Лодка типа М ( Vi -бис серии) была построена в г. Николаеве и по железной дороге перевезена в Ленинград. В состав КБФ принята 19 июня 1935 года. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лодка типа М ( Vi -бис серии) была построена в г. Николаеве и по железной дороге перевезена в Ленинград. В состав КБФ принята 19 июня 1935 года.

2021-12-11 1022
Лодка типа М ( Vi -бис серии) была построена в г. Николаеве и по железной дороге перевезена в Ленинград. В состав КБФ принята 19 июня 1935 года. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-78

Лодка типа М (Vi -бис серии) была построена в г. Николаеве и по железной дороге перевезена в Ленинград. В состав КБФ принята 19 июня 1935 года.

 

                  

Т, (196 –подводное) 685 л.с., 12.3, узла, 2 торпеды, 1 45-мм пушка.Дальность плавания 1540 миль, глубина погружения 50 м, экипаж 17 чел.

 

 

ШЕВЧЕНКО Дмитрий Леонтьевич

Подводная лодка М-78

 

 

Г.

 

«Малютка» принимала участие в «Финской войне». Тогда лодкой командовал ст. лейтенант Афонин В.Д.

 

Г.

22 июня 1941 года лодка находилась в Либаве, откуда согласно приказу штаба КБФ она в 00.45 23 июня вышла совместно с М-79 в Усть-Двинск. 

Ст. лейтенант Дмитрий Леонтьевич Шевченко стал командиром подводной лодки М-78 всего месяц назад, 25 мая 1941 г, поэтому старшим на борту следовал командир 4-го дивизиона ПЛ Степан Ионович Матвеев.

 

                

Утром около 5.00 у западного входа в Ирбенский пролив «малюток» обнаружил и атаковал самолёт противника и они вынуждены были погрузиться.

Недостаточный запас электроэнергии в аккумуляторных батареях не  позволял длительно идти под водой и вскоре М-78 всплыла, к несчастью, как раз там, где за несколько дней до начала войны, заняла боевую позицию немецкая подводная лодка U-144.

В 06.30 обе выпущенные ею торпеды поразили цель и наша «малютка» мгновенно затонула. В 2000 году шведские и латышские аквалангисты нашли её в точке с координатами (с.ш.57.28, в.д.21.17).

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-1

построена на Балтийском заводе. Вступила в строй 11 сентября 1936 года.

 

  1940 год

 

8 июля 1940 года за участие в «финской кампании» подводная лодка С-1 была награждена орденом Красного Знамени, а командир её капитан-лейтенант А.В.Трипольский удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

 

Начало войны застало обе лодки в Либаве, где они проходили средний ремонт. Либава с первого дня войны оказалась под угрозой захвата противником.

По приказанию начальника штаба флота контр-адмирала Юрия Пантелеева  С-1 (не имевшая хода) была выведена из дока, но вести её на буксире в тыл было слишком опасно, да и некому, поэтому вечером 23 июня она была взорвана экипажем.

 

 

МОРСКОЙ Иван Тихонович,

командир подводной лодки С-1

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-3         

Средняя торпедная подводная лодка типа С IX серии

840 т, 4000л.с., 19,5 уз, 9800 миль, глубина погружения 90 м, 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед, 1-100 мм и 1 -45 мм орудие, экипаж 45 чел

 

 

На С-3 двигатели были в исправности, но у неё была разобрана система продувания балластных цистерн и поэтому она не могла погружаться. Командир лодки, капитан-лейтенант Костромичёв Н.А. решил прорваться в Виндаву, следуя полным ходом в надводном положении. В это время в Либаве находился дивизион сторожевых катеров морской пограничной охраны, но в условиях царившей в гарнизоне базы суматохи, связанной с организацией обороны города, времени распорядиться об эскорте для неисправной подводной лодки у командира базы, капитана 1 ранга Клевенского не нашлось. Приняв на борт экипаж взорванной С-1 во главе с её командиром, капитаном 3 ранга Морским И.Т., а также группу рабочих судоремонтного завода, в полночь С-3 покинула Либаву. Надежды капитана лодки Костромичёва на успешный прорыв не оправдались. На траверзе маяка Ужава лодку перехватили два немецких торпедных катера. Костромичёв умело маневрировал и уклонялся от выпущенных  ими торпед, а комендоры отбивались из 45-мм орудия. Когда все находившиеся на мостике лодки были перебиты пулемётным огнём катеров, немцы потопили лодку глубинными бомбами, обгоняя её на большой скорости вдоль её бортов. Оказавшихся в воде моряков немцы забросали ручными гранатами и  хладнокровно расстреляли из пулемётов. Из экипажа С-1 погибло 39, а из экипажа С-3 – 47 человек.

 

КОРСТРОМИЧЁВ Николай Александрович,

командир подводной лодки С-3

(с 9 мая.1941 г)

 

                         

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-10

 

Средняя торпедная подводная лодка типа С  IX серии,  построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 31 декабря 1940 г.

 

Водоизмещение 837 \1073 т; 77,7 х 6,4 х 4,0 м; 4000 \1100 л.с, 19,5\9 узлов, 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед. 1-100 и 1 45 мм ор. Глубина погружения- 90 м. экипаж 45 чел.

Год

Война застала лодку в Усть-Двинске вблизи Риги. Достав из сейфов и вскрыв лежавшие там пакеты с сургучными печатями с заранее составленными заданиями для командиров подводных лодок, командир 1-й бригады подлодок Герой Советского Союза Н.П. Египко в 16.00 23 июня отправил подводную лодку  С-10  на боевую позицию в северную часть Данцигской бухты. На следующий день на переходе Ирбенским проливом нашу «десятку» безрезультатно атаковала немецкая подводная лодка U-140.

В 01.20 и в 03.15 28 июня от Бакунина было принято с искажениями сообщение: «Ухожу от погони 5.00 буду в базе Либава».

Либава уже сутки была в руках противника и комбриг передал Бакунину приказ: «В Либаву не заходить. Идти в Таллин через Соэлазунд и Моонзунд.

 

Около пяти утра в базе был принят условный сигнал без адреса и позывных: «Авария ПЛ. Нуждаюсь в немедленной помощи». По почерку радиста определили, что сигнал был передан с «Десятки».

Подводная лодка С-10 погибла 28 июня 1941 года при до сих пор не выясненных обстоятельства. Возможно, лодка получила повреждения на минном заграждении на подходах к Пиллау и при возвращении в базу экипаж не справился с поступающей внутрь прочного корпуса водой и лодка затонула.

БАКУНИН Б.К.                                        Рубка подводной лодки С-10

В 2018 году корпус подводной лодки С-10 был обнаружен к северу от Паланги.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-81

Лодка типа М (Vi-бис серии). Построена в городе Николаеве. Вступила в строй 15 июля 1936 года. Перевезена по железной дороге в Ленинград и 6 ноября того же 1936 года вошла в состав КБФ.

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА  М-94

 

М-94 - подводная лодка 12 серии. Построена в Ленинграде на заводе «Судомех» и 12 декабря 1939 года вошла в состав КБФ.

 

203\254 т, один дизель 800 л.с, скоость 14 узлов, глубина погружения -50 м. дальность плавания 3440 миль, 2 торпеды, 1-45 мм пушка. Экипаж 22 чел.

 

 22 июля 1941 года М-94 совместно с подводной лодкой М-98 следовала на запад, на отведенную  ей позицию. Лодки миновали Соэлазунд, и находились уже на траверзе маяка Ристна, когда в корму М-94 угодила торпеда, выпущенная немецкой подводной лодкой U-140. Немецкие лодки прямо-таки «паслись» на выходах из проливов архипелага.  Глубина места была 20 м, длина лодки- 45 м, поэтому, когда затопленная водой отяжелевшая корма лодки достигла дна и упёрлась в него, носовая часть оставалась пока на поверхности. Взрыв торпеды сбросил с мостика находившихся там командира, ст. лейтенанта Дьякова, штурмана Шпаковского и обоих сигнальщиков.

Раненый штурман утонул, остальные поплыли к возвышавшейся над водой носовой части лодки и взобрались на неё. На идущей поблизости М-98 видели случившееся и послали шлюпку, чтобы снять людей.

В сохранившихся носовых отсеках «малютки» находилось восемь уцелевших подводников. Организацию  их спасения взял на себя командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Шиляев. С большим трудом все 8 подводников втиснулись в тесную боевую рубку, после чего они сравняли давление в рубке с забортным открыли верхний рубочный люк и стали по одному подниматься на поверхность моря, до которой было менее 10 м. Спасшихся подобрал и доставил на берег баркас береговой батареи.

Из состава экипажа М-94 погибло 8 человек. 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-11

Подводная лодка С-11 типа С –IX – бис серии.Построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 27 июня 1941 года.

 

 

Водоизмещение 837 \1073 т; 77,7 х 6,4 х 4,0 м; 4000 \1100 л.с, 19,5\9 узлов, 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед. 1-100 и 1 45 мм ор. Глубина погружения- 90 м. экипаж 45 чел.

Через неделю после подписания приёмного акта лодка перешла из Кронштадта в Таллин. Днем 13 июля С-11 вышла в боевой поход. Командир лодки капитан-лейтенант Анатолий Михайлович Середа получил приказ действовать в районе порта Мемель. Старшим на борту был командир 12-го ДПЛ орденоносец капитан 3 ранга И.Ю.Тузов.

 

 

СЕРЕДА Анатолий Михайлович,

командир подводной лодки С-11

(назначен 10 июня 1941 года)

 

Эскорт из двух тральщиков и двух морских охотников вывел лодку через пролив Соэлазунд в точку погружения. Через 20 суток в том же районе эскорт встретил возвратившуюся из похода лодку. Трудный поход с подстерегавшими лодку опасностями остался, позади, экипаж радовался скорому прибытию в Таллин.

 

ТУЗОВ И.Ю. командир

дивизиона подводных лодок

 

 

Все гладились, брились, смеялись

И пела душа моряков,

Но в базе её не дождались –

Причина- коварство врагов»

 

 

Действительно, возвратиться в базу ей было не суждено. Около 6 часов вечера она подорвалась на донной магнитной мине ТМВ, выставленной накануне немецкими торпедными катерами.

Находившихся на мостике моряков, в том числе и командира лодки, взрывам сбросило в воду. Подоспевший к месту трагедии катер эскорта принял их на борт без признаков жизни.

 

Но, как оказалось, при взрыве на «эске» погибли на все. В 6-м и 7-м отсеках осталось в живых 10 человек.

Придя в себя после взрыва, они включили аварийное освещение и осмотрелись в отсеках. 6-й (электромоторный) отсек был повреждён и медленно заполнялся водой через трещины в переборке 5-го отсека. Попытка перейти из 6-го в неповреждённый седьмой (торпедный) отсек не удалась –переборочный люк заклинило.

6 моряков во главе со старшиной команды электриков Милютиным мужественно приняли смерть.

В 7-м отсеке уцелели четыре краснофлотца –Зиновьев, Никишин, Мазнин и Мареев. Последний от потрясения лишился рассудка и был совершенно безучастен, впал в прострацию и вскоре умер. Остальные трое принялись готовить путь к спасению, а он был один – через торпедный аппарат. Выстрелили одну из торпед, затем выпустили на поверхность через опустевший аппарат буй с тонким тросом (буйрепом), и приступили к выходу из отсека, соблюдая при подъёме по буйрепу остановки во избежание кессонной болезни. Все трое благополучно всплыли на поверхность, где их подобрала шлюпка береговой батареи.  

После непродолжительного лечения все трое попали в морскую пехоту. В дальнейшем судьба посчитала, что с этих ребят хватит и щадила их: все трое дожили до Победы.

 

Краснофлотцы ЗИНОВЬЕВ В.В. МАЗНИН А.В. и НИКИШИН Н.В.,

спасшиеся с затонувшей подводной лодки С-11 через торпедный аппарат.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-103

Малая подводная лодка типа «М» ХII серии. Построена в Ленинграде не заводе»Судомех» и 12 октября 1940 года вошла в состав КБФ.

 

 

 

203\254 т, один дизель 800 л.с, скоость 14 узлов, глубина погружения -50 м. дальность плавания 3440 миль, 2 торпеды, 1-45 мм пушка. Экипаж 22 чел.

 

 

Совершила два боевых похода. 

С 8-го по 18 июля лодка под командованием капитан-лейтенанта В.Д Нечкина несла дозор в районе маяка  Ристна. По прибытии в базу Нечкин был назначен командиром средней подводной лодки Щ-302, а малютку М-103 возглавил ст. лейтенант Г.А. Жаворонков.

13 августа командир М-103 получил приказ выйти в разведывательный поход к восточному побережью Швеции.

До 24 августа с лодкой поддерживалась радиосвязь.                                                      Жаворонкову было приказано возвращаться в Таллин самостоятельно, не дожидаясь встречи с эскортом.

После этого лодка на связь больше не выходила и в базу не возвратилась.

В 1999 г. корпус лодки был обнаружен на дне залива в 8 милях севернее острова Вормси.

                                                        

 

                                                                                                                

ЖАВОРОНКОВ.Георгий Александрович,                  

командир подводной лодки М-103               (назначен 31 июля 1941 года) 

                                                                

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-5

Средняя торпедная подводная лодка типа «С» IX-бис серии. Построена на Балтийском заводе и 30 октября 1939 года вошла в состав КБФ

 

Водоизмещение 837 \1073 т; 77,7 х 6,4 х 4,0 м; 4000 \1100 л.с, 19,5\9 узлов, 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед. 1-100 и 1 45 мм ор. Глубина погружения- 90 м. экипаж 45 чел.    

Г.

28 августа, во время прорыва флота из Таллина в Кронштадт в 20.11, следуя в кильватер прямо за кормой крейсера «Киров», подорвалась на мине, Лодка пошла ко дну в течение минуты. Спасти удалось 9 человек, в том числе командира С-5 капитана 3 ранга  А.А.Бащенко и командира 1-й бригады ПЛ капитана 1 ранга Н.П.Египко. Сброшенный с мостика в воду раненый командир 1-го ДПЛ капитан 3 ранга А.К.Аверочкин утонул.

 

 

                

 

   

АВЕРОЧКИН А.А.      БАЩЕНКО.А.А               ЕГИПКО Н.П.                

 


11. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-301 «ЩУКА»

Средняя торпедная подводная лодка типа «Щ» 111 серии

 

 

Водоизмещение 572 т (672-т подводное),  2 х 600 л.с., 11,5 узла, экипаж  35 чел. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533 -мм ТА, 10 торпед, 1-45 мм пушка 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Построена на Балтийском заводе и вступила в строй 11 октября 1933 года. От названия этой первой средней лодки советской постройки все последующие лодки типа «Щ» независимо от названия (или бортового номера) получили нарицательное название «щуки» (например «щука» по имени «Окунь», «Ёрш», «Линь» и т.п.)

Год

10 августа была выведена эскортом точку погружения, откуда её командир, капитан-лейтенант Иван Васильевич Грачёв (назначен 10 июня 1941 года) повёл её на боевую позицию в район Стокгольма. Согласно докладу командира лодки 19 августа был потоплен торпедами транспорт водоизмещением 8000т, а 24 августа Грачёв поразил торпедой носовую часть другого транспорта.

В конце дня 28 августа Грачёв (назначен командиром Щ-301 10 июня 1941 г) привёл свою «Щуку» в Таллинскую бухту, которую всего полтора часа назад покинули боевые корабли и конвои транспортных и вспомогательных судов. Грачев направил лодку на восток и вскоре, даже имея «парадный ход» всего 11 узлов, нагнал и присоединился к одному из конвоев.         

В 21.15, находясь к северу от мыса Юминда-Нина Щ-301«Щука» подорвалась кормой на мине и затонула в течение нескольких минут. Подошедший катер-охотник снял с неё 14 оставшихся в живых членов экипажа и высадил их на уже поврежденный пассажирский пароход «Вирония», которая незадолго до полуночи подорвалась на мине и пошла ко дну. Из более 2500 её пассажиров далеко не все смогли выбраться из внутренних помещений. На месте гибели судна плавали среди обломков. в воде сотни людей. Снующие среди обломков катера подбирали их на борт. Из экипажа Щ-301 спасли лишь Грачёва и трюмного старшину Пивоварова.

Грачёва и Пивоварова выбросило за борт. Грачёву пришлось долго дожидаться помощи, держась в воде за какой-то ящик. Подобравшая его ночью шлюпка высадила Ивана на стоявший на якоре эсминец.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-6

Средняя торпедная подводная лодка типа «С» IX-бис серии

Построена на Балтийском заводе и 30 октября 1939 года вошла в состав КБФ. 

 

Водоизмещение 837 \1073 т; 77,7 х 6,4 х 4,0 м; 4000 \1100 л.с, 19,5\9 узлов.

Дальность плавания 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед.

Г.

В начале июня 1941 года прошла доковый ремонт и занималась подготовкой к боевому походу в Усть-Двинске.

23 июня вышла из базы для действий в Померанской бухте. После бесплодного пребывания на позиции лодка днём 9 июля возвратилась из похода в бухту Кихельконна (на западном берегу о.Эзель) где штабом ей было предписано ожидать прибытия эскорта. Прекрасная погода, тишина, усталость после похода, не изжитый ещё довоенный благодушный образ мыслей настраивали на беспечный лад -почему бы. находясь в своих водах да ещё под прикрытием зенитной батареи, не дать людям отдых и командир лодки, капитан-лейтенант Кульбакин разрешил части экипажа купаться. В разгар купания лодку с бреющего полёта атаковал бомбардировщик Ю-88. К счастью сброшенные им бомбы легли на безопасном для лодки расстоянии, однако «юнкерс» развернулся и во втором заходе обстрелял лодку и купальщиков из пулемёта. Результат - трое убитых и четверо раненых, в том числе получил тяжёлое ранение Кульбакин.

 

 

КУЛЬБАКИН Василий Фёдорович,

командир подводной лодки С-6:

 

 

                                                                                         

 

 

В командование лодкой вступил дивизионный штурман Ильин, находившийся на лодке в качестве обеспечивающего – наставника или няньки, опекающей недостаточно опытного командира. По прибытию в базу командиром С-6 был назначен капитан-лейтенант Кулыгин. В ночь на 6 августа эскорт вывел его лодку в точку погружения(в районе маяка Ристна), откуда она должна была следовать на позицию к острову.Борнхольм 

 

                              

 

КУЛЫГИН Николай.Николаевич.

Командир подводной лодки С-6

 

После расставания с эскортом лодка на связь не выходила и по истечении срока автономности командование объявило её погибшей Долгое время считалось, что лодка была потоплена авиацией у западного побережья острова Эзель, однако в августе 2011 года её корпус  был обнаружен, опознан и обследована у шведских берегов, у о.Эланд

      

 

ФОТО ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-6 (слева направо)

Фото из Сборника «Тайны подводной войны №7, Львов, 2009 г.

 

 Веселов Н.А.- пом. командира, Виняр Г.Б.- командир БЧ-5,  Венков А.М.- командир БЧ-3 

 

Матвеев В.Г. -радист, Никитин А.Р.- комендор, Рябинин А.П - военком

 

 

Глотов С.Г. - рулевой,  Колосов В.Т.-  старшина трюмных,  Колякин К.И. -боцман

 

Смирнов А.В.штурман   Костров Ф.А. командир группы движения БЧ-5

 

Год

8 сентября 1941 года командиру П-1 капитан-лейтенанту Ивану Андреевичу Логинову было приказано перейти из Ораниенбаума в Кронштадт, где срочно выгрузить боезапас. Приняв ночью 20 тонн медикаментов, продовольствия и боеприпасов для военно-морской базы Ханко, лодка утром 9 сентября покинула Кронштадт и взяла курс на запад. До Гогланда лодку сопровождал эскорт. Штаб предписал Логинову следовать на Ханко ночью в надводном положении с максимальной скоростью (20 узлов). Ни 10-го, ни 11-го сентября «Правда» на Ханко не прибыла. Пропала без вести. По всей видимости ночью лодка встретилась с одной из много-численных плавающих мин, сорванных штормом со своих якорей, или подсеченных тралами кораблей во время прорыва флота из Таллина на восток.

 

ЛОГИНОВ Иван Андреевич,

командир подводной лодки П-1 «Правда»

 

 

В 2018 году корпус подводной лодки П-1 «Правда» был обнаружен на дне Финского залива на траверзе мыса Юмида-ина.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-319

Подводная лодка типа Щ Х серии. Построена в Ленинграде на заводе им. Марти и 29 ноября 1936 года была принята в состав КБФ.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

603\ 721 т; 58,8 х 6,2 х 4,0 м; 1600\800 л.с, 13,5\7,2 узлов; 5240\105 миль.

Г.

Подводная лодка Щ-319 принимала активное участие в «Финской» войне. Однако её двухнедельный поход в первой половине декабря а район пролива Южный Кваркен (у входа в Ботнический пролив) успехов не принёс –за время пребывания на позиции был отмечен лишь один транспорт, да и тот на запредельной дистанции.

 

 

АГАШИН Николай Сидорович,

командир подводной лодки Щ-319

(командовал лодкой с 10.02.39)

 

Г.

Январский выход лодки на патрулирование также оказался бесплодным.

 

Г.

Начало войны подводная лодка Щ-319 встретила в таллинском доке, заканчивая средний ремонт. 4 августа перешла в Усть-Лугу.

С 18 августа находилась в Кронштадте и занималась подготовкой к боевому походу.

Вечером 20 сентября Щ-319 вышла в район Либавы. До острова Родшер лодку должен был сопровождать эскорт, но Агашин оторвался от него ещё на Большом Кронштадтском рейде и пошёл на запад самостоятельно. Лодка, минуя один за другим этапы, предусмотренные планом перехода на позицию, в базу об этом не доносила, соблюдая полное радиомолчание. По истечении срока автономности Щ-319 была объявлена погибшей. Долгое время считалось, с что лодка погибла от подрыва на минах при форсировании Финского залива в западном направлении, а датой гибели лодки считалось 22 сентября 1941 года.

 

Однако после войны в результате анализа трофейных документов нашлось косвенное свидетельство того, что подводная лодка Щ-319 погибла значительно позднее.

 

Днём 28 сентября немецкие лёгкие крейсера «Эмден» и «Лейпциг» в сопровождении нескольких миноносцев совершали переход от западного побережья острова Эзель, где производили обстрел позиций защитников полуострова Сырве. Корабли следовали в Пиллау. В районе Виндавы обоим крейсерам пришлось маневром уклоняться от двух торпед, которые никто кроме Щ-319 по ним выпустить не мог.

 

 

Немецкий лёгкий крейсер «Ляйпциг», атакованный подводной лодкой Щ-319 

28 сентября 1941 года.

 

Миноносцы эскорта по следам торпед вышли в точку залпа и произвели бомбометание, но следов повреждения или гибели лодки они не наблюдали. На следующий день, 29 сентября, в этом же районе уклонялась от торпед группа немецких тральщиков.

Таким образом, место, дата (даже месяц), время, причина и обстоятельства гибели Щ-319 остаются невыясненными до сих пор.

Для нас она фактически является пропавшей без вести в Балтийском море, но официльно объявлена ПОГИБШЕЙ.

 

 

15. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-8                 

Лодка типа С 1Х-бис серии. Построена на заводе Красное Сормово» в городе Горький. 30 июня 1940 года вошла в состав КБФ.

 

Водоизмещение 837 т; главные размеры 77,7 х 6,4 х 4,0 м; мощность 4000 \1100 л.с, (два винта) ход 19,5\9 узлов, дальность плавания 8200 \135 миль 4 носовых и 2 кормовых ТА, 12 торпед, 1-100 и 145 мм орудия. Глубина погружения- 90 м, экипаж 45 чел.

 

23 июня 1941 года командир подводной лодки С-8 Бойко М.С.

(с января 1939 г.) получил боевой приказ, но выходить в море оказался, объявив, что недостаточно подготовлен.   М.С.Бойко был отдан под суд Военного трибунала и приговорён к расстрелу за проявленную трусость и малодушие. Приговор был приведен в исполнение 8 августа 1941 г.

 

23 июня 16 июля командиром С-8 был назначен капитан- лейтенант Илья Яковлевич Браун, командовавший до этого небоеспособной подводной лодкой Л-55.                     

Свой первый  боевой поход на С-8 Браун совершил с 16 июля по 5 августа в район Ирбенского пролива (под присмотром командира дивизиона капитана 3 ранга А.В.Трипольского).                        

             

Вечером 10 октября Браун вышел в море во второй раз, теперь в         

район Данцигской бухты. После выхода и расставания с базой лодка на связь не выходила. Долгое время считалось, что она погибла от взрыва мины при форсировании Финского залива в западном направлении. Однако в 2000 г. появилось сообщение, что шведскими аквалангистами в районе острова Эланд обнаружена подводная лодка типа «С» и рядом была подобрана накладная металлическая цифра «8». Таким образом, место гибели С-8 можно считать установленным, но точная дата и обстоятельства этого остаются пока невыясненными.

 

 

БРАУН Илья Яковлев

командир подводной лодки С-8

(с 23 июля 1941 г)

 

 

Фотографии членов экипажа С-8

 

 

                                           

 

 

 Абалихин В.И.                            Герасимов Е.В.             Зайцев М.Ф.

рулевой                                   пом. командира             старшина торпедистов                   

 

   

 

Заонегин Ф.Н.                                  Носовский П.М.             Подпрятов А.С.

трюмный                                     старшина электриков       шифровальщик          

 

 

Пчелин В.В.                  Соколов Г.Л.                     Степанов А.В.

   электрик                       штурман                             комиссар         

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-322

Построена на заводе «Красное Сормово и вошла в состав КБФ 3 ноября 1936 года.

603\ 721 т; 58,8 х 6,2 х 4,0 м; 1600\800 л.с, 13,5\7,2 уз; 5240\105 миль,

 4 носовых и 2 кормовых 533-мм ТА, 10 торпед, 2-45-мм орудия, экипаж 40 человек.

 

Г.

Лодка под командованием капитан-лейтенанта  В.А. Полещука принимала активное участие в «Финской» кампании. 9 декабря 1939 года лодка остановила судно, оказавшийся немецким транспортом, следующим в Ленинград. Судно было отпущено. Около полуночи 10 декабря 1939 года Севернее острова Нарген был обнаружен неизвестный транспорт. На  приказ остановиться судно не ответило и командир решил атаковать. В 23.45 торпеда поразила судно в правый борт. Агония длилась полтора часа. Жертвой оказался немецкий транспорт «Рейнбек» тоннажем 2800 т (а не 8-10 000, как оценивал его Полещук).

Ночью 12 декабря встреченное судно на запрос о пункте назначении не ответило и продолжало движение. Считая судно финским, Полещук атаковал его торпедой, которая, сошла с курса вправо и в цель не попала. После 4-го выстрела из 45-мм пушки судно остановилось Оно оказалось немецким, шло в Ленинград и было отпущено для следования по назначению.

 

 

ЕРМИЛОВ Виктор Андреевич

командир подводной лодки Щ-322

(с 3 октября 1941 г.)

Год

Первый боевой поход  в 1941 году Щ-322 начался 13 июля 1941 года. В течение почти трёх недель лодка бесплодно патрулировала в районе шведского острова Готска-Санден и 3 августа возвратилась в базу. Вечером 10 октября командир Щ-322 став уже капитаном

3 ранга, повёл лодку из Кронштадта на позицию в район маяка Овиши  (на северном побережье Латвии).

Утром 11 октября лодка в сопровождении эскорта прибыла на о.Гогланд. Вечером, с наступлением темноты, продолжила переход на запад. После полуночи эскорт развернулся на обратный курс. Через непродолжительное время в направлении движения                       Щ-322 раздался сильный взрыв, который по-видимому и явился причиной гибели «щуки».

 В 2018 году корпус подводной лодки Щ-322 был обнаружен и обследован водолазами группы Константина Богданова на дне Финского залива к северу от порта Палдиски.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «КАЛЕВ»

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-324

Средняя торпедная подводная лодка   типа "Щ" X серии.

Заложе­на 31 декабря 1934 г. на заводе №112 (Красное Сормово). Вступила в строй 31 октября 1936 г.

   

 

603\ 721 т; 58,8 х 6,2 х 4,0 м; 1600\800 л.с; 13,5\7,2 узлов; 5240\105 миль;

 4 носовых и 2 кормовых 533-мм ТА, 10 торпед, 2-45-мм орудия, экипаж 40 человек.

Г.

21апреля за боевые успехи в советско-финской войне под командованием капитан-лейтенанта М.Коняева подводная лодка Щ-322 награждена орденом Крас­ного Знамени.

4 июля командиром Краснознамённой подводной лодки назначен капитан-лейтенант Г.А.Тархнишвили.

 

Год

Начало войны застало лодку в бухте Локса, гилинде она проходила оргпериод 21 июля перешла в Таллин, откуда 24 июля выфшла на боевую позицию в Помнранскую бухтуГде провела 12 безрезультатных скток ии 11 августа прибыла в Палдиски Из Палдиски последовательно перешла 12-го –в Таллин, 15-го –в Кронштадт и             16-го в Ленинград.

 

 

ТАРХНИШВИЛИ Георгий Исрамович,

командир подводной лодки Щ-324

(назначен 4 июля 1940 г.)

 

 

2 ноября подводная лодка Щ-324 вышла из Кронштадта с отрядом кораблей эскадры, следующих на Ханко чтобы занять позицию у острова Утё для прикрытия эвакуации гарнизона Ханко. 5 ноября доложила в базу о занятии отведенной позиции. На связь лодка больше не выходила  и 10 ноября погибла или от подрыва на одной из мин вражеского минного заграждения «Апольда».

\

 

 

 

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-98

Малая торпедная подводная лодка типа М Х II серии. Построена на заводе им Марти (Адмиралтейский) и 1 августа 1940 года вступила в строй.

 

203\254 т, один дизель 800 л.с, скорость 14 узлов, глубина погружения -50 м. дальность плавания 3440 миль, 2 торпеды, 1-45 мм пушка. Экипаж 22 человека.     

 

В середине ноября 1941 года была в самом разгаре проводимая флотом весьма трудная и опасная операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко, оказавшейся глубоко во вражеском тылу.

С очередным отрядом боевых кораблей, сле


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.237 с.