоспевший к месту трагедии катер эскорта принял их на борт без признаков жизни.

 

Но, как оказалось, при взрыве на «эске» погибли на все. В 6-м и 7-м отсеках осталось в живых 10 человек.

Придя в себя после взрыва, они включили аварийное освещение и осмотрелись в отсеках. 6-й (электромоторный) отсек был повреждён и медленно заполнялся водой через трещины в переборке 5-го отсека. Попытка перейти из 6-го в неповреждённый седьмой (торпедный) отсек не удалась –переборочный люк заклинило.

6 моряков во главе со старшиной команды электриков Милютиным мужественно приняли смерть.

В 7-м отсеке уцелели четыре краснофлотца –Зиновьев, Никишин, Мазнин и Мареев. Последний от потрясения лишился рассудка и был совершенно безучастен, впал в прострацию и вскоре умер. Остальные трое принялись готовить путь к спасению, а он был один – через торпедный аппарат. Выстрелили одну из торпед, затем выпустили на поверхность через опустевший аппарат буй с тонким тросом (буйрепом), и приступили к выходу из отсека, соблюдая при подъёме по буйрепу остановки во избежание кессонной болезни. Все трое благополучно всплыли на поверхность, где их подобрала шлюпка береговой батареи.  

После непродолжительного лечения все трое попали в морскую пехоту. В дальнейшем судьба посчитала, что с этих ребят хватит и щадила их: все трое дожили до Победы.

 

Краснофлотцы ЗИНОВЬЕВ В.В. МАЗНИН А.В. и НИКИШИН Н.В.,

спасшиеся с затонувшей подводной лодки С-11 через торпедный аппарат.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-103

Малая подводная лодка типа «М» ХII серии. Построена в Ленинграде не заводе»Судомех» и 12 октября 1940 года вошла в состав КБФ.

 

 

 

203\254 т, один дизель 800 л.с, скоость 14 узлов, глубина погружения -50 м. дальность плавания 3440 миль, 2 торпеды, 1-45 мм пушка. Экипаж 22 чел.

 

 

Совершила два боевых похода. 

С 8-го по 18 июля лодка под командованием капитан-лейтенанта В.Д Нечкина несла дозор в районе маяка  Ристна. По прибытии в базу Нечкин был назначен командиром средней подводной лодки Щ-302, а малютку М-103 возглавил ст. лейтенант Г.А. Жаворонков.

13 августа командир М-103 получил приказ выйти в разведывательный поход к восточному побережью Швеции.

До 24 августа с лодкой поддерживалась радиосвязь.                                                      Жаворонкову было приказано возвращаться в Таллин самостоятельно, не дожидаясь встречи с эскортом.

После этого лодка на связь больше не выходила и в базу не возвратилась.

В 1999 г. корпус лодки был обнаружен на дне залива в 8 милях севернее острова Вормси.

                                                        

 

                                                                                                                

ЖАВОРОНКОВ.Георгий Александрович,                  

командир подводной лодки М-103               (назначен 31 июля 1941 года) 

                                                                

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-5

Средняя торпедная подводная лодка типа «С» IX-бис серии. Построена на Балтийском заводе и 30 октября 1939 года вошла в состав КБФ

 

Водоизмещение 837 \1073 т; 77,7 х 6,4 х 4,0 м; 4000 \1100 л.с, 19,5\9 узлов, 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед. 1-100 и 1 45 мм ор. Глубина погружения- 90 м. экипаж 45 чел.    

Г.

28 августа, во время прорыва флота из Таллина в Кронштадт в 20.11, следуя в кильватер прямо за кормой крейсера «Киров», подорвалась на мине, Лодка пошла ко дну в течение минуты. Спасти удалось 9 человек, в том числе командира С-5 капитана 3 ранга  А.А.Бащенко и командира 1-й бригады ПЛ капитана 1 ранга Н.П.Египко. Сброшенный с мостика в воду раненый командир 1-го ДПЛ капитан 3 ранга А.К.Аверочкин утонул.

 

 

                

 

   

АВЕРОЧКИН А.А.      БАЩЕНКО.А.А               ЕГИПКО Н.П.                

 


11. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-301 «ЩУКА»

Средняя торпедная подводная лодка типа «Щ» 111 серии

 

 

Водоизмещение 572 т (672-т подводное),  2 х 600 л.с., 11,5 узла, экипаж  35 чел. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533 -мм ТА, 10 торпед, 1-45 мм пушка 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Построена на Балтийском заводе и вступила в строй 11 октября 1933 года. От названия этой первой средней лодки советской постройки все последующие лодки типа «Щ» независимо от названия (или бортового номера) получили нарицательное название «щуки» (например «щука» по имени «Окунь», «Ёрш», «Линь» и т.п.)

Год

10 августа была выведена эскортом точку погружения, откуда её командир, капитан-лейтенант Иван Васильевич Грачёв (назначен 10 июня 1941 года) повёл её на боевую позицию в район Стокгольма. Согласно докладу командира лодки 19 августа был потоплен торпедами транспорт водоизмещением 8000т, а 24 августа Грачёв поразил торпедой носовую часть другого транспорта.

В конце дня 28 августа Грачёв (назначен командиром Щ-301 10 июня 1941 г) привёл свою «Щуку» в Таллинскую бухту, которую всего полтора часа назад покинули боевые корабли и конвои транспортных и вспомогательных судов. Грачев направил лодку на восток и вскоре, даже имея «парадный ход» всего 11 узлов, нагнал и присоединился к одному из конвоев.         

В 21.15, находясь к северу от мыса Юминда-Нина Щ-301«Щука» подорвалась кормой на мине и затонула в течение нескольких минут. Подошедший катер-охотник снял с неё 14 оставшихся в живых членов экипажа и высадил их на уже поврежденный пассажирский пароход «Вирония», которая незадолго до полуночи подорвалась на мине и пошла ко дну. Из более 2500 её пассажиров далеко не все смогли выбраться из внутренних помещений. На месте гибели судна плавали среди обломков. в воде сотни людей. Снующие среди обломков катера подбирали их на борт. Из экипажа Щ-301 спасли лишь Грачёва и трюмного старшину Пивоварова.

Грачёва и Пивоварова выбросило за борт. Грачёву пришлось долго дожидаться помощи, держась в воде за какой-то ящик. Подобравшая его ночью шлюпка высадила Ивана на стоявший на якоре эсминец.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-6

Средняя торпедная подводная лодка типа «С» IX-бис серии

Построена на Балтийском заводе и 30 октября 1939 года вошла в состав КБФ. 

 

Водоизмещение 837 \1073 т; 77,7 х 6,4 х 4,0 м; 4000 \1100 л.с, 19,5\9 узлов.

Дальность плавания 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.